Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.

  • ПРАКТИКЕ


  • Субъективный

  • пациента

  • характеристики

  • явления

  • диспептические

  • дизурические

  • Возможные

  • расспроса

  • Объективные

  • Осмотр

  • Состояние

  • Тип

  • Выражение

  • Кожные

  • Все лекции по СДв терапии. Учебное пособие Сестринское дело в терапии


    Скачать 313.32 Kb.
    НазваниеУчебное пособие Сестринское дело в терапии
    Дата13.04.2021
    Размер313.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВсе лекции по СДв терапии.docx
    ТипУчебное пособие
    #194174
    страница1 из 37

    С этим файлом связано 2 файл(ов). Среди них: гигиена.odt, Курсовая работа цирроз печени.docx.
    Показать все связанные файлы
    Подборка по базе: Сестринское дело.docx, М нефтегазовае дело-2.pdf, Лечебное Дело.docx, Экономика отрасли. Учебное пособие. by Басовский Л. Е. (z-lib.or, Рабочая программа Производственная практика 2 лечебныйРабочая пр, Методическое пособие по ГИС Третьяков.doc, Реферат эффективность деловой беседы.docx, Техническая документация ИС УЧ пособие.pdf, Практическая работа № 1 (Страховое дело).doc, горное дело перевела.docx
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

    ВВЕДЕНИЕ

    Учебное пособие «Сестринское дело в терапии» предназначено для

    самоподготовки студентов к семинарско - практическим занятиям, в частности,

    для выполнения заданий из учебно-методического пособия Мельниковой М.А.,

    Березиной И.С. и Неволиной О.М. «Сестринское дело в терапии». В учебном

    пособии представлен теоретический материал по основным разделам дисциплины

    «Сестринское дело в терапии».

    Целью создания данного пособия является обеспечение студентов

    современной информацией по вопросам диагностики, лечения и профилактики

    заболеваний внутренних органов и роли медсестры в организации помощи

    терапевтическим больным.

    Учебное пособие ориентировано, главным образом, для студентов очно-

    заочной формы обучения ввиду ограниченного количества лекций и

    необходимости самостоятельного изучения ряда тем.
    1. МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПАЦИЕНТА В СЕСТРИНСКОЙ

    ПРАКТИКЕ

    1.1. ТЕМА: МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПАЦИЕНТА: СУБЪЕКТИВНОЕ,

    ОБЪЕКТИВНОЕ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ

    1 этап сестринского процесса - сбор информации о пациенте – не может быть

    проведён без использования клинических методов исследования.

    Клиническое исследование включает:

    - субъективный метод исследования (расспрос пациента);

    - объективные методы исследования (основные: осмотр, пальпация, перкуссия,

    аускультация; дополнительные: лабораторные и инструментальные методы

    исследования).

    Субъективный метод обследования (расспрос пациента)

    Субъективный метод исследования основан на сборе информации от самого

    пациента или его родственников. При этом информация имеет субъективный

    характер, так как отражает отношение к ней самого пациента.

    Начиная беседу с пациентом, медсестра ставит перед собой задачу выявить

    причину дискомфорта в самочувствии и признаки затруднения в удовлетворении

    основных потребностей. Чтобы выявить жалобы, более всего беспокоящие

    пациента в момент обследования, следует задать вопрос: “Что Вас беспокоит?”

    Если пациент сам называет беспокоящие его симптомы - это активные жалобы.

    Если пациент затрудняется в определении беспокоящих его симптомов -

    необходимо провести нацеленный расспрос, интересуясь, не беспокоят ли

    человека те или иные жалобы.

    Ведущей жалобой, которую обычно больные определяют в первую очередь,

    является боль. Если пациент указывает на наличие болей, необходимо задать

    уточняющие вопросы, позволяющие определить характеристики болевого

    синдрома:

    - локализация болей (где болит?)

    - характер болей (как болит?)

    - иррадиация болей (куда отдают?)

    - периодичность болей (постоянные или периодические, возникающие в виде

    приступов)

    - с чем связано возникновение болей (физическая нагрузка, эмоциональное

    переживание, дыхание, приём пищи и др.)

    - какова продолжительность болевого синдрома (несколько секунд, минут,

    часов, суток)

    - что способствует уменьшению или прекращению болей (прекращение

    физической нагрузки, вынужденное положение, приём медикаментов - уточнить,

    каких)

    - интенсивность болей (слабые, умеренные, сильные, мучительные,

    непереносимые).

    Помимо болей, у пациента могут быть и другие жалобы, которые определяются

    как явления, сопутствующие болевому синдрому (при отсутствии болей они

    могут иметь самостоятельный характер):

    - одышка (постоянная или эпизодическая, возникающая в покое или при

    физической нагрузке - указать, при какой; преимущественно затруднён вдох

    или выдох)

    - приступы удушья (связаны с физической или эмоциональной нагрузкой, с

    воздействием раздражающих веществ, возникают в ночное время)

    - головокружение

    - слабость

    - потливость

    - повышение температуры

    - бессонница

    - кашель (сухой или с выделением мокроты, уточнить характер мокроты

    (жидкая, вязкая, светлая, зеленоватая, кровянистая) и её количество)

    - сердцебиение и др.

    Среди явлений, сопутствующих болевому синдрому, выделяют диспептические

    расстройства:

    - изжога

    - отрыжка__

    - тошнота

    - рвота

    - дисфагия (нарушение глотания)

    - нарушение жевания

    - понос

    - запор

    - жажда

    - сухость во рту,

    а также дизурические расстройства:

    - полиурия (увеличение суточного диуреза более 2 л)

    - олигоурия (уменьшение суточного диуреза)

    - анурия (прекращение выделения мочи почками)

    - ишурия (задержка мочи в мочевом пузыре)

    - странгурия (болезненное мочеиспускание)

    - никтурия (увеличение ночного диуреза)

    - поллакиурия (частое мочеиспускание)

    Собрав информацию о жалобах, медсестра должна уточнить, по поводу какого

    заболевания пациент получает лечение. Эту информацию желательно получать от

    лечащего врача или из врачебной истории болезни. Если заболевание имеет

    хронический характер, медсестра должна уточнить у пациента, с какого времени

    он считает себя больным, как часто возникают обострения, принимает ли пациент

    лекарственные препараты вне обострения, владеет ли информацией о способах

    профилактики своего заболевания. Медсестра должна уточнить, состоит ли

    пациент на диспансерном учёте, посещает ли своевременно врача, соблюдает ли

    диету, занимается ли лечебной физкультурой.

    Медсестра должна собрать информацию о факторах риска, которые

    неминуемо приведут к ухудшению здоровья пациента:

    - курение (пассивное или активное, что именно курит пациент, количество в

    день, каков стаж курильщика)

    - употребление алкоголя (количество и вид употребляемых алкогольных

    напитков, частота приёма алкоголя)

    - нерациональное питание, несоблюдение диеты, назначенной врачом

    - недостаточная или чрезмерная физическая активность

    - избыточная масса тела

    - неблагоприятные жилищные условия

    - неблагоприятные производственные условия

    - низкий материальный достаток

    - асоциальный образ жизни

    - влияние стрессовых факторов

    - невнимательное отношение пациента к своему здоровью, неадекватная реакция

    на заболевание (излишняя тревожность, недооценка серьёзности заболевания,

    нежелание выполнять рекомендации врача и др.), отсутствие знаний о способах

    лечения и профилактики.

    Медсестра должна узнать, имеет ли пациент представление о наличии у него тех

    или иных факторов риска, их негативном влиянии на течение заболевания и

    способах борьбы с ними.

    Чтобы собрать информацию в полном объёме, медсестра должна проводить

    расспрос по определённой схеме. Эта схема представлена в сестринской карте

    пациента. Полученная информация фиксируется в ней по разделам,

    соответствующим основным потребностям пациента. Любое отклонение от

    нормы расценивается медсестрой как нарушение той или иной потребности.

    Заключительным этапом сестринского обследования является составление

    перечня потребностей, удовлетворение которых нарушено у данного пациента, с

    указанием признаков их нарушения.

    Возможные проблемы пациента при проведении расспроса:

    - нежелание общаться,

    - невозможность полноценного общения вследствие дефектов речи, слуха,

    памяти, поведения, нарушения сознания и др.,

    - нежелание сообщать достоверную информацию вследствие определённых

    причин (стыд, неловкость, присутствие других лиц, желание казаться здоровым и

    благополучным, попытка симуляции и др.),

    - невозможность сконцентрироваться на главном, многословие, уход в сторону от

    предмета обсуждения.

    Объективные методы обследования пациента

    Все объективные методы обследования основаны на объективном восприятии

    данных самим медицинским работником, с использованием анализаторов зрения,

    слуха, обоняния, осязания или специальных приспособлений, приборов, методик.

    Объективные методы подразделяются на основные и дополнительные.

    Основные - это осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация. Дополнительные -

    это лабораторные, функциональные и инструментальные методы диагностики.

    Осмотр.

    С помощью осмотра (или визуально) можно обнаружить следующие данные о

    пациенте:

    Состояние (хорошее - если у человека нет жалоб, нет признаков патологического

    процесса; удовлетворительное - наличие патологического процесса не мешает

    пациенту оставаться активным; состояние средней тяжести - патологический

    процесс заставляет ограничивать активность пациента; тяжёлое состояние - резко

    затруднена активность пациента из-за выраженной патологической

    симптоматики).

    Положение:

    - активное (пациент может выполнять любые движения самостоятельно)

    - пассивное (пациент неподвижен, все движения выполняются с помощью

    других лиц)

    - вынужденное (положение, которое уменьшает выраженность патологических

    симптомов).

    Сознание:

    - ясное (пациент отвечает на вопросы быстро и конкретно);

    - спутанное (пациент отвечает не сразу, невпопад, контакт с пациентом

    затруднён, но он реагирует на сильные раздражители);

    - отсутствует (контакт невозможен, рефлексы отсутствуют, чувствительность

    утрачена);

    - бред и галлюцинации (резкое психомоторное возбуждение, пациент

    неадекватен, может нанести вред себе или окружающим).

    Тип телосложения:

    - нормастенический (эпигастральный угол 90°)

    - астенический (эпигастральный угол <90°)

    - гиперстенический (эпигастральный угол >90°)

    Выражение лица (для медсестры имеет значение психическое состояние

    пациента, которое можно определить по выражению лица: весёлое, спокойное,

    печальное, безразличное, испуганное, страдальческое и др.)

    Кожные покровы:

    - цвет (нормальный, синюшный - цианоз, желтушный - иктеричный, бледный и

    др.)

    - чистота (чистые или с наличием сыпи, рубцов, язв и пр.);

    - влажность (умеренная, избыточная, сухость кожи);

    - эластичность (нормальная или пониженная);

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


    написать администратору сайта