Главная страница
Навигация по странице:

  • Предмет теории права и государства. Предметом теории государства и права являются

  • Особенности теории государства и права

  • Вывод: теория государства и права

  • Функции теории государства и права

  • Методология теории права и государства. Методы

  • Частнонаучные

  • Понятие и классификация правовых семей. Правовая семья

  • Национальная правовая система

  • Романо – германская правовая семья, или семья ʼʼконтинентального праваʼʼ.

  • Англо – американская правовая семья, или семья ʼʼобщего праваʼʼ.

  • Религиозно-традиционные правовые системы

  • Для социалистической правовой семьи

  • Право – понятие, признаки, функции.

  • Формы (источники) права: понятие и виды. Источник (форма) права

  • Общеправовые принципы

  • Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

  • уголовное право ответы. Уголовное право. Вопросы с ответами, задачи без ответов.. Теория государства и права в системе юридических наук и дисциплин


    Скачать 121.36 Kb.
    НазваниеТеория государства и права в системе юридических наук и дисциплин
    Анкоруголовное право ответы
    Дата13.10.2021
    Размер121.36 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаУголовное право. Вопросы с ответами, задачи без ответов..docx
    ТипЗакон
    #246900
    страница1 из 9

    С этим файлом связано 2 файл(ов). Среди них: безопасность жизнедеятельности.docx, remineralizuyushaya_terapiya (1).pptx.
    Показать все связанные файлы
    Подборка по базе: ПЗ - ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.docx, Тест Экономическая теория Синергия Ответы.docx, Синергия Экономическая теория Ответы.docx, Ответы Теория Менеджмента Синергия 2021.docx, ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.docx, Смета теория.docx, Рабочая тетрадь Теория отраслевых рынков.docx, Готовая контрольная по механике Теория механизмов и машни.docx, Актуальные проблемы уголовно-процессуального права.pdf, Актуальные проблемы уголовного права.pdf
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Теория государства и права в системе юридических наук и дисциплин.


    Тео́рия госуда́рства и пра́ва — это фундаментальная юридическая наука, которая изучает сущность, наиболее общие закономерности и тенденции происхождения, развития и функционирования государства и права в их постоянном взаимодействии, а также формирует общие для всех юридических наук понятия и категории.

    Система юридических дисциплин подразделяется на следующие группы:

    1) историко-теоретические науки (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений);

    2) отраслевые науки (конституционное право, гражданское право, трудовое право, административное право, уголовное право, экологическое право, уголовное процессуальное право, гражданское процессуальное право и др.);

    3) прикладные науки (криминалистика, судебная статистика, судебная медицина и пр.);

    4) международное право..

    Во-первых, теория государства и права изучает государственно-правовые явления целиком, в комплексе. Остальные юридические науки являются узкоспециализированными, исследуют лишь отдельные юридические аспекты государства и права. Например, наука международного права изучает правовую основу деятельности государства на международной арене; наука финансового права — образование и расходование государственных денежных фондов; наука конституционного права — конституционные основы государственного устройства; наука сравнительного правоведения — государство и право зарубежных стран. То есть большинство иных юридических наук изучают государство и право только с определенных позиций.

    В свою очередь, теорию государства и права характеризует комплексный, всесторонний подход к изучению государственно-правовых явлений. Ее предмет охватывает все основные юридические признаки государства и права, взятые в единстве и взаимодействии.

    Во-вторых, теория государства и права — общетеоретическая наука, закладывающая концептуальный «фундамент» всех иных юридических наук. Теория государства и права соотносится с ними во многом как общее и специальное научное знание. Она вырабатывает общеправовые категории, которые носят универсальный характер и в дальнейшем используются остальными юридическими науками. Общие понятия права, государства, правовой отрасли, нормы, правоотношения, правосубъектности, юридической ответственности и многие другие формулируются именно теорией государства и права. Итак, теория государства и права формирует основы юридического мировоззрения.

    В-третьих, теория государства и права обладает высоким уровнем абстракции, изучает основные, глобальные, общие закономерности возникновения и развития государственно-правовых явлений. К последним относятся, прежде всего, понятие, сущность, типы, формы, функции, структура, механизм, исторические тенденции и перспективы государства и права. Главное здесь — общетеоретическое осмысление правовой реальности.

    Отраслевые юридические науки носят в большей степени прикладной, практический характер, используя выводы теории государства и права как базис для научных исследований.

    В четвертых, большинство юридических наук изучает государственно-правовые явления на примере конкретного государства — или Российской Федерации, или зарубежных стран.. В отличие от них общая теория государства и права во главу угла ставит не закономерности какого-то конкретного государства и права (или группы государств). Это универсальная наука, в основе которой — анализ всех без исключения государственно-правовых явлений в общемировом масштабе.

    В-пятых, одни юридические науки изучают исторический аспект государства и права, другие — современность. Теория государства и права исследует одновременно и исторический, и современный «разрез» государственно-правовых явлений. Предметом изучения выступают государственные и правовые системы прошлого и настоящего, их закономерности, взаимосвязи, генезис, общие проблемы и перспективы. Таким образом, теорию государства и права интересует прошлое, настоящее и будущее государства и права

    Предмет теории права и государства.


    Предметом теории государства и права являются:

    1. - основные общие закономерности возникновения развития и функционирование государственно– правовой действительности.

    2. – главные черты ТГП как специфическое социальное явление (отличие от других социальных норм)

    3. – исторические перспективы существования ТГП процесс изменения (изменяется жизнь).

    Особенности теории государства и права:

    1. изучает государство и право в целом, в единстве, обобщая развитие на всех его этапах (не может существовать отдельно, государство и право тесно взаимосвязаны).

    2. содержанием предмета ТГП являются не любые, а основные общие закономерности государства и права, в которых проявляется их сущность и социальное значение для всей общественной жизни.

    Вывод: теория государства и права – это: 1.Общественная (гуманитарная) наука, т.к. изучает такие общественные явления, как гос-во и право; 2.Юридическая наука, которая изучает только государственную и правовую стороны общественной жизни; 3.Общетеоритическая наука, т.к. выделяет и объясняет общие закономерности развития гос-ва и права.

    Функции теории государства и права: 1. гносеологическая функция - познание объяснение явлений и процессов государства и права жизни общества; 2. интерпретационная – не только познает но и объясняет все элементы теории государства и права; 3. эвристическая – открывает новые закономерности государственно-правовой жизни общества (пути совершенствования системы права); 4. прогностическая – определяет участие тенденции дальнейшего развития .5. Онтологическая (государственное правовое бытие) 6. Методологическую 7. Идеологическую. 

    Методология теории права и государства.


    Методы - это применение совокупности определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных способов исследования основных общих закономерностей возникновения и развития государственно-правовых явлений. Система методов ТГП: 1. Общенаучные, 2. Общелогические (как изучать), 3. Частно-научные, 4. Специальные.

    Общенаучные:1. диалектический метод (определенные принципы изучения права и государства: всесторонность и правота изучения государства и права, исторический подход к изучаемым явлениям конкретным), 2. Исторический метод (историческая взаимосвязь от простого к сложному), 3. Системный (наука без системы быть не может).

    Общелогические:1. анализ – выявляет структуру государства и права, фиксирует основный элементы, устанавливает характер взаимоотношений между ними, 2. синтез используется для обобщения тех данных, которые были получены в результате анализа; 3. Сравнение. 4. Обобщение. 5. Абстракция.

    Частнонаучные:1. Толкование (уяснение, разъяснение смысла и содержания). 2. Моделирование. 3. Сравнительное правоведение. 4. Конкретизация.

    Специальныерассматривают явления с точки зрения права. На первом месте для юристпруденции. У каждой науки свой специальный метод. Формально-юридический (с точки зрения права). 1. Подпадает ли действие под право, 2. Какой отраслью регулируется. 3. Правоотношения правомерны ли. 4. В чем нарушение.


    Понятие и классификация правовых семей.



    Правовая семья - ϶ᴛᴏ совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.

    Национальная правовая система - ϶ᴛᴏ конкретно – историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства).

    В соответствии с этими критериями можно выделить следующие правовые семьи:

    - общего права (англо – саксонская правовая семья);

    - романо-германскую или семью ʼʼконтинœентального праваʼʼ;

    - семью религиозно – традиционного права;

    - семью социалистического права.

    Ни одна из квалификаций правовых семей не является исчерпывающей для правовых систем мира, в связи с этим в литературе можно встретить самые различные типологические подразделœения семей национального права. В приведенной классификации своеобразие правовой семьи определяется характером ее источников: юридических, духовных (религия, этика) и культурно – исторических. Один из этих признаков может преобладать в разграничении правовых семей..

    Романо – германская правовая семья, или семья ʼʼконтинентального праваʼʼ.

    Романо-германская правовая семья является результатом ре­цепции римского права и в первой доктринальной стадии была исключительно продуктом культуры, имела независимый от полити­ки характер.

    На следующей стадии эта семья стала подчиняться общим закономерным связям права с экономикой и политикой, пре­жде всœего с отношениями собственности, обмена, перехода от внеэкономического к экономическому принуждению.

    Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделит следующие:

    · единая, иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);

    · главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же призван лишь точно реализовывать эти общие нормы конкретных ситуациях;

    · имеются писаные Конституции, обладающие высшей юридической силой;

    · высокий уровень обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

    · весомое положение занимают подзаконные нормативные акты;

    · деление системы права на общее и публичное, а также на отрасли;

    · правовой обычай и правовой прецедент выступает в качестве вспомогательного, дополнительного источника;

    · на первом месте находятся права человека, а не его обязанности.

    Англо – американская правовая семья, или семья ʼʼобщего праваʼʼ.

    В отличие от государства германо-романской правовой семьи, где основным источником права является закон, в госу­дарствах англо-американской правовой семьи основным источником права служит судебный прецедент, ᴛ.ᴇ. нормы, сформулированные судьями в их решениях.

    В англосаксонской правовой семье сама концепция права, система источников права, юридический язык совершенно иные, чем в правовых системах германо-романской правовой семьи. Здесь отсутствует деление права на публичное и частное. Его заменяет делœение на "общее право" и "право справедливости". Нет резко выраженного делœения права на отрасли, поскольку суды могут разбирать разные категории дел: публично- и частноправо­вые - гражданские, торговые, уголовные, а также по причине отсутствия кодексов европейского типа. По этой причине английскому юристу право представляется однородным. Доктрина не знает дискуссий о структурных делениях права. Она предпочитает ре­зультат теоретическому обоснованию, ᴛ.ᴇ. носит прагматический характер.

    Однажды вынесенное решение является нормой для всех последующих рассмотрений аналогичных дел. При этом степень обя­зательности прецедента зависит от места в судебной иерархии суда, рассматривающего данное дело, и суда, чье решение может стать при этом прецедентом, ᴛ.ᴇ. к указанному общему правилу требуется на практике поправка.

    Религиозно-традиционные правовые системы — это такие системы регулирования, в которых юридические элементы в значительной мере существуют еще в первоначальном состоянии, будучи связанными религиозными догмами и учениями, традициями, обрядовостью коран.сунна.киас иджма.

    Для социалистической правовой семьи характерным признаком является существенный элемент социалистической идеологии. Образцом для образования правовых систем этой семьи послужила советская система права. Каковы были ее особенности? Правовая система была чрезвычайно идеологизирована; право декларировало и формально закрепляло власть народа, социальное равенство и справедливость. Роль государства в такой системе - всеобъемлюща. На практике в государствах социалистической правовой семьи утверждается монополизм одной партии, избирательная система и процесс принятия законов начинают обслуживать интересы партийно-государственного аппарата. Жизненно важные вопросы зачастую регулируются не законами, а подзаконными актами, инструкциями, иногда полусекретными или секретными

    Право – понятие, признаки, функции.


    Право - это система общеобязательных формально определенных норм - правил поведения, регулирующих общественные отношения, установленных или санкционированных государством и охраняемых им от.

    Признаки права˸

    1)нормативность - Нормативность права носит всœеобщий характер, то есть общие правила обращенык населœению всœей страны, всœему обществу, ставшие типичными. Нормативностьправа носит общеобязательный характер, что выделяет право из других нормсоциального поведения

    - установление или санкционирование государством;

    - выражают гос-ую волю;

    -сохранность и обеспеченность гос-ом;

    2)общеобязятельность;

    3)формальная определённость

    4)системность;

    5)публичность

    Функции права˸

    Под функцией права принято понимать главные направления воздеи̌ствия норм права на общественные отношения, поведение, сознание людеи̌. Право прежде всœего выполняет регулятивную и охранительную функции.

    Регулятивная функция состоит в упорядочении общественных отношений, которые представляются в виде прав, обязанностей, ответственности, задач. Важнейшим средством регулирования общественных отношений является договор. Регулятивная функция права воплощена в Конституции РФ.

    Охранительная функция состоит в установлении мер ответственности за превышение прав или неисполнение обязанностей.

    Охранительная функция воплощена в УК РФ.

    Политическая функция - право является регулятором, организующимполитическую систему общества, устанавливает правила взаимоотношений между ветвями власти и государственными организациями.

    Воспитательная функция – формирует политико-правовую культуру и политико- правовое сознание, воспитывает граждан в целях соблюдения закона.

    Теоретическая функция – выражается в её способности описывать и объяснять существенную юридическую практику, правовые системы, реальные явления и процессы.

    Методологическая функция – оказывает прямое влияние на процесс исследования путей и способов познания предмета права

    .Идеологическая функция – воплощена в Марксистской теории, в которой право рассматривалось как общественное отношение или как правовое отношение.


    Формы (источники) права: понятие и виды.


    Источник (форма) права — это официально установленные формы выражения и закрепления правовых норм. Чаще всего выделяется два понятия - «форма» и «источник» права. Одни проводят аналогию между этими двумя понятиями, другие их различают: 1. формы права – это способ выражения вне юридических правил поведения 2. источник права – это материальные условия жизни, определяющие появление и действие права.

    В теории права в качестве источников права различают:

    Выделяют 8 основных форм права:

    1. нормативный акт — это разновидность правового акта, принимаемого полномочным на то органом и содержащего правовые нормы (к их числу относятся конституция, законы, подзаконные акты и т.п.);

    2. правовой обычай — это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей

    3. юридический прецедент — это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел

    4. нормативный договор — соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз).

    5.юридическая доктрина - это система взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции.

    6. Судебная практика-деятельность судебных органов в результате которых конкретизируются законы.

    7. Общеправовые принципы- справедливость, законность, уважение прав и свобод человека и гражданина.

    8. религиозные нормы- прописаны в религии.

    Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.


    НПА - это письменный документ, принятый уполномоченным субъектом права, имеющий официальный характер и обязательную силу, направленный на регулирование общественных отношений. Нормативно-правовой акт - акт правотворчества, в котором содержатся нормы права.

    Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы функционирования. Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые существовали до момента вступления его в юридическую силу.

    Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие): 1. по истечении срока действия акта, на который он был принят; 2. в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена); 3. на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

    1. ОБРАТНАЯ СИЛА источника права – распространение действия (силы) источника права на общественные отношения, которые имели место до обретения этим источником юрид. силы. Есть 2 случая обратной силы: А) Прямое указание на наличие обратной силы источника права;

    Б) Устранение или смягчение мер юрид. ответственности.

    2. ПЕРЕЖИВАНИЕ источника права – это распространение действия (силы) утратившего юрид. силу источника права на общественные отношения, которые имеют место после времени этой утраты.

    Есть 2 случая переживания:

    А) прямое указание на переживание всего источника или части его.

    Б) Когда имеются длящиеся общественные отношения, которые возникли в момент действия старого источника права и продолжают действовать после утраты этим источником юрид. силы.

    Действие источников права В ПРОСТРАНСТВЕ – источники права действуют на той территории, на которой распространяется гос. власть принявшего или санкционировавшего

    Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра.

    На территории Российской Федерации нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта