Главная страница
Навигация по странице:

  • Практико-ориентированное задание

  • 2-1 Особенности классификации методов воспитания. Вопросы к экзамену по учебной дисциплине педагогика раздел Теория обучения Всесторонне рассмотрите исторические основы формирования понятия дидактика, определите ее предмет и решаемые задачи. Сформулируйте ключевые вопросы образования


    Скачать 306.69 Kb.
    НазваниеВопросы к экзамену по учебной дисциплине педагогика раздел Теория обучения Всесторонне рассмотрите исторические основы формирования понятия дидактика, определите ее предмет и решаемые задачи. Сформулируйте ключевые вопросы образования
    Дата16.06.2021
    Размер306.69 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла2-1 Особенности классификации методов воспитания.pdf
    ТипВопросы к экзамену
    #218068

    Подборка по базе: ВОПРОСЫ К КУРСОВОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЗАВО, экз. вопросы мдк 01.05.docx, новые вопросы для проверки знаний по ЭБ, с ответами.doc, ответы на вопросы 3.docx, Финансовый менеджмент 5 БМ вопросы+контрольная.docx, «Психотехнология рекламного текста» ответы на вопросы.doc, Вопросы к экзамену лечебный факультет18-19.docx, ответы на вопросы.docx, 3 Практические рекомендации по формированию и развитию мотивации, вопросы к экзамену по микробиологии.docx
    Факультет психологии и педагогики Учебная дисциплина Педагогика Преподаватель
    Серёгина ОС, канд.пед.наук, доцент, завкафедрой психологии и общей педагогики ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ПЕДАГОГИКА Раздел Теория обучения
    1. Всесторонне рассмотрите исторические основы формирования понятия дидактика, определите ее предмет и решаемые задачи. Сформулируйте ключевые вопросы образования.
    2. Охарактеризуйте категории, используемые теорией обучения, и основные дидактические понятия.
    3. Раскройте современное понимание сущности и структуры процесса обучения.
    4. Охарактеризуйте общедидактические принципы обучения.
    5. Дайте характеристику понятиям метод обучения, прием обучения, средства обучения Раскройте сущность известных Вам классификаций методов обучения и средств обучения, укажите условия их выбора.
    6. Дайте понятие содержанию образования, расскажите о подходах, его характеризующих. Раскройте сущность основных теорий формирования содержания образования.
    7. Охарактеризуйте нормативные документы, регламентирующие содержание образования.
    8. Всесторонне рассмотрите понятие виды обучения, раскройте их отличительные особенности, теоретико-методологические основы и условия применения.
    9. Разграничьте понятия форма обучения и форма организации обучения. Раскройте сущность различных форм обучения.
    10. Проследите эволюцию форм обучения. Назовите основные признаки классно- урочной системы обучения, выделите ее достоинства и недостатки.
    11. Комплексно охарактеризуйте понятие традиционного учебного занятия как формы организации обучения.
    12. Расскажите о диагностике качества обучения видах, формах и методах контроля обучения. Раздел Теория воспитания
    13. Дайте характеристику сущности воспитания и его места в целостной структуре процесса формирования человека.
    14. Дайте характеристику педагогическим закономерностям воспитательного процесса и принципам воспитания.
    15. Всесторонне рассмотрите направления воспитания.
    16. Охарактеризуйте современную систему методов и приемов воспитания в современной педагогике.
    17. Расскажите о формах воспитательной работы. Раскройте сущность диалоговых форм воспитания. Назовите алгоритм подготовки и проведения любой формы воспитательной работы.
    18. Охарактеризуйте средства воспитания, раскройте их педагогическое значение.
    19. Охарактеризуйте теоретические основы коллективной творческой деятельности и методику ее организации.

    20. Дайте характеристику коллективу как педагогическому феномену, раскройте его сущность и функции. Рассмотрите стадии развития коллектива. Расскажите о технологии работы с коллективом.
    21. Охарактеризуйте особенности педагогического взаимодействия и воспитания в семье.
    22. Охарактеризуйте духовно-нравственные ценности личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности педагога.
    23. Охарактеризуйте педагогическую технологию воспитания.
    24. Расскажите о сущности самоуправления как средства духовно-нравственного воспитания членов коллектива и структуре самоуправления в детском коллективе. Раздел Педагогические технологии
    25. Охарактеризуйте технологию поэтапного формирования умственных действий
    26. Охарактеризуйте технологию обучения на основе опорных конспектов В.Ф.
    Шаталова
    27. Охарактеризуйте технологии развивающего обучения
    28. Охарактеризуйте технологию развития критического мышления
    29. Охарактеризуйте технологию решения изобретательских задач
    30. Охарактеризуйте технологию проектного обучения
    31. Охарактеризуйте технологию проблемного обучения
    32. Охарактеризуйте технологию игровой деятельности
    33. Охарактеризуйте технологию программированного обучения
    34. Охарактеризуйте технологию групповой деятельности
    35. Охарактеризуйте технологию индивидуализации обучения
    36. Охарактеризуйте гуманно-личностную технологию ША. Амонашвили
    Практико-ориентированное задание
    Практико-ориентированное задание 1. Проанализируйте фрагмент текста из учебной литературы. Согласны ли Вы с позицией автора Определите цели и задачи современной учебной деятельности обучающихся. Фрагмент текста для анализа Содержание современного образования конкретизируется как освоение личностью системы жизненных ценностей. Именно образование должно обеспечить человеку ответы на самые сложные вопросы Во имя чего жить, В чем смысл моей жизни. Образование формирует образ бытия личности, ее жизненную позицию. Философ образования Б.П. Битинас, чтобы объяснить назначение ценностей в жизни личности, использует метафору – ОБРАЗ КОРАБЛЯ как символ образования. Материальная часть корабля – его корпус, мачты, паруса, механизмы – означает знания функционирование корабля – мощность его двигателя или парусов, скорость, маневренность – это умения, а способы и характер навигации, точность и оптимальность выбора курса, безопасность штурманской проводки корабля – это ценности. Образование
    – это непросто наличие достаточных знаний и умений, а присвоение значимого знания, обладающего определенной культурой, социальной и личностной ценностью.
    Практико-ориентированное задание 2. Проанализируйте приведенное высказывание. Какие педагогические проблемы отразились в нем Фрагмент текста для анализа
    Человек, обученный основательно, есть дерево, имеющее свой собственный корень, питающее себя собственным соком, и поэтому постоянно растущее, приносящее плоды. Если из наших знаний исключить то, что менее необходимо, то у нас было бы в распоряжении по меньшей мере вдвое больше времени и мы затрачивали бы вдвое меньше труда. Все нужно преподавать основательно, кратко и убедительно. Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи. Все должно вестись в неразрывной последовательности, так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего (Я.А.Коменский).
    Практико-ориентированное задание 3. Проанализируйте приведенное высказывание. Как Вы полагаете, насколько актуален этот тезис в современной школе. Почему Аргументируйте свою позицию. Фрагмент текста для анализа В Средневековье решающим доводом в спорах и дискуссиях были слова Учитель сказал, - слово учителя было окончательными не подвергалось сомнению
    Практико-ориентированное задание 4. Проанализируйте фрагмент текста из учебной литературы. Согласны ли Вы с позицией автора Какими формами, методами, приемами и средствами организации учебной деятельности обучающихся должен владеть учитель-предметник? Фрагмент текста для анализа Специалисты обозначают в практике обучения несколько десятков явлений, которые действуют как методы обучения, то есть специальные, целенаправленные педагогические действия по организации познавательной и практической деятельности учащихся в процессе обучения. Самые узнаваемые – упражнения, рассказ, беседа, игра. Чтобы ориентироваться в этом многообразии и понять, какие методы целесообразно использовать в той или иной учебной ситуации, для достижения тех или иных целей, их нужно выстроить в некой субординации, в системе, то есть классифицировать.
    Практико-ориентированное задание 5. Проанализируйте приведенное высказывание. Какие педагогические проблемы отразились в нем Какие формы, методы, технологии организации учебной деятельности обучающихся целесообразнее всего использовать в профессиональной педагогической деятельности. Фрагмент текста для анализа Я уверен, что подлинное учение всегда очень индивидуально оно не бывает одинаковым у мальчиков и у девочек, у отстающего ребенка и, наоборот, у ребенка успевающего. Но если бы я был учителем, я бы очень серьезно подумал над тем, что значит учение для этого конкретного ребенка и что оно значит для другого. Я попытался бы увидеть глазами этого ребенка тот мир, в котором он нечто усваивает. И самое меньшее, что я бы сделал, это попытался бы превратить школу в дружелюбный дом, дом, в который ребенок мог бы естественно внести этот свой мир учения (КР. Роджерс).
    Практико-ориентированное задание 6. Проанализируйте фрагмент текста из учебной литературы. Согласны ли Вы с позицией автора Фрагмент текста для анализа Прочитайте фрагмент текста из учебной литературы «Я.А. Коменский утверждал, что главные человеческие добродетели (мудрость, умеренность, мужество, справедливость) формируются прежде всего и главным образом именно в процессе обучения, им учатся. Мудрость рождается и укрепляется, когда с детства ребенок получает о вещах истинное знание. К умеренности он приучается в хорошо
    организованном обучении, где всему есть свое время, мера, порядок, что не дает дойти до пресыщения и отвращения. Мужеству юношество учится, преодолевая самих себя в обучении достаточно часто необходимо преодолеть лень, неуверенность в себе или невольное увлечение, посторонние интересы. Наконец, справедливости дети учатся постоянно в своем школьном общении, ибо уже на уроке они должны избегать лжи и обмана, остерегаться оскорблений, проявлять исполнительность и готовность помогать другим
    Практико-ориентированное задание 7. Проанализируйте фрагмент текста из учебной литературы. Согласны ли Вы с позицией автора Фрагмент текста для анализа Согласно И.А. Зимней, продуктом воспитания является воспитанный человек, точнее воспитанность человека. Результатом воспитания — адекватная форма поведения человека, характеризующаяся соблюдением принятых в обиходе социальных норм поведения и выявляющая его социально-психологическую защищенность. Проанализируйте сданных позиций то, что писало воспитанных людях А.П. Чехов Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям
    1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, уступчивы. Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят с вами жить нельзя
    2. Они сострадательны не к одним только нищими кошкам. Они болеют душой и оттого, чего не видишь простым глазом.
    3. Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего
    4. Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями
    5. Если они имеют в себе талант, то уважают его.
    6. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу
    Практико-ориентированное задание 8. Проанализируйте приведенные высказывания. Знание каких духовно-нравственных ценностей личности и моделей нравственного поведения в профессиональной деятельности в них представлены. Фрагмент текста для анализа Конечная цель всякого воспитания – воспитание самостоятельности посредством самодеятельности. <…> Неправильное знание хуже, чем незнание. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. <…> Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением (А.Дистервег).
    Практико-ориентированное задание 9. Проанализируйте приведенное высказывание. Какие тенденции в развитии педагогической науки можно в нем проследить Фрагмент текста для анализа Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого. Кого он может воспитывать (АС. Макаренко)

    Практико-ориентированное задание 10. Проанализируйте фрагмент текста из учебной литературы. Согласны ли Вы с позицией автора Какие формы, методы, технологии организации воспитательной деятельности обучающихся целесообразнее всего использовать в профессиональной педагогической деятельности. Фрагмент текста для анализа Педагогика как наука всегда стремилась теоретически упорядочить огромное множество методов воспитания, существующих в реальном воспитательном процессе. Проблема классификации методов воспитания остается посей день одной из спорных теоретических проблем. Время от времени крупные ученые проводят бурные дискуссии на страницах научных журналов и на конференциях, на какое-то время договариваются об общих позициях. Но как только что-то уточняется или пересматривается в понимании сущности самого воспитания, так вновь возникают новые классификации методов воспитания.
    Практико-ориентированное задание 11. Проанализируйте фрагмент текста из учебной литературы. Согласны ли Вы с позицией автора Фрагмент текста для анализа Взаимоотношения школы и семьи – одна из острых проблем практической педагогики. Но это вечная проблема, поэтому в разные времена она обостряется по разному поводу ив разных формах. Десятилетия советской власти приучили общество к тому, что школа, как институт государства, руководит семейным воспитанием, контролирует его. Это создавало у многих педагогов убеждение, что если целенаправленно организовать некие педагогические усилия, то можно всех родителей сделать благонравными людьми. А в том случае если школа не сможет пересилить дурное влияние семьи, детей следует полностью оградить от родителей. Парадигма личностно ориентированного образования, которую осваивает в настоящее время не только педагогическая наука, но и воспитательная практика, предполагает иное отношение между школой и семьей, между классным руководителем и родителями школьников. Это отношения педагогического взаимодействия.
    Практико-ориентированное задание 12. Проанализируйте фрагмент текста из учебной литературы. Согласны ли Вы с позицией автора Предложите программу помощи и поддержки ученического коллектива детям с ограниченными возможностями здоровья. Какова роль актива класса в данном взаимодействии Фрагмент текста для анализа Коллектив – это одно из важнейших достижений человеческой культуры. С древнейших времен в истории всех цивилизаций люди объединялись для совместного труда и решения жизненно важных проблем преодоления последствий природных катаклизмов, изгнания врагов со своих земель, совершения религиозных обрядов. Так возникли добровольные дружины воинов, религиозные общины и братства, трудовые артели и цеха ремесленников, купеческие гильдии, студенческие землячества. Идею коллективного воспитания детей блестяще воплотили в своей практике х годов XX века АН.
    Пинкевич, В.Н.Сорока-Россинский, АС. Макаренко, НМ. Шульман. В это же время в Западной Европе известные педагоги Я. Корчак, А.Нейл, С. Френе, Г Винекен строили школы и приюты как детские сообщества на принципах самоуправления и общего труда
    СПИСОК УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Основная учебная литература
    1. Загвязинский, В. И. Теория обучения и воспитания Электронный ресурс учебники практикум для академического бакалавриата / В. И. Загвязинский, И. Н.
    Емельянова. — е изд, перераб. и доп. — Москва Издательство Юрайт, 2019. — 230 с. — Бакалавр. Академический курс. — ISBN 978-5-9916-9831-3. — Режим доступа https://biblio-online.ru/bcode/431921 2. Теория обучения и воспитания, педагогические технологии Электронный ресурс учебники практикум для академического бакалавриата / Л. В. Байбородова, И. Г.
    Харисова, МИ. Рожков, А. П. Чернявская; ответственный редактор Л. В. Байбородова. — е изд, испр. и доп. — Москва Издательство Юрайт, 2019. — 223 с. — (Бакалавр. Академический курс. — ISBN 978-5-534-08189-3. — Режим доступа https://biblio- Дополнительная учебная литература

    1. Гребенюк, ОС. Теория обучения Электронный ресурс учебники практикум для академического бакалавриата / ОС. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. — е изд, испр. и доп. — Москва Издательство Юрайт, 2019. — 318 с. — (Образовательный процесс. — ISBN 978-
    5-534-06466-7. — Режим доступа https://biblio-online.ru/bcode/438880 2. Канке, В. А. Теория обучения и воспитания Электронный ресурс учебники практикум / В. А. Канке. — Москва Издательство Юрайт, 2019. — 297 с. — (Авторский учебник.

    ISBN
    978-5-534-01217-0.
    — Режим доступа https://biblio- online.ru/bcode/433240 3. Педагогика в 2 т. Том 1. Общие основы педагогики. Теория обучения Электронный ресурс учебники практикум для академического бакалавриата / МИ. Рожков, Л. В. Байбородова, ОС. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк; под редакцией МИ. Рожкова.
    — Москва Издательство Юрайт, 2019. — 402 с. — (Бакалавр. Академический курс. —
    ISBN 978-5-534-06487-2. — Режим доступа https://biblio-online.ru/book/pedagogika-v-2-t- tom-1-obschie-osnovy-pedagogiki-teoriya-obucheniya-438861 4. Педагогика в 2 т. Том 2. Теория и методика воспитания Электронный ресурс учебники практикум для академического бакалавриата / МИ. Рожков, Л. В. Байбородова, ОС. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк; под редакцией МИ. Рожкова. — Москва Издательство
    Юрайт, 2019. — 252 с. — (Бакалавр. Академический курс. — ISBN 978-5-534-06489-6. Режим доступа https://biblio-online.ru/bcode/438875 5. Рожков, МИ. Теория и методика воспитания Электронный ресурс учебники практикум для академического бакалавриата / МИ. Рожков, Л. В. Байбородова. — е изд, перераб. и доп. — Москва Издательство Юрайт, 2019. — 330 с. — (Образовательный процесс.

    ISBN
    978-5-534-06464-3.
    — Режим доступа https://biblio- online.ru/bcode/438879 6. Ситаров, В. А. Теория обучения. Теория и практика Электронный ресурс учебник для бакалавров / В. А. Ситаров. — Москва Издательство Юрайт, 2019. — 447 с. — Бакалавр. Академический курс.

    ISBN
    978-5-9916-3059-7.
    — Режим доступа https://biblio-online.ru/bcode/425332 7. Суртаева, Н. Н. Педагогические технологии Электронный ресурс учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н. Н. Суртаева. — е изд, испр. и доп. — Москва Издательство Юрайт, 2019. — 250 с. — (Образовательный процесс. — ISBN 978-
    5-534-10405-9. — Режим доступа https://biblio-online.ru/bcode/429978

    8. Щуркова, НЕ. Педагогические технологии Электронный ресурс учебное пособие для академического бакалавриата / НЕ. Щуркова. — е изд, испр. и доп. — Москва Издательство Юрайт, 2019. — 232 с. — (Авторский учебник. — ISBN 978-5-534-
    07402-4. — Режим доступа https://biblio-online.ru/bcode/438184


    написать администратору сайта