Главная страница

Возрастные особенности общения. Белкин С.В._323 гр_Тема_Возрастные особенности общения. Возрастной период Особенности общения


Скачать 17.09 Kb.
НазваниеВозрастной период Особенности общения
АнкорВозрастные особенности общения
Дата12.05.2021
Размер17.09 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаБелкин С.В._323 гр_Тема_Возрастные особенности общения.docx
ТипДокументы
#203849

Подборка по базе: Правила и особенности телефонного этикета.pptx, Курсовая работа ГП Особенности аренды земельных участков.docx, Подробный курс возрастной психологии. Шапатина.pdf, Русский язык и культура общения (3).doc-м.doc, 2-1 Особенности классификации методов воспитания.pdf, ПТП Особенности тушения в жилых и общественных.docx, ОГСЭ.03 Психология общения(3).pdf, РУЧНОЙ ПЕРИОД КОМПЬЮТЕРНОЙ ЭПОХИ.docx, Приемы бесконфликтного общения.docx, Рева Даниил Тарасович Психология общения с практикумом.docx

Возрастной период

Особенности общения

Дети раннего возраста

В младенческом возрасте ярко выражена потребность в общении с родителями, особенно с матерью. Поэтому дефицит такого общения в течение 5–6 месяцев приводит к необратимым негативным сдвигам в психике ребенка, нарушает эмоциональное, умственное и физическое развитие, приводит к неврозам.

У детей 2–6 месяцев от рождения проявляется потребность в доброжелательном внимании, у детей от 6 месяцев до 3 лет — в сотрудничестве.

Для детей до 6 месяцев взрослый является источником ласки и внимания, а само общение имеет для ребенка личностный смысл. Для детей ясельного возраста взрослый — это партнер по игре, образец для подражания, оценщик знаний и умений ребенка; общение с ним имеет деловой смысл.

К концу первого года жизни у детей появляется довольно устойчивое стремление к общению со сверстниками: они любят бывать среди других детей, хотя еще не играют с ними. Со второго года общение со сверстниками расширяется. Однако об устойчивости выбора партнера для общения у маленьких детей говорить не приходится. Например: что дети раннего возраста нередко не могут узнать среди трех сверстников того, с кем перед этим 15 раз встречались наедине и подолгу играли.

Дошкольный возраст

Отсутствует осознание болезни в целом; неумение формулировать жалобы; сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы болезни; восприятие лечебных и диагностических процедур как устрашающих мероприятий; усиление дефектов характера, воспитания ребенка в период болезни; чувство страха, тоски, одиночества в стенах лечебного учреждения, вдали от родителей.

4 основных особенности:

1. Большое разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий их диапазон. В общении со сверстниками впервые появляются такие формы коммуникативного поведения, как притворство, стремление сделать вид и выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование.

2. Чрезвычайная эмоциональность и раскованность общения. В среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослыми.

3. Нестандартность и нерегламентированность общения. Если в общении со взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействиях со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия, которым свойственна раскованность и ненормированность, что способствует проявлению детьми своей индивидуальности.

4. Преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще.

Младший школьный возраст

В младших классах ведущим становится общение со сверстниками и формируется устойчивый круг ближайшего общения. Потребность в эмоциональной поддержке сверстников бывает столь велика, что дети не всегда задумываются о принципиальных основах этих отношений. Отсюда случаи «ложного товарищества», «круговой поруки».

Младшие школьники относительно редко в качестве мотива общения называют желание помочь товарищу. В то же время общение нередко базируется на внешних факторах: «живем по соседству», «моя мама знает ее маму», «в спальне кровати рядом» и т. д.

Подростковый возраст

Преобладает психологическая доминанта возраста — «притязание на взрослость». Бравада является формой самозащиты при внутренней психологической ранимости. Пренебрежительно относятся к болезни, факторам риска.

- Общение со сверстниками достигает максимума в 11–13 лет. При этом желание помочь товарищу - довольно распространенное основание общения. При выборе партнера общения подростками учитываются качества партнера общения: «волевой», «честный», «смелый» и т. д.; появляются также деловые качества: хорошо играет в футбол, хорошо играет на гитаре и т. п.

- Пятиклассники в абсолютном большинстве случаев хотели бы дружить с популярными учащимися; в 8-х классах этот фактор выбора постоянного партнера общения проявился только у 20 % школьников.

- У шестиклассников появляются мотивы выбора, связанные с потребностью внутреннего (духовного) общения: «вместе мечтать», «вместе строить разные планы в жизни».

- Стремление к стихийно-групповому общению заявляли только 15 % подростков, хотя реальное наличие такой формы общения зафиксировано у 56 % детей 11–15 лет.

- Характеризуется чередованием периодов «закрытости» и «открытости» в общении. «Закрытость» отмечается в 6-м и 8-м классах (хотя бывают сдвиги во времени наступления этого периода), а в 7-м и 9-м классах - «открытость» .

Юношеский возраст

Человек переживает новый комплекс эмоций. Среди них – эмоции близости, как основы любви, родительских отношений, которые включают в себя: радость от общения с ребёнком, чувство привязанности и взаимного доверия, чувствительности к потребностям ребёнка, чувство интереса к ребёнку и восхищение им. Происходит существенное обновление мотивов общения. Расширяется круг общения, а также его цели. Разрушается внутригрупповое общение со сверстниками, усиливаются контакты с лицами противоположного пола, а также со взрослыми при возникновении сложных житейских ситуаций. Заметно усиливается потребность во взаимопонимании c другими людьми: у юношей — с 16 % в седьмом классе до 40 % в девятом, у девушек — соответственно с 25 до 50 %, что связано с формированием самосознания.

Ранняя взрослость

Специфика общения, связана с особенностями профессиональной деятельности и самосовершенствованием человека, с созданием семьи, воспитанием детей, планированием и проведением досуга. В этом возрасте возникает новый комплекс эмоций: эмоции близости как основы любви, родительских отношений, радость от общения с ребенком, интерес к нему и восхищение им, чувство привязанности и взаимного доверия.

Поздняя взрослость

Специфика общения тесно связана с особенностями профессиональной деятельности и самосовершенствованием человека, с созданием собственной семьи, воспитанием детей, а также с проведением свободного времени. Акцент на личность и индивидуальность

Пожилой и старческий возраст

Сферы общения часто суживаются. В связи с выходом на пенсию исчезает деловое общение. Характерна психологическая доминанта возраста: «уходящая жизнь», «приближение смерти». Чувства тоски, одиночества; нарастающая беспомощность; возрастные изменения: снижение слуха, зрения, памяти, сужение интересов, повышенная обидчивость, ранимость, снижение возможности самообслуживания. Интерпретация болезни только через возраст, отсутствие мотивации к лечению и выздоровлению. Повзрослевшие дети часто покидают родителей, и поэтому у последних уменьшается интенсивность семейного общения, которое чаще всего осуществляется с помощью телефонных разговоров и по инициативе родителей, а не детей. Многие пожилые люди становятся вдовцами или, чаще всего, вдовами, вследствие чего лишаются постоянного семейного общения, переживая одиночество. В этом случае большую роль приобретает общение с приятелями или подругами, с соседями по подъезду или (в сельской местности) по улице. Повзрослевшие дети часто покидают родителей, и поэтому у последних уменьшается интенсивность семейного общения


написать администратору сайта