Главная страница
Навигация по странице:

  • Педмастерство = педагогическая направленность личности +

  • Определение педагогической направленности личности

  • ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ОБРАЗОВАНИЯ.

  • Какова роль врожденного и приобретенного в развитии индивидуума

  • «Человеком рождаются, а личностью – становятся». А.Н. Леонтьев (советский психолог)

  • Предметом ТМВ

  • Теория и методика воспитания. ТМВ конспект готов. теория и методика воспитания системы работы классного руководителя


    Скачать 234.92 Kb.
    Названиетеория и методика воспитания системы работы классного руководителя
    АнкорТеория и методика воспитания
    Дата01.07.2021
    Размер234.92 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТМВ конспект готов.docx
    ТипДокументы
    #222826
    страница1 из 12

    Подборка по базе: Контр. Автоматические системы Лопухов М.В. Нтк 71 з.docx, Концепция глобальной экономической системы.docx, тест Администрирование системы защиты информации ViPNet.docx, Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного во, ТЕМА 9 ОДС. Теория (копия).docx, Психология воспитания.rtf, Тема 7. Вакуумные системы пожарных АЦ и АНР..docx, Лекция 1 Информационные системы.docx, инновационные технологии музыкального воспитания детей дошкольно, Сравнительная характеристика валютной системы России и зарубежн
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    Методическая папка

    по предметам

    «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ»

    «СИСТЕМЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»

    Коневской Марины

    3 курс

    Факультета искусств и

    художественного образования

    профиль «Музыка»


    личность педагога как инструмент его педагогического воздействия.

    А. Дистервег писал, что педагог - «солнце для вселенной», и с этим нельзя не согласиться, ведь педагоги – учителя, воспитатели, вожатые (и др.) – люди, просвещающие своих воспитанников, учеников, из которых, в конечном счёте, и состоит вселенная. Поэтому труд педагога и очень значителен, и очень ответственен. Основной «инструмент» воздействия на воспитанника, ученика – личность педагога, а также - его знания и умения. Подлинным воспитателем («солнцем для вселенной») становится лишь тот, кто оказывает позитивное нравственное влияние на личность, что возможно лишь при условии постоянного нравственного самосовершенствования самого педагога, делающего его примером для воспитанников. «Или не учи или нравами учи, иначе – словами будешь призывать, а делами - отгонять» - так наставлял святой Иоанн Дамаскин.

    Получение высшего педагогического образования предполагает формирование педагога-профессионала – мастера своего дела. Но педагогическое мастерство начинает формироваться лишь при условии ощущения ответственности перед будущим, при сочетании сознательной устремленности и большой любви к детям. Внешне педагогическое мастерство выражается в успешном решении педагогом разнообразных педагогических задач, в высоком уровне организации учебно-воспитательного процесса; а внутренне педмастерство – это комплекс свойств личности педагога, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации и профессиональной деятельности.

    Слагаемые педмастерства.


    Педмастерство =

    педагогическая направленность личности+




    педагогические способности (развитые знания, умения, навыки психические процессы и личностные качества)
    +

    Ведущие способности личности к педагогической деятельности, способствующие успешности педагогической деятельности)

    - коммуникативность, включающая расположенность к людям, доброжелательность, общительность;

    - перцептивные способности — профессиональная зоркость, эмпатия, педагогическая интуиция;

    - динамизм личности — способность к волевому воздействию и логическому убеждению - умение сказать веско, убедительно, категорично;

    - эмоциональная устойчивость — способность владеть собой;

    - оптимистическое прогнозирование;

    - чувствительность к растущему человеку, формируемой личности;

    - умение понимать педагогическую ситуацию и психологическое состояние воспитанников;

    - креативность

    профессиональная компетентность
    +

    (методологическая - знание закономерностей развития общефилософского плана, обусловленности цели воспитания и т.д.; теоретическая - знание педагогики и психологии; методическая - знание правил конструирования учебно-воспитательного процесса; технологическая - умение решать практические задачи обучения и воспитания в конкретных условиях; педтехническая - умение владеть и управлять собой: выбирать верный способ собственного поведения для эффективного решения педагогических задач, владеть своим телом, эмоциональным состоянием, техникой речи и умение взаимодействовать в процессе решения педагогических задач; дидактические, организаторские умения, владение техникой контактного взаимодействия и др.)

    профессиональная компетентность +




    педагогическое творчество

    (способность организовывать педагогический процесс в зависимости от конкретных условий – особенностей учащихся и педагогической ситуации, способность к решению нестандартных ситуаций, возникающих в педагогическом процессе: вся педагогическая деятельность состоит из педагогических ситуаций, которые создаются как учителем, так и учениками спонтанно, поэтому специально и заранее их решение не может быть подготовлено).
    Критериями мастерства педагога могут также выступать:

    - целесообразность (по направленности),

    - продуктивность (по результату - уровню знаний и воспитанности подопечных),

    - оптимальность (в выборе средств),

    - креативность (по содержанию деятельности).


    Фундаментом развития профессионального мастерства педагога, дающим ему глубину, основательность, осмысленность действий, выступает профессиональное знание (знание педагогики и психологии, преподаваемого предмета и методики его преподавания). Педагогические способности – «дрожжи» педмастерства, обеспечивающие скорость его совершенствования. Важным компонентом является педагогическая направленность учителя, в основе которой – потребность в общении с детьми и увлеченность предметом, который он преподает.
    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПЕДМАСТЕРСТВА

    Педагогическая направленность личности каждого педагога многогранна. Составляющие её ценностные ориентации следующие:

    1) на себя (самоутверждение: чтобы во мне видели знающего, требовательного, настоящего педагога);

    2) на средства педагогического воздействия (уметь справляться с ситуацией и достигать результата);

    3) на воспитанника, ученика, детский коллектив;

    4) на цель педагогической деятельности - творческое преобразование средств и объекта деятельности (гуманистическая стратегия).

    Для педагога важна ведущая направленность на цель - все действия педагога должны быть пронизаны уважением к человеку и оптимизмом (гуманизация деятельности).

    Итак, «Личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения» - отмечал великий педагог - профессор Воронежского университета и первый декан его педагогического факультета (1921 г), а позже - организатор педагогического техникума в Воронеже - П.Ф. Каптерев. К этим качествам он относил, прежде всего, профессиональную подготовку и личный учительский талант. И для тех, кто планирует связать свою жизнь с педагогической деятельностью (а также - родителей - педагогов "по жизни") девизом должен стать слоган "Начни с себя!"

    Определение педагогической направленности личности

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7




    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14




    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21




    22

    23

    24

    25

    26

    27

    28




    29

    30

    31

    32

    33

    34

    35




    36

    37

    38

    39

    40

    41

    42




    43

    44

    45

    46

    47

    48

    49




    50

    51

    52

    53

    54

    55

    56




    57

    58

    59

    60

    61

    62

    63




    64

    65

    66

    67

    68

    69

    70































    показатель педагогической направленности


    ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ОБРАЗОВАНИЯ.

    «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях». К.Д. Ушинский

    История, опубликованная в канадском учебнике психологии Жо Годфруа «Что такое психология», Т.1, стр. 19, а также экранизированная в фильме Франсуа Трюффо «Дикий Маугли» (1968 г.)

    «Летом 1798 года в лесах Аверона на юге Франции охотники нашли мальчика, который, по всей видимости, жил там один. Он издавал лишь нечленораздельные звуки, передвигался на четырёх конечностях, ел как животное и кусал тех, кто к нему приближался, не пытаясь вступить в общение со своим новым окружением, которое рассматривал, скорее, как препятствие к удовлетворению своих потребностей; он был способен ходить голышом в мороз и вытаскивать пищу из очень горячей воды, не испытывая при этом, по-видимому, никакой боли; обоняние и слух у него были чрезвычайно развиты, но очень своеобразно: при хрусте ветки или звуке разгрызаемого орешка мальчик настораживался, тогда когда хлопанье дверью не вызывало у него ни малейшей реакции.

    Известный психиатр Пинель, обследовав мальчика, заключил, что тот страдает неизлечимым слабоумием, но молодой врач Итар, специализировавшийся на лечении глухих детей, не согласился с этим, утверждая, что поведение мальчика (которого назвали Виктором) – следствие ранней и длительной изоляции от людей, и что путём надлежащего обучения мальчику можно дать возможность войти в человеческое общество и жить нормальной жизнью. Итар решил взять это дело на себя. Виктору тогда было 12 лет.

    Однако, после пятилетних усилий он признал, что ему никогда не удастся достичь поставленной цели: к юношескому возрасту Виктор относительно быстро научился передвигаться на 2х ногах, а не на четвереньках, пользоваться предметами обихода цивилизованного человека и, овладел, хотя и в зачаточной степенью, членораздельной речью (на что не способна ни одна обезьяна): понимал несколько слов и умел их произносить, мог прочитать и написать некоторые из них, научился узнавать отдельные предметы, но вскоре перестал делать успехи. Попытки научить Виктора общению потерпели полную неудачу: он так и не смог научиться играть и вступать в какие-либо другие отношения с людьми, а его поведение в сексуальном плане было вообще неадекватным. Вплоть до смерти в возрасте 40 лет никаких изменений не произошло.

    Позже в разных частях земного шара находили и других таких детей. Большую часть этих детей-волков, детей-газелей, найденных в Вест-Индии, а также пятилетнего маленького Тарзана, перелетавшего с ветки на ветку в лесах Сальвадора, удалось перевоспитать; причём, чем они были младше на тот момент, когда их находили и начинали с ними работать, тем легче удавалась вернуть их в человеческое общество».

    Какова роль врожденного и приобретенного в развитии индивидуума? – один из вопросов, лежащих в основе понимания поведения человека.
    Какова роль врожденного и приобретенного в развитии индивидуума?

    – один из вопросов, лежащих в основе понимания поведения человека.

    ВИКТОP =

    человек

    +

    Животное

    (по биозадаткам)

    (по поведению)

    аномалия

    Норма

    для человеческого общества дезадаптирован

    адаптирован для среды зверей

    Но! существуют предпосылки для обретения нормы, т.к. Виктор физиологически более высокоорганизованное, чем животное, существо.

    Однако, попытки социализации – научения нормам человеческого общества (быт, речь, деятельность) с целью последующего активного воспроизведения индивидом социального опыта - показали ограниченность возможностей: упущены сензитивные периоды развития человека, обеспечивающие наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психических свойств и видов поведения.

    Следовательно: недостаточно родиться в человеческом обличии - необходимо многое усвоить и развить в себе, чтобы стать человеком – социализироваться. Процесс социализации личности называется процессом образования (от «образ» - по Которому сотворён человек – восхождение к образу Божиему - (в нравственном, знаниевом и творческом планах).

    ПРОБЛЕМА соотношения и значения биологического и социального, врождённого и приобретённого, наследственности и среды в поведении человека – спорная проблема: в каждом человеческом действии присутствует и то, и другое, так как человек является органической частью природы и общества


    Человек =

    генотип

    Фенотип

    (физиология)

    (психология)

    Индивид




    - отдельное живое существо,

    представитель биологического вида;

    – отдельно взятый человек

    в совокупности всех

    свойственных ему качеств

    Человеческому индивиду присуще сознание – высший уровень психического отражения действительности,

    её представленность в виде обобщённых образов и абстрактных понятий (тесно связано с речью)


    Своеобразное сочетание неповторимых свойств человека, отличающих его от других людей (и физиологически, и психологически) называется индивидуальностью. Одной из психологических характеристик индивидуальности является личность – совокупность устойчивых психологических качеств человека, характеризующих его как субъекта различных социальных отношений. Ядро человеческой личности образует самосознание (т.н. «Я-концепция») – относительно устойчивая, осознанная система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе; определяется социальным опытом, является следствием и предпосылкой социального взаимодействия (деятельности, в частности - общения).

    Компоненты Я-концепции: Эмоциональный («Я чувствую, что я….) и когнитивный («Я знаю, что я…)
    СХЕМА ЛИЧНОСТИ

    Личность представлена такими структурными компонентами, как темперамент, характер, отношение к миру (мировоззрение, включающее в себя направленность личности, которая, в свою очередь, - мотивацию и потребности), а также – возможности (способности, уровень развития психических процессов и интуицию, эвристические процессы – креативность – творческость)

    «Человеком рождаются, а личностью – становятся». А.Н. Леонтьев (советский психолог)

    Источники становления (развития) личности – воспитание и обучение. ТМВ – раздел педагогики, раскрывающий сущность, цель, задачи, закономерности, принципы, содержание, методы, приемы, формы, условия эффективного построения и роль воспитания в формировании личности; разрабатывающей практические пути и способы повышения их результативности на протяжении всей жизни человека. Предметом ТМВ является воспитательный процесс во всех его связях и структурных компонентах (цель, задачи, содержание, методы, приемы, средства, формы и условия эффективности).
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта