Главная страница

Ответы на билеты по Правоохранительным органам. Учебный курс Правоохранительные органы России


Скачать 486.5 Kb.
НазваниеУчебный курс Правоохранительные органы России
Дата15.01.2019
Размер486.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОтветы на билеты по Правоохранительным органам.doc
ТипУчебный курс
#63772
страница1 из 7

Подборка по базе: Алексеев П. 151 группа Курсовая работа. Итоговый.docx, Хатамова 37-61 курсовая электроника.docx, 18.05_1час_Государственные символы России. Символы ратной славы , Аналитическая химия и физико-химические методы анализа_ЭКЗ ВЕД 2, Перспективы ТЭК в России.docx, Задания ТД 3 курс УТД (15 неделя).docx, Пояснилка курсач ТПС.doc, Противоречия политического и социально-экономического развития Р, Краткий курс лекций ФДОК.pdf, Уч.-мет. пособие по выполн курсовых работ (1).doc
  1   2   3   4   5   6   7

Предмет курса «Правоохранительные органы»

и его соотношение с другими

дисциплинами

Накопленный объем знаний в науке и практической деятельности государственных органов по созданию, пост­роению правоохранительных органов и организации де­ятельности государства по охране и защите прав граждан, юридических лиц и общества составляет основу предмета учебной дисциплины «Правоохранительные органы Рос­сии». Понятие предмета учебной дисциплины «Правоохра­нительные органы России» в основном сформировалось в учебной литературе. Однако четких критериев его опреде­ления не выработано.

Но всё же предмет учебного курса «Правоохра­нительные органы России» можно определить как сово­купность учебно-научной, законодательно-нормативной, исторической и ознакомительной информации о системе правоохранительных органов и их построении.

Учебный курс «Правоохранительные органы России» является основной вводной обзорной юридической дис­циплиной при подготовке юристов. Входящая в предмет курса информация об организации и построении системы: правоохранительных органов России, отдельных видов ор­ганов по осуществлению правоохранительной деятельности составляет основу в изучении данного курса. Нормативно-правовая информация об организации и деятельности пра­воохранительных органов делает его общеобязательным юридическим курсом ввузе. Большой объем учебного и нормативного материала о различных государственных ор­ганах, включенный в этот курс, предполагает системность его изложения и небольшую глубину изучения вопросов. Хотя знания о судоустройстве, организации и основных направлениях деятельности прокуратуры, органов МВД, адвокатуры, нотариата составляют базовую подготовку бу­дущих юристов.

Более глубокое познание правового регулирования де­ятельности правоохранительных органов предполагается в других основных и специальных юридических дисципли­нах. К числу таких учебных курсов относятся «Уголовный процесс», «Гражданский процесс», «Прокурорский надзор» и другие, в рамках которых изучается функциональный ас­пект деятельности органов следствия и дознания, суда пли прокуратуры. В специальных курсах «Арбитражное су­допроизводство», «Конституционное судопроизводство», «Организация предварительного расследования», «Адвока­тура» и других познаются процессуальные основы работы судов, органов расследования, прокуратуры, адвокатской деятельности. Основное отличие предметов этих курсов заключается в том, что они изучают деятельность тех правоохранительных органов, с наличием и организацией которых студенты знакомятся при изучении курса «Пра­воохранительные органы России». При этом в будущем предстоит глубже изучать порядок практической деятель­ности, ее содержание, последовательность выполнения про­цессуальных действий специальными должностными лица­ми в соответствии с положениями законов.

Исходной базовой юридической дисциплиной является «Теория государства и права», которая разрабатывает общие для многих отраслей права понятия, используемые и при изучении курса «Правоохранительные органы России». Например, такие понятия, как «законодательство», «закон», «государственные органы», «правоохранительная деятель­ность» и другие, составляют содержательную основу и учеб­ного курса «Правоохранительные органы России».

Учебные курсы «Административное право» и «Кон­ституционное право» также связаны с данным учебным курсом, предметы их изучения частично совпадают пли аналогичны по изучаемому материалу. Познание организа­ции органов законодательно и исполнительной власти и основных их функций аналогично по методологической и учебно-методической схеме усвоения информации о право­охранительных органах. Однако в этих дисциплинах глубо­ко изучается организация и деятельность Президента РФ, Правительства РФ, Министерств, служб, агентств.

Курс «Правоохранительные органы» связан с такими дисциплинами, как уголовное право, гражданское право, криминалистика, криминология и др. Эти связи разнооб­разны и многообразны.
Правоохранительная деятельность государства

В законодательстве РФ не содержится формулировки по­нятия «правоохранительные органы», нет также и перечня тех органов, которые относятся к правоохранительным. Хотя в некоторых правовых актах это понятие используется.

В юридической литературе понятие «правоохранитель­ные органы» является до сих пор дискуссионным. Нет единства мнений среди ученых относительно круга, перечня или системы правоохранительных органов. Большинство авторов учебников и учебных пособий определяют понятие «правоохранительные органы» через категорию «правоох­ранительная деятельность». Такой подход представляется вполне обоснованным, так как органы, осуществляющие пра­воохранительную деятельность, являются правоохранитель­ными. Однако в таком случае понятие «правоохранительная деятельность» требует дополнительного раскрытия.

Перечислим основные черты правоохранительной де­ятельности.

1. Назначение правоохранительной деятельности — ох­рана и защита прав и законных интересов граждан, юриди­ческих лиц и государства и обеспечение выполнения ими своих обязанностей.

2. Начало правоохранительной деятельности, как прави­ло, связано с наличием повода, в качестве которого чаще всего выступает сообщение о правонарушении либо необ­ходимости его предупреждения.

3. Правоохранительная деятельность осуществляется только на основании закона и в соответствии с законом (т.е. определенный вид правоохранительной деятельности должен быть предусмотрен действующим законодательст­вом), а в некоторых случаях — исключительно в установ­ленной процессуальной форме. Произвольные действия государственных органов и должностных лиц недопусти­мы. Нарушение требования закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может само оказаться правонарушением, влекущим дисциплинарную, админис­тративную иди уголовную ответственность. Под процес­суальной формой понимается установленный процессу­альным законом порядок производства по делу в целом, а также условия, последовательность, порядок совершения отдельных действий,

4.Правоохранительная деятельность осуществляется спе­циально уполномоченными законом субъектами, наделен­ными для этого определенными правами и обязанностями. Лица, осуществляющие правоохранительную деятельность, как правило, должны иметь юридическое образование.

5. В ряде случаев правоохранительная деятельность свя­зана с применением законных мер государственного при­нуждения к лицам, допустившим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости от компетенции органа и тяжести совершенного правонарушения.

6. Законные и обоснованные решения, принятые субъ­ектами правоохранительной деятельности, подлежат обяза­тельному исполнению должностными лицами и гражданами. Неисполнение этих решений образует самостоятельное пра­вонарушение, влекущее дополнительную ответственность.

Таким образом, правоохранительная деятельность - это предусмотренная действующим законодательством государственная пли санкционированная государством де­ятельность, направленная на охрану и защиту прав граждан, юридических лиц и государства и обеспечение выполнения ими своих обязанностей, осуществляемая, как правило, в определенном процессуальном порядке специально упол­номоченными на то липами и связанная с применением за­конных мер государственного принуждения.

В юридической литературе выделяют следующие виды правоохранительной деятельности: осуществление пра­восудия; прокурорский надзор; расследование преступ­лений; оперативно-розыскная деятельность, выявление и раскрытие преступлений, обеспечение государственной безопасности; исполнение судебных решений; охранная деятельность и предупреждение преступлений и иных пра­вонарушений; оказание квалифицированной юридической помощи; конституционный контроль.

Виды правоохранительных органов.

Основные направления их деятельности.
Правоохранительные органы- это специальные государственные органы, профессиональные объединения и особые физические лица, которые в силу закона обладают специфическими полномочиями осуществлению право­охранительной деятельности.

Правоохранительные органы могут выполнять один или несколько видов деятельности. Так, судебные органы осуществляют правосудие. Функцией прокурорского над­зора наделены органы прокуратуры. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется как органами внутренних дел, гак и органами государственной безопасности и некоторыми другими органами. Органы внутренних дел одновременно выполняют расследование преступлений, оперативно-розыс­кную деятельность, предупреждение правонарушений.

Правоохранительную деятельность могут выполнять различные органы государства. Однако не все они явля­ются правоохранительными. Для того, чтобы орган можно было отнести к числу правоохранительных, необходимо, чтобы правоохранительная деятельность занимала значи­тельное место в объеме его работы к не была побочной, эпизодической. Другой момент некоторые правоохрани­тельные органы выполняют не только правоохранительную деятельность, но и другие виды государственной деятель­ности (правоисполнительную). Однако они отнесены к правоохранительным в силу того, что эта деятельность у них является основной пли имеет специальный закреплен­ный в законе процессуальный характер.

В учебной и научной литературе нет единства мнений от­носительно круга или системы правоохранительных органов. Большинство же авторов учебников и учебных пособий к правоохранительным органам относят следующие государст­венные органы: суд, прокуратуру, органы внутренних дел, органы государственной безопасности, таможенные органы, органы предварительного расследования, органы юстиции.

Спорным является отнесение нотариата, адвокатуры к правоохранительным органам. В связи с этим заметим, что нотариальная деятельность непосредственно правоохрани­тельной не является. Однако ее наличие обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Пра­воохранительная деятельность нотариата начинается там, где происходит изменение прав и обязанностей лип, возникает необходимость восстановления и подтверждения имевшихся прав, осуществляется реализация волеизъявления отсутст­вующих пли умерших лиц. То есть тогда, когда граждане и юридические лица вынуждены обращаться в нотариальные конторы или к нотариусам для подтверждения пли восста­новления своих прав. В этом случае регистрационно-оформительская деятельность нотариата приобретает характер правоохранительной, и к тому же она имеет общегосударст­венную значимость. Поэтому вполне обосновано включение нотариата в систему правоохранительных органов.

Не является правоохранительной деятельность адвока­тов. Но выполнение ими функции по реализации каждым конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции) в целях зашиты прав и свобод физических и юридических лиц настолько важно, что отсутствие адвоката нередко блокирует осущест­вление деятельности суда, органа расследования, проку­рора. Поэтому вопросы организации адвокатуры — объект изучения в рамках данного курса.

Объединяет все правоохранительные органы то, что де­ятельность каждого из них направлена на защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государст­ва в целом. Различаются же они между собой конкретными задачами и методами (способами) их решения, компетен­цией. Так, непосредственной задачей суда является разре­шение уголовных, гражданских, административных дел, прокуратуры — надзор за соблюдением Конституции и ис­полнением законов, органов предварительного расследова­ния - расследование преступлений.
Нормативные источники курса

«Правоохранительные органы»

Организация и деятельность государственных органов, изучаемые в рамках данного курса, регулируются множест­вом нормативных актов различного уровня и неодинако­вой юридической силы. Эти нормативные акты могут быть классифицированы по их предмету (содержанию) и форме видам (источников).

По предмету правового регулирования можно выделить прежде всего универсальные нормативные акты. К их чис­лу применительно к изучаемой сфере общественных отно­шений относится нормативный акт высшей юридической силы — Конституция.

К другой группе нормативных актов относятся законы, а также и иные источники права, которые посвящены органи­зации и деятельности судов, судебной власти, прокуратуры, других правоохранительных органов. В их состав входят правовые акты: о судах и судебной власти; прокуратуре и прокурорском надзоре; об органах обеспечения обществен­ного порядка; органах безопасности; органах расследования преступлений; о налоговой по/пиши: таможенных органах; об учреждениях уголовно-исполнительной системы; о нота­риате; об адвокатуре.

Центральное место среди специальных нормативных актов о судебной власти, суде и судоустройстве занимает Закон о судебной системе. Он определил основные функции федеральных судов, с оговоркой, что их полномо­чия, порядок образования и деятельности определяются федеральными конституционными законами, некоторые из которых еще предстоит принять.

Организацию и деятельность правоохранительных орга­нов, обеспечивающих безопасность и общественный поря­док, регламентируют законы о милиции, об ОРД, о безопас­ности, о внутренних войсках, о государственной границе, частной детективной и охранной деятельности, а также Та­моженный кодекс. Организация и структура центральных аппаратов указанных органон строится на основе положе­ний о соответствующих Министерствах и службах.

Прокуратура в Российской Федерации организована в соответствии с Законом о прокуратуре.

Организация, задачи и структура органов нотариата ба­зируются на Основах законодательства о нотариате .

Организация и деятельность адвокатуры регулируются Законом об адвокатской деятельности.

По своей юридической силе нормативные акты, регули­рующие деятельность судебной власти, прокуратуры, ОВД, других правоохранительных и правообеспечивающих орга­нов, не одинаковы.

Высшую ступень среди законодательных актов занимает Конституция.

Следующую ступень занимают федеральные конститу­ционные законы, а затем федеральные законы.

Еще одну группу законов составляют законы РФ, ко­торыми вносятся изменения и дополнения в действующие кодифицированные или комплексные нормативные акты.

В настоящее время в Российской Федерации получи­ла распространение такая форма нормативного акта, как Основы законодательства. В интересующей нас области, в частности, к числу таких нормативных актов относятся Основы законодательства о нотариате.

Нормативный характер имеют не только акты высше­го законодательного и представительного органа России, именуемые законами, но и постановления этого государст­венного органа.

Следующее после законов и постановлений высшего ор­гана законодательной власти звено в иерархии нормативных актов занимают указы Президента РФ, которые носят, кик правило, подзаконный характер.

Вслед за президентскими актами необходимо выделить среди нормативных актов постановления Правительства РФ.

Правительство РФ издает постановления по отдельным конкретным вопросам, относящимся к организации и де­ятельности государственных органов, входящих в предмет изучения данного курса.

Среди нормативных актов федерального уровня заклю­чительным звеном являются ведомственные нормативные акты. Немалое их количество издается Генеральной проку­ратурой РФ, Минюстом России, МВД России и другими Министерствами и службами РФ. Эти акты носят разные названия: приказы, инструкции, правила, положения и т.п.

Понятие и содержание

судебной власти

Согласно Конституции государственная власть в РФ выполняет три самостоятельных функции: законодательную, исполнительную и судебную (ст.10).

Судебная власть как проявление государственной власти означает способность и возможность волевого воздействия на поведение людей со стороны государства, осуществляемого через суды и посредством деятельности судей в особых, установленных законом процессуальных формах.

Содержание:

Используемая Конституцией и Законом о судебной сис­теме формула «судебная власть» представляет в настоящее время краткое выражение политико-правовой теории, вы­текающей из установления разделения властей в демокра­тическом правовом государстве и определяющей место ор­ганов правосудия в системе государственного механизма.

Конституция не определяет содержание понятия «судеб­ная власть», однако многими конкретными нормами обоз­начает признаки этого понятия, сто материальное содержа­ние, взаимосвязи этой отрасли государственной власти с иными властными структурами, круг полномочий и функ­ций органов судебной власти.

Основные признаки

судебной власти

Согласно Конституции государственная власть в РФ выполняет три самостоятельных функции: законодательную, исполнительную и судебную (ст.10).

Признаки:

Самостоятельность в соответствии с законом исключает подчиненность судов какому-либо внешнему руководству

Исключительность заключается в том, что никакой иной орган государственной власти или управления, никакое должностное лицо не вправе принимать на себя функции и полномочия, составляющие компетенцию судов.

Подзаконность находит свое выражение не только в том, что суды и судьи действуют на основе закона, подчиняются только Конституции и федеральным законам, но и в том, что ее носители не вправе отступать в своей деятельности от требований закона

Полнота определяется содержанием компетенции ее органов, ее объемом, окончательностью решений, принимаемых органами судебной власти, их обязательностью для государственных органов и должностных лиц.
Понятие правосудия,

его свойства

Правосудие — вид правоохранительной и правоприменительной государственной деятельности, в которой реализуется судебная власть.

Свойства:

  1. Осуществляется только судом (специальными государственными органами в лице судей).

  2. Судьи и присяжные заседатели обладают особым правовым статусом, обеспечивающим их независимость и самостоятельность при принятии решений.

  3. Правосудие осуществляется путём рассмотрения гражданских, конституционных, уголовных, административных и арбитражных дел.

  4. Правосудие реализуется через гражданское, конституционное, уголовное, административное и арбитражное судопроизводство.

  5. Акты реализации правосудия носят общеобязательный характер.


Понятие принципов правосудия и

их классификация

Принципы правосудия — общие руководящие начала, определяющие организацию и деятельность судебной власти.

  1. Законность — деятельность по реализации правосудия основана на соблюдении Конституции и законов.

  2. Единство судебной системы — судебная система оформляется в Конституции РФ, все федеральные и мировые судьи соблюдают установленные ФЗ правила судопроизводства, на всей территории РФ признаётся обязательность, вступивших в законную силу судебных постановлений. Единство статуса судей (закрепляется в Законе).

  3. Принцип независимости судей.

  4. Принцип презумпции невиновности.

  5. Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту.

  6. Равенство всех перед законом и судом.

  7. Правосудие осуществляется только судом — гражданские, арбитражные и уголовные дела рассматриваются единолично или коллегиально, а административные дела рассматриваются судьёй единолично.

  8. Гласность разбирательства дела в суде.

  9. Охрана прав и свобод граждан при осуществлении правосудия.

  10. Неприкосновенность личности — ограничение личной свободы возможно только по определённым основаниям.

  11. Состязательность и равноправие сторон — стороны наделены равными правами, ни одна из сторон не имеет преимущества перед судом.

  12. Язык судопроизводства — уголовное и административное судопроизводство осуществляется на только русском языке или на языках республик в составе РФ, судопроизводство в Конституционном суде РФ, арбитражных и военных судах ведётся только на русском языке.

  13. Принцип охраны чести и достоинства личности.

  14. Непосредственность и устность судебного разбирательства.

  15. Обеспечение судебной защиты прав и свобод личности.

  16. Участие граждан в осуществлении правосудия.


Принцип законности

как принцип правосудия

Законность - универсальный правовой принцип, кото­рый нашел свое нормативное воплощение в многочислен­ных статьях действующей Конституции.

Принцип
  1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта