Главная страница
Навигация по странице:


  • »

  • Занятие 2. Прикладная этика. Открытые моральные проблемы

  • Нравственный кодекс учителя физкультуры

  • Занятие Основные понятия этики


    Скачать 45.91 Kb.
    НазваниеЗанятие Основные понятия этики
    Дата04.06.2020
    Размер45.91 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла9720_Professionalnaya_etika.docx
    ТипЗанятие
    #127987

    Подборка по базе: В данной статье были рассмотрены основные критерии качества жизн, Реферат(17.11) Основные методы стратегического финансового анали, Практическое занятие 1.docx, Л 9.2 Основные пожарные автомобили.doc, ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ.pdf, Практическое занятие 9.pdf, Практическое занятие 8.pdf, Основы теории литературы_ПРАКТИЧЕСКОЕ занятие (1).docx, ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ.pdf, Решение Практическое занятие №2 (1).docx

    Занятие 1. Основные понятия этики
    1. Добро-зло.

    Зло противоположно добру. Категория зла является обобщенным выражением представлений обо всем безнравственном, что заслуживает осуждения и должно быть преодолено. Например, в отношениях между людьми, зло - это когда к человеку относятся не как личности как таковой, а с целью извлечь выгоду, использовать в своих корыстных целях.

    Религиозная этика утверждала, что добро - есть выражение воли или разума Бога, зло же фатально присуще человеку - грех, который совершили Адам и Ева является источником существования зла на земле. Натуралистические теории происхождение добра видели в абстрактной «природе человека», в его стремлении к наслаждению, счастью.

    Так этика гедонизма утверждает, что добро - это то, что доставляет удовольствие или ведет к нему. Добро - это то, что приятно. Только наслаждение, удовольствие, радость - добро; страдание, горе, неудовольствие - зло. Однако сразу же можно возразить, что содержание наслаждения зависит не только от эпохи, но и от среды, возраста, образования, следовательно, сами по себе положительные и отрицательные эмоции объективно не несут в себе определений добра и зла.

    Этика утилитаризма утверждает, что добро - то, что полезно индивиду, а зло - то, что вредно. Однако не всегда человек делает то, что полезно для него, ибо часто он следует такому жизненному правилу: «Зная лучшее, следую худшему». Кроме того, мы знаем, что в истории существовали случаи самоотверженного служения человека во имя каких-либо идей - это поведение трудно объяснить утилитарной этикой.

    Современные этические теории считают, что определение добра практически невозможно (интуитивизм), либо добро целиком зависит от личного замысла индивида (экзистенциализм)
    В русской литературе множество примеров. Приведем наиболее известные из них: добро в пьесе Горького «На дне»; сила доброты главной героини рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор»; добро и зло в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и т.д.
    2. Свобода-ответственность.

    Античная философия возникла с появлением натурфилософских идей, то есть из философского осмысления природы. Истоки свободы уходят в далёкую древность. Данная тема существовала во все времена развития философии. В период античности сложно сказать о существовании как такого долга в том виде, который предоставлен нам сейчас.

    Становление и развитие этических воззрений в Древнем Риме однозначно составил качественно новый этап во всей античной философской мысли. Возникла потребность в формировании новых ориентиров, идеалов, новых механизмов регулирования отношений в социуме.

    Основные философские мысли Сократа были направлены на мысли: о добре и зле, свободе, долге, добродетели, ответственности, жизни и смерти, добродетели и пороках. Сократ же основывал свои этические идеи на убеждении, что человек - существо изначально доброе, разумное, поддающееся положительному влиянию и обучению. Он относился к представителям религиозно-нравственного идеалистического мировоззрения.

    По его мнению, знания - это основа добродетели, знать и быть - это одно и то же, так как человек устремлён к добру и одновременно разумен. Поэтому знающая личность одновременно и личность ответственная, понимающая и образованная.

    Этика Платона тесно связана с морально-нравственными принципами его учителя Сократа и с его собственными рассуждениями и открытиями в метафизике и антропологии. Платон определяет деятельность человека как реализацию стремления к высшему благу. По его мнению, достижение наивысшего блага, становится возможным только через самосовершенствование.

    Материалистические воззрения Эпикура особо интересны. Свобода, по его мнению, - это природа; поступки человека; отсутствие страданий. Эпикур отмечал, что счастье без свободы невозможно. Его атараксия - это не что иное, как предтеча свободомыслия. Природу ответственности античный философ объясняет как свободу от душевных тревог, негодований и телесных страданий.

    Эпиктет, который тоже размышлял об истинной свободе, пришел к выводу, что свободен тот человек, «который живет так, как он хочет». При этом фаталистические воззрения стоиков, их смиренность и невозможность изменения судьбы ограничивали понимание ответственности и свободы, сводя эти понятия к минимуму.

    Современная трактовка. Свобода - способность человека творить самого себя и мир других людей, выбирать образ будущего мира. Ответственность характер взаимоотношений между личностью, группой, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

    В качестве первого примера из литературы можно привести: А.С. Пушкин «Дубровский», Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

    3. Совесть.

    С культурно-исторической точки зрения, идея и понятие совести складываются в процессе осмысления различных механизмов самоконтроля. В отличие от страха (перед авторитетом, наказанием) и стыда (в котором также отражается осознание человеком своего несоответствия некоторым принятым нормам), совесть воспринимается как автономная. Исторически совесть коренится в стыде и родственна ему; однако уже ранние попытки осознания опыта, который впоследствии получит название «совестного», свидетельствуют о стремлении дифференцировать сам стыд и выделить как нечто особенное «стыд перед самим собой» (Демокрит, Сократ) – своеобразный экстериоризированный вариант того контрольного механизма, который получит название совести. В древнегреческой мифологии эту функцию выполняли Эринии; в «Оресте» Еврипида она была осмыслена как «сознание совершенного ужаса». 

    Совесть в философии трактовалась как негативная и позитивная категория.

    Как негативная, совесть представала укоряющей и предостерегающей, даже устрашающе предостерегающей или критичной по отношению к прошлому и судящей его.

    Как позитивная, совесть, вопреки расхожим представлениям о ней, представала побуждающей к заботе и решимости.

    Рассматривая совесть как глас Божий, философы расценивают это как призыв к совершенству.

    Такие выражения, как «спокойная совесть» или «чистая совесть», в обычной речи обозначают осознание человеком исполненности своих обязательств или реализации всех своих возможностей в данной конкретной ситуации.

    В разных же нормативно-теоретических контекстах феномен «чистой совести» трактуется различно:

    • «чистая совесть» как обозначение чувства благополучия «безопасности, как следствие покорности и зависимости;

    • «чистая совесть» как отражение амбиций человека на достижение совершенства, его претензий на внутреннюю цельность и полноту, как отражение самодовольного сознания и, наконец,

    • «чистая совесть» в значении бессовестности, понимаемой как склонность не обращать внимания на законы совести.

    «Муки совести», наоборот, знаменуют неприятие себя как такового.

    В осуждении себя состоит раскаяние как явно выраженное сожаление о содеянном и намерение не совершать впредь того, что будет достойно сожаления.

    Выражение «свобода совести» обозначает право человека на независимость его внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения.

    В узком и более распространенном смысле «свобода совести» - это свобода вероисповедания и организованного отправления культа.

    В собственно этическом смысле слова совесть не может быть иной, как только свободной.

    «Совестный акт» есть проявление внутреннего освобождения личности, а свобода в последовательном своем проявлении - не что иное, как жизнь по совести.

    Современная трактовка. Совесть - способность человека, критически оценивая себя, осознавать и переживать свое несоответствие должному – неисполненность долга. Феноменологическими проявлениями совести являются внутренний эмоциональный дискомфорт («укоры, муки совести»), чувство вины и раскаяние. 

    4. Справедливость.

    Справедливость является важнейшей категорией социально-философской мысли, морального, правового и политического сознания. В философии Древнего Востока и Древней Греции справедливость рассматривалась как внутренний принцип существования природы, как физический, космический порядок, отразившийся в социальном порядке.

    В римском праве справедливость трактуется как субъективная категория, а именно как «постоянная и неуклонная воля воздавать каждому его право» (Ульпиан). Более архаическая (и объективная) ипостась справедливости - равенство (aequum). Говорится, например, что с точки зрения права народов все люди (свободные и рабы) равны.

    В философии Фомы Аквинского справедливость это одна из кардинальных добродетелей, которая противостоит греху алчности (avaritia). Сам термин справедливости представляет собой аналог русского слова правда и встречается в латинском переводе Библии: «блаженны алчущие правды» (Мф. 5:6). Многократно обращались к проблеме справедливости такие мыслители, как Герберт Спенсер и Джон Локк.

    • Древнегреческий философ Платон считал справедливым то общество, в котором каждый человек занимается тем, что ему дано от природы. В своём знаменитом диалоге «Государство» он детально описывает идеальный, по его мнению, государственный строй, в т.ч. уделяя большое внимание понятию справедливости и в конце концов приходит к вышеизложенной концепции.

    • Профессор античности Эдуард Фролов видит истоки платоновской концепции справедливости в архаическом «представлении о норме (metron) как основании порядка, личного и общественного благополучия, причём блюстителями или гарантами этой нормы выступали сами строители мира - боги».

    Современная трактовка. Справедливость - понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоёв, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём.

    Пример из литературы: Шарль Перро «Золушка», Агата Кристи «Десять негритят», Ф. Достоевский «Преступление и наказание», Платон «Государство».

    5. Честь и достоинство.

    Исторически понятие чести возникло в моральном сознании общества в виде представлений о родовой и сословной чести, в виде совокупных требований, предписывающих определенный образ жизни, образ действий. Нарушение, отступление от предписываемого общественной моралью образа жизни оценивалось резко отрицательно, вызывало чувство стыда и позора и поэтому осмысливалось как недостойное поведение, особенно ярко сознание чести проявилось в морали феодального общества, которое отличалось жесткой сословной структурой и подробнейшей регламентацией образа жизни каждой социальной группы. Достоинство человека в этой морали, в том числе и чувство собственного достоинства, определялось тем, насколько строго человек соблюдал эти сословные нормы морали

    Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей, не совершать акта самооценки. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. «Честь - жизнь моя, - писал Шекспир, - они срослись в одно, и честь утратить - для меня равно утрате жизни».

    Категории «честь» и «достоинство» отражают моральную ценность личности, они представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Исполнение долга, следование велениям совести придают личности тот моральный статус, который и отражен в понятиях «достоинство» и «честь». Близкие по значению, они, между тем, имеют важные смысловые различия.

    Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности. Достоинство же - это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость. И только потом, во-вторых, достоинство человека должно получить общественное признание. Таким образом, механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания. Механизм функционирования достоинства основан на движении изнутри духовного мира к общественному признанию.

    Согласно А. Шопенгауэру, честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь. Честь - это общественное мнение о нашей ценности, наша боязнь перед этим мнением. Так, например понятие служебной или профессиональной чести непосредственно связано с мнением о том, что человек, занимающий какую-либо должность, действительно обладает для этого всеми необходимыми данными и всегда точно выполняет свои служебные обязанности.

    Современная трактовка. Достоинство и честь – показатели моральной ценности человека. Это своеобразные эталоны для определения нравственности человека, который представляет определенную социальную группу. Ни один человек не может избежать социальной оценки во мнении коллектива или общества. Поэтому бывает и так, что отдельные люди пытаются ввести общество в заблуждение, приукрасить свои поступки, чтобы получить общественное признание. Тонкий нравственный инструмент – чувство собственного достоинства – помогает правильно регулировать ценностные отношения между человеком и обществом.

    Примеры из литературы: А.С. Пушкин «Капитанская дочка», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».

    6. Нравственный долг.

    Долг – превращение требования морали в личную задачу конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится. Приверженность идеалам добра на практике означает верность требованиям морали. Превращение нравственных требований и ценностей в личную задачу человека и выражает понятие нравственного долга. Посредством сознания долга личность осознает свои обязанности как нравственного существа. Следовательно, долг – это необходимость выполнять свои нравственные обязанности. Поскольку долг – проявление необходимости, постольку его выполнение предполагает отказ от потакания собственным прихотям, желаниям, страстям и согласие с теми требованиями, которые содержатся в повелениях долга, иначе говоря, в подчинении воле более значимой, чем моя личная собственная воля.

    Каковы же те нравственные обязанности, которые требует исполнять долг или, говоря другими словами, каково содержание морального долга? В самом общем плане можно сказать, что содержанием морального долга является та совокупность моральных норм, принципов, моральных кодексов и идеалов, которые регулируют нравственную деятельность и нравственные отношения того или иного сообщества. В этой совокупности имеется, безусловно, стабильный компонент, который составляет содержание общечеловеческой морали. Вместе с тем, в нем имеется также относительный момент, связанный с историческими особенностями общества.

    В доклассовом обществе отношения между кровнородственными коллективами строились на норме «око за око, зуб за зуб». Долгом членов племени было наказание иноплеменников, причинивших зло, но наказание, равное нанесенному ущербу. Эта норма действовала только применительно к другой общине. Человек, осуществлявший месть, действовал от лица общины.

    В раннеклассовом обществе норма «око за око, зуб за зуб» отступает на второй план, а на первый план выходит моральный кодекс, который базируется на принципе «не делай другому того, чего ты не хочешь себе». Этот принцип известен в этике как «золотое правило морали», которое получило такую форму выражения: «Поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». «Золотое правило морали» делает долгом человека воздержание от нанесения другому ущерба, от причинения ему зла. Оно коррелирует с целым набором моральных норм, сформулированных в Ветхом завете: «не убий», «не укради», «не пожелай жены ближнего» и т.д. Таким образом, в соответствие с этими нормами моральным долгом человека является отказ от убийства, воровства, зависти, ненависти и т.д.

    Христианство совершило переворот в содержании моральных требований, в том числе и требований морального долга. Христианская нравственность базируется на принципе любви, любви к ближнему, в том числе и врагу. Этот принцип является краеугольным камнем христианской морали. Любовь, с точки зрения христианской этики, не должна быть созерцательной, пассивной, а действенной. Поэтому она должна быть милосердной. Милосердие истолковывается в христианской этике как долг верующего помогать другим людям, оказывать им всяческое содействие, делиться с ними как материальным, так и духовным достоянием.

    Те, кто является сторонником концепции высшего «Я», видят долг человека перед самим собой в бесконечном стремлении каждого человека к совершенству, в неуклонном духовном самосовершенствовании, в самоактуализации личности. Каждый человек должен стремиться в полной мере реализовать себя, достичь вершины своего потенциала. Тот, кто пренебрег своими дарованиями, остался одной лишь нераскрытой потенцией, с точки зрения сторонников этой концепции, не выполнил долга перед собой.

    Приверженцы эвдемонистических теорий видят долг человека в достижении счастья – такого счастья, как оно понимается людьми в данную эпоху, в данной культуре. В самом общем плане обретение счастья связано с реализацией смысла жизни. Человек, проживший свою жизнь осмысленно, реализовавший основные свои жизненные установки, не только может называться счастливым, но и чувствовать при этом, что он выполнил долг перед самим собой.

    Примеры из литературы: А.С. Пушкин «Евгений Онегин», Л.Н. Толстой «Воскресенье».

    7. Смысл жизни.

    Счастье, смысл жизни, цель и идеал человеческой жизни. Трудно найти другие категории этики, которые с древнейших времен и до наших дней не вызывали бы такой живой интерес. Зачем живет человек? Каково его предназначение в мире? Есть ли какой-то смысл в его жизни, если он конечное существо, т.е. смертен?

         Эти и другие подобные вопросы, которые Г. Гейне назвал в свое время проклятыми, не могут не волновать каждого мыслящего человека, ибо вопрос о смерти и бессмертии - это глубоко нравственный вопрос - только человеку свойственно задумываться о конечности своего существования. Именно в такие моменты он с особой силой ощущает и осознает потребность определить, в чем же заключается для него смысл жизни, счастлив ли он. Это момент нравственной самооценки человека.

    В истории этики известно множество ответов на вопросы о смысле жизни человека.

    Все их можно разделить на три основных направления:

    1) одни усматривали смысл жизни в индивидуальном благополучии;

    2) другие видели его в реализации каких-то внеземных задач;

    3) провозглашали бессмысленность и абсурдность человеческого бытия.

    Индивидуалистические концепции счастья и смысла жизни мы находим в гедонизме и эвдемонизме. Кроме того, в том или ином варианте понимание счастья как максимума удовольствий встречается в этике утилитаризма.

     Второе направление в понимании смысла жизни ярче всего проявляется в религиозной этике. Наивысшей ценностью понимается, провозглашается потусторонний мир, а земное бытие понимается как некое испытание, ниспосланное Богом человеку. Поэтому смысл земной жизни - это перенесение всяческих испытаний, трудностей, но во имя искупления первородного греха, во имя спасения бессмертной души.

    В противоположность гедонистической концепции религиозная этика делает принципом земной жизни отказ от наслаждения, аскетизм, ее идеал - это человек аскет.

    Третье направление в понимании смысла жизни можно назвать пессимистическим. Это отрицание какого-либо смысла человеческого существования, глубокое убеждение в абсурдности, полной бессмысленности человеческого бытия. С этой точки зрения жизнь человека лишена какой-то объективной определенности, а поэтому всегда бессмысленна и абсурдна. Одинокий, предоставленный самому себе человек испытывает постоянное чувство беспокойства и страха. Как сказал еще Байрон: «Кем бы ты ни был, лучше было бы не быть». Пессимистические настроения мы найдем в самой поэтической книге Библии, в Екклесиасте: «И возненавидел я жизнь, ибо все суета и томление духа», «Все произошло из праха и в прах возвратится». В книге Иова говорится: «Человек рождается на страдания».

    Отцом пессимизма в европейской философии признается А. Шопенгауэр, согласно которому желания человека никогда не смогут быть удовлетворены и поэтому «жизнь со всех сторон по существу своему – страдание». Смысл жизни и цель жизни - не равнозначные понятия, хотя они и тесно связаны между собой. Смысл жизни - это объективная независимая от желания человека значимость его жизни, она имеет место, хочет того человек или нет. Цель жизни ставится самим человеком, это внутреннее, личное осознание человеком смысла и содержания жизни, конкретизация его в каком-либо деле, или явление.

    Современная трактовка.

    Смысл жизни - философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

    Примеры из литературы: А.П. Чехов «Человек в футляре», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

    8. Порядочность.

    Порядочность - это некий специфический свод этических норм, предписаний и запретов, регулирующий отношения в социуме. В отличие от норм права нормы порядочности опираются не на закон, а на обыденное моральное сознание, носят «светский», а не религиозный характер, т. е не предполагают веры в Закон Божий. В то же самое время этические нормы, составляющие кодекс порядочности, не столь ригористичны, как нормы философской этики, и при определенных обстоятельствах допускают исключения.

    Впервые слово «порядочность» было упомянуто в работах Платона. Этот термин был родственным слову «космос». Он говорил, что достоинство каждой вещи – это слаженность и упорядоченность. Платон писал, что все сущее - небо и землю, богов и людей - объединяет дружба, порядочность и справедливость. В этических трактатах Аристотеля «порядочность» передается термином «эпиэйкейя», который переводится как «доброта». Соответственно, порядочного человека называли эпикэйс, и считалось, что такая личность ни при каких обстоятельствах не станет добровольно делать что-то плохое.

    Современная трактовка. Порядочность - это строгое соблюдение человеком всегда и во всём установленных в обществе норм поведения и неспособность человека ни при каких обстоятельствах к подлым поступкам.

    Примеры из литературы: А.И. Куприн «Чудесный доктор», Пушкин А.С. «Капитанская дочка».

    9. Патриотизм.

    Понятие «патриотизм» и нравственная категория, которое это слово обозначает, происходит от греческого patriotes соотечественник, patris родина и обозначает нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, готовность подчинить его интересам свои частные интересы.

    Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Любовь к своему отечеству, преданность своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей родины. 

    Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии. Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям - патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт им положительную характеристику.

    Современная трактовка. Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё.

    Примеры из литературы: В. Пикуль «У последней черты» 

    10. Толерантность.

    Понятие «толерантность» стало употребляться в русском языке сравнительно недавно, являясь производным от латинского слова tolerantia – терпение, французского tolerant – терпимый. В период советской культуры толерантность не привлекала внимания ученых и политиков, поскольку наука была скована идеологией, держащей курс на непримиримую борьбу со всеми формами отклонения от господствующих стандартов мировоззрения и особенно науки и философии. Говорить о толерантности в эпоху военного коммунизма, сталинских репрессий, холодной войны с капитализмом не приходилось. Мир был чётко разделен на добро и зло, и никакие компромиссы, понимание и терпимость были недопустимы.

    Все три формы толерантности: персональная, социальная и политическая – достигаются не только через способность видеть и признавать «другое». Культурная антропология аккумулирует знания о дифференциации различных культур, ставя под сомнение наивную веру в безукоризненность собственных порядков или системы ценностей. Поэтому закономерное развитие знаний через Просвещение обращает внимание на два момента, которые, как правило, не замечаются.

    Во-первых, несмотря на то, что передача знаний о «другом» имеет глубокие корни, как подчеркивали с иронией Паскаль и Вольтер, «понимание справедливости ограничено берегами одной реки, и по разные стороны Рейна господствуют различные представления о ней». Не случайно две тысячи лет назад античный скептик Карнеад  озвучил два мнения о справедливости, одно из которых страстно защищало её, а другое радикально осуждало.  А Геродот, описывая ритуалы погребения, обращал внимание на их принципиальные различия: там, где персы отдавали мертвых диким зверям, греки их сжигали, а индийцы – съедали. 

    Во-вторых, поверхностное восприятие различий несет угрозу их ложной оценки как нормативного ядра. Это может происходить вследствие дифференциации географических, климатических, экономических или других «периферийных» условий, а также смешения вторичных представлений о справедливости с ее первичным, базовым пониманием в качестве нормы. Вследствие этого «другое» нередко рассматривается как «чужое»: так Паскаль рассматривал различия в праве наследования. 

    Современная трактовка. Толерантность имеет двойственное понятие. С одной стороны это морально-этическая категория, направленная на воспитание членов общества и личностных качеств социального характера.

    Примеры из литературы: сказка «О Царе Салтане», Гончаров «Обломов».

    Занятие 2. Прикладная этика. Открытые моральные проблемы
    1. Смертная казнь.

    Смертная казнь с древних времен является непрерывным спутником человеческой цивилизации. Это одна из форм уголовного наказания, ответная реакция на совершение противоправного или незаконного деяния. В современном мире проблема смертной казни стоит особенно остро. Большинство цивилизованных государств сочли недопустимым лишение жизни какого бы то ни было человека. При этом некоторые страны не видят в смертном приговоре ничего предосудительного.

    Смертная казнь не скрывается и не отрицается. Это явление прямо или косвенно входит в правовую систему любого государства. При этом совершенно неважно, какой причиной руководствуется правительство или какой метод используется при реализации приговора в исполнение. Известно лишь, что в одних странах смертная казнь используется в полном объеме, а в других ее применение ограничено.

    Аргументы за: справедливой наказание за тяжкое преступление, фактор сдерживания (например, от взяточниства, распространения наркотиков); защита общества от опасных элементов (опасный преступник может сбежать из тюрьмы); экономическая несправедливость пожизненного заключения; смертная казнь более гуманна, чем пожизненное заключение.

    Аргументы против: риск судебной ошибки; не ведет к исправлению; существование палачей; порождение жестокости в обществе.

    2. Эвтаназия.

    Эвтаназия - сознательное действие, приводящее к смерти безнадежно больного и страдающего человека относительно быстрым и безболезненным путем с целью прекращения неизлечимой боли и страданий.

    Выделяют пассивную и активную эвтаназию. Пассивная эвтаназия - это отказ от жизнеподдерживающего лечения, когда оно либо прекращается, либо не начинается. Активная эвтаназия - это преднамеренное вмешательство с целью прервать жизнь пациента путем инъекции средства, вызывающего летальный эффект.

    Аргументы за: человеку должно быть представлено право самоопределения вплоть до того, что он сам может выбирать, продолжать ему жизнь или оборвать ее; человек должен быть защищен от жестокого и негуманного лечения; человек имеет право быть альтруистом, т.е. пожалеть своих близких, не обременять их ни морально, ни финансово; экономическая сторона проблемы (лечение и содержание обреченных отнимает у общества немало средств).

    Аргументы против: активная эвтаназия покушение на такую ценность, каковой является человеческая жизнь; возможность диагностической и прогностической ошибки врача; возможность появления новых медикаментов и способов лечения; наличие эффективных болеутоляющих средств; риск злоупотреблений со стороны персонала (речь идет о том, что в случае, если активная эвтаназия будет уза­конена, у медицинского персонала будет возникать ис­кушение использовать ее не столько исходя из интере­сов и желания пациента, сколько из других, гораздо ме­нее гуманных, соображений).

    3. Аборты.

    Проблема абортов давно интересует общество, уже написано множество статей, научных исследований, книг, снято много фильмов и социальных роликов. В подобных работах приведены доказательства того, что аборт, несомненно, является убийством нерождённого человека со всеми вытекающими последствиями.

    В современном мире допустимость абортов и её приделы – остро дискуссионная проблема, включающая религиозные, этические, медицинские, социальные и правовые аспекты. В некоторых странах эта проблема приобрела такую остроту, что вызвала раскол и ожесточенное противостояние в обществе.

    Аргументы за: жизнь человека происходит в момент зачатия, но оплодотворенные яйцеклетки используют и для искусственного оплодотворения. Те клетки, которые не были имплантированы, обычно выбрасываются. Является ли это убийством? Если нет, то почему им является аборт; аборт является безопасной медицинской процедурой. При медицинском аборте риск серьезных осложнений составляет менее 0,5%; дети с серьезными физическими отклонениями могут иметь очень низкое качество жизни, что, в свою очередь, является травмой для родителей. Аборт является более гуманным шагом, чем дать такому ребенку жизнь; изнасилованные женщины имеют абсолютное право сделать аборт. Они не выбирали беременность и не принимали решения иметь ребенка; каждый ребенок имеет право на надлежащую любовь и заботу. Если это невозможно, аборт является более гуманным выходом; беременность может являться серьезным риском для жизни матери; несовершеннолетние или очень молодые женщины, которые становятся матерями, имеют мрачные перспективы на будущее; женщина имеет право выбирать, как ей распоряжаться своим телом.

    Аргументы против: поскольку жизнь начинается в момент зачатия, то аборт является убийством; аборт является прямым нарушением общепринятых идей святости человеческой жизни. Ни одно цивилизованное общество не позволяет причинить вред или лишить жизни другого человека без наказания, и аборт не является исключением; аборт может привести к осложнениям в более позднем возрасте; аборт наказывает нерожденного ребенка, который не совершил никакого преступления. Вместо этого, он сам оказывается на месте преступника; аборт является самой ужасной формой жестокого обращения с детьми; аборт часто вызывает сильную психологическую боль и стресс; аборт нарушает клятву Гиппократа.

    4. Трансплантация органов.

    Трансплантация – перенесение (пересадка) живого материала (клеток, тканей, органов) в пределах того же организма или другому реципиенту (вживление неживого материала, имплантация). В настоящее время наблюдается огромная потребность в донорских органах.

    Аргументы «за»: трансплантация позволяет обеспечения права каждого человека на жизнь. Это доказательство особо весомый с точки зрения его моральной стоимости. Идея охраны жизни и здоровья, их сохранение и чествование получает высокую моральную санкцию; трансплантация признается эффективным способом лечения необратимых заболеваний и повреждений органов человека. Этот тезис поддерживается многими врачами мира, которые имеют целью служение человеку, его жизни, здоровью; аргументация в пользу трансплантации опирается на апелляции к тем ситуациям, когда этот метод является единственно возможным. Он эффективен тогда, когда все другие методы лечения неприемлемы и пациент не имеет выбора между жизнью и смертью. В таком безвыходном положении трансплантация является единственным методом лечения.

    Аргументы «против»: применение определенных видов трансплантации может привести к потере морально-психологической и духовной целостности человеческой личности (прежде всего, пересадка мозга, половых желез); весомым большая трудоемкость, чрезвычайная сложность подобных операций, немалый риск негативных последствий; довольно распространенным является отторжение донорской ткани, что может привести к смерти; проблема опасности злоупотреблений в связи с коммерциализацией современной медицины. Возможно получение органов обманным или даже преступным путем у беззащитных людей, а также организация торговли органами.

    5. Перемена пола.

    Проблема смены пола актуальна для биоэтики, поскольку затрагивает не только биологический признак человека, но и его психологическую и социальную сущность.

    В норме существование человека рассматривается как единство материального и духовного. В случае транссексуализма возникает внутренний конфликт между этими двумя составляющими собственного бытия: несоответствие материального (тела) духовному содержанию. Для достижения гармонии с самим собой транссексуальным людям необходимо устранить этот дисбаланс, что и определяет их стойкое стремление в смене своего пола.

    Аргументы за: свобода выбора, развитие научных технологий.

    Аргументы против: противоестественность, плохой пример в обществе, осложнения.

    6. Суррогатное материнство.

    Суррогатная мать - это физически и психологически здоровая женщина, которая может стать матерью. На первом месте – это её здоровье. Если женщина согласиться выносить чужого ребёнка, она становиться определённым инкубатором и за её услуги нужно заплатить.

    Аргументы «за»: бывают ситуации, когда для бесплодной пары нет иного способа стать родителями – проблему решит только суррогатное материнство; суррогатное материнство дает возможность продлить род, даже когда генетический родитель мертв. Это помогает родственникам умершего вновь обрести смысл жизни; постоянно ухудшающейся демографической ситуацией.

    Аргументы «против»: создается реальная угроза для организма суррогатной мамы, может пострадать ее физическое и психическое здоровье; повышен риск заболеваний у ребенка; нарушение в понятиях кровного родства и продолжения рода; функция материнства ставится на коммерческую основу (матка напрокат); ребенка можно купить за деньги.

    7. Клонирование человека.

    Само по себе клонирование подразумевает точное воспроизведение какого-либо объекта. Соответственно, клонирование человека – это создание эмбриона из которого впоследствии выращивается человек, обладающий генотипом того индивида, чьим клоном является.

    Биологи используют несколько определений к слову «клон». Чаще всего под этим термином подразумевают определенный организм, который появился через внеполовое размножение и сохранил наследственную информацию от своего предка. В процессе клонирования воспроизводится генная структура. При этом нельзя сказать, что это абсолютные копии.

    Генотип у них абсолютно одинаков. Но по своим надгенетическим свойствам клоны могут различаться. У них может быть разный размер, окрас, восприимчивость к заболеваниям.

    Аргументы «за»: люди смогут клонировать величайших людей древности и задавать им вопросы; люди клонируют органы для пересадки; люди начнут клонировать скот и голод исчезнет навсегда; люди клонируют полезные ископаемые; будет прорыв во всех сферах науки, инженерии, медицине, космонавтике и т.д.

    Аргументы «против»: клоны могут заменить тебя или твоих близких, люди начнут использовать клонов как рабов; люди смогут убивать людей и подменят их клонами; клона можно использовать в противоправных целях; человек – это личность, которую нельзя разделять.

    Все перечисленные этические проблемы являются открытыми, т.к. по ним нет единой точки зрения, как среди граждан, так и между профессионалами. Полярные точки зрения нередко «дополняют» друг друга. Жизнь слишком многообразна в своих проявлениях. Осмысление открытых моральных проблем не сводится к выработке определенной моральной позиции, оно требует также специальных знаний. Моральный выбор здесь совпадает с профессиональной безупречностью решения.

    Открытые проблем представляют собой такие отступления от моральных требований, которые претендуют на моральный статус. Их можно охарактеризовать как исключения из правил, подтверждающие правила. Предполагается, что речь идет о таких исключительных ситуациях, когда лучшим следованием норме является отступление от нее.


    Нравственный кодекс учителя физкультуры
    Я учусь на учителя физкультуры. Важной составляющей профессиональной культуры современного педагога физической культуры, на мой взгляд, является его духовно-нравственная культура и этика.

    Преподаватель физической культуры участвует в процессе воспроизводства нравственного сознания личности не только индивидуально, но и через педагогический и студенческий коллективы, через родительскую общественность. Сейчас говорить об этической стороне профессиональной культуры педагога физической культуры как никогда актуально, так как успешно решать сложные задачи, поставленные реформой общеобразовательной и профессиональной школы, может лишь тот преподаватель, который олицетворяет собой образец высоконравственной личности. Именно культура и высокая нравственность делают педагога физической культуры личностью.

    Я могу выделить следующие этические заповеди современного преподавателя физической культуры:

    • сердечность, понимание педагогом состояния своих воспитанников (боль, радость, горе, печаль и т. п.);

    • умение говорить об ошибках и недостатках других без издевки и насмешек;

    • педагогическая уравновешенность, наблюдательность, умение соблюдать дистанцию, не допускать фамильярности и уважать мнение собеседника, в том числе и своего студента;

    • терпимость к недостаткам, от которых воспитанник старается избавиться;

    • умение сдерживать проявление чувств негодования, возмущения с учетом конкретной ситуации;

    • умение не демонстрировать своей неприязни к одним студентам и не проявлять чрезмерной симпатии к другим;

    • умение не допускать чрезмерного любопытства к тем делам воспитанников и коллег, которые составляют их личную тайну - это является нарушением норм морали;

    • поддерживать унижаемых и обиженных, не выставляя это напоказ;

    • нужно обладать чувством меры в иронии, шутке и знать при этом индивидуальные особенности психики каждого обучающегося;

    • никогда не следует напоминать детям об их физических недостатках;

    • не следует часто говорить и о приобретенных детьми дурных привычках, если они студентом осознаются и если упоминание о них больно ими переживается;

    • нужно запрещать себе таить зло по отношению к тем студентам, которые доставляют неприятности.

    Я считаю, что педагогический процесс основывается на наших взаимоотношениях с детьми. Именно эти взаимоотношения придают каждому «педагогическому движению» неповторимый личностный смысл, окрашивают учебный материал или педагогическое требование неповторимой гаммой чувств, без которых никогда не постигнуть тайн детской души.


    написать администратору сайта