Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 1. Теоретический анализ современных концепций и технологий педагогического процесса в начальной школе

  • Характеристика современных технологий педагогического процесса в начальной школе

  • ДИПЛ Современные концепции и технологии педагогического процесса. Современные концепции и технологии педагогического процесса в начальной школе

    Единственный в мире Музей Смайликов

    Самая яркая достопримечательность Крыма

    Скачать 274.7 Kb.
    НазваниеСовременные концепции и технологии педагогического процесса в начальной школе
    Дата24.08.2021
    Размер274.7 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДИПЛ Современные концепции и технологии педагогического процесса.docx
    ТипДиплом
    #227797
    страница1 из 4

    С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: test_4.pdf.
    Показать все связанные файлы
    Подборка по базе: 2013 Информационные технологии в кино и на телевидении.pdf, Обобщение педагогического опыта «Система подготовки учащихся к Е, 2 концепции свободы.docx, Образовательные технологии испр..docx, Практическое задание 3, Модуль 3. Теория и технологии воспитания, Ответы на тест 3. Информационные системы и технологии.docx, Практическая работа № 1 Тема 1.3. Развитие школьных команд техно, Информационные технологии в юридической деятельности ответы на т, Рабочая программа по технологии (мальчики).docx, Современные технологии.docx
      1   2   3   4

    АНО ВПО «ЕВРОПЕЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «БИЗНЕС ТРЕУГОЛЬНИК»»

     

     

     ДИПЛОМНАЯ  РАБОТА

    по дополнительной  профессиональной  образовательной  программе

     профессиональной переподготовки

    «Педагогическое образование: учитель начальных классов»

     

    Тема:

    «Современные концепции и технологии педагогического процесса в начальной школе»

    Дипломную работу  подготовил:

    Гордеева Татьяна Владимировна

    Должность:

    Учитель начальных классов

    Место работы:

    МБОУ "Гимназия N 20"

     

     29 июля 2021 года 

    г.Донской, Тульской области

    Российская Федерация



    Содержание



    Введение 2

    Глава 1. Теоретический анализ современных концепций и технологий педагогического процесса в начальной школе 6

    1.1.Обзор современных концепций педагогического 6

    процесса в начальной школе 6

    1.2.Характеристика современных технологий педагогического процесса в начальной школе 9

    Глава 2. Практическое исследование использования современных концепций и технологий в педагогическом процессе 18

    2.1. Педагогическая диагностика условий сформированности у младших школьников познавательной активности 18

    2.2. Реализация современных педагогических концепций и технологий формирования познавательной активности учащихся начальной школы 25

    Заключение 34

    Список литературы 36

    Приложение 38


    Введение
    Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Главной задачей является необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала, нацеленная на повышение современного качества образования. Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельную деятельность, ответственность обучающихся. Повышение качества образования должно осуществляться через совершенствование форм и методов обучения, через внедрение образовательных технологий, а также формирование комплекса личностных качеств у обучаемых.

    Модернизация российского образования и смена образовательной парадигмы в начале XXI века связывается, прежде всего, с повышением качества процесса обучения на основе актуализации личностного потенциала учащихся. Поэтому представляется перспективным использование технологий обучения, предполагающих его личностно ориентированную направленность. Преимущества этих технологий состоят не только в усилении роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и в нацеленности этих технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения.

    Технологические идеи образования не так уж и новы. Мысль о технологизации процесса обучения высказал ещё Я.А. Коменский. Он призывал к тому, чтобы обучение стало «техническим», то есть таким, что все, чему учат, не могло не иметь успеха.

    Механизм обучения, то есть учебный процесс, приводящий к результатам, Я.А. Коменский назвал «дидактической машиной». Для неё важно: отыскать цели; отыскать средства достижения этих целей; отыскать правила пользования этими средствами.

    Таким образом, вырисовывается своеобразный модуль: цель – средства – правила их использования – результат. Это ядро любой технологии в образовании. В дальнейшем элементы педагогической технологии можно найти в работах Песталоцци.

    В основе технологического подхода лежат теория учебной деятельности и деятельностный подход в обучении (А.А. Вербицкий, П.Я. Гальперин и Н.Ф. Талызина, О.Б. Епишева и др.), который в последнее время все больше сочетается с концепцией личностно ориентированного обучения (И.С. Якиманская, В.В. Сериков, В.А. Далингер, Г.И. Селевко, С.Д. Смирнов и др.).

    Актуальность данной проблемы приобретает большое значение в настоящее время в силу ряда причин. Согласно Концепции модернизации образования, общество предъявляет определённые требования к школе. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения качества образования, а это возможно через совершенствование форм и методов обучения, через внедрение образовательных технологий. Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, а следовательно повышению качества обучения.

    Цель исследования: раскрытие современные концепции и технологии педагогического процесса в начальной школе.

    Задачи:

    1. Охарактеризовать современные концепции педагогического процесса;

    2. Выделить основные технологии педагогического процесса;

    3. Провести исследование эффективности использования современных технологий в педагогическом процессе;

    4. Дать анализ полученных результатов.

    Объект исследования – методика преподавания в начальной школе.

    Предмет исследования - современные концепции и технологии педагогического процесса в начальной школе.

    Методы исследования:

    1. Анализ психолого-педагогической литературы;

    2. Педагогический эксперимент;

    3. Количественный и качественный анализ результатов.


    Глава 1. Теоретический анализ современных концепций и технологий педагогического процесса в начальной школе

      1. Обзор современных концепций педагогического

    процесса в начальной школе

    Концепция - это определенный способ понимания какого-либо явления, основная точка зрения. Назначение концепции – это изложение теории в конструктивной, прикладной форме.

    Педагогическая концепция - это построенная на определенной теоретико-методологической основе современного педагогического опыта воспитания и обучения. Педагогическая концепция - это система идей и выводов о закономерностях педагогического процесса, о принципах его организации и о методах осуществления [14].

    В современной школе наиболее распространены три вида обучения: объяснительно-иллюстративное (традиционный, сообщающий); проблемный; программированный.

    В основе объяснительно-иллюстративного обучения лежат две психологические теории: ассоциативная теория научения и условно-рефлекторная теория.

    Идея ассоциативной концепции научения следующая: всякое познание начинается с ощущений, восприятий, из восприятия-представления, а из представлений – понятия.

    По ассоциативной концепции сущность научения составляет усвоение человеком связей, существующих между объектами., а в основу научения согласно ассоциативной концепции составляют наблюдение и сравнение, различение и отождествление, разделение и объединение, связывание и расчленение. Из этой психологической концепции обучения вытекает следующий общий путь обучения:

    -от непосредственных ощущений и восприятий через их анализ и синтез

    – к представлениям и понятиям.

    Сущность условно-рефлекторной концепции научения заключается в освоении индивидом новых, значимых свойств вещей и явлений. Содержание научения составляет образование связей между врожденными (безусловными) раздражителями и усваиваемыми (условными) реакциями организма. Необходимыми условиями образования условных рефлексов являются - подкрепление и повторение. В системе обучения младших школьников широко используются - познавательные и дидактические игры, конструирование, моделирование, художественное творчество, учебно-поисковые задания. Все это способствует развитию любознательности и творческой активности обучаемых [12]. Ассоциативным теориям обучения противостоят теории, опирающиеся на деятельностный подход и изначально ориентированные на развитие самостоятельности и творческого потенциала учащихся. К таким теориям относятся: теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), теория проблемного обучения (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов и др.), теория учебной деятельности (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.).

    Идея развивающего обучения – это основная идея, которая определяет цель и характер современных дидактических концепций( И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского и др).Научное обоснование развивающему обучению впервые было дано отечественным ученым Л. С. Выготским в статье «Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте». Л. С. Выготский проанализировал проблему соотношения обучения и развития и пришел к выводу, что только то обучение является хорошим, которое ведет за собой развитие. И уже 60-х г.г. ХХ в. в России начинают активно появляться и развиваться дидактические концепции, методологической основой которых стала идея Л. С. Выготского [3].

    Развивающее обучение- это обучение, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы на закономерности развития (В. В. Репкин).

    Концепция развивающего обучения Л. В. Занкова одна из первых концепций, которая внесла в школу гуманистическую тенденцию организации педагогического процесса. Она формируются прежде всего в цели – общее развитие учащихся. Эта цель предполагает не просто усвоение ребенком определенной суммы знаний, и даже не умственное развитие средствами системы учебных предметов. Теория ориентирует на целостную, уникальную личность со всем богатством ее потенциальных возможностей и индивидуальным ходом развития. В качестве составляющих, характеризующих общее развитие, были названы: деятельность наблюдения, мышление, практические действия. В то же время общее развитие определяется как развития ума, воли, чувств учащихся. Эмоционально-волевое развитие рассматривается в качестве важнейшего показателя успешности учения [10].

    Концепция развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

    Проблему развития ребенка в процессе обучения в 50-60-х г.г. ХХ в. исследовал научный коллектив ученых во главе с Даниилом Борисовичем Элькониным и Василием Васильевичем Давыдовым. Авторы ставят цель – развитие теоретического мышления учащегося. В основе такого мышления лежит содержательное обобщение. Важными компонентами мышления являются такие действия как: анализ, планирование, рефлексия.

    Основой понимания сути развивающего обучения в данной концепции является теория учебной деятельности и её субъекта. В этой теории речь идет не об усвоении учеником знаний, умений и навыков, а об овладении теоретическими знаниями. Их содержание отражает происхождение, становление и развитие какого-либо предмета. Учебная деятельность рассматривается через включающиеся в нее потребности, мотивы, задачи, действия, операции.

    Учебная деятельность понимается как особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Обучающий должен уметь рассматривать основания собственных действий, т.е. рефлексировать [9].

    Концепция развивающего обучения В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконинанацелена прежде всего на развитие творчества как основы личности. Всесторонняя интерпретация этой концепции дана в работах Л. И. Айдаровой, А. К. Марковой, В. В. Рубцова, В. В. Репкина, Г. А. Цукерман и др. Концепция Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова продолжает развиваться и в настоящее время.

    Теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин)

    П. Я. Гальперин создавал свою теорию в 60-х г.г. XX столетия. В дальнейшем его идеи разрабатывали Н. Ф. Талызина, Г. В. Габай, Н. А. Менчинская.

    Теория П. Я. Гальперина развивалась на психологической идее интериоризации. Действие, прежде чем стать умственным, обобщенным, сокращенным и освоенным, проходит определенные этапы.

    П. Я. Гальперин считал, что основным условием успешного формирования действия является ООД, которая имеет полный состав. ООД составляется теоретическим способом на основе общего принципа. Методы обучения, построенные на основе теории П. Я. Гальперина, легли в основу алгоритмизированного и программированного обучения и широко используются на всех ступенях обучения.


      1. Характеристика современных технологий педагогического процесса в начальной школе

    Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности.

    Термин «педагогическая технология» иногда употребляют в качестве синонима термину «педагогическая система», а иногда приравнивают к методикам. Педагогическая технология- это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

    Технология - от греческих слов technо (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). С помощью технологии интеллектуальная информация переводится на язык практических решений.

    Технология - это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности. Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма.

    Педагогическая технология – это:

    - совокупность психолого-педагогических приемов, методов обучения, воспитательных средств, то есть организационно-методический инструмент педагогического процесса (Б.Т. Лихачев);

    - содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалъко);

    - системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие [13].

    Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам. Сущность образовательных технологий выражается в том, что изменяется характер и способ образования. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит личностное развитие, т.е. сам процесс образования предполагает иную позицию учителя и ученика в образовании: они выступают как равноправные участники образовательного процесса.

    Сегодня в отечественной педагогике начального образования превалируют три разновидности технологии: 1) традиционная; 2) начальное обучение по Л.В. Занкову, в основе которого – сотрудничество учителя с учениками; 3) начальное обучение по Д.Б. Эльконину – В.В. Давыдову, также построенное на принципах педагогического сотрудничества.

    Главные критерии эффективности педагогической технологии – достигнутый результат (полнота, объем, прочность и т.д. знаний и умений), затраты сил учеников и учителей, время [8].

    Итак, в современной начальной школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий мы выделяем следующие наиболее характерные современные технологии:

    Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

    Итак, вывод:

    В центре личностно-ориентированной технологии – ученик.

    Цель – развитие личности, а не овладение предметом.

    Показатель обучения не количество и качество усвоенного, а прогресс личности – развитость, раскрепощение собственного Я, самопознание, самоопределение, самостоятельность и независимость мыслей и т.п.[10]

    Учебный процесс строится «от ученика». Основной критерий – удовлетворение запросов личности, создание условий для ее самореализации.

    Технология проектной деятельности – это образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков. Проект – форма организации совместной деятельности. Это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта

    Проектный метод основывается на концепции деятельностного подхода и позволяет организовать обучение, в котором обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий – проектов.

    Проект это —

    -отражение интересов участников,

    -организованная «самодеятельность» (принципы самообразования, выбора индивидуальной траектории решения проблемы», разработки «своего» плана действий),

    -работа в команде,

    -творческая лаборатория,

    -свободный выбор образовательной области, тематики проекта, траектории деятельности,

    -включение всех субъектов в поисковую, исследовательскую деятельность,

    -систематическое отслеживание результатов работы, презентации,

    -фиксированное время, контроль и рефлексия.

    Развивающие цели проектного обучения выражаются в успешном выполнении действий, относящихся к области: логического мышления (осуществление анализа, синтеза, сравнения; умение строить индуктивные, дедуктивные умозаключения); поисковой деятельности (нахождение нестандартных приемов решения задач, решение нестандартных задач, разработка плана решения, реализация плана решения с поэтапным контролем своей деятельности, анализ полученных результатов, поиск и отбор наиболее рациональных способов действия) [5].

    Технология уровневой дифференциации – это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента.

    Способ обучения, содержащий четыре организационные формы, где четвертая (пары сменного состава) является ведущей, называется коллективным способом обучения (КСО).

    Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя, дают возможность продвигаться каждому ученику в индивидуальном темпе, способствуют проявлению и развитию способностей каждого ребенка.

    Итак, показателями эффективности реализации являются:

    -Повышение уровня мотивации учения.

    -Каждый ребенок обучается на уровне его возможностей и способностей.

    -Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утвер­ждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный yспex [3].

    Тестовая технология, как природосообразная, так и здоровьесберегающая технология контроля над качеством учебных достижений учащихся, снижает уровень психологической тревожности, стрессовое состояние. Тесты предоставляют обучающимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствует обучению младших школьников процессуальному самоконтролю.

    В сочетании с различными видами проверки, используются компьютерные тестовые задания, которые является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.

    Здоровьесберегающие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни [16].

    Технология "Портфолио".В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов особое место в новой системе оценивания уделено портфолио. Исходя из особенностей классного коллектива,  процесс создания портфолиоможно использовать для стимулирования активности, развития творческого потенциала детей. Технология «Портфолио»–это способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика [4].

    Создание портфолио -  долгосрочная программа. Таким образом, опыт современной начальной школы располагает широчайшим арсеналом применения современных технологий в процессе обучения.

    Итак, можно сделать вывод, что в результате применения современных педагогических технологий возрастет качество обучения, познавательный интерес, социальная активность, количество социально-значимых проектов.

    Партнерская технология (технология сотрудничества) предусматривает оптимальное сочетание предметно-ориентированного и личностно-ориентированного обучения. Педагог одинаково хорошо заботится об усвоении учебного предмета и развитии личности.

    Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций (учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала; как тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний) [4].

    Инфорамационно-коммуникационные технологии в начальной школе.

    Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

    Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность; создание положительных эмоциональных ситуаций; работа в парах; проблемное обучение.

    Применение ИКТ: расширяет возможность самостоятельной деятельности; формирует навык исследовательской деятельности; обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; способствует повышению качества образования [11].

    Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.

    В начальной школе используют информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, внеклассных занятий и др.

    Понятие игровые педагогические технологии включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Учащиеся не замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию [7].

    Технология критического мышления

    Технология критического мышления развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. Одна из основных целей данной технологии - научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Использую на уроках и во внеурочной деятельности некоторые приемы развития критического мышления: чтение с остановками, работа с вопросниками, кластерный подход, таблица "Знаю, узнал, хочу" и т. д.

    Технология опережающего обучения с использованием опорных схем С.Н. Лысенковой.

    С.Н. Лысенковой разработана технология опережающего обучения с использованием опорных схем и конспектов. Концепту­альные положения ее технологии таковы:

    -личностный подход в педагогике сотрудничества;

    -успех — главное условие развития детей в обучении;

    -комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь;

    -предупреждение ошибок, а не работа над ними;

    -последовательность, системность содержания учебного материала;

    -дифференциация, доступность задания для каждого;

    -к полной самостоятельности — постепенно;

    -через знающего ученика учить незнающего.

    Таким образом, усвоение материала происходит в три этапа:

    -предварительное введение первых порций будущих знаний;

    -уточнение новых понятий, их обобщение, применение;

    -развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.

    Такое распределенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память. Подход к структу­ре материала обусловлен задачами опережающего введения и пос­ледующего повторения понятий. Он называется пробно-порциональным.

    Таким образом, применение новых технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.

      1   2   3   4


    написать администратору сайта