Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема

  • Возрастные этапы развития личности школьника СРОП2. Возрастные этапы развития личности школьника, их характеристика


    Скачать 20.6 Kb.
    НазваниеВозрастные этапы развития личности школьника, их характеристика
    Дата16.01.2019
    Размер20.6 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВозрастные этапы развития личности школьника СРОП2.docx
    ТипРеферат
    #63916

    Подборка по базе: история развития физической культуры.rtf, МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ ЦИФР ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ЭТАПЫ.docx, 1_История развития экономиченского анализа.ppt, Генезис и главнейшие этапы эволюции.docx, Курсовая работа Проблемы развития малого и среднего бизнеса в Ро, Курсовая работа на тему История развития прокуратуры в РФ.doc, Современное состояние и перспективы развития науки о питании.doc, Бумага.История возникновения и развития.docx, Известные личности Казахстана.pptx, Феофилов Г.В. - Барьер развития иноваций.pptx

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

    РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

    Северо-Казахстанский государственный университет

    им. М. Козыбаева
    Реферат

    Тема: «Возрастные этапы развития личности школьника, их характеристика»
    По дисциплине: «Педагогика»

    для специальности 5В010500 «Дефектология»



    Выполнил(-а): Карбаева Гульмира Касымовна

    Проверил(-а): Хрущев Виктор Александрович

    г. Петропавловск

    2018 год

    Возрастные этапы развития личности школьника

    Возраст ребенка следует рассматривать не как сумму прожитого времени, ее лет, месяцев, а как определенную эпоху, цикл или степень развития, относительно замкнутый период, в котором отражаются процессы и законы развития. Каждому этапу развития ребенка характерны определенные условия, требования, особенности отношений с окружающими людьми, уровень психологической струкиуры личности, уровень развития его знаний и мыслей, совокупность определенных физиологических особенностей.

    Впоследствии возникает закономерная связь между обучением, воспитанием и учетом возрастных особенностей ребенка. Возрастная периодизация- разделение целостного жизненного цикла человека на возрастные отрезки (периоды), измеряемых годами. Возрастная психология и физиология совместно рассматривают возрастную периодизацию ребенка:

    § от рождения до 10 дней - новорожденный;

    § от 10 дней до 1 года - младенец;

    § от 1 года до 3 лет - переддошкильник;

    § от 3 до 6 (7) лет - дошкольный (3-4 года - младший, 4-5 лет - средний, 5-б - старший)

    § от 6 (7) до 11 лет - младший школьник;

    § от 11 до 15 лет - подросток;

    § от 15 до 17 лет - ранний юноша.

    Границы возрастных периодов относительно подвижны, так как природный фонд детей и воспитательное воздействие на них разные.

    Каждой возрастной группе присущи определенные анатомо-физиологические, психические и социальные свойства, которые называются возрастными особенностями.

    Младший школьный возраст. Важным показателем готовности ребенка к обучению является привычка к умственных усилий, сосредоточенность в работе, умение слушать учителя и выполнять его указания. Познавательная деятельность младших школьников, как правило, происходит в процессе обучения. Память младших школьников наглядно-образная. Мышление развивается в них от эмоционально-образного к образно-логического.

    Подростковый возраст. Проходит бурный рост и развитие всего организма. Половое созревание вносит новые переживания и мысли в их жизни. Восприятие находится в стадии становления, поэтому качество его различна. Улучшается производительность и возрастает качество памяти. Подростковые свойственно разнообразие интересов. Значительное место в его жизни играют различные формы общения, большое стремление к дружескому общению. Необходима дифференциация в организации жизни ребят. В конце периода перед учениками реально вырисовывается задача выбора профессии.

    Юношеский возраст. Это период формирования мировоззрения, самосознания, характера и жизненного самоопределения. Познавательная деятельность способствует формированию мировоззрения. Память старшеклассников характеризуется зрелостью. Мышление способно абстрагировать и обобщать учебный материал. Язык обогащается научными терминами, становится выразительной и точной. Впервые старшеклассники испытывают чувство любви. В них становятся устойчивыми профессиональные интересы. Стремление к самовоспитанию становится чертой личности.

    В каждой возрастной группе есть значительные индивидуальные различия, которые определяются природными задатками, различными жизненными условиями и воспитанием ребенка. Эти особенности называются индивидуальными.

    От педагогики зависит соответствующий возрастным особенностям набор типов учебно-воспитательных учреждений (детский комбинат, детский сад, начальная (1-4 кл.), Основная (5-9 кл.), Старшая школа (10-11 кл.), Гимназия ( 5-11 кл.), лицей (8-11 кл.), а также приспособлена к возрасту организация учебно-воспитательного процесса в каждом из этих учреждений.

    В процессе воспитания существует субъектно-объектный подход, опирающийся на философские толкования этих понятий.

    Роль деятельности, активности и общения в развитии личности

    Субъект - это тот, кто ведет активную деятельность по объекту. В педагогике субъектом является педагог, проводит активную работу по воспитанию учащихся как своих объектов. Теперь получает распространение дифференциация и индивидуализация воспитания, чтобы превратить объект в субъект воспитательного процесса.

    Объект - это тот, кто противостоит субъекту в его деятельности. В учебной и познавательной деятельности объектом является тот материал, который изучается или исследуется.

    В педагогике объектом для учителя является ученик, сидящий на уроке, слушает учителя, выполняет упражнения в классе и домашние задания.

    Современная демократическая система воспитание не ограничивается ется пассивной ролью ученика. Происходит постоянный поиск источников творчества учителя, повышение роли субъекта в учебно-воспитательном процессе, а также путей преобразования ученика из объекта в субъект самовоспитания или перевоспитания (когда оно требуется).

    Деятельность - важная форма проявления активного отношения человека к окружающей действительности.

    Анатомо-физиологическое, психическое и социальное развитие личности влияют следующие виды деятельности: игровая, учебная, трудовая, творческая, спортивная, художественная, общественная, а также труд по самообслуживанию.

    Общение - один из универсальных способов проявления групповой формы бытия людей. Общение бывает следующих видов: личность-личность, личность-группа, личность-коллектив, группа-группа, группа-коллектив. По содержанию оно может быть деловое (формальное) и личное (неформальное).

    Важным условием развития и нормирования личности проявление ею активности в этом процессе. Активность может проявляться в действиях, в познании окружающей действительности, в общении, в воздействии на окружающих, в воздействии на самого себя (в самовоспитании).

    • Слово «активность» происходит от латинского и означает деятельный, энергичный, инициативный. Активный человек стремится к живого участия во всем. В словаре Даля есть дополнение к определению активности: "Активный деятельный, действующий, живой, жизненный, а не косный, не мертвый". Итак, активность определяется через деятельность. Этих два понятия учеными часто отождествляются. Активность - не врожденное качество, она может меняться с развитием личности, изменением социальной среды. Биологическая активность является предпосылкой для социальной. В. А. Сухомлинский считал, что активность человека свидетельствует о ее убежденность. Понятие активности сложное. С точки зрения биологии - это приспособление к окружающей среде, физиологии - это регулятивная функция мозга, психологии - изменение поведения и своих психических свойств, гносеологии - деятельное познание, педагогики - это черта человека, которая проявляется в готовности, в стремлении к самостоятельной деятельности, а также в качестве осуществления деятельности и выборе оптимальных путей для достижения цели.

    Внутренними стимулами активности являются потребности, интересы личности. Потребность - источник активности. Где нет необходимости, не может быть и речи об активности.

    Цель как закон определяет средства и характер действий человека, потому что любая деятельность является реализацией цели. Большое значение в реализации цели имеют мотивы деятельности - внутренние возбудители, а также интересы - ориентация на связи с действительностью. Активность связана с волей, волевыми действиями, то есть осознанием достижения цели. Итак, активность - это определенное психологическое состояние, обусловленный потребностями, мотивами, интересами. Пассивной деятельности не бывает, бывает пассивное состояние человека.

    Активность бывает гражданская, познавательная, трудовая. Задача учителя - пробудить у своих воспитанников любознательность, интерес.

    Есть разные уровни активности:

    § потенциальная активность - готовность и стремление к деятельности;

    § высокий уровень активности - реализована активность - это энергичная, интенсивная, инициативная, самостоятельная, творческая деятельность. Такая активность имеет ситуативный, эпизодический характер, быстро гаснет;

    § высокая активность - направлена, системная, на основе комплекса потребностей, интересов, идеалов. Направленность личности - это единство психического и социального. Нужно формировать у учащихся направленность в главных видах деятельности, осознание себя как личности, способной правильно действовать в нестандартных ситуациях, оценке и выборе вариантов решений, защите творческих проектов.

    Ученые в своих исследованиях установили этапы формирования "активности:

    1. Диагностика тельный (определение и анализ уровня активности).

    2. Формовочный (овладение умениями и готовность к творчеству).

    3. Итогово-коррекционный (определение готовности к самообучению, самовоспитания, жизни и деятельности) и корректировки программы совершенствования активности.

    Методы формирования активности: теоретические и практические - включение в деятельность. Стимулирование, мотивация, эмоциональность методики обучения и воспитания, поощрения - теоретические методы. Практические: включение детей в деятельность (игровую, учебную, самообслуговуючу, общественно-полезную, продуктивную, творческую) как целостность - качественность.

    Например, КТС (коллективные творческие дела) по А. Макаренко, В. Сухомлинского и И. Ивановым должны были бы стадий, на каждой из которых есть возможность совершенствовать активность:

    1 стадия - стартовый сбор, на котором ученики решают, что проводить, когда, где, для чего.

    2 стадия - планирование КТС, когда класс разбивается на микрогруппы, учитывается инициатива каждого. Все участвуют в планировании, для этого создаются консульт-пункты и т.

    3 стадия. - Подготовка к КТС, все участвуют.

    4 стадия - проведение, все участвуют.

    5 стадия - сбор-огонек, подведение итогов: что удалось, а что нет.

    6 стадия - планы на будущее.

    Как видим, на всех стадиях КТС учитывается инициатива, активность и деятельность учащихся.


    написать администратору сайта