№ урока по теме/по порядку
| Дата
проведения
по плану
| Содержание учебного материала (тема урока)
| Код КЭС
| Код ПРО
| Осваиваемые учебные действия (умения)
| Примечание
|
ВВЕДЕНИЕ – 3 часа.
|
1/1
|
| Что изучает физическая география России. Географическое положение России.
| 4.1.1.
| 4.1.1.
| 4.1.1.1.1.Называть различные источники географической информации и методы получения географической информации.
| П/Р№1-об
Характеристика географического положения России.
|
2/2
|
| Что изучает физическая география России. Географическое положение России.
| 4.1.1.
| 4.1.1.
| 4.1.1.2. Определять географическое положение России.
| Р.С.-1 Освоение Архангельской области.
П/Р№2-тр. Сравнение географического положения России и других стран.
|
3/3
|
| Россия на карте часовых поясов.
| 4.1.1.
| 4.1.1.
| 4.1.1.4. Определять поясное время.
| Р.С.-2 – Определение поясного времени для Архангельской области.
П/Р№3 Определение поясного времени для разных городов России.
|
РАЗДЕЛ № 1 ПРИРОДА - 38 часов.
Тема: Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы – 7 часов.
|
1/4
|
| Особенности рельефа России.
| 4.2.1.
| 4.2.1.
| 4.2.1.1. Называть и показывать крупные равнины и горы..
| Работа с тематическими картами атласа.
ВКР № 1 (стартовая диагностика)
|
2/5
|
| Геологическое летоисчисление.
| 4.2.1.
| 4.2.1.
| 4.2.1.1. Выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям.
| Работа с тематическими картами атласа.
|
3/6
|
| Минеральные ресурсы России.
| 4.2.1.
| 4.2.1.
| 4.2.1.2. Показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых.
|
|
4/7
|
| Объяснение зависимости между расположением форм рельефа и п /и.
| 4.2.1.
| 4.2.1.
| 4.2.1.2.Объяснять закономерности их размещения.
| П/Р№4 Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.
|
5/8
|
| Особенности рельефа Архангельской области.
| 4.2.1.
| 4.2.1.
| 4.2.1.3. Делать описания отдельных форм рельефа по картам.
| Р.С.-3 Особенности рельефа Архангельской области.
|
6/9
|
| Полезные ископаемые Архангельской области.
| 4.2.1.
| 4.2.1.
| 4.2.1.3. Приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов. Делать описания отдельных форм рельефа по картам.
| Р.С.-4 Полезные ископаемые Архангельской области.
|
7/10
|
| Нанесение на карту форм рельефа и п/и России.
| 4.2.1.
| 4.2.1.
| 4.2.1.2. Показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых. Объяснять закономерности их размещения
|
|
Тема: Климат и агроклиматические ресурсы - 7 часов.
|
1/11
|
| Факторы, влияющие на климат России.
| 4.2.2.
| 4.2.1.
| 4.2.1.4. Определять характерные особенности климата России.
|
|
2/12
|
| Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны.
| 4.2.2.
| 4.2.1.
| 4.2.1.4. Определять характерные особенности климата России.
|
|
3/13
|
| Определение закономерностей распространения тепла и влаги на территории России.
| 4.2.2.
| 4.2.1.
| 4.2.1.4. С помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации.
| П/Р№5 Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.
|
4/14
|
| Типы климатов России.
| 4.2.2.
| 4.2.1.
| 4.2.1.4. Определять характерные особенности климата России.
|
|
5/15
|
| Синоптическая карта.
| 4.2.2.
| 4.2.1.
| 4.2.1.4. Определять характерные особенности климата России
| П/Р №6 Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогнозов погоды.
|
6/16
|
| Климат Архангельской области.
| 4.2.2.
| 4.2.1.
| 4.2.1.5. Приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни.
| Р.С. -5 Климат Архангельской области.
|
7/18
|
| Агроклиматические ресурсы Архангельской области.
| 4.2.2.
| 4.2.1.
| 4.2.1.5. Приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни.
| Р.С.- 6 Агроклиматические ресурсы Архангельской области.
П/Р №7 Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
|
Тема Внутренние воды и водные ресурсы - 7 часов.
|
1/19
|
| Внутренние воды и водные ресурсы.
| 4.2.3.
| 4.2.1.
| 4.2.1.6. Называть и показывать крупнейшие реки, озера. Используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов. Оценивать водные ресурсы.
|
|
2/20
|
| Реки.
| 4.2.3.
| 4.2.1.
| 4.2.1.6. Называть и показывать крупнейшие реки.
|
|
3/21
|
| Составление характеристики реки.
| 4.2.3.
|
| 4.2.1.6. Давать характеристику отдельных водных объектов.
| П/Р№8 Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.
Р.С. -7 Характеристика Северной Двины.
|
4/22
|
| Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.
| 4.2.3.
| 4.2.1.
| 4.2.1.6. Называть и показывать крупнейшие озера.
| Р.С.-8 Озера, болота, многолетняя мерзлота Архангельской области.
|
5/23
|
| Нанесение на карту рек и озер, границы многолетней мерзлоты.
| 4.2.3.
| 4.2.1.
| 4.2.1.6. Используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов.
|
|
6/24
|
| Объяснение размещения разных видов вод суши . Охрана вод в России и Архангельской области.
| 4.2.3.
| 4.2.1.
| 4.2.1.6. . Оценивать водные ресурсы.
| Р.С.-9 Охрана вод в России и Архангельской области.
П/Р№9 Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ним опасных природных явлений на территории страны, их зависимости от рельефа и климата.
|
7/25
|
| Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.
| 4.2.3.
| 4.2.1.
| 4.2.1.6. Оценивать водные ресурсы.
| Р.С. - 10 Обеспеченность Архангельской области водными ресурсами.
П/Р№10 Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.
|
Тема: Почва и почвенные ресурсы – 4 часа.
|
1/26
|
| Образование почв и их разнообразие.
| 4.2.4.
| 4.2.1.
| 4.2.1.7. Называть факторы почвообразования. Используя карту, называть типы почв и их свойства.
|
|
|
| Образование почв и их разнообразие.
| 4.2.4.
| 4.2.1.
| 4.2.1.7. Называть факторы почвообразования. Используя карту, называть типы почв и их свойства.
|
|
3/27
|
| Выявление условий почвообразования. Знакомство с образцами почв.
| 4.2.4.
| 4.2.1
| Называть факторы почвообразования.
| П/Р№11 Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования.
|
3/28
|
| Почвы Архангельской области.
| 4.2.4.
| 4.2.1
| 4.2.1.7. Используя карту, называть типы почв и их свойства.
| Р./С. 11 Почвы Архангельской области.
|
Тема: Растительный и животный мир - 5 часов.
|
1/29
|
| Растительный мир России.
| 4.2.5.
| 4.2.1.
| 4.2.1.8. Объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры. Называть меры по охране растений и животных.
| Подготовка и защита презентации, проекта.
|
2/30
|
| Животный мир. Охрана органического мир
| 4.2.5.
| 4.2.1.
| 4.2.1.8. Объяснять разнообразие живитных сообществ на территории России, приводить примеры.
| Подготовка и защита презентации, проекта.
|
3/31
|
| Охрана биологических ресурсов.
| 4.2.5.
| 4.2.1.
| 4.2.1.8. Называть меры по охране растений и животных.
|
|
4/32
|
| Растительный и животный мир Архангельской области и его охрана.
| 4.2.5.
| 4.2.1.
| 4.2.1.8. Объяснять разнообразие растительных сообществ и животных на территории России, приводить примеры.
| Р.С.-12 Растительный и животный мир Архангельской области и его охрана.
|
5/33
|
| Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях.
| 4.2.5.
| 4.2.1.
| 4.2.1.8. Называть меры по охране растений и животных.
| П/Р№12 Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.
|
Тема: Природное районирование - 8 часов.
|
1/34
|
| Разнообразие природных комплексов России.
| 4.3.1.
| 4.3.1.
| 4.3.1.1. Объяснять необходимость природного районирования территории страны, важность изучения свойств ПТК, читать карту устойчивости ПТК.
|
|
2/35
|
| Моря, как крупные природные комплексы.
| 4.3.6.
| 4.3.1.
| 4.3.1.1. Объяснять необходимость природного районирования территории страны
| Р.С.-13 Моря, омывающие территорию Архангельской области.
|
3/36
|
| Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра.
| 4.3.1.
| 4.3.1.
| 4.3.1.1.Объяснять необходимость природного районирования территории страны
|
|
4/37
|
| Лесные зоны России.
| 4.3.1.
| 4.3.1.
| 4.3.1.1. Объяснять необходимость природного районирования территории страны
|
|
5/38
|
| Безлесные зоны на юге России
| 4.3.1.
| 4.3.1.
| Объяснять необходимость природного районирования территории страны
|
|
6/39
|
| Высотная поясность.
| 4.3.1.
| 4.3.1.
| 4.3.1.1. Объяснять необходимость природного районирования территории страны
|
|
7/40
|
| Природные зоны Архангельской области.
| 4.3.1.
| 4.3.1.
| 4.3.1.2. Приводить примеры различных антропогенных природных комплексов, взаимного влияния человека и окружающей среды.
| Р.С.-14 Природные зоны Архангельской области.
|
8/41
|
| Нанесение на карту природных зон России.
| 4.3.1.
| 4.3.1.
| 4.3.1.1. Читать карту устойчивости ПТК.
|
|
РАЗДЕЛ № 2 КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ - 20 часов. |
1/42
|
| Русская равнина.
| 4.3.2.
| 4.3.1.
| 4.3.1.3. Анализировать рациональность использования природных условий и ресурсов в разных природных зонах России.
|
|
2/43
|
| Природные комплексы Русской равнины.
| 4.3.3.
| 4.3.1.
| 4.3.1.4.Объяснять взаимосвязь природных особенностей и видов хозяйственной деятельности человека в пределах отдельных природно - хозяйственных зон.
|
|
3/44
|
| Природные ресурсы Русской равнины и проблемы рационального использования.
| 4.3.4.
4.3.5.
| 4.3.1
| 4.3.1.3. Анализировать рациональность использования природных условий и ресурсов в разных природных зонах России
|
|
4/45
|
| Крым
| 4.3..6.
| 4.3.1.
| 4.3.1.4.Объяснять взаимосвязь природных особенностей и видов хозяйственной деятельности человека в пределах отдельных природно - хозяйственных зон.
|
|
5/46
|
| Кавказ.
| 4.3.8.
| 4.3.1
| 4.3.1.4.Объяснять взаимосвязь природных особенностей и видов хозяйственной деятельности человека в пределах отдельных природно - хозяйственных зон.
|
|
6/47
|
| Природные комплексы Северного Кавказа.
| 4.3.8.
| 4.3.1
| 4.3.1.4. Выявлять признаки (на основе сопоставления и анализа карт) преобразования природных зон в природно – хозяйственные
|
|
7/48
|
| Урал.
| 4.3.9.
| 4.3.1
| 4.3.1.4. Объяснять взаимосвязь природных особенностей и видов хозяйственной деятельности человека в пределах отдельных природно - хозяйственных зон.
|
|
8/49
|
| Своеобразие природы Урала.
| 4.3.9.
| 4.3.1
| 4.3.1.4. Выявлять признаки (на основе сопоставления и анализа карт) преобразования природных зон в природно – хозяйственные
|
|
9/50
|
| Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала.
| 4.3.9.
| 4.3.1
| 4.3.1.4. Выявлять признаки (на основе сопоставления и анализа карт) преобразования природных зон в природно – хозяйственные
| Анализ тематических карт.
|
10/51
|
| Западная Сибирь.
| 4.3.10.
| 4.3.1
| 4.3.1.4. Объяснять взаимосвязь природных особенностей и видов хозяйственной деятельности человека в пределах отдельных природно - хозяйственных зон.
|
|
11/52
|
| Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и проблемы их освоения.
| 4.3.10.
| 4.3.1
| 4.3.1.4. Выявлять признаки (на основе сопоставления и анализа карт) преобразования природных зон в природно – хозяйственные
|
|
12/53
|
| Оценка природных условий и ресурсов в результате хозяйственной деятельности в Западной Сибири.
| 4.3.10.
| 4.3.1
| 4.3.1.4. Выявлять признаки (на основе сопоставления и анализа карт) преобразования природных зон в природно – хозяйственные
| П/Р№13 Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.
|
13/54
|
| Восточная Сибирь.
| 4.3.11.
| 4.3.1
| 4.3.1.4. Объяснять взаимосвязь природных особенностей и видов хозяйственной деятельности человека в пределах отдельных природно - хозяйственных зон.
|
|
14/55
|
| Природные комплексы Восточной Сибири.
| 4.3.11.
| 4.3.1
| 4.3.1.3. Анализировать рациональность использования природных условий и ресурсов в разных природных зонах России.
|
|
15/56
|
| Озеро Байкал.
| 4.3.12.
| 4.3.1
| 4.3.1.3. Анализировать рациональность использования природных условий и ресурсов в разных природных зонах России
| Сообщения
|
16/57
|
| Пояс гор Южной Сибири.
| 4.3.12.
| 4.3.1
| 4.3.1.4. Объяснять взаимосвязь природных особенностей и видов хозяйственной деятельности человека в пределах отдельных природно - хозяйственных зон.
|
|
17/58
|
| Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их рационального освоения.
| 4.3.12.
| 4.3.1
| 4.3.1.3. Анализировать рациональность использования природных условий и ресурсов в разных природных зонах России.
|
|
18/59
|
| Дальний Восток.
| 4.3.13.
| 4.3.1
| 4.3.1.4. Объяснять взаимосвязь природных особенностей и видов хозяйственной деятельности человека в пределах отдельных природно - хозяйственных зон.
|
|
19/60
|
| Природные комплексы Дальнего Востока.
| 4.3.13.
| 4.3.1
| 4.3.1.3. Анализировать рациональность использования природных условий и ресурсов в разных природных зонах России.
| Анализ тематических карт.
|
20/61
|
| Природные комплексы Дальнего Востока.
| 4.3.13.
| 4.3.1
| 4.3.1.3. Анализировать рациональность использования природных условий и ресурсов в разных природных зонах России.
|
|
РАЗДЕЛ №3 ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК - 3 часа
|
1/62
|
| Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.
| 4.3.2.
| 4.3.1.
| 4.3.1.5. Давать комплексную физико-географическую характеристику объектов.
|
|
2/63
|
| Антропогенное воздействие на природу России и Архангельской области.
| 4.3.2.
| 4.3.1.
| 4.3.1.6.Оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей.
| Р.С.-15 Антропогенное воздействие на природу Архангельской области.
|
3/64
|
| Экологические проблемы России и Архангельской области.
| 4.3.2.
| 4.3.1.
| 4.3.1.6.Оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей.
| Р.С.-16 Экологические проблемы Архангельской области.
|
РАЗДЕЛ №4 ОБОБЩЕНИЕ – 4 часа.
|
1/65
|
| ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА.
| 4.2.1.
| 4.2.1.
| 4.2.1.6. Называть и показывать крупнейшие реки, озера. Используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов. Оценивать водные ресурсы.
|
|
2/66
|
| Повторение знаний по теме: «Природное районирование».
| 4.3.1.
| 4.3.1.
| 4.3.1.1. Объяснять необходимость природного районирования территории страны, важность изучения свойств ПТК, читать карту устойчивости ПТК.
| Проверочная работа №2 за курс 8 класса (промежуточная аттестация)
|
3/67
|
| Повторение знаний по теме: «Крупные природные комплексы».
| 4.3.1.
| 4.3.1.
| 4.3.1.4.Объяснять взаимосвязь природных особенностей и видов хозяйственной деятельности человека в пределах отдельных природно - хозяйственных зон.
| Анализ тематических карт.
|
4/68
|
| Повторение знаний по теме: « Крупные природные комплексы».
| 4.3.1.
| 4.3.1.
| 4.3.1.3. Анализировать рациональность использования природных условий и ресурсов в разных природных зонах России.
| Работа с атласом.
|