Главная страница

лекция 1. Закон Об образовании в Российской Федерации


Скачать 24.49 Kb.
НазваниеЗакон Об образовании в Российской Федерации
Дата04.01.2019
Размер24.49 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлалекция 1.docx
ТипЗакон
#62469

Подборка по базе: Перечень основных законов и НПА_44.docx, Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъ, Доклад Совет Безопасности Российской Федерации, его состав, осно, Т4 Модель инновационной деятельности в образовании.pdf, Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-Ф.rtf, МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc, Режиссура ФЭТ- Основные законы инсценирования.docx, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.do, Информационные системы в образовании.rtf, Отчёт ЛР№4 Изучение закона Ома и последовательного соединения пр

Лекция 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
1.1. Содержание федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ разработан в целях совершенствования законодательства РФ в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования.

Федеральный закон №273-ФЗ – комплексный базовый акт, интегрирующий в себе как общие положения, так и нормы, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования. Он заменяет целый ряд законодательных актов. В их числе – закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1, федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 года №125-ФЗ.

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее – отношения в сфере образования).

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования [2, ст. 1].

Закон направлен на интеграцию российского и европейского образовательных пространств.

Основные положения федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ:

образование останется бесплатным;

– законом закреплено право на дистанционное, электронное, сетевое и семейное обучение;

– возможность получение дошкольного образования без очереди;

– определены особенности получения образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, иностранцами и лицами без гражданства, осужденными. Особое внимание уделено условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;

– регламентированы права, обязанности и ответственность педагогов;

– перераспределены полномочия региональных органов власти и органов местного самоуправления по обеспечению гарантий прав граждан получить общедоступное и бесплатное дошкольное образование;

– закон расширяет круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности;

– наряду с основными образовательными программами в сфере образования выделяются также дополнительные образовательные программы различной направленности и степени сложности;

– термин «образовательное учреждение» заменен на «образовательную организацию».

Федеральный закон № 273-ФЗ имеет следующее содержание:

Глава 1. Общие положения.

Глава 2. Система образования.

Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность.

Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители).

Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Глава 6. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений.

Глава 7. Общее образование.

Глава 8. Профессиональное образование.

Глава 9. Профессиональное обучение.

Глава 10. Дополнительное образование.

Глава 11. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся.

Глава 12. Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности.

Глава 13. Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования.

Глава 14. Международное сотрудничество в сфере образования.

Глава 15. Заключительные положения.

Настоящий ФЗ включает в себя 111 статей.

Важнейшим новшеством закона является определение понятийного аппарата – единое употребление терминов в законодательстве и правоприменительной практике, например:

образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

профессиональное образование – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

профессиональное обучение – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий) [2, ст. 2].

Изменения в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» в области профессионального образования:

1. Два уровня ПО:

  • среднее профессиональное образование (СПО);

  • высшее профессиональное образование (ВПО).

2. Вводится два вида программ СПО:

  • подготовка квалифицированных рабочих (служащих);

  • подготовка специалистов среднего звена.

3. НПО включено в систему СПО как подготовка квалифицированных рабочих (служащих).

4. Обучающиеся, принятые на обучение по программам НПО до 01.09.2013 г., считаются принятыми на обучение по программам СПО (подготовка квалифицированных рабочих (служащих)) [2, ч. 3, ст. 105, № 273-ФЗ].

5. Трехуровневая система ВПО:

  • бакалавриат;

  • специалитет и магистратура;

  • подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, ординатура и иные виды подготовки).

6. Докторантура выведена из системы образования в сферу науки [3, с. 7-8].

В условиях реализации Федерального закона № 273-ФЗ профессиональное образование образует двухуровневую модель:

  • среднее профессиональное образование;

  • высшее образование.

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования [2, ст. 68].

Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации [2, ст. 69].

Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена [2, ст. 73].


написать администратору сайта