Главная страница
Навигация по странице:

  • Актуальность исследования.

  • Степень разработанности проблемы.

  • Объектом исследования

  • Цель исследования

  • Теоретико-методологической основой исследования

  • Методы исследования

  • Характеристика выборки.

  • База исследования.

  • Структура работы.

  • исследования возрастных особенностей дошкольников и младших школ. Теоретические основы исследования возрастных особенностей дошкольников и младших школьников


    Скачать 121.22 Kb.
    НазваниеТеоретические основы исследования возрастных особенностей дошкольников и младших школьников
    Дата12.03.2021
    Размер121.22 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаисследования возрастных особенностей дошкольников и младших школ.docx
    ТипДокументы
    #184200
    страница1 из 9

    Подборка по базе: Электрические машины и основы электропривода.pdf, Сербин В.Д. - Основы логистики, 2004.doc, Программа исследования.pptx, Лекции основы безопасности жизнедеятельности.docx, Реферат Основы философии.doc, Контрольная работа КР4 Организация и нормативно-правовые основы , РП.05 Основы гидравлики и теплотехники.doc, Конституционные основы.doc, реферат Зубаха В.Э. Международно-правовые основы.docx, Планы практич Основы криминологии-ряд (1).pdf
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Оглавление


    Введение 2

    1.Теоретические основы исследования возрастных особенностей дошкольников и младших школьников 7

    1.1.Условия и факторы развития личности в дошкольном возрасте 7

    1.2.Общая психологическая характеристика ситуации развития младшего школьника 21

    1.3. Учебная деятельность младших школьников 25

    1.4. Развитие эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста 28

    1.5. Внимание и память в младшем школьном возрасте 30

    Выводы 34

    2. Эмпирическое исследование личностных качеств младших школьников 35

    2.1 Организация эмпирического исследования 35

    2.2 Анализ полученных результатов 39

    Выводы 49

    Заключение 51

    Список использованной литературы 53

    Приложения 56











    Введение


    Актуальность исследования. На современном этапе развития общества созрела острая необходимость беспрестанно преодолевать устоявшиеся стереотипы образования, искать новые идеи ради создания школы самореализации, школы жизнетворчества, поликультурного воспитания, в которой утверждается проективная, личностно ориентированная педагогика, где ребенок является главным приоритетом и ценностью, субъектом культуры и жизни. Главная задача современной школы - развитие личности школьника, его самостоятельности и активности, становления как субъекта деятельности, максимальная реализация его творческого потенциала ради содействия всестороннему и гармоничному личностному развитию, интеллектуальному росту, формированию психических процессов.

    Для того, чтобы ребенок успешно учился, необходимо помочь ему в развитии психических процессов и установлении психических функций. Для этого необходимо знать психологию младшего школьного возраста, которая базируется на особенностях развития теоретического мышления, памяти, процессах восприятиях, внимания, способности к саморегуляции, осознании своего личного отношения к миру, на изменении содержания внутренней позиции детей, на изменении самооценки, именно в этом возрасте складывается характер и формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к получению знаний.

    Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. За последние годы, в связи с переходом к учебе с 6 лет и введением четырехлетней начальной школы, нижний предел данного возрастного этапа переместился, и многие дети становятся школьниками, начиная не с 7 лет, как раньше, а с 6 лет. Начало учебы характеризуется разнообразными трудностями и проблемами, которые возникают перед первоклассниками и связаны с качественно новой, сложной социальной ролью, которую они начинают выполнять.

    Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются именно в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание ученых направлено на выявление резервов развития младших школьников. Использование этих резервов позволит более успешно готовить детей к дальнейшей учебной и трудовой деятельности. Наиболее характерная черта периода от 6 до 10 лет заключается в том, что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок сочетает в себе черты дошкольного детства и школьника.

    Начало школьной жизни - это начало особой учебной деятельности, которая требует от ребенка и значительного умственного напряжения, и большой физической выносливости. Как показывают исследования, сложность учебной деятельности и необычность переживаний часто вызывают новые, неожиданные свойства, например, тормозную реакцию у подвижных и возбудимых детей и, наоборот, делают возбудимыми спокойных и уравновешенных.

    Степень разработанности проблемы. В современных условиях поиски отечественных ученых в сфере психологии младшего школьного возраста сосредоточены на нескольких направлениях. Одно из ведущих направлений - это исследования личностных характеристик (ответственности, активности, творчества, особенностей внимания, памяти, мышления, эмоций и тому подобное), которые влияют на динамику умственной работоспособности личности (П.С. Блонский, А.Л. Лурия, Э. Бруннер, Т.В. Волкова, А.С. Колесник и пр.).

    Второе направление исследований связано с изучением внешних факторов (организация и оборудование рабочего места, освещения, температура, среды для труда и отдыха, режима труда и отдыха, сочетания умственной нагрузки и двигательной активности, чередования видов труда по уровням сложности и тому подобное), которые влияют на эффективность умственного труда личности (И.А. Александрова, М.Т. Антропова, М.К. Виноградов и пр.). Исследование научными работниками этого направления имеют целью выявить оптимальные условия среды обучения и усовершенствовать их.

    По мнению многих ученых, именно в период младшего школьного возраста начинают возникать качественные изменения в психическом развитии ребенка, которые предопределены появлением, хотя и недостаточной сформированностью произвольности и осознанности своих поступков, поведения, переживаний (Г.О. Балл, И.Д. Бех, Л.И. Божович, А. Валлон, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, Д.М. Фельдштейн). Именно поэтому важно изучать внутренние детерминанты психической деятельности детей младшего школьного возраста.

    Изучение разных аспектов психологии младших школьников было предметом многочисленных теоретико-эмпирических исследований (А.И. Аверин, Г.М. Бреслав, К. Бютнер, Б.Е. Вайнер, А.В. Запорожец, А.И. Захаров, И.Ю. Кулагина, Л.С. Славина и др.). Анализ психологической литературы показал, что особенности психической деятельности младших школьников проявляются, развиваются и формируются в общении (Л.И. Божович, В.А. Лабунская, М.И. Лисина и др.), эмоции и познавательные процессы принимают участие в регуляции деятельности (В.К. Вилюнас, Г.С. Костюк, А.М. Леонтьев и пр.).

    Объектом исследования является личность дошкольников и младших школьников.

    Предметом исследования - личностные особенности дошкольников и младших школьников.

    Цель исследования - теоретическое и эмпирическое исследование личностных особенностей дошкольников и младших школьников.

    Для реализации данной цели нам были поставлены следующие задачи:

    1. Дать общую психологическую характеристику ситуации развития дошкольника и младшего школьника.

    2. Рассмотреть учебную деятельность дошкольников и младших школьников.

    3. Изучить развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников и детей младшего школьного возраста.

    4. Охарактеризовать внимание и память в младшем школьном возрасте.

    2. Провести эмпирическое исследование личностных качеств младших школьников.

    4. Обработать и проанализировать результаты исследования.

    Теоретико-методологической основой исследования является: концептуальные положения относительно формирования и развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, С.Д. Максименко, Р. Аткинсон, В.С. Мухина, М.В. Гамезо); принцип единства сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), системный подход к исследованию личности (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов).

    Методы исследования:

    - теоретические: историко-логический; анализ; синтез; сравнение;

    - методы наблюдения за детьми во время режимных моментов и в игре; беседы с педагогами и родителями; индивидуальные собеседования с родителями;

    - методики "Цветная социометрия", "Паровозик", "Часики", направленные на диагностику психических и эмоциональных состояний детей.

    Характеристика выборки. В исследовании принимали участие дети от 6 до 7 лет, которые обучаются в 1-м "А" и 1-м "Б" классах, в количестве 34 ребенка. Из них 18 девочек и 16 мальчиков.

    Гомогенность выборки обеспечивалась тремя критериями:

    1. возрастной критерий - средний возраст испытуемых 7,5 лет;

    2. половой критерий - в исследовании принимали участие испытуемые женского и мужского пола.

    3. образовательный критерий - в исследовании принимали участие лица, которые обучаются в начальных классах школы.

    База исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе школьного учебного заведения общеобразовательной школы.

    Теоретическое и практическое значение работы заключается в том, что была проанализирована научная литература, выявлены психические состояния детей младшего школьного возраста в зависимости от разных условий: воспитание, ситуации педагогической деятельности, благоприятных условий в семье. Проанализированные результаты экспериментов, разработаны практические рекомендации для внедрения в практику учебно-воспитательного процесса учебного заведения.

    Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, выводов к каждому разделу, заключения, списка использованной литературы, который насчитывает 41 источник, приложений. Основной текст работы изложен на 37 страницах.


    1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта