Главная страница
Навигация по странице:

  • Возрастная психология

  • Задание 6 Пользуясь приложением 3 прочитайте текст, определите: 1) О каком возрастном этапе идет речь 2) Какой кризисный период описан

  • 3) Какие характеристики сопровождают данный возрастной период у женщин 4) Составьте психологические рекомендации для преодоления данного кризиса.

  • Четвертый путь — это путь обездоленного судьбой. Такой человек был несчастлив или отвергаем другими большую часть своей жизни. Обычно он не в состоянии справиться с кризисными проблемами.».

  • Психология. Возрастная психология как наука


    Скачать 31.82 Kb.
    НазваниеВозрастная психология как наука
    Дата10.05.2022
    Размер31.82 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПсихология.docx
    ТипДокументы
    #519835

    С этим файлом связано 9 файл(ов). Среди них: психологие гендерных отношений (1).docx, АДДИКТОЛОГИЯ 1.docx, Психокоррекция (1).docx, 20220408144858952.docx, соц пс тренинг (1).docx, 7_Monitoring.pdf, Сауир 1.docx, виды конкуренции.docx, 2 Задание.docx.
    Показать все связанные файлы
    Подборка по базе: Семинар 5 прак психология.docx, Практическое задание_Возрастная психология и психология развития, Социальная психология.docx, Практическое задание Психология общения_Искандерова А.Л. Гр. ММ1, ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.docx, Специальная психология.docx, Лапин А.С. гр 491 конторльная работа Психология тема 15 Психолог, Аналитическая психология.docx, Общая психология.docx, Практическая работа Психология Родительско-Детских отношений.doc

    Тема: Возрастная психология как наука

    Задание 1.

    Проанализируйте 2 определения возрастной психологии, сравнив их между собой и заполнив таблицу. Дайте собственное определение понятия «возрастная психология».


    Определения понятия «возрастная психология»1

    Общее

    Различия

    Возрастная психология-отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирование личности в онтогенезе



    Фундаментальная наука, особая область психологического знания, которая изучает психическое развитие человека от момента рождения до его смерти.



    Данное определение мне предоставляется более общим.



    Возрастная психология- отрасль психологической науки, изучающая закономерности развития психики человека в онтогенезе и его личностные особенности на разных возрастных ступенях


    Данное определение мне представляется более углубленным , поскольку здесь присутствуют «личностные особенности на разных возрастных ступенях», что означает увеличение факторов действующих на психику


    Возрастная психология – раздел психологии, в котором изучаются вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому, на протяжении всей жизни.
    Задание 2.

    В настоящее время существуют два понятия, употребляемые в одном контексте: возрастная психология и психология развития. Считается, что возрастная психология акцентирует внимание на психических особенностях людей разного возраста, а психология развития содержит информацию о законах и механизмах возрастного преобразования психики при переходе с одной ступени развития на другую. Согласны ли вы с данным утверждением? Или эти понятия можно считать синонимичными. Обоснуйте свою точку зрения.
    Ответ: с данным утверждение согласен. Оба этих понятия являются достаточно близкие по содержанию друг к другу области знаний, где речь идет о возрастных особенностях психического и поведенческого развития.

    Психология развития и возрастная психология связана с другими психологическими науками, например, с общей психологией, социальной психологией, психологией личности, педагогической психологией и др.

    В какой-то степени эти понятия можно считать синонимами, вместе с тем у этих двух названий есть и некоторые различия.

     Возрастная психология  это область знаний, акцентирующая внимание на психологических особенностях детей разного возраста, в то время как психология развития  это сфера знаний, содержащих информацию в основном о законах возрастного преобразования психологии детей. 


    Задание 3.

    Сравните определения предмета возрастной психологии в работах ведущих отечественных и зарубежных психологов. С этой целью просмотрите психологические словари, учебники, проанализируйте оглавления и предметные указатели (обратите внимание на ключевые понятия), выделите общие и отличительные черты в трактовке понимания содержания возрастной психологии. Ответ представьте в виде таблицы.




    Зарубежная психология

    Ст.Холл, В.Штерн, З.Фрейд, Ж,

    Пиаже,Э.Эриксон


    Отечественна психология

    Выготский, А. Леонтьев, Д.Э

    Эльконин, П. Гальперин, В. Давыдов


    Ход развития

    От индивидуального к социальному

    От социального к индивидуальному

    Условия

    Наследственность и среда

    Морфо-физиологические особенности мозга и общение

    Источники

    Внутри индивида: в его природе

    Вне индивида: среда

    Форма развития

    Приспособление

    Присвоение

    Специфика развития

    Разные формы концепции рекапитуляции

    Развитие не подчиняется действию биологических законов, а подчиняется действию общественно-исторических законов

    Движущие силы развития

    Конвергенция двух факторов

    Обучение, деятельность


    Задание 4.

    Составьте аналитическую таблицу на тему: «Вклад отечественных и зарубежных психологов в развитие возрастной психологии как науки».


    № п/п

    Отечественные и зарубежные

    психологи

    Вклад в возрастную психологию

    1.

    Люблинская Анна Александровна (1903-1983)

    «Очерки психического развития ребенка»; «Детская психология»

    2.

    Петровский Артур Владимирович (1931-2006)

    «Психология развивающейся личности»; «Личность. Деятельность. Коллектив. Психологическая теория коллектива»

    3.

    Рубинштейн Сергей

    Леонидович

    (1889-1960)


    «Основы общей психологии»;

    «Бытие и сознание»


    4.

    Фельдштейн Давид Иосифович (род. в 1929 г.)

    «Трудный подросток»; «Проблемы возрастной и педагогической психологии»; «Психология становления личности»

    5.

    Альфред Бине (1887-1911)

    Французский психолог, автор работ по проблемам психодиагностики, графологии, дефектологии.

    6.

    Вильям Штерн (1871- 1938)

    Немецкий психолог, разработал теорию персонализма, основой которой была идея изучения личности и закономерностей ее формирования.

    7.

    Пьер Жане (1859- 1947)

    Французский психолог, психиатр, назвавший свою концепцию психологией поведения, в которой психические процессы рассматриваются как часть активности субъекта.


    Задание 5

    Пользуясь приложением №3 во вкладке «Приложения к модулю 3», прочитайте текст, напишите краткий анализ Вашего жизненного пути, опираясь на этапы эпигенетической теории Э.Эриксона. Выделяя в каждом этапе: возрастной период; хронологические рамки; ведущая потребность; социальная ситуации развития; ведущий вид деятельности; психологические новообразования; кризисы возрастов.

    1 стадия. 1. От рождения до 1 года. 2. Орально-сенсорная. 3. Могу ли я доверять миру? 4. Социальные условия: находилась с мамой. Полная семья. Внимание всех значимых взрослых, старшей сестры. Кормление грудью по требованию. Удовлетворение всех значимых возрастных потребностей. 5. Доверие к миру, оптимизм, уверенность и безопасность.

    2 стадия. 1. От 2 до 3 лет. 2. Мышечно-анальная. 3. Могу ли я управлять собственным поведением? 4. Социальные условия: Родители, которые понимают и принимают ребенка, помогают ему контролировать естественные отправления. 5. Опыт автономии, уверенность в себе.

    3 стадия. 1. От 4 до 5 лет. 2. Локомоторно-генитальная. 3. Могу ли я стать независимым от родителей? 4. Социальная ситуация: Выход мамы на работу. Детский сад не посещала. Находилась с бабушкой, дедушкой, а также старшей двоюродной сестрой. Выходила на прогулку самостоятельно без взрослых. С 4 лет занятия в спортивной секции по художественной гимнастике. 5. Приобретение самостоятельности. Инициатива. Самоутверждение, проявление любознательности и активность в изучении окружающего мира.

    4 стадия. 1. От 6 до 11 лет. 2. Латентная. 3. Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к окружающему миру? 4. Социальная ситуация: В 6 лет пошла в первый класс частной начальной школы. В 11 лет поступила в детскую художественную школу. Учеба на отлично, участие в общественной жизни, приобретение друзей. Атмосфера, методики обучения в школе, подход учителей создают благоприятную обстановку. Родители воспринимают успехи как должное, не достаточно похвалы. 5. Трудолюбие, чувство долга, стремление к достижению успеха. Но при этом ощущение незначительности, бессмысленности своих достижений.

    5 стадия. 1. От 12 до 18/20 лет. 2. Подростковая. 3. Кто я? Каковы мои позиции и убеждения? 4. Социальная ситуация: Развод родителей. Отказ от обучения в художественной школе. Отказ от признания авторитета школы и учителей. Негативизм. Уход в субкультуру. Девиантное поведение. Активный поиск себя. Путаница в мировоззренческих установках. Экспериментирование в разных ролях. Решение вопроса «кем быть?». Благодаря помощи семьи возвращение к нормальным ценностным ориентациям, выбор профессии, возвращение к учебе. Окончание колледжа с «красным» дипломом и поступление в институт. 5. Становление мировоззрения. Жизненное самоопределение. Верность, как способность жить по стандартам и ожиданиям общества. (согласно теории Эриксона).

    6 стадия. 1. От 18/20 до 40 лет. 2. Ранняя взрослость. 3. Могу ли я полностью отдать себя другому человеку? 4. Социальная ситуация: Начало серьезных отношений с мужчиной, которые длились 6 лет, оказались абьюзивными и привели к разрыву. Но позволили понять какие качества личности мужчины мне важны, с какими недостатками готова мириться, с какими нет, и определить «идеальную» для меня модель отношений и семьи. Новые отношения, которые привели к вступлению в брак, рождению ребенка. 5. Близость. Счастливые отношения и чувство приверженности, безопасности и заботы.

    Задание 6

    Пользуясь приложением 3 прочитайте текст, определите:

    1) О каком возрастном этапе идет речь?

    2) Какой кризисный период описан?

    3) Какие характеристики сопровождают данный возрастной период у женщин?

    4) Составьте психологические рекомендации для преодоления данного кризиса.

    «Фаррелл и Розенберг исследовали муж­чин во время определенного возрастного периода. В целом, считают они, существуют 4 главных пути развития мужчины в этом возрасте, отра­жающих его мотивационную направленность.

    Первый из них — путь трансцендентно-генеративного мужчины, большая часть его желаний и потребностей воплотилась в жизнь. Для тако­го человека наступает время реализации своих воз­можностей и достижения новых целей.

    Второй путь — это путь псевдоразвитого мужчины, внешне справляю­щегося со своими проблемами и делающего вид, что все происходящее его удовлетворяет или находится под его контролем. На самом деле он, как правило, чувствует, что потерял направление, зашел в тупик или что ему все осточертело.

    Третий путь — мужчина, находящийся в замешательстве. Ему кажется, что весь его мир рушится. С одной стороны, он не в состоянии удовлетворять предъявляемым к нему требованиям, а с другой — его соб­ственные потребности также остаются неудовлетворенными. Для одних мужчин этот период может быть временным периодом неудач; для других он может стать началом непрерывного падения.

    Четвертый путь — это путь обездоленного судьбой. Такой человек был несчастлив или отвергаем другими большую часть своей жизни. Обычно он не в состоянии справиться с кризисными проблемами.».

    1. Фаррелл и Розенберг исследовали мужчин во время возрастного периода зрелости. На этапе кризиса среднего возраста, или середины жизни.

    2. Нормативные кризисы развития - переходные этапы возрастного развития, занимающие место между стабильными (литическими) возрастами[. В советской психологии понятие кризиса введено Л. С. Выготским и определяется как целостное изменение личности ребёнка, регулярно возникающее при смене (на стыке) стабильных периодов, обусловленное возникновением основных психологических новообразований. В психологии существует множество подходов к определению и классификации возрастных кризисов развития. Нормативные возрастные кризисы развития имеют социально- историческую культурную природу и возникают только тогда, когда личность имеет право и возможность выбора своего пути.

    Признанными нормативными возрастными кризисами зрелости считают:

    - кризис «вступления в раннюю зрелость» (17-22 года);

    - кризис 30 лет; кризис середины жизни (40-45 лет);

    - кризис (50-55 лет); кризис прекращения активной профессиональной деятельности и выхода на пенсию. Также, Е. Е. Сапогова выделяет смерть как кризис индивидуальной жизни, как последнее критическое событие в жизни человека.

    В данном случае речь идет о кризисе середины жизни, охватывающем возрастной период 40-45 лет. Большинство исследователей сходятся на том, что пик кризиса приходится на середину сорокалетнего периода. Многие расширяют этот диапазон от 35 до 50 лет.

    Термин «кризис среднего возраста» ввел в психологию канадский психоаналитик Эллиот Жак, который в 1965 году в «Международном журнале Психоанализа» опубликовал статью под названием «Смерть и кризис среднего возраста». Изучив множество личных биографий, автор пришел к выводу, что в середине жизни, люди испытывают некий кризис, обусловленный двумя основными факторами. Во-первых, к этому моменту индивидуумы начинают глубоко осознавать собственную природу, как смертных существ. Во-вторых, к этому моменту у людей меняются рамки восприятия действительности, в результате чего система прямого отсчета «время с момента рождения» заменяется в сознании системой обратного отсчета «время до смерти».

    3. Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения, у женщин кризис среднего возраста обычно наступает между 30 и 45 годами. Эти границы весьма условны и зависят от множества факторов, таких как воспитание, здоровье, внешность, статус, образование и прочее. Однозначных данных о продолжительности кризиса среднего возраста у женщин также нет, но в среднем он растягивается на 2-3 года.

    Основными проблемами этого периода можно назвать следующие:

    - изменения во внешности, которая начинает проявлять признаки увядания;

    - упадок сил, физические проблемы. Организм уже не в состоянии справляться с болезнями так, как в молодости. Это ведет к образованию хронических заболеваний;

    - проблемы, связанные с гормональной перестройкой и изменения в организме, сопутствующие начинающейся менопаузе;

    - ощущения женщины, связанные с недостаточной реализацией в одной из двух областей: материнстве, или, напротив, профессиональной сфере;

    -полная жизненная реализация. Человек начинает ощущать, что не осталось целей, к которым можно было бы двигаться. Жизнь при этом теряет смысл.

    Помимо характерных для обоих полов внешних и внутренних проявлений кризиса среднего возраста, есть отличия в проявлениях.

    В отличие от мужчин женщины по своей природе более склонны к самоанализу. Когда начинается кризис, эта склонность может приобретать гипертрофированные формы: женщина постоянно пытается выяснить, где ошиблась или сделала что-либо неправильно, то есть ищет причину проблем в себе.

    Женщина в кризисе замкнута и не уверена в своих силах. Свою привлекательность она также ставит под сомнение, поскольку молодость осталась позади, а общественное мнение чаще всего не благоволит женщинам после 40 лет.

    Женский кризис чрезвычайно редко сопровождается уходом из семьи. Но иногда существует вероятность нахождения другого партнера в случае незарегистрированных отношений, или новая любовь у одиноких женщин.

    Комплексы по поводу уходящей красоты и стареющего тела не дают женщине полноценно наслаждаться сексуальными отношениями. За этим следует отсутствие энтузиазма, либо полный отказ от секса. После преодоления кризиса интерес к сексуальным отношениям возобновляется.

    В связи с тем, что репродуктивный возраст у женщин короче, большое значение в процессе проживания кризиса может иметь наличие или отсутствие детей. Считается, что в последнем случае женщины переносят кризис тяжелее, так как их на подсознательном уровне беспокоит чувство пустоты и неисполнение жизненной роли матери.

    4. Кризис середины жизни всегда подразумевает глобальную переоценку ценностей. Отсюда - естественное желание найти себя, собственный путь, ведь еще одно его название - кризис идентичности.

    Однако не обязательно кардинальным образом менять свою жизнь - можно продолжать идти по этому же пути. Но при этом о оценить прожитые годы, понять, что нужно, а что нет, и, самое главное, принять свой прежний путь, но уже осознанно, и продолжать наращивать количественно то, что достигнуто. Очень важно пережить этот кризис, провести своеобразный жизненный аудит, потому что если отодвинуть эту проблему, то в конце жизни человека может настигнуть - кризис конца жизни. И если в конце жизни поменять уже практически ничего нельзя, то в середине жизни такая возможность всегда есть. Всё зависит от того, насколько человек готов понять и принять свои проблемы, честно взглянуть в глаза реальности, какой бы пугающей она ни была, способен ли он к переменам - как в жизни, так и в себе самом - и готов ли вкладываться в эти изменения.

    Профилактика кризиса среднего возраста наиболее эффективна. Важно стремиться к соблюдению баланса в своей жизни - соблюдать баланс между материальными и духовными ценностями. Не зацикливаться на карьере, материальном благополучии, публичном успехе, молодости и красоте. По возможности заниматься любимым делом. Не избегать неприятных мыслей. Не накапливать большое количество отложенных «на завтра» проблем. Не подменять свою жизнь жизнью детей. Оставлять время для размышлений о жизни. Сознательно принимать решения. Регулярно пересматривать свою жизненную программу. Не закрывать глаза на возрастные изменения, представляя себя в 50 лет. Помнить, что в каждом возрасте есть своя привлекательность. Важно принять свой возраст и все сопутствующие изменения, проанализировать светлые стороны жизни, а также не переставать (или начать) планировать ее.

    Ели же человек чувствует, что испытывает кризисные изменения, следует отнестись к этому факту без паники и постараться осмыслить свою жизнь, проанализировать, чем приходилось жертвовать в течение жизни. Возможно, пришло время многое наверстать или, напротив, от чего-то раз и навсегда отказаться. Важно не врать себе и не бояться изменений. Предельно честно себе ответить на вопросы: какие цели я хочу достигнуть? Это мои цели или чужие? Какие чувства я испытываю сейчас? Что я хочу чувствовать завтра, через год? Мой настоящий жизненный сценарий устраивает меня? Что я хочу и могу поменять в этом сценарии? О чем я мечтаю? Что мешает мне осуществить мою мечту?

    Не менее важно полюбить себя и принять себя, таким как есть, со всеми своими недостатками и слабостями. Заботиться о себе: полноценное питание, хороший сон, уход за телом.

    Кроме того, нужно постараться не жить прошлым и не искать ошибки сегодняшней ситуации в прошлом. В прошлое возвращаться изредка и на недолгое время с основной целью - поиск своих ресурсов и опыт собственных достижений и побед.

    Необходимо постараться научиться наслаждаться каждым мгновением, радоваться каждому событию в жизни и просто простым вещам.

    Если преодолеть кризис самостоятельно не получается, не нужно бояться обратиться за квалифицированной психологической помощью. Психолог или психотерапевт помогут выявить основные п оценить прожитые годы, понять, что нужно, а что нет, и, самое главное, принять свой прежний путь, но уже осознанно, и продолжать наращивать количественно то, что достигнуто. Очень важно пережить этот кризис, провести своеобразный жизненный аудит, потому что если отодвинуть эту проблему, то в конце жизни человека может настигнуть - кризис конца жизни. И если в конце жизни поменять уже практически ничего нельзя, то в середине жизни такая возможность всегда есть. Всё зависит от того, насколько человек готов понять и принять свои проблемы, честно взглянуть в глаза реальности, какой бы пугающей она ни была, способен ли он к переменам - как в жизни, так и в себе самом - и готов ли вкладываться в эти изменения.

    Профилактика кризиса среднего возраста наиболее эффективна. Важно стремиться к соблюдению баланса в своей жизни - соблюдать баланс между материальными и духовными ценностями. Не зацикливаться на карьере, материальном благополучии, публичном успехе, молодости и красоте. По возможности заниматься любимым делом. Не избегать неприятных мыслей. Не накапливать большое количество отложенных «на завтра» проблем. Не подменять свою жизнь жизнью детей. Оставлять время для размышлений о жизни. Сознательно принимать решения. Регулярно пересматривать свою жизненную программу. Не закрывать глаза на возрастные изменения, представляя себя в 50 лет. Помнить, что в каждом возрасте есть своя привлекательность. Важно принять свой возраст и все сопутствующие изменения, проанализировать светлые стороны жизни, а также не переставать (или начать) планировать ее.

    Ели же человек чувствует, что испытывает кризисные изменения, следует отнестись к этому факту без паники и постараться осмыслить свою жизнь, проанализировать, чем приходилось жертвовать в течение жизни. Возможно, пришло время многое наверстать или, напротив, от чего-то раз и навсегда отказаться. Важно не врать себе и не бояться изменений. Предельно честно себе ответить на вопросы: какие цели я хочу достигнуть? Это мои цели или чужие? Какие чувства я испытываю сейчас? Что я хочу чувствовать завтра, через год? Мой настоящий жизненный сценарий устраивает меня? Что я хочу и могу поменять в этом сценарии? О чем я мечтаю? Что мешает мне осуществить мою мечту?

    Не менее важно полюбить себя и принять себя, таким как есть, со всеми своими недостатками и слабостями. Заботиться о себе: полноценное питание, хороший сон, уход за телом.

    Кроме того, нужно постараться не жить прошлым и не искать ошибки сегодняшней ситуации в прошлом. В прошлое возвращаться изредка и на недолгое время с основной целью - поиск своих ресурсов и опыт собственных достижений и побед.

    Необходимо постараться научиться наслаждаться каждым мгновением, радоваться каждому событию в жизни и просто простым вещам.

    Если преодолеть кризис самостоятельно не получается, не нужно бояться обратиться за квалифицированной психологической помощью. Психолог или психотерапевт помогут выявить основные п оценить прожитые годы, понять, что нужно, а что нет, и, самое главное, принять свой прежний путь, но уже осознанно, и продолжать наращивать количественно то, что достигнуто. Очень важно пережить этот кризис, провести своеобразный жизненный аудит, потому что если отодвинуть эту проблему, то в конце жизни человека может настигнуть - кризис конца жизни. И если в конце жизни поменять уже практически ничего нельзя, то в середине жизни такая возможность всегда есть. Всё зависит от того, насколько человек готов понять и принять свои проблемы, честно взглянуть в глаза реальности, какой бы пугающей она ни была, способен ли он к переменам - как в жизни, так и в себе самом - и готов ли вкладываться в эти изменения.

    Профилактика кризиса среднего возраста наиболее эффективна. Важно стремиться к соблюдению баланса в своей жизни - соблюдать баланс между материальными и духовными ценностями. Не зацикливаться на карьере, материальном благополучии, публичном успехе, молодости и красоте. По возможности заниматься любимым делом. Не избегать неприятных мыслей. Не накапливать большое количество отложенных «на завтра» проблем. Не подменять свою жизнь жизнью детей. Оставлять время для размышлений о жизни. Сознательно принимать решения. Регулярно пересматривать свою жизненную программу. Не закрывать глаза на возрастные изменения, представляя себя в 50 лет. Помнить, что в каждом возрасте есть своя привлекательность. Важно принять свой возраст и все сопутствующие изменения, проанализировать светлые стороны жизни, а также не переставать (или начать) планировать ее.

    Ели же человек чувствует, что испытывает кризисные изменения, следует отнестись к этому факту без паники и постараться осмыслить свою жизнь, проанализировать, чем приходилось жертвовать в течение жизни. Возможно, пришло время многое наверстать или, напротив, от чего-то раз и навсегда отказаться. Важно не врать себе и не бояться изменений. Предельно честно себе ответить на вопросы: какие цели я хочу достигнуть? Это мои цели или чужие? Какие чувства я испытываю сейчас? Что я хочу чувствовать завтра, через год? Мой настоящий жизненный сценарий устраивает меня? Что я хочу и могу поменять в этом сценарии? О чем я мечтаю? Что мешает мне осуществить мою мечту?

    Не менее важно полюбить себя и принять себя, таким как есть, со всеми своими недостатками и слабостями. Заботиться о себе: полноценное питание, хороший сон, уход за телом.

    Кроме того, нужно постараться не жить прошлым и не искать ошибки сегодняшней ситуации в прошлом. В прошлое возвращаться изредка и на недолгое время с основной целью - поиск своих ресурсов и опыт собственных достижений и побед.

    Необходимо постараться научиться наслаждаться каждым мгновением, радоваться каждому событию в жизни и просто простым вещам.



    1 Укажите источник- лекция 1 определения "возрастная психология"


    написать администратору сайта