Главная страница

Лекционные материалы по социально-культурной деятельности. 8. Лекционные материалы СКД. Тема теоретические основы социальнокультурной деятельности


Скачать 0.77 Mb.
НазваниеТема теоретические основы социальнокультурной деятельности
АнкорЛекционные материалы по социально-культурной деятельности
Дата14.01.2020
Размер0.77 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла8. Лекционные материалы СКД.doc
ТипДокументы
#103921
страница2 из 4

Подборка по базе: ЕП. Тема 11. Асташова.docx, 1 тема.odt, +Методологические основы оценки.pptx, Дыхательная система тема №2 (ЛФ, ПФ).docx, План деятельности группы экологического аудита.docx, Основы механики (учебные основы).pdf, 316а КАНАПЬЯ Аружан 1 тема Введение в онкологию.docx, Раздел 1.3. Тема 1. ЕИС.pdf, 5fan_ru_Анализ инвестиционной и инновационной деятельности предп, ЭУМК Основы кризисной психологии.docx
1   2   3   4
Тема 3: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА.

1. Система социальных институтов.

1.1. Субъекты социально-культурной деятельности.

СКД характеризуется многообразием субъектов и спецификой мотивов и проявлений их межсубъектных отношений – политических, экономических, социальных культурных.

Обобщенный субъект СКД – сообщество социально-культурных институтов и отдельных лиц (специалистов, ученых, управленцев, воспитателей), которые в индивидуальном и групповом порядке, на профессиональной и непрофессиональной основе участвуют в производстве, распространении культурных ценностей – продуктов, благ и услуг.

Классификация субъектов СКД:

1. По форме принадлежности:

  • Государственные – муниципальные СК учреждения, организации и предприятия;

  • Кооперативные (акционерные);

  • Частные, индивидуальные, семейные – осуществляют СКД на условиях аренды, индивидуальной или семейной основе;

  • Смешанные – совместные.

2. По влиянию на характер и содержание СКД – семья, трудовой коллектив, совместного досуга.

3. По территориальному принципу.

4. по отраслевому признаку

Взаимодействие субъектов прослеживается в процессе реализации социально-культурной политики (3 уровня):

Государственный – госбюджетные массовые и специализированные учреждения культуры, образования, искусства, досуга, спорта.

Негосударственный – общественные организации и движения, проводит СК программы по месту жительства;

Семья.

1.2. Социально-культурные институты – целостные образования, возникающие и функционирующие для совместной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решению социально-культурных задач.

Активно действующий субъект нормативного или учрежденческого типа, обладающий формальными или неформальными полномочиями, конкретными ресурсами и средствами, выполняющий в обществе социально-культурную функцию.

С т.зр. функционально-целевой направленности 2 уровня:

Нормативный – СКИ как исторически сложившаяся в обществе совокупность определенных культурных, морально-этических, эстетических норм, обычаев, традиций.

Семья, язык, религия, фольклор, наука, искусство.

Функции: социализирующая, ориентирующая (кодексы поведения), санкционирующая (регуляция поведения, защита норм), церемониально-ситуационная.

Учрежденческий – службы, структуры и организации, обладающие административным, социальным статусом, общественным назначением.

Учреждения культуры, административные органы и т.п.

Каждый СКИ можно рассматривать с:

  • Внешней, статусной т зр.

  • Внутренней, содержательной т.зр.

Классификация СКИ по ролевой функции по отношению к потребителям:

Первая группа – СКИ, производящие духовные ценности: идеология, политика, право, искусства …

Вторая группа – СКИ, занятые коммуникацией духовных ценностей: пресса, СМИ, библиотеки, музеи, презентации…

Третья группа – СКИ, организовывающие неформальную творческую деячтельность: семья, клубы, карнавалы и т.п.

2. Семья как социально-культурный институт

Функции семьи:

  • Репродуктивная,

  • Экономическая,

  • Воспитательная,

  • Хозяйственно-бытовая,

  • Эмоциональная,

  • Сексуальная,

  • Рекреативная,

  • Досуговая.

Проблемы на современном этапе:

Утрата идей народной педагогики,

Ослабление семейно-бытовых отношений,

Отстранение от участия в процессе воспитания детей,

Низкая социально-психологическая культура,

Социально-бытовые проблемы

Необходимые действия:

Использование резервов СКИ, координация их деятельности;

Ориентация на общесемейный досуг;

Программа материнства и детства

Усиление роли родительской общественности.
3. Государство как социокультурный институт.
Органы власти различного уровня выступают как субъекты разработки и проведения в жизнь социально-культурной политики, программ социально-культурного развития.

Государственная культурная политика – совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию, распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры. Она находит отражение в федеральных государственных программах.

Основной принцип политики: на государство возлагаются широкие обязанности по отношению к социально-культурной сфере, но оно не правомочно допускать административное вмешательство и жесткую регламентацию.

Государство обязано обеспечивать условия для общедоступности культурных ценностей и благ.

Имеет право использовать налоговую и ценовую политику для стимуляции деятельности различных предприятий и организаций культуры (в т.ч. долевое участие в негосударственных мероприятиях).

Приоритетом государственной поддержки пользуются учреждения образовательной направленности.

Органы власти обеспечивают права и свободы (их защиту) всех субъектов СКД.

Государство берет ответственность за сохранение памятников истории и культуры (имеет приоритет в приобретении культурных ценностей).

Государство вправе регулировать перемещение культурных ценностей.

Государство должно быть заинтересовано в создании и развитии многочисленных альтернативных структур культурной жизни.

Как осуществляется социально-культурная политика:

  • Законодательная власть (депутаты) определяют приоритеты культурного развития региона, принимают концепцию социально-культурной политики (предварительная экспертиза);

  • Исполнительная власть (администрация города, области, района) разрабатывает механизм реализации концепции и ресурсное обеспечение, принимает нормативные документы;

  • Применение конкретных социально-культурных технологий, обратная связь.


4. Общественно - добровольные формирования.
Роль общественных формирований в социально - культурной деятельности:

  • Дают возможность применить свои силы и способности в разнообразных видах СКД.

  • Обеспечивают массовый охват населения, свободу выбора.

  • Косвенно влияют на государственную культурную политику.

В процессе развития и укрепления сотрудничества общественных формирований и учреждений культуры 2 тенденции:

1. выделение своих обязанностей и функций общественных формирований

2. усиление единства и координации действий на базе общих функций.

Общественное формирование – добровольный, самоуправляемый, некоммерческий общественный институт, созданный по инициативе граждан, объединившихся на основе общности социальных и культурных интересов для реализации общих целей, обозначенных в уставе объединения.

Правовая основа: Гражданский кодекс РФ, законы РФ «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О некоммерческих организациях».

Разделяют:

Общественные организации – обязательно членство, устав, имущество, право юридического лица (профсоюзы и т.п.).

Общественное движение – массовое коллективное действие для достижения глобальных целей (охрана природы, продвижение талантов и т.п. «Зеленые» и т.п.)

Социально-культурная инициатива – выдвижение и реализация проектов, программ.

Общественный фонд – не имеет членства, формирует имущество на основе добровольных взносов и других поступлений, разделяются по целевым категориям (детские, женские, молодежные), по направленности содержания (социальные, пенсионные, образовательные, медицинские) по составу учредителей (ассоциированные с коммерцией, благотворительные, благотворительные корпоративные, независимые).

Наиболее глобальное общественное объединение – профсоюзы.

Всероссийский фонд культуры (Фонд славянской письменности, Общество русской православной культуры и т.п.)

Общество охраны памятников истории и культуры

Российский фонд милосердия и здоровья, Всероссийское общество инвалидов, Красный крест – систематическая материальная и социальная поддержка. Работа с волонтерами.

Детские и молодежные организации: скауты, пионеры, Ассоциация молодых журналистов и др.

Неформальные группы и объединения: политические, экологические, эпатажные (панки, рокеры), клубы по интересам.

Женские организации – Союз женщин, Движение солдатских матерей.

Ветеранские формирования: Союз ветеранов ВС, Афганистана, Ветераны Космоса и т.п.

Конфессиональные объединения – Армия спасения, Правосланый Фонд, Исламский Конгресс…

Научные, научно-технические, просветительские общества.

Экологические организации

Досуговые общества и объединения – рыболовы, туристы и т.п.

Клубы любителей животных

Физкультурно-спортивные клубы

Художественно-творческие объединения, творческие союзы

5. Трудовой коллектив как социальный институт.

Классификация трудовых коллективов:

1. по сфере функционирования

Сферы, в которых функционирует коллектив

Вид коллектива

Управление

Управленческие

Материальное производство

Промышленные, сельскохозяйственные, строительные, транспортные.

Торговля. Бытовое обслуживание

Обслуживание

Образование, здравоохранение, физкультура и спорт

Педагогические, лечебные, оздоровительные

Наука, культура, искусство

Творческие (научные, информационные, художественные)

Армия

Военные


2. по форме собственности

Формы собственности

Вид коллектива

Государственная

Государственные организации и предприятия

Кооперативная, акционерная

Акционерные предприятия и организации сферы досуга

Частная, индивидуальная, семейная

Частные (приватизированные) предприятия, осуществляющие деятельность на индивидуальной или семейной основе.

Смешанная

Совместные предприятия и организации

Корпоративная культура организации досуга – посещение выставок, концертов, организации рекреативного отдыха, домашняя «индустрия досуга», шефская деятельность. Зависит от уровня корпоративного мышления, общности ценностей и норм.
6. Коммерческие структуры в социально - культурной сфере.

Восполняет дефицит в досуговых услугах государственной сферы. Ориентируется на спрос, рыночные отношения.

Возможно полностью коммерческая ориентация (мотив – зарабатывание денег), или сотрудничество с общественными организациями (мотивы помощи).

Виды:

Коммерческие клубы открытого и закрытого типа, индустрия развлечения.

Оказание информационно-консультативной помощи (экспертиза, мониторинг)

Инвестиционная политика (контракты, кредитование, обслуживание фирм)

Помощь в обеспечении материально-технической базы (оборудование, костюмы)

Принципы деятельности:

Самоокупаемость – полностью возмещает издержки за счет выручки за выполняемую деятельность.

Самофинансирование – все затраты (оснащение, зарплата) за счет заработанных средств.

7. Учреждения и организации социально - культурной сферы.
Клубные учреждения и современные клубные структуры как социально -культурные центры самодеятельного творчества, отдыха и обучения.

Центры досуга в сфере свободного времени. Библиотеки, музеи, парки. Типы библиотек. Классификация музеев и парков. Функции и основные формы деятельности.

Учреждение дополнительного образования. Типы и характеристики. Санаторно -курортные, спортивно — оздоровительные центры. Организации и учреждения туризма, экскурсий.


8. Роль средств массовой информации в решении

социально-культурных проблем.

Журналистика («четвертая власть»):

  • Средство управления, посредник между субъектом управления (законодательной, исполнительной, судебной властью) и объектом (народом);

  • Источник адекватной информации о различных явлениях в виде событийного или проблемного ряда.

  • Арена свободного обмена мнениями

  • Канал распространения знаний, норм и ценностей, инструмент развития общественного сознания.

Основные функции средств массовой информации:

    1. Планирование и транслирование информации с привлечением представителей культуры и искусства

    2. Инициирование и проведение социально-культурных акций

    3. Воспроизводство, взаимообмен, взаимообогащение социокультурных технологии в среде культуры, искусства, досуга, спорта.

Характерные черты: массовость, оперативность, мобильность, доступность.

Печать: доступность, индивидуальность потребления, престижность – плюсы. Недостатки – трудность доставки, высокие затраты, ограниченность площади и объема информации.

Радио: возможность оперативной подачи информации, звук, дешевизна, удобство пользования. Недостатки – отсутствие зрительного восприятия, вредное воздействие на слух, противоречивость сообщений, короткая жизнь информации.

Телевидение – глобальность, возможность сохранения, организация досуга, суггестивность воздействия. Недостатки – затраты, опасность негативной информации.

Новый вид – Интернет.
Тема 5. Социологические исследования развития социально -культурной сферы и народного художественного творчества.
Социология – наука об обществе как о целостной системе, законах его развития и функционировании, включая все его структуры, общности, подсистемы, развитие всех возможных форм социума.

Методология социальных исследований – совокупность приемов исследования (методика, техника, процедура).

Диагностика – необходимое условие для разработки социокультурных технологий. Процесс выявления и изучения признаков, характеризующих современное состояние социокультурных процессов, для прогнозирования дальнейшего развития, выработку рекомендаций для коррекции.

Изучают следующие факторы:

  • Демографические

  • Природно-географические и экологические

  • Экономические

  • Научно-технические

  • Политические

  • Правовые

  • Культурные

  • Социальные.

Классификация исследований

1. По научной глубине и степени сложности:

  • разведывательные (простые)

  • описательные

  • аналитические (масштабные научные исследования)

2. По месту проведения

  • лабораторные (в специальных условиях)

  • полевые (естественные)

3. по срокам проведения:

  • плановые, повторные

  • оперативные, разовые

4. по методу:

  • опрос (анкетирование, интервью)

  • наблюдение

  • эксперимент

  • контент-анализ

  • социометрия

  • экспертная оценка

Программа социологического исследования досуга:

1. выбор темы исследования

2. проблема исследования

3. цель исследования

4. конкретизация задач

5. объект исследования, предмет исследования

6. гипотеза

7. определение объема выборки

8. план исследования

9. характеристика метода

10. инструментарий (набор документов)

11. обработка результатов.

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

Исследование текстовых материалов (СМИ, документы, письма, сочинения и т.п.) по отдельным темам и направлениям. Нахождение ключевых признаков, черт, свойств, отражающих содержание

Необходимо определить тему, объекты исследования, единицы анализа (смысловые понятия). Выявить частоту употребления понятий.

Схема сбора информации:

  • Название документа

  • Дата выхода в свет

  • Ключевые слова, понятия. Тема.

  • Жанр материала

  • Автор материала

  • Научно-методический уровень материала: профессиональный, средний, низкий, критический и т.п.

  • Эффективность публикации

  • Выводы и рекомендации.

Контент-анализ способствует выявлению объективной картины газетных публикаций о досуге, выявления положительного опыта, нерешенных проблем, проведению сравнительного анализа социальной значимости различных видов досуговой деятельности.
НАБЛЮДЕНИЕ

Метод предполагает непосредственное изучение и фиксацию поведения исследуемого объекта в реальных ситуациях, реакции на события, акции и т.д.

Виды: полевое, лабораторное, систематическое, случайное, включенное (исследователь как член сообщества), не включенное (со стороны), формализованное, не формализованное (фиксируется или нет).

Значительно подвержено субъективности наблюдателя.

Программа наблюдения:

  • Определение цели и задач

  • Выбор объекта, субъекта и ситуации наблюдения (комплекс условий), предмета (признаки, свойства, формы проведения досуга)

  • Определение признаков, которые отслеживаются (реакция аудитории, действия и т.д.)

  • Выбор способов регистрации (карточки, протоколы, таблицы, дневники)

  • Обработка результатов. Выводы.


ЭКСПЕРИМЕНТ

Создание специальных условий, обстановки, среды с целью выявления особенностей исследуемого объекта – личности, группы людей, явления, способа производства культурного продукта, благ, услуг, проведения культурной акции и т.д.

Виды: естественный (полевой) и искусственный (лабораторный); формирующий (преобразующий, введение инноваций, проверка эффективности), диагностирующий (констатирующий – фиксирует состояние на данный момент); контролирующий (оценивает, проверяет зависимость), поисковый (разведывательный, получение новых данных). Педагогический эксперимент – выявляет зависимость между условиями, методами, воздействиями и ризультатами.

Всегда присутствует два сопоставляемых объекта – экспериментальный и контрольный и независимая переменная (то, что мы вводим – метод, прием, воздействие – реклама, мотивация, коммерциализация).
АНКЕТИРОВАНИЕ (интервью, опрос)

Анкета – на бумаге, опрос – устный, письменный, интервью – устное.

Виды:

  • По способу общения (прессовый, почтовый, раздаточный)

  • По месту проведения (проживание, работа, учеба – групповое, аудиторное)

  • По уровню стандартизации (одинаковые для всех вопросы, изменения вопроса в зависимости от возраста)

Правила анкеты:

1. «Шапка» - введение с обращением к респонденту (открытые и закрытые цели).

2. Набор вопросов (открытые – содержат ответы, закрытые – пишет сам) Не больше 15 вопросов.

3. «Паспортичка» – демографические данные. (может быть анонимной).

Любой опрос дает социальную информацию о состоянии общественного, группового, коллективного, индивидуального мнения о фактах, событиях, оценках.
ТЕСТИРОВАНИЕ

Стандартизированные методики, разрабатываются профессиональными психологами, социологами. Применяется для изучения интересов, ценностей, ориентации личности, особенностей личности и т.д. Строгие требования к процедуре проведения. Направления: выявление общего, что характерно для всех групп населения данного региона, изучение характерных особенностей различных групп и возрастов, диагностика индивидуальных различий.
СОЦИОМЕТРИЯ

Вид опроса, который выявляет межличностные отношения в группах и коллективах. Используется специальная опросная карточка. Затем составляется матрица. Может дать результат относительно структуры взаимоотношений, качества отношений в коллективе, установить место в группе того или иного человека (лидер, изгой, отверженный).
Комплексная диагностика предполагает совмещение методов.

Темы рефератов (примерные).

1.     Различные подходы к оценке сущности и системообразующих признаков социально-культурных технологий.

2.     «Нетрадиционные» оздоровительные технологии: медико-биологические, валеологические, ку­рортологические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные,

3.     Культуроориентированные технологии: технологии изучения, сохранения, восстановления (рестав­рации), освоения и использования культурных ценностей в современной среде.

4.     Культуротворческие технологии: техно­логии создания и развития культурных ценностей, техноло­гии творческого развития детей, подростков и взрослых.

5.     Технологии пред­принимательства и экономического обеспечения в со­циально-культурной сфере.

6.     Образовательные, обучающие, просветительные технологии.

7.     Ин­формационно-рекламные и коммуникативные технологии. Творчески развивающие, формирующие технологии.

8.     Компенсирующие технологии: реабилитационные, коррекционные, адаптационные.

9.     Индивидуально ориентированные технологии в социально-культурной среде.

10. Массовые, общедоступные технологии социаль­но-культурной деятельности. Технологии общественных связей в социокультурной среде.

11. Признак уровня инноватики и механизма осуществления нововведения в социокультурной сфере. Традиционные и нетрадиционные технологии.

12. Многообразие и классификация средств, форм и ме­тодов и их комплексное использование - характерная черта социально-культурных технологий.

13. Формы социально-культурной деятельности. Совре­менные тенденции в их развитии и обогащении.

14. Сущность и типология культурно-исторических и культуроохранных технологий.

15. Технологии организации краеведческой работы.

16. Реставрационные технологии по возвращению памятникам и культурным сооружениям первоначального назначения. Реновация утраченных памятников архитектуры. За и против. Международный опыт и нормы. Реалии и дискуссии 1990-х годов в России.

17. Вывоз культурных ценностей за рубеж в 1918-1930-е годы. Репатриация культурных ценностей за рубеж в 1990-2002 годы.

18. Технологии развития туристско-экскурсионных маршрутов на базе историко-культурных и историко-промышленных объектов.

19. Поисково-исследовательская работа по изучению «уходящих» технологий и ремесел.

20. Технологии творческого развития детей, подростков, взрослых в области культуры, самодеятельного творчества, техники, спорта.

21. Сущность рекреативных (восстановительных) техно­логий и их использование в процессе социально-культурной деятельности.

22. Использование традиций возрождаемой народной культуры.

23. Образование как вид социально-культурной деятель­ности. Ланкастерские школы в России и за рубежом.

24. Образовательные технологии работы с трудными и одаренны­ми детьми в практике социокультурных учреждений.

25. Арттерапия и культуротерапия как необходимые составляющие элементы социально-защитных технологий.

26. Меценатство, попе­чительство и социальное посредничество и сотрудничество в области культуры, искусства, образования, спорта.

27. Лекотерапия и сказкотерапия, как социокультурные технологии, на­правленные на реабилитацию детей с проблемами умствен­ного и физического развития.

28. Реабилитационные возможно­сти театрального искусства.

29. Терапевтический эффект занятий изобразительным искусством (арттерапия).

30. Диагностика, прогнозирование и программирование социально-культурных процессов.

31. Разработка целевых культурно-досуговых программ в учреждениях культуры, спорта, народного образования.

32. Разработка регионально ориентированных социально-культурных, культурно-образовательных, культуротворческих, культурно-досуговых и других проектов и программ.

33. Социокультурная инновация как возможная разновидность альтернативной технологии.

34. Инновационные технологии в социально-культурной сфере: взаимосвязь и взаимодополнение традиций и новаторства.

35. Технологии аудиовизуальной коммуникации, используемые в социокультурной деятельности. Региональный аспект.

36. Технология создания рекламно-информационного сайта для Интернет-сети. Программная реализация сайта.

37. Информационно-рекламное обеспечение социокультурных проектов и программ.

38. Конкретные национально-культурные и культурно-образова­тельные центры, национально-творческие дома, воскресные школы, студии.

39. Разработка примерных программ досуга для междуна­родного детского лагеря.

40. Социально-культурные процессы в России и Православная церковь.

41. Со­циализация детей и подростков, досуговые формы работы с семьей, изучение запросов и потребностей различных групп населения в сфере свободного времени.

42. Местные фонды и про­граммы социально-культурной поддержки и развития.

43. Приватизация и ее последствия для деятельности уч­реждений культуры, досуга.

44. Компьютерные технологии и виртуальная реальность в киноискусстве последнего десятилетия.

45. Музей и церковь: традиция прерванная, традиция живая – церковно-археологические музеи России.

46. Театральное искусство и театральная деятельность в регионе.

47. Основные тенденции развития народных искусств на Камчатке. Союз художников и другие творческие объединения. Выставочная деятельность.

48. Музыкальная культура и концертная деятельность на Камчатке. Общая картина. Музыкальное творчество. Конкурсы. Концертная деятельность.

49. Состояние объектов культурного наследия Камчатки. Историко-культурные территории. Исторические города и поселения.

50. Территории Всемирного наследия. Объекты культурного наследия как туристические объекты.

51. Состояние музейной сети. Музейный фонд. Оптимизация механизмов финансирования. Процесс модернизации в музеях.

52. Книгообеспеченность населения фондами публичных библиотек. Процесс модернизации в библиотеках.

53. Язык. Основные тенденции в развитии нормативного языка. Культура речи. Русский язык как государственный. Русский как иностранный.

54. Динамика количественных показателей в культуре Камчатки. Клубы. Театр. Музеи. Библиотеки. Кинотеатры. Музыкальные концерты. Цирки.

55. Концептуальная модель муниципального музея. Опыт и проект.

56. Провинциальные музеи Европы в XIX – начале XXI века.

57. Провинциальные музеи России в XIX – начале XXI века.

58. Гражданское общество и проблема человека на рубеже XX - XXI веков.

60. Современная музейная архитектура.

61. Военные музеи в мире и в России.

 

СПИСОК ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Боярский П.В. Введение в памятниковедение. М., 1990. - 218 с.

2.     Карпухин О.И. Культурная политика и менеждмент. М., 1998. - 174 с.

3.     Культура и культурная политика в России / Отв. ред. Бутенко И.А., Разлогов К.Э. М.: МОНФ, 2000.

4.     Культурное и природное наследие России. Вып. 1. М.: «Биоинформсервис», 1996.

6.     Российская музейная энциклопедия. В 2-х т. М., 2001.

7.     Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 1995.

8.     Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. – М.: Академический проект, 2003. – 560 с.

 

Законодательные акты и инструкции, документальные материалы

1.     Международные нормативные акты ЮНЕСКО. Конвенции, соглашения, протоколы, рекомендации, декларации. М., 1993.

2.     Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» // Российская газета. 1992. 17 ноября.

3.     О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации. - Федеральный закон. М.: Совет Федерации, 1996. - 30 с.

4.     О государственной политике по поддержке отечественной науки, культуры, образования и предпринимательства // Обозреватель. Спецвыпуск. 1994. - 115 с.

5.     О государственной политике в области культуры и туризма. Доклад Министерства культуры и туризма Правительства РФ. М.: Министерство культуры РФ, 1992. - 85 с.

6.     О национально-культурной автономии. Федеральный закон. М.: Совет Федерации, 1996. - 20 с.

7.     О федеральной целевой программе «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 гг.)» // «Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июля 1996 г. № 715». M., 1996. - 115 с.

8.     Музейное дело России / Под ред. М.Е. Каулен. М.: Изд-во «ВК», 2003. – 614 с., илл.

 

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Вибе П.П., Михеев А.П., Пугачева Н.М. Омский историко-краевед­ческий словарь. М.: Отечество, 1994. – 320 с.

2.     Галуцкий Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами. М., 1998.

3.     ХХ век и пути развития европейской культуры: Материалы конференции. М., 1997.

4.     Жабский М., Тарасов К., Фохт-Бабушкин Ю. Кино в современном обществе. Функции – воздействие – востребованность. М., 2000. - 376 с.

5.      Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятель­ности. М.: МГУК, 1998.

6.     Жидков В.С., Соколов К.Б. Культурная политика России. Теория и история. М.: Академический проект, 2001. - 592 с.

7.     Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире: про­блемы индивидуализации и социально-культурной инте­грации. СПб., 1996.

8.     Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. СПб.: «Петрополис», 2001. – 224 с.

9.     Кедринский А.А. Основы реставрации памят­ников архитектуры. М., 1999.

10. Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: Курс лекций. М.: МГИК, 1992.

11. Культура памяти: Сб. науч. статей / Российский институт культурологии. Науч. ред. Э.А. Шулепова. Сост. А.В. Святославский. М.: «Древлехранилище», 2003. - 276 с.

12. Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему/ Отв. ред. И.А. Бутенко, К.Э. Разлогов. М.: «Либерия», 1998. 296с.

13. Культурно-досуговая деятельность. Учебник / Под науч. ред. Жаркова А.Д. и Чижикова В.М. М.: МГУК, 1998.

14. Культурология: от прошлого к будущему: К 70-летию Российского института культурологии. М., 2002. - 368 с.

15. Мазный Н.В., Поляков Т.П., Шулепова Э.А. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы. М., 1997.

16. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. СПб., 1998.

17. Методология исследований и формирования социально-культурных практик: Материалы семинара молодых ученых 2000/2001 учеб. год./ Сост. и ред.: И.М. Быховская, Е.М. Миронов. М., 2001. – 142 с.

18. Мосалев Б.Г. Социология досуга. М., 1995.

19. Музеи мира – партнеры Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Выставка живописи из музеев Ватикана, Великобритании, Венгрии, Германии, Испании, Италии, США, Франции и России. К 100-летию основания Музея / Ред.-сост. К.С. Егорова. – М.: «Галарт», 1998. – 172 с., ил.

20. Музеи Москвы и музеология ХХ века: Тезисы научной конференции. М., 2000.

21. Музей и новые технологии. На пути к музею XXI в. / Сост. и науч. ред. Н.А. Никишин. М., 1999.

22. Научно-исследовательская лаборатория социокультурных инно­ваций: Сб. статей. М.: МГУКИ, 1999.

23. Национальная доктрина образования в Российской Фе­дерации. М., 1998.

24.  Поляков Т.П. Как делать музей? (О методах проектирования музейной экспозиции): Учеб. пособие для студентов и аспирантов / МК РФ. РАН. РИИК. М., 1996.

25. Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования или «Как делать музей?» - 2 / МК РФ; Акад. переподгот. работников искусства, культуры и туризма; РИК. М., 2003. – 456 с.

26. Разлогов К.Э. и др. Дар или проклятие? Проблемы массовой культуры. М., 1994.

27. Реставрация памятников архитектуры: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. С.С. Подъяпольского. М.: Стройиздат, 1988. - 264. с.: ил.

28. Российская национальная библиотека. 1795 – 1995 / Ред. В.Н. Зайцев и др. - СПб.: «Лики России», 1995. – 247 с., ил.

29. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспекти­вы. М.: МГУКИ, 2000.

30. Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX-XXI ве­ков / Труды ГИМ. Вып. 127. М., 2001. - 488 с.: ил.

31. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: па­радигмы, методология, теория. М., 2000.

32. Музей и дети: Образование, программы, сценарии, уроки-игры. М., 1998.

33. Город и культура: Сб. научных трудов. СПб., 1993.

35. Экология культуры. Теоретические и проектные проблемы: Сб. статей / Отв. ред. О.И. Генисаретский. М.: НИИ культуры, 1991.

36. Музеи. Маркетинг. Менеджмент: практическое пособие. Сост. В.Ю. Дукельский. М., 2001.

37. Музей будущего: информационный менеджмент. Сост. А.В. Лебедев. М., 2001.

38. Сорос Д. Открытое общество (реформируя глобальный капитализм). М., 2001.

 

Периодические издания

1.     Museum: журнал ЮНЕСКО. 1948 – 2001.

2.     Искусство кино. 1990 – 2002.

3.     Курьер ЮНЕСКО. 1948 – 2001.

1   2   3   4


написать администратору сайта