Главная страница
Навигация по странице:

  • Перечень возможных переживаний ребенком жизненных событий

  • Опыт использования методики Случай Славы Ш.

  • III. ГРАФИЧЕСКАЯ БЕСЕДА «РАДОСТИ И ОГОРЧЕНИЯ МОЕЙ ЖИЗНИ» Диагностические возможности

  • Оборудование и материалы Опыт использования методики

  • Обработка и интерпретация данных

  • Андрющенко. Высшее образование


    Скачать 0.5 Mb.
    НазваниеВысшее образование
    АнкорАндрющенко.doc
    Дата09.05.2018
    Размер0.5 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаАндрющенко.doc
    ТипДокументы
    #19046
    страница3 из 8

    Подборка по базе: Статья Инновации наука образование Дурницын О.А..docx, Doc_Тематический календарный план лекций_Экономики и менеджмента, эссе образование.docx, Физика. Основное общее образование_7-9.docx, Языковое образование (английский язык), 2017.pdf, Реферат на тему Образование Нижегородской губернии.doc, ФГОСЫ 2022 начальное образование.pdf, Мультимедийные пособия кафедры патофизиологииУчебные материалы (, Задание 1 литературное образование.docx, Проект к теме Практико-ориентированное образование (1).docx
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Оборудование и материалы

    Два бланка: «Лист 1. История развития ребенка до школы» и «Лист 2. История развития ребенка в школе» (см. приложение 2).

    Каждый бланк содержит три пространственные части. Централь­ная (внутренняя) представляет собой своеобразную «линию жизни» ребенка, разбитую на интервалы, соответствующие годам его жизни до поступления в школу (лист 1) и после (лист 2). Относительно каждого года выстраивается событийный ряд жизни ребенка.

    В соответствующие внешние части листа заносятся представле­ния родителей о переживаниях ребенка относительно показанных событий: в верхнюю — положительные, в нижнюю — отрица­тельные (модальность переживаний на листе обозначается соот­ветственно «+» и «—»).

    Процедура проведения

    В беседе с родителями психолог-консультант просит рассказать как можно подробнее историю жизни своего ребенка. Специально ставится задача выделять два плана сведений: 1) наиболее значи­мые события в хронологической последовательности; 2) фон эмо­циональных переживаний и поведенческих реакций, вызванных ими. По ходу беседы заполняются все три пространственные час­ти листа в каждом возрастном интервале жизни ребенка.

    В обсуждении событийного ряда психолог предлагает выделить те возрастные периоды жизни ребенка, когда происходили:

    1. изменение состава семьи (появление новых членов семьи, развод родителей, повторный брак, смерть близких родственни­ков и др.);

    2. изменение круга воспитателей в семье (бабушка, другие род­ственники, отъезд родителей на заработки и др.);

    3. изменение уровня жизни, жилищных и материальных усло­вий (переезд, успех предпринимательской деятельности родите­лей, безработность родителя и др.);

    4) смена образовательного учреждения, группы (класса), вос­питателя (учителя).

    В беседе также выявляются обстоятельства рождения ребенка (своевременность родов, родовые травмы и др.), особенности его здоровья, перенесенные заболевания (хронические или частые за­болевания, травмы, случаи госпитализации и др.).

    Обработка и интерпретация данных

    Содержание переживаний ребенка может отражать разные сто­роны его отношений к миру: к окружающим людям, предметной среде, к самому себе. В беседе психолог имеет возможность в ходе контент-анализа высказываний родителей выделить значимые для ребенка, с точки зрения взрослого, системы отношений.

    Для проведения контент-анализа предлагается перечень воз­можных проявлений тех или иных переживаний ребенка по пово­ду ряда жизненных событий и ситуаций (табл. 3).

    Таблица 3

    Перечень возможных переживаний ребенком жизненных событий

    Система отношений

    Переживания

    положительные

    отрицательные

    Ко взрослым и сверстникам

    Внимание к членам семьи, учет интересов близких.

    Эмоциональная близость, привязанность.

    Сочуствие, сопереживание другому, заботливость.

    Открытость, доверчивость.

    Социальная смелость.

    Автономия-самостоятель­ность.

    Переживание повышения социального статуса.

    Ответственность, чувство долга.

    Игнорирование чувств и интересов близких.

    Переживание по поводу увеличения дистанции, замкнутость, чувство отверженности. Соперничество, рев­ность.

    Зависть, чувство обиды.

    Социальная робость, застенчивость. Автономия-заброшен­ность.

    Переживание пониже­ния социального статуса.

    Центрация на себе, эго­изм.


    20

    21



    11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 лать; 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
    Окончание таблицы 3

    Система отношений

    Переживания

    положительные

    отрицательные




    Переживание приобрете­ния (гордость, радость и Др)

    Переживание потери (де-прессивность, фиксация на отрицательных фактах, уход в мечтания и др.)

    К предметному миру

    Интерес к новому пред­метному окружению. Появление новых инте­ресов. Стремление к дарению

    Безразличие к предмет­ному окружению. Апатия.

    Жадность, скупость

    К самому себе

    Повышение своей значи­мости, самоценности, самооценки, уверен­ность, личностная неза­висимость.

    Переживание нового ста­туса (в семье, среди сверстников и др.).

    Стремление к достиже­ниям.

    Переживание своей исключительности, уни­кальности.

    Переживание личной ответственности за выбор

    Потеря своей значи­мости, снижение само­ценности, самооценки, подавленность, не­уверенность.

    Переживание понижения статуса (в семье, среди сверстников и др.).

    Хвастливость.

    Чувство превосходства, высокомерие, занос­чивость. Чувства стыда, вины

    Отрицательные переживания ребенка проявляются в невроти­ческих реакциях и особенностях поведения. При анализе роди­тельских высказываний можно ориентироваться на признаки пси­хического напряжения и невротических тенденций. Вот перечень таких признаков, предложенный Й.Шванцарой (1978):

    1. грызет ногти;

    2. сосет палец;

    3. отсутствие аппетита;

    4. разборчив в еде;

    5. засыпает медленно и с трудом;

    6. жалуется на боли в голове;

    7. жалуется на боли в животе;

    8. бывает часто рвота;

    9. бывает часто головокружение;

    10) заикается;

    чрезмерно потеет;

    краснеет, бледнеет;

    легко путается;

    часто дрожит от возбуждения или волнения;

    часто плачет;

    часто моргает;

    дергает рукой, плечом и т.п.;

    недержание мочи (днем или ночью);

    недержание стула (днем или ночью);

    бывают припадки злости;

    играет с какой-либо частью тела;

    боится за свое здоровье;

    бывают побуждения постоянно и церемонно что-либо де-

    бывает, что замечтается и мысли его где-то далеко;

    очень тревожен;

    старается быть всегда тихим;

    боится темноты;

    часто видит фантастические предметы;

    боится одиночества;

    боится животных;

    боится чужих людей;

    боится шума;

    боится неудачи;

    испытывает чувства стыда, позора или вины;

    испытывает чувство неполноценности.

    Опыт использования методики

    Случай Славы Ш.

    Мама 10-летнего Славы Ш. обратилась в консультацию в связи с трудновоспитуемостью сына, постоянными жалобами на него с разных сторон. Она описала список «черных дел» мальчика: учите­ля жаловались, что он валяется на полу, не работает на уроке, вертится, встает во время урока и ходит по классу и др.; соседи и дети жаловались на то, что он обзывается, дерется, плюется, стре­ляет пробками с балкона и др. Запрос мамы к психологу сводился к следующему: во-первых, что делать, чтобы перестали жаловать­ся на Славу; во-вторых, как сделать, чтобы он стал послушным.

    В семье трое детей. Слава — старший ребенок от первого брака. Две младшие сестры-близнецы полутора лет — дети от второго брака. Отношения мальчика с отчимом неблагоприятные. По сло­вам матери, отчим ребенка ненавидит: обзывает его, бьет («не разбираясь, с порога берется за ремень»). Мать отмечала, что об­становка в семье невыносимая: все кричат, ругаются.


    22

    23

    отношение к нему, похвалить его, с другой — возможности за­щитить мальчика от агрессивных нападок отчима и соседей. В ре­зультате бесед мать начала испытывать ответственность за благо­получие сына, опробывать новые воспитательные приемы, помо­гающие изменить самочувствие ребенка, повысить его самоцен­ность и уверенность в себе. Впоследствии она отмечала, что между ней и сыном возникают доверительные отношения, мальчик стал спокойнее, делится радостными переживаниями.

    Вопросы и задания для самостоятельной работы

    1. Проведите с родителями ребенка школьного возраста беседу об ис­тории его развития, проанализируйте опыт ее проведения.

    2. Какие, по мнению родителей, наиболее значимые события жизни ребенка способствовали и/или препятствовали решению задач его возраст­ного развития в преддошкольном, дошкольном и школьном возрастах?

    3. Какова, по мнению родителей, внутренняя картина переживаний ребенка различных событий своей жизни (преобладающая направлен­ность переживаний, их модальность и др.)?

    4. Какие родительские установки проявились в ходе беседы с мате­рью/отцом ребенка? Какие особенности беседы, высказывания родите­лей свидетельствуют о них?

    5. Какие дополнительные методики могут расширить, дополнить пред­ставление об особенностях внешней и внутренней картины истории жизни ребенка?

    6. Каковы дальнейшие перспективы консультационной работы, ка­кие темы обсуждения ситуации развития ребенка подсказывает прове­денная вами беседа с родителями?

    III. ГРАФИЧЕСКАЯ БЕСЕДА «РАДОСТИ И ОГОРЧЕНИЯ МОЕЙ ЖИЗНИ»

    Диагностические возможности

    Тематика этой беседы — жизненный путь — непосредственно реализует принцип биографичности, что соответствует выраженной актуальной потребности подростка, старшего школьника выделять и обсуждать близкие и далекие перспективы своей жизни, их связи с прошлыми этапами. В зависимости от целей консультации, гипоте­зы, возникшей в ходе консультативного процесса, структурная рам­ка беседы позволяет консультанту свободно останавливаться на лю­бом отрезке событий жизни клиента, что является очевидным до­стоинством беседы, так как делает ее гибкой и эвристичной. В ходе построения подростком прошлых и настоящих этапов «дороги жиз­ни» появляется возможность обсудить те переживания, которые со­путствовали его возрастным кризисным этапам, например: поступ­ление в школу, переход в средние классы, проживание периода под-ростничества. Сопоставление «сегодняшней» ситуации с прошлыми критическими периодами открывает возможности обсуждения раз­личных путей преодоления возникших трудностей.

    При графическом изображении жизненного пути ребенка у кон­сультанта появляется возможность более подробно обсуждать пе­риоды кризисного развития ребенка в рамках возрастной перио­дизации. Консультант может легко сообщить ему необходимую ин­формацию о типичной модели возрастного развития, личностных ресурсах- преодоления возрастного кризиса и др.

    Беседа с ребенком выявляет субъективную значимость тех или иных событий в его жизни. Проведение же данной процедуры в дополнение к беседе «История развития ребенка» дает возмож­ность увидеть ситуацию развития стереоскопично — и глазами ре­бенка, и глазами взрослых.

    Результаты беседы позволяют выявить меру устойчивости и ти­пичности переживаний ребенка, степень благополучия (в субъек­тивной оценке мироощущения) на протяжении всех периодов его жизни. Беседа с использованием графических приемов фиксации переживаний ребенка обеспечивает дополнительную информацию о различных сторонах его личности: потребностях, интересах, ценност­ных ориентациях.

    Оборудование и материалы

    Опыт использования методики


    Стандартный лист бумаги, два цветных карандаша (темный и светлый).

    Процедура проведения

    Психолог, используя графические приемы (цвет, интенсивность штриховки и др.), выявляет в беседе содержание и преобладаю­щий характер переживаний по поводу построенного ребенком со­бытийного ряда его жизни. Совместная работа психолога с ребен­ком строится в следующем направлении:

    1. Изображается вдоль листа линия — «дорога жизни» ребенка от рождения до настоящего момента. На ней выделяются интерва­лы, связанные с пребыванием ребенка в яслях, в детском саду, школе (периоды школьной жизни определяются переходом в каж­дый следующий класс).

    2. Выделяются два пространства — над и под линией; предлага­ется вспомнить и прокомментировать те или иные жизненные со­бытия: сверху светлым цветом обозначаются периоды, связанные с радостными событиями, общением, внизу темным — периоды, окрашенные грустными событиями, огорчениями, связанными с трудностями общения. Интенсивность цветной штриховки (редкая/ сплошная) свидетельствует об интенсивности переживания.

    Обработка и интерпретация данных

    Характер высказываний, сопровождающих выполнение совме­стного задания, позволяет увидеть значимость того или иного со­держания событий жизни ребенка, определившего силу его пере­живаний.

    Если у одних детей радостные события связаны с приобрете­нием того или иного предмета (магнитофона, велосипеда и др.), с приобщением к новому статусу (поступление в школу, переход в новый класс), то у других — с появлением подруги, друга. Огор­чения в жизни один ребенок связывает с потерей вещей, болез­нью, другой — с появлением того или иного «нехорошего» чело­века в его жизни, с отчаянным поступком.

    Различие в содержании событийного ряда жизни позволяет увидеть избирательные, ценностно-смысловые отношения ребен­ка ко многим сторонам его жизнедеятельности, уникальный опыт переживания успеха, радости, личностные ресурсы, позволяю­щие преодолеть трудности, а также сложившиеся способы их пре­одоления.

    Случай Люды С.

    История обращения родителей девочки в консультацию обсуж­далась в разделе пособия, посвященном методике «Мой круг об­щения». Там же представлены и результаты других методик. В ходе беседы психолог вместе с Людой построил следующую «дорогу жизни», с ее радостями и огорчениями:



    Рис. 5. «Дорога жизни» Люды С.

    У девочки преобладает безрадостное, конфликтное мироощу­щение в течение таких этапов, как детский сад, II, III, IV клас­сы; несколько раз это выливалось в отчаянные поступки — побе­ги. Радостные события падают на домашний ранний период жиз­ни, поступление в первый класс и начало обучения в IV классе. Девочка благополучно чувствует себя со взрослыми в раннем дет­ском возрасте и в I, IV классах находит свою радость в общении с учителями. Основное содержание жизненных огорчений связано также с общением со взрослыми: побеги из детского сада, из дома из-за воспитателей и родителей, безрадостное общение с учите­лем во II и III классах и наконец появление «плохого» учителя в IV классе. В данном случае можно говорить о преобладающей ори­ентации девочки на взаимоотношения со взрослыми, именно с ними у нее связаны трудности и «протесты». Эта графическая бе­седа показала, что общение со сверстниками у Люды никак не актуализировано.

    Анализ консультативных бесед «Мой круг общения» и «Радо­сти и огорчения в моей жизни» дают возможность говорить о не­котором запаздывании возрастного развития этой девочки.

    Вопросы и задания для самостоятельной работы

    1. Проведите с ребенком школьного возраста графическую беседу «Ра­дости и огорчения моей жизни» (предпочтительно с тем ребенком, с ро­дителями которого вы проводили беседу об истории его развития), дайте анализ ее результатов, дополнительно проанализируйте опыт проведения.


    28

    29

    1. Сопоставьте данные об истории жизни ребенка, полученные в ходе беседы с его родителями, и данные графической беседы «Радости и огор­чения моей жизни». В чем ценность стереоскопического анализа ситуа­ции развития ребенка?

    2. Какова позиция ребенка в обсуждении различных сторон своей внеш­ней, событийной и внутренней, субъективной (план переживаний) жиз­ни? Какие особенности беседы, высказывания ребенка свидетельствуют о ней?

    3. Какими могут быть дальнейшие перспективы консультационной ра­боты с ребенком, его родителями? Выскажите предположение о психо­логических проблемах развития ребенка, «подсказанных» вам графиче­ской беседой.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта