Главная страница
Навигация по странице:

  • РЕЦЕНЗЕНТЫ: Крутова Л.И.

  • Тема1

  • Ермолай

  • Антуан де Монкретьен

  • Учение У. Петти

  • Ф. Кенэ

  • А. Смит

  • «Исследование о природе и причинах богатства народов»

  • почти оно Учебник Микроэкономика Косова. Учебное пособие для бакалавров Косов, Н. С., Г. И. Терехова, Н. И. Саталкина под ред дра экон наук, проф. Н. С. Косова


    Скачать 0.86 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для бакалавров Косов, Н. С., Г. И. Терехова, Н. И. Саталкина под ред дра экон наук, проф. Н. С. Косова
    Дата30.09.2021
    Размер0.86 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапочти оно Учебник Микроэкономика Косова.docx
    ТипУчебное пособие
    #239126
    страница1 из 25

    Подборка по базе: 1633807546_методическое пособие по теме №.docx, Метод пособие по проведению практических занятий ПМ. 02.pdf, Учебное пособие Қазақ тілі 1семестр ГОТОВЫЙ 2020.Тулекова Елуба, Метод пособие по изучению Maxima.docx, Meтодическое пособие по ВКР бакалавров (1).pdf, ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ.docx, Учебно-методическое пособие по курсу ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА с вариант, +++++методическое пособие для студентов по биотехнологии.pdf, Новое пособие по WORD. Лабораторный практикум Часть 2.doc, Учебное пособие Функция. Простейшие методы преобразования и иссл
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

    Н.С. Косов, Г.И.Терехова, Н.И.Саталкина

    Микроэкономика

    Учебное пособие для бакалавров

    Москва 2012 год

    РЕЦЕНЗЕНТЫ:

    Крутова Л.И. – доктор экономических наук, профессор Пензенского государственного университета

    Новосельцева Г.Б. – доктор экономических наук, профессор Пензенского государственного педагогического университета


    Микроэкономика: учебное пособие для бакалавров / Косов, Н.С., Г.И.Терехова, Н.И.Саталкина; под ред. д-ра экон. наук, проф. Н.С.Косова
    Учебное пособие содержит теоретические основы микроэкономики и предназначено для подготовки бакалавров по направлению «Экономика»,

    а также для самого широкого круга читателей, интересующихся современной

    экономикой. Оно знакомит читателей с миром новых для них понятий и

    категорий с принципами эффективной организации хозяйственной деятельности, с отношениями между людьми и механизмом координации их

    усилий в процессе производства товаров и услуг, направленных на удовлетворение общественных потребностей.

    «Проблемы экономической организации общества –

    совсем не подходящая тема для легкой беседы за

    коктейлем. Не могут они быть адекватно рассмотрены

    и демагогами, разглагольствующими на массовых

    митингах. Это серьезные вещи. Они требуют усердных

    занятий. К ним нельзя относиться легкомысленно»

    Людвиг фон Мизес


    ВВЕДЕНИЕ
    Микроэкономика как самостоятельная учебная дисциплина имеет огромное значение в подготовке экономистов высокой квалификации для общественного производства. Особенно это важно для России, где формируется рыночное хозяйство и новое поколение студентов - экономистов остро нуждающихся в серьезной теоретической базе, которая позволяет познать и осмыслить перемены в экономической жизни общества, видеть тенденции развития и управлять экономическими процессами.

    Рынок – это не только новая форма экономических отношений, но и новое экономическое сознание, мышление и психология, основой которых являются знания сущности и механизмов действия экономических законов, тенденций развития экономики, а также умение использовать эти знания на практике.

    Очень глубокие знания сегодня требуются в области микроэкономики, которая является теоретической основой бизнеса. Именно на микроэкономическом уровне, где функционируют предприятия решаются вопросы производства продукта, ценообразования, объема, издержек и прибыли, складываются отношения между предпринимателями и наемными работниками, между самими предпринимателями (конкурентами), а также между продавцами и покупателями.

    В предлагаемом учебном пособии «Микроэкономика» объясняется, как и почему принимаются экономические решения на уровне предприятий, как предприятия распределяют свои ресурсы на разные цели, как потребители принимают решения о покупке товаров и услуг, каков механизм рыночного ценообразования и многие другие вопросы.

    Данное учебное пособие по микроэкономике преследует следующие цели:

    - оказать помощь студентам лучше усвоить знания в учебном процессе;

    - помочь будущим бакалаврам по экономике, не испытывая затруднений, применять эти знания в практической работе.

    Необходимость его написания обусловлена следующим.

    В настоящее время студентам экономических вузов и факультетов предлагается сравнительно большое количество учебников и учебных пособий по курсу микроэкономики. Однако в них, как правило, отдельные темы раскрыты излишне полно. Многие вопросы таких тем можно изучать только после получения базового экономического образования, например, в магистратуре или аспирантуре. Некоторые темы рассмотрены поверхностно, а многие вопросы различных тем и вовсе опущены. Следовательно, ныне отсутствует базовый учебник, в котором все вопросы (дидактические единицы Госстандарта) были бы освещены в полной мере.

    Изучение микроэкономического курса представляет собой достаточно сложную задачу для студентов различных форм обучения. В связи с этим изложение материала в предлагаемом учебном пособии дается предельно кратко и просто. И в тоже время подробно раскрываются микроэкономические процессы с помощью различных рисунков, графиков и таблиц. Однако схематический и графический аппараты использованы лишь по мере острой необходимости.

    Настоящее учебное пособие «Микроэкономика» разработано в строгом соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и рассчитано на подготовку бакалавров по направлению «Экономика». Оно может быть полезным аспирантам и преподавателям вузов, а также широкому кругу читателей, самостоятельно изучающим экономическую науку.

    Тема1

    ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
    1.1 Экономические воззрения в традиционных обществах
    Изучение экономики невозможно без извлечения уроков из большого опыта накопленного во всем мире. Оно ведется с древнейших времен: ее зачатки появились в Риме, Индии, Китае. Мыслители того времени по-разному относились к собственности, труду, деньгам, устройству общества.

    В их взглядах на экономику красной нитью проходит мысль о необходимости накопления богатства. Однако учение о богатстве зародилось не в этих государствах, которые находились на достаточно высоком уровне хозяйственного развития и были центрами хорошо развитых торговых отношений, а в Греции около V в. до н.э. К тому времени греки достигли высокой ступени развития знаний. Наряду с философией они развивали теорию полезных искусств, в которую входили искусство земледелия, медицины, военное искусство, а также искусство управления своим домом.

    Греческие мыслители Ксенофонт, Платон, Аристотель внесли крупный вклад в развитие и накопление сведений о производственной деятельности людей. Именно им принадлежит описание хозяйственного быта греческих полисов через образы идеализированных правителей и общественных порядков. Считается, что первым стал употреблять термин «экономия» ученик Сократа, греческий мыслитель Ксенофонт. Ксенофонт (430 – 355 гг. до н.э.) изложил свои взгляды в работе «Домострой», подготовленной как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Ксенофонт писал, что экономия (от греческого «ойкос» – дом, «номос» – закон) – это наука, при помощи которой можно обогащать свое хозяйство. Источник богатства он видел в домоводстве и сельском хозяйстве, а ремесло, торговлю и ростовщичество отвергал как недостойные виды деятельности. Основную цель он видел в обеспечении производства полезных вещей.

    Другой греческий мыслитель Платон (427 – 347 гг. до н.э.) создал теорию идеального общественного устройства и изложил ее в своем труде «Политика или государство». Основой такого устройства является идея справедливости. В идеальном государстве Платона свободные люди делились на три сословия:

    1) философов, призванных управлять государством;

    2) воинов;

    3) землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев.

    Рабы не включались ни в одно из сословий. Они приравнивались к инвентарю, рассматривались как говорящие орудия производства. Философы и воины составляли высшую часть общества, которая по мнению Платона, требовала особой заботы.

    Наиболее глубокие суждения об экономических проблемах имелись у Аристотеля. Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) различал два вида хозяйства: экономию – хозяйство для поддержания и более полного удовлетворения семейных нужд, к которому он относил главным образом земледелие, и хрематистику – хозяйство для обогащения, в которое включал ремесло и торговлю. К хрематистике, которая рассматривалась как искусство «делать деньги», Аристотель относился отрицательно, считая, что она противоречит как законам этики, так и требованиям природы, поскольку направлена не на удовлетворение повседневных нужд, а на накопление богатства, не имеющее предела.

    Заслугой Аристотеля является его попытка проникнуть в сущность экономических явлений, положив начало экономическому анализу. Являясь сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов, он рассматривал экономические явления с точки зрения наибольшей пользы. Все, что соответствовало интересам укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое. То, что расшатывало хозяйство, относилось к разряду явлений противоестественных. Естественные явления способствуют поддержанию умеренных размеров богатства, сторонником которых был Аристотель, отвергавший накопление денег, обогащение за счет сферы обращения, спекулятивной торговли, ростовщичества. Противоестественные явления Аристотель связывал с чрезмерным развитием сферы обращения и включал ее в хрематистику. С точки зрения Аристотеля, истинной задачей человека должна быть не физическая жизнь, не накопление богатства, а размышление и созерцание истины, стремление к собственному совершенству.

    После Аристотеля мало что нового было внесено в развитие понимания экономии. Одним из представителей экономической мысли Средневековья стал Фома Аквинский (1221 – 1275 гг.). Общественное разделение труда он характеризовал как естественное явление и считал, что оно лежит в основе разделения общества на сословия. В частной собственности он видел основу хозяйства и полагал, что человек от природы имеет право на присвоение богатства. Цену, которая основывалась на трудовых затратах, т.е. на обмене эквивалентов, считал «справедливой ценой». С одной стороны, Аквинский считает «справедливой ценой» правильную цену, соответствующую трудовым затратам, а с другой – доказывает правомерность отступления от этой цены, если она не гарантирует каждому участнику обмена приличное его рангу существование.

    В России конец XV – начало XVI вв. ознаменованы как этап завершения процесса ликвидации раздробленности страны и образования Русского централизованного государства. Наряду с наследственной собственностью бояр расширились поместья и дворянское землевладение как вознаграждение за службу. Экономические интересы поместного дворянства выражал в XVI в. Ермолай – священник Московской дворцовой церкви (позднее Еразм). В поместном землевладении служилых людей Еразм видел экономическую основу Русского централизованного государства.

    Экономические доктрины Средневековья опирались, в основном, на христианское толкование богатства. Христос, например, осуждал богатство, считал его большим препятствием к спасению души. «Богатому трудно войти в Царство Небесное. Если хочешь быть совершенным, продай свое имущество и раздай нищим, и ты получишь сокровище на небе; потом следуй за мной», – говорил Он. Труд признавался достойным похвалы лишь как страдание, как умерщвление плоти, как искупление греха. Но он не должен сопровождаться даже мыслью о приобретении, об обогащении. Вот почему в эпоху Средневековья понятие экономии предается забвению. Существовавшие экономические доктрины были, скорее, сводом правил поведения индивидов в соответствии с принципами раннехристианской справедливости, а не результатом обобщения реальных фактов экономической жизни.

    Формирование экономики как науки относится к периоду зарождения капитализма. Именно в это время появляются и первые школы экономической теории.

    В России капитализм начал развиваться позднее, чем в странах Западной Европы. Поэтому русский меркантилизм возник лишь во второй половине XVII в. и не существовал в чистом виде.

    Первые русские меркантилисты также заботились об увеличении товарооборота внутри страны, стремились устранить конкуренцию иностранных купцов, вводя высокие таможенные пошлины. Но в отличие от западных меркантилистов, русские не ограничивали свои наблюдения сферой обращения, не отождествляли богатство только с деньгами. Внешнюю торговлю они рассматривали как средство развития промышленности и сельского хозяйства. Своеобразной программой реформ Петра I явилась «Книга о скудости и богатстве» И.Т. Посошкова (1652 – 1726 гг.), которая принадлежит к числу выдающихся произведений не только русской, но и мировой экономической литературы. Не сводя богатство к деньгам, Посошков различал богатство вещественное и невещественное. Под вещественным богатством он разумел богатство государства (казны) и богатство народа. Под невещественным – «истинную правду», т.е. законность, правовые условия, хорошее управление страной, – те ценности, которые сегодня мы называем «институтами». Источником богатства он называл производительный труд, а причинами скудости – отсталость сельского хозяйства, недостаточное развитие промышленности, неудовлетворительное состояние торговли.

    1.2 Первые теоретические направления экономической мысли
    Как наука, т.е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономики, экономическая теория возникла в XVI–XVII вв.

    Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения внешних и внутренних рынков, интенсификации денежного обращения. На эти процессы экономическая наука откликается появлением меркантилизма (от итальянского слова merkante – торговец) как теоретического обоснования экономической политики государства, первоначального накопления капитала. Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника богатства. И в этом их заслуга, ибо они первыми заговорили об этом. Меркантилисты были представителями торговцев и выражали их интересы. Поэтому источник богатства они выводили из сферы обращения, а само богатство отождествляли с деньгами. Различают ранний и поздний меркантилизм. Ранний меркантилизм возник до великих географических открытий и был актуален до середины XVI в. Для достижения положительного сальдо во внешней торговле меркантилисты считали целесообразным:

     устанавливать максимально высокие цены на экспортируемые товары;

     всемерно ограничивать импорт товаров;

     не допускать вывоза из страны золота и серебра.

    Теория монетаризма ранних меркантилистов может расцениваться как теория «денежного баланса». Эта теория представлена Уильямом Стаффордом (1554 – 1612).

    Поздний меркантилизм охватывает период со второй половины XVI в. по вторую половину XVII в.

    Наиболее известными представителями позднего меркантилизма и выразителями идеи активного торгового баланса являются английский экономист Томас Мэнн (1571 – 1641 гг.) – автор теории торгового баланса, во Франции – Антуан де Монкретьен (1575 – 1621 гг.). Антуан де Монкретьен обессмертил свое имя тем, что ввел в научный оборот термин «политическая экономия». Первая часть этого термина произошла от греческого слова «политейя», что означает «государственное устройство». Следовательно, политэкономия дословно переводится как законы хозяйствования в рамках государства. Появление данного термина в это время не случайно, оно обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.

    Учение У. Петти (1623 – 1686 гг.) является как бы переходным мостиком от меркантилистов к классической (подлинной) наукеполитической экономии. Заслуга У. Петти в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю.

    Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые являлись выразителями интересов крупных землевладельцев. Термин «физиократы» образован от греческих слов «phisis» и «kratos» и дословно означает «власть природы». Главным представителем и основателем этого направления был Ф. Кенэ (1694 – 1774 гг.). Исходным в концепции физиократов было учение о «естественном порядке». Оно означало признание объективной реальности окружающего мира, существование которого объяснялось соответствием «естественному порядку». Естественный порядок, под которым понимался буржуазный строй, предполагал развитие экономики на основе свободной конкуренции, стихийной игры цен, исключающей вмешательство государства.

    Центральное место в учении физиократов занимала проблема «чистого продукта» и его производства. Это избыток над той частью, которая возмещала заработную плату. Иными словами, под «чистым продуктом» имелся в виду прибавочный продукт. Исходя из того, что «земля есть единственный источник богатства», Ф. Кенэ полагал, что «чистый продукт» производится только в земледелии. С этой точки зрения промышленность оказывалась «бесплодной». Единственной формой чистого продукта считалась рента.

    Дальнейшее развитие экономической науки связано с такими
    выдающимися именами, как А. Смит (1723 – 1780 гг.) и Д. Рикардо (1772 – 1823 гг.).

    Смит вошел в историю экономической мысли как основоположник классической буржуазной политической экономии. В своем произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) он систематизировал всю сумму накопленных знаний к тому времени и дал миру теорию социально-экономического устройства общества. Основная идея в учении А. Смита – идея либерализма, невмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономические регуляторы он называл «невидимой рукой». Смит заложил основы трудовой теории стоимости. Основу цены, по его мнению, составляет определенное количество труда, воплощенного в товаре. Это количество труда Смит называл меновой стоимостью, или стоимостью. Стоимость он рассматривал неоднозначно, считал возможным определение стоимости двояким путем:

    1) трудом, затраченным на производство товара;

    2) трудом, покупаемым в процессе обмена.

    В цивилизованном обществе количество первого и второго видов труда, в отличие от примитивного общества, не совпадает, поскольку это разные величины: второй вид труда меньше первого. Пытаясь разрешить этот вопрос, Смит поставил проблему: из каких частей складывается стоимость? Ответ на этот вопрос получил название «догмы Смита». В результате размышлений Смит пришел к выводу, что стоимость равна сумме трех видов доходов: заработной платы, прибыли и ренты.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


    написать администратору сайта