Главная страница
Навигация по странице:

  • ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО И РЕЖИМ СЕКРЕТНОСТИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

  • Делопроизводство

  • УДК 340 ББК 67 © ФГКОУ ВО ДВЮИ МВД России, 2018 3 ОГЛАВЛЕНИЕ

  • 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ

  • Делопроизводство и режим секретности. В органах внутренних дел


    Скачать 0.69 Mb.
    НазваниеВ органах внутренних дел
    Дата27.08.2020
    Размер0.69 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДелопроизводство и режим секретности.pdf
    ТипУчебное пособие
    #136128
    страница1 из 7

    С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: Защита от радиации.doc.
    Показать все связанные файлы
    Подборка по базе: Реферат. Горобец. ЗБ-1761. Связи с общественностью в органах вла, Юридическая делопроизводство 4 вариант.doc, Информационная безопасность в органах государственной власти.doc, Лекции по пропедевтике внутренних болезней.pdf, Светлаков А.Г. Делопроизводство и режим секретности.pdf, Курсовая Работа Преступления против государственной власти, инте, Кадровое делопроизводство.pdf, кадровое делопроизводство.docx, Задачи пропедевтики внутренних болезней._2011-12.rtf, ИТ и делопроизводство.docx
      1   2   3   4   5   6   7

    Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования
    «Дальневосточный юридический институт
    Министерства внутренних дел Российской Федерации»
    ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО И РЕЖИМ СЕКРЕТНОСТИ
    В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
    Учебное пособие
    Хабаровск
    ДВЮИ МВД России
    2018

    ББК 67
    Д29
    Издается по решению редакционно-издательского совета
    Дальневосточного юридического института МВД России
    Составитель – канд. филос. наук, доц. М. А. Куцая
    Рецензенты:
    заместитель начальника кафедры общеправовой подготовки
    Восточно-Сибирского института МВД России канд. социол. наук Ю. Р. Герасимова; помощник начальника ОМВД России по г. Уссурийску – начальник отдела по работе с личным составом С. М. Тлеуов
    Д29 Делопроизводство и режим секретности в органах внутренних дел : учеб. пособие / сост. М. А. Куцая ; Дальневост. юрид. ин-т МВД России. –
    Хабаровск : РИО ДВЮИ МВД России, 2018. – 60 с.
    В учебном пособии рассматриваются вопросы организации и ведения делопро- изводства в органах внутренних дел, его нормативно-правового регулирования, а также правовое регулирование в сфере охраны государственной и служебной тайны.
    Адресовано курсантам, слушателям образовательных организаций системы
    МВД России, сотрудникам органов внутренних дел.
    УДК 340
    ББК 67
    © ФГКОУ ВО ДВЮИ МВД России, 2018

    3
    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    1. История развития делопроизводства в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    2. Понятие, задачи, функции и правовое регулирование делопроизводства в органах внутренних дел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    3. Принципы, виды, элементы и система организации делопроизводства в органах внутренних дел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    4. Классификация документов и правила их оформления . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    5. Понятие государственной тайны, система ее защиты . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    6. Правовое регулирование в сфере охраны государственной и иной охраняемой законом тайны. Порядок допуска к сведениям, состав- ляющим государственную тайну . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    Список использованной и рекомендуемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    4 6
    11 19 24 39 45 55 56

    4
    Введение
    Анализ деятельности сотрудников органов внутренних дел показывает, что основным предметом их труда является информация, ее закрепление в до- кументах. Особое место среди них занимают управленческие документы, так как от их качества в определенной степени зависят оперативность, надежность управления, организация труда, культура работы, возможность использования информации в будущем.
    Весь механизм управления может быть представлен как непрерывный процесс циркуляции информации. Информация, содержащаяся в универсаль- ных организационно-распорядительных документах, необходима для стабиль- ной деятельности любой службы или подразделения органа внутренних дел. На ее основе принимаются соответствующие управленческие решения по органи- зации его деятельности и реализации функций.
    В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 7 февраля 2011 г.
    № 3-ФЗ «О полиции» полиция является составной частью единой централизо- ванной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутрен- них дел [10]. Таким образом, реализация функций любого органа управления, в том числе и органов внутренних дел, связана с составлением, получением, ис- полнением и хранением различных документов. Следовательно, эффективность управленческой (как внутриорганизационной, так и внешней) деятельности связана с вопросами организации работы с документами.
    Анализ функциональных обязанностей сотрудников органов внутренних дел показывает, что до 80 % рабочего времени уходит на работу с документами.
    Поэтому в числе профессионально важных навыков, необходимых им для эф- фективной работы, можно назвать навыки (и, соответственно, знания и умения) работы с документами, их составления и оформления, обеспечения документо- оборота, а также соблюдения режима секретности.
    Овладение таковыми, знание основ делопроизводства – важное условие сокращения затрат времени и сил сотрудников органов внутренних дел, так как от качества подготовленных документов в определенной степени зависят опе- ративность, надежность управления, организация труда, культура работы, воз- можность использования информации в будущем.
    Состояние делопроизводства в государственном аппарате управления, в том числе и в органах внутренних дел, во многом отражает уровень профес- сионализма его сотрудников, сложившийся стиль работы. Одновременно оно оказывает позитивное или негативное воздействие на функционирование этого аппарата. Небрежно составленный, неправильно оформленный, не по адресу и не вовремя отправленный служебный документ, неаккуратность, забывчи- вость могут нанести большой ущерб деятельности органов внутренних дел.
    Применение сотрудниками полиции в борьбе с преступностью специаль- ных методов оперативно-разыскной деятельности, составляющих государ- ственную тайну, и использование сведений, отнесенных к служебной тайне, вносят специфику в делопроизводство органов внутренних дел.

    5
    Организация работы с документами, содержащими такие сведения, осу- ществляется по специальным правилам, которые являются одним из элементов режима секретности, обеспечивающего предотвращение случайной утраты со- ответствующих документов и утечки содержащихся в них сведений. Делопро- изводство, осуществляемое по этим специальным правилам, называется секрет- ным делопроизводством. Конечно, в пособии будут освещены только отдель- ные моменты, которые могут быть опубликованы в издании открытого харак- тера.
    Знание правил организации секретного делопроизводства и сдача зачета по ним позволяют получить доступ к сведениям, составляющим государствен- ную тайну, и занимать должности оперативно-начальствующего состава в ор- ганах внутренних дел, связанные с осуществлением оперативно-разыскной дея- тельности.
    Понятие «делопроизводство» довольно неоднозначно. С одной стороны,
    делопроизводством можно назвать определенный вид деятельности по работе с информацией, с другой – это учебная дисциплина, которая представляет со- бой совокупность знаний, правил, научных методик по организации и осу- ществлению делопроизводства [41, с. 16].
    Предметом курса «Делопроизводство и режим секретности в органах
    внутренних дел» являются основные положения методологии и практики орга- низации делопроизводства и режима секретности в системе МВД России. Курс базируется на теоретических достижениях социального управления, докумен- товедения, информатики и кибернетики, а также предусматривает изучение ря- да основных понятий, принципов, научных правил, разработанных данными науками в области работы с документами и информацией.
    Преподавание курса «Делопроизводство и режим секретности в органах внутренних дел» ставит задачи:
    – ознакомить с основными понятиями и положениями системы организа- ции делопроизводства в органах внутренних дел;
    – научить разрабатывать основные организационно-распорядительные и информационно-справочные документы, используемые в деятельности орга- нов внутренних дел;
    – обучить основным приемам составления и оформления документов с использованием персональных компьютеров.
    Содержание и система курса определяются изучением делопроизводства как обеспечивающей функции управления применительно к деятельности орга- нов внутренних дел.

    6
    1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ
    Первые документы появились вместе с письменностью сначала как сред- ство закрепления имущественных отношений, а затем стали средством обще- ния, передачи информации.
    В Древнерусском государстве и в период феодальной раздробленности
    государственных учреждений не существовало. Их функции выполняли от- дельные должностные лица или органы, осуществлявшие свою деятельность либо вообще без штата чиновников, либо с очень ограниченным штатом. В пе- риод правления Владимира Святославовича (978–1015 гг.) документируются правовые отношения, создаются жалованные и вкладные грамоты, завещания.
    С развитием законодательных основ государства наряду с объемными много- страничными правовыми актами составляются документы, фиксирующие кон- кретные частные правоотношения (грамоты, записи и т. д.).
    В Древнерусском государстве выработалась процедура отмены юридиче- ской силы документов. Материалы уничтожались в присутствии свидетелей, а особо важные – специально выбранной комиссией, часто публично. Доста- точно распространенная практика подделки и подчистки текстов потребовала внесения в судные грамоты указаний об аннулировании подложных докумен- тов. Появляются также элементы защиты информации от несанкционированно- го доступа на стадии хранения и использования.
    Несмотря на расширение практики документирования управленческих действий, говорить о делопроизводстве в период Древнерусского государства и феодальной раздробленности как о системе определенных норм и правил бы- ло бы преждевременно.
    Система государственного делопроизводства начинает складываться с се- редины XV века в период формирования русского централизованного государ-
    ства, когда отдельные части управления, находившиеся в ведении того или иного лица, по приказу князя превратились в постоянные присутственные ме- ста – избы или приказы.
    Во главе отдельного приказа стоял приказной судья, назначаемый из думных чинов, в ведении которого состояли дьяки. В ведении дьяков находились подьячие. В деятельности приказов принципы коллегиаль- ного и единоличного управления четко не разграничивались [41, с. 18].
    Распорядительная деятельность всецело принадлежала приказным судь- ям. Дьяки и подьячие занимались организацией и ведением делопроизводства.
    На местах в ведении приказов состояли воеводы, управлявшие территориями и выполнявшие предписания центральных властей. Воеводы имели свою «канце- лярию» – приказную избу и помощников – «меньших» воевод и дьяков.
    В приказной избе хранились государственная городская печать, денежные суммы и велось делопроизводство. Приказы и приказные избы представляли собой одновременно и присутствие, и канцелярию, и архив.
    В делопроизводстве приказов использовалась специфическая форма до- кумента – столбец, иначе говоря, свиток из подклеенных друг к другу узких листов бумаги [41, с. 20]. Столбец являлся фактически не одним документом,

    7 а включал всю совокупность документов дела. Текст в столбцах писался только с одной стороны, оборотная сторона использовалась лишь для проставления помет, резолюции, адреса.
    Наряду со столбцовой формой документа в приказах зародилась и начала применяться тетрадная форма. Тетрадь – это лист бумаги, сложенный вдвое.
    Тетради собирались вместе, переплетались по мере необходимости и составля- ли книги. Бумаги, не сформированные в столбцы, тетради или книги, объединя- лись в связки.
    Все существовавшие в период приказного делопроизводства документы группируются в следующие основные виды: грамоты (царские указы или указ- ные грамоты), приговоры, наказы, доклады, памяти, отписки, челобитные
    [41, с. 22].
    Приказы представляли царю отписки или доклады; воеводам и другим местным начальникам царь давал наказы; приказы между собой «сносились» памятями; обращения граждан к центральной власти оформлялись в виде чело- битных.
    В приказном делопроизводстве большинство реквизитов не выделялись из документа, то есть обращение, адресат, дата документа, обозначение автора и т. п. и собственно содержание документа составляли один сплошной текст.
    Как правило, документ начинался с обращения, даты или указания автора и адресата документа.
    В заключительной части указной грамоты обозначались дата ее составле- ния и место, где она была написана.
    Челобитная заканчивалась заверительной надписью с указанием имен по- слухов (свидетелей), места и даты составления.
    Процедура подготовки документов в приказном делопроизводстве вклю- чала в себя следующие этапы:
    – поступление документа на рассмотрение;
    – подготовка дела к «докладу»;
    – рассмотрение и решение дела;
    – оформление документа, содержащего решение.
    Рассмотрение дела в приказе начиналось по инициативе царя или по жа- лобе, извету, челобитной или отписке. По указу царя либо сразу готовилось решение, либо начиналось исполнение, то есть рассмотрение вопроса и сбор необходимых материалов. Руководители приказов (судьи) не ставили подписей на документах. Это входило в обязанность дьяка, отвечавшего за ведение дело- производства приказа. Царь и бояре собственноручно подписывали только до- говорные грамоты, заключаемые с другими государствами.
    В приказной период создается система делопроизводства, складываются кадры делопроизводственных служащих. Однако в этот период отсутствовал систематический порядок в делопроизводстве.
    В результате Петровских реформ в области управления сложилась новая система учреждений (Сенат, Синод, Кабинет и коллегии – в центре, губернатор, воевода, комиссары и др. – на местах).

    8
    Всего за 1718–1720 гг. вместо упраздненных приказов было создано
    12 коллегий: Коллегия иностранных дел, Военная коллегия, Адмиралтейская коллегия, Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия, Берг- коллегия, Мануфактур-коллегия, Коммерц-коллегия, Юстиц-коллегия, Вотчин- ная коллегия и Главный магистрат. Первоначально каждая коллегия руковод- ствовалась своим регламентом, затем законодательной основой реформы стал
    Генеральный регламент, утвержденный Петром I в 1720 г. [41, с. 24].
    Генеральный регламент ввел систему делопроизводства, получившую название «коллежская» по названию созданных учреждений нового типа. Ре- гламент разрабатывал все вопросы деятельности канцелярии, вопросы реги- страции документов и ответственности за принимаемые решения, подробно рассматривал вопросы документирования и движения дел (документооборота).
    Были введены подписи руководителя присутственного места на документе и членов коллегии, принимавших участие в решении вопроса.
    Документ устанавливал также процедуру рассмотрения и решения вопро- са: вступление дела, подготовка дела к слушанию (рассмотрение и решение), слушание дела и принятие решения, оформление решения и доведение его до исполнителя, контроль над исполнением решения, архивное хранение дел.
    Были разработаны «генеральные формуляры» –образцы, по которым следовало составлять документы. В коллежском делопроизводстве становится самостоятельным элементом формуляра дата документа, его наименование.
    Кроме реквизитов, выделившихся из текста, появляется ряд реквизитов, отра- жающих различные стадии процесса документирования или стадии обработки документов: подписи, отметки о согласовании, регистрационные индексы, от- метка о контроле, отметка о направлении в дело и др.
    В целом делопроизводство коллегий характеризовалось тем, что стало значительно больше письменной работы и формальностей.
    Губернская реформа 1775 г. Екатерины II внесла единообразие в устрой- ство губерний, разграничив места на административные, судебные и финансо- вые. Реформа затронула и центральные учреждения, уничтожив большинство коллегий и оставив всего лишь три: Коллегию иностранных дел, Военную и Морскую коллегии. Губернские учреждения были подчинены непосредствен- но Сенату.
    Сенат и коллегии давали губернатору указы, а он, в свою очередь, пред- ставлял верховной власти рапорты и доношения. Присутственным учреждени- ям губернии (Губернскому правлению, палатам гражданского и уголовного су- да, Приказу общественного призрения и др.) губернатор давал предложения, получая от них представления. Между собой присутственные места обменива- лись сообщениями, Губернское правление получало указы от Сената и раздава- ло указы подчиненным местам и лицам [41, с. 26].
    В XVIII в. развитие делопроизводства характеризовалось усилением за- конодательной регламентации всех сторон деятельности канцелярии и учре- ждения в целом, формированием и закреплением общих административных начал деятельности учреждений, и прежде всего бюрократического начала.

    9
    Начало XIX в. ознаменовалось новой реформой государственного управ- ления и делопроизводства, которая затронула главным образом верхний уро- вень управления (высшие и центральные учреждения) и вместе с реформами
    Екатерины II в последней четверти XVIII в. завершила формирование системы центральных и местных учреждений.
    В основу организации министерств был положен принцип единоначалия: директора, возглавлявшие департаменты, подчинялись непосредственно мини- стру, начальники отделений – директорам департаментов, столоначальники – начальникам отделений.
    В систему делопроизводства вводилось единообразие – от создания до- кументов и до их архивного хранения. Все поступающие в министерство дела делились на три категории: текущие дела (дела, поступавшие на общих основа- ниях в соответствии с установленным порядком), чрезвычайные дела (дела, для решения которых требовалось принятие новых постановлений, или дела по об- наруженным злоупотреблениям) и срочные дела.
    Документы, создававшиеся в процессе «производства дела», можно раз- делить на две группы:
    1) документы, составлявшие внутреннее делопроизводство учреждения
    (записки, справки, выписки, журналы заседаний, регистрационные журналы, настольные реестры и др.);
    2) документы, поступавшие из других учреждений и отправлявшиеся в другие учреждения, в том числе «исполнительные бумаги» [41, с. 31].
    От вышестоящих учреждений министерства получали: от императора – указы, повеления, от Государственного совета – высочайше утвержденные мнения, от Сената – сенатские указы, от Комитета министров –
    выписки из журналов заседаний. Министры в вышестоящие инстанции направляли высо- чайшие доклады (императору), мнения, предложения, представления. С равны- ми учреждениями министерства обменивались посредством отношений, сооб- щений, официальных писем. Подведомственным местам и лицам направляли предписания министров, от них получали рапорты, донесения, представления.
    Самостоятельную стадию «производства дела» составляла «отправка дел», включавшая регистрацию отправляемых документов в журналах и непо- средственно отправку (запечатывание в пакет, надписание адреса и др.).
    Для регистрации документов, направляемых в вышестоящие учреждения, а также подчиненным местам и лицам, существовали отдельные журналы. Осо- бенность последних состояла в том, что они предусматривали запись сведений
    (об исполнении отправленной бумаги), которые обязано было сообщать каждое присутственное место особыми рапортами. Ревизия дел (проверка их ведения) предусматривала проверку порядка хранения документов и дел, правильности составления заголовков дел, сроков рассмотрения дел, причин задержки в рас- смотрении дел.
    Последняя стадия «производства дела» – отчеты: «отчеты в суммах», «от- четы в делах» и «отчеты в видах и предположениях». «Отчеты в суммах» явля- лись финансовыми отчетами, «отчеты в делах» – отчетами о деятельности, по-

    10 следние отчеты представляли собой планы работы на следующий год. Отчеты готовились отделениями, каждым по своему направлению, затем обобщались в департаментах. На основе отчетов департаментов директор канцелярии со- ставлял сводные отчеты по министерству.
    В делопроизводстве министерств появились бланки учреждений с угло- вым расположением реквизитов. В состав реквизитов бланка были включены наименование учреждения, наименования структурных подразделений, отра- жающие место подразделения (автора) в структуре учреждения (департамент, отделение, стол).
    Дата документа также была введена в состав реквизитов бланка, как и ре- гистрационный индекс документа.
    Занял свое обособленное место заголовок к тексту документа, располага- ясь непосредственно под реквизитами бланка.
    Стали делать и ссылки на поступивший документ (прототип современно- го реквизита «ссылка на дату и номер входящего документа»).
    Реквизит «адресат», появившийся еще в коллежском делопроизводстве, принял устойчивый вид – это указание должности лица в дательном падеже или наименование присутственного места.
    Получило определенную форму удостоверение документа: подписи и скрепы на документе включали в себя наименование должности лица, подпи- савшего или скрепившего документ, и его личную подпись.
    На протяжении всего XIX и начала XX в. осуществляется законодатель- ная регламентация делопроизводства высших, центральных и местных учре- ждений. Благодаря принятой в то время системе кодификации законодательства в сводах законов Российской империи можно было достаточно легко получить подробные сведения о законодательной регламентации делопроизводства учреждений любого уровня.
    Особенностью организации делопроизводства в этот период являлась не только ее четкая законодательная регламентация, но и появление достаточно обширной делопроизводственной литературы, в том числе и работ теоретиче- ского характера. Большое значение в этот период имели письмовники (сборники образцов документов), которые появились уже во второй половине XVIII в., а с конца XVIII в. начали издаваться регулярно [41, с. 35].
    Целью издания сборников образцов документов было дать полное руко- водство о порядке производства дел в присутственных местах с описанием «об- ряда делопроизводства» и приложением форм документов. Для быстро меняю- щихся общественных отношений система министерского делопроизводства продолжала оставаться громоздкой и неповоротливой несмотря на то, что в по- следней трети XIX в. начали использовать пишущие машинки.
    Появление телеграфа вызвало к жизни новый вид переписки – телеграм- мы, изобретение телефона привело к появлению телефонограмм.
    Из-за произошедшего в 1917 г. социально-политического переворота
    (сначала Февральская буржуазно-демократическая, затем Октябрьская социа- листическая революции) государственный аппарат был сломан, а новый за-

    11 рождался на принципиально иных основах, хотя и усвоил многие старые тра- диции.
    Постепенно документы, создаваемые в сфере планирования, становились более упорядоченными по структуре, содержанию показателей и по форме.
    В 1970 г. был разработан проект основных положений единой государ- ственной системы делопроизводства (ЕГСД). Авторы обобщили передовой опыт того времени и предложили оптимальную технологию выполнения управ- ленческих операций и их документирования.
    ЕГСД носила комплексный характер, то есть включала не только вопросы делопроизводства, но и рекомендации по научной организации труда служа- щих, структуре делопроизводственных служб и их техническому оснащению.
    В новом документе, получившем название «Государственная система докумен- тационного обеспечения управления», утвержденном приказом Главархива
    СССР от 25 мая 1988 г. № 33 [27], она была видоизменена, превратившись в государственную систему документационного обеспечения управления (см. о ней в следующей части пособия), были учтены элементы новых информаци- онных технологий.
    Заметным явлением в истории делопроизводства 70–80-х гг. стало изда- ние государственных стандартов на управленческие документы, общесоюзных классификаторов (ОКУД, ОКПО, ОКОНХ и др.) технико-экономической
    (а позднее и социальной) информации, унифицированных систем документации и серии государственных стандартов на эти унифицированные системы.
    Внедрение указанных материалов в практику управления значительно улучшило оформление документации, рационализировало процедуры поиска, учета и хранения разнообразной информации, подготовило почву для автома- тизации управленческих функций.
      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта