Главная страница
Навигация по странице:

  • Андреев В. И.

  • 1. КОНЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ДЕЛОВОЙ РИТОРИКЕ 1.1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА ДЕЛОВОЙ РИТОРИКИ

  • Основные задачи деловой риторики как учебного предмета

  • Оратор — это личность, произносящая публично речь, владеющая искусством красноречия.

  • 1.2. ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ДЕЛОВОЙ РИТОРИКИ КАК УЧЕБНОГО ПРЕДМЕ

  • Принцип творческого саморазвития личности

  • Деловая риторика. В. И. Андреев Деловая риторика


    Скачать 2.26 Mb.
    НазваниеВ. И. Андреев Деловая риторика
    АнкорДеловая риторика.pdf
    Дата04.05.2017
    Размер2.26 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДеловая риторика.pdf
    ТипКнига
    #6910
    КатегорияЯзыки. Языкознание
    страница1 из 24

    Подборка по базе: 40.03.01 Конституционное право Андреева план 150.docx, Черепанова Анастасия Андреевна 101-2. Задачи на расчет антибиот, БУКЛЕТ АНДРЕЕВ 25.1.doc, реферат физическая культура, Андреева Анастасия Эдуардовна, М-05, Контрольная работа Риторика.docx, сметное дело Андреева Е.С. УиА-17У.docx, Курсовая работа по дисциплине Трудовое Право. 2 курс. Андреева А, Административное Андреева Т ,202гр.docx, пф Чиколкин Сергей Андреевич 3 курс 5 группа.docx, книга андреева.docx
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

    HTU
    www.kievcd.org.ru
    UTH
    - Обмен CD и DVD дисками в Киеве
    В. И. АНДРЕЕВ
    “Деловая риторика”
    Москва—1995

    Библиотечка журнала «Народное образование», № 5
    В. И. АНДРЕЕВ
    Деловая риторика
    Практический курс делового общения и ораторского мастерства
    Москва «Народное образование» 1995
    Андреев В. И.
    Деловая риторика. (Практический курс делового общения и ораторского мастерства). —
    М.: Народное образование, 1995. — 208 с. — (Библиотечка журнала «Народное образо- вание» № 5, 1995 г.)
    Книга представляет собой попытку впервые создать целостный курс «Деловой ри- торики», который был бы ориентирован на творческое саморазвитие личности.
    Она насыщена тренинговыми упражнениями, творческими заданиями, тестами, деловыми играми.
    Может быть полезна преподавателям, студентам, старшеклассникам, бизне- сменам, всем, кто желает овладеть правилами делового общения и ораторского мастер- ства.
    2

    Введение
    Возрождение России, ее ориентация на общечеловеческие ценности и соб- ственные культурные традиции требует принципиально новых подходов к разра- ботке культурологических курсов как в средней, так и в высшей школе. Среди предметов этого цикла повышенный интерес проявляется к курсу риторики (осно- вам ораторского мастерства и делового общения). Положительная мотивация у учащейся молодежи и у педагогов к изучению риторики объясняется: либерализацией и демократизацией общественной жизни, расширением прав и свобод, в том числе и свободы слова, публичного выступления; осознанием роли и значения эффективности публичного выступления, де- лового общения, полемического мастерства в самых различных видах человече- ской деятельности (политической, деловой, научной, преподавательской); всевозрастающим интересом человека к себе, своим возможностям в плане самоусовершенствования; усилением роли и значения гуманитарного, культурологического знания в повышении эффективности и качества как среднего, так и высшего образования.
    Перечень факторов возрастающего интереса к изучению современной ри- торики (которую мы в дальнейшем будем называть «деловой риторикой») можно было бы продолжить. Однако осмысление даже перечисленных выше факторов позволяет констатировать одно явное противоречие. С одной стороны, имеются явные потребности у учащейся молодежи в овладении правилами делового об- щения и ораторского мастерства, а с другой стороны, в списке книг по риторике мы не найдем книги, в которой было бы системно и целостно был бы изложен со- временный курс «Деловой риторики», охватывающий все основные жанры дело- вого общения, полемического и ораторского мастерства и который одновременно был бы насыщен тренинговыми упражнениями, деловыми играми, творческими заданиями и текстами. Поэтому автор, отдавая пальму первенства по разработке многих проблем и направлений речевой культуры делового общения другим, свою задачу видел в том, чтобы создать первый вариант целостного курса «Деловая риторика», который с точки зрения концепции обучения был бы ориентирован на творческое саморазвитие личности.
    Насколько поставленная автором задача выполнена и выполнена ли она удачно, судить нашему взыскательному читателю, всем тем, кто будет на практи- ке осваивать материал этой книги, будет стремиться усовершенствовать свои на- выки в сфере речевой культуры делового общения и творческого саморазвития личности.
    3

    1. КОНЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ОБУЧЕНИИ
    ДЕЛОВОЙ РИТОРИКЕ
    1.1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА ДЕЛОВОЙ РИТОРИКИ
    Слово «риторика» каждый из нас воспринимает по-разному. У одних оно ассоциируется с желанием овладеть ораторским мастерством, у других «ритори- ка», «оратор», «ораторское мастерство», «красноречие» — это слова одного си- нонимического ряда, у третьих слово «риторика» выступает как синоним красно- байства, пустословия, что характеризует способности с помощью речевых средств увести от истины, заговорить, закамуфлировать свои истинные намере- ния и цели. (Действительно, если говорящий блестящий оратор, то он своими ри- торическими способностями может воспользоваться и во благо и во вред.)
    Обратимся к научному толкованию понятия «риторика». Даже в отечествен- ной литературе встречается довольно значительный разброс мнений в определе- нии того, что такое риторика. Наиболее характерным является взгляд на риторику как на науку об убеждении, о формах и методах речевого воздействия на аудито- рию. «Определим риторику, — писал Аристотель, — как способность находить возможные способы убеждения относительно данного предмета»
    P
    1
    P
    . Вместе с тем в той же книге Аристотеля «Риторика» читаем: «Риторика — искусство, соответст- вующее диалектике, так как обе они касаются таких предметов, знакомство с ко- торыми может некоторым образом считаться общим достоянием всех и каждого и которые не относятся к области какой-либо отдельной науки»
    P
    2
    P
    В одном из классических определении предмета риторики в учебнике по теории словесности (он включал в себя как часть и курс риторики, который велся в российских гимназиях в конце прошлою века), дается следующее определение:
    «Предмет риторики есть речь. Речь есть устное или письменное, прозаическое или стихотворное выражение наших мыслей. Риторика показывает те условия и правила, которые приличны всем родам устной и письменной речи»
    P
    3
    P
    Современная трактовка понятия «риторика», на наш взгляд, получила наи- более верное отражение в работах В. И. Аннушкина, А. К. Авеличева и С. И. Гин- дина. Так, В. И. Аннушкин пишет, что «риторика — это наука об убедительной и оптимальной речи»
    P
    4
    P
    . А. К. Авеличев во вступительной статье в книге «Общая ри- торика» дает такое определение: «Риторика — это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественного языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом особенностей последней и в целях получения желаемого эффекта»
    P
    5
    P
    Вместе с тем, как замечает С. И. Гиндин, «учитывая практику риторических исследований последних десятилетий, целесообразно, по-видимому, закрепить за термином «риторика» два смысла — узкий и широкий. С одной стороны, у нас по- прежнему нет другого термина для названия комплексной науки, изучающей ора- торское искусство. Оно — предмет «риторики» в узком понимании. С другой сто- роны, объектом риторики могут быть любые разновидности речевой коммуника- ции, но рассмотренные под углом зрения осуществления некоторого (для каждого жанра своего) заранее выбираем ого воздействия на получателя сообщения. Ина- че говоря, риторика есть наука об условиях в формах эффективной коммуника- ции»
    P
    6
    P
    Действительно, в литературе по проблемам риторики существуют разные точки зрения на понятие «риторика» и понятие «красноречие», через которые очень часто определялась специфика риторики. (Заметим, что учебник по ритори-
    4
    ке, написанный М. В. Ломоносовым, назывался «Краткое руководство к красноре- чию».) Согласно одной точке зрения, красноречивость — это природный дар. Так,
    О. А. Сычев в весьма прогрессивно написанной брошюре «Обучение риторике в эпоху компьютеров: введение в опыт США» отразил традиционно негативную точ- ку зрения на возможности развития красноречия путем целенаправленного обуче- ния: «Если обратиться к тому значению понятия «красноречие», — пишет он, — которое заложено в самой его словесной форме («красная речь»), то легко заме- тить, что красноречивость — это природный дар, которым наделен в разной сте- пени каждый человек. Такой дар можно определить как врожденную способность к созданию более или менее «заразительной» для слушателя речи»
    P
    7
    P
    Не умаляя роли и значения природного дара говорить убежденно и красно- речиво, можно констатировать, что, как и любая человеческая способность,
    «красноречивость» развивается и совершенствуется, о чем свидетельствует опыт обучения риторике во многих странах мира.
    На многовековом историческом пути к разработке курсов риторики просле- живаются и интегрируются два подхода. В рамках одного подхода риторика раз- рабатывалась как наука. В этой связи в теории риторики отрабатывались нормы, принципы, приемы, правила ораторской речи. В рамках другого направления ри- торика разрабатывалась как искусство, где ставки делалась на импровизацию, творчество, непрерывное саморазвитие ораторского мастерства, на искусство красноречия. Наряду с интеграцией в настоящее время достаточно четко просле- живается и дифференциация научного знания в области риторики. Так, например, в книге «Общая риторика» встречаются такие понятия, как «традиционная ритори- ка», «литературная риторика», «классическая риторика», «логика риторики», «эв- ристическая риторика»
    P
    8
    P
    В связи с дифференциацией, а также и интеграцией научного знания, с ре- альными потребностями практики нам представляется правомерным выделить в относительно самостоятельную область науки и практики — деловую риторику. С учетом анализа самых различных трактовок понятая «риторика» применительно к
    «деловой риторике», мы считаем, что наиболее правильным будет следующее определение. Деловая риторика — это область человеческой культуры, вклю- чающая в себя науку, искусство и живую человеческую практику об убедительной и эффективной речи в различных видах (жанрах) делового общения.
    Деловая риторика включает в себя различные виды (жанры) делового об- щения: деловые беседы, ведение заседаний, публичные выступления, ведение дискуссий, споров, ведение переговоров, телефонные переговоры, деловую переписку, разрешение конфликтов.
    Понятие «жанр» речевого общения мы заимствовали у М. М. Бахтина, кото- рый, характеризуя это понятие, пишет: «Каждое отдельное высказывание, конеч- но, индивидуально, но каждая сфера использования языка вырабатывает свои относительно устойчивые типы таких высказываний, которые мы и называем ре- чевыми жанрами»
    P
    9
    P
    Таким образом объектом исследования деловой риторики является речевая культура делового общения.
    Предметом исследования деловой риторики как учебного предмета являет- ся система закономерностей, принципов, правил, условий эффективного обучения
    5
    с ориентацией на творческое саморазвитие личности с целью овладения речевой культурой делового общения.
    Основные задачи деловой риторики как учебного предмета:
    1. Изучение истории развития риторики (включая основы классической ри- торики).
    2. Обучение различным видам и жанрам делового общения с ориентацией на творческое саморазвитие личности учащегося (студента).
    Нельзя не отметить, что деловая риторика не отделена «китайской стеной» от других наук и учебных предметов, особенно гуманитарного, культурологическо- го цикла. Более того, в настоящее время достаточно отчетливо осознается, что риторика как область человеческой культуры вбирает в себя и синтезирует знания очень многих наук: философия (особенно ее раздел «диалектика»), этику, эстети- ку, логику, лингвистику, психологию, педагогику, историю и др.
    В 50-60-х годах в нашей стране был период, когда распространенным явля- лось представление о риторике как о науке, которая должна ориентировать лишь на обучение приемам красноречия. В практике публичных выступлений тех лет было немало общих и громких фраз, которые имели порой красивую форму, но были малосодержательными, даже лживыми. А о преподавании курса «Деловая риторика»в средних и высших учебных заведениях в те годы приходилось лишь мечтать.
    В настоящее время ситуация резко изменилась. И педагогами, и учащими- ся, и студентами в лицеях, в колледжах, в вузах проявляется повышенный инте- рес к изучению практически ориентированного курса «Деловая риторика». Дейст- вительно, в условиях рыночной экономики роль и значение деловой риторики в жизнедеятельности начинающего бизнесмена трудно переоценить. Овладение ею и ее эффективное применение может сыграть немаловажное, а порой и решаю- щее значение для роста престижа, конкурентоспособности и творческого по-
    тенциала любого бизнесмена. Это знание можно сравнить лишь с профессио- нальными знаниями и умениями. Риторические умения и способности порой ста- новятся решающими в ситуациях спора, ведения переговоров, разрешения произ- водственных конфликтов.
    Не следует забывать, что начиная с Аристотеля синтезировано немало приемов и правил, порой изощренного речевого воздействия на аудиторию, кото- рые делают классическую риторику базисной наукой многих современных направ- лений в развитии красноречия, в том числе и деловой риторики.
    Именно это обстоятельство побудило автора целую главу посвятить, исто- рии развития риторики, которая представляет собой как бы эталон, классический образец ораторской речи и красноречия.
    Возвращение риторики на авансцену в качестве современной учебной дис- циплины в средних специальных заведениях, в высшей школе породило немало проблем. Во-первых, что изучать? Классическую риторику? Но ее основы изложе- ны в учебниках риторики», которые изрядно устарели. К тому же классическая ри- торика далека от повседневной практики, особенно делового общения, где рече- вая коммуникация идет по своим специфическим принципам и правилам. Во- вторых, как изучать? Изучать риторику (которая одновременно является и наукой, и искусством в обычном классическом варианте, где главная цель — «знать») не- достаточно. Для современной деловой риторики главное — уметь и быть спо-
    собным всякий раз творчески рименить тот или иной иторически прием, метод с учетом реальной практической ситуации. Тем самым акцент перемещается с обучения на творческое саморазвитие личность в процессе овладения речевой культурой делового общения. п
    р й
    6

    В рамках учебного курса «Деловая риторика» мы постепенно будем вводить и систематически использовать ряд понятий, содержание которых попытаемся, насколько это возможно, раскрыть и определить.
    Одним из основных понятий курса «Деловая риторика» является понятие
    «оратор». По мнению лингвистов, в русском языке слово «оратор» начало упот- ребляться с конца XVIII века. В «Толковом словаре живого великорусского языка»
    В. И. Даля (1863-1866) «оратор — вития, речистый человек, краснослов, мастер говорить в людях, проповедник». В словаре современного литературного языка слово «оратор» характеризуется так:
    1) лицо, профессионально снимающееся искусством красноречия;
    2) лицо, произносящее речь;
    3) глашатай чего-либо;
    4) человек, обладающий даром речи.
    Нетрудно заметить, что главными признаками, которые характерны для слова «оратор», являются искусство красноречия, дар красноречия, высокое мас- терство речи, которые присущи лицу, произносящему речь.
    В связи с этим в дальнейшем в понятие «оратор» мы будем вкладывать следующее содержание. Оратор — это личность, произносящая публично
    речь, владеющая искусством красноречия. В этом определении не раскрыва- ется, является ли искусство красноречия рожденным даром или это достигается целенаправленным обучением и саморазвитием мастерства речи. Возможно, и то и другое. Нелишне заметить, что в любом случае оратор — это личность, так как настоящий оратор — это индивидуальность. Например, читая речи П. А. Столы- пина, мы ощущаем личность большого масштаба, личность историческую. Оратор как личность с риторической точки зрения всегда характеризуется высоким уров- нем мастерства красноречия. Вот почему часто используют эти понятия вместе: ораторское мастерство.
    1.2. ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ДЕЛОВОЙ РИТОРИКИ КАК УЧЕБНОГО ПРЕДМЕ-
    ТА
    Для эффективного овладения практическим курсом «Деловая риторика» требуются новые подходы, новый стиль взаимоотношений учителя и ученика, ву- зовского преподавателя и студента. А для этого, очевидно, нужны и новые прин- ципы построения самого содержания курса «Деловая риторика», которые в даль- нейшем стали бы принципами и правилами учебного предмета, процесса.
    На каких же новых принципах и правилах мы строим предлагаемый читате- лю практически ориентированный курс «Деловая риторика»?
    Одним из ключевых был избран принцип творческого саморазвития лично- сти в процессе овладения речевой культурой делового общения. С позиций этого принципа особый акцент делается на самообучении, на творческий подход учени- ка (студента) к непрерывному саморазвитию своих способностей в различных ви- дах и жанрах делового общения.
    Принцип творческого саморазвития личности в овладении речевой культурой делового общения реализуется на основе следующих правил:
    1. Проявляйте инициативу.
    2. Все, что делаете, делайте творчески.
    3. Развивайте свою индивидуальность, свой стиль делового общения.
    4. Учитесь на лучших образцах.
    5. Сочетайте (гармонизируйте) логическое и эвристическое, рациональное и эмоциональное.
    6. Стремитесь к гармонии, простоте, красоте.
    7

    7. Осуществляйте саморазвитие через непрерывное самоусовершенство- вание.
    Поясним некоторые из сформулированных правил. Что значит проявлять инициативу? Это значит, что если вы что-то не поняли, если возник вопрос и са- мостоятельно ответить на него не можете, то попытайтесь найти ответ у своих товарищей, учителей.
    Развивать свою индивидуальность, свой стиль делового общения — это значит опираться на наиболее удачно применяемые способы, приемы делового общения, которые у вас срабатывают наилучшим образом. Например, среди ора- торских приемов вам .лучше всего удается использовать приемы сопоставлений, обобщенных выводов, логических доказательств. Помните об этом и опирайтесь на эти приемы и способы.
    Учиться на лучших образцах — это значит изучать особенности делового общения, ораторского и полемического мастерства тех, чьи способности, чей уро- вень речевой культуры для вас представляет особый интерес. Например, вам по- нравилось ораторское искусство какого-либо депутата, выступающего по телеви- дению. Вы должны постараться понять, за счет каких ораторских приемов он дос- тигает положительного эффекта в своих публичных выступлениях, спорах, дис- куссиях.
    Сочетать логическое и эвристическое в процессе делового общения — зна- чит опираться не только на логику доказательств, но и на импровизацию, интуи- цию, фантазию, т.е. на все то, что составляет эвристические основы вашего ин- теллекта, ваших способностей.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


    написать администратору сайта