Главная страница

презентация Школа, как основное условие психологического развития младших школьников. Школа, как основное условие психологического развития младших шк. Школа, как основное условие психологического развития младших школьников Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы


Скачать 115.16 Kb.
НазваниеШкола, как основное условие психологического развития младших школьников Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы
Анкорпрезентация Школа, как основное условие психологического развития младших школьников
Дата16.12.2021
Размер115.16 Kb.
Формат файлаpptx
Имя файлаШкола, как основное условие психологического развития младших шк.pptx
ТипДокументы
#306418
страница1 из 4

С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: рабочая тетрадь, портфолио.docx.
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: Влияние психологического состояния человека на безопасность доро, Русский язык. Основное общее образование_5-9.docx, Литература. Основное общее образование.docx, Родной язык (русский). Основное общее образование_5-9.docx, Родная литература (русская). Основное общее образование.docx, Английский язык. Основное общее образование.pdf, Ср 3.1 Основное свойство дроби. Сокращение дробей.doc, Доклад_ _ Здоровый образ жизни семьи-залог полноценного физическ, ЕГЭ 4 Условие Фано.pptx, ! ОБЖ. Основное общее образование_5-9 классы (3).pdf
  1   2   3   4

Школа, как основное условие психологического развития младших школьников

Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы

  • Младший школьник в настоящее время поставлен в принципиально иные условия развития, чем его сверстник 20–30 лет назад. Основные причины этого – информатизация, свободное общение в виртуальном пространстве, смена ценностных ориентаций членов общества, высокая занятость родителей, бо́льшая вариативность форм социализации и воспитания, большое количество разнонаправленных факторов и субъектов социализации и др. Огромное влияние на ребенка оказывают различные виды средств массовой информации, а также конфессиональное воспитание.
  • Так, ученики живут в ценностном пространстве, создаваемом старшими членами семьи, которые по-разному прожили противоречивость в общественном сознании в последние 20–25 лет. Нередко взгляды на воспитание и мораль у членов семьи не совпадают. Часто наблюдаются разногласия во взглядах на задачи и направления воспитания у родителей школьников и у учителей.
  • Современный младший школьник немало времени проводит в информационном интернет-пространстве. Это способствует развитию его информационной компетентности, когда ребенок, осваивая новое, расширяет круг своего общения, знакомится с различными мнениями, приобретает умения сравнивать и оценивать информацию. Младшие школьники вступают в дистанционное общение, ведут электронные дневники, свободно работают в информационной среде. Однако есть и негативная сторона такой деятельности: бесконтрольное посещение детьми сомнительных сайтов, общение с людьми с нежелательными в воспитательном смысле взглядами и намерениями, просмотр противоречивых телевизионных передач и фильмов, компьютерные игры с сомнительной нравственной ценностью. Описанное положение вещей усугубляется тем, что в силу возраста у ребенка еще не развито умение подвергать информацию из ТВ, СМИ, Интернета критическому анализу.
  • Негативное влияние на систему школьного воспитания оказало чрезмерное увлечение воспитателями педагогикой индивидуального развития, когда нередко забывали о необходимости воспитания навыков социального взаимодействия, сотрудничества, заботы.
  • В результате этих и других причин младший школьник изменился вместе с обществом. Современный ученик обладает, как правило, следующими чертами характера: бо́льшая, чем у его сверстников прошлых лет независимость; свобода от обязанностей; критичность по отношению к взрослым; клиповость мышления; эклектичность картины мира; обильная, но бессистемная информированность. В целом можно утверждать, что сегодняшние дети всё более разные. Они отличны по своим потребностям, интересам, способностям, поведенческой и познавательной мотивации, ценностным ориентациям, субъектному опыту, деятельностной готовности и др.

Современная начальная школа

  • Начальная школа за последние 20 лет претерпела существенные изменения, объективно вызванные жизнью. Необходимость модернизации начального образования возникает, когда осознается противоречие между новой системой требований к результатам образования (как единого процесса воспитания и обучения) и реальными результатами, на которые ориентирована образовательная программа.
  • Модернизация начального образования идет по нескольким направлениям (Η. Ф. Виноградова, А. М. Пышкало):
  • • изменение целей начального образования, определение в качестве приоритетной цели формирование ведущей для младшего школьника деятельности (учебной); корректировка на этой основе всех других компонентов методической системы – содержания, методов, средств, форм организации, контроля и оценки; переориентация начального образования со знаниевой парадигмы (когда формирование у младшего школьника знаний-умений-навыков остается для учителя массовой школы главной целью, а не средством развития, воспитания и обучения) на компетентностно-деятельностную, с выделением универсальных учебных действий как основы формируемых компетенций ученика и как следствие переходом на новую систему безотметочного оценивания;
  • • непрерывность образования, понимаемая как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы на каждой ее ступени для обеспечения преемственности в развитии ребенка; обеспечение непрерывности образования как по вертикали (преемственность предшкольного, начального и основного общего образования), так и по горизонтали (согласованность образовательных программ общего и дополнительного образования, возможность выбора образовательных программ); ориентация на этой основе на самоценность каждого возрастного периода и природосообразность образования;
  • • вариативность первого звена школы как принцип построения личностно-ориентированного начального образования; возможность реального выбора школой-родителем-учеником программы образования; интеграция государственных (стандартизированных) требований к уровню образования и индивидуальных планов развития учащихся; направленность педагогического процесса начальной школы на сохранение и поддержку индивидуальности ребенка при ведущей роли учебного сотрудничества; создание условий для успешного обучения детей с разным темпом и способностями к обучению;
  • • обновление содержания начального образования, введение новых образовательных областей, обогащающих это содержание и обеспечивающих пропедевтическую функцию начальной школы, расширение учебного плана начальной школы за счет воспитательных программ, интегративных предметов, развивающих технологий второй половины дня.
  • Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному воспитанию. При этом недостатки воспитания в этот период трудно восполнить в последующие годы, а деформация воспитанности школьника может отозваться негативными последствиями онтогенеза. Поэтому в современной начальной школе особое внимание начинают придавать именно задачам воспитания.
  • Воспитание охватывает все сферы жизни ребенка (учебу, труд, спорт, развлечения, досуг, свободное общение со взрослыми, родственниками и детьми в различных средах), а не только школьную жизнедеятельность. Школа не может одна решать задачи проблемы воспитания. В воспитании принимают участие и активно взаимодействуют:
  • а) субъекты:
  • • учителя, воспитатели, педагоги, родители, родственники, старшие товарищи;
  • • одноклассники, друзья, сверстники, виртуальные товарищи;
  • б) социальные институты (социальный институт – это исторически сложившаяся форма организации совместной жизнедеятельности людей, возникающая из необходимости удовлетворения социальных потребностей общества и направленная на реализацию в нем определенных социальных функций. При этом под социальным институтом следует понимать не коллективных субъектов, не социальные группы и не организации, а особые социальные механизмы, обеспечивающие воспроизводство определенных социальных практик и социальных отношений):
  • • школы и учреждения системы коррекционного и социального воспитания;
  • • семья;
  • • учреждения дополнительного образования (клубы, развивающие центры, кружки и т.п.);
  • • детские организации – движения, детские театры, коллективы;
  • • скаутские отряды;
  • • летние и городские лагеря;
  • • специализированные образовательные организации (детские дома, школы-интернаты);
  • • интернет-форумы и сайты;
  • • церковь;
  • • воскресные (религиозные) школы и общины и т.п.
  • Все они так или иначе в большей или меньшей степени принимают участие и определяют направление и содержание процесса воспитания ребенка, оказывая влияние на его личность.
  • Однако при этом может возникнуть проблема разнонаправленности воспитательных влияний на ребенка.
  • Исходя из институционального признака выделяют следующие виды воспитания:
  • • семейное;
  • • школьное;
  • • внешкольное;
  • • конфессиональное (религиозное);
  • • воспитание по месту жительства (общинное);
  • • воспитание в детских, юношеских организациях и в специализированных образовательных учреждениях.
  • Несмотря на то что на становление, развитие и воспитание ребенка оказывают влияние различные институты социализации, все же следует признать, что наиболее системно, последовательно и глубоко воспитание происходит в сфере общего образования. Школа – единственный социальный институт, через который проходят почти все граждане России, и школа является индикатором и носителем ценностного и морально-нравственного состояния общества.
  • Определим сферы начальной школы, в которых происходит воспитание учащихся.
  • 1. Прежде всего, это уклад школьной жизни, стиль школьный жизнедеятельности, явные или неявные нормы и правила организации, особенность соорганизации различных процессов в школе, в том числе специфика коммуникации между учителями и детьми, между учениками, особый дух, особая атмосфера школы. Уклад школы – отношения взрослых и детей в ней, организация пространства, в котором эти отношения складываются, стиль подхода к возникающим проблемам и т.п., – все это вполне очевидно для участников школьной жизни, но чаще всего неуловимо, неформализуемо для внешнего наблюдателя.
  • Уклад школьной жизни можно рассматривать как педагогически целесообразную форму приведения в соответствие разнообразных видов (учебной, семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социально-коммуникативной, творческой и др.) и уровней (урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной) деятельности ребенка с моральными нормами, нравственными установками, национальными духовными традициями.
  • Важность этого понятия для воспитания состоит в том, что уклад школы определяет задачи и направления образовательного процесса, ее воспитательную систему.
  • 2. Уроки по предметам. Обязательным требованием к хорошему уроку является планирование и реализация воспитательной задачи (наряду с обучающей и развивающей). Определяя воспитательную задачу урока, учитель четко формулирует, какие именно отношения и личностные качества обучающихся могут формироваться на данном уроке. Например, воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать любовь и уважение к своему краю и др.
  • 3. Классные часы.
  • 4. Внеурочная деятельность. Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС является интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. Последняя включает программы дополнительного образования детей, программы развития, кружки, спортивные и досуговые занятия.
  • 5. Внеклассная деятельность. Включает отдельные школьные мероприятия, такие как соревнования, школьные праздники, слеты, занятия, проекты и др.
  • 6. Внешкольная деятельность. Включает экскурсии, поездки, посещения театров, занятия в организациях дополнительного образования детей по месту их жительства и многое другое.
  • 7. Свободное общение школьников в нерегламентированное время (перемены, столовая, прогулка).
  • 8. Взаимодействие школы с семьями и социальными партнерами.
  • Воспитание охватывает все названные сферы, и правильное использование их возможностей для реализации воспитательных задач входит в круг профессиональных обязанностей педагога начальной школы.
  1   2   3   4


написать администратору сайта