Главная страница

Тесты ПВБ. Методичка с тестами ПВБ. Учебнометодическое пособие по дисциплине пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика для обучающихся по специальности 060101. 65 Лечебное дело


Скачать 1.51 Mb.
НазваниеУчебнометодическое пособие по дисциплине пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика для обучающихся по специальности 060101. 65 Лечебное дело
АнкорТесты ПВБ
Дата17.10.2020
Размер1.51 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодичка с тестами ПВБ.doc
ТипУчебно-методическое пособие
#143644
страница1 из 16

Подборка по базе: учебно методическое пособие по дисциплине правовые основы приро, Мельникова Анастасия 3лд г пропедевтика 16 апреля.docx, Сборник тестов по дисциплине «Основы архитектуры и строительные , 18161615-1363-4D41-8D03-87C92704EC78_Учебное пособие Стратегичес, Практическая работа по дисциплине «Правовое обеспечение професси, Учебно-методическое пособие Английский язык УГНТУ.doc, Методическое пособие СППС.pdf, Темы курсовых работ по дисциплине Базы данных.docx, Хирургия Методическое пособие по организации аудиторной самостоя, +Медицинская конфликтология Учебное пособие.doc
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации
КАФЕДРА ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПРОПЕДЕВТИКА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ,

ЛУЧЕВАЯ ДИАГНОСТИКА»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по специальности 060101.65 Лечебное дело

(Methods Handbook)
Часть II
Практические занятия

Казань 2013

УДК 616.1/.3(075.8)+616.6(075.8)

ББК 54.1я73
Печатается по решению Центрального координационно-методического совета ГБОУ ВПО «Казанский ГМУ» Минздрава России
Авторы-составители:

заведующий кафедрой, д.м.н., профессор В.Н.Ослопов; к.м.н., доцент О.В.Богоявленская; д.м.н., профессор О.В.Булашова; к.м.н., доцент И.М.Каримов; к.м.н., ассистент М.А.Макаров; ассистент М.И.Малкова; к.м.н., доцент Ю.В.Ослопова; к.м.н., доцент А.Р.Садыкова; ассистент Е.В.Хазова; д.м.н., доцент Н.Р.Хасанов; к.м.н., ассистент Д.Н.Чугунова; к.м.н., ассистент А.Р.Шамкина; к.м.н., доцент кафедры онкологии, лучевой диагностики и лучевой терапии А.Ф.Юсупова
Рецензенты:

Декан лечебного факультета, заведующий кафедрой нормальной физиологии КГМУ, член-корреспондент РАМН, профессор, д.м.н. А.Л.Зефиров

Главный врач ГАУЗ «ГБ№11» г. Казани Р.В.Гатауллин
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» для обучающихся по специальности 060101.65 Лечебное дело (Methods Handbook). Часть II. Практические занятия. / В.Н.Ослопов, О.В.Булашова, О.В.Богоявленская и др. // под общ. ред. профессора В.Н.Ослопова. – Казань: КГМУ, 2013. – 182 с.
На обложке изображена картина «Современная медицина» (1937). Автор – Чарльз Генри Олстон (1907-1977), афроамериканский художник, скульптор, иллюстратор и преподаватель. Известен своими монументальными работами в Харлемском госпитале. Бюст Мартина Лютера Кинга, выполненный им, стал первым изображением афроамериканца, выставленным на обозрение в Белом Доме. Картина хранится в Харлемском госпитале (Нью-Йорк, США).
Учебно-методическое пособие (Methods Handbook) составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО, 2010) по специальности 060101.65 «Лечебное дело» и рабочей программой по дисциплине. В учебно-методическом пособии представлены учебно-тематический план по дисциплине, программа практических занятий, подробное описание 9 модулей с изложением целей, задач практических занятий, задания для самостоятельной работы студентов – тесты, контрольные вопросы, перечень практических умений.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов лечебного факультета КГМУ.

© Казанский государственный медицинский университет, 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ. Обращение к обучающимся .....................................................

4

Компетенции, формируемые в процессе изучения дисциплины ..............................................................................................


5

Учебно-тематический план по дисциплине ...........................

8

Программа практических занятий ..............................................

11

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ............................................................

14

Модуль 1. Анамнез. Общий осмотр. Методы клинического исследования больных с заболеваниями органов дыхания и кровообращения .................


20

Модуль 2. Методы клинического исследования больных с заболеваниями органов пищеварения и мочеотделения .........................................................


63

Модуль 3. Лабораторные методы исследования ........................................

80

МодулЬ 4. Основы электрокардиографии ..................................................

90

Модуль 5. Семиотика заболеваний органов дыхания и кровообращения

107

Модуль 6. Семиотика заболеваний органов пищеварения и мочеотделения

133

Модуль 7. Итоговая история болезни .........................................................

143

Модуль 8. Заключительный контроль практических умений по физикальным методам исследования внутренних органов ...........................


150

Модуль 9. Основы лучевой диагностики заболеваний внутренних органов

151

Приложения ...............................................................................................

178

Приложение 1. Учебно-методическое обеспечение по пропедевтике внутренних болезней .......................................................................................


178

Приложение 2. Учебно-методическое обеспечение по лучевой диагностике

181


ВВЕДЕНИЕ
Обращение к обучающимся



Fit fabricando faber

(«Кузнец делается кузнецом, куя»)

Латинская пословица
Уважаемые студенты!

Перед вами – 2-я часть учебно-методического пособия по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» (Methods Handbook), посвященная практическим занятиям.

Напомним: пропедевтика внутренних болезней является основополагающей и первой клинической медицинской дисциплиной. Основу клинической диагностики составляют пять классических методов непосредственного обследования больного: расспрос (интеррогация), осмотр (инспекция), ощупывание (пальпация), выстукивание (перкуссия) и выслушивание (аускультация), чему вы научитесь в процессе изучения нашей дисциплины, главным образом – на практических занятиях.

Лекции закладывают общие основы знаний предмета, самостоятельная работа студентов расширяет эти знания и создает теоретическую базу, тогда как практические занятия призваны углубить, расширить и закрепить ваши знания, сформировать умения и навыки.

В настоящем учебно-методическом пособии при описании каждого практического занятия приведены цель и мотивация темы (что студент должен знать, уметь, освоить); перечень так называемых компетенций, которые должны быть сформированы после изучения темы; содержание занятия, основные понятия и термины, а также элементы так называемого фонда оценочных средств – контрольные вопросы и задания для подготовки к каждому практическому занятию, вопросы для подготовки к экзамену, итоговые тесты по дисциплине.

«То, что я слышу – я забываю; то, что я вижу – я запоминаю; то, что я делаю – я умею», – говорил древний китайский мыслитель и философ Конфуций (Кун Фу­Цзы, лат. Confucius; ок. 551 г. до н.э. – 479 г. до н.э.).

Приоритетной задачей практического занятия является обучение практическим умениям, перечень которых определяется ФГОС ВПО по специальности «Лечебное дело».

Известно, что процесс приобретения практического навыка студентами включает 4 этапа (http//:www.superinf.ru):

I. «Студент знает» («неосознанная некомпетентность» – теоретические основы навыка).

II. «Студент знает, как» («осознанная некомпетентность» – знает, как делать с помощью педагога).

III. «Студент может показать, как» («неосознанная компетентность» – умение студента, обладание способностью делать под контролем педагога).

IV. «Студент может делать» («осознанная компетентность» – довести умение до автоматизма, на основе многократного тренинга).

Луций Анней Сенека, крупнейший римский философ (4 г. до н.э. – 65 г. н.э.), убеждал: «Hominesampliusoculis, quamauribuscredunt» (люди больше верят глазам, чем ушам). В русском обиходе это звучит как «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Это популярное выражение, означающее, что увиденное воспринимается лучше, чем услышанное, пришло к нам из английского языка (Picture is worth a thousand words)1. В данном контексте оно означает, что как бы внимательно вы ни слушали лекционный материал, не изучали учебники и учебные пособия, приобретение конкретных знаний и умений вам даёт только практика, только работа у постели больного – обследование пациентов и оформление (написание) фрагментов историй болезней.
Компетенции2, формируемые в процессе изучения дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней»
I. Общекультурные компетенции (ОК):

ОК-1. Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

II. Профессиональные компетенции (ПК):

ПК-1. Способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками.

ПК-5. Способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного3.

ПК-17. Способность и готовность выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний.
Перечень субкомпетенций (части компетенций), формируемых в результате изучения дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней»

Субкомпетенции

Конечные результаты обучения

Конвертация знаний в практику (ОК-1, ПК-1)

Знать правила этики и деонтологии

Уметь анализировать проблемы комплаенса в процессе сотрудничества с пациентами

Применять на практике этические и деонтологические нормы врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, пациентами и их родственниками

Быть способным и

готовым к самосовершенствованию

Обследование больного

(ПК-1, ПК-5, ПК-17)

Знать схему истории болезни

Знать методику сбора анамнеза

Знать методику обследования больного

Уметь проводить опрос и физикальное обследование пациента

Интерпретировать результаты сбора анамнеза и физикального обследования пациента

Интерпретировать результаты лабораторного и инструментального обследования пациента

Синтезировать полученные знания

Оформлять результаты обследования пациентов (написание фрагментов истории болезни)

Синтезировать полученные знания (написание истории болезни)

Анализ и синтез полученных результатов сбора анамнеза и обследования пациента (ПК-5, ПК-17)

Знать основные симптомы и синдромы заболеваний (терапевтического профиля)

Уметь выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний (терапевтического профиля)

Оформлять результаты обследования пациентов (написание фрагментов истории болезни)

Синтезировать полученные знания (написание истории болезни)


методы оценки получаемых знаний в процессе

формирования компетенций

Компе-тенции

Методы клинического обследования больных с заболеваниями внутренних органов

Методы оценки

ОК-1,

ПК-1,

ПК-5,

ПК-17

Знать правила этики и деонтологии

Тестовые задания, устный опрос

Быть способным и готовым к самосовершенствованию

Портфолио

Знать схему истории болезни

Тестовые задания, устный опрос

Знать методику обследования больного

Тестовые задания, устный опрос

Уметь проводить опрос и физикальное обследование пациента

Чек-лист

Интерпретировать результаты физикального обследования пациента

Чек-лист, тестовые задания, портфолио


Интерпретировать результаты лабораторно-инструментального обследования

Чек-лист, тестовые задания, портфолио

Оформлять результаты обследования пациентов

Чек-лист, тестовые задания, портфолио

Синтезировать полученные знания

Чек-лист, тестовые задания, портфолио


ПОРТФОЛИО

Портфолио – комплект (подборка) персональных и профессиональных целей студента, его достижений и методов достижения целей.

Организация персонального портфолио

1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ (включает: наименование дисциплины, ФИО студента, факультет, № группы, ФИО преподавателя, год (учебный год) обучения).

2. Цель, задачи обучения пропедевтике внутренних болезней (формулируются самим студентом под руководством преподавателя).

3. Количество и характер проведенных процедур, освоенных практических умений.

4. Перечень осмотренных пациентов (дата, клиническая база (№ ГБ), ФИО пациента, № палаты, диагноз).

5. Тетрадь, заполняемая на практических занятиях, с обязательными фрагментами истории болезни (в соответствии с рабочей программой по дисциплине).

6. Тетрадь с конспектами лекций.

7. История болезни («итоговая») с оценкой преподавателя и исправлением ошибок.

8. Достижения студента:

- написание рефератов (текст рефератов, выполненных по установленным требованиям – с соблюдением содержания и указанием списка использованной литературы) с устным выступлением,

- участие в деловых/ролевых играх на занятиях,

- подготовка презентаций,

- участие студента в чтении лекции с подготовкой презентации по поручению лектора,

- выполнение научно-исследовательской работы (результаты исследования с приведением статистических данных),

- свидетельства об устных выступлениях на внутривузовских, региональных, республиканских конференциях при выполнении студентом научно-исследовательской работы на кафедре – программы конференций, дипломы и др.),

- ксерокопии научных публикаций по результатам научно-исследовательской работы,

- свидетельства о санитарно-просветительной работе студента (чтение лекций для населения, пациентов; ксерокопии публикаций по соответствующей тематике).

9. Характеристики студента:

- преподавателем, ведущим практические занятия (если преподаватель считает необходимым отметить достижения конкретного студента),

- лектором (в случае сотрудничества со студентом, привлечением его к участию в подготовке и чтении лекций),

- научным руководителем (при выполнении студентом научно-исследовательской работы на кафедре),

- отзывы пациентов (при наличии таковых).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ДИСЦИПЛИНЕ


№ пп.

Наименование разделов и тем

Всего (ч)

Аудиторные занятия (ч)

Самостоят. работа (ч)

лекц.

практ. зан.

1

2

3

4

5

6

Модуль 1.

Анамнез. Общий осмотр. Методы клинического исследования больных с заболеваниями органов дыхания и кровообращения


100


26


44


30

1.

Тема 1.1. Вводное занятие. Знакомство с кафедрой. Схема истории болезни. Анамнез. Написание фрагмента истории болезни

10

4

4

2

2.

Тема 1.2. Самостоятельная работа студентов с больными: расспрос по схеме. Разбор анамнеза с преподавателем

10

2

4

4

3.

Тема 1.3. Общий (наружный) осмотр больного

14

6

4

4

4.

Тема 1.4. Обследование больных с заболеваниями системы дыхания

8

2

4

2

5.

Тема 1.5. Перкуссия и аускультация легких в норме

8

2

4

2

6.

Тема 1.6. Перкуссия и аускультация легких в патологии

8

2

4

2

7.

Тема 1.7. Обследование больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы

10

2

4

4

8.

Тема 1.8. Перкуссия и аускультация сердца в норме.

9

3

4

2

9.

Тема 1.9. Перкуссия и аускультация сердца в патологии.

11

3

4

4

10.

Тема 1.10. Совершенствование практических умений осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации систем органов дыхания и кровообращения

8




4

4




1

2

3

4

5

6

11.

Модульная контрольная работа по темам 1.1. – 1.10.

4




4




Модуль 2.

Методы клинического исследования больных с заболеваниями органов пищеварения и мочеотделения


34


4


20


10

12.

Тема 2.1. Обследование больных с заболеваниями системы пищеварения

7

1

4

2

13.

Тема 2.2. Обследование больных с заболеваниями печени, желчного пузыря, исследование селезенки

7

1

4

2

14.

Тема 2.3. Обследование больных с заболеваниями системы мочеотделения

8

2

4

2

15.

Тема 2.4. Совершенствование умений обследования живота и почек

8




4

4

16.

Модульная контрольная работа по темам 2.1. – 2.4.

4




4




Модуль 3.

Лабораторные методы исследования

18




10

8

17.

Тема 3.1. Исследование крови

8




4

4

18.

Тема 3.2. Исследование мочи, мокроты, жидкости из серозных полостей. Исследование желудочного сока и дуоденального содержимого

8




4

4

Модульная контрольная по темам 3.1.-3.2.

2




2




Модуль 4. Основы электрокардиографии

42

10

16

16

19.

Тема 4.1. ЭКГ-исследование. Основные показатели ЭКГ. Положения электрической оси сердца. Гипертрофия отделов сердца.

12

4

4

4

20.

Тема 4.2. ЭКГ-исследование. Синоаурикулярные блокады. Атриовентрикулярные блокады. Нарушения внутрижелудочковой проводимости.

10

2

4

4

21.

Тема 4.3. ЭКГ-исследование. Нарушения ритма. Экстрасистолия. Пароксизмальные тахикардии. Трепетание и фибрилляция предсердий. Трепетание и фибрилляция желудочков.

10

2

4

4

22.

Тема 4.4. ЭКГ при ишемической болезни сердца.

8

2

2

4

Модульная контрольная работа по темам 4.1. – 4.4.

2




2




Модуль 5.

Семиотика заболеваний органов дыхания и кровообращения


52


12


24


16

23.

Тема 5.1. Основные клинические синдромы при заболеваниях органов дыхания. Пневмонии. Абсцесс легкого. ХОБЛ. Плеврит.

12

4

4

4




1

2

3

4

5

6

24.

Тема 5.2. Ревматизм (ревматическая лихорадка). Семиотика эндокардита, миокардита, перикардита. Семиотика митральных пороков сердца

8

2

4

2

25.

Тема 5.3. Семиотика аортальных пороков сердца. Семиотика недостаточности трехстворчатого клапана

8

2

4

2

26.

Тема 5.4. Артериальные гипертензии. Гипертоническая болезнь. Симптоматические гипертензии

10

2

4

4

27.

Тема 5.5. Атеросклероз. ИБС: стенокардия, инфаркт миокарда. Сердечная недостаточность

10

2

4

4

28.

Модульная контрольная работа по темам 5.1. – 5.5.

4




4




Модуль 6.

Семиотика заболеваний органов пищеварения и мочеотделения

14

2

8

4

29.

Тема 6.1. Семиотика гастритов, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки. Основные клинические синдромы при заболеваниях печени и желчевыводящих путей

7

1

4

2

30.

Тема 6.2. Основные клинические синдромы при заболеваниях системы мочеотделения

5

1

2

2

Модульная контрольная работа по темам 6.1-6.2.

2




2




Модуль 7. Итоговая история болезни

1




8

4

31.

Тема 7.1. Курация больного. Написание истории болезни

8




4

4

32.

Тема 7.2. Разбор студенческих историй болезни. Итоговый тестовый контроль

4




4




Модуль 8.

Заключительный контроль практических умений по физикальным методам исследования внутренних органов

4




4




33.

Сдача практических умений. Разбор 50 результирующих тестов

4




4




Модуль 9.

Основы лучевой диагностики заболеваний внутренних органов


88


14


42


32

34.

Тема 9.1. Принципы и методы лучевой диагностики

8

1

4

3

35.

Тема 9.2. Рентгеновская компьютерная томография. Основы радионуклидной диагностики. Ультразвуковые исследования, магнитно-резонансная томография. Эндоскопические методы

8

1

4

3

36.

Тема 9.3. Лучевая диагностика заболеваний органов дыхания

10

2

4

4

1

2

3

4

5

6

37.

Тема 9.4. Рентгенограмма органов грудной клетки

10

2

4

4

38.

Тема 9.5. Лучевая диагностика заболеваний сердца и сосудов

9

2

4

3

39.

Тема 9.6. Протоколы рентгенологического обследования больных с заболеваниями сердца и сосудов

9

2

4

3

40.

Тема 9.7. Лучевая диагностика заболеваний органов желудочно-кишечного тракта

12

2

6

4

41.

Тема 9.8. Лучевая диагностика в нефрологии и урологии

10

2

4

4

42.

Тема 9.9. Лучевая диагностика заболеваний гепатобилиарной системы и поджелудочной железы

8




4

4

43.

Модульная контрольная работа по темам 9.1. – 9.9.

4




4







Всего

360

68

172

120

Форма итогового контроля – экзамен (1 ЗЕТ)

36













Итого – 6 ЗЕТ

396











Программа практических занятий
Продолжительность практических занятий по пропедевтике внутренних болезней, лучевой диагностике – 4 академических часа, что соответствует 3-м астрономическим часам.

Практические занятия проводятся с привлечением следующих форм: изучение методики обследования внутренних органов здорового человека («друг на друге»), изучение методики обследования больных, самостоятельная работа студентов у постели больного с оформлением фрагмента истории болезни, клинический разбор тематического больного, деловые игры, занятие-конференция (с анализом рефератов, выступлений), при изучении электрокардиографии – теоретический разбор материала с последующей расшифровкой электрокардиограмм (студентам предлагается набор ЭКГ в норме и патологии), при изучении лабораторных методов исследования – демонстрация аппаратуры и трактовка анализов.

Хронометраж

практического занятия по пропедевтике внутренних болезней

(в режиме 4-х часового занятия)




Продолжи-

тельность

Этапы занятия

1

5 мин

Перекличка студентов

2

10 мин

Объявление результатов итогового тестирования, проведенного на предыдущем занятии; разбор тестов

3

5 мин

Тестирование исходного уровня знаний

4

15 мин

Устный опрос по теме



Продолжи-

тельность

Этапы занятия

5

20 мин

Демонстрация преподавателем тематического больного

6

5 мин

Перерыв

7

5 мин

Организация самостоятельной работы студентов

8

65 мин

Самостоятельная работа студентов у постели больного

9

20 мин

Преподаватель проводит обход и/или обсуждение прокурированных больных со всей группой студентов

10

15 мин

Проверка фрагментов историй болезней, написанных в рабочих тетрадях по пропедевтике внутренних болезней во время курации у постели больного

11

10 мин

Тестирование итогового уровня знаний

12

5 мин

Домашнее задание


1. Организационные вопросы (5 мин).

Перекличка студентов.

В начале занятия преподаватель предлагает студентам отметить в рабочей тетради порядковый номер занятия (в т.ч. номер модуля и темы занятия), дату и тему занятия.

Например: Занятие № 2 (модуль 1, тема 1.2). 20 февраля 2013 г. Тема: «Самостоятельная работа с больными: расспрос по схеме. Разбор анамнеза с преподавателем».

2. Подведение итогов тестирования, проведенного на предыдущем занятии (10 мин).

Преподаватель сообщает оценки по итогам тестирования «входящего» и «исходящего» уровней знаний, проведенного на предыдущем занятии. Проводится обсуждение неправильных ответов, дискуссия по обоснованию (доказательству) правильности ответов на тесты.

Преподаватель просматривает «доработанные» фрагменты историй болезней у тех студентов, которые неправильно их оформили на предыдущем занятии.

3. Входящий тестовый контроль (10 мин).

Группе студентов предлагаются тесты. Ответы на тесты сдаются студентами преподавателю на отдельных листах бумаги (бумажный носитель с текстом тестов должен оставаться нетронутым и возвращается преподавателю). Выставление оценок по тестовому контролю проводится преподавателем после окончания занятия. Оценки доводятся до сведения студентов в начале следующего занятия.

4. Опрос студентов по теме занятия (15 мин).

Опрос осуществляется по контрольным вопросам, предложенным к каждому практическому занятию

5. Демонстрация преподавателем тематического больного (20 мин).

Больной приглашается в учебную комнату, тяжелого больного преподаватель демонстрирует в палате. Преподаватель демонстрирует узловые моменты физикального обследования больного.

6. Организация самостоятельной работы студентов (10 мин).

Преподаватель персонально «прикрепляет» студентов к больным. Если больной отказывается от курации или его состояние ухудшилось, студент должен проинформировать об этом преподавателя (а не самостоятельно «присоединяться» к другим студентам). Преподаватель в этом случае даёт студенту другого больного.

7. Самостоятельная работа студентов у постели больного (65 мин).

Студенты собирают анамнез и проводят физикальное обследование больных. Студенты у постели больного в течение этих 65 минут в рабочей тетради по пропедевтике внутренних болезней оформляют фрагменты историй болезней.

По мере освоения все большего количества методов обследования больного фрагменты историй болезней от занятия к занятию увеличиваются в объеме, достигая наибольшей полноты (максимума) к моменту прохождения (по темам) всех методов физикального обследования. После этого, при изучении частной патологии, объем фрагмента истории болезни не меняется (не увеличивается).

Для оптимизации этой части практического занятия студенту предлагается придерживаться «Хронометража» самостоятельной работы студента у постели больного.

ХРОНОМЕТРАЖ

самостоятельной работы студентов у постели больного

№ п/п

Продолжи-тельность (мин)

Действия студентов у постели больного

1

10

Сбор анамнеза

2

5

Общий осмотр

3

10

Осмотр, пальпация грудной клетки, сравнительная перкуссия легких

4

5

Топографическая перкуссия легких: верхняя граница, нижняя граница легких (можно по 1-2 линиям). Аускультация легких

5

10

Исследование верхушечного толчка, перкуссия относительной и абсолютной тупостей сердца

6

5

Аускультация сердца

7

5

Исследование пульса. Измерение АД (на руках и ногах)

8

15

Осмотр живота. Поверхностная пальпация живота. Пальпация сигмовидной кишки. Пальпация слепой кишки. Пальпация восходящего отдела толстой кишки. Пальпация нисходящего отдела толстой кишки. Пальпация поперечно-ободочной кишки. Исследование нижней границы желудка. Перкуссия печени по Курлову. Пальпация печени. Перкуссия селезенки. Пальпация селезенки. Пальпация почек

После завершения самостоятельной работы все студенты собираются в учебной комнате для того, чтобы затем всем участвовать в разборе прокурированных больных.

8. Подведение итога самостоятельной работы студентов в палатах – разбор больных (20 мин).

Доклады студентов должны быть краткими, с выделением самого главного, интересного и, возможно, необычного, что могло встретиться при обследовании конкретного больного.

9. Просмотр фрагментов историй болезней (10 мин).

Если оформление студентом фрагмента истории болезни не удовлетворяет преподавателя, то преподаватель предлагает студенту исправить (дополнить) фрагмент истории болезни путем дополнительной домашней работы. В этом случае свою подпись преподаватель ставит в рабочей тетради студента в начале следующего занятия после ознакомления с результатами домашней работы студента.

10. Проверка итогового уровня знаний (10 мин).

Проверка итогового уровня знаний осуществляется путем тестирования.

11. Домашнее задание (5 мин).

Таким образом, каждое практическое (клиническое) занятие в студенческих рабочих тетрадях должно быть оформлено, как минимум, по четырем позициям:

1. № занятия (а также модуля и темы занятия).

2. Дата занятия.

3. Тема занятия.

4. Фрагмент истории болезни (или запись результатов обследования здорового человека, или трактовка лабораторных анализов, результаты расшифровки и анализа ЭКГ и др.).

План практических занятий

IV семестр

№ п/п

Мо-дуль

Наименование темы, содержание занятия

1.

1

Вводное занятие. Знакомство с кафедрой. Схема истории болезни. Анамнез. Написание фрагмента истории болезни. Тестовый контроль.

2.

1

Самостоятельная работа студентов с больными: расспрос (сбор анамнеза) по схеме. Разбор анамнеза с преподавателем. Написание фрагмента истории болезни. Тестовый контроль.

3.

1

Общий (наружный) осмотр больного: общее состояние, состояние сознания (изменения сознания – количественные и качественные), положение больного, выражение и особенности лица, исследование шеи и щитовидной железы, антропометрические данные, индекс массы тела (ИМТ), телосложение, конституция, исследование кожи, подкожной жировой клетчатки, лимфатических узлов, выявление отеков, исследование костей, мышц, суставов. Написание фрагмента истории болезни. Тестовый контроль.

4.

1

Обследование больных с заболеваниями системы органов дыхания: расспрос (основные жалобы и их патогенез), осмотр (форма грудной клетки, тип, ритм и глубина дыхания, подсчет частоты дыхательных движений), пальпация грудной клетки (определение эластичности грудной клетки, голосового дрожания). Написание фрагмента истории болезни; разбор с преподавателем. Тестовый контроль.

№ п/п

Мо-дуль

Наименование темы, содержание занятия

5.

1

Перкуссия и аускультация легких в норме. Освоение метода перкуссии. Сравнительная перкуссия, определение характера перкуторного звука. Топографическая перкуссия. Освоение метода аускультации. Диагностическое значение. Описание результатов обследования системы органов дыхания у здорового человека. Тестовый контроль.

6.

1

Перкуссия и аускультация легких в патологии. Понятие об основных и дополнительных дыхательных шумах, механизм их возникновения, диагностическое значение. Написание фрагмента истории болезни, разбор с преподавателем. Тестовый контроль.

7.

1

Обследование больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Расспрос (характерные жалобы, патогенез), осмотр (положение больного, цвет кожных покровов и т.д., осмотр области сердца и крупных сосудов), пальпация верхушечного толчка и области сердца. Исследование пульса и измерение артериального давления. Написание фрагмента истории болезни. Тестовый контроль.

8.

1

Перкуссия и аускультация сердца в норме: методика определения границ относительной и абсолютной тупости сердца, сосудистого пучка. Аускультация сердца: проекции клапанов сердца, точки и зоны аускультации сердца, методика аускультации сердца. Отличия I и II тонов сердца. III и IV тоны сердца. Описание результатов обследования сердца здорового человека. Тестовый контроль.

9.

1

Перкуссия и аускультация сердца в патологии. Перкуторные изменения при патологии сердечно-сосудистой системы: диагностическое значение изменений границ сердца. Понятие о митральной, аортальной и трапециевидной конфигурациях сердца. Изменения тонов сердца в патологии. Ритм «перепела», ритм «галопа». Шумы сердца, механизм возникновения, классификация (по А.В.Струтынскому, 2004). Написание фрагмента истории болезни. Тестовый контроль.

10.

1

Самостоятельная работа студентов в Центре практических умений (ЦПУ). Приобретение студентами практических умений. Совершенствование практических умений осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации органов дыхания и кровообращения. Оформление письменного отчета – описание результатов обследования систем органов дыхания и кровообращения у стандартизированных пациентов ЦПУ.

11.

1

Сдача модуля 1. Итоговое контрольное занятие по теме: «Анамнез. Общий осмотр. Методы клинического исследования больных с заболеваниями органов дыхания и кровообращения» (проверка теоретических знаний и практических умений). Промежуточный тестовый контроль.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


написать администратору сайта