Главная страница
Навигация по странице:

  • Теоретическая глава Сведения о биографии Т. Веблена

  • Теория праздного класса

  • Признаки праздного класса

  • Глава, раскрывающая тему на практических примерах

  • Список литературы

  • Теория праздного класса. Т. Веблен теория праздного класса. Теоретическая глава


    Скачать 36.43 Kb.
    НазваниеТеоретическая глава
    АнкорТеория праздного класса
    Дата06.08.2022
    Размер36.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТ. Веблен теория праздного класса.docx
    ТипДокументы
    #641599

    Подборка по базе: Экономическая теория_Практическое задание.docx, Экономическая теория (1).docx, Экономикалык теория.pdf, Протасова теория.docx, Реферат. Эконом теория.docx, Контрольная работа Теория и методика воспитания.doc, Т 1.4 теория 2 часть ЦАП, АЦП.pdf, экономикалык теория окулыгы.pdf, 5 глава.docx, Ответы на тесты по Теория и методика физической культуры.docx

    Оглавление


    1.Введение 2

    2.Теоретическая глава 3

    2.1.Сведения о биографии Т. Веблена 3

    2.2.Теория праздного класса 4

    2.3.Признаки праздного класса 9

    3.Глава, раскрывающая тему на практических примерах 14

    4.Заключение 17

    5.Список литературы 19



    1. Введение

    Теория праздного класса возникла благодаря социальному теоретику Торстейну Веблену. Его считают основоположником данного институционалистического направления.

    Т. Веблен жил во время, когда удачливые миллионеры- промышленники создавали крупные корпорации, действуя цинично и дерзко в политике и бизнесе, поднимая США на позицию первой промышленной державы мира. Когда, двигателем прогресса считалась конкуренция Т. Веблен бросил этому вызов своей книгой «Теория «праздного класса». Экономическое изучение институтов (1899)», в которой по словам Гэлбрейт Дж. К. «изучил манеры и психологию американских богачей так, как какой-нибудь антрополог исследовал бы обряды и ритуалы примитивного племени в Новой Гвинее».

    В «Теории праздного класса» Веблен рассмотрел процесс эволюции человека как биологического вида: выделил отдельные типы внутри вида, объяснил, на основе чего совершается выбор. Гораздо больше места он отвел рассмотрению развития всего человечества, исследованию того, как изменялось человеческое общество на протяжении истории и как проявлялись в социальной жизни черты человека, свойственный ему как виду, т. е. следование привычкам, склонностям и инстинктам.

    Экономическая теория основывается на потреблении накопленных благ, где целью приобретения и накопления считается их использование, основанное на физических, эстетических и других нуждах и потребностях индивида. Веблен критикует данную позицию и утверждает, что стимулом потребления может быть не только острая необходимость в каких-либо товарах, благах, но и денежное соперничество.

    1. Теоретическая глава

      1. Сведения о биографии Т. Веблена

    Веблен, Торстейн Бунде (1857–1929), американский экономист. Родился в Като (шт. Висконсин) 30 июля 1857 в семье норвежских переселенцев. Окончил Карлтон-колледж в Нортфилде (шт. Миннесота), занимался преподаванием, поступил в университет Джонса Хопкинса. Не сумев получить стипендию, перешел в Йельский университет, где получил в 1884 докторскую степень за диссертацию «Этические основания учения о воздаянии». Из-за агностических взглядов долго не мог получить места в университете, однако в 1891 все же был принят в аспирантуру Корнеллского университета, а в следующем году благодаря протекции Дж.Л.Лафлина перешел в только что открывшийся Чикагский университет, где преподавал до 1906.

    Был редактором «Журнала политической экономии», входил в круг друзей Джона Дьюи и Жака Лёба. В этот период Веблен написал книгу «Теория праздного класса: экономическое исследование институтов» (1899), а также труд Теория предпринимательства (1904). В 1906 Веблену, обвиненному в супружеской измене, пришлось перейти в Станфордский университет, а в 1910 он был вынужден по той же причине уйти из Станфорда, однако получил место преподавателя в университете Миссури. В последующие годы опубликовал работы «Инстинкт мастерства» (1914); «Имперская Германия и промышленный переворот» (1915) и «Исследование характера мира и условий его поддержания» (1917).

    В 1918 Веблен опубликовал книгу «Высшее образование в Америке», в которой подверг критике систему отношений между деловыми кругами и университетами. К тому времени Веблен стал известным социальным критиком и ученым.

    В 1918–1819 в нью-йоркском еженедельнике «Дайел» был напечатан ряд очерков и редакционных статей Веблена, позднее объединенных в два сборника: «Крупные предприниматели и простой человек» (1919) и «Инженеры и система ценообразования» (1921).

    В 1920–1922 Веблен прочитал курс лекций в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке, а в 1923 опубликовал свою последнюю крупную работу «Cобственность отсутствующих лиц и предпринимательство в современную эпоху: пример Америки».

    Умер Веблен близ Менло-Парка в Калифорнии 3 августа 1929.

      1. Теория праздного класса

    Праздным классом, по Т. Веблену, являются собственники, которые вместо рационального производства переключаются на демонстративное потребление. Демонстративное – это термин, используемый для описания расточительных затрат на товары или услуги с преимущественной целью продемонстрировать собственный доход или богатство. С точки зрения демонстративного потребителя, такое поведение служит средством достижения или поддержки определённого социального статуса.

    Т. Веблен считал, что институт «праздного класса» зарождался постепенно. Это начало происходило во время перехода от миролюбивого уклада жизни к воинственному укладу. Для возникновения института «праздного класса» необходимо соблюдение следующих условий:

    • У общности должен быть хищнический уклад жизни, когда его члены должны усвоить привычку причинять ущерб силой и хитростью;

    • Средства для поддержания жизнедеятельности должны быть достижимы на сравнительно свободных условиях. Это условие необходимо для того, чтобы появилась возможность освободить существенное количество индивидов от непрерывного участия в трудовой деятельности.

    Институт праздного класса в полной мере формируется на поздней стадии существования варварской культуры (к примеру, в феодальной Европе). В эти времена между классами существовали четкие различия. Основная суть этих различий заключалась в том, что каждый класс должен был заниматься только определенной ему видом деятельности. И все это отражалось в образе ведения экономики того времени.

    Разделение труда сопровождалось разделением занятий на почетные и непочетные занятия. Высшие слои общества, согласно установленным обычаям, не занимались сферой производства. Именно в этой непричастности к производственной сфере выражалось высокое положение человека.

    Подобающими же этим слоям общества виды деятельности, были ограничены определенным кругом занятий, которые считались «почетными». К таким занятиям были отнесены: военное дело (как одно из основных), а также священно служение. Одно из этих двух занятий играло основную роль, в зависимости от того, насколько воинственным или религиозным было конкретное общество.

    При этом, существовали очень четкие различия между классами и занятиями, присущими каждому классу. В процессе формирования и закрепления классовых различий появляются понятия «доблести», «достоинства», «почета».

    По мере того, как производство приобретало более четкую специализацию, возникало и все более четкое разграничение производственной и непроизводственной деятельности.

    На стадии, определяемой Вебленом, как позднее варварство, наметилась тенденция разделения высшего («праздного») класса на подгруппы. Что было обусловлено дальнейшим разделением по видам непроизводственной деятельности.

    Веблен относил к праздному классу, помимо представителей знати и священнослужителей, также их окружение, людей, приближенных к высшим слоям общества. Со временем виды занятий праздного класса становились все более разнообразными, но по-прежнему главной характеристикой их деятельности с точки зрения экономики оставался ее непроизводительный вид. Соответственно, классовые различия и различия между видами деятельности праздного класса стали более размытыми.

    Веблен делит эту деятельность начетыре сферы: управление, военное дело, религию, спорт и развлечения. Такая дифференциация образовалась, как пишет Веблен, на этапе позднего варварства.

    Производством, и всем, что было напрямую связано с трудом по добыванию средств к существованию, занимались только низшие слои общества. К низшим слоям относились как рабы, так и прочие зависимые люди. Веблен также упоминает, что женщины имели более низший ранг, чем мужчины. Даже женщины из высших слоев обычно освобождались в основном только от самых «грубых» видов ручных работ, но допускалась их трудовая деятельность в некоторых сферах (шитье, приготовление еды). Тогда как мужчины высших слоев общества вообще не допускаются к участию в производстве. Сфера их занятий строго ограничена.

    Четыре выделенных Вебленом направления определяют образ жизни высших слоев. Для людей, находящихся на самой вершине иерархической лестницы, эти направления, по Веблену, являются еще и единственно возможными. Все прочее не допускается обычаем. В отдельных случаях, даже спорт и развлечения не являются достойным занятием для членов самого высшего слоя общества.

    А для более низких слоев праздного класса возможны виды деятельности, являющиеся сопутствующими, или как бы обслуживающими основные занятия праздного класса (изготовление оружия, военного снаряжения, содержание и дрессировка собак, лошадей, подготовка всего необходимого для религиозных ритуалов). К этим видам деятельности в основном не допускаются низшие слои.

    Позднее, к почетным сферам деятельности, помимо, войны, политики, богослужения, спорта и развлечения, стали относить еще образование. Причем подразумевалось образование, приобретаемое не ради каких-то практических целей. Другими достойными занятиями стали азартные игры, участие в деятельности элитных клубов, освоение внешней атрибутики праздного класса, правил вежливости и этикета.

    Таким образом, начальная фаза формирования института собственности – это стадия приобретения через захват, а уже следующая ступень – организация производственной деятельности. Приобретения начинают цениться теперь не только в качестве доказательства успешного завоевания или набега, а скорее, как свидетельство превосходства собственника данных материальных ценностей над другими членами общества.

    В последствие для того, чтобы овладеть почетным положением в социуме, владение определенной собственностью становится обязательным. Когда обладание собственностью делается основанием для уважения людей, оно становится также необходимым для самоуважения. Также, мотивом к накоплению имущества становится власть, даруемая богатством. Так и возникает демонстративное потребление, а также и демонстративная праздность.

    Костяком, на котором основывается позитивная репутация, теперь является денежная сила. Логично, что теперь необходимо демонстрировать наличие денежных средств. Это возможно, благодаря праздности и демонстративному потреблению.

    Производственная трудовая деятельность постепенно становилась показателем более низкого положения в обществе. Она воспринималась будто унижающая личное достоинство индивида. Для того чтобы заполучить и сберечь авторитет среди других людей, только обладания властных полномочий и состоятельности недостаточно. Для этого богатство и власть необходимо сделать самоочевидным, потому что почтение будет оказываться только лишь после предъявления соответствующих доказательств. Праздное существование представляет собой максимально наглядное, веское и убедительное подтверждение наличия денежных средств, а, следовательно, и превосходства силы в целом.

    Институт Праздного Класса зарождается вместе с институтом собственности, который появлялся с возникновением собственности на других людей. Среди них были пленники после завоеваний, жертвы долгового рабства и, главным образом, женщины. В результате они становились не только прислугой, но иногда и женами господина. Однако их праздность ключевым образом отличается от полноправной праздности господина. Основное различие заключается в том, что за женой или прислугой все равно закрепляются особенности достаточно непростого труда (женщины занимались обслуживанием своего господина и обстановки в доме).

    Именно поэтому праздностью это можно назвать только лишь в том смысле, что представители настоящего пласта исполняют относительно небольшую производственную работу. Таким образом, возникает ещё один побочный, или, иначе говоря, производный праздный слой. Его функция заключается в представлении праздности подставным образом, с целью повышения почета первичного праздного класса. Подразумевается, что чем богаче сам человек, тем богаче его окружение: жена, дети, слуги и тем они многочисленнее.

    Для того чтобы наглядно показать и подтвердить собственную праздность в глазах окружающих, зарождается феномен праздного потребления. Для общества это служит дополнительным доказательством благородного происхождения и высокого положения личности. Например, черная икра используется людьми высших сословий не столько как средство утоления голода, сколько показатель праздности, потому как стоит она довольно дорого.

    Кроме того, праздное потребление касается не только образа жизни, питания и развлечений человека. Оно зачастую влияет и на воспитание, образование и духовное развитие личности. Однако помимо стремления к праздности, в каждом человеке наличествует инстинкт мастерства. Этот инстинкт ограничивает человека, не позволяя ему (в особенности на миролюбивой стадии) проявлять обыкновенную расточительность. Для того чтобы расстаться с деньгами, индивиду необходима хотя бы показная цель. Здесь вполне можно использовать все тот же пример с черной икрой, когда человек стремится её употреблять якобы не потому что она так дорого стоит, но по причине голода. Кроме того, до тех пор, пока производственная трудовая деятельность продолжает выполняться наемными работниками или вовсе рабами, люди продолжают воспринимать её как унизительную, что препятствует инстинкту мастерства оказывать серьезное влияние.

    Однако в тот момент, когда квазимиролюбивая стадия преобразуется в миролюбивую производственную стадию, чертами которой являются наемный труд и денежная оплата, инстинкт мастерства вырабатывает убеждения индивидов относительно того, что достойно поощрения.

    Характеристиками класса крупных собственников являются демонстративная праздность («не труд» – как высшая моральная ценность) и демонстративное потребление, тесно связанное с денежной культурой, где предмет получает эстетическую оценку не по своим качествам, а по своей цене. Другими словами, товары начинают цениться не по их полезным свойствам, а потому, насколько владение ими отличает человека от окружающих (эффект завистливого сравнения). Чем более расточительным становится лицо, тем выше поднимается его престиж. Не случайно в наше время существует такое понятие, как «издержки представительства». Высшие почести возводятся тем, кто, благодаря контролю над собственностью, извлекает из производства больше богатства, не занимаясь полезным трудом. Для них демонстративное потребление является подтверждением общественной значимости и успеха.

      1. Признаки праздного класса

    Неотъемлемыми атрибутами праздного класса являются: праздность, владение собственностью, расточительное потребление. Этим признакам праздного класса неизменно сопутствуют такие понятия, как «завистливое сравнение» и «демонстративность».

    «Завистливым сравнением» Веблен называет склонность человека сравнивать результаты своей деятельности с результатами деятельности других людей. Эта склонность порождается инстинктом мастерства. Завистливое сравнение вынуждает человека к соперничеству, вызывает желание превзойти других.

    Это превосходство человек может реализовать своим приобщением к праздному классу, почетной, непроизводственной деятельности. Таким образом, человек получает всеобщее уважение.

    Окончательно формируется институт праздного класса на денежной стадии развития культуры. Праздный класс становится эквивалентом класса собственников. Вместе с праздностью, непричастностью к физическому труду, признаком праздного класса становится обладание собственностью.

    Другой важный признак праздного класса – «демонстративность». Это понятие подразумевает особую форму поведения, направленную на поддержание внешней демонстративной причастности к праздному классу, подчеркиванию высокого социального положения.

    Непричастность к трудовой деятельности становится демонстративной, для представителей высшего класса труд на виду у всех становится запретным занятием.

    Одной из форм демонстративности является «демонстративное потребление» – расточительность, приобретение дорогих и бесполезных вещей, предметов роскоши, такой стиль поведения становится обязательным. Представители праздного класса должны постоянно поддерживать таким образом свой высокий статус и уважение общества. Соответственно, целью приобретения какой-либо вещи является не удовлетворение естественных потребностей человека, а желание продемонстрировать его принадлежность к тому или иному общественному классу. Происходит бесполезное расточение материальных благ во имя ложных потребностей. Такие расходы становятся даже обременительными, усложняя жизнь праздного класса. Расходы на демонстративное потребление становятся более важными, чем расходы на необходимое.

    Согласно Веблену, праздный класс играет ведущую роль в современном обществе. Его образ жизни становится эталоном и нормой для всего общества. Другие слои общества, побуждаемые «завистливым сравнением», стремятся к этому же идеалу. В отличие от сословного общества, где принадлежность к высшим кругам является наследственной, в денежном обществе возможен переход из одного слоя в другой. Поэтому остальные члены общества копируют поведение праздного класса, стремясь перейти на более высокую ступень.

    Веблен утверждал, что поведение потребителей, вопреки представлениям неоклассической теории, определяется не индивидуальными оценками товаров по степени их полезности. Если высшие слои общества, «праздный класс», стремятся подчеркнуть свою привилегированность с помощью «демонстративного расточительства», то низшие классы стремятся копировать поведение «праздного класса».

    В концепции Веблена полезность товара состоит из функциональной полезности (удовлетворение необходимых потребностей) и дополнительной полезности (способность приносить покупателю товара почет, признание). Для покупателя, по мнению Веблена, эти виды полезности нераздельны при оценке товара.

    С современной экономике такой тип потребления назван эффектом Веблена. Цена товара в этом случае складывается из двух составных частей: его реальной стоимости и престижной. Чем товар дороже и престижней, тем выше на него спрос среди высшего слоя общества, за которым стремятся угнаться остальные слои.

    Примером такого поведения потребителей является сфера моды, где одежда выступает как элемент демонстративного расточительства. Одежда быстро морально устаревает и должна заменяться другой, более престижной.

    Появление праздного класса Веблен связывает с возникновением частной собственности. Частная собственность же, как один из экономических институтов, по Веблену, появляется в результате склонности к соперничеству, конкуренции, присущей человеку. Собственность возникла как трофей, результат набега на другое племя или род. Собственность была знаком победы над врагом, отличала обладателя трофея от его менее удачливого соседа. С развитием культуры собственность приобретается в основном не военными, а мирными методами. Но она по-прежнему служит доказательством успеха, высокого положения в обществе.

    Собственность служит явным доказательством успеха. Богатство становится почетным, поэтому увеличение собственности становится необходимым для получения одобрения со стороны общества и утверждения высокого положения в нем.

    С развитием общества обладатели собственности становятся привилегированной группой, находясь на вершине общественной иерархии. Собственники получают продукцию от производства благодаря собственности на средства производства, но не участвуя в производственном труде.

    По Веблену, при оценке собственности люди используют завистническое сравнение. Если это сравнение неблагоприятно для человека, он будет стремиться к достижению престижного денежного уровня жизни, принятого в данном обществе. Но и при достижении этого уровня вновь возникает желание превысить его, чтобы превзойти остальных.

    Веблен считал, что приобретение собственности и денежное накопление происходит не для реального потребления, а для удовлетворения желания соперничества. Он пишет, что не наблюдается определенных пределов в стремлении к накоплению, это стремление не может быть полностью насыщено. Накапливаемое богатство намного больше, чем нужно человеку для личного потребления. Следовательно, по Веблену, основной целью накопления является не потребление, а погоня за престижностью на основе завистливого сопоставления.

    Таким образом, завистническое сравнение служит источником стремления к практически неограниченному увеличению собственности.

    Внешние признаки отличий «праздного класса» от других классов содержались в выставленном напоказ безделье и потреблении, которое было рассчитано на демонстрирование богатства.

    Однако, несмотря на объективно различающееся материальное положение представителей различных классов, Веблен акцентирует внимание читателей на том, что различия между классами представляют собой исключительно различия в сознании.

    Конечно, помимо различий в сознании, имеются ещё и вещественные символы социального статуса. Обычно это такие предметы потребления, которые свидетельствуют косвенным способом на принадлежность личности к тому или другому классу посредством характеристик потребления человека. В своей книге Т. Веблен показывает как хищничество-праздность проявляется во всех областях жизни: мода, семейные обязанности, спорт и благочестие, даже благотворительность и образование и воспитание

    1. Глава, раскрывающая тему на практических примерах

    Если на первой стадии развития капитализма доминировал тип капиталиста-предпринимателя, который был заинтересован в развитии производства, и являлся представителем производительного класса, то на второй стадии собственность и реальная власть переходит к финансистам.

    Финансистам безразлично развитие промышленности, их единственная забота – получение максимальной прибыли. Это достигается путем разнообразных биржевых спекуляций и финансовых махинаций. Они обладают "абсентеистской", то есть отсутствующей, неосязаемой собственностью: акциями, облигациями, иными фиктивными ценностями, фиктивная стоимость которых в разы превосходит стоимость реальных активов корпораций. Источником прибыли в такой виртуальной экономике является кредит, позволяющий приобретать акции и иные финансовые инструменты и осуществлять спекуляции с ними.

    В качестве примера можно привести распространившуюся в последнее время практику агрессивных поглощений компаний: в банке берется кредит, на него скупается контрольный пакет акций компании, после чего кредит отдается из собственных средств компании. Естественно, такая практика отвлекает средства из производственной сферы и не способствует успешному технологическому развитию компании, но приносит огромные прибыли финансовым спекулянтам.

    В основном, у современного ««праздного класса»» все по Т. Веблену: хищничество-праздность проявляется во всех областях жизни: мода, семейные обязанности, спорт и благочестие, даже благотворительность и образование и воспитание.

    Одежда «праздного класса» выступает как элемент демонстративного расточительства. Одно из его ярких порождений — явление моды, постоянной сменяемости стилей — тяжким бременем ложится на общественное производство, требуя его приспособления к этой непрерывной гонке. По мере роста богатства одежда быстрее «морально устаревает» и должна заменяться другой, более престижной, что приводит к расточению созданных материальных благ. «Особое выражение в моделях одежды находит правило материального расточения, хотя в одних и тех же моделях представлены и примеры других, родственных принципов денежной репутации. Действенно служат своему назначению другие способы доказательства денежного положения, и они в моде всегда и во всем, однако у расходов на одежду есть то преимущество над большинством других способов, что наше одеяние всегда служит свидетельством нашего денежного положения, указывая на него при первом же взгляде всякого постороннего наблюдателя», — писал Веблен. Также верно, утверждал Веблен, что в одежде более явно присутствует и, может быть, практикуется всеми в большей мере, чем в любой другой сфере потребления, общепризнанное желание расходовать напоказ.

    Нужно вспомнить время, когда это было им сказано и в котором он жил. Однако, следуя теории Веблена, можно одеваться и скромно, это еще ничего не значит. В наше время в определенной среде стало модным подражать «праздному классу» в одежде, аксессуарах, манере вести себя. В настоящее время в одежде любой представитель невысокого класса может сравниться со вселенским богачом. С тех пор как вышли из моды броши в 20 карат, любой английский парень может за год накопить деньги и купить костюм за 2000 фунтов стерлингов, да еще в том же магазине, где одевается элита. Да, они не могут сравняться в дороговизне автомобилей или загородных домов, но в одежде — могут. А вот в эпоху Веблена одежда — была одеждой, а ценным было другое — происхождение. В конце ХIХ — начале ХХ века еще ценилась история семьи. Когда в США во время «золотой лихорадки» люди без происхождения становились сказочно богатыми, покупали себе дорогую одежду, все равно они выдавали себя своими манерами, темами для разговоров и образом времяпрепровождения. Есть какой-то диссонанс в том, какой костюм перед вами, и кто под ним в данный момент находится.

    При этом важно держать в уме, что истинных состоятельных людей и настоящих крупных руководителей компаний ошибочно считать простачками, которых может ослепить бренд вашего костюма. Во время деловой беседы рано или поздно возникнет праздная тема, в которой представитель среднего или бедного класса ничего не смыслит. Например, гольф. Где вы покупаете клюшки? Какие? В каком клубе вы играете? Сколько стоит членство? Иными словами, костюм доказывает, что человек, можно сказать, элита. Но костюма недостаточно — кругозор и воспитание выдаст человека, не принадлежащего к праздному классу.

    В наше время респектабельно одеваются врачи и музыканты, телеведущие и адвокаты, но ведь их нельзя отнести к «праздному классу». Также в определенной среде стало модным подражать «праздному классу» в одежде, аксессуарах, манере вести себя. В настоящее время в одежде любой представитель невысокого класса может сравниться со вселенским богачом. Многие внешние отличия между «праздным классом» и «трудовым классом» стерты.

    Итак, в наше время многие внешние отличия между «праздным классом» и «трудовым классом» стерты. Таким образом, владение большей собственностью предполагает повышение престижа статуса, рост социального положения. Поэтому «современному праздному классу» необходимо постоянно демонстрировать свое богатство в целях формирования и поддержания общественного мнения.


    1. Заключение

    В «Теории праздного класса» Торстен Веблен (1857-1929) развивает свою историко-экономическую концепцию, сочетая исследование настоящего состояния социальных явлений с эволюционно-генетическим анализом их прошлого на основе изучения исторических источников.

    Т. Веблен – один из создателей социологической концепции потребления. Он поставил в центр исследований не «рационального», а «живого» человека и попытался определить, чем диктуется его поведение на рынке.

    Веблен доказал, что в рыночной экономике потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, вынуждающих их принимать неразумные решения.

    Центральным для своего общества, Веблен считал институт праздного класса. Отличительной чертой которого, являлась агрессивность, хищничество и паразитизм, связанные с частной собственностью. Собственность возникла «как трофей победы» над более сильным и является противопоставлением непроизводительной деятельности труду.

    Важнейшим из критериев является потребление напоказ, демонстративное потребление дорогостоящих товаров. Покупка товаров по принципу престижной дороговизны может спровоцировать или наоборот понизить спрос на определенные товары. Данный эффект – эффект покупки дорогих товаров, чтобы подчеркнуть свой социальный статус получил название эффект Веблена.

    Таким образом, внешние признаки отличий «праздного класса» от других классов содержались в выставленном напоказ безделье и потреблении, которое было рассчитано на демонстрирование богатства.

    Однако, несмотря на объективно различающееся материальное положение представителей различных классов, Веблен акцентирует внимание читателей на том, что различия между классами представляют собой исключительно различия в сознании.

    Конечно, помимо различий в сознании, имеются ещё и вещественные символы социального статуса. Обычно это такие предметы потребления, которые свидетельствуют косвенным способом на принадлежность личности к тому или другому классу посредством характеристик потребления человека. В своей книге Т. Веблен показывает, как хищничество-праздность проявляется во всех областях жизни: мода, семейные обязанности, спорт и благочестие, даже благотворительность и образование и воспитание

    Двигателем развития общества является развитие экономики, промышленного производства, которое опережает развитие социальных институтов, норм социальной жизни и влечет за собой их изменения. Главную роль в этом призвана играть технократия – все специалисты и руководители производственного процесса, которые являются носителями интересов развития производства, науки и техники, роста общественного и индивидуального благосостояния в противовес частнособственническим, корыстным интересам бизнесменов.

    В сценарии будущего Веблена предполагается забастовка технических специалистов, которая сразу приведет к «параличу старого порядка» и заставит бизнесменов отказаться от руководящих позиций в производстве, от власти. Веблен утверждает, что достаточно объединится незначительному числу инженеров, чтобы «праздный класс» добровольно отказался от власти.


    1. Список литературы

      1. Веблен Т. Теория «праздного класса». – М.: Прогресс, 1984.

      2. Грановский В. Выбор одежды «праздным классом» // Социум, 19 октября 2007. - № 9. – С. 23-25



    написать администратору сайта