Главная страница
Навигация по странице:

  • Системно-ролевая теория формирования личности Воспитание как пед-й компонент социализации

  • Формирование образа жизни, достойной Человека

  • Воспитание ребёнка как человека культуры Педагогическая поддержка ребёнка и процесса его развития

  • Самовоспитание школьников Воспитание на основе потребностей

  • педагогика. Системное построение процесса воспитания


    Скачать 27.8 Kb.
    НазваниеСистемное построение процесса воспитания
    Дата17.12.2019
    Размер27.8 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапедагогика.docx
    ТипДокументы
    #100669

    Подборка по базе: Условия и особенности семейного воспитания..docx, Методы обучения и воспитания Задание к зачету 21. Трипузова Кари, ДО логистичекого процесса.doc, лекция педагогика.pptx, Жарылгасова Камила Педагогика Интеллект карты.docx, Мектепте психологиялық және педагогикалық қызмет көрсету.doc, 2 Педагогика. Шкуро. 03012001.docx, Ерофтеева Эля 09002012 педагогика (1).docx, Коррекционная педагогика.ppt, 1 Педагогика.doc



    Системное построение процесса воспитания

    Системно-ролевая теория формирования личности

    Воспитание как пед-й компонент социализации

    Формирование образа жизни, достойной Человека

    Авторы

    Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, В.А. Караковский «Воспитание? Воспитание… Воспитание!»

    Н.М.Таланчук

    «Введение в неопедагогику» (1991г.)

    М.И.Рожков, Л.В.Байбородова, О.С.Гребенюк, С.Л.Паладьев и др.

    «Организация восп-го процесса в школе» (2000г.)

    Н.Е.Щуркова

    «Образ жизни, достойной Человека и его формирование у школьника» и др.

    Понятие «воспитание»

    В.- целенаправленное управление процессом развития личности

    В. – процесс человековедения, протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей

    В. – пед-й компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека

    В.- целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребёнка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нём и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека

    Цели воспитания

    Цель – всестороннее гармоничное развитие личности

    5 восп-х задач:

    1. Ф-е целостной и научно обоснованной картины мира

    2. Ф-е гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины

    3. Приобщ-е к общечел-м ценностям

    4. Р-е креативности как черты личности

    5. Помощь в осознании собст-го Я, в самореализации

     

    Принципы:

    · Личностный подход

    · Гум-кий подход к построению отношений

    · Средовой подход

    · Дифференцированный подход

    · Природосообразность

    · Культуросообразность

    · Эстетизация среды жизнедеятельности 

     

    Цель – формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей

    Цель –

    Идеальная: гармонично развитый человек

    Реальная: в сответствии с особенностями воспитанников и спецификой условий их развития

    Принципы:

    · Гуманистической ориентации воспитания

    · Социальной адекватности воспитания

    · Индивидуализации воспитания

    · Социального закаливания

    · Создание воспит-й среды

    Цель – личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.

    У такой жизни есть три основания: истина, добро, красота

    Принципы:

    · Ориентации на социально-ценностные отношения

    · Субъектности

    · Принятия ребёнка как данности

     

     

     

     

     

     

     

    Содержание воспитания

    Основа с-я: общечеловеческие ценности (Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир)

    Пути реализации:

    · Создание комплексной программы

    · Ф-е отдельных целевых программ

    · Р-ка общ-х договоров, фиксирующих нормы отношений в конкретном коллективе

    · Раздел плана (ц-ти – н-ли месяца)

    Основа с-я: совокупность социальных ролей и соответствующих им социальных ценностей, которые необходимо освоить ребёнку в том или ином возрасте

    Содержание воспитания должно обеспечить развитие всех сущностных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметно-практической, экзистенциальной.

    Основу с-я составляют

    три направления:

    философическое,

    диалогическое,

    этическое воспитание

    Механизм реализации

    Функционирование в.с.

    В.С. – это сложное социально-педагогическое образование, включающее в себя комплекс взаимосвязанных компонентов: цели, деятельность, субъекты деятельности, отношения, освоенная среда, управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему.

     

     

     

     

     

    Использование форм и методов социального наследования через оказание педагогической помощи учащимся в освоении и выполнении социальных ролей

    Система восп-х функций:

    · Диагностическая

    · Целевой ориентации

    · Планирование

    · Организаторская

    · Мобилизационно-побудительная

    · Коммуникативная

    · Формирующая

    · Контрольно-аналитическая и оценочная

    · Координация и коррекция

    · Совершенствование

    Методы в-й д-ти = функциям

     

    Формы, методы и приёмы воспитательного взаимодействия педагогов и учащихся; их правильный выбор

    (см.таблицу)

    Постепенное, пошаговое движение:

    1. ф-е отношения к природе как общему дому человека (1 класс)

    2. понимание и принятие норм культурной жизни

    (2-4 класс)

    3. ф-е предст-й о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле (5-6 класс)

    4. ф-е ценностного отн-я к социальному устройству человеческой жизни (7-8 класс)

    5. ф-е образа жизни, достойной Человека (9-10 класс)

    6. ф-е жизненной позиции, развитие способности к выбору жизн-го пути ( 10-11кл.)

     

    Критерии и показатели эффективности в-го процесса

    Критерии факта:

    1. упорядоченность жизнедеятельности школы

    2. наличие сложившегося шк-го к-ва, сплочённость школы «по вертикали»

    3. интегрированность в-х воздействий в комплексы (центры, клубы, ключевые дела)

    Критерии качества:

    1. степень приближённости системы к целям, реализация пед-й концепции

    2. общий псих-й климат школы, стиль отн-й, комфорт

    3. уровень воспитанности уч-в школы

    Критерии – это показатели готовности и способности личности выполнять объективно существующую систему социальных ролей

    Критерии воспитанности производны от социальных ролей: сколько с-х ролей, столько и критериев

    Нецелесообразно использовать единые для всех ОУ критерии и показатели.

    Д. быть конкретными, доступными для измерения, понятными для детей и взрослых.

    Важные компоненты:

    1. Изучение воспитанности школьников

    2. Диагностика уровня развития коллектива

    3. Исследование организационных аспектов восп-й деятельности

    Главный критерий – воспитанность учащихся, три главных основания… могут выполнять роль показателей воспитанности

    · + внешний облик

    · физич-е и психич-е развитие

    · поведение

    · качественность р-й д-ти

    · способности и самочувствие

    · ценностные предпочтения

    · отношение к своему Я

     

     

     

     

     

    Воспитание ребёнка как человека культуры

    Педагогическая поддержка ребёнка и процесса его развития

    Самовоспитание школьников

    Воспитание на основе потребностей

    Авторы

    Е.В.Бондаревская «Педагогика: личность в гуманистически ориентированных теориях и системах воспитания» (1999г.)

    О.С.Газман

    Газета «1 сентября» №119

    1995г. «Потери и обретения в воспитании после 10 лет перестройки»

    Н.Б.Крылова, Т.В.Анохина,

    С.М.Юсфин «Кл. рук-ль» 2000г. №3

    Г.К.Селевко

    «Руководство по организации самовоспитания школьников»

    В.П.Созонов «Организация воспитательной работы в классе» (2000г.)

    Понятие «воспитание»

    В.- процесс помощи ребёнку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении.

    В.- специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения.

    П.п. – превентивная и оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем.

    Самовоспитание – процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются её качества и способности.

    В.- деятельность педагога, направленная на создание

    Псих.-пед. условий для удовлетворения базовых потребностей школьника:

    · в творческой деятельности

    · быть здоровым

    · в защищённости, безопастности

    · в уважении, признании

    · в смысле жизни

    · в самореализации

    · в удовольствии, наслаждении

    Цели воспитания

    Цель – целостный человек культуры.

    (ядро такой личности – субъектность)

    Ч.к. – свободная личность

    Ч.к.- гуманная личность

    Ч.к.- духовная личность

    Ч.к. – творческая и адаптивная личность

    Цель конкретизируется в личностном образе ребёнка.(принципы)

    Цель – идеал

    Цель – дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные условия.

    Нормы поддержки

    Цель – воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещённого, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своём профессиональном деле, способного к постоянному самосовершенствованию.

    Принципы (зачитать)

    Цель – обеспечивать необходимые условия для удовлетворения базовых потребностей личности учащегося.

    Принципы:

    · природосообразности

    · целостности

    · деятельностный

    · эгоцентрированный

    · возрастной

    · гуманизма

    Содержание воспитания

    Основа с-я: субъективный опыт личности с его ценностями и смыслами, умениями и способностями, социальными навыками и способами поведения.

    Компоненты л-го опыта:

    · аксиологический

    · культурологический

    · жизнетворческий

    · морально-этический

    · гражданский

    · личностный

    · индивидуально-творческий

    Основа с-я: базовая культура личности, включающая в себя оптимальное наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой.

    Приоритетные направления базовой культуры:

    · культура жизненного самоопределения

    · культура семейных отношений

    · экономическая культура и культура труда

    · политическая и правовая культура

    · интел-я, нрав-я и коммун-я культура

    · экологич-я культура

    · художеств-я культура

    · физическая культура

    ЗУНы, позволяющие вести ребёнку работу по самопознанию, самоутверждению, самореализации. Они приобретаются в учебной и внеклассной деятельности, в процессе которой создаются социальные ситуации-пробы, предст-е собой упражнения по самооценке учащимися своих возможностей и выбору адекватных способов поведения.

    Благодаря этому ф-ся потребность и способность

    осущ-ть работу по самосовершенствованию.

    С-е в-я должно служить целям жизни воспит-ка и быть связано со становлением мотивационно-потребностной сферы личности ребёнка.

    Механизм воспитания

    В. – процесс субъект-субъектного взаимодействия.

    Ключевые слова – педагогическая помощи и поддержка.

    Компоненты технологии л-но-ориен-го воспитания:

    · изучение узловых событий жизни ребёнка

    · пед-я интерпретация его инд-х особенностей

    · эмпатическое принятие уч-ка

    · совместное проектир-е этапов его раз-я

    · адаптация восп-х средств к хар-ру ребёнка

    · вовлечение его в пед-е и жизнен-е события

    · раскрепощение для диалога, творчества и т.д.

    Взаимосвязанные действия

    педагога и ребёнка, выполняемые на 5 этапах:

    1. диагностический (фиксация проблемы)

    2. поисковый (причины проблемы)

    3. договорный (проектирование действий)

    4. деятельностный

    5. рефлексивный

     

    «Воспитание без желания самого ребёнка совершенствовать себя невозможно» (О.С.Газман)

    Технология самовоспитания: Теория, Практика, Методика.

    (см.схему)

    Необходимость знать и учитывать закономерности, логику и стадии развития личности ребёнка; осознавать, что каждому этапу личностного развития соотв-т:

    1. определённая общность людей

    2. определённая ведущая деятельность

    3. опр-е психич-е новообразования

     

    Учёт ведущих для данного возраста потребностей:

    Мл.шк-к – псих-й комфорт, игра;

    Ср. шк-к – самоутверждение;

    Ст.шк-к – поиски себя, философствование, мечты.

    Критерии и показатели эффективности

    Критерии воспитанности:

    1. уровень ценностно-смыслового развития и самоорганизации личности

    2. способность к нравственной саморегуляции поведения

    3. мера педаг-й помощи, кот-я необходима уч-ся

    Вместо модели выпускника – образ свободной духовной личности, ориентир-й на ценности мировой и нац-й культуры.

    Критерии результативности в-го п-са:

    · готовность ребёнка к самоопределению, самореализации

    · развитость индивидуальных способностей ученика

    · нравственная направленность личности

    · физическое и психическое здоровье

    · сформированность базовой культуры

    · защищённость и комфортность ребёнка в школьной сообщности

    Постоянно действующий режим диагностики и самодиагностики.

    Применяется 100-бальная шкала измерения методов педагогического наблюдения.

     

     Два пути оценивания результатов восп-й д-ти:

    1. оценивание работы воспитателя по качеству созданных им условий

    2. оценка личности воспитанника (внутреннего мира, отношений, установок)


    написать администратору сайта