Главная страница
Навигация по странице:

  • «Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями в пенитенциарных учреждениях»

  • Содержание Введение….……………...…………………………………….………..............3 Глава I . Теоретические основы

  • Глава II .

  • Глава III. Опыт социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями на примере ГУ МЦ «Дети улиц» ЮЗАО…………41

  • Заключение…………………..…………………………………………………65 Список использованной литературы……………..……………….………...68 Приложение Введение

  • Актуальность темы исследования

  • Объект исследования

  • Степень научной разработанности исследуемой проблемы.

  • Методологическая база исследования.

  • Эмпирическая база исследования

  • Структура дипломной работы

  • Теоретические основы социальной работы с подростками в пенитенциарных учреждениях. 1.1.Современные теоретические модели социальной работы с подростками в пенитенциарных учреждениях

  • 1.2. Современные теоретические подходы к социальной работе с осужденными подростками

  • 1.3. Нормативно-правовые основы социальной работы с осуждёнными подростками

  • курсач1. Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями в пенитенциарных учреждениях


    Скачать 111.51 Kb.
    НазваниеСоциальная работа с несовершеннолетними правонарушителями в пенитенциарных учреждениях
    Дата13.01.2021
    Размер111.51 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакурсач1.docx
    ТипРеферат
    #167932
    страница1 из 7

    Подборка по базе: Безопасная работа в Интернете.pptx, Управление персоналом как социальная система.docx, Ответы на вопросы к лабораторной работа №3(205, методичка).docx, Лабораторная работа послед.docx, контрольная работа Авакриев Фарид.docx, 1 Линейная алгебра. Контрольная работа (1).doc, контрольная работа эконом теория.docx, Практическая работа по социологии.docx, 7 класс Алгебра Контрольная работа 1.docx, Практическая работа №1.docx
      1   2   3   4   5   6   7


    ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»

    Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии

    Кафедра теории и методологии социальной работы

    Выпускная квалификационная работа

    по специальности бакалавр 040100

    На тему: «Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями в пенитенциарных учреждениях»
    Выполнил Лубсандоржиев Доржи Баяртуевич

    Студент 4 курса
    Научный руководитель Демидова Татьяна Евгеньевна

    Д.и.н., профессор
    Допущено к защите

    «___»_____________2009 г.

    Зав. кафедрой Старовойтова Лариса Ивановна

    Д.и.н., профессор _________________________

    Москва, 2010

    Содержание

    Введение….……………...…………………………………….………..............3

    Глава I. Теоретические основы социальной работы с подростками в пенитенциарных учреждениях ……...........................................................10

      1. Современные теоретические модели социальной работы в пенитенциарных учреждениях с осуждёнными подростками……….10

      2. Современные теоретические подходы к организации социальной работы с осужденными подростками. …………………………………14

      3. Нормативно-правовые основы социальной работы с осужденными подростками………………………………………………………………20

    Глава II. Проблема эффективности социальной работы с подростками в пенитенциарных учреждениях………………………………………………..29

      1. Теоретические подходы к определению эффективности социальной работы с подростками………………………………………………….29

      2. Условия эффективной социальной работы с подростками в пенитенциарных учреждениях…………………………………………32

      3. Теоретическое обоснование базовой модели социальной работы с подростками в пенитенциарных учреждениях………………………..38

    Глава III. Опыт социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями на примере ГУ МЦ «Дети улиц» ЮЗАО…………41

      1. Личность бывшего осуждённого и основные проблемы социальной и её социальной реадаптации ………………………………………………...41

      2. Cпособы психологического воздействия на личность бывшего преступника ………………………………………………………………48

      3. Факторы влияющие на успех социальной реадаптации …………….....52

      4. Анализ опыта деятельности Методического Центра по развитию ювенальных технологий в городе Москве …………………………….56

    Заключение…………………..…………………………………………………65

    Список использованной литературы……………..……………….………...68

    Приложение
    Введение

    Актуальность темы исследования. В настоящее время особого внимания требует социальная поддержка тех групп населения, которые не в состоянии себя защитить. К ним, безусловно, относятся осужденные, особенно подростки, которые находятся в изоляции и лишены части гражданских прав, и уже в силу этих обстоятельств они не могут самостоятельно отстаивать свои права.

    Последние пять лет рост подростковой преступности идёт на спад, однако, этот показатель уменьшается не столько из-за уменьшения количества преступлений, совершаемыми подростками, а скорее связан с уменьшением численности детского населения страны. Так за последние шестнадцать лет она уменьшилась в полтора раза, а показатель преступности в целом по стране уменьшился на 1-2%.1 В 2008 году несовершеннолетними и при их участии в России совершено 139,4 тыс. преступлений; а по итогам 2009 г. – 135,1 тыс. Приведенные показатели характеризуют отнюдь не фактический, а только лишь регистрируемый уровень подростковой преступности. Для учета латентности необходимо показатели официальной статистики увеличить, как минимум, в 4 раза.2

    Необходимость социальной работы с подростками в пенитенциарных учреждениях вызвана к жизни следующими факторами:

    во-первых, социальная работа с подростками не достаточно разработана, а точнее – находится на стадии разработки.

    во-вторых, из-за того, что подростковая преступность остаётся на достаточно высоком уровне, уголовно-исполнительная система в будущем столкнется с еще большим количеством проблем: возрастет и количество пенитенциарных учреждений, в которых придется применять новые технологии воспитания и исправления осуждённых подростков.

    в-третьих,возрастной уровень осужденных, по данным статистики, заметно снизился. Сейчас число лиц в возрасте 14-19 лет, находящихся в местах лишения свободы, превышает 25,2%.

    Вместе с тем следует отметить, что подростки и молодежь – это наиболее активная, трудоспособная возрастная категория людей, огромный кадровый и экономический потенциал, который никак не задействован в целях развития общества и страны.1

    в-четвёртых, осужденные подростки слабо защищены законодательством государства от посягательств, издевательств и насильственных мер со стороны обслуживающего персонала пенитенциарных учреждений. Действующая пенитенциарная cистема основана именно на приоритете наказания и репрессивных мер по отношению к осужденным, что противоречит главной цели ее деятельности – перевоспитанию преступников.

    Подростковая преступность характеризуется крайней жестокостью:2 подавляющее большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии, составили тяжкие и особо тяжкие преступления.

    Основное количество преступлений в городах, совершаемых подростками, имеют корыстную направленность. Это всевозможные кражи, грабежи, вымогательства, шантажи, массовые драки, убийства.

    Пока подростками совершаются преступления, всё ещё особую роль играет привлечение их к уголовной ответственности, применение к ним различных видов наказания, и лишение свободы на определенный срок носит приоритетный характер.3

    Каждый 10-й осуждённый подросток является сиротой, либо его родители лишены соответствующих прав. Примерно 1/3 подростков, оказавшихся за колючей проволокой, имеют отклонения в психическом развитии, почти половина осужденных до ареста нигде не работали и не учились.

    Таким образом, в места лишения свободы попадают лица с высоким уровнем социально-педагогической запущенности, криминальной зараженности, больные и нравственно, и психически.1

    Особо остро стоит проблема адаптации, реабилитации и ресоциализации осужденных подростков и освобождающихся воспитанников. Заключение подростков приводит к необратимым последствиям: они формируются как личности, принадлежащие к криминальной культуре.2

    Как показывают исследования, продолжительное содержание подростков под стражей по существу не исправляет их, а способствует криминализации и усилению антисоциальных установок, это признают не только общественные организации, но и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, сами служащие колоний. Это обнаруживается в рецидиве преступности бывших воспитанников: каждый 6-ой «выпускник» воспитательной колонии возвращается туда снова. Рост рецидива за 2007 – 2008гг. составил почти 65 %; из числа рецидивистов в 2009 г., каждый пятый совершил новое преступление отбывая наказание.3

    Объект исследования - несовершеннолетние правонарушители в пенитенциарных учреждениях;

    Предмет исследования – социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями в пенитенциарных учреждениях.

    Целью дипломной работы является анализ положения несовершеннолетних правонарушителей в учреждениях пенитенциарной системы и выработка путей усовершенствования организации социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями.

    Задачи:

    1) рассмотрение и анализ нормативно-правовых основ социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями;

    2) анализ эффективности социальной работы с подростками в пенитенциарных учреждениях

    3) исследование технологии социальной работы по оказанию помощи несовершеннолетним правонарушителям в ГУ МЦ «Дети улиц»;

    4) разработка практических рекомендаций по улучшению социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями.

    Степень научной разработанности исследуемой проблемы. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях рассматривается в трудах Е. И. Холостовой, И. Д. Жаркова, С. А. Ветошкина1. Проблемам социальной работы в пенитенциарныхучреждениях посвящены работы В. В. Селяниной, Е. Я. Тищенко, Е. И. Холостовой2.

    Особое внимание специфике социальной работы с осужденными подростками уделяется в работах М. В. Фирсова, М. Маколи3.

    Проблемы несовершеннолетних преступников разработаны в исследованиях А. И. Антонова, О. Л. Лебедь4.

    Проблемам формирования ювенального права посвящены работы Н. Е. Борисовой5.

    Сущность и цели тюремного наказания представлены в работе Я. Гилинского1.

    Проблемам теориии практики пенитенциарной педагогики посвящена работа С. А. Ветошкина2.

    Психологические аспекты социальной работы в пенитенциарных учреждениях освещены в работах Б. Н. Алмазова, Ю. Н. Галагузовой, А. В. Мельникова3.

    Должное внимание уделенопроблемам сохранения социально-полезных связей в трудах Е. И. Холостовой, А. В. Мельникова, Б. Н. Алмазова.

    Педагогические аспекты социальной работы в пенитенциарных учреждениях освещены в работах А. Г. Сломчинского, М.А. Галагузовой, Д. П. Дьяконова, Е. Я. Тищенко4.

    Проблема профессиональной подготовки кадров (специалистов по социальнойработе) для работы с осужденными нашла свое отражение в трудах Е. И. Холостовой, М. Ф. Черкасовой5.

    Аксиологический аспектсоциальной работы в пенитенциарной системе представлен в труде О. Е. Балаевой6.

    Теоретическая основа исследования - социологические, психологические и педагогические положения, концепции и теории, раскрывающие специфику теоретических социолого-ориентированных, психолого-ориентированных, социально-педагогических, терапевтически-психологических подходов социальной работы с осуждёнными подростками; общая теория социальных систем (Берталанфи), социально-педагогическая концепция активного взаимодействия человека и среды (В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, В.И. Загвязинский, И.С. Кон, И.А. Липский, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, Л.В. Мардахаев, Л.Е. Никитина, С.Т. Шацкий, Г.Н. Филонов); гуманистическая теория личности (А.В. Батаршев, А.Я. Кузнецова, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл); теоретические и практические аспекты подготовки профессиональных кадров социальной сферы (В.Г. Бочарова, Ф.Ш. Мухаметзянова, П.Д. Павленок, А.М. Панов, Т.М. Трегубова, Л.В. Топчий, Е.И. Холостова, Н.Б. Шмелева).

    Государственно-правовые аспекты изучаемой проблемы основывались на материалах Российско-Британского юридического семинара (Тюрьма и права человека), Уголовного кодекса, Уголовно-Исправительного кодекса Российской Федерации).

    Методологическая база исследования. Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической, психологической, социологической литературы по проблеме исследования; методы индукции, дедукции, анализа и синтеза, а так же правовые, социально-психологические методы практической социальной работы.

    Эмпирическая база исследования: Социальное исследование проводилось на базе Ювенального отдела ГУ МЦ «Дети улиц» Юго-западного административного округа г. Москва.

    Структура дипломной работы: Данная дипломная работа состоит из содержания, введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

    Глава 1. Теоретические основы социальной работы с подростками в пенитенциарных учреждениях.
    1.1.Современные теоретические модели социальной работы с подростками в пенитенциарных учреждениях
    Теоретической основой социальной работы является общая теориясоциальных системР. Берталанфи, первоначально разработанная для классификации биологических систем.1 В последующем она была трансформирована для социальных структур и в настоящее время эффективно используется в организации социальной работы и реализации концептуальных положений социальной защиты населения. Существует целый ряд модификаций теории систем, имеющих исключительное значение для принятия решений по проблемам клиента, поэтому считается целесообразно остановиться на них более подробно.

    Одна из них – «модели жизни» – представляет собой концепцию взаимодействия психологической и социальной систем и является относительно новой теорией осмысления социальной практики.2 Считается, что нарушение пограничных связей между психологической и социальной системами служит причиной изменения социального статуса, перестройки личностно-жизненного пространства и приводит к нарушению адаптивного равновесия и стрессам.

    В основе социально-радикальной моделилежит технология «наделения полномочиями», обеспечивающая развитие самосознания представителей различных социальных групп.1 Данная технология используется для повышения самоконтроля клиента, его личной ответственности и самоактуализации; она близка по содержанию к когнитивным и гуманистическим моделям работы с людьми. Эта модель направлена на развитие социальных способностей клиента, но не на изменение социальных структур, которые его окружают.

    Марксистская модельсоциальной практики рассматривает деятельность социального работника как силу, способствующую осуществлению совместных коллективных действий, направленных на подъем самосознания и перемены в обществе.2 Социальная работа в этой модели всегда рассматривалась и сегодня развивается исключительно на структурном уровне.

    Психодинамическая теориябыла первой теорией, на основе которой разрабатывалась первая практическая модель социальной работы. Главным достоинством психодинамической модели является ее интегративность, позволяющая социальному работнику в различных ситуациях использовать разные технологии и методики, способствующие эффективному решению проблем клиента.3

    Отношение социального работника и клиента в рамках психодинамической модели включают такие компоненты, как индивидуализация клиента, оценка возникшей проблемы, ее диагностика и использование недирективной терапевтической технологии оказания помощи.

    В основе экзистенциальной модели социальной работы лежит феноменологический подход, заключающийся в анализе поведения клиента, в частности того, как он воспринимает и интерпретирует свои представления об окружающем мире, как оценивает свой статус. Большое распространение экзистенциальная модель практики социальной работы получила в связи с ростом внимания к девиантному поведению и с расширением сфер взаимодействия психосоциальной и структурной социальной работы. 1

    Одним из основных принципов гуманистической моделисоциальной работы является стремление социальных работников помочь клиентам на основе самопознания и понимания значимости своей личности понять самих себя и характер взаимодействия с окружающим миром. Это одна из действенных моделей, способствующих повышению эффективности взаимоотношений социального работника с клиентом, в ней используется технология «активного слушания», основными компонентами которой являются эмпатия и партнерский стиль отношений. Существенная черта этой модели социальной работы – недирективный подход к решению проблем клиента. В настоящее время гуманистическая модель социальной работы приобретает все большее влияние, расширяя сферу применения междисциплинарного и интегративного подходов в социальной практике.

    Ролевая модельсоциальной работы предполагает, что люди строят свое поведение в соответствии с моделями, схемами, воспроизводимыми индивидуально-личностным сознанием. Социальная роль – это поведение, которого ожидают от человека другие люди при выполнении им определенных социальных функций. Ролевую игру социальный работник может использовать в процессе обучения клиента коррекции поведения, а также для повышения его адаптивности. Наиболее распространенными технологиями в ролевой модели являются групповая дискуссия, групповая поведенческая терапия с целью освоения новых ролей в группе и с помощью группы, коррекции поведения клиента; а также арттерапия, применяемая для раскрытия и интерпретации клиентом своей роли перед группой, стимулирование его активности; методика «запрограммированных ролей» и др. 1

    Один из главных постулатов когнитивной моделиорганизации социальной работы заключается в том, что социальные услуги должны быть доступны всем нуждающихся в них. Когнитивная модель социальной работы является комплексной, поскольку оно включает и социологические, и психологические подходы. Такое понимание модели практики социальной работы во многом обусловлено тем, что социальная адаптация индивида понимается не только как индивидуально-личностная потребность, но и как имеющая социальные последствия: она оказывает влияние на социальную среду, изменясь, в свою очередь, под ее воздействием через изменения личности.

    Адаптация включает разные фазы, предполагающие те или иные методики работы с клиентом: стратегическую, тактическую и собственно адаптивную. Важно помочь клиенту увидеть альтернативные направления действий, показать, что социальные изменения обусловливают изменения межличностных взаимоотношений.

    Основу социально-педагогической моделисоставляет положение о том, что воспитание выступает частью процесса социального становления человека. То есть это сознательное целенаправленное воздействие на индивида или социальную группу со стороны субъектов воспитательной деятельности, ставящих целью выработать у воспитуемых определенные социальные качества. Социально-педагогическая модель может рассматриваться как на структурном уровне, так и на уровне психосоциальной работы.

    Социально-педагогическая модельсоциальной работы является наиболее приемлемой для условий пенитенциарного учреждения. На это указывает и новый Уголовно-исполнительный кодекс, где вопросам социально-воспитательного воздействия на осужденных придается особое значение.1

    Проанализировав современные теоретические модели, можно сделать вывод о том, что каждая модель эффективна в определенном случае. На основе гуманистической модели можно подобрать оптимальную модель социальной работы с заключенными. Для этого нужно использовать различные модели в совокупности с гуманистической моделью, в зависимости от клиента или от проблемной ситуации.
    1.2. Современные теоретические подходы к социальной

    работе с осужденными подростками
    Социолого-ориентированный подход.

    Социология изучает общество, поведение и убеждение специфических групп – подростков с девиантным и делинквентным поведением, несовершеннолетних преступников, их семей, друзей, знакомых, воздействие на клиента других людей (коллектива, тюремного персонала, семьи осужденного, его друзей и знакомых), влияние социальных факторов (неопределенность социального ожидания, наркомания, употребление спиртных напитков, табакокурение, нарушение правопорядка, ранний сексуальный опыт, взаимоотношения в семье, беспризорность и бездомность, токсикомания, проституция, отсутствие условий для содержательного отдыха и занятий спортом, коммерциализация сферы досуга), социальный контроль, социальные процессы.1 Познания в области социологии позволяют социальному работнику исследовать социальные проблемы, обеспечивать владение интерперсональными навыками и техниками. Например, основной навык специалиста социальной сферы – это интервьюирование, предполагающее знания того, как разговаривать с человеком, имеющим ту или иную проблему, чтобы он смог раскрыться, довериться и почувствовать себя в безопасности.

    Собрав информацию и проанализировав ее, социальный работник намечает план действия, обеспечивая таким образом аналитический подход к решению проблемы.

    Психолого-ориентированный подход.

    Психологи изучают индивидов (осужденных подростков), пытаются понять механизмы их развития, важные факторы, влияющие на их психику и поведение, а также психологию коллективов.

    Социальная работа большое внимание уделяет отношениям между осужденными и их окружением (тюремным коллективом, семьей, близкими друзьями). Из этого следует, что социальные работники должны использовать знания и психологии, чтобы оценить проблемы клиентов и осуществить планы необходимого вмешательства.2

    Социальные работники, изучают различные аспекты круга проблем индивида и социального окружения, способствуют выработке их конструктивного решения. Цель психолого-ориентированного подхода – помочь осужденным подросткам оптимизировать собственные усилия по изменению ситуации, возникшей на личностном и социальном уровнях. Социальный работник стремится помогать подопечным формировать и использовать свои личностные и социальные ресурсы.

    Отношения социального работника и клиента в рамках психолого-ориентированного подхода включают такие компоненты, как: индивидуализация клиента, оценка и диагностика возникшей проблемы, использование недирективной терапевтической технологии оказания помощи.1

    В теории социальной работы выделяют и Комплексно-ориентированный подход (гуманистический, социально-терапевтический, психотерапевтический, терапевтически-психологический, педагогический, социально-педагогический, педагогически-терапевтический,).

    Педагогический подход

    Воспитательное воздействие в исправительной колонии признается средством духовного влияния на осужденного, попыткой улучшить его личность за период отбывания лишения свободы путем целенаправленного исправительного воздействия, восстановления или привития осужденному навыков правильной ориентации в системе духовно-нравственных ценностей, психологической и иной подготовки к ведению социально полезного образа жизни после освобождения их мест лишения свободы. Многолетние наблюдения за осужденными показали, что изменения социального статуса, социальных ролей осужденных, как правило, отражается на состоянии их психических и нравственных свойств и качеств. Для правильного понимания становления личности преступника необходимо учитывать, что неблагоприятные условия ее формирования не напрямую порождают преступное поведение, они обусловливают внутренний духовный мир, психологию личности, которые, в свою очередь, становятся самостоятельным и активным фактором, опосредующим дальнейшее влияние социальной среды. Каждый индивид как личность – это продукт не только существующих отношений, но и своего собственного развития и самосознания.2

    Терапевтически-психологический подход.

    Терапевтически-психологический подход, разработанный немецкими исследователями, характеризуется, прежде всего попыткой создать терапевтическую общность, когда особое внимание уделяется трудностям клиента, касающимся отношений с окружающими. Так, например, на основе нарушений эмоционального плана у клиента устанавливается недостаточная способность вступать в контакт, строить его без постоянного страха разочарования. Преодоление трудности соразмерного общения друг с другом становится центральным фактором модели действия. По мнению немецких специалистов, столь же необходимо обратить внимание на дальнейшее отношение личности с окружающим ее миром. Методическое действие, техника терапевтической общности характеризуется еще и необходимостью создания социального окружения с целью улучшения лечения, усиления разнообразных коммуникаций, выражение чувств и концепции обучающего учения и образа жизни. Не менее важным является то, что окружение, в котором живет клиент, являет собой не только рамки, в которых применяются определенные техники лечения, но и непосредственно одну из этих техник. Эта концепция направлена на то, чтобы помочь уголовным преступникам выработать собственную концепцию выздоровления, что означает разрушение криминальной структуры, создание у всех членов групп, участвующих в лечении, положительной установки по отношению к пребывающим в местах лишения свободы. Очень важно при этом суметь организовать общее собрание, основанное на демократических принципах, которое смогло бы проработать существующие проблемы и попытаться найти пути их решения.

    Педагогический, социально-педагогический и педагогически-терапевтический подходы не имеют особенно большого значения в социально-терапевтических учреждениях, играют в них второстепенную роль. И хотя деятельность социальных работников, именно социальных педагогов, очевидна и всегда расценивается как очень важная, до сих пор ее применение остается довольно ограниченным и не является центром усилий социальной терапии. Педагогический и социально-педагогический подходы к проблемам клиента характеризуются, прежде всего, тем, что социально-педагогическое действие чаще всего имеет дело с проблемами социального окружения клиента, а не с его собственными внутренними проблемами. При этом противоположность психолого-терапевтическому социально-педагогическое действие понимается как «небеспристрастная практика», которая должна сосредоточить свои усилия на определении проблемы клиента. Этими концепциями определяются формы и методы работы с клиентом, которые обусловлены его образом жизни, его повседневностью.

    Гуманистический подход.

    Гуманизм – это отказ от так называемого “функционального” подхода к осужденному, когда он рассматривался как “функция”, средство достижения уголовно-исполнительной системой экономических, финансовых, политических и.т.п. целей. Гуманистический подход основан на принципе стремления социальных работников помочь осужденным подросткам. Социальный работник, прежде всего старается на основе самопознания и понимания значимости своей личности понять самих себя и характер влияния на них окружающего мира. В рамках этой модели практики социальный работник, прежде всего старается убедить подростка в своей искренней заинтересованности в его проблемах, положительном отношении к нему, стремится сопереживать его эмоциональному отношению к возникшей ситуации или к миру в целом. Это – одна из действенных моделей, способствующих повышению эффективности взаимоотношений социального работника с клиентом. Здесь следует использовать технологию «активного слушания», основными компонентами которой является эмпатия, направленная на клиента, и партнерский стиль отношений.1 Существенная черта этой модели социальной работы – недирективный подход к решению проблем клиента. Социальный работник через общение с ним; во-первых, должен донести до него, что понять себя, а следовательно, и свои проблемы можно только через понимание отношения к другим; что человек должен действовать в соответствии со своим решением; во-вторых, убедить клиента в том, что он стремится помочь ему в выборе стратегии действий, подчеркивая важность того, чтобы каждый человек нашел именно свое предназначение в жизни. Некоторые представители гуманистического подхода предлагают использовать медитацию, предполагающую познание себя и своих возможностей. Эффективность данной модели во многом связывается с личностными чертами самих социальных работников. Они, в частности, должны искренне сочувствовать проблемам осужденного подростка. Одна из основных задач социального работника, обусловленная сущностью гуманистической модели, – изменение позиции клиента, для чего социальный работник при организации взаимоотношений с каждым подростком как бы строит свою персональную модель – технологию своих действий. Такой подход позволяет не только понять потребности клиентов, но и четче обозначить потребности социального работника как специалиста. В настоящее время гуманистическая модель социальной работы приобретает все большее влияние, усиливая междисциплинарный и интегративный подходы в социальной практике.1

    Из этого следует, что социальные работники должны использовать знания и социолого-ориентированного и психолого-ориентированного, и комплексно-ориентированного подходов, чтобы изучить различные аспекты круга проблем индивида и социального окружения и оценить проблемы, осуществить планы необходимого вмешательства.
    1.3. Нормативно-правовые основы социальной работы с осуждёнными подростками
    Правовые аспекты социальной работы с осужденными содержатся не только в Конституции, но и в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации. Так в части 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации говорится о том, что одной из задач уголовно-исполнительного законодательства является оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Суть социальной адаптации состоит в приспособлении человека к новым правилам и нормам человеческого общежития, к тем или иным условиям жизни в обществе. Закрепление в Уголовно-исполнительном кодексе этой задачи косвенно закрепляет и аналогичное направление социальной работы с осужденными в уголовно-исполнительной системе.

    Так, осужденному к лишению свободы по крайней мере трижды приходится переживать весьма сложные адаптивные ситуации, каждый раз заново приспосабливаясь:

    а) к требованиям режима в исправительных учреждениях, к среде осужденных, материальным и бытовым ограничениям;

    б) при изменении вида исправительного учреждения;

    в) в связи с освобождением осужденного из исправительного учреждения.1

    В УИК РФ говорится и о таком направлении социальной работы, как социальное обеспечение и социальная поддержка осужденных. Так, в части 7 статьи 12 УИК РФ говорится о том, что «осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации».2

    В соответствии со статьей 98 осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам на общих основаниях. Осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормилица и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом выплата пенсий осуществляется органами социальной защиты населения по месту нахождения исправительного учреждения путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных.

    В УИК РФ отражено и закреплено и такое важное направление социальной работы, как восстановление, сохранение и поддержание социально-полезных связей осужденным с внешним миром. Так в статье 89 УИК РФ говорится:

    «1. Осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. В предусмотренных настоящим Кодексом случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью пять суток. В этом случае начальником исправительного учреждения определяются порядок и место проведения свидания.

    2. Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации исправительного учреждения; длительные свидания с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, а в исключительных случаях с разрешения начальника исправительного учреждения – с иными лицами».1

    Эта статья преследует цель сохранения семейных, родственных и иных социально полезных связей осужденных, тем самым закрепляя рассматриваемое направление социальной работы.

    В соответствии со статьей 91 УИК РФ, осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества. Осуждённые также вправе получать денежные переводы и отправлять денежные переводы близким родственникам, а с разрешения администрации исправительного учреждения – иным лицам».

    Переписка осужденных также является важным средством сохранения и налаживания их социально-полезных связей с семьей, родственниками, друзьями, товарищами по учебе и работе. Возможность отправления денежных переводов осужденным позволяет им оказывать семье и родственникам материальную помощь, а получение денежных переводов является важным подспорьем для получения осужденными дополнительного питания. Все выше рассмотренное также косвенно говорит о наличии правовых основ социальной работы с осужденными УИС Минюста России.

    Нельзя оставить без внимания и такой аспект социальной работы, как медико-санитарное обеспечение осужденных. В соответствии со статьей 101 УИК РФ, в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения, и администрация исправительного учреждения несет ответственность за выполнение требований, обеспечивающих их охрану здоровья.1 Охрана здоровья осужденных является так же одним из аспектов социальной работы в уголовно-исполнительной системе, так как одной из задач стоящих перед социальной работой является вернуть в общество полноценного человека, и прежде всего здорового, способного нормально жить на свободе после освобождения.

    В Уголовно-исполнительном кодексе уделяется внимание профессиональному образованию и профессиональной подготовке осужденных к лишению свободы. Так, в статье 108 говорится о том, что в исправительных учреждениях организуется начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осуждённых, не имеющих профессии, по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения2. Получение профессии в исправительном учреждении, по которой осужденный может работать не только в ИУ, но и на свободе, является важной составляющей подготовки осуждённых к освобождению. Ведь получение осужденным профессии позволит ему эффективнее адаптироваться к условиям жизни на свободе; найти работу и вести нормальный образ жизни. Поэтому получение профессии так важно для социальной работы с осужденными, а закрепление этого в УИК РФ указывает на косвенное отражение правовых норм социальной работы с осужденными в Уголовно-исполнительном законодательстве.

    В Уголовно-исполнительном кодексе также можно выделить и такие нормы, которые являются правовой основой такого важного направления социальной работы, как подготовка осужденных к освобождению. Так в соответствии со статьей 180 УИК РФ:

    1. Не позднее чем за 6 месяцев до истечения срока лишения свободы администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях.

    2. С осужденным проводится воспитательная работа в целях подготовки его к освобождению, осужденному разъясняются его права и обязанности.

    Освобождению от отбывания наказания предшествует большая подготовительная работа, осуществляемая администрацией учреждений УИС, территориальными органами внутренних дел в тесном контакте с органами местного самоуправления по предлагаемому месту жизни и работы освобождаемого. Так как исполнение лишения свободы в большинстве случаев вызывает полный разрыв или существенное ослабление социально полезных связей с родными, близкими, трудовыми коллективами, законодатель предусмотрительно обязывает администрацию ИУ за шесть месяцев до истечения срока наказания уведомлять органы местного самоуправления по избранному месту жительства о его предстоящем освобождении, а также наличии или отсутствии у него жилой площади, его трудоспособности и имеющихся специальностях. 1

    В соответствии со статьей 181 осужденным, освобождаемым от лишения свободы на определенный срок, обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные обеспечиваются одеждой за счет государства. В этой статье, как видно из ее содержания, также содержатся правовые аспекты социальной работы с осужденными. 2

    А в соответствии со статьей 182 УИК РФ «осужденные, освобождаемые от лишения свободы, имеют право на трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами.3

    Всё выше изложенное подтверждает наличие правовых норм в УИК РФ закрепляющих правовые основы социальной работы с осужденными в УИС Минюста России по подготовке их к освобождению. Однако правовые основы этого направления социальной работы с осужденными содержатся не только в УИК РФ, но и в Приказе Минюста России от 26 декабря 2001 года № 264 «Об утверждении Инструкции о порядке оказания содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобождаемым из мест лишения свободы».

    Правовые основы социальной работы с осужденными УИС закреплены и в других ведомственных нормативно-правовых актах. Так, Приказ Минюста России от 30 марта 2000 года № 41 «Об утверждении типовых структур и штатов подразделений УИС Минюста России» впервые ввел в структуру исправительной колонии «группу социальной защиты и учета трудового стажа осужденных», и утвердил следующие виды должностей: старший инспектор по трудовому и бытовому обеспечению и инспектора по учету трудового стажа осужденных. Приказом ГУИН Минюста России от 5 апреля 2001года №59 «О внесении изменений и дополнений в приказ ГУИН Минюста России от 30 марта 2000 года №41» в штат исправительной колонии была введена должность старшего специалиста по социальной работе, из расчёта один старший специалист на 300-400 осужденных. А Приказ Минюста России от 28 марта 2002 года №73 «Об утверждении Положения о группе социальной защиты и учета трудового стажа осужденных исправительной колонии, лечебного исправительного учреждения» закрепляет правовые основы социальной работы с осужденными в уголовно-исполнительной системе.

    Основные задачи группы:

    1. Выявление социальных проблем осужденных, осуществление их социальной защиты во всех сферах жизнедеятельности в период отбывания наказания, оказание им социальной помощи, координирование деятельности других служб исправительного учреждения в решение данных вопросов.

    2. Подготовка осужденных к освобождению, восстановление и укрепление их социально полезных связей, содействие в бытовом и трудовом устройстве после освобождения.

    3. Подготовка и оформление совместно с заинтересованными службами документов, необходимых для назначения и выплаты пенсий осужденным.1

    К основным функциям группы относятся:

    - осуществление социальной диагностики осужденных, выявление лиц, нуждающихся в приоритетной социальной помощи, поддержке и защите, разработка индивидуальных программ по работе с ними;

    - комплексное изучение личности осужденных, нуждающихся в социальной помощи совместно с сотрудниками психологической службы и других служб исправительного учреждения;

    - обеспечение нуждающимся лицам квалифицированной социальной помощи, стимулирование осужденных на самостоятельное решение своих социальных проблем и проблем других людей;

    - укрепление положительных социальных связей осужденных с внешней социальной средой: с семьей, с родственниками, близкими, общественными и религиозными объединениями;

    - формирование микросреды, благоприятствующей исправлению и ресоциализации осужденных;

    - привлечение осужденных, их групп и деятельности по решению вопросов социальной направленности, организационное и методическое руководство работой секции социальной помощи;

    - обеспечение защиты прав и законных интересов осужденных в социальной сфере, социальное сопровождение осужденных на всех этапах исполнения наказания, проведение работы по улучшению социально-бытовых и морально-психологических условий отбывания наказания;
    - постоянное осуществление деятельности по подготовке осужденных к освобождению;

    - оказание содействия в вопросах бытового и трудового устройства осужденных, освобождающихся из исправительного учреждения.

    Все выше изложенное подтверждает то, что в уголовно-исполнительном законодательстве не только косвенно говорится о правовых основах социальной работы с осужденными, но и есть нормы, которые закрепляют юридически социальную работу с осуждёнными.

      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта