Главная страница
Навигация по странице:

  • 2 блок мозга.

  • 3 блок мозга.

  • Винсент Ван Гог

  • Тема 2. Селянина. Теория дизонтогенеза


    Скачать 15.45 Kb.
    НазваниеТеория дизонтогенеза
    Дата13.05.2022
    Размер15.45 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТема 2. Селянина.docx
    ТипДокументы
    #527092

    С этим файлом связано 2 файл(ов). Среди них: Семинар 4 Селянина.docx, Нечаев СЦ001.docx.
    Показать все связанные файлы
    Подборка по базе: Бухгалтерский учет. Теория + Задачи. Коровин.docx, 2 тема 7 из 10.docx, 3 тема срс акушерство Елибаева.ppt, Курсовая теория государства и права.docx, Доклад Презентация Теория разделения властей ДБЭ 102 Максудов.pp, 3 тема.docx, экономическая теория.docx, Кратные интегралы и теория поля.pdf, прокур надзор тема 2.docx, ПиАСТ Тема № 1.docx

    Теория дизонтогенеза.

    1.Различия проявлений дизонтогенеза в зависимости от интенсивности повреждения мозга

    1 блок мозга.

    Включает:

    • ретикулярная формация ствола мозга,

    • неспецифические структуры среднего мозга,

    • диэнцефальные отделы,

    • лимбическая система,

    • медиобазальные отделы коры лобных и височных долей.

    Выполняет следующие функции:

    • поддержание общего тонуса ЦНС

    • смена периодов сна и бодрствования

    • модально-неспецифическая память – эпизодическая на события.

    • Регуляция деятельности внутренних органов

    • Регуляция инстинктивных форм поведения

    • Регуляция мышечного тонуса

    Формируется с внутриутробного периода до 3 лет. Определяется ходом беременности.

    Причины нарушения:

    • Гипоксия

    • Отклонения в развитии в первые годы жизни

    Признаки:

    • Утомляемость, вялость

    • Заторможенность

    • Неустойчивое внимание

    • Гипотонус, гипертонус мышц

    • Сужение поля зрения

    • Нарушение письма и чтения

    • Аллергия

    • Высокая заболеваемость

    Стабилизация: дыхание, массаж и самомассаж.

    2 блок мозга.

    Включает:

    • Поверхностная кора затылочной, теменной, височной областей мозга

    • Корковые звенья анализаторной системы: висок - слуховой, затылок - зрительной, темя — кожно-кинестетической систем.

    Выполняет следующие функции:

    • Приём, анализ, синтез раздражений.

    • Обеспечение перехода от уровня непосредственного отражения на уровень символических процессов.

    Формируется от 3 до 7 лет.

    Нарушения:

    • В пределах височной доли может нарушаться слух, память на звуки и музыку.

    • Поражение теменных долей – нарушение кожной чувствительности, осязания.

    • Поражение затылочной области – ухудшается процесс приёма и обработки зрительной информации.

    3 блок мозга.

    Включает:

    Выполняет следующие ункции:

    • Обеспечение двигательной регуляции

    • Целеполагание, контроль над всеми функциями психики.

    Нарушения:

    • Сложность формирования новых двигательных навыков

    • Страдает сознательная целенаправленная деятельность

    • Формирование цели и выполнение программы действий

    Признаки нарушения:

    • Сложность решения математических задач с несколькими действиями

    • Бедная, невыразительная речь

    • Дисграфия, дислексия

    • Упрощение программы любой деятельности

    • Сложности в сосредоточении внимания

    Коррекция:

    • Глазодвигательные упражнения позволят повысить познавательную активность

    • Упражнения на артикуляцию

    • Упражнения на межполушарные движения

    • Дыхательная гимнастика

    • Игры по правилам

    2.Патологические формы воспитания и их характеристика.

    Патологическое формирование личности – это деформация незрелой личности, которая протекает в аномальном направлении на фоне хронических патогенных воздействий.

    Виды неправильного воспитания, которые ведут к паталогическому развитию личности:

    1. Тип воспитания «кумир семьи». В семье все ресурсы направлены на удовлетворение потребностей ребенка. Все внимание сосредоточено на нем и его прихотях. В таких условиях ребенок становится эгоистичным, капризным, проявляются черты высокомерия.

    2. Тип воспитания «золушка». В этом случае родители предъявляют чрезмерно строгие требования к ребенку, проявляется враждебное или равнодушное отношение. При таком воспитании ребенок лишается ласки и родительского тепла. Это приводит к аномальной деформации его личности, что влечет за собой усиление таких черт характера, как робость, плаксивость, нерешительность, неумение постоять за себя, лицемерие, лживость, недоверие к окружающим и так далее.

    3. Тип воспитания «гиперопека». При такой форме воспитания ребенок теряет самостоятельность и умение проявлять инициативу, что в свою очередь не позволяет достигать целей и реализации возможностей. При подобных условиях усиливаются такие черты характера, как безволие, сниженная самооценка, нерешительность, неспособность подстраиваться под жизненные ситуации, зависимость от окружающих.

    4. Тип воспитания «гипоопека». В этом случае ребенок лишен родительского надзора, предоставлен сам себе, его никто не контролирует. При такой форме воспитания у детей крайне плохо формируются личностные навыки социального взаимоотношения с людьми. Поскольку ребенок не ограничен в своих действиях, он начинает отрицать общепризнанные нормы, положительные авторитеты, у него создается стремление к полной физической и личностной свободе. При таких ситуациях не признаются какие-либо формы упорядоченного воспитания, труда или учебы, не уделяется внимание нормативам поведения, которые признаны в обществе.

    5. Воспитание, основанное на противоречивой системе. Когда в семье действуют непоследовательные методы воспитания, личность ребенка чаще всего формируется в аномальном направлении. Разнобой воспитательных действий ведет к тому, что у детей усиливаются неблагоприятные черты характера. При этом отсутствуют волевые навыки, настроение меняется в зависимости от сиюминутных потребностей, ребенок легко подчиняется влиянию окружающих его людей. В целом, формируется непостоянный и нестабильный характер, в котором преобладают нежелание трудиться, преодолевать сложности и т.п.

    3. Заполните таблицу «Типы дизонтогенеза».

    Задержанное развитие

    Запаздывание или приостановка всех сторон психического развития или преимущества отдельных компонентов.

    Характеризуется замедлением темпа формирования познавательных и эмоциональных сфер с их врем. Фиксацией на более ранних возрастных этапах.

    Может быть вызвано генетическими факторами, соматогенными, также церебрально-органической недостаточностью.































    Недоразвитие

    Раннее время поражения, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем, длительный период развития.

    Характеризуется выраженной инертностью психических процессов с фиксацией на примитивных ассоциативных связях с трудностью их перестройки.

    Формирование иерархических затруднено. Наиболее выражена недостаточность высших психических функций и меньше базальных.































    Повреждённое развитие

    Наследственные заболевания, постнатальные инфекции, интоксикация и травмы ЦНС.

    Более позднее проявление (после 2-3 лет), патологическое воздействие на мозг, когда большая часть мозговых систем в значительной степени уже сформирована, а их недостаточность проявляется в признаках повреждения.

    Характерная модель – органическая деменция. В более старшем возрасте может иметь место и первичное повреждение лобных систем.

    Отмечаются расстройства эмоциональной сферы, расторможенность влечений, тяжелые нарушения целенаправленной деятельности и личности в целом.

    Повреждение ведёт к явлениям изоляции отдельных систем, распаду сложных иерархических связей, нередко с грубым регрессом интеллекта и поведения.































    Дефицитарное развитие

    Тяжелые нарушения отдельных анализаторных систем: зрения, слуха, речи, а также ряд тяжёлых инвалидизирующих хронических соматических заболеваний.

    При нарушениях систем дефицитарное развитие даёт наиболее яркие примеры компенсации за счёт сохранности других каналов связи и интеллектуальных возможностей. Компенсация осуществляется в условиях адекватного воспитания и обучения.

    В случае недостаточной коррекционной работы возникает явление депривации, приводящее к нарушению развития как познавательной деятельности, так и личности.































    Искажённое развитие

    Наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, повреждённого и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящее ряду качественно новых патологических образований.

    Характерно наиболее выражена асинхрония. В процессе формирования психических функций наблюдается иная иерархия развития отдельных систем, противоречащая нормальному онтогенезу: преждевременное развитие речи обгоняет формирование локомоторных функций, развитие вербального интеллекта парадоксально опережает становление предметных навыков.































    Дисгармоническое развитие

    Основой этого вида дизонтогенеза является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные виды искажения межфункциональных связей, а врождённая, либо ранее приобретённая стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально волевой сфере.

    Эта диспропорциональность обусловлена формированием ряда аномальных вариантов личности, для которых характерна неадекватная реакция на внешние раздражители, вследствие чего нарушается поведение и затруднена приспособляемость к окружающей среде.

    Степень выраженности психопатии и само её формирование в значительной мере зависят от условий воспитания и окружения ребёнка.































    5.

    Общие закономерности для нормального и аномального развития

    1)гетерохронность

    2)неустойчивость развития

    3)сензитивность развития

    4)кумулятивность развития

    5)дивергентность-конвергентность хода развития.













    Общие закономерности для всех типов аномального развития

    1)Снижение познавательной активности (мотивации).

    2)Нарушение приема, переработки, сохранения и воспроизведения информации, снижение их скорости.

    3) Недостаточность представленности знаков в структуре сознания (нарушения словесного опосредствования).

    4) Сниженный темп психического развития

    5) Большая, чем в норме, зависимость психических функций друг от друга













    Специфические закономерности для каждого типа нарушений развития

    2)У глухих детей отмечается замедленность восприятия зрительных сигналов (с возрастом она увеличивается и приближается к норме).

    У детей-олигофренов выявлены нарушения зрительного восприятия, проявляющиеся в замедленности, сужении его объема, недифференцированности (глобальности, синкретичности), снижении цветовой чувствительности (плохом различении оттенков цветов), плохом узнавании хорошо знакомых объектов в необычном ракурсе (например, в перевернутом изображении), недостатках пространственного восприятия и пространственной ориентировки.

    3) Например, при задержке психического развития дети могут назвать меньше слов, относящихся к родовому понятию, а с другой стороны, неадекватно расширяют словесные категории, часто заменяют родовое понятие описанием действия, которое оно выполняет.

    При умственной отсталости особенностями обладает развитие словесно-логического мышления (дети понимают содержание текстов приблизительно, не улавливают контексты и подтексты; с трудом осмысливают последовательности событий, причинно-следственные, временные, условные и другие связи; отмечается стереотипия мышления).

    4) При задержке психического развития наблюдается отставание в формировании сюжетно-ролевой игры, словесно-логического мышления, опосредованного запоминания, речи.














    6. Создать видео-подборку одного из типов дизонтогенеза либо представить одного известного человека с отклонениями в развитии, сумевшего преодолеть свой недуг и общественное мнение.

    Винсент Ван Гог

    Гениальный художник, страдавший от расстройства психики, известен не только своими работами, но и тем, что отрезал собственное ухо, а позже совершил самоубийство.

    Ван Гог был невероятно продуктивен: мог за один день написать сразу несколько картин. Его лечащий врач замечал: "В интервалах между приступами больной совершенно спокоен и страстно предается живописи".

    Психическая ненормальность обострилась в последние годы жизни художника, стали случаться сильные приступы помешательства. По сохранившимся данным, во время припадков Ван Гог видел страшные галлюцинации, мог метаться по комнате, застывать в одной позе и даже есть свои краски. Сам Ван Гог говорил, что в такие моменты он видит свои будущие картины.

    Врачи спорили о диагнозе, но в итоге дали заключение: эпилепсия височных долей. Другим мнением была энцефалопатия. Современные ученые склоняются к тому, что художник страдал эпилептическим психозом и маниакально-депрессивным психозом. История с отрезанным ухом положила начало новому термину – "синдром Ван-Гога", который проявляется у психически нездоровых людей: человек наносит себе серьезные повреждения или требует от врачей сделать ему хирургическую операцию. Данный синдром встречается при шизофрении, дисморфофобии, дисморфомании, обусловлен наличием бреда, галлюцинаций, импульсивных влечений.


    написать администратору сайта