Главная страница
Навигация по странице:

  • Какие собственно лингвистические пути исследования концепта предлагаются современными учеными

  • Насколько перспективны, с вашей точки зрения, разрабатываемые приемы описания концептов через анализ данных языка

  • Проблемы когнитивистики. Вяхирева когнитивистика. Вопросы, выносимые на обсуждение (с. 192)


    Скачать 18.7 Kb.
    НазваниеВопросы, выносимые на обсуждение (с. 192)
    АнкорПроблемы когнитивистики
    Дата21.04.2020
    Размер18.7 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВяхирева когнитивистика.docx
    ТипДокументы
    #118507

    Подборка по базе: Традиционные узоры кованых изделий.. Обсуждение на LiveInternet , ИППУ-ответы на вопросы, зимняя сессия 2007-2008.doc, Аттестация риэлторов - экзаменационные вопросы, тесты.docx, Аттестация риэлторов - экзаменационные вопросы, тесты.docx, Аттестация риэлторов - экзаменационные вопросы, тесты.docx, Аттестация риэлторов - экзаменационные вопросы, тесты.docx, Аттестация риэлторов - экзаменационные вопросы, тесты.docx, Аттестация риэлторов - экзаменационные вопросы, тесты.docx, Аттестация риэлторов - экзаменационные вопросы, тесты.docx, Аттестация риэлторов - экзаменационные вопросы, тесты.docx

    Вопросы, выносимые на обсуждение (с.192):

    • Когнитивная лингвистика использует данные других дисциплин специфичным образом, что разводит ее с генеративной лингвистикой по той причине, что Хомский и его единомышленники не раз принципиально отвергали использование в лингвистике нелингвистических данных, т.е. именно данных других дисциплин. Но указание на «специфичность» использования последних, видимо, намекает на отличие от других направлений, которые в противоположность генеративному не чураются данных, находящихся за пределами лингвистических формализмов, однако природа этого отличия остается абсолютно не проясненной.

    • В рамках когнитивистики обсуждаются такие вопросы, как: отрицание автономности языка; неприятие таких понятий, как глубинная структура, трансформация и языковое правило; специфичность семантики в её когнитивной интерпретации; роль метафоры в структурировании ментального лексикона

    • Исследователи утверждают, что с одной стороны, когнитивная лингвистика обогащает языкознание, но не создают ни нового предмета исследования, ни метода. С другой же, с точки зрения ее предметного места в системе языковых уровней языка, она занимается исследованием содержательных параметров языка. Говоря о связи когнитивной лингвистики с другими науками и об их взаимном влиянии, необходимо подчеркнуть, что когнитивная наука и когнитивная лингвистика бросают вызов всей западной философии и ставят под сомнение многие ее постулаты, демонстрируя огромный прорыв в сфере познания человеческого разума и главных механизмов его ментальной деятельности.

    • Сама базовая посылка когнитивизма крайне уязвима. В приписывании языку познавательной функции есть логическая неувязка. Знания о мире, хотя и могут фиксироваться и сообщаться посредством языка, но вырабатываются они не в языке, а в опыте взаимодействия сознания человека с миром. Рассказ о мире есть выражение уже имеющихся знаний, но никак не процесс познания. Сообщение информации не есть познание. Язык опосредует познавательные процессы мышления, но сам является не мышлением и не коммуникацией, а только их инструментом. Язык не познает, а моделирует познаваемое человеческим мозгом, что не одно и то же. А из всего множества дискурсивных моделей мира (реального и воображаемого) лишь скромная часть отражает действительный мир и может быть отнесена к собственно когнитивным.

    (с. 233)

    1. Проанализируйте предлагаемые в лингвистике трактовки понятия «концепт».

    • Как соотносятся между собой концепт и слово, значение и смысл?

    Концепты – это посредники между словами и экстралингвистической действительностью, и значение слова не может быть сведено исключительно к образующим его концептам. Правильнее было бы, наверное, говорить о концептах как соотносительных со значением. слова понятиях. Значением слова становится концепт, хваченный знаком».

    Смысл слова изначально (по своему «происхождению») представляет собой часть значения слова, необходимую человеку в определенной ситуации речевого общения. В то же время, являясь составной частью общего значения, смысл слова выступает как явление в достаточной степени «автономное», самостоятельное. Значение и смысл слова тесно связаны между собой. Значение может быть выражено только через смысл, поскольку человек каждый раз выбирает необходимое для каждой конкретной ситуации значение слова. Овладение значением слова в онтогенезе также протекает через смысл, конкретный в данной ситуации.


    • Какие собственно лингвистические пути исследования концепта предлагаются современными учеными?

    В зависимости от того, какие концепты подлежат рассмотрению, превалирует языковая или внеязыковая направленность. Если речь идёт о концептах, за которым стоят конкретные предметы объективной деятельности, большее значение приобретает внеязыковая направленность, наблюдение и интуиция исследователя. В основном, предпочтение отдаётся анализу языковых форм (слова, словосочетания, а также отдельные тексты и даже произведения), однако, применяется также сочетание неязыковых данных, особенно если исследование связано с достаточно абстрактными концептами.

    В качестве метода концептуального исследования активно используется анализ словарных дефиниций тех или иных слов, объективирующих конкретный концепт культуры. Многие лингвисты указывают на необходимость применения метода этимологического анализа ключевых лексем, позволяющий обнаружить их исходную форму, сжатую до основных признаков содержания историю. Эффективным приёмом является изучение устойчивых единиц языка. Весьма информативными для исследования концепта становится контекстуальный анализ различных типов дискурса (публицистического научного, художественного, рекламного и т.д.).

    • Определите специфику собственно лингвистического и лингвокультурологического подходов к исследованию концепта.

    В лингвистическом понимании концепта наметились три основных подхода. Во-первых, в самом широком смысле в число концептов включаются лексемы, значения которых составляют содержание национального языкового сознания и формируют «наивную картину мира» носителей языка. Совокупность таких концептов образует концептосферу языка, в которой концентрируется культура, нации. Во-вторых, в более узком понимании к числу концептов относят семантические образования, отмеченные лингвокультурной спецификой и тем или иным образом характеризующие носителей определенной этнокультуры. Совокупность таких концептов не образует концептосферы как некого целостного и структурированного семантического пространства, но занимает в ней определенную часть – концептуальную область. В-третьих, к числу концептов относят лишь семантические образования, список которых в достаточной мере ограничен и которые являются ключевыми для понимания национального менталитета как специфического отношения к миру его носителей.

    С лингвокультурологической точки зрения концепт считается базовой единицей культуры, который является результатом культурных знаний человека. Лингвокультурологический подход ориентирован на изучение культурных концептов, он помогает понять их сущность, сформировавшуюся в коллективном сознании, определить систему ценностей, на развитие которой повлиял культурный, языковой или общественный опыт индивидов.


    • Насколько перспективны, с вашей точки зрения, разрабатываемые приемы описания концептов через анализ данных языка?

    Принимая во внимание необычайный интерес в современном мире к проблемам национального менталитета и культурной самобытности общества, можно с уверенностью утверждать что изучению и описанию различных концептов, их места и роли в национальной концептосфере в ближайшие десятилетия будет уделяется немало внимания Именно поэтому разрабатываемые приемы описания концептов через анализ данных языка в будущем будут дополняться и улучшаться.


    написать администратору сайта