Главная страница
Навигация по странице:

  • ПРИЗНАКИ АППАРАТА ГОСУДАРСТВА И ЕГО ОРГАНОВ

  • СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА И МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА (ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА)

  • Наличие системообразующих связей.

  • КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

  • Глава государства.

  • Законодательные органы в России

  • Классификация государственных органов по другим критериям

  • МОДЕЛИ ПОСТРОЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА И ЕГО СООТНОШЕНИЕ С ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

  • Органы местного самоуправления

  • Компетенция органов местного самоуправления и его гарантии.

  • механизм разделения властей. Механизм государства. Разделение властей. Тема Механизм государства. Разделение властей


    Скачать 210.86 Kb.
    НазваниеТема Механизм государства. Разделение властей
    Анкормеханизм разделения властей
    Дата27.02.2021
    Размер210.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМеханизм государства. Разделение властей.docx
    ТипДокументы
    #180006

    С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: A4-v-kletku — копия.docx.
    Показать все связанные файлы
    Подборка по базе: реф- механизмы для расчистки дорожной полосы.docx, терр-ое разделение труда.docx, Тема 2. ДЕТАЛИ И МЕХАНИЗМЫ МАШИН.docx, Занятие 1 Тема 1.docx, Занятие 8 Тема 4.docx, Занятие 7 Тема 4.docx, гос управл, тема 4.docx, Экономика тема 3.docx, Конспект урока по математике для детей с ТНР (2 класс) Тема Табл, План тема 7.docx

    Тема 6. Механизм государства. Разделение властей

    1. Механизм государства: понятие и структура. Соотношение механизма и аппарата государства.

    2. Орган государства: понятие, признаки, виды.

    3. Принципы организации и деятельности механизма государ­ства.

    4. Разделение властей как организационно-правовая основа де­ятельности государственного аппарата.
    ПРИЗНАКИ АППАРАТА ГОСУДАРСТВА И ЕГО ОРГАНОВ

    В реальной жизни люди часто обращаются к понятию «государство». Не редко можно услышать: государство должно помочь в чем-то, государство не обращает внимания на решение таких-то проблем и т.д. В данном случае под категорией «государство» понимается его содержание. Содержание — это состав всех элементов объекта, определяющая сторона целого. Содержанием государства является его государственный аппарат, весь реальный процесс его жизнедеятельности. Именно государственный аппарат является определяющей стороной государства в целом. Об этом свидетельствуют и его признаки:

    —  включает органы государственной власти и должностных лиц для осуществления управленческих функций государства;

    —  в основу его формирования и функционирования положен профессиональный принцип, т.е. сотрудники государственного аппарата осуществляют свои полномочия на профессиональной основе;

    —  обладает монополией на государственное принуждение;

    —  государственный аппарат использует право, налоги для решения соответствующих задач на закрепленной за ним территории, на которой проживает население.

    Таким образом, государственный аппарат как бы объединяет все признаки государства, о которых мы говорили выше.
    Итак, государственный аппарат — это совокупность органов и должностных лиц, осуществляющих на профессиональной основе управленческие функции государства, использующих право, налоги для решения соответствующих задач и обладающих монополией на государственное принуждение.

    В данном случае мы дали определение аппарата государства в широком смысле, подразумевая под ним всю систему государственных органов и должностных лиц. Иногда в литературе встречается понятие государственного аппарата в узком смысле, включающего в себя исполнительно-распорядительные органы (исполнительно- распорядительный аппарат).

    Важнейшими и неотъемлемыми частями государственного аппарата выступают государственные органы.

    В качестве специфических признаков, отличающих государственные органы от негосударственных органов и организаций, выделяются следующие.

    1. Наделение государственного органа полномочиями государственно-властного характера. Это наиболее существенный признак государственного органа. Он позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями (предприятиями и учреждениями), а также негосударственными органами и организация- ми — с другой.

    Государственно-властные полномочия выражаются в издании государственными органами от имени государства нормативных и индивидуальных актов, в наблюдении за неуклонным соблюдением требований, содержащихся в данных актах.

    2. Государственный орган представляет государство в конкретной сфере, связанной с компетенцией данного государственного органа. 3. У каждого государственного органа имеется юридически закрепленная организационная структура.


    4. У государственного органа имеется финансовая и материальная база (счет в банке, здания, автомобили, мебель, оружие и т.д.), являющаяся государственной собственностью.

    5. Наделяется определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью.

    Таким образом, государственный орган — это составной элемент государственного аппарата, наделенный полномочиями государственно-властного характера, имеющий определенную организационную структуру, финансовую и материальную базу и обладающий определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью.

    Будучи составными частями государственного аппарата, государственные органы любого государства различаются порядком образования, видами выполняемой ими государственной деятельности, характером и объемом компетенции, особенностями исполнения возложенных на них полномочий, формами и методами осуществления ими государственных функций.

    СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА И МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА (ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА)

    Для выполнения своих функций государство имеет специальный механизм, который так и называется — «государственный механизм». Рассмотрим, чем отличаются понятия «государственный механизм» и «аппарат государства». На этот счет имеются различные точки зрения.

    Анализ научных исследований по вопросу о понятии механизма государства позволяет выделить несколько основных подходов к решению этой проблемы.

    1. Понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» тождественны, т.е. механизм государства и государственный аппарат признаются совпадающими по объему и содержанию.

    2. В механизм государства помимо государственного аппарата включают еще и так называемые материальные придатки. К ним, как правило, относят вооруженные силы, полицию или милицию, органы безопасности, исправительные учреждения и т.д. — иными словами, вооруженные формирования, силовые структуры.

    3. Существует точка зрения (Р.А. Ромашов, А.В. Якушев), согласно которой в механизм государства помимо государственного аппарата включаются государственные предприятия и учреждения, партии парламентского большинства, органы местного самоуправления и т.д.

    4. Имеется позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются органы государства в статике, а под механизмом — те же органы, но в динамике. Таким образом, понятия «государственный аппарат» и «механизм государства» лежат в разных плоскостях и соотносятся между собой, как вещь, находящаяся в покое, в статике (государственный аппарат), и эта же вещь, находящаяся в движении, в динамике (механизм государства).

    На наш взгляд, в полной мере нельзя согласиться ни с одним из перечисленных подходов. Представляется, что более правильным будет определение механизма государства при определенном сочетании третьего и четвертого подходов.

    В этом случае государственный механизм представляет из себя совокупность государственного аппарата, государственных структур, обеспечивающих реализацию государственно-властных предписаний, государственных предприятий и учреждений, рассматриваемую в со- стоянии динамики (движения), во взаимодействии между собой в целях осуществления функций государства.

    Исходя из такого определения государственного механизма, можно обозначить его признаки.

    1. Единство. Данный признак означает, что каждый орган государственного механизма является составной частью единого целого. Механизм государства — это не простая совокупность органов, а сложная система органов взаимосвязанных, взаимодействующих. Например, парламент и правительство имеют различные полномочия, осуществляют соответственно законодательную и исполнительную власть, но при этом являются частями одного государственного механизма. Парламент утверждает правительство, правительство ответственно перед парламентом. Они взаимодействуют по многим вопросам.

    2. Наличие системообразующих связей. Механизм государства немыслим без системообразующих связей. Эти связи не являются связями физического, механического и тому подобного характера. Это связи информационные. Они объединяют все элементы государственного механизма.

    Системообразующие связи подразделяются:
    — на вертикальные связи — это связи иерархические, в основе которых лежит подчинение одних органов другим, иерархически высшим. В этом случае наблюдается движение двух видов информации: прескриптивной и дескриптивной. Прескриптивная (предписывающая, властная) информация движется сверху вниз, от вышестоящих органов к нижестоящим. Последние обязаны реализовать предписывающую информацию. Дескриптивная (описывающая) информация идет снизу вверх, отражает состояние управляемых;

    горизонтальные связи. Это связи координации, согласования своих действий для выполнения общей задачи; напри- мер, координация действий правоохранительных органов (прокуратуры, МВД, ФСБ и др.) для осуществления контр- террористических действий;

    контрольно-корректирующие связи наблюдаются между надзорно-контрольными и поднадзорными органами. Надзорные органы призваны осуществлять надзор за соблюдением, исполнением поднадзорными органами прескриптивной информации и корректировать действия поднадзорных органов, дабы направить их деятельность в общее русло государственной политики.

    3. Иерархичность. Под данным признаком подразумевается построение государственного механизма в виде пирамиды, где вышестоящие органы имеют больше полномочий, чем нижестоящие, и способны оказывать влияние на их деятельность, а нижестоящие органы, как правило, обязаны выполнять решения вышестоящих органов.

    КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

    Численность государственных органов в Российской Федерации только федерального масштаба исчисляется, как правило, несколькими десятками. В совокупности они образуют систему государственных органов (в литературе нередко используется также термин «структура»).

    В основу классификации государственных органов могут быть положены различные критерии.

    Наиболее значимым основанием классификации является характер осуществляемых полномочий. В соответствии с ним государственные органы подразделяются на следующие:

    —  институт главы государства (президент, монарх);

    —  органы законодательной власти (парламент, конгресс и др.);

    —  органы исполнительной власти (правительство, органы исполнительной власти субъектов);

    —  судебные органы ;

    —  надзорно-контрольные органы (прокуратура, таможенный комитет и т.д.).


    Данная классификация является наиболее значимой, поэтому обратим на нее особое внимание.


    1. Глава государства. В зависимости от формы правления у него существуют разные полномочия.


    2. Основным назначением органов законодательной власти (представительных органов) является законодательная деятельность. Представительные органы государственной власти подразделяются на высшие и местные. К высшим представительным органам государственной власти относятся парламенты. Одна из их важнейших функций — принятие законов.

    Иногда парламент передает, делегирует часть законодательных функций другим, подконтрольным ему органам. Возникающая в результате этого система актов носит название делегированного законодательства.

    Кроме высших представительных органов в федеративных государствах существуют также и региональные законодательные органы, основной целью которых является региональное законодательство.

    Законодательные органы в России:

    —  Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации);

    —  законодательные органы субъектов Федерации (имеют разные названия: например, в Краснодарском крае — Законодательное собрание, в Рязанской области — Областная дума).

    Назначение законодательных органов состоит в разработке, принятии, дополнении и изменении законов и других нормативных актов федерального и регионального уровней. Это основная задача законодательных органов.

    Кроме того, законодательные органы решают и ряд иных вопросов (утверждение Председателя Правительства РФ, принятие политических заявлений, утверждение запросов в суд и др.).

    Законодательные органы не имеют между собой соподчиненности. Данное обстоятельство отличает их нынешнее положение от советского периода, где решение нижестоящего Совета могло быть отменено вышестоящим Советом.

    3. Система органов исполнительной власти осуществляет в различных государствах исполнительную и распорядительную деятельность.

    Исполнительная деятельность данных органов проявляется в том, что они выступают как непосредственные исполнители законов и требований вышестоящих органов исполнительной власти.

    Распорядительная деятельность этих органов заключается в том, что они издают свои собственные нормативные и индивидуальные акты для выполнения их подчиненными им органами и организациями.

    В зависимости от сложности задач и территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти подразделяются на центральные (государственные) и местные.

    К центральным (государственным) относятся те, деятельность которых распространяется на всю территорию страны или на территорию субъектов федерации.

    К местным органам относятся органы, деятельность которых ограничивается рамками одной или нескольких административно- территориальных единиц (провинции, районы, города и т.п.). В их число входят муниципалитеты, их отраслевые отделы и управления, администрации фабрик, заводов, других предприятий и учреждений.

    Теории государства и права известны монократическая и дуалистическая формы исполнительной власти.

    Монократическая означает, что глава исполнительной власти является одновременно и главой государства. Историческая предшественница этой формы — монархия, модифицированная, однако, применительно к принципам демократии.

    Дуалистическая форма исполнительной власти имеет место тогда, когда функционирует неответственный перед парламентом глава государства (президент республики или король) и независимое от него правительство, ответственное перед парламентом и возглавляемое премьер-министром (председателем Совета или кабинета министров). Эта форма исполнительной власти характерна для конституционных монархий и парламентских республик.

    Исполнительные органы в России: Правительство РФ; министерства, комитеты, другие федеральные государственные органы; администрации субъектов Федерации; подразделения государственных органов на местах; местные органы (органы местного самоуправления).

    Назначение исполнительных органов состоит в непосредственной реализации государственных функций. Современная юридическая наука выдвигает три основные модели построения государственного аппарата.

    Особую группу исполнительных органов составляют правоохранительные органы.

    Правоохранительные органы в России: прокуратура; полиция; налоговая инспекция; таможенные органы; ФСБ; служба внешней разведки; исправительные учреждения; нотариат.

    Указанные выше правоохранительные органы (за исключением прокуратуры и нотариата) относятся к исполнительным. Од- нако их обычно выделяют, учитывая общее назначение — обеспе- чение в обществе установленного правопорядка, а также наличие у большинства из них вооруженных формирований и их ярко вы- раженную направленность по защите государственных интересов.

    К правоохранительным органам относят и адвокатуру, которая не является государственным органом. Нотариат также может быть негосударственным.

    Некоторые авторы в число правоохранительных органов включают и суды. Такой подход не все авторы разделяют, поскольку суды являются специфическим государственным органом, обеспечивающим правосудие, разрешение конкретных спорных ситуаций.

    4. Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной функцией которых является осуществление правосудия. Структура судебных органов в разных странах неодинакова. Именуются они зачастую также по-разному.

    Судебные органы в России: Верховный Суд, Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд, суды субъектов.

    5. Значительную роль в государственном аппарате играют надзорно-контрольные органы. В России это прокуратура, таможенный комитет и др. Так, прокуратура призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государства, должностными лицами и гражданами.

    В некоторых государствах прокуратура осуществляет также надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, в местах заключения.

    Классификация государственных органов по другим критериям

    По юридической силе (в федеративном государстве): — федеральные органы государственной власти;

    —  государственные органы субъектов;

    —  в некоторых государствах — местные государственные органы.


    По порядку образования:

    —  первичные (представительные, выборные) (президент, законодательное собрание);

    —  вторичные (производные, назначаемые) (правительство, органы судопроизводства).


    По времени действия (по срокам полномочий):

    —  постоянные (Президент, Федеральное Собрание, Правительство и т.д.);

    —  временные (например, в ССССР: Государственный комитет обороны СССР (орган, созданный на период Великой Отечественной войны)).

    По порядку осуществления компетенции (по способу принятия решений):

    —  коллегиальные;

    —  единоначальные.


    По характеру компетенции:

    —  органы общей компетенции (президент, правительство);

    —  специальной компетенции (в узкой сфере — министерства, государственные комитеты и т.д.).

    МОДЕЛИ ПОСТРОЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА И ЕГО СООТНОШЕНИЕ С ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

    Современная юридическая наука выдвигает три основные модели построения государственного аппарата:

    1) моноцефальную (от лат. mono — один, kephale — голова), при которой вся система государственных органов едина. Данная система государственных органов носит жестко иерархический характер и пирамидальна по своему построению. Наверху государственной пирамиды стоит лицо или орган, обладающие всей полнотой власти. Нижестоящие органы назначаются вышестоящими. Местные органы власти представляют собой не органы местного самоуправления, а органы государства. Подобная модель государственного механизма характерна прежде всего для антидемократических режимов;

    2) монотеократическую, при которой сочетается единовластие главы государства и церкви. Глава государства является одновременно и высшим духовным лицом. Эта модель характерна для ортодоксальных религиозных государств;

    3) централизованно-сегментарную, при которой органами государственной власти считаются только центральные органы, функционирующие в масштабе всего государства (президент, парламент, правительство), а также их представители на местах. Местные выборные органы рассматриваются в данной системе как органы местного самоуправления (муниципальные органы). Такая модель характерна для большинства демократических государств.

    Следует отметить, что в Российской империи второй половины XIX в. местные органы самоуправления отделялись от государства (земские и городские собрания и их исполнительные органы), однако их полномочия были весьма ограниченны.

    В Советском государстве местные органы не отделялись от государственных и были частью последних. Например, сельские, поселковые, районные советы представляли собой органы государственной власти.

    По Конституции Российской Федерации 1993 г. местные органы самоуправления вновь отделились от государственных органов. Рассмотрим более подробно место органов местного самоуправления в Российской Федерации.

    Местное самоуправление — это форма народовластия, предполагающая возможность для населения самостоятельно (под свою ответственность) решать различные вопросы жизнедеятельности на территории проживания. Это система органов управления, формируемая по инициативе населения для решения вопросов местного значения.

    В решении местных проблем органы местного самоуправления обладают определенной автономностью. Вопросам местного самоуправления посвящен ряд конституционных норм (ст. 12, 130–133 Конституции РФ).

    Выделяются следующие принципы самоуправления:

    1) самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения (означает, что никто не вправе вмешиваться в законную деятельность органов местного самоуправления);

    2) организационная обособленность органов местного самоуправления (означает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти; это не подразумевает, однако, полной изолированности органов местного самоуправления);

    3) многообразие форм реализации местного самоуправления (означает, что местное самоуправление реализуется через различные формы волеизъявления, учитывающие местные традиции и обычаи).

    Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

    Органы местного самоуправления формируются на территории всей России в масштабе города, района, района (округа) в городе, села, поселка городского типа и др.

    Эти территории называются муниципальными образованиями, их границы устанавливаются и изменяются органами государственной власти субъекта РФ с учетом мнения местного населения.

    Кроме того, в городских районах могут быть образованы органы территориального общественного самоуправления (уличные, домовые комитеты, советы микрорайонов и др.).

    Органами местного самоуправления являются:

    1) представительные органы местного самоуправления (формируются путем выборов, других форм прямого волеизъявления; они могут именоваться по-разному: думой, муниципальным комитетом и т.д.);

    2) собрания, сходы граждан (применяются, как правило, на небольших территориях);

    3) главы местного самоуправления (избираются или назначаются). Они также могут иметь разные наименования — мэр, глава администрации, председатель совета, староста и т.д.

    Компетенция органов местного самоуправления и его гарантии. Органы местного самоуправления обладают следующими полномочиями (ст. 132 Конституции РФ):

    а) управление муниципальной собственностью;
    б) формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; в) установление местных налогов и сборов;
    г) осуществление охраны общественного порядка;
    д) решение иных вопросов местного значения.
    Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

    В этом случае реализация делегированных полномочий контролируется соответствующими государственными органами (ст. 132 Конституции РФ).

    В Конституции РФ определены следующие гарантии местного самоуправления в России (ст. 133):

    —  право на судебную защиту;

    —  право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;

    —  запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

    Следует отметить также, что пока вопросы организации деятельности и полномочий органов местного самоуправления не нашли достаточно четкого правового регулирования. В действующих нормах права имеются определенные противоречия. Так, положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, не вяжется с реальностью, когда ряд полномочий может быть реализован посредством только государственных органов власти (например, охрана общественного порядка осуществляется милицией, являющейся государственным органом).

    В целом институт местного самоуправления в России еще только формируется. Большинством населения органы местного самоуправления по-прежнему, и не без оснований, воспринимаются как органы власти, т.е. как государственные органы.



    написать администратору сайта