Главная страница
Навигация по странице:

  • Эффект от повышения качества продукции

  • Для потребителей продукции

  • С философских позиций

  • ИСО 8402-94

  • Показатель качества продукции

  • Признак продукции

  • ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

  • Уровень качества продукции

  • Контроль качества продукции

  • Качество продукции и защита прав потребителей

  • Нормативно-правовая база защиты прав потребителей в РФ

  • лекция 18 Категории качества. Роль качества продукции в рыночной экономике Повышение качества продукции объективная закономерность развития предприятия


    Скачать 0.82 Mb.
    НазваниеРоль качества продукции в рыночной экономике Повышение качества продукции объективная закономерность развития предприятия
    Дата12.05.2022
    Размер0.82 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлалекция 18 Категории качества.pptx
    ТипЗакон
    #525082

    Подборка по базе: паспорт качества_индикаторы_конус.pdf, Методические рекомендации к самостоятельной работе для студентов, 7. Роль сестринского персонала при проведении диспансеризации де, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ КОНЪЮНКТУРЫ.pdf, «Органолептическая оценка показателей качества макаронных издели, Федеральные налоги, их роль и проблемы взимания.docx, Планирование, организация и контроль качества работ в сфере веде, Показатели и контроль качества электрической энергии .docx, Бланк_Показатели и контроль качества электрической энергии.docx, Минпросвещения России ведёт активную работу по повышению престиж

    Категории качества. Понятие «качества продукции». Экономическое и социальное значение повышения качества продукции.

    Роль качества продукции в рыночной экономике

    Повышение качества продукции – объективная закономерность развития предприятия

    Проблема повышения качества продукции актуальна для любого предприятия, особенно на современном этапе, когда в повышении производства все большее значение играет фактор «качество продукции», обеспечивающий ее конкурентоспособность. Проблема качества зародилась и проявилась с развитием общественного производства. На первых порах промышленной революции предметы труда создавались отдельными лицами или небольшими группами людей, которые знали запросы немногочисленных потребителей. С развитием промышленного производства и разделения труда перечень работ возрос настолько, что рабочий потерял из виду конечный продукт труда. В результате резко возросла проблема качества. Политический аспект. Поскольку качество определяет конкурентоспособность фирм, и, в конечном счете, стран, оно, естественно, влияет на уровень доходов населения, уровень безработицы и, следовательно, на политическую ситуацию внутри страны, на международный политический статус государств. Технический аспект. Уровень развития техники и качество создаваемых человеком объектов – взаимосвязанные характеристики. С одной стороны, научно-технический прогресс, приводящий к совершенствованию техники, создает мощную основу для совершенствования качества продуктов. С другой стороны, более высокого качества продукция, услуги, системы информационных и транспортных коммуникаций и других компонентов качества жизнедеятельности создают лучшие предпосылки для ускорения научно-технического прогресса. Социальный аспект. Данный аспект также следует рассматривать с двух позиций. Высокое качество как компонент потребностей, повышая уровень образованности, интеллектуального развития, благосостояния нации, разумеется, влияет на социальную среду, социальный статус государства. Как правило, понятие «развитая страна» отождествляется с ее возможностями производить конкурентоспособную продукцию и высоким среднестатистическим уровнем нации. В то же время социальный уровень человека влияет на качество его труда. Уровень культуры производителей – это показатель их потенциальных возможностей в области качества. Можно утверждать, что высококачественные продукты человеческого труда есть творения высокой культуры. Неспроста японцы считают, что высококачественный продукт, созданный трудом человека, своего рода произведение искусства. Социальный аспект. Данный аспект также следует рассматривать с двух позиций. Высокое качество как компонент потребностей, повышая уровень образованности, интеллектуального развития, благосостояния нации, разумеется, влияет на социальную среду, социальный статус государства. Как правило, понятие «развитая страна» отождествляется с ее возможностями производить конкурентоспособную продукцию и высоким среднестатистическим уровнем нации. В то же время социальный уровень человека влияет на качество его труда. Уровень культуры производителей – это показатель их потенциальных возможностей в области качества. Можно утверждать, что высококачественные продукты человеческого труда есть творения высокой культуры. Неспроста японцы считают, что высококачественный продукт, созданный трудом человека, своего рода произведение искусства. Экономический аспект. Качество напрямую связано с экономикой. Повысить качество – это значит, из того же количества сырья и материалов сделать большее количество продукции. Практически все решения в области качества, программы повышения качества, мероприятия по управлению качеством связаны с экономическими затратами и имеют смысл, если приводят к приемлемому для предприятия экономическому эффекту. Поэтому качество должно рассматриваться, прежде всего, как экономическая категория.

    Рассмотренные аспекты качества показывают сложность проблемы управления качеством и важность их решения в комплексе.

    Эффект от повышения качества продукции

    Для изготовителей продукции:

    Лучше используются ресурсы

    Сокращаются потери от брака и рекламаций

    Увеличиваются доходы от реализации продукции повышенного качества

    Увеличиваются фонды экономического стимулирования за счет роста прибыли

    Моральное удовлетворение коллектива предприятия.

    Для потребителей продукции:

    Спрос удовлетворяется меньшим количеством изделий повышенного качества

    Расширяется и обновляется ассортимент изделий

    Сокращаются затраты в процессе эксплуатации продукции

    Создаются более благоприятные условия труда в сфере потребления

    Более полно удовлетворяются потребности населения

    Для государства:

    Расширяются экспортные возможности и валютные потребления

    Увеличивается народно-хозяйственный эффект на единицу затрат

    Ускоряется НТП в промышленности

    Качество представляет собой сложную категорию, которую мож­но рассматривать с различных позиций: философской, социальной, технической, правовой, экономической.

    С философских позиций

    С философских позиций

    Категория качества означает существенную определенность объекта, в соответствии с которой он отличается от другого объ­екта. В свою очередь, определенность объекта формируется на основе отдельных свойств или их совокупности. Свойство при этом понимается как способ проявления определенной стороны качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он может взаимодействовать

    С социальных позиций

    Категория качества означает отношение отдельных субъектов и/или всего общества к объекту. При этом качество может рассматриваться как категория, зависящая от уровня культуры, религиозных и демографических особенностей индивидуумов и общества в целом (например, восприятие потребителями модных тенденций в одежде)

    Категория качества определяется техническими закономерностями в образовании и проявлении физических, электромеханических и других технических характеристик объектов одинакового назначения

    С правовых позиций

    Категория качества определяется как совокупность свойств объекта, отвечающая требованиям, установленным в нормативно-правовых документах.

    С экономических позиций

    Категория качества рассматривается как результат удовлетворения потребностей.

    Японский ученый Каору Исикава (1950 г.) и американец Джозеф Джуран (1979 г.) вложили в понятие «качество» степень удовлетворения потребностей потребителя продукции.

    ГОСТ 15467-79: «Качество продукции - совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».

    ИСО 8402-94: «Качество - это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности».

    Свойство продукции – объективная особенность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении.

    Показатель качества продукции – количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления

    Признак продукции – качественная или количественная характеристика любых свойств или состояний продукции.

    Параметр продукции – признак продукции, количественно характеризующий любые ее свойства или состояния.

    Свойство – это больше философская категория, которая выражает ту сторону предмета, которая определяет различие с другим предметом или общность между ними (например, свойства эстетичности, технологичности, надежности, ремонтопригодности, экологичности и т. д.). Объект – то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено. К объектам можно отнести любую деятельность или процесс, продукцию, услуги, систему или отдельное лицо, а также любые комбинации из них. Потребность – это состояние неудовлетворенности требований организма, личности или общества, необходимых для его нормального функционирования. Оценивая потребности потребителя, в первую очередь речь идет об экономических потребностях, так как качество в значительной степени – экономическая категория.

    ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

    Единичный показатель качества продукции — показатель качества продукции, характеризующий одно из ее свойств.

    Комплексный показатель качества продукции — показатель качества продукции, характеризующий несколько ее свойств.

    Определяющий показатель качества продукции — показатель, по которому принимают решение об оценке качества продукции.

    Уровень качества продукции — относительная характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции, с базовыми значениями соответствующих показателей.

    Контроль качества продукции — проверка соответствия показателей качества продукции установленным требованиям.

    МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

    Измерительный метод определения показателей качества продукции – метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе технических средств измерений.

    Регистрационный метод определения показателей качества продукции – метод определения показателей качества продукции, осуществляемый на основе наблюдения и подсчета числа определенных событий, предметов или затрат. Расчетный метод определения показателей качества продукции – метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе использования теоретических и (или) эмпирических зависимостей показателей качества продукции от ее параметров.

    Органолептический метод определения показателей качества продукции – метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе анализа восприятий органов чувств.

    Экспертный метод определения показателей качества продукции – метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе решения, принимаемого экспертами.

    Социологический метод определения показателей качества продукции – метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе сбора и анализа мнений ее фактических или возможных потребителей. Социальное управление - это целенаправленное воздействие на общество для сохранения или совершенствование его определенной качественной специфики. Из социального управления выделяют управление государственное и управление хозяйственными структурами - фирмами, предприятиями, цехами и т.п. По стандарту ИСО административное управление качеством – такие аспекты функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества в рамках системы качества.

    Качество продукции и защита прав потребителей

    Законодательство о защите прав потребителей начало фор­мироваться в XXв. и считается сравнительно новым. Принятие соответствующих законов происходило под воздействием таких факторов, как быстрое развитие и усложнение технологии производства, существенное расширение ассортимента выпускаемой продукции, производимых работ и оказываемых услуг, резкое увеличение количества хозяйствующих субъектов, усложнение кооперационных связей и др.

    В таких условиях потребитель почти всегда оказывался в объ­ективно неравном положении по сравнению с производителями товаров, исполнителями работ и услуг, продавцами.

    Основные положения современной потребительской политики были заложены на международном уровне в специальном докумен­те — «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей», принятом Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция № 39/248 от 9 апреля 1985г.). В соответствии с этими принципами к основным правам потребителя относятся права на безопасность товаров, информацию, выбор товаров, выражение своих интересов, удов­летворение основных потребностей, возмещение ущерба, потре­бительское образование, а также право на здоровую окружающую среду.

    Во многих западноевропейских странах специальные законы о защите прав потребителей появились еще в 70-е годы XX в.

    Нормативно-правовая база защиты прав потребителей в РФ:

    • п.1 ст.45 Конституции РФ;
    • ФЗ «О защите прав потребителей» от 07.04.1992г.;
    • «О техническом регулировании»;
    • «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
    • «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
    • «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;
    • Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ (УК РФ);
    • Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).


    написать администратору сайта