Главная страница
Навигация по странице:

  • Задание. Изучить методы воспитания младших школьников. Подготовить ответы на вопросы по данной теме.

  • Ответы на вопросы: 1. Что такое метод воспитания 2. Выберите методы, которые можно использовать для эффективного воспитания младших школьников

  • 3. Можно ли воспитывать младших школьников без наказаний Рекомендации по выполнению задания

  • 1. Что такое метод воспитания

  • 3. Можно ли воспитывать младших школьников без наказаний

  • Практическое занятие 2

  • Ответы на вопросы: 1. Дайте определение понятия «ученический коллектив». 2. Назовите признаки ученического коллектива. 3.

  • 1. Дайте определение понятия «ученический коллектив». Ученический коллектив

  • 2. Назовите признаки ученического коллектива.

  • психология. Задания. Психолого-педагогические теории и технологии начального. Тема Методы воспитания младших школьников Задание


    Скачать 36.91 Kb.
    НазваниеТема Методы воспитания младших школьников Задание
    Анкорпсихология
    Дата08.05.2022
    Размер36.91 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗадания. Психолого-педагогические теории и технологии начального.docx
    ТипДокументы
    #517545

    С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: 9 мая.docx.
    Показать все связанные файлы
    Подборка по базе: Тема 1.1. Предмет, задачи и методы общей психологии .pdf, теория воспитания.docx, Профессиональный имидж педагога стереотипы и методы их преодолен, Элементы патриотического воспитания при обучении химии в школе.., Ознакомление с историей ашкортостана, средствами художественно-, теории и технологии физического воспитания.docx, Теория и методика физического воспитания с практикумом.Акименко , глосарий тема 1.12.docx, Задание тема 9.docx, Влияние игровых технологий на развитие познавательного интереса

    Практическое задание 1


    Тема 1. Методы воспитания младших школьников

    Задание.

    Изучить методы воспитания младших школьников. Подготовить ответы на вопросы по данной теме.

    Методы воспитания – это пути (способы) достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной практике можно сказать, что методы – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных качеств. Несомненно, одни пути ведут к цели быстрее, чем другие. Практика воспитания использует, прежде всего, те из них, которыми вели своих учеников воспитатели, жившие прежде нас. Эти пути называются общими методами воспитания. Однако во многих случаях общие методы воспитания могут оказаться малоэффективными, поэтому перед воспитателем всегда стоит задача найти новые, неизведанные пути, которые максимально соответствуют конкретным условиям воспитания, позволяют быстрее и с меньшими усилиями добиваться намеченного результата. Конструирование, выбор и правильное применение методов воспитания — вершина педагогического профессионализма.

    В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания: формирования сознания личности; организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; стимулирования поведения и деятельности.

    Диспут – сложный метод и требует высокого уровня профессиональной подготовки воспитателя. Чтобы научить других, воспитатель сам должен пройти хорошую школу умело организованных диспутов. С максимальной деликатностью и уважением надо относиться к высказываниям школьников. Это не означает, что педагог должен занять позицию невозмутимого и беспристрастного наблюдателя. Он воздействует силой аргументов, никого не обижая и не унижая. Опытные наставники иногда умышленно ошибаются, чтобы затем публично признать свои ошибки и тем самым показать пример другим участникам диспута. Это рискованный прием, для которого необходимо чувство меры и мастерство учителя.

    Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово – на уровне второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. «Трудно воспитать нравоучениями, – говорил римский философ Сенека, – легко примером».

    Поощрение – выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет требуемые навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т. д.

    Одобрение – простейший вид поощрения. Воспитатель выражает его жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанников, коллектива, доверием в виде поручения, ободрением перед классом, учителями или родителями. Поощрение вниманием возможно при внимательном отношении к успехам и неудачам воспитанников, переживании вместе с ними горя и радости. Уважение, доверие вселяют уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.

    Наказание – это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внутренние.

    Известные виды наказания связаны с наложением дополнительных обязанностей, лишением или ограничением определенных прав, выражением морального порицания, осуждения. В современной школе практикуются разнообразные формы наказаний: неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, обсуждение на собрании, взыскание, отстранение от занятий, исключение из школы и др.

    Ответы на вопросы:

    1. Что такое метод воспитания?

    2. Выберите методы, которые можно использовать для эффективного воспитания младших школьников?

    3. Можно ли воспитывать младших школьников без наказаний?

    Рекомендации по выполнению задания:

    При выполнении заданий нужно внимательно прочитать предложенный материал, выбрать только те аспекты, которые непосредственно раскрывают содержание вопроса, особое внимание стоит обратить на метод наказания и поразмышлять над тем, можно ли воспитывать без наказаний или применение наказания неизбежно.

    1. Что такое метод воспитания?

    Методы воспитания – это пути (способы) достижения заданной цели воспитания.

    2. Выберите методы, которые можно использовать для эффективного воспитания младших школьников?

    Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово – на уровне второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. «Трудно воспитать нравоучениями, – говорил римский философ Сенека, – легко примером».

    Поощрение – выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет требуемые навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т. д.

    Одобрение – простейший вид поощрения. Воспитатель выражает его жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанников, коллектива, доверием в виде поручения, ободрением перед классом, учителями или родителями. Поощрение вниманием возможно при внимательном отношении к успехам и неудачам воспитанников, переживании вместе с ними горя и радости. Уважение, доверие вселяют уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.

    Наказание – это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внутренние.

    3. Можно ли воспитывать младших школьников без наказаний?

    Фактически наказывать - можно. Однако, остается открытым вопрос - нужно ли, и как всё же будет лучше. Это нужно разбираться с исследователями педагогики.

    Для начала - что есть наказание? 


    Это прием, который призван предотвращать нежелательные поступки за счет чувства вины перед собой и окружающими. Будучи наказанным однажды, ребенок гораздо меньше захочет совершать действие, за которым последуют санкции. Постепенно, внешние стимулы для подростка станут внутренними. Если изъясняться просто, мы заставляем страдать или ограничиваем получение приятных ощущений с целью изменения поведения. В теории, метод кнута крайне эффективно внушает поведенческие установки. Да, так есть и на практике, однако те ли формируются модели поведения, какие желает донести условный преподаватель?

    Из мира науки


     Исследование классических методов воспитания проведенное в 1957 году своими результатами удивило даже его авторов. Обработав и проанализировав данные наблюдения за дошкольниками и их родителями, было получено несколько выводов, которые в сумме подтверждали деструктивность и контрпродуктивность наказаний как педагогического приема.
    Был сделан также вывод о неудовлетворительных результатах применений наказаний в долгосрочной перспективе, что было позже подтверждено более проработанными исследованиями. Если обратиться к примерам, то, допустим, если вы наказываете или наказывали ребенка за нарушений домашнего устава или каких-либо домашних правил, вы вырастите человека более склонного к противостоянию системам и нормам.
    Относительно навязывания наказаниями неверных установок широко известно из опыта исследований телесных наказаний. Применяя насилие к своим детям, родители действительно преподают им урок - те, кто младше и слабее уязвимы и им можно причинить боль. Суммируя, можно сделать вывод, что либо наказания неверно применяются на практике, либо есть иной путь воспитания.

     Кнут… Или все же пряник?


      Действительно, психолог и педагог Алан Каздин, автор книги “Трудный ребенок. Как справиться с ним и с собой” утверждает, что воспитание поощрением показывает себя гораздо эффективнее и безопаснее, чем наказания и давление.

    Алан считает, что наказания не соответствуют основному принципу обучения - они не показывают как нужно делать и не приносят поощрения за положительные действия. После доводов и увещеваний остается единственный верный способ воздействия на ребенка без причинения страданий - подкрепление хорошего поведения.

    Обратимся к практике


    Классическая ситуация - вы собираетесь в магазин или просто по делам и говорите, что нужно собираться, поторапливаете ребенка, но чадо начинает капризничать, на что вполне закономерно поступает угроза “кнута” или обещание “пряника”. Но Каздин предлагает предоставить ребенку выбор и заинтересовать его этим.

    Собираясь поторопить ребенка, попробуйте ласково сказать “Мы собираемся выходить, доченька, надень эти штаны или ту светлую юбку”. Дети, получая возможность выбора пьянеют от перспективы что-то самостоятельно решать, а после сборов на улицу получив поощрение, в следующий раз будут собираться значительно быстрее, играя сами с собой в игру по выбору нравящихся им элементов одежды.

    Многие говорят, что боятся перехвалить ребенка, что испортят его. Действительно, любой педагогический прием при неправильном применении дает не тот эффект на который рассчитан. Если говорить о похвале, то она всегда должна быть связана с конкретным поведением, которого вы хотите от ребенка. 

    Например, уборка своего пространства. Похвалите ребенка когда он протрёт стол, когда он соберет игрушки и книжки с пола, когда начинает и когда заканчивает убираться - в этом случае, у малыша закрепится связь между успехами в выполнении просьб родителя и поощрением. Похожим образом вы радовались каждому шагу ребенка, когда он учился ходить. Постепенно формировался навык, с вашей поддержкой на каждом этапе.




    Практическое занятие 2


    Тема 4. Формирование коллектива младших школьников

    Задание.

    Изучить особенности формирования коллектива младших школьников. Подготовить ответы на вопросы по данной теме.

    Воспитание в духе коллективизма стало ведущим принципом педагогики, формирование коллектива - целью воспитательной работы. Средством и формой достижения этой цели также провозглашался коллектив.

    Утверждение ведущей роли коллектива в формировании личности стало одним из главных отличий российской системы воспитания от зарубежных систем. То, что отечественная школа первой в мире отказалась от ориентации личности, поставив в центр воспитательной деятельности коллектив, большим преимуществом и крупным шагом вперёд развитии теории и практик воспитания. Коллектив стал центром приложения воспитательных усилий, его формирование - главной задачей отечественной школы.

    Каким станет завтра наше общество зависит от того, вырастут ли полноценными, нужными для общества личностями сегодняшние школьники.

    Одним из коллективов, где школьник находится в течение значительной части своей жизни, является школьный класс. Чем глубже поймёт учитель классный коллектив, тем легче ему учить и воспитать их. Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять в только коллективе и через коллектив.

    При формировании коллектива в младшем школьном возрасте у детей закладываются основы поведение в обществе, основы воспитания отношения к обществу, что существенно оказывает влияние на дальнейшее развитие общества.

    В школьном коллективе ребёнок знакомится с принципами, социальными нормами, ценностными ориентациями, присущими развитому обществу. Здесь он получает практику общения, возможность накопления разностороннего социального опыта, усвоение навыков коллективной деятельности, возможность личностного самоутверждения.

    Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как его мощный педагогический инструмент. А.С. Макаренко писал: "Я считаю, что нужно воспитывать целый коллектив. Это единственный путь правильного воспитания. Я сам стал учителем в семнадцати лет, и сам долго думал, что лучше организовать ученика, воспитать его, воспитать второго, третьего, десятого и когда все будут воспитаны, то будет хороший коллектив. А потом я пришёл к выводу, что нужно: построить такие формы, чтобы каждый был вынужден находиться в общем движении. Вот при этом мы воспитываем коллектив, сбиваем его, придаём ему крепость, после чего он сам становится воспитанной силой ". Человек существо - социальное, и, начиная с малых лет, он должен жить совместно с другими людьми, вступать с ними во взаимодействие, сотрудничество. Этому можно научиться только в групповом общении взаимодействии.

    Так что же такое коллектив?

    Коллектив - группа людей высокого уровня развития, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, единством воли, выражаемой руководством коллектива.

    К числу признаков коллектива относится:

    1. Сознательный характер объединения людей.

    2. Единство общих и личных целей членов коллектива.

    3. Относительная устойчивость, деятельность функционирования.

    4. Чёткая организованная структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений.

    5. Наличие органов координации деятельности (органов самоуправления).

    6. Общепринятые нормы поведения и общие ценности, ориентации (ценностно-ориентированная единство).

    7. Интеллектуально-моральная атмосфера и благоприятный климат.

    8. Защищённость каждого члена коллектива и чувство эмоционального комфорта.

    9. Сплочённость.

    10. Коллективная деятельность, единый результат которой достигается усилиями каждого члена группы.

    11. Межличностные отношения являются коллективистскими, т. е. определяется через отношение к общему делу.

    Ученический коллектив учебно-воспитательный. Его цель - овладение определенной суммой знаний, профессиональными умениями, навыками, формирование способностей и социально полезных качеств личности.

    Создание и сплочение организованного, дружного классного коллектива - задача лишь начального этапа работы классного руководителя, за которым следует этап постоянного развития и совершенствования всех сторон коллективной жизни, преодоления возникающих в ходе этого развития противоречит личности каждого школьника. Ведь класс ячейка той социальной микросреды, с которой школьник, по словам А.С. Макаренко, входит в бесконечно множество отношений.

    Подходя к освещению данной проблемы, следует подчеркнуть, что коллектив создаётся не путём разговоров и бесед о коллективизме.

    Методика организации и воспитания ученического коллектива базируется на двух аспектах:

    Во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную деятельность;

    во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружелюбный и работоспособный коллектив.

    Отсюда следует два существенных вывода:

    1. В качестве важнейших среды в воспитания ученического коллектива вступает учебная и воспитательная внеклассная работа, трудовая, общественная и культурно-массовая деятельность учащихся.

    2. В процессе организации указанных выше видов деятельности нужно применять специальную методику, направленную на создание и воспитание сплочённого коллектива.

    Педагогическую основу этой методики составляют:

    • Воспитание ученического актива;

    • Организация увлекательных мероприятий в учебной, трудовой, художественно-эстетический и спортивно-оздоровительной деятельности.

    • Формирование здорового общественного мнения;

    • Создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.

    От учащихся нужно не только требовать, но и приучать их к тому, чтобы они не опаздывали на занятия, соблюдали порядок на уроке, дисциплинированно вели себя на переменах, бережно относились к учебникам и школьному имуществу, проявляли знаки внимания и вежливости не только к учителям и старшим, но и друг к другу.

          В жизни младших школьников также большое значение имеет игра. Трудно представить себе детский коллектив, как коллектив  неиграющих. При этом цель игры (как утверждают исследования О. С Газмана, С. А. Шмакова) какой бы она ни была по своему содержанию и характеру получить удовольствие, наслаждение. Игра, лишённая удовольствия, осуществляемая в силу необходимости просто нелепость. Если удаётся включить детей в такую игру, она немедленно затухает. Детей должна привлекать сама игра, как труд. Результат игры - те эмоциональные переживания, которые они испытывают, тот жизненный опыт, который они в ней приобретают.

         Этот опыт весьма значителен, ибо в игре дети как бы примеривают те социальные роли, которые могут им встречаться в будущем. В игре ­импровизации; игре - фантазии они «реализуют» жизненные планы и замыслы. В играх с правилами у младших школьников формируется чувство ответственной зависимости.

    Таким образом, в жизни детского коллектива игра влияет и на настоящее (приносит детям радость служит удовлетворению их потребностей, создаёт атмосферу мажора), и на будущее вводит детей в ситуации аналогичные тем, в которых они будут участвовать во взрослой жизни.

         Эти свойства детской игры дают основание не только включить ее в жизнедеятельность младших школьников наряду с трудом и познанием, но и использовать её в качестве метода организации того и другого.

    Также существенную роль в сплочении ученического коллективе играет общение, обмен духовными ценностями его членов в процессе их взаимодействия.

    Ответы на вопросы:

    1. Дайте определение понятия «ученический коллектив».

    2. Назовите признаки ученического коллектива.

    3. Каковы особенности формирования ученического коллектива в начальных классах?
    Рекомендации по выполнению задания.

    При выполнении заданий нужно внимательно прочитать предложенный материал, выбрать наиболее значимые варианты, которые непосредственно раскрывают содержание вопроса, при ответе на последний вопрос можете дополнить своими рассуждениями, как лучше сформировать ученический коллектив в начальных классах.

    1. Дайте определение понятия «ученический коллектив».

    Ученический коллектив - это объединение людей, входящих в одно подразделение, связанных совместной учебной деятельностью и решающих под руководством учителя задачу обучения и воспитания.

    2. Назовите признаки ученического коллектива.

    К числу признаков коллектива относится:

    1. Сознательный характер объединения людей.

    2. Единство общих и личных целей членов коллектива.

    3. Относительная устойчивость, деятельность функционирования.

    4. Чёткая организованная структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений.

    5. Наличие органов координации деятельности (органов самоуправления).

    6. Общепринятые нормы поведения и общие ценности, ориентации (ценностно-ориентированная единство).

    7. Интеллектуально-моральная атмосфера и благоприятный климат.

    8. Защищённость каждого члена коллектива и чувство эмоционального комфорта.

    9. Сплочённость.

    10. Коллективная деятельность, единый результат которой достигается усилиями каждого члена группы.

    11. Межличностные отношения являются коллективистскими, т. е. определяется через отношение к общему делу.

    3. Каковы особенности формирования ученического коллектива в начальных классах?

    От учащихся нужно не только требовать, но и приучать их к тому, чтобы они не опаздывали на занятия, соблюдали порядок на уроке, дисциплинированно вели себя на переменах, бережно относились к учебникам и школьному имуществу, проявляли знаки внимания и вежливости не только к учителям и старшим, но и друг к другу.

    Говоря о детском коллективе, А.С. Макаренко замечал, что поскольку советская система воспитания является социалистической, то и наша воспитывающая организация имеет форму коллектива. Преступая к формированию ученического коллектива, определяя его организационное строение педагог должен чётко представить для чего создаётся тот или иной орган управления. Чем конкретно коллектив под его руководством.

    Создание сплочённого коллектива класса его развития и совершенствования является главным направлением усилий классного руководителя на протяжение всех лет его работы с данным составом учащихся. Огромную роль играет учитель начальной школы. Внимательно и бережно отнестись ко всему положительному, что накоплению жизни коллектива за три - четыре первых года пребывания детей в школе, поддержать и продолжить лучшие традиции класса, обеспечить преемственность и дальнейшее развитие в новых условиях учения и труда - одна из важнейших задач классного руководителя начальном этапе работы.

    Научное исследования в области педагогики психологии наглядно подтверждают, что современный школьный коллектив претерпевает значительное внимание. В частности, резко изменился уровень детей, поступающих в школу, ярче выявляется индивидуальность каждого ребёнка.

    Теоретически известно, что важная воспитательная задача начальной школы - формирование у учащихся чувства коллективизма, товарищества, взаимопонимания. Определёнными возможностями в этом отношении обладает такая форма организации учебной деятельности младших школьников, когда учащиеся объединены общими учебными целями, но каждый из них выполняет свою определённую роль в этой работе.


    написать администратору сайта