Главная страница
Навигация по странице:

  • Упражнение 2. Определите, какие фигуры использованы как средства художественной выразительности в следующих предложениях.

  • Упражнение 3. Найдите фигуры речи. Определите их функции в текстах.

  • Упражнение 6. Составьте тексты на темы: «Шторм и штиль на море», «Река летом и осенью».

  • Упражнение 8. В качестве закрепляющего упражнения необходимо составить несколько художественных текстов на любую тему (не менее 5 предложений) с использованием троп и фигур.

  • Пример выполнения задания

  • Дополнительное задание

  • отправил что было. Упражнение Определите, какие тропы использованы как средства художественной выразительности в следующих предложениях


    Скачать 24.07 Kb.
    НазваниеУпражнение Определите, какие тропы использованы как средства художественной выразительности в следующих предложениях
    Анкоротправил что было
    Дата18.06.2021
    Размер24.07 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаPrakticheskaya_chast_k_lektsiam_chast_2.docx
    ТипЛекция
    #218887

    Подборка по базе: Упражнение № 2 Упражнение по работе в СИЗОД. (дымокамера).doc, МП (2021) - ФП - Упражнение на выносливость Берпи.doc, ТАБЛИЦА УПРАЖНЕНИЕ.docx, Страница 91, 1 и 2 упражнение.docx, теория и упражнение по наречию.docx, 1-е упражнение контрольных стрельб.pdf, УЧЕБНОЕ УПРАЖНЕНИЕ.docx, Урок 2. (ОП-9). Какие права и обязанности у человека и гражданин, практическое упражнение «Коммуникационные барьеры».docx, 25. При цистоскопии обнаружен одиночный камень мочевого пузыря -

    Практическая часть к лекциям

    часть2

    Упражнение 1. Определите, какие тропы использованы как средства художественной выразительности в следующих предложениях.

    1. Шутила зрелость, пела юность (А. Твардовский). 2. Литейный залили блузы и кепки (В. Маяковский). 3. Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. Гоголь). 4. А в двери бушлаты, шинели, тулупы (В. Маяковский). 5. Дивно устроен наш свет... Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиною в арку главного штаба, но, увы, должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля (Н. Гоголь). 6. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (А. Пушкин). 7. Весной, что внуки малые, С румяным солнцем-дедушкой Играют облака (Н. Некрасов). 8. Его (сонета) игру любил творец Макбета (А. Пушкин). 9. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича —на редьку хвостом вверх (Н. Гоголь). 10. Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория (М. Шолохов). 11. Сквозь волнистые туманы пробирается луна.На печальные поляны льет печально свет она (А. Пушкин). 12. Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде (С. Есенин). 13. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне (С. Есенин). 14. Нарядней модного паркета блистает речка, льдом одета (А. Пушкин). 15. Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно (А. Пушкин). 16. Мы открывали Маркса каждый том, Как в доме собственном мы открываем ставни (В. Маяковский). 17. Догорит золотистым пламенемИз телесного воска свеча, И луны часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый час (С. Есенин). 18. Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои (Н. Некрасов). 19. «Это верно, что дорого», — вздыхают рыжие панталоны (А. Чехов). 20. Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас (А. Чехов). 21. ...И жаль зимы-старухи, И, проводив ее блинами и вином, Поминки ей творим мороженым и льдом (А. Пушкин). 22. Зеленая прическа,Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд? (С. Есенин). 23. У Ивана Никифоровича <...> шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением (Н. Гоголь). 24. На восток, сквозь дым и копоть, Из одной тюрьмы глухой По домам идет Европа, Пух перин над ней пургой (А. Твардовский). 25. Телеграф охрип от траурного гуда. Слезы снега с флажьих покрасневших век (В. Маяковский). 26. Много за жизнь повымел Вилли —одних пылинок целый лес (В. Маяковский). 27. Меж тем как сельские циклопы Перед медлительным огнем Российским лечат молотком Изделье легкое Европы, Благословляя колеи и рвы отеческой земли (А. Пушкин). 28. При одном предположении подобного случая вы бы должны были вырвать с корнем волосы из головы своей и испустить ручьи... что я говорю! Реки, озера, моря, океаны слез! 29. Если Ваня разойдется, ему море по колено. 30. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса (А. Пушкин). 31. Свет фонаря разбивался о прутья клеток и слетал неровными кусками (Ю. Олеша). 32. Кому сказать, с кем поделиться той грустной радостью, что я остался жив (С. Есенин). 33. Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ(М. Лермонтов). 34. Настоящий мужчина состоит из мужа и чина (А. Чехов). 35. В первый раз я от месяца греюсь, В первый раз от прохлады согрет (С. Есенин). 36. Я видывал, как она косит: Что взмах —то готова копна...

    Упражнение 2. Определите, какие фигуры использованы как средства художественной выразительности в следующих предложениях.

    1.Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (А. Блок). 2. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым (С. Есенин). 3. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. 4. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет (В. Лебедев-Кумач). 5. Омощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы? (А. Пушкин). 6. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель (А. Пушкин). 7. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н. Некрасов). 8. О! Как легко! Как грудьсвободно дышит! Широкий горизонт расширил душу мне (А. Майков). 9. Что не конский топ, не людская молвь, Не труба трубача с поля слышится, А погодушка свищет, гудит, Свищет, гудит, заливается (А. Пушкин). 10. Полюбил ученый — глупую, Полюбил румяный —бледную (М. Цветаева). 11. Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека, тебя вижу: бедно, разбросано и неуютно в тебе... (Н. Гоголь). 12. Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез! (Н. Некрасов). 13. Милая, добрая, старая, нежная, С думами грустными ты не дружись (С. Есенин).

    Упражнение 3. Найдите фигуры речи. Определите их функции в текстах.

    1) Черный ворон в сумраке снежном,

    Черный бархат на смуглых плечах. (А. А. Блок)

    2) Часовая стрелка близится к полночи.

    Светлою волною всколыхнулись свечи.

    Темною волною всколыхнулись думы.

    С Новым годом, сердце! (А. А. Блок)

    3) Нет, положительно скажу, не было поэта с такою всемирною отзывчивостью, как Пушкин, и не в одной только отзывчивости тут дело, а в изумляющей глубине ее, а в перевоплощении своего духа в дух чужих народов, перевоплощении почти совершенном. (Ф. М. Достоевский)

    4) Если такие мастера, как Ахматова или Замятин, на всю жизнь замурованы заживо, осуждены до гроба творить молча, не слыша отзвука своему написанному, — это не только их личная беда, но горе всей нации, но опасность для всей нации. (А. И. Солженицын)

    5) Каждый из них (погибших во время Великой Отечественной войны) был целым миром. И этот мир погас навсегда. Вместе с ним легли в могилы неосуществленные мечты, несыгранные свадьбы, нерожденные дети, неспетые песни, непостроенные дома, ненаписанные книги. (В. В. Быков)

    6) Но не годятся в вожди и те, которые исповедуют лишь мертвую оболочку церковности... Этих народ не примет. Получит — сбросит. (И. Е. Шмелев)

    7) Мы хотели песен — не было слов.

    Мы хотели спать — не было снов.

    Мы носили траур — оркестр играл туш. (В. Цой)

    8) И первую полней, друзья, полней! И всю до дна в честь нашего союза! (А. С. Пушкин)

    9) О ты, Родина! ...Ты, безмерная, к тебе припадает усталый и загнанный, и своих бедных сынов ты берешь на мощную грудь, обнимаешь руками многоверстными, поишь извечною силою. (Б. К. Зайцев)

    10) Кто сомневается в праве и долге нашем думать об устроении будущей России! Все меняется на сем свете. Сроков никто не знает, время придет — будет Россия новая. (И. С. Шмелев)

    11) Между прочим, в пасмурный день перед дождем приглядитесь к свету. До дождя он один, во время дождя — другой, а после дождя — совершенно особый. Потому что мокрые листья придают воздуху слабый блеск. Серый, мягкий и теплый. (К. Г. Паустовский)

    12) Мой верный друг! мой враг коварный!

    Мой царь, мой раб! Родной язык! (В. Я. Брюсов)

    13) Ты и убогая,

    Ты и обильная,

    Ты и могучая,

    Ты и бессильная,

    Матушка — Русь! (Н. А. Некрасов)

    14) Мне грустно потому, что весело тебе. (М. Ю. Лермонтов)

    15) Мир многогранен, многоцветен,

    Порою добр, жесток подчас,

    Он щедр и скуп, богат и беден:

    Вглядись в него — он весь для нас! (В. Алатырцев)

    16) Я — царь, я — раб, я — червь, я — Бог. (Г. Р. Державин)

    17) Возникают, стираются лица,

    Мил сегодня, а завтра далек. (А. Ахматова)
    Упражнение 5. Выполните альтернативное изложение. Раскрывая скобки, выберите слова, нужные для изображения двух противоположных картин. Изложите данный текст так, чтобы его можно было озаглавить: или «Начало осени», или «Поздняя осень».

    (Спокойно и торжественно, взволнованно и растерянно) качают (обнажёнными, нарядными) ветвями деревья. Ветер (нежно касаясь, свирепо) срывает с них (первые золотые, последние блёклые) листья. (Серое, хрустальное) небо льёт на землю (чистую лазурь, мутные струи дождя).

    Упражнение 6. Составьте тексты на темы: «Шторм и штиль на море», «Река летом и осенью».

    Упражнение 7. Определите, какие фигуры речи (антитезу, градацию, повтор, бессоюзие, риторический вопрос и т. д.) используют авторы в следующих высказываниях:

    1) Я только с благоговением смотрю на вас, когда, склонившись тихо, вы чёрные власы на мрамор бледный рассыпаете (А. С. Пушкин). 2) Бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон, и смерть, и ад со всех сторон (А. С. Пушкин). 3) Мне грустно от того, что весело тебе (М. Ю. Лермонтов). 4) Повалился он на холодный снег, на холодный снег, будто сосенка, будто сосенка во сыром бору, под смолистый под корень подрубленная (М. Ю. Лермонтов). 5) В каждом слове — бездна пространства, каждое слово необъятно, как поэт (Н. В. Гоголь). 6) Есть речи — значенье //Темно иль ничтожно, //Но им без волненья //Внимать невозможно. //Как полны их звуки //Безумством желанья! В них слёзы разлуки, //В них трепет свиданья (М. Ю. Лермонтов). 7) Что им родители не привили любовь к труду — это неправильно, это не так. Это не так по их прежней жизни. Это не так из того, что мы сейчас вот видим в судебном заседании (Из речи адвоката). 8) Ваш покорный слуга ещё совсем недавно придерживался примерно того же отношения к самодеятельности, считая её не более чем забавой для узкого круга друзей и знакомых. 9) Пока не посмотрел детский этап фестиваля, проходивший в Сургуте уже за неделю до этапа взрослого (Из газеты).

    Упражнение 8. Назовите экспрессивно-воздействующие средства синтаксиса, которые использованы в заголовках, отрывках журнальных и газетных статей. Всегда ли оправдано их употребление?

    1) Россия семь лет стояла между враждующими сторонами. Россия семь лет пыталась усадить их за стол переговоров. Россия семь лет потратила впустую? 2) Нищий учёный оправдывается и собирает сотни справок, а богатый чиновник грозит ему судом. 3) И грязь, и снег, и бурелом – «Витязю» всё нипочем! 4) Стену по экватору? Запросто! 5) Колхозников мало, а поле большое. 6) Они – о нас. Обзор зарубежной прессы. 7) Веснушки – это модно. Волжанка Аня Вьялицына – «модное лицо» Милана. 8) Без шума и пыли? Не получится... Наши корреспонденты попробовали открыть химчистку в Краснодарском крае и в американском городе Миссури. Разница. Увы, ощутимая. И не в нашу пользу. 9). Посёлок Суйда славен не только усадьбой Абрама Петровича Ганнибала, прадеда Пушкина. Древнее место. 10 веков насчитывает. Копнёшь вглубь – женский монастырь. Поближе к текущему моменту – трактиры да рюмочные, пользовавшиеся бешеной популярностью у знаменитых дачников вроде Шаляпина. 10) Доллар и евро дешевеют, а нефть и золото дорожают. 11) Маленький секрет большой компании «Уралтехнострой». 12.) Победы наших пианистов – в прошлом. Победы наших скрипачей – в прошлом. А что теперь? 13) Вчера в оренбургских полях Путин объявил войну. За урожай. Всё выращенное приказано убрать и сохранить. 14) «Завод купили эти гады... Вставай, народ, на баррикады!» – Почему рабочие за своё счастье воюют, а не судятся? 15) Сначала зритель усмехается, затем смеётся, а потом уж – хохочет до слёз. 16) Станет ли Сибирь банановой республикой? Сочинский бизнесмен засадил пальмами холодный Красноярск. 17) Джек Николсон млел от наших красоток. А его подруга Лара мрачнела на глазах. 18) Молодым москвичам – «молодёжная практика». 19) Почему маленькая Эстония обогнала большую Россию? 20.) Колхоз не собес, но... 21) Всероссийский фестиваль городской рекламы. Присоединяйтесь к самому масштабному проекту, проводимому впервые. Участвуйте в конкурсах фестиваля. Побеждайте! 22) Новое поколение – новое мышление. 23) Мёртвая зыбь вокруг мёртвого «Курска». 24) Бермудский треугольник – это джакузи с метановыми пузырьками. 25) Кто последний за наследством? Дума расширила список претендентов на «бабушкины миллионы». 26). Пахотные земли уже не приносят доходов. Фермы уже не приносят доходов. И даже уникальная керамика уже не приносит прежних доходов.

    Упражнение 8. В качестве закрепляющего упражнения необходимо составить несколько художественных текстов на любую тему (не менее 5 предложений) с использованием троп и фигур.

    Тропы и фигуры выбирайте на свой вкус, количество не важно. Главное, чтобы текст получился красивым и легкочитаемым :)

    Пример выполнения задания:

    Одиночество терзало мою душу, как кошка играет с мышкой. Долго. Болезненно. С перерывами.

    Когда кошка нашла другую забаву, моя жизнь изменилась. Одиночество перестало быть моим страхом и больше не вонзает в меня свои острые когти.

    Любовь, как ласковый котёнок, заставила моё пластмассовое сердце биться чаще. Мой внутренний голос больше не шепчет мне, что я живая кукла. Больше не ранит меня изнутри.

    (отрывок из книги Ольги Черных «Безвечность»)

    Дополнительное задание: найдите в тексте парцелляцию, эпитеты, оксюморон, метафору и сравнение.

    Упражнение 8. Найдите предложения, в которых нарушена уместность речи, определите тип нарушения. Предложите свой вариант правки предложений.

    1. Телевидение – последыш лингвотехнической революции в области устной речи. 2. Ну так, может, и хватит: зачем теперь-то отвешивать Ходорковскому и Кْ по полной программе? .3. Настя, урок уже начался, прижми свой зад! 4. На медосмотре вожатому не надо выпендриваться, чтобы произвести впечатление на детей и их родителей. 5. Недавно встречаю одного знакомого по турклубу. Подбегает ко мне радостно: «Поехали с нами летом на Урал! В прошлом году так здорово отдохнули! Всего два человека погибло!» 6. С одной стороны, это забава, с другой – эпизод потребовал больших усилий, доселе не ведомых мне. 7. Почему-то совершенно уверена, что во времена «примадонн» «звездой эпохи» не могла стать коза прыгучая, сыгранная Мариной Александровой. 8. Я, конечно, в последнее время ограничиваю себя немного в трапезе. 9. Ваша честь, я не виноват и не буду выплачивать деньги ее мамаше. 10. Если ты будешь упорствовать в своем заблуждении, я тебе глаз на лоб натяну и моргать заставлю (учитель на уроке). 11. По мысли разработчиков, это будет способствовать контролю граждан над действиями милиции – при них участковый взятку не возьмет и физиономию пьяному дебоширу начистить поостережется. 12. Ваша честь, я сознаю свою ошибку и готов понести наказание. Но жениться на этой дуре я не буду! 13.Вам необходимо научиться находить общий язык с кучей народа (преподаватель студентам). 14. У твоего покорного слуги больше нет сил так жить (разговор соседей в подъезде). 15. Инспектор ГИБДД в громкоговоритель: «Я вам дорогу уступаю, глаза протрите!»


    написать администратору сайта