Тема урока
| Что такое светская этика?
|
Цель
| Первичное знакомство с этикой, как наукой; создание условий для формирования нравственной основы личности
|
Задачи
| Обучающая – раскрыть основное значение этики; ввести понятие светская этика; познакомить с Аристотелем – основоположником этики
Развивающая – углубить знания учащихся о нравственном поведении, моральных нормах; расширить кругозор;
Воспитательная - воспитывать нравственность, желание совершать добрые поступки, проявлять эмпатию
|
Тип урока
| урок изучения нового материала
|
Оборудование учебно- методическое обеспечение
| компьютер, экран, проектор, презентация к уроку, учебник «Основы светской этики», рабочие тетради, ватманы для кроссвордов
|
УУД
| Личностные: нравственно – эстетическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей;
Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение результата действия с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив плана и способа действия; оценивание качества и уровня усвоения материала;
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение объектов по выделенным признакам; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
|
Планируемые результаты
| Предметные: знать когда и кто ввёл понятие «этика»; уметь объяснить значение этого понятия, раскрыть основное значение этики в жизни общества;
Личностные: стараться совершать только добрые поступки, учитывать интересы окружающих, соблюдать моральные нормы; самоконтроль, целеустремлённость;
Метапредметные: умение ставить цели и задачи, владение способами деятельности: наблюдение, сравнение, обобщение, корректировка
|
Основные понятия
| этика, философия, светская этика, мораль, нравственность
|
Межпредметные связи
| Окружающий мир, литературное чтение, русский язык
|
Формы урока
| Беседа, обсуждение, приём «исключение», логическая работа, групповая творческая работа, чтение и анализ учебного текста, мини-исследование, кроссворд
|
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся (УУД)
|
Познавательная
| Коммуникативная
| Регулятивная
|
I. Организация деятельности учащихся.
| слайд № 1.
Приветствуем учащихся, проверяет готовность обучающихся к уроку.
Создаем эмоциональный настрой на активную работу в течении урока:
Законы моральные очень важны,
В обществе каждом они быть должны
|
| Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку.
|
|
II. Актуализация знаний в виде обсуждения домашнего задания
| Беседа по вопросам:
- Ребята, вы беседовали с родителями о семейных традициях?
- Расскажите о ваших семейных традициях.
- Как вы считаете, какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?
|
| Отвечают на вопросы, рассказывают о семейных традициях, анализируют рассказанное.
|
|
III.Постановка цели урока в начале или в процессе урока, мотивация учебной деятельности
| На доске:
Орфограмма, закон , уравнение, этика, стихотворение
Выразительное, светская, важная, зелёное, сложное
- Определите тему и задачи урока, исключив понятия, изучаемые в рамках других учебных предметов. слайд № 2.
- Какие поставим цели и определим задачи?
|
Определяют тему урока.
Определяют цели и задачи урока.
|
Активно сотрудничают с учителем и одноклассниками
|
Записывают число и тему урока.
|
IV.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
| Выдвигает проблему,слайд № 3.
- А можете ли вы прямо сейчас ответить на вопрос: Что такое этика?
- Для начала выскажем наши ассоциации.
- Попробуем сформулировать понятие. слайд № 4.
- Прочтите определение понятия и оцените, верно ли мы с вами предположили. слайд № 5. Побуждаем к высказыванию своего мнения.
- Как вы думаете, кто ввёл термин «этика» и основал эту науку?
- Когда, по-вашему, это случилось?
- Отлично! Пора постичь истину и снова оценить успехи!
слайд № 6:
- Основателем этики был Аристотель (IV в. до н. э.)- греческий философ, учёный-энциклопедист.
Он ввёл термин «этика» в названия своих трудов. История жизни Аристотеля удивительна. Этот человек является основателем многих отраслей знаний: физики, биологии, психологии, политологии. Он создал свою школу, был наставником Александра Македонского. Противники страшились его речи, всегда ловкой и логичной, всегда остроумной. Научное наследие Аристотеля огромно.
|
Высказывают ассоциации, связанные с понятием этика.
Пробуют дать определение понятию.
Высказывают предположения
Рассматривают изображение бюста Аристотеля
|
Активно сотрудничают с учителем и одноклассниками
Внимательно слушают учителя
|
Сравнивают выведенное понятие с представленным на слайде
Кратко записывают информацию в тетрадь
|
V. Первичное закрепление
| - Откройте стр. учебника, прочитайте первый и второй абзац. слайд № 7.
- Дополните в схему слова, от которых произошло понятие «философия»?
«Щелчок» мышью для демонстрации эталона.
- Проверим себя, на полях сделаем пометку «+» - если верно,«-» - не верно, «пол плюсика» если верно только одно слово.
| Самостоятельно читают текст. Отвечают на вопрос, переписывают и дополняют схему в рабочих тетрадях.
|
| Оценивают свою работу над схемой.
|
VI.Применение теоретических положений
| - Как вы поняли, что такое мораль; нравственность?
- Согласны ли вы с тем, что между словами мораль и
нравственность можно поставить знак равно? слайд № 8.
-Да, действительно, эти слова являются синонимами.
Молодцы! - Доводилось ли вам слышать словосочетания «этичное поведение», «неэтичное отношение», «нравственный поступок», «безнравственный человек»? Что они значат?
- Когда так можно сказать? Приведите примеры добрых; «злых» поступков
- На какие группы можно разделить все людские поступки? слайд № 9. - Посмотрите на экран. Правильно ли мы с вами рассуждаем?
| Анализируют значения словосочетаний, приводят примеры, походят к мнению, что поступки делятся на добрые и «злые».
| Высказывают мнения, рассуждают.
Внимательно слушают учителя и высказывания одноклассников, с уважением относятся к чужому мнению, проявляют терпимость к ошибкам других
|
Сравнивают свои высказывания с текстом слайда.
Оценивают качество собственных рассуждений
|
VII.Физкультминутка
| - Теперь попробуем определить, как знаете вы правила вежливости. Для этого мы поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней. (вежливо – прыгаем; невежливо – приседаем)
- Поздороваться при встрече …(вежливо)
- Мешать на уроке своему соседу по парте …(невежливо)
- Толкнуть и не извиниться …(невежливо)
- Помочь подняться, поднять упавшую вещь …(вежливо)
- Перебивать старших…(невежливо)
- Уступить место пожилому человеку… (вежливо)
|
Вспоминают правила вежливости
| Активно участвуют в игре согласно правилам
| Сравнивают свои действия с действиями учителя или одноклассников, регулируют правильное выполнение
|
VIII. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков путём проведения мини-исследования
| - Напомните, пожалуйста, тему нашего урока.
- Вы, на мой взгляд, уже достаточно хорошо поняли, что такое этика. А что же значит светская этика? И если есть этика светская, значит, возможна и какая-то другая? слайд № 10.
- Оказывается,ребята, этика может быть светской, а может быть религиозной. - Выполните задания, указанные на слайде № 11
-что такое этика;
-виды этики
слайд № 12.
- Проверим себя с помощью знаков «+», «-», «пол плюсика», сравнив свой вариант ответа с текстом слайда.
| Высказывают предположения, рассуждают. Самостоятельно выполняют задания
| Напоминают тему урока
Внимательно слушают учителя и высказывания одноклассников, с уважением относятся к чужому мнению, проявляют терпимость к ошибкам других
| Вспоминают тему урока
Оценивают верность собственных выводов, сравнивая их с представленным эталоном
|
IX. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных УУД
| слайд № 13.
- А сейчас предлагаю разделиться на 2 группы и подготовиться к конкурсу на лучший кроссворд, который мы проведём в начале следующего урока
| Составляют кроссворды
| Делятся на группы, согласуют действия в группе, стараются сотрудничать, проявляют терпимость к ошибкам других
|
|
X. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности учащихся
| Не забудьте про оценочные знаки на полях («+» и т. д.), вспомните все этапы урока.
|
| Оценивают своих одноклассников.
| Оценивают себя.
|
XI. Подведение итогов урока
| - Вы все сегодня замечательно работали. Давайте подведём итоги. Рефлексия
|
| Отвечают на предложенные вопросы
| Анализируют свою деятельность на уроке.
|
XII. Домашнее задание
| 1. Расскажите родителям, что вы узнали на уроке.
2. Красочно оформите групповые кроссворды, приготовьтесь их представлять. Слайд № 15. Спасибо за работу и внимание!
|