Задачи по метрологии. Метрология. Второй строчки таблицы. Определение показать так же графически. Задание выполнить в Excel и оформить с графиком. Решение
![]()
|
Подборка по базе: 9. Определение тяжести состояния детей по ИВБДВ.doc, лаба №4 Определение удельного заряда электрона.doc, Печать таблицы.docx, Эссе на тему Проблемы глобализации международных отношений во вт, Информационная безопасность. Определение безопасной системы, угр, электронные таблицы.doc, 9. Определение тяжести состояния детей по ИВБДВ.doc, 1. Второй механик_Старший механик (1).docx, Физическая химия. Лабораторная работа 2. Определение тепловых эф, практическое занятие 3 таблицы. МИНЕЕВА.docx Задание 1. Даны два амперметра ![]() ![]() ![]() ![]() Задание выполнить в Excel и оформить с графиком. Решение: Для оценки параметров отдельных физических величин используются контрольно-измерительные средства. Качество измерительных средств характеризуется совокупностью показателей, определяющих его работоспособность, точность, надежность и эффективность применения. Для обеспечения гарантированной точности измерений проводится периодическая поверка измерительной аппаратуры. Поверка средств измерений – это установление пригодности средств измерений к применению на основании экспериментально определенных метрологических характеристик и подтверждения их соответствия установленным обязательным требованиям (РМГ 29-2013). При осуществлении поверки применяются средства поверки (эталоны), специально предусмотренные средства повышенной точности по сравнению с поверяемыми измерительными средствами. Методы поверки – совокупность поверочных измерительных средств, приспособлений и способ их применения для установления действительных метрологических показателей поверяемых измерительных средств. В практике поверки измерительных приборов нашли применение два способа: - сопоставление показаний поверяемого и образцового приборов; - сравнение показаний поверяемого прибора с мерой данной величины. При поверке первым способом в качестве образцовых приборов выбираются приборы с лучшими метрологическими качествами. Верхний предел измерений образцового прибора должен быть таким же, как и поверяемого или не превышать предел измеряемого прибора более чем на 25 %. Допустимая погрешность образцового прибора должна быть в (3 ÷ 5) раз ниже погрешности поверяемого прибора. На рис.1 представлена схема поверки амперметров. ![]() Рисунок 1 – Схема подключения амперметров к источнику тока (ИТ): ![]() ![]() Погрешность выражают в единицах измеряемой величины, либо отношением абсолютной погрешности измерений к опорному значению измеряемой величины. Виды погрешности измерений: а) абсолютная погрешность измерительного прибора: ![]() где IЭ – показания образцового амперметра (действительное значение); IП – показания поверяемого амперметра. б) относительная погрешность средства измерений, часто выражаемую в процентах: ![]() где ![]() в) для оценки многих средств измерений широко применяется приведенная погрешность, выражаемая в процентах: ![]() где ![]() В соответствии с пределами допускаемой погрешности измерительному средству присваивается класс точности. Класс точности характеризует, в каких пределах находится погрешность данного типа средств измерений, но не является непосредственным показателем точности измерений, выполненных с помощью этих средств. Классы точности устанавливаются стандартами, содержащими технические требования к средствам измерений, подразделяемым по точности. Измерительные приборы могут быть следующих классов точности: 0,05; 0,1; 0,2; 0,5; 1,0; 1,5; 2,5; 4,0. Амперметры применяются для измерений силы тока в цепях постоянного или переменного напряжения. Шкалу амперметров градуируют в микроамперах, миллиамперах, амперах или килоамперах в соответствии с пределами измерения прибора Таблица 1 –
Абсолютные погрешности при увеличении и уменьшении: ![]() ![]() Приведенные погрешности при увеличении и уменьшении: ![]() ![]() ![]() Рисунок 2 – График зависимости абсолютных погрешностей ![]() Рисунок 3 – График зависимости приведенных погрешностей Задание 2. Систематические погрешности Задача 1. Для приведенной схемы определите показания ![]() ![]() Решение: Данное измерение является прямым, в нем присутствует методическая погрешность, связанная с неидеальностью вольтметра – входное сопротивление вольтметра имеет конечное значение, в отличии от идеального прибора с бесконечно большим сопротивлением. Эта составляющая общей погрешности результата возникает из-за конечных сопротивлений источника сигнала и прибора. При подключении вольтметра к источнику ЭДС в цепи потечет токI, определяемый значением ЭДС ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Погрешность взаимодействия ![]() ![]() или в относительном виде: ![]() . Задача 2. Даны 2 амперметра ![]() ![]() ![]() Решение: Определим абсолютные погрешности измерения для каждого амперметра с учетом классов точности: ![]() ![]() Определим значения допускаемых относительных погрешностей: ![]() ![]() Допускаемые относительные погрешности для обоих амперметров одинаковы, абсолютные погрешности тоже равны, поэтому точность измерения тока 5 А будет одинакова для обоих амперметров. Задача 3. Для приведенной схемы определить показания ![]() ![]() Решение: Т.к. источник ЭДС имеет внутреннее сопротивление отличное от нуля, то происходит изменение тока в цепи после и неизбежно возникает погрешность связанная с наличием сопротивления источника. Без учета сопротивления источника ток в цепи ![]() С учетом сопротивления источника показания амперметра: ![]() Абсолютная погрешность равна: ![]() Задача 4. Прибор имеет шкалу на 100 делений. Определите относительную погрешность для 20 делений и на 100 делений, класс точности прибора ![]() Решение: Т.к. класс точности прибора представлен в виде приведенной погрешности, абсолютная погрешность на всем диапазоне измерения одинакова и определяется как: ![]() где ![]() ![]() Абсолютная и относительная погрешности связаны соотношением: ![]() где ![]() Т.о. относительная погрешность равна: ![]() Для отметки 20 делений: ![]() Для отметки 100 делений: ![]() Как видно из полученных значений, погрешность измерения на конце шкалы меньше в 5 раз. Данный прибор лучше использовать для измерений значений, лежащих в верхней части шкалы, точность результата в этом случае больше. Задача 5. Класс точности прибора 1,5 и диапазон измерения от -5 до 10 А, он показал 3,25 А. определить абсолютную, относительную и приведенную погрешности. Решение: Т.к. класс точности прибора представлен в виде приведенной погрешности, раной 1,5 %, абсолютная погрешность на всем диапазоне измерения одинакова и определяется как: ![]() где ![]() ![]() Относительная погрешность равна: ![]() Приведенная погрешность 1,5 %; абсолютная погрешность 0,225 А и относительная 7 %. Задача 6. Производные единицы СИ выразить через основные символы ![]() а) Ускорение ![]() б) Работа и энергия ![]() ![]() в) Емкость ![]() ![]() г) Динамическое давление ![]() ![]() д) Сила тяжести ![]() ![]() Задание 3. Случайные погрешности Задача 1. В результате поверки амперметра установлено, что 80 % погрешностей результатов измерений, проведенных с его помощью, не превосходят ![]() Решение: Случайная величина ![]() ![]() ![]() ![]() Кривая распределения, описываемая выше приведенной плотностью вероятности, симметрична относительно ![]() ![]() ![]() ![]() Интегральная функция распределения ![]() ![]() С помощью функции ![]() ![]() ![]() В справочной литературе можно найти и использовать стандартную нормальную величину функции ![]() ![]() Т.к. интеграл в ![]() ![]() Для нормальной случайной величины ![]() ![]() ![]() Т.к. вероятность того, погрешность не превысит ![]() ![]() Тогда, по таблице функции Лапласа зная значение функции, находим значение аргумента ![]() ![]() ![]() Для определения доверительного интервала воспользуемся формулой: ![]() Тогда, по таблице функции Лапласа зная значение функции, находим значение аргумента ![]() ![]() ![]() Задача 2. Результат измерения мощности содержит случайную погрешность, распределенную по нормальному закону; ![]() Решение: Для нормальной случайной величины ![]() ![]() ![]() для которой ![]() ![]() ![]() ![]() Тогда вероятность равна: ![]() или 86,64 %. Задача 3. после проведения 8-ми кратных измерений напряжения были получены следующие результаты: 11 В; 13 В; 17 В; 12 В; 12 В; 11 В; 14 В. оценить полученные результаты на наличие грубой погрешности. Решение: Для оценки будем использовать критерий Романовского. Среднее арифметическое значение измеряемой величины по формуле (2): ![]() где ![]() ![]() Среднюю квадратическую погрешность результатов измерений по формуле Бесселя по формуле (3). ![]() Промежуточные вычисления представить в таблице. Таблица - Результаты промежуточных расчетов
Вычисляем значение коэффициента Романовского ![]() ![]() ![]() Вывод. Критическое значение ![]() ![]() ![]() ![]() Задача 4. Среднее квадратическое отклонение ![]() ![]() Решение: Для нормальной случайной величины ![]() ![]() ![]() для которой ![]() ![]() ![]() ![]() Тогда вероятность равна: ![]() или 98,76 %. Задача 5. Каков должен быть объем выборки ![]() ![]() ![]() ![]() Решение: Т.к. погрешность определяется по формуле: ![]() где ![]() ![]() ![]() ![]() Отсюда объем выборки равен: ![]() где ![]() ![]() Т.о. объем выборки должен быть не менее 23 результатов. Задание 4. Математическая обработка Задача 1. Результата измерения давления 1,0600 Па, погрешность результата измерения ![]() Решение: Результата измерения должен быть записан в виде: ![]() Задача 2. При многократном взвешивании массы ![]() ![]() Решение: Среднее арифметическое значение измеряемой величины по формуле (2): ![]() где ![]() ![]() Среднюю квадратическую погрешность результатов измерений по формуле Бесселя по формуле (3). ![]() Промежуточные вычисления представить в таблице. Таблица - Результаты промежуточных расчетов
Среднюю квадратическую погрешность среднего арифметического: ![]() Погрешность измерения, по формуле: ![]() где ![]() ![]() ![]() Тогда доверительный интервал определяется как ![]() ![]() Задача 3. Измерение мощности в активной нагрузке с сопротивление ![]() ![]() Решение: Запишем формулу для косвенного измерения мощности: ![]() Т.к. формулу для определения мощности мощно представить в виде: ![]() то можно воспользоваться следующей формулой для расчета относительной погрешности косвенного измерения мощности: ![]() где ![]() ![]() Относительная погрешность измерения напряжения: ![]() где ![]() ![]() ![]() Относительная погрешность прямого измерения сопротивления: ![]() Тогда, относительная погрешность косвенного измерения мощности равна: ![]() и в абсолютном виде: ![]() Запишем результата косвенного измерения мощности: ![]() Задача 4. При поверке вольтметра ![]() ![]() Решение: Для того, чтобы поверяемый прибор соответствовал своему классу точности, относительная приведенная погрешность (в процентах по модулю) ни в одной точке шкалы не должна превышать класса точности, либо абсолютная погрешность поверяемого прибора (по модулю) ни в одной точке шкалы не должна превышать предела допускаемой погрешности, определяемого классом точности. Первый вариант решения Определим относительную приведенную погрешность поверяемого прибора на отметке 8 В. Показания образцового средства измерения в ситуации поверки, как известно, есть действительное значение измеряемой величины. ![]() ![]() Следовательно, прибор не соответствует классу точности 1,0. Второй вариант решения Определим предел допускаемой абсолютной погрешности поверяемого прибора, который при таком условном обозначении класса точности для поверяемого вольтметра равен: ![]() Действительное значение абсолютной погрешности для поверяемого прибора на отметке шкалы 8 В равно: ![]() ![]() Следовательно, прибор не соответствует классу точности 1,0. Ответ: Прибор не соответствует своему классу точности. |