Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.Образовательные технологии – новое слово в педагогической науке

  • Образовательные технологии

  • 2. История развития педагогической технологии

  • Классификация педагогических технологий

  • Современные образовательные технологии лекции. Конспект лекций. Тема Теоретические характеристики современных образовательных технологий


    Скачать 135.49 Kb.
    НазваниеТема Теоретические характеристики современных образовательных технологий
    АнкорСовременные образовательные технологии лекции
    Дата17.10.2020
    Размер135.49 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонспект лекций.docx
    ТипДокументы
    #143650
    страница1 из 7

    Подборка по базе: етеккір циклы бұзылысы 6 тема.pptx, тест 10я тема (1).docx, СРОП 7 курс 10 тема каз.pdf, 9 тема.docx, 8 тема 2 задание .docx, 2 тема 3 задание.docx, задачи 1 тема.docx, 3 тема. Анальгезирующие средства наркотические.docx, Ситуацыонная задача тема №8.docx, Сообщение тема № 5 Московский лингвистический кружок.docx
      1   2   3   4   5   6   7

    Тема 1. Теоретические характеристики современных образовательных технологий

    1.Образовательные технологии – новое слово в педагогической науке

    2. История развития педагогической технологии

    3.Классификация педагогических технологий

    4.Проектирование педагогических технологий

    1.Образовательные технологии – новое слово в педагогической науке

    Понятие «образовательные технологии» в последнее время стало часто встречаться в различных педагогических источниках. Появление данного термина из сферы исследований в области точных наук не случайно. Распространение понятия «технологии» в педагогической науке вызвано рядом объективных причин.

    В любой области человеческой деятельности разработка и применение технологий ведет к развитию потенциала данной сферы деятельности. Педагогика не является исключением.

    Актуальность данной темы заключается в том, что разработка и внедрение в жизнь различных педагогических технологий обучения соответствует современным требованиям Закона «Об образовании в Российской Федерации». Исходя из этого рассмотрение вопроса о сущности педагогических технологий, определения основных признаков и элементов является важным при изучении теории обучения.

    Образовательные технологии - новое слово в «понятийном аппарате» педагогики. Слово технология (от греческого techne - искусство, мастерство, умение, logos - учение) имеет много значений.

    Рассмотрим некоторые из них. В энциклопедии можно найти следующее определение: технология - это «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции».

    В толковом словаре живого великорусского языка В. Даля под технологией понимается «совокупность приемов, применяемых в каком - либо деле, мастерстве, искусстве». В толковом словаре С.И. Ожегова технология рассматривается как совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства.

    В итоге можно сказать, что технология - это система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких - либо проблем. В зависимости от области человеческой деятельности содержание понятия «технология» раскрывается и уточняется в каждом отдельном случае.

    К концу ХХ века научно - техническая революция обусловила развитие не только в производства и компьютерных технологий. Понятие технологии все чаще встречается в сфере гуманитарных областей знаний. С развитием науки и техники появились новые информационные технологии с огромными обучающими ресурсами, расширяющие коммуникационные возможности человека. Появляются новые технические, аудиовизуальные, телекоммуникационные средства обучения, которые становятся неотъемлемым компонентом современного образовательного процесса.

    На сегодняшний день современные технологии можно разделить на два больших блока: промышленные и социальные. К промышленным технологиям можно отнести, например, технологии переработки природного сырья (руда, нефть, древесина) или полученных из него полуфабрикатов (прокат, нефтепродукты и т.п.). Социальной технологией является совокупность методов и приемов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми. Например, это технологии социальной работы с пожилыми людьми или обучающие технологии, применяемые в работе с подрастающим поколением и молодежью.

    Во-первых, в образовательной практике понятие «педагогическая технология» употребляется на трех соподчинительных уровнях:

    общепедагогическом, когда имеют в виду целостную педагогическую систему и термин «педагогическая технология» выступает ее синонимом (например, педагогическая технология подготовки воспитателей в педагогическом колледже, педагогическая технология частной школы, дошкольного учреждения, образовательная технология школ Подмосковья и т.д.); частнометодическом, когда отождествляются понятия «технология» и «частная методика» применительно к работе одного преподавателя в рамках одного предмета (например, технология преподавания педагогов-новаторов, технология «Педагогики среднего профессионального образования», педагогическая технология развивающего, проблемного обучения и т.д.);

    локальном, когда имеют в виду отдельные части в рамках конкретного предмета или учебно-воспитательного процесса (например, технология контроля знаний студентов, технология тренинга как разновидности учебного занятия, технология самостоятельной работы студентов и т.д.).

    Во-вторых, существует довольно большое разнообразие определений данного понятия. Например, «педагогическая технология представляется как продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» Педагогическая технология рассматривается и как «система проектирования практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующая достаточно высокий уровень их эффективности, в том числе в последующем воспроизведении и тиражировании» Суть понятия раскрывается и в таких определениях: «Педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств» «Педагогическая технология — это проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике; это содержательная техника учебно-воспитательного процесса». Педагогическую технологию следует рассматривать и как системную категорию, ориентированную на дидактическое применение научного знания, научные подходы к анализу, организации и руководству учебным процессом с учетом эмпирических инноваций преподавателей, направленности на достижение высоких результатов в обучении и развитии личности студента, поскольку в понятии «технология» можно выделить два слоя: 1) совокупность сведений, необходимых преподавателю для реализации того или иного учебного процесса; 2) реальный учебный процесс, его организацию, структуру и обеспечение.

    Современное понятие «педагогическая технология» содержит в себе три основных аспекта:

    - научный - технология является научно - обоснованным решением педагогической проблемы, основывающимся на современных достижениях теории и передовой практики в области психологии и педагогики;

    - формально – описательный - технология - это алгоритм описания педагогических целей, содержания методов и средств обучения, порядка действий, применяемых для достижения планируемых результатов образовательной деятельности;

    - процессуально - действенный - технология есть сам процесс осуществления педагогической деятельности, последовательность и порядок функционирования и изменения всех ее составляющих, в том числе объектов и субъектов педагогического процесса.

    В педагогической литературе нет единого мнения по поводу определения педагогической технологии. Появившись в педагогическом лексиконе, технологии создали новые направления в педагогической теории и практике. С одной стороны, исследователи отмечают, что понятие «образовательная технология» (технология в сфере образования), является более широким, чем понятие «педагогическая технология» (относящееся к сфере педагогики). Образование охватывает кроме педагогических и другие стороны жизни. Это управленческие, психологические, социально-политические, культурологические, экономические, медицинские аспекты.

    С другой стороны, педагогика традиционно включает в себя и обучение, и воспитание, и развитие, которые составляют образование человека. Педагогическая технология может быть применена во всех областях педагогики. Это и социальная, вузовская, индивидуальная, коллективная, семейная, внешкольная, средовая, производственная, коррекционная, лечебная, педагогика здоровья и т.п.

    Г.К. Селевко дает следующее определение педагогической (образовательной) технологии: «это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам».

    Любая педагогическая технология может быть использована в определенной области педагогической деятельности. Одновременно она может включать в себя ряд входящих в ее состав технологий и сама может быть включена как составляющая часть в педагогическую технологию более высокого уровня. В этой вертикальной структуре Г.К. Селевко выделил четыре соподчиненных класса образовательных технологий.

    1. Метатехнологии применимы в образовательном процессе на уровне реализации социальной политики в области образования (социально - педагогический уровень). Это общепедагогические (общедидактические, общевоспитательные) технологии, охватывающие систему организации образования на высоком уровне (регион, страна). Например, технология развивающего обучения, технология управления качеством образования в регионе и т.д.

    2. Макротехнологии, или отраслевые педагогические технологии, применяются в рамках какой - либо образовательной отрасли, области, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины (общепедагогический, общеметодический уровни). Например, преподавание учебного предмета, технология компенсирующего обучения.

    3. Мезотехнологии, или модульно - локальные технологии, направлены на решение локальных дидактических, методических или воспитательных задач. Они представляют собой технологию осуществления отдельных частей (модулей) учебно - воспитательного процесса. Например, технология изучения данной темы, технология урока, технология усвоения, повторения или контроля знаний.

    4. Микротехнологии нацелены на решение узких оперативных задач и относятся к индивидуальному взаимодействию субъектов педагогического процесса (контактно - личностный уровень). Например, технология формирования навыков письма, тренингов по коррекции отдельных качеств индивида.

    Каждая педагогическая технология может быть оформлена в виде научной разработки, в виде описания программы действий, или осуществляться в практике педагогического процесса. Согласно А.М. Кишниру, педагогика - это научно-технологическая отрасль человекознания, целью которой является оптимизация обучения и воспитания человека на основе аксиоматики всех человековедческих наук. Следовательно, важнейшая функция педагогики это разработка и внедрение эффективных педагогических технологий. Необходимо отметить, что современная педагогическая технология представляет собой сочетание новейших достижений педагогической науки и практики с традиционными элементами прошлого опыта.

    Ее источниками и составляющими элементами являются:

    - социальные преобразования и новое педагогическое мышление;

    - передовой педагогический опыт;

    - наука: педагогика, психология, общественные и технические науки;

    - достижения технического прогресса;

    - история педагогики.

    И.П. Подласый, подчеркивает важность использования в педагогике педагогических технологий. Он подчёркивает, что в педагогическую деятельность преподавателей теория внедряется именно с помощью технологий. В этом смысле педагогическая технология - это система алгоритмов, способов и средств обучения, комплексное применение которых ведет к заранее намеченным результатам педагогической деятельности и гарантирует получение продукта заданного качества.

    Он предложил иерархию педагогических технологий, исходя из иерархии составных частей, образующих образовательный процесс. Первый, нижний ярус занимают технологии учебные, выше - образовательные и воспитательные, третий верхний ярус- общепедагогические, развивающие и формирующие.

    Особняком стоят, как отмечает И.П. Подласый, педагогические технологии, разработанные отдельными преподавателями. Отличительная их особенность - неразрывное соединение с личным мастерством преподавателя, индивидуальный педагогический почерк. Такие технологии можно назвать авторскими.

    Ввиду того, что технология предполагает предварительно сформулировать цели, нужно определить, возможна ли установка диагностической цели в образовании. В соответствии с ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» образование представляет собой совокупность процессов обучения и воспитания. В обучении такой диагностической целью могут стать определенные профессиональные компетенции, которые необходимы обучающемуся в дальнейшей профессиональной деятельности. Качество усвоения конкретного учебного материала легко поддается итоговому контролю.

    Структура педагогической технологии:

    а) концептуальная основа;

    б) содержательная часть обучения:

    - цели обучения – общие и конкретные;

    - содержание учебного материала;

    в) процессуальная часть – технологический процесс:

    - организация учебного процесса;

    - методы и формы учебной деятельности школьников;

    - методы и формы работы учителя;

    - деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

    - диагностика учебного процесса1.

    Основные качества педагогических технологий:

    - концептуальность;

    - технологичность;

    - системность;

    - управляемость;

    - эффективность;

    - воспроизводимость.

    Концептуальность: любой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

    Технологичность: каждая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям.

    Системность: педагогические технологии должны обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

    Управляемость: возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

    Эффективность: важно, чтобы педагогические технологии были эффективными по результатам и оптимальными по затратам.

    Воспроизводимость: возможность повторения, воспроизведения педагогической технологии в других однотипных образовательных организациях

    2. История развития педагогической технологии

    Понятие «педагогическая технология» впервые встречается в работах по педологии, основанных на трудах по рефлексологии в 20-е годы ХХ века (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, А.А. Ухтомский). Тогда же появилось и другое понятие - «педагогическая техника», которая в Педагогической энциклопедии 30-х годов была определена как совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий.

    Навыки работы с учебным и лабораторным оборудованием, умения использовать наглядные пособия относилось к педагогической технологии. Во время внедрения в учебный процесс обучения технических средств, в 40-50х годы, появилось понятие «технология образования», которое под влиянием работ по методике применения различных ТСО со временем превратился в «педагогические технологии».

    Можно отметить, что в середине 60-х годов ХХ века начинается массовая разработка и внедрение педагогических технологий. Одновременно в педагогических кругах начинается широкое обсуждение этого понятия. Это связано с возникновением в американской, а затем и в европейской школе технологического подхода к обучению. В это время становятся востребованными два направления в обучении: «технические средства» и «технология учебного процесса».

    Первоначально под педагогической технологией понималась технократизация учебного процесса. Программированное обучение послужило началом, с которого выстраивались последующие этажи педагогической технологии.

    В 70-е годы была признано, что необходимо провести модернизацию различных видов учебного оборудования и методик преподавания, без которых не могли быть достигнуты высокое качество обучения. Необходимо подчеркнуть, что в высокоразвитых странах уже издавались журналы по вопросам педагогической технологии и проводились международные конференции.

    В ходе развития компьютерной техники в конце семидесятых - начале восьмидесятых годов ХХ века постепенно стала происходить и компьютеризация обучения. Новые педагогические термины «технология обучения» и «педагогическая технология» все чаще стали осознаваться как система средств, методов организации и управления учебно-воспитательным процессом.

    Стали выделяться две стороны педагогической технологии: использование в учебном процессе технических устройств и применение системы знаний для решения учебных задач. Постепенно педагогические технологии начинают все более эффективно воздействовать на традиционный процесс обучения и влиять на его продуктивность. В связи с этим педагогическая технология определялась как область знания, включающая методы, средства обучения и теорию их использования для достижения целей обучения.

    В 80-е годы ХХ столетия продолжаются попытки дальнейшего осмысления сущности современных педагогических технологий. Необходимо отметить, что состояние и развитие педагогических систем в каждый исторический промежуток времени можно оценивать по уровню развития педагогических технологий. Если проследить за динамикой этих процессов, можно заметить, что именно развитие средств обучения и связанных с ними методов; увеличение их веса в педагогических системах стимулируют процесс технологизации педагогики.

    1. Классификация педагогических технологий

    В работе образовательных организаций существует множество вариантов применения педагогических технологий. Каждый преподаватель вносит в процесс обучения свои авторские наработки. Однако педагогические технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много общего и могут быть объединены по ряду признаков:

    1. По особенностям усвоения опыта выделяют:

    - ассоциативно - рефлекторные технологии;

    - бихевиористские технологии;

    - развивающие технологии и т.д.

    2. По ориентации на личностные структуры:

    - информационные технологии (формирование знаний, умений, навыков по предметам);

    - операционные технологии (формирование способов умственных действий);

    - эмоционально - художественные и эмоционально - нравственные технологии (формирование сферы эстетических и нравственных отношений);

    - технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности);

    - эвристические технологии (развитие творческих способностей);

    - прикладные технологии (формирование действенно - практической сферы).

    3. По характеру содержания и структуры выделяют следующие технологии:

    - обучающие и воспитывающие;

    - светские и религиозные;

    - общеобразовательные и профессионально - ориентированные;

    - гуманитарные и технократические;

    - различные отраслевые;

    - частно- предметные;

    - монотехнологии (весь учебно-воспитательный процесс строится на какой - либо одной приоритетной доминирующей идее, концепции);

    -комплексные (политехнологии) (комбинируются из элементов различных монотехнологий);

    - проникающие технологии (технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов).

    В.П. Беспалько была предложена также классификация педагогических технологий. Данная классификация основывается на типах организации и управления познавательной деятельностью. Взаимодействие учителя с учеником может быть неконтролируемым (преподаватель не может корректировать деятельность обучающихся); цикличным (преподаватель может организовать контроль, самоконтроль и взаимоконтроль обучающихся); рассеянным (фронтальным) или индивидуальным (направленным); вербальным (ручным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий:

    - классическое лекционное обучение;

    - обучение с помощью аудиовизуальных технических средств;

    - система «консультант»;

    - обучение с помощью учебной книги;

    - система «малых групп» - дифференцированные способы обучения.

    - компьютерное обучение;

    - система «репетитор» - индивидуальное обучение;

    - «программное обучение» которое проводится по заранее составленной программе.

    В педагогической технологии принципиально важным вопросом является отношение к ребенку со стороны взрослых, то есть необходимо определить место ребенка в образовательном процессе. Исходя из данной позиции выделяются следующие виды технологий:

    - авторитарные технологии, в которых обучающийся выступает только как «объект», а педагог только как «субъект» в образовательном процессе;

    - дидактоцентрические технологии в которых преобладают субъект - объектные отношения преподавателя и обучающихся. Основными факторами формирования личности ребенка являются дидактические средства обучения.

    - личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка. Они обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития для каждого ребенка. Их отличает гуманистическая и психологическая направленность. Основная цель: всестороннее развитие личности ребенка.

    - технологии сотрудничества отличает партнерство, равенство, демократизм в отношениях педагога и ребенка.

    - технологии свободного воспитания предлагают предоставить ребенку свободу выбора и самостоятельность в выборе его образовательной траектории.

    По способам, методам и средствам обучения выделяют следующие педагогические технологии:

    - догматические;

    - репродуктивные;

    - объяснительно - иллюстративные;

    - технологии программированного обучения;

    - технологии проблемного обучения;

    - технологии развивающего обучения;

    - технологии саморазвивающего обучения;

    - диалогические;

    - коммуникативные;

    - игровые;

    - творческие.

    По категориям обучающихся различают следующие педагогические технологии:

    - технология продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, лицейского, гимназического, специального образования);

    - технология компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки);

    - различные виктимологические технологии (сурдо, орто, тифло, олигофренопедагогика);

    - массовая (традиционная) технология;

    - работа с детьми отклоняющегося поведения в рамках массовой школы.

    По деятельности, направленной на модернизацию традиционной системы обучения выделяются следующие педагогические технологии:

    - педагогические технологии разработанные на основе демократизации педагогического общения. Эти технологии характеризуются яркой гуманитарной направленностью содержания и демократическим управлением и. К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно - личностная технология Ш.А. Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека Е.Н. Ильина);

    - педагогические технологии на основе интенсификации и активизации деятельности учащихся (проблемное обучение, игровые технологии, коммуникативное обучение Е.И. Пассова; технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф. Шаталова).

    - педагогические технологии в основе которых лежит принцип дидактического реконструирования учебного материала и усовершенствования методики преподавания (технология «диалог культур» В.С. Библера и С.Ю. Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В. Тарасова);

    - природосообразные, применяющие методы народной педагогики, берущие за основу естественные процессы развития ребенка (обучение по Л.Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру и др.);

    - альтернативные методы: вальдорфская педагогика Р. Штейнера, технология свободного труда С. Френе и др.);

    - авторские школы (из наиболее известных «Школа самоопределения» А.Н. Тубельского, «Русская школа» И.Ф. Гончарова, «Школа - парк» М. Балабана и др.).
      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта