Главная страница
Навигация по странице:

  • Теория обучения и воспитания

  • Вербальные методы общения в процессе обучения

  • Устно-речевые средства коммуникации

  • Письменно-речевая коммуникация

  • Теория обучения и воспитания- Вербальные методы. Вербальные методы общения в процессе обучения


    Скачать 163.5 Kb.
    НазваниеВербальные методы общения в процессе обучения
    Дата13.06.2018
    Размер163.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТеория обучения и воспитания- Вербальные методы.doc
    ТипРеферат
    #46839

    Подборка по базе: Формы и методы управления сферой сервиса в условиях рынка3.docx, 1. Методы обследования больных туберкулезом.docx, Реферат - Публичное выступление_ этапы подготовки, образ оратора, Курсовая методы оптимизации.docx, Качественные методы исследования психологической деятельности.pd, эссе «Восприятие окружающих в процессе общения».docx, псих общения теория моя.docx, Лекции по дисциплине Технология делового общения.doc, правила общения по телефону.pptx, Практическое задание Современные подходы и методы психологическо

    Факультет Центр дистанционных образовательных технологий

    Кафедра Психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин


    Реферат


    по дисциплине

    Теория обучения и воспитания

    (название дисциплины)




    Тема:


    Вербальные методы общения в процессе обучения





    (тема работы)








    Выполнил студент







    (курс, группа, фамилия, имя, отчество)



    Преподаватель







    (ученая степень, звание, фамилия и инициалы)

    Работа защищена с оценкой _______________________________________________

    (оценка, подпись преподавателя)


    Москва 2018 г.


    Введение 3

    1.Понятие и значение вербальной коммуникации 5

    2.Вербальные средства общения 7

    3.Вербальные методы общения в процессе обучения 9

    Заключение 11

    Список литературы 12

    Введение


    Человек - «существо социальное, он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность через взаимодействие, общение с другими людьми.

    Первым ввел в оборот термин «общение» Аристотель, которое стало основой для возникновения искусства, культуры, языка.

    В настоящее время можно дать следующее определение данному термину.

    Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией и ее интерпретация), интеракцию (взаимовосприятие в процессе обмена действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

    В данной работе мы рассмотрим более подробно коммуникативную составляющую общения.

    Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час.

    Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Именно поэтому изучение основных средств вербальных коммуникаций и их применение в современном мире является особо актуальным.

    Целью данной работы является рассмотрение вербальных методов общения в процессе обучения и оценка значимости данной методики в современных условиях воспитания.

    Для достижения данной цели в работе предполагается рассмотрение следующих задач:

    1. Раскрыть понятие и значение вербальной коммуникации.

    2. Изучить вербальные средства общения.

    3. Изучить применение вербальных методов общения в процессе обучения в современных условиях воспитания.

    Для написания работы были изучены различные учебные материалы, а также интернет ресурсы.

    Работа состоит из введения, основной части из трех разделов, заключения и списка литературы.
    1. Понятие и значение вербальной коммуникации


    Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации, а также наиболее универсальным способом передачи мысли.

    Речевая сторона коммуникации имеет сложную структуру и выступает в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и социолекты и т.п.).

    В процессе общения с другими людьми мы имеем возможность выбирать из речевой и неречевой коммуникации те средства, которые нам кажутся наиболее подходящими для выражения наших мыслей в том или ином случае, делая, таким образом, социально значимый выбор. Процесс этот бесконечен и многообразен.

    К формам речевого общения относят устную и письменную речь, а также такие формы взаимодействия, как монолог и диалог.

    Особенности вербальной коммуникации заключаются в том, что она вмещает в себя еще частные виды общения, такие как:

    • разговор 

    • собеседование

    • диспут 

    • дискуссия

    • спор 

    Процессы вербальной коммуникации могут проходить с определенными трудностями. Так как в таком общении участие принимают двое и больше людей, со своей интерпретацией информации, то могут возникнуть непредвиденные напряженные моменты. Такие моменты называются коммуникативными барьерами (им подвержены и вербальные, и невербальные средства коммуникации), например:

      1. Логический - барьер на уровне логики восприятия информации.

      2. Личностный - барьер, порождаемый человеческими эмоциями, системами ценностей и неумением слушать собеседника.

      3. Стилистический - возникает при нарушении порядка предоставляемой информации и несоответствии ее формы и содержания.

      4. Семантический - такой барьер появляется при общении людей с разной культурой, несоответствии значений используемых слов и смысла сообщения.

      5. Фонетический - этот барьер возникает при особенностях речи информатора: нечеткости говорения, тихой интонации, смещения логического ударения.

      6. Физический – коммуникативные помехи, возникающие в материальной среде коммуникаций.

      7. Культурный – коммуникативные помехи, возникающие вследствие культурных различий отправителя и получателя, незнания национальных обычаев, традиций, норм общения, системы жизненных ценностей и т.д.

    Как мы видим, речь является неотъемлемой частью вербальной коммуникации.
    1. Вербальные средства общения


    Среди средств и восприятия вербальной коммуникации можно выделить следующие:

    1. Устно-речевые средства коммуникации

    Устная речь – это звучащая речь, функционирующая в сфере непосредственного общения, а в более широком понимании – это любая звучащая речь.

    В устной речи большую роль играют место логического ударения, степень четкости произношения, наличие или отсутствие пауз.

    Одним из главных свойств устной речи является ее необратимость, так как нельзя вернуться в какой-то момент устной речи еще раз.

    Выделяют следующие функциональные разновидности устной речи:

      • устную научную речь;

      • устную публицистическую речь;

      • виды устной речи в сфере официально-делового общения, художественную речь и разговорную речь.

    Для устной речи характерно наличие речевых ошибок, небольшая длина предложений, ограничение сложности словосочетаний и предложений, отсутствие причастных и деепричастных оборотов, деление единого предложения на несколько коммуникативно самостоятельных.

    1. Письменно-речевая коммуникация

    Основная функция письменной речи – фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации между людьми в тех случаях, когда непосредственное общение невозможно, когда они разделены пространством.

    Основным свойством письменная речью является способность к длительному хранению информации, также письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения.

    И устная и письменная речь имеют между собой сходство, которое заключается в том, что эти формы речи имеют общую основу – литературный язык и в практике занимают примерно равное место. Различия сводятся чаще всего к средствам выражения.

    1. Слушание как средство вербальной коммуникации

    Практически 60% своего времени люди тратят на общение. И 30% этого времени они проводят в качестве слушателя. 

    По способу осуществления различают два вида слушания:

      • рассеянное, пассивное (нерефлексивное),

      • сосредоточенное, активное (рефлексивное),

    Нерефлексивное слушание – это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника со своими замечаниями. Слушание этого вида особенно полезно тогда, когда собеседник проявляет такие глубокие чувства, как гнев или горе, горит желанием высказать свою точку зрения, хочет обсудить наболевшие вопросы.

    Рефлексивное слушание представляет собой процесс расшифровки смысла сообщений. Выяснить реальное значение сообщения помогают рефлексивные ответы, среди которых выделяют выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование.

    Слушать - это умение, которое помогает наладить особый контакт с любым собеседником.

    Вербальное общение – это неотъемлемая часть нашей повседневной жизни, и формирование коммуникативных навыков требует и времени, и терпения.

    1. Вербальные методы общения в процессе обучения


    Значимость вербального общения сложно недооценить, особенно в учебно-воспитательной работе, где слово - как устное, так и письменное - является важным средством воздействия на учащихся.

    Вербальное общение обеспечивает не только передачу знаний, но является и средством управления познавательной деятельностью.

    Исходя из роли вербальных методов, активизирующих мышление учащихся в процессе обучения, их можно подразделить на следующие виды:

      • Рассказ

      • Лекция

      • Беседа

      • Дискуссия

      • Работа с книгой

    Вербальные методы обучения связаны с устным изложением материала или печатным способом передачи информации, работая вместе, учитель и ученик постоянно общаются друг с другом именно с помощью слова, устного изложения материала.

    Речь может состоять из одного или нескольких перечисленных элементов, которые становятся ее характеристиками. Каждый элемент реализуется в речи с помощью соответствующих методов и приемов, входящих в арсенал педагогического мастерства учителя.

    Логически правильное построение речи обеспечивает понимание и усвоение учебного материала. В речи учителя проявляется его интеллект, его педагогическое мастерство. Ученики чувствуют в речи учителя его отношение к ним и к предмету. Посредством речи учитель может управлять эмоциями учеников, возбуждать и поддерживать познавательный интерес на уроке. Все это возможно тогда, когда учитель не только владеет техникой речи, но сам глубоко знает свой предмет, имеет оригинальное мышление, является самобытной личностью..

    Заключение


    В настоящей работе были рассмотрены вербальные средства обучения. Выбор средств обучения - процесс индивидуально творческий, каждый преподаватель осуществляет его с учетом знания содержания своего предмета и тех задач, которые он ставит перед учениками.

    Какими бы средствами обучения (вербальными, визуальными или В целом о рациональности и эффективности применение средств обучения можно судить в следующих случаях:

    • позволяет сделать доступным для восприятия материал, который нельзя было дать иным способом;

    • активизирует познавательную деятельность учащихся;

    • помогает оперативно осуществлять текущий контроль за усвоением знаний;

    • способствует развитию познавательных интересов учащихся.

    Широкое внедрение в учебный процесс современных средств обучения дает возможность организовать учебную и познавательную деятельность на более высоком уровне, повысить интенсивность труда преподавателей, увеличить долю самостоятельности учащихся, дает возможность организации индивидуальной работы, развития инициативы, поэтому, безусловно, в учебном процессе рекомендуется использовать весь комплекс средств обучения.

    Список литературы


    1. А.Н. Асадов, Н.Н. Покровская, О.А. Косалимова. Культура делового общения: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.

    2. Байдаров Е.У.. Информационно-образовательные и воспитательные

    3. Волохова Е. Дидактика. Конспект лекций для студентов педагогических вузов. – Ростов: Издательство Феникс, 2004.

    4. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений. /Е. П. Ильин.– СПб.: Питер, 2009.

    5. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: Монография. - М.: Издательство АСВ, 2004.

    6. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. – С.-Петербург, 2000.

    7. Скаженик Е.Н. Деловое общение. Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.

    8. Смирнова Н. А.. Развитие форм организации обучения в педагогической теории и практике. - Псков: ПГПИ, 2004.

    9. Хвесеня, Н. П.. Методика преподавания экономических дисциплин: учебно-методический комплекс / Н. П. Хвесеня, М. В. Сакович. - Минск : БГУ, 2006.

    10. Шевякова Л.П. Коммуникация и образование. Сборник статей. / Л.П. Шевякова; под.ред. С.И. Дудника.- СПб.: СанктПетербургское философское общество, 2004.





    написать администратору сайта