Главная страница

сит зад 17-18 лечебный 11.09.2020 11_47_47. Сборник ситуационных задач для студентов, обучающихся по основной


Скачать 327.03 Kb.
НазваниеСборник ситуационных задач для студентов, обучающихся по основной
Дата23.02.2021
Размер327.03 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файласит зад 17-18 лечебный 11.09.2020 11_47_47.pdf
ТипСборник
#178805
страница1 из 6

С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: 18ad9134_d44cc358_klinicheskie_zadachi_dlya_studentov_po_vo(1).p.
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: Практическая Работа Решение Ситуационных Задач.doc, Тема 1.1. Предмет, задачи и методы общей психологии .pdf, Тема 3 практика Задачи на естественное и механическое движение н, Методика решения типовых задач по введению в ЭТ.docx, Тема 7. Текстовые задачи. Тесты.pdf, примеры решения задач (1).pdf, Экзаменационные задачи 4.docx, Решение задач.docx, тип задачи стр 111.pdf, Ситуации и задачи по теории воспитания.doc
  1   2   3   4   5   6

ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России
КАФЕДРА АНАТОМИИ
АНАТОМИЯ
СБОРНИК СИТУАЦИОННЫХ
ЗАДАЧ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
«ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»
Тверь – 2017

2
Авторы-составители: член-кор. РАН, проф. Баженов Д.В, доц. Блгонравова И.О.,доц.
Калиниченко В.М., доц. Блинова Н.В., доц. Медведева А.А.
Рецензенты: зав. кафедрой топографической анатомии
и оперативной хирургии ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России,
доктор медицинских наук, профессор С.И. Волков
зав. кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии ФГБОУ ВО
ТГМУ Минздрава России , к.б.н., доцент, В.Г. Шестакова
Утверждено Центральным координационным методическим советом ФГБОУ ВО
ТГМУ Минздрава России.
Сборник ситуационных задач по дисциплине «Анатомия» для подготовки к рубежным
занятиям и экзамену студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело».
Баженов Д.В., Блгонравова И.О.,Калиниченко В.М., Блинова Н.В., Медведева А.А.
[Эл. ресурс] – Тверь.–2017г.
Методические указания составлены коллективом преподавателей кафедры анатомии
Тверского государственного медицинского университета и предназначены в помощь студентам , обучающимся по специальности «Лечебное дело» при подготовке к рубежному контролю и промежуточной аттестации по дисциплине
«Анатомия»..Авторы-составители: член-кор. РАН, проф. Баженов Д.В, доц.
Блгонравова И.О.,доц. Калиниченко В.М., доц.Блинова Н.В.,доц. Медведева А.А.

3
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
4
КОСТИ, СИСТЕМА СКЕЛЕТА (ОСТЕОЛОГИЯ). СОЕДИНЕНИЯ,
СИСТЕМА СОЕДИНЕНИЙ (АРТРОЛОГИЯ).
5
КОСТИ ЧЕРЕПА (КРАНИОЛОГИЯ). СОЕДИНЕНИЕ КОСТЕЙ ЧЕРЕПА.
ЧЕРЕП В ЦЕЛОМ.
8
МЫШЦЫ, МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА (МИОЛОГИЯ).
10
УЧЕНИЕ О ВНУТРЕННОСТЯХ (СПЛАНХНОЛОГИЯ).
ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.
17
УЧЕНИЕ О ВНУТРЕННОСТЯХ (СПЛАНХНОЛОГИЯ). ДЫХАТЕЛЬНАЯ
СИСТЕМА.
23
УЧЕНИЕ О ВНУТРЕННОСТЯХ (СПЛАНХНОЛОГИЯ). МОЧЕВАЯ
СИСТЕМА И ПОЛОВЫЕ СИСТЕМЫ.
27
ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА.
32
СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА. ЛИМФОИДНАЯ СИСТЕМА.
39
ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА.
50
СПИННОМОЗГОВЫЕ НЕРВЫ.
50
ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА.
56
ЧЕРЕПНЫЕ НЕРВЫ. АВТОНОМНАЯ (ВЕГЕТАТИВНАЯ) НЕРВНАЯ
СИСТЕМА.
56
ОРГАНЫ ЧУВСТВ
64
ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ
68
Литература
70

4
Предисловие
Одним из главных принципов современной анатомии является единство теории и практики, ее прикладной характер, то есть клиническая направленность в изучении строения организма человека. Такой подход в преподавании и усвоении предмета вместе с глубокими знаниями систематической (описательной) анатомии и ее ветвей –
функциональной, возрастной анатомии и основ топографической анатомии способствует началу формирования уже у студентов I-II курсов клинического мышления.
Одной из форм управления этим процессом и одновременно проверкой знаний студентами программного материала является решение ситуационных задач, которое проводится на текущих практических занятиях, рубежных контролях и промежуточной аттестации по дисциплине «Анатомия».
Каждая ситуационная задача содержит условие (краткое содержание практической - клинической ситуации), вопрос и эталон ответа (для самоконтроля).
Студент обязан не только дать краткий ответ, но и в собеседовании с преподавателем обосновать его, то есть рассказать о ходе своего решения этой задачи.
При этом он должен привести доказательства правильности своих суждений из теоретического (в том числе лекционного) курса, подтвердить свои знания на препаратах,
муляжах, таблицах, схемах, а также показать свой уровень владения международной анатомической терминологией.

5
КОСТИ, СИСТЕМА СКЕЛЕТА (ОСТЕОЛОГИЯ). СОЕДИНЕНИЯ,
СИСТЕМА СОЕДИНЕНИЙ (АРТРОЛОГИЯ).
Задача № 1
В результате травмы произошел вывих атланто-осевого сустава, что привело к повреждению спинного мозга.
Вопрос: Какая часть II шейного позвонка может травмировать спинной мозг при вывихе?
Собеседование по решению задачи: Позвонки: развитие, особенности строения в различных отделах позвоночника; соединения между позвонками. Атланто-затылочный сустав: строение,
мышцы, производящие движения в нём.
Ответ на вопрос: Зуб II шейного позвонка.
Задача № 2
При профилактическом осмотре у школьника выявили изгиб позвоночника во фронтальной плоскости.
Вопрос: Назовите этот изгиб.
Собеседование по решению задачи: Позвоночный столб в целом: части; изгибы, их формирование. Мышцы, производящие движения позвоночного столба; их иннервация.
Грудная клетка в целом, её индивидуальные, возрастные и типологические особенности.
Ответ на вопрос:Сколиоз.
Задача № 3
Во время автомобильной аварии больной получил травму грудной клетки.
Вопрос:Какие кости образуют грудную клетку?

6
Собеседование по решению задачи: Рёбра и грудина: развитие, строение. Соединение рёбер с позвонками и грудиной. Движения рёбер и мышцы, производящие эти движения; их кровоснабжение и иннервация.
Ответ на вопрос: Ребра, грудина, грудные позвонки.
Задача № 4
При обследовании ребенка 1.5 лет в области соединения лобной и теменных костей обнаружена перепонка размером 1х1.5 см.
Вопрос: Как называется это соединение?
Собеседование по решению задачи: Анатомическая и биомеханическая классификация соединений костей. Непрерывные соединения костей.
Ответ на вопрос:Передний (лобный) родничок.
Задача № 5
Больной обратился к врачу с жалобами на боли при движениях в плечевом суставе.
Вопрос: Какие кости участвуют в образовании плечевого сустава?
Собеседование по решению задачи: Плечевой сустав: строение; мышцы, фиксирующие и приводящие его в движение. Связь формы (структуры) и функции в опорно-двигательном аппарате.
Ответ на вопрос: Плечевая кость, лопатка.
Задача № 6
Больной обратился в травматологический пункт с жалобами на боли при движениях в локтевом суставе.
Вопрос: Какие кости участвуют в образовании локтевого сустава?
Собеседование по решению задачи: Локтевой сустав: строение; мышцы, приводящие его в движение; их кровоснабжение.

7
Ответ на вопрос: Плечевая кость, локтевая кость, лучевая кость.
Задача № 7
При рентгенологическом обследовании локтевого сустава выявлен перелом локтевого отростка.
Вопрос: Какая кость, участвующая в образовании локтевого сустава, повреждена?
Собеседование по решению задачи: Анатомическая и биомеханическая классификации соединений костей. Прерывные соединения. Строение сустава. Классификация суставов по количеству осей движения, форме суставных поверхностей, сложности строения. Кости предплечья, их строение и виды соединений между ними. Мышцы и фасции предплечья: их строение, топография, функции, кровоснабжения.
Ответ на вопрос: Локтевая кость.
Задача № 8
Больной обратился к врачу с жалобой на боли при движениях в лучезапястном суставе.
Вопрос: Какие кости участвуют в образовании лучезапястного сустава?
Собеседование по решению задачи: Лучезапястный сустав: строение, движения. Мышцы,
действующие на сустав; их кровоснабжение.
Ответ на вопрос: Лучевая кость, ладьевидная кость, полулунная кость, трехгранная кость.
Задача № 9
В родильное отделение поступила женщина на 38-ой неделе беременности. При обследовании было выявлено равномерное сужение таза.
Вопрос: Перечислите кости, участвующие в образовании таза.
Собеседование по решению задачи: Кости таза и их соединения. Таз в целом. Особенности строения и размеры женского таза.
Ответ на вопрос: Тазовые кости, крестец, копчик.

8
Задача № 10
В результате автомобильной аварии у больного был поврежден тазобедренный сустав.
Вопрос:Какие кости участвуют в образовании тазобедренного сустава?
Собеседование по решению задачи: Тазобедренный сустав: строение, форма, движения.
Мышцы, действующие на сустав; их кровоснабжение.
Ответ на вопрос: Тазовая кость, бедренная кость.
Задача № 11
Больной обратился в травматологический пункт с жалобами на боли при движениях в коленном суставе.
Вопрос: Какие кости участвуют в образовании коленного сустава?
Собеседование по решению задачи: Коленный сустав: строение, форма, движения. Мышцы,
действующие на сустав; их кровоснабжение.
Ответ на вопрос: Бедренная кость, большая берцовая кость, надколенник.
Задача № 12
При обследовании больного выявлена болезненность и ограничение объема движений в голеностопном суставе.
Вопрос: Какие кости участвуют в образовании голеностопного сустава?
Собеседование по решению задачи: Голеностопный сустав: строение, движения. Мышцы,
действующие на сустав; их кровоснабжение.
Ответ на вопрос: Большая берцовая кость, малая берцовая кость, таранная кость.

9
КОСТИ ЧЕРЕПА (КРАНИОЛОГИЯ). СОЕДИНЕНИЕ КОСТЕЙ ЧЕРЕПА.
ЧЕРЕП В ЦЕЛОМ.
Задача № 1
У больного перелом основания мозгового черепа.
Вопрос:Какие кости черепа могли быть повреждены?
Собеседование по решению задачи: Внутреннее основание черепа; ямки, их границы, стенки и кости, их образующие; отверстия, борозды, щели и их назначение.
Ответ на вопрос:Клиновидная, височные, затылочная кости.
Задача № 2
У больного перелом костей свода мозгового черепа.
Вопрос: Какие кости черепа могут быть повреждены?
Собеседование по решению задачи: Свод мозгового черепа: кости, его образующие, швы.
Наружное основание мозгового черепа: кости, его образующие; отверстия и их назначения.
Ответ на вопрос: Чешуя лобной кости, теменные кости, затылочная чешуя, чешуйчатые части височных костей, большие крылья клиновидной кости.
Задача № 3
Во время операции по поводу ранения глаза выявлено повреждение верхней стенки глазницы.
Вопрос: Какие кости образуют верхнюю стенку глазницы?
Собеседование по решению задачи: Глазница: её стенки, отверстия, борозды, каналы, щели и их назначение.

10
Ответ на вопрос: Глазничная часть лобной кости, малые крылья клиновидной кости.
Задача № 4
Поступил больной с кровотечением из правого наружного слухового прохода.
Вопрос: Какая кость черепа повреждена?
Собеседование по решению задачи: Височная кость: части, отверстия, каналы, борозды,
расщелины и их назначение.
Ответ на вопрос: Правая височная кость.
Задача № 5
У больного с абсцессом (гнойным воспалением) височной области со временем появились жалобы на затрудненное и болезненное открывание рта.
Вопрос: Почему при воспалении височной области процесс может распространяться на жевательные мышцы?
Собеседование по решению задачи: Височная, подвисочная и крыловидно-небная ямки: их стенки, содержимое, сообщения (отверстия, каналы, щели и их назначения).
Ответ на вопрос: Височная ямка через пространство под скуловой дугой сообщается с подвисочной ямкой, где располагаются жевательные мышцы, действующие на височно-нижнечелюстной сустав.
Задача № 6
В клинику поступил больной с жалобами на боли при жевании.
Вопрос: Какой сустав вовлечен в патологический процесс?
Собеседование по решению задачи: Височно-нижнечелюстной сустав: строение; мышцы,
действующие на этот сустав, их кровоснабжение.
Ответ на вопрос: Височно-нижнечелюстной сустав.

11
МЫШЦЫ, МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА (МИОЛОГИЯ).
Задача №1
У больного в результате травмы не открывается глаз.
Вопрос: Функция какой мышцы нарушена?
Собеседование по решению задачи: Мышцы лица (мимические мышцы): особенности их развития, строения, топографии, функций, классификация, кровоснабжение.
Ответ на вопрос: Круговой мышцы глаза.
Задача № 2
У больного жалобы на боли в височной области при открывании рта и жевании.
Вопрос: Перечислите жевательные мышцы.
Собеседование по решению задачи: Жевательные мышцы: особенности развития;
топография, строение, функции, кровоснабжение.
Ответ на вопрос: Жевательная мышца, височная мышца, медиальная и латеральная крыловидные мышцы.
Задача № 3
Во время осмотра пострадавшего в результате ранения передней области шеи было отмечено, что затронута зона сонного треугольника.
Вопрос: Какие структуры ограничивают сонный треугольник?
Собеседование по решению задачи: Мышцы шеи: классификация, строение, функции,
кровоснабжение, иннервация. Области и треугольники шеи. Фасции и клетчаточные пространства шеи.

12
Ответ на вопрос: Спереди и сверху – заднее брюшко двубрюшной мышцы; сзади – передний край грудино-ключично-сосцевидной мышцы; спереди и снизу – верхнее брюшко лопаточно-подъязычной мышцы.
Задача № 4
При переломе ребер со смещением их фрагментов оказались поврежденными наружные и внутренние межреберные мышцы.
Вопрос: К какой группе мышц они относятся?
Собеседование по решению задачи: Мышцы и фасции груди: классификация, строение,
функции, кровоснабжение.
Ответ на вопрос: К собственным мышцам груди.
Задача № 5
У больного выявлена диафрагмальная грыжа.
Вопрос: Укажите слабые места диафрагмы.
Собеседование по решению задачи: Диафрагма: топография, части, строение, функции,
кровоснабжение.
Ответ на вопрос: Пояснично-реберные и грудино-реберные треугольники.
Задача № 6
При повышении внутрибрюшного давления у больного выявлена грыжа в области передней брюшной стенки.
Вопрос: Перечислите слабые места передней брюшной стенки.
Собеседование по решению задачи: Анатомия мышц живота: классификация, топография,
строение, функции, кровоснабжение, иннервация. Влагалище прямой мышцы живота. Белая линия живота.

13
Ответ на вопрос:Белая линия живота, пупочное кольцо, латеральная и медиальная паховые ямки.
Задача № 7
У больного выявлена паховая грыжа.
Вопрос: Назовите содержимое пахового канала у мужчин и женщин.
Собеседование по решению задачи: Паховый канал; его стенки, наружное и внутреннее кольца пахового канала.
Ответ на вопрос:У мужчин - семенной канатик, у женщин - круглая связка матки.
Задача № 8
У больного растяжение поверхностных мышц спины.
Вопрос: Перечислите поверхностные мышцы спины.
Собеседование по решению задачи:Мышцы спины: классификация, топография, строение,
функции, кровоснабжение.
Ответ на вопрос: Трапециевидная, широчайшая, большая и малая ромбовидные мышцы;
мышца, поднимающая лопатку; верхняя и нижняя задние зубчатые мышцы.
Задача № 9
Больному необходимо хирургическое вмешательство в области задней стенки подмышечной ямки.
Вопрос: Какие отверстия имеются в задней стенке подмышечной ямки?
Собеседование по решению задачи: Подмышечная ямка: границы, стенки, отверстия,
топография, содержимое.
Ответ на вопрос: Трехстороннее и четырехстороннее отверстия.
Задача № 10

14
При травматическом повреждении области плеча пострадало сухожилие мышцы,
прикрепляющейся к гребню малого бугорка плечевой кости.
Вопрос: Назовите эту мышцу.
Собеседование по решению задачи: Мышцы плечевого пояса: классификация, топография,
строение, функции, кровоснабжение.
Ответ на вопрос: Широчайшая мышца спины.
Задача № 11
У больного отмечается слабое развитие двуглавой мышцы плеча.
Вопрос: Укажите функции этой мышцы.
Собеседование по решению задачи: Мышцы плеча: классификация, топография, строение,
функции, кровоснабжение.
Ответ на вопрос: Сгибает и супинирует предплечье в локтевом суставе, сгибает плечо в плечевом суставе
Задача № 12
В результате травмы у больного повреждена дельтовидная мышца.
Вопрос: Укажите места начала и прикрепления дельтовидной мышцы и её функции.
Собеседование по решению задачи: Мышцы плечевого пояса: топография, строение,
функции, кровоснабжение.
Ответ на вопрос: Дельтовидная мышца начинается от акромиального конца ключицы,
акромиона и ости лопатки, прикрепляется к дельтовидной бугристости плечевой кости.
Функции: сгибание, разгибание, отведение верхней конечности в плечевом суставе до горизонтального уровня, а также ее пронация и супинация.
Задача № 13

15
Больной доставлен в хирургическое отделение с глубокой резаной раной ладонной поверхности левой кисти.
Вопрос: Сухожилия каких мышц предплечья повреждены?
Собеседование по решению задачи: Мышцы и фасции предплечья: классификация,
топография, строение, функции, кровоснабжение.
Ответ на вопрос:Глубокий и поверхностный сгибатели пальцев, длинный сгибатель большого пальца, длинная ладонная мышца.
Задача № 14
У больного с травмой кисти выявлен перелом ладьевидной кости.
Вопрос: К какому из трех отделов костей кисти относится травмированная кость?
Собеседование по решению задачи: Кисть: кости, суставы, мышцы; их функции,
кровоснабжение.
Ответ на вопрос: К костям проксимального ряда запястья.
Задача № 15
Больной был доставлен в травматологическое отделение с глубокой резаной раной ладони кисти.
Вопрос: Перечислите группы мышц кисти, которые при этом могли быть повреждены.
Собеседование по решению задачи: Мышцы кисти: строение, функции, кровоснабжение.
Ответ на вопрос:Мышцы возвышения большого пальца, мышцы возвышения малого пальца,
средняя группа мышц кисти.
Задача № 16

16
В результате неправильного выполнения внутримышечной инъекции у больного развился абсцесс (гнойное воспаление) в ягодичной области.
  1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта