Главная страница
Навигация по странице:

  • Факторы способствующие и препятствующие инновационной деятельности.

  • Инфраструктура инновационной деятельности.

  • Конфликты и способы их разрешения при реализации инновационного процесса.

  • Финансирование инновационного процесса.

  • Факторы рисков и методы управления рисками инновационного процесса.

  • Средства стимулирования инновационного процесса.

  • Блок Б. Закономерности инновационного процесса


    Скачать 31.32 Kb.
    НазваниеЗакономерности инновационного процесса
    Дата26.05.2018
    Размер31.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБлок Б.docx
    ТипДокументы
    #44955

    Подборка по базе: Основы уголовного процесса.docx, Основы уголовного процесса.docx, ревферат Планирование и организация учебно-тренировочного процес, Стадии технического процесса.docx, 4 БЛОК.docx, Марка блока.docx, КП Разработка технологического процесса.pdf, Организация бюджетного процесса в Российской Федерации на федера, Организация процесса производства продукции в горячем цехе столо, Лекция 5. Понятия процесса и потока.docx

    Закономерности инновационного процесса.

    Инновационная сфера подчиняется определенным закономерностям развития, т.е. устойчивым, повторяющимся и существенным свя­зям, обусловливающим структуру и динамику иннова­ционных процессов, их эффективность. Анализ опыта нововведений позволяет под­метить в нем некоторые закономерные связи. Эти закономерные связи уже давно привлекают вни­мание исследователей как в России, так и за рубежом. Опираясь на результаты их исследований, а также обобщение инновационной практики отечественных предприятий, возможно выделение и рассмотрение сле­дующих закономерностей инновационных процессов. Закономерность динамического равновесия. Всякое изменение неизбежно противостоит сложив­шемуся объекту с уже увязанными между собой целями, связями, нормами. Функционирование, т.е. цикличное воспроизводство каких-то действий, результатов только тогда и может быть эффективным, когда оно регулярно. Нововведение на какое-то время «сбивает» функциони­рование, требует его перестройки, а затем восполнения потерь времени, труда, ритма. Нововведения нарушают равновесие в системе. Меняясь в чем-то одном, она должна сохраниться в других, обычно основных своих качествах. Поэтому важно найти баланс между тенден­циями функционирования и изменения, обеспечить гиб­кое равновесие организационной системы. Закономерность взаимоадаптации новшества и среды. Сравнительно высокая степень программирования самого предмета нововведения контрастирует с факти­ческим отсутствием единого объекта его внедрения. Точ­нее, объект очень разнообразен. Несходство специфических «мест­ных» условий (организационных, социокультурных, эко­номических и т.д.) в отдельных средах приводит к тому, что, несмотря на общность, единообразие предмета но­вовведения (вводимого новшества) каждое его внедре­ние имеет признаки уникальности. Не будучи в состоянии учесть наиболее значимые параметры названного раз­нообразия, проект нововведения оказывается перед не­избежностью множественной трансформации в различ­ных сферах внедрения. Как следствие этого, требуется взаимоадаптация новшества и его среды. Закономерность усложнения организа­ционных структур. По мере развития общества и народного хозяйства происходит постоянное накопление «прошлого труда», который овеществляется в технике, иных материальных формах, а также объективируется в организационных структурах. Этот процесс приводит не только к нараста­нию «массы», но и к усложнению взаимосвязей, усиле­нию зависимости между различными компонентами всей системы хозяйства, то есть ее «плотности». Вслед­ствие этого осуществление каждого нововведения вы­зывает все больший радиус вторичных, производных явлений, далеко идущих последствий, своего рода тек­тонический эффект. Уже сам объем вторичных ново­введений увеличивает реальную трудоемкость и даже может превышать полезную значимость исходного но­вовведения. К тому же некоторые из них могут оказать­ся неприемлемыми. Отсюда - возрастание трудностей осуществления нововведений, усиление риска и ответ­ственности, что выражается в разных формах уклоне­ния от нововведений, сопротивления им. Закономерность изменения инновационного эффекта. Смысл этой закономерности заключается в том, что при переходе от экспериментального нововведения к его тиражированию обнаруживается ослабление разо­вых эффектов при возрастании общего. Результат пробного нововведения на стадии эксперимента обыч­но выше потому, что здесь складывается активизи­рующее влияние специального контроля и психологи­ческого подъема во время экспериментирования. Закономерность потенциальной регрессии. Неудача первого нововведения дискредитирует по­следующие. Поэтому важно строгое соблюдение усло­вий внедрения новшеств. Нарушение этого требования подрывает доверие к данному и ко всем последующим новшествам. Закономерность комплексности инновационного процесса. Опыт показывает, что не бывает «чисто» технических или экономических нововведений, ибо каждое из них имеет свои социальные, психологические и иные аспек­ты и следствия. Комплексность является еще одной из закономерностей инновационного процесса. Нововведение более успешно, когда оно охватывает не одну узкую сферу, скажем, производство деталей, но включает в себя также то, что влияет на общий ре­зультат. Инновационное развитие должно носить комплекс­ный характер. Закономерность социального дискомфорта. Для успеха нововведений должна быть определенная доля социального дискомфорта, желание его преодо­леть. Самоуспокоенность и самоудовлетворенность, конформизм и отсутствие внутреннего диссонанса - не самые лучшие психологические условия для нововве­дений. В зарубежной литературе это явление получило название «несовершенство процесса». Несовершенст­во процесса (термин введен Э. Даунсом) - это несоот­ветствие качества процесса предъявляемым к нему требованиям. Именно с установления факта несовер­шенства начинается поиск альтернатив действия. Не­соответствие процесса порождается:

    неверными ожиданиями агентов принятия решений;

    появлением иных критериев удовлетворенности;

    технологическими изменениями;

    изменениями в распределении власти между индивидами и группами;

    изменениями рыночной конъюнктуры;

    изменениями технологии в макросреде;

    изменениями статуса организации в иерархии власти в контексте окружающей среды.

    Инновационное решение, основанное на несоответ­ствиях, должно поддаваться четкому определению и вписываться в уже существующую технологию и ре­сурсы. Осознать несоответствие в состоянии субъект, связанный с данным типом деятельности. Несоответ­ствия формы и содержания процесса не возникают вместе с каким-либо событием в окружающей среде, хотя все-таки именно внешнее событие чаще всего помогает осознать потребность процесса. Для успеш­ного претворения в жизнь инновационных решений, основанных на потребности процесса, требуется на­личие пяти основных критериев (условий):

    автономности процесса;

    одного «слабого» или «отсутствующего» звена;

    четкого определения цели;

    конкретизации решения;

    высокого уровня восприимчивости или же широкого по­нимания пользы предложенной инновации.

    Результативная инновационная политика (при нали­чии вышеуказанных условий) связана с последователь­ной реализацией алгоритма, состоящего из действий:

    анализа возможностей;

    накопления специализированной информации;

    разработки простого и функционального изобретения;

    углубления специализации нововведения, выражающего­ся в стремлении удовлетворить потребности специфиче­ского рыночного сегмента. Закономерность иррадиации. Смысл данной закономерности заключается в том, что нововведение в одной области вызывает цепочку изменений в других, смежных областях. При высоком уровне инновационной культуры общества в силу взаи­мокоррекции, взаимозависимости ее частей изменение одной составляющей вызывает быстрое изменение других. В условиях же инновационной стагнации необ­ходим мощный организационно-управленческий и пра­вовой импульс, чтобы заработали механизмы саморе­гулирования. Для этого требуется институциализация инновационной культуры, т.е. превращение ее развития в организованный, упорядоченный процесс с опреде­ленной структурой отношений, правилами поведения, ответственностью участников. Речь идет не о забюрокрачивании деятельности, а о необходимых мерах кон­солидации, поскольку в короткие сроки предстоит ре­шить крупные общественно значимые вопросы. Для управления же инновационными процессами важно то, что система только тогда будет открыта новшествам, когда их освоение станет усло­вием ее сохранения. Именно создание таких условий должно стать задачей управления, с тем, чтобы вы­звать инновационный импульс внутри самой системы.

    Факторы способствующие и препятствующие инновационной деятельности. Препятствующие: 1)Экономические, технологические. Недостаток средств для финансирования инновационных проектов, слабость материальной и научно-технической базы, отсутствие резервных мощностей, доминирование интересов текущего производства. 2)Политические, правовые. Ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства. 3)Социально-психологические, культурные. Сопротивления переменам, которые могут вызвать такие последствия как изменение статуса сотрудников, необходимость поиска новой работы, перестройка новой работы, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения и сложившихся традиций, боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу. 4)Организационно-управленческие. Устоявшаяся организационная структура компании, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации, ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий, жесткость в планировании, ориентация на сложившиеся рынки, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных процессов. Способствующие: 1) Наличие резерва финансовых и материально-технических средств, прогрессивных технологий, необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры.

    2) Законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность, государственная поддержка инноваций. 3) Моральное поощрение участников инновационного процесса, общественное признание, обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда. Нормальный психологический климат в трудовом коллективе. 4) Гибкость оргструктуры, демократичный стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок, децентрализация, автономия, формирования целевых рабочих групп. Инфраструктура инновационной деятельности. Под инновационной инфраструктурой понимают совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих организаций, учреждений, их объединений, ассоциаций любой формы собственности, оказывающих услуги по обеспечению инновационной деятельности (финансовые, консалтинговые, маркетинговые, информационно-коммуникативные, юридические, образовательные и т.п.).

    Инновационная инфраструктура объединяет организации различных видов: консалтинговые, маркетинговые, информационно-коммуникационные, юридические, образовательные, тренинговые и т.д. фирмы, инвесторов, посредников, научные и государственные учреждения, которые своей деятельностью охватывают весь инновационный цикл - от генерации научно-технической идеи до реализации нововведения. Целью создания инфраструктуры является комплексное обеспечение инновационной деятельности субъектов хозяйствования, сохранение и развитие научно-технического потенциала страны в интересах общества, включая преодоление спада производства, его структурная перестройка, изменение номенклатуры изделий, создания новой продукции, новых производственных процессов. Реализация соответствующих функций предполагает формирование комплекса взаимосвязанных элементов:

    o системы информационного обеспечения, которая дает доступ к базам и банкам данных для всех заинтересованных независимо от форм собственности;

    o экспертизы (включая государственную) инновационных программ, проектов, предложений, заявок;

    o финансово-экономического обеспечения инновационной деятельности на основе использования различных источников поступления средств: ресурсов предприятий и организаций, инвестиционных фондов, иностранных инвестиций и др .;

    o системы сертификации их продукции, соответствующие услуги в сфере метрологии, стандартизации, контроля качества;

    o системы продвижения нововведений на региональные, межрегиональные, иностранные рынки, включая выставочную, рекламную, маркетинговую, патентно-лицензионную виды деятельности, защита интеллектуальной собственности;

    o подготовку кадров для инновационной деятельности в условиях рыночной экономики.

    Организационно объекты инновационной инфраструктуры могут быть представлены как:

    o финансово-кредитные учреждения;

    o зоны интенсивного научно-технологического развития (технополисы) инновационные парки;

    o инновационные центры;

    o инкубаторы (инновационные, технологические, инновационного бизнеса);

    o консалтинговые фирмы, компании и др.

    Опыт развитых стран показывает, что в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке выигрывает тот, кто имеет развитую инфраструктуру реализации нововведений, кто владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности и использует весь диапазон технологий создания и реализации инноваций. Конфликты и способы их разрешения при реализации инновационного процесса. Как правило, всякая инновация практически в любом обществе ведет к возрастанию конфликтности между социальными группами, что, в свою очередь, тормозит внедрение нововведений. Это явление обозначается как инновационная инерция (недееспобность) общества и может иметь большую или меньшую степень выраженности. Те же самые проблемы возникают и при внедрении инновации на предприятии или в организации. И в первую очередь при внедрении нововведения возникают противоречия между его сторонниками и противниками. Новаторы рассчитывают на улучшение работы организации и личной жизнедеятельности в результате внедрения новшества. Консерваторы опасаются, что жизнь и работа станут хуже. Кроме этого, в зарубежной литературе выделяются четыре группы факторов, препятствующих инновационной деятельности:

    технико-экономические,

    юридические,

    организационно-управленческие

    и социально-психологические

    К числу социально-психологических факторов, вызывающих сопротивление нововведениям, например, относятся: возможное изменение статуса работника в организации; возможность потери работы из-за внедрения нововведения; перестройка устоявшихся способов деятельности; нарушение стереотипов поведения; боязнь неопределенности; нарушение сложившихся в организации традиций; опасения наказания за неудачу и др. Вероятность инновационного конфликта возрастает под действием следующих факторов:

    - масштабность инновации. Чем масштабнее новшество, чем боль­шее количество людей вовлечено в инновационный процесс, тем чаще возникают конфликты. При этом отмечается следую­щая тенденция, которая проявляется в отношении общества к так называемым «эпохальным» инновациям: чем более корот­кой по времени является такая инновация, тем большее сопро­тивление она встречает.

    - радикальность инновации повышает вероятность и остроту инновационных конфликтов. Более радикальные новшества встречают большее противодействие.

    скорость инновационного процесса. Чем быстрее идет процесс инноваций, тем более он конфликтогенен.

    социально-психологическое, информационное и другое обес­печение процесса внедрения инновации. Чем более продуман этот процесс, тем меньшее количество конфликтов его сопро­вождает.

    Инновационные конфликты могут быть внутриличностными, межличностными, межгрупповыми. Межличностный инноваци­онный конфликт — это противодействие между сторонниками и противниками нововведения, сопровождаемое переживанием ими негативных эмоций по отношению друг к другу. Причины меж­личностных конфликтов можно объединить в пять групп.

    объективные причины заключаются в естественном столк­новении интересов новаторов и консерваторов. Сторонники и противники нововведений всегда были, есть и будут независимо от других каких-либо факторов. Кроме того, масштабные реформы, происходящие в обществе, отрасли, организации, объективно порождают множество межличностных инновационных конфлик­тов, являющихся следствием этих реформ.

    организационно-управленческие причины состоят в плохой отлаженности политических, социальных, управленческих меха­низмов бесконфликтной оценки внедрения и распространения новшеств.

    инновационные причины связаны с характеристиками са­мого нововведения. Различные новшества порождают различные по количеству и остроте конфликты.

    личностные причины заключаются в индивидуально-психо­логических особенностях участников инновационного процесса.

    ситуативные причины состоят в конкретных особенностях единичной инновационной ситуации. Каждое нововведение осуществляется в условиях конкретных социально-экономических,социальных, материально-технических и других обстоятельств. Важной особенностью инновационных конфликтов является их существенное влияние на успешность деятельности организации. Наиболее заметно инновационные процессы влияют на организа­ции, работающие в условиях неопределенности, быстро развива­ющиеся, производящие новые продукты и услуги. Финансирование инновационного процесса. 1 Этап – проведение поисковых НИР. Содержание результатов: выдвижение, обоснование и экспериментальная проверка идей о новых методах удовлетворения общественных потребностей. Источники финансирования: Госуд. бюджет, в т.ч. по программам решения важнейших научно-технических проблем. (финансир-е в основном на безвозвратной основе). 2 Этап – выполнение прикладных НИР. Сод-е: Определение качественных характеристик новых методов посредством разработки технологических инноваций. Источникики: гос бюджет (по гос-м научно-техн программам, и на конкурсной основе), в т.ч. средства заказчиков (крупные орг-ии, акционерные корпорации, коммерческие фонды и венчурные рискофирмы) и инновационных фондов. Возникает риск потерь при вложении средств т.к. выполнение прикладных НИР связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов. 3 Этап – выполнение опытно- и проектно-конструкторских работ (ОКР и ПКР). Содержание результатов: создание опытных образцов новой продукции, корректировка и передача отработанной технической документации. Ист-ки: собственные средства промышленных организаций, средства заказчиков и государственный бюджет. 4 Этап – освоение производства новой продукции и коммерциализация инноваций. Сод-е: полная окупаемость инвестиций в процессе реализации (коммерциализации) выпускаемой продукции, получение дохода. Ист-ки: собственные средства организаций, эмиссия ценных бумаг и банковские кредиты, частичная поддержка со стороны гос-ва. При запуске в пр-во требуются крупные инв-ии для реконструкции произв-х мощностей, подготовки персонала, рекламной деят-ти. Инвестиции продолжают носить рисковый хар-р, т.к. реакция рынка на нововведения неизвестна.

    Основные внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности. (Венчурное финансирование).

    К осн-м внебюдж-м формам поддержки иннов-й деят-ти относятся:

    государственная правовая защита и поддержка инноваторов, особенно малого предпринимательства;

    создание государством налоговых, кредитных, таможенных,амортизационных, арендных (в т. ч. лизинговых) льгот инноваторам;

    включение без финансирования внебюджетных инновацион­ных проектов в комплексные федеральные инновационно-инвести­ционные программы;

    государственное научно-методическое обеспечение иннова­ционного менеджмента государственными стандартами, методи­ками, инструкциями, положениями и другими документами по раз­личным аспектам анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования инновационного решения;

    государственное обеспечение инновационной деятельности информацией;

    проведение государственной протекционистской политики во внешнеэкономической деятельности инноваторов;

    оказание государством помощи инноваторам в проведении сертификации, маркетинговых исследований, рекламы и сбыта но­вой продукции (услуг);

    государственной поддержки инноваторам в осуществлении ремонтов сложной техники;

    осуществление государственной поддержки в углублении внут­ренней и международной кооперации;

    создание системы федеральных внебюджетных фондов, со­юзов, ассоциаций по поддержке различных аспектов инновационной деятельности;

    осуществление государственного учета и контроля использования средств внебюджетных фондов и др.

    Важнейшей формой внебюджетной поддержки инновационной деятельности является создание и функционирование внебюджет­ных фондов. Внебюджетные фонды образуются в соответствии с Постановле­нием Правительства РФ, утвердившего "Порядок образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ" от 12 апреля 1994 г. № 315 (в редакции Постановления Правительства РФ от 27 июля 1996 г. № 898).

    Субъектами образования внебюджетных фондов являются:

    -Министерство науки и технологий РФ образует Российский фонд технологического развития;

    -Федеральные министерства — внебюджетные фонды соот­ветствующих министерств;

    -иные федеральные органы исполнительной власти — вне­бюджетные фонды ведомств;

    -корпорации, концерны и ассоциации (далее — объединения) могут образовывать внебюджетные фонды объединений. В соответствии с постановлением Правительства РФ внебюд­жетные фонды формируются за счет добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере до 1,5% от себестоимости реализуемой продукции. Суммы отчисленных средств во внебюджетные фонды предприятия (орга­низации) включают в себестоимость продукции в соответствии с Указом Президента РФ "О некоторых изменениях в налогообложе­нии и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" от 22 декабря 1993 г. № 2270. Данным Указом освобождена от налогообложения прибыль пред­приятий (организаций), направленная на проведение ими научно-исследовательских работ, а также в Российский фонд фундамен­тальных исследований и Российский фонд технического развития, но не более чем в общей сумме 10% налогооблагаемой прибыли. Венчурная инновационная деятельность – инновационная деятельность, сопряженная с большим коммерческим риском и, как правило, долгосрочными финансовыми вложениями. Создание венчурных фирм предполагает наличие следующих компонентов: 1. идеи инновации – нового изделия, технологии. 2. общественной потребности и предпринимателя, готового на основе предложенной идеи организовать новую фирму. 3. рискового капитала для финансирования. Венчурное финансирование осуществляется в двух основных формах: путем приобретения акций новых форм либо предоставлением кредита различного вида, обычно с правом конверсии в акции. Венчурный капитал представляет собой вложение средств не только крупных компаний, но и банков, государства, страховых, пенсионных и других фондов в сферы с повышенной степенью риска, в новый расширяющийся или претерпевающий резкие изменения бизнес. Предпосылки: для рыночной экономики характерны конкуренция самостоятельных фирм, заинтересованных в обновлении продукции, наличие рынка нововведений, конкурирующих друг с другом. В результате существует рыночный отбор нововведений. Факторы рисков и методы управления рисками инновационного процесса. Избежать полностью риска в инновационном предпринимательстве невозможно, поскольку инновации и риск – две взаимосвязанные категории. Инновационная деятельность обладает высокой степенью неопределенности. Очень трудно предвидеть, какие нововведения будут иметь успех на рынке, а какие – не будут пользоваться спросом. Поэтому инновационным предприятиям следует тщательно анализировать инновационные проекты, чтобы избежать ошибок и тем самым уменьшить риск на как можно более ранних этапах реализации проектов. Основными методами управления инновационными рисками являются: метод распределения рисков; метод диверсификации; передача (трансферт) риска; метод лимитирования; метод хеджирования; метод резервирования. Метод распределения рисков заключается в том, чтобы передать максимальную ответственность за риск участнику, который лучше всех может его контролировать. Теория надежности показывает, что с увеличением количества параллельных звеньев в системе вероятность отказов в ней снижается пропорционально количеству таких звеньев. Поэтому распределение риска между участниками инновационной деятельности повышает надежность достижения результатов. Метод диверсификации обеспечивает снижение инновационных рисков за счет распределения исследований и капиталовложений по разнонаправленным инновационным проектам, непосредственно не связанным друг с другом. Если в результате наступления непредвиденных событий один из проектов будет убыточен, то другие проекты могут оказаться успешным и приносить прибыль. Доказано, что портфели, состоящие из рисковых финансовых активов, могут быть сформированы таким образом, что совокупный уровень риска портфеля будет меньше риска любого отдельного финансового актива, входящего в него. Диверсификация будет малоэффективной, если между финансовыми активами имеется большая корреляция. Возможные варианты диверсификации инвестиционного портфеля предполагают: сочетание финансовых активов, движущихся параллельно с рыночными индексами, и иных финансовых активов, имеющих противоположную тенденцию; присутствие иностранных ценных бумаг, так как экономики разных государств не всегда развиваются синхронно. Передача (трансферт) риска – метод снижения риска путем заключения соответствующих контрактов. Этот метод используется в тех случаях, когда величина возможного риска неприемлема для инновационного предприятия. Передача риска инновационной деятельности, как правило, осуществляется путем заключения следующих видов контрактов: строительные; лизинговые; хранение и транспортировка грузов; продажа, обслуживание, снабжение; факторинг – покупка банком-посредником у своего клиента-поставщика требований к его покупателям. Банк в течение 2–3 дней оплачивает 70–80% требований в виде аванса, оставшуюся часть за вычетом своих комиссионных – по моменту поступления средств от покупателей. Метод лимитирования, предполагающий ограничение предельных сумм расходов, продажи, кредита, применяется банками для снижения степени риска при выдаче ссуд хозяйственным субъектам, а предприятиями – при продаже товаров в кредит и определении сумм вложений капиталов в различные проекты. Метод хеджирования – эффективный способ снижения риска неблагоприятного изменения ценовой конъюнктуры с помощью заключения срочных контрактов фьючерсов и опционов (обязателен для продавца и не обязателен для покупателя). Метод резервирования обеспечивает надежность функционирования системы за счет формирования резерва, из которого возмещается ущерб из-за одного из элементов системы. Величина резерва должна быть равной или превышающей величину возможных потерь, однако затраты на содержание резервов не должны превышать издержки, связанные с восстановлением отказа системы. Наряду с перечисленными методами управления рисками для уменьшения негативных последствий или снижения уровня риска инновационной деятельности используется прямое воздействие на управляемые факторы риска, а именно: анализ и оценка инновационного проекта; проверка предполагаемых партнеров по инновационному проекту; планирование и прогнозирование инновационной деятельности; подбор персонала, участвующего в осуществлении инновационной деятельности; создание инновационного настроя менеджеров на всех уровнях управления, нейтрализация сопротивления изменениям, стимулирование различных инициатив; защита коммерческой тайны. В конкретной ситуации выбор метода управления рисками зависит от многих факторов, и в первую очередь от вида инновационной деятельности, опыта и квалификации менеджера, возможностей инновационного предприятия. Для достижения более эффективных результатов, как правило, используется не один, а совокупность методов минимизации рисков на всех стадиях осуществления инновационного проекта.

    Средства стимулирования инновационного процесса. Функции государства по поддержке инновационной деятельности: содействие развитию науки, в том числе прикладной, подготовке научных кадров и малого инновационного предпринимательства; создание программ, направленных на повышение инновационной активности в сфере производства; формирование государственных заказов на НИОКР, обеспечивающих начальный спрос на инновации, которые затем получают распространение в экономике; введение налоговых и прочих инструментов государственного регулирования, формирующих активное воздействие на эффективность инновационных решений; посредничество во взаимодействии академической, вузовской и прикладной науки, стимулирующее кооперацию в области НИОКР. Основные направления поддержки государственной инновационной политики: содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновление производства; ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада; сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности; содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства.

    Б.2. Общая технология преобразовательной деятельности и системного анализа. Основные понятия системного подхода: "система", "элемент", "состав", "структура", "функции", "функционирование" и "цель". Раскроем их для полного понимания системного подхода. Система - объект, функционирование которого, необходимое и достаточное для достижения стоящей перед ним цели, обеспечивается (в определенных условиях среды) совокупностью составляющих его элементов, находящихся в целесообразных отношениях друг с другом. Элемент - внутренняя исходная единица, функциональная часть системы, собственное строение которой не рассматривается, а учитываются лишь ее свойства, необходимые для построения и функционирования системы. "Элементарность" элемента состоит в том, что он есть предел членения данной системы, поскольку его внутреннее строение в данной системе игнорируется, и он выступает в ней в качестве такого явления, которое в философии характеризуют как простое. Хотя в иерархических системах элемент тоже может быть рассмотрен как система. А от части элемент отличает то, что слово "часть" указывает лишь на внутреннюю принадлежность чего-либо объекту, а "элемент" всегда обозначает функциональную единицу. Всякий элемент - часть, но не всякая часть - элемент. Состав - полная (необходимая и достаточная) совокупность элементов системы, взятая вне ее структуры, то есть набор элементов. Структура - отношения между элементами в системе, необходимые и достаточные для того, чтобы система достигла цели. Функции - способы достижения цели, основанные на целесообразных свойствах системы. Функционирование - процесс реализации целесообразных свойств системы, обеспечивающий ей достижение цели. Цель - это то, чего система должна достигнуть на основе своего функционирования. Целью может быть определенное состояние системы или иной продукт ее функционирования. Значение цели как системообразующего фактора уже отмечалось. Подчеркнем его еще раз: объект выступает как система лишь относительно своей цели. Цель, требуя для своего достижения определенных функций, обусловливает через них состав и структуру системы. классификации, свойства и закономерности систем


    написать администратору сайта