Главная страница
Навигация по странице:

  • Насколько устойчиво было положение МСП до кризиса, вызванного коронавирусом

  • 01.5 Аналитический отчет (МСП) Саммари. Роль и место малого предпринимательства, бизнеса и самозанятости для развития экономики в условиях кризиса 2020


    Скачать 0.75 Mb.
    НазваниеРоль и место малого предпринимательства, бизнеса и самозанятости для развития экономики в условиях кризиса 2020
    Дата23.07.2021
    Размер0.75 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла01.5 Аналитический отчет (МСП) Саммари.pdf
    ТипДокументы
    #225209

    Подборка по базе: Конспект к уроку ИЗО Роль декоративного искусства в жизни древне, Хрусталик, его роль в аккомодации, возрастные изменения..docx, Курсовая работа по теме Разработка подсистемы автоматизации скла, Командообразование и его роль в успешной деятельности предприяти, тема_1 Роль медицинской сестры в лечебном процессе..odt, Собственные источники финансирования и их роль в решении проблем, Моя малая Родина. Место, где хочется жить..docx, определение месторасположения склада Дмитриева Анжела.docx, ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К СУБЪЕКТАМ МАЛОГО.doc, исследование компонентного состава и физико-химических свойств п

    2020
    Роль и место малого предпринимательства, бизнеса и самозанятости для развития экономики в условиях кризиса 2020
    АНАЛИЗ ОБЗОРА ПУБЛИКАЦИЙ
    ЛАБОРАТОРИЯ ИПИ
    Методическая и экспертная поддержка ООО «ИПИ-лаб» - участник международного проекта "ОБЪЕДИНЯЯ" /
    KS1885, осуществляемого в рамках программы Россия-
    Юго-Восточная Финляндия ПС2014-2020
    Организатор АНО «Человеческий капитал»
    Соорганизатор НКО «Русский институт»

    Основные выводы
    Кризисы в новейшей истории России носили трансформационный характер и, даже в тех случаях, когда спусковым крючком служили кризисы за рубежом, протекание кризисов в России носило уникальный характер, связанный с необходимостью институциональных изменений в российской экономике.
    Кризисы 1991 и 1998 года носили неэкономический характер. Они были вызваны институциональными причинами. Первый циклический рыночный кризис разразился в 2008 году, хотя и он имел российские особенности и также обнажил структурные и институциональные проблемы. Каждый раз в результате кризисов правительству и бизнесу приходилось предпринимать сверхусилия по выходу из институционального тупика.
    Пандемия ударила по всем крупнейшим экономикам мира, и почти все они, за единичными исключениями, вынуждены были на время ввести достаточно жесткие ограничения, неизбежно снижающие уровень производства. В результате на сегодня ожидается рекордно большой спад производства во 2-м квартале (в Европе до 15% к предыдущему году, в США 8-9%, в странах
    Латинской Америки порядка 5%) и очень значительный, хотя и несколько меньший спад по итогам 2020 года (3-4% для мировой экономики, 5-6% для развитых стран). «Великая рецессия» (международный финансовый кризис
    2008 г.) вызвала падение мирового ВВП в 2009 г. на 0,1%, при агрегировании страновых показателей по паритету покупательной способности. В силу этого уже появились предложения назвать нынешний кризис, уникальный по масштабам спада, «Матерью всех рецессий».
    Пандемия коронавируса также приведет к структурным и институциональным изменениям. Возможность их спрогнозировать и предугадать становится важным моментом для получения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса.
    Распространение предпринимательской активности в России ниже среднемирового (27,6% против 32.2% в целом по миру). Собственный бизнес на начало 2019 года активно вело порядка 2,9% населения в возрасте 18 лет и старше.
    Сектор малого и среднего предпринимательства в России обеспечивает 25,6% занятости. Число работников в активных бизнесах МСП составляет 18,3 млн человек. В ряде отраслей более половины занятости обеспечивает малый и средний бизнес. На первом месте здесь с большим отрывом оказалась деятельность по операциям с недвижимым имуществом, в которой почти все работники (95,6%) числятся в МСП. Следом идут компании, занимающиеся профессиональной, научной и технической деятельностью, а также снова торговля. В двух этих секторах доля МСП превышает половину от всех
    рабочих мест. Немного менее 50% обеспечивает категория «Информация и связь».
    В условиях, когда модернизация крупных производств неизбежно приводит к высвобождению штатной численности работников, МСП становится основным ресурсом для занятости.
    Более высокий уровень развития МСП коррелирует с более низкой безработицей. Доля работающих в данном секторе по отношению к совокупному числу занятых в регионе связана с региональным уровнем безработицы.
    При этом отсутствует система показателей, позволяющая определить общий объем средств на поддержку МСП, бюджетная классификация настроена таким образом, что полная статистика отсуствует.
    Показатели, применяемые сегодня к получившим господдержку субъектам
    МСП, не позволяют объективно и комплексно оценить ее эффективность, являются несбалансированными по числу открываемых рабочих мест, росту выручки, прибыли, капитализации, вкладу в ВРП или ВВП.
    Запуск механизмов субсидирования процентной ставки по кредитам не изменил ситуацию с доступом МСП к финансовым ресурсам. Доля МСП в кредитном портфеле юридических лиц в 2018 году по факту составляла 13%.
    В процессе исполнения госпрограмм имеются факты формального исполнения за счет снижения плановых значений.
    Выявлено неравенство возможностей получения региональных субсидий на развитие МСП.
    К МСП применяется порядка двух миллионов требований, контрольно- надзорные функции осуществляют восемь министерств, пять федеральных агентств и 19 федеральных служб. Ими ежегодно проводится около одного миллиона проверок. При этом нарушения выявляются только в 59,5% случаев.
    Обо всех существующих мерах господдержки сегодня знают только 30% предпринимателей.
    По данным ВЦИОМ, большинство российских предпринимателей оценивают условия для ведения бизнеса в нашей стране как неблагоприятные (71%). При этом только 15% считают, что государство принимает активные меры, направленные на поддержку и развитие бизнеса.
    Среди факторов, оказывающих наибольшее негативное влияние на условия ведения бизнеса в нашей стране, предприниматели примерно в равной степени выделяют как макроэкономические, так и институциональные проблемы. К
    ним относят уровень благосостояния граждан (81%), распространенность коррупции (72%) и уровень цен на энергоносители (71%). Отрицательное воздействие, по мнению респондентов, оказывает также группа факторов, связанных с судебно-правовой системой: уровень защищенности собственника, работа судебной системы (62%), нормативно-правовое регулирование в сфере бизнеса (62%), а также работа контрольно-надзорных органов (63%). При этом уровень конкуренции на внутреннем рынке (47%), стабильность государственной власти и внутриполитической ситуации (35%), а также доступность кредитов (28%), по оценке предпринимателей, позитивно влияют на деловую среду.
    Риск снижения спроса на продукты и услуги (72%) современные предприниматели оценивают как наиболее вероятный. Среди ключевых названы риски повышения уровня налогообложения (70%) и непредсказуемых изменений в законодательстве (64%), а также роста издержек (63%). Каждый второй участник опроса (52%) беспокоится о собственной защищенности, связанной с несовершенством судебной системы и низким процентом оправдательных приговоров. В числе высоковероятных рисков также упоминаются возникновение проблем с правоохранительными органами
    (41%) и риск рейдерского захвата (25%). К наименее вероятным предприниматели относят риски дефолта и дестабилизации экономической системы (20%), а также изменения политической ситуации (22%).
    Более половины опрошенных (51%) скептично настроены в отношении будущего, и в пятилетней перспективе ожидают ухудшения условий для ведения бизнеса. Реализацию долгосрочных стратегий планирует только 23% российских бизнесменов. В ближайшую трехлетку поддерживать свое дело на достигнутом уровне планирует каждый третий предприниматель, примерно столько же (26%) нацелены на развитие с отдачей в краткосрочной перспективе. Еще 10% задумываются о закрытии собственного бизнеса, 6% хотели бы его продать
    Малые предприятия не стали источником технологических инноваций.
    Удельный вес инновационной продукции остается незначительным. Основной проблемой является разобщенность мер государственной поддержки и отсутствие понимания того, что ее экономический смысл является поддержкой производства и реализации товарной продукции научно- технического комплекса по всей цепочке создания стоимости.
    Так, не решен вопрос по приоритетности закупок инновационной продукции государством и госкорпорациями. Экспортные проблемы предпринимателей решаются с большим трудом или не решаются вообще. Особенно сложные проблемы возникают, когда инновационное предприятие выпускает продукцию двойного назначения.

    Системные проблемы предпринимательства резко обострились в связи с проведением мер по профилактике пандемии коронавируса. Наиболее пострадавшими оказались транспортная сфера (авто- и авиаперевозки, деятельность аэропортов), культура, досуг и развлечения, физическая культура и спорт, туризм и гостиничный бизнес, общепит, сфера бытовых услуг, деятельность образовательных организаций.
    Масштаб последствий карантинных мероприятий в настоящий момент сложно оценить.
    План преодоления экономических последствий новой коронавирусной инфекции Правительства Российской Федерации (по состоянию на 20.04.2020) выделяет как наиболее пострадавшие следующие отрасли, в которых значительный объем и занятость составляют организации МСП
    1
    :
     Автоперевозки
     Туризм
     Выставочная деятельность
     Гостиницы
     Сфера развлечений и досуга
     Общественное питание
     Бытовые услуги
     Культура и спорт
     Непродовольственный ритейл
     Стоматологические услуги
    По сути дела, только авиапервозки, также включенные в список, не относятся к сфере
    МСП.
    Таким образом, кризис-2020 стал кризисом именно малого и среднего предпринимательства.
    По текущим оценкам ЦСР, риску банкротства подвержены более четверти компаний.
    1
    По данным ФНС России. Список отраслей, признанных наиболее пострадавшими из-за распространения коронавирусной инфекции, утвержден Постановлением Правительства от 03.04.2020 №434. Полный список опубликован на economy.gov.ru и может быть расширен решением Правительства

    Ожидается снижение фонда оплаты труда.
    Население резко снизило расходы, остается неопределенным, насколько это будет отложенный спрос после кризиса.

    Ожидается увеличение безработицы, причем снижение рабочих мест более всего ожидается в обрабатывающих отраслях.
    По мнению ряда экспертов вилка для российской экономики, исходя из сегодняшних, крайне предварительных оценок, может составлять от 3.5 до 9% сокращения ВВП. Характер данного кризиса, и изменения в структуре
    российской экономики делают невозможным его прохождение в тех сценариях, которые использовались прежде, например, в ходе кризиса 2008 –
    2009 гг. В отличие от прежних кризисов, причиной которых становились сокращение нефтегазовых доходов и отток капитала, причиной нынешнего являются принудительное сокращение экономической активности компаний и потребительской активности населения. Это вызывает резкое сокращение спроса и падение доходов населения, которое затрагивает прежде всего сферу услуг, вес которой в экономике России быстро увеличивался в последнее десятилетие и в которой сосредоточена большая часть компаний малого и среднего бизнеса. Именно эти сектора будут прежде всего нуждаться в помощи, однако механизмы их поддержки, в отличие от механизмов поддержки крупных предприятий и реального сектора, не знаком российскому правительству, не разработан и организационно плохо обеспечен.
    Специалисты считают, что в консервативным варианте меры поддержки должны быть увеличены до объема 4% ВВП (около 4.5 трлн руб), включая сюда как фискальные меры, так и меры прямой поддержки (но без учета средств, необходимых для компенсации выпадающих нефтегазовых доходов).
    Часть участников дискуссии высказываются в пользу объема поддержки, равной 5-6% ВВП, а в более радикальном варианте предлагается довести ее до уровней 9 -10%, как это характерно для развитых и некоторых развивающихся стран.
    Значительная часть малого и среднего бизнеса не способна сохранить занятость в ситуации вынужденного простоя, а значит правительству придется либо субсидировать эти зарплаты (разумеется, не в полном объеме), либо выплачивать эти деньги в качестве максимально «упрощенного» пособия по безработице («временной субсидии из-за потери дохода вследствие вынужденной самоизоляции»), либо противостоять негативным социальным и экономическим последствиям иного рода.
    Девять из десяти предпринимателей слышали о плане правительства, но их существенная часть смутно представляет, какие инструменты в нем содержатся, следует из данных ЦСР. Половина организаций не знает о целевых займах по нулевой ставке для выплаты зарплаты, моратории на банкротства, снижении кредитных обязательств для МСП, 36% компаний малого и среднего бизнеса не информированы о понижении уровня социальных отчислений с 30% до 15%, 24% респондентов не в курсе отсрочки по уплате всех налогов, кроме НДС. Также бизнес считает задействованные инструменты неэффективными. Намного более востребованы обнуление НДС
    на полгода (за эту меру высказались 70%) и прямые субсидии зарплат на этот же срок (52%), поясняют в ЦСР
    2
    Уровень удовлетворенности принимаемыми Правительством мерами по состоянию на 20.04.2020 оказался ниже среднего. Примечательно, что наиболее низкий уровень удовлетворённости показали те отрасли, МСП, на которые нацелено большинство разработанных мер.
    Торгово-промышленная палата (ТПП) России провела опрос, в котором приняли участие 24 тыс. предпринимателей со всей страны. Представители
    48% российских малых и средних предприятий сообщили о невозможности воспользоваться мерами государственной поддержки, принятыми для помощи пострадавшим компаниям в условиях пандемии коронавируса.
    «Остановить свою деятельность вынуждены 46% предприятий, которые не имеют возможности полноценно работать. В настоящее время 41% из всех опрошенных респондентов всеми силами пытаются сохранить рабочие места и выплачивать зарплату своим сотрудникам. Однако 48% заявили, что не могут воспользоваться поддержкой государства, поскольку не попадают в ту категорию предприятий, которым предоставляется помощь», — следует из данных опроса.
    Острым вопросом для бизнеса является тема арендных платежей: 58% предпринимателей заявили о невозможности совершить оплату аренды. Более
    47% предпринимателей отметили, что не имеют технической возможности для организации работы в удаленном режиме.
    2
    https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10921585

    «По мнению бизнеса, оптимальным выходом из ситуации может стать объявление режима чрезвычайной ситуации (ЧС) во всех регионах страны и признание всех отраслей экономики пострадавшими от пандемии», — отмечается в исследовании
    3
    В существующую ситуацию МСП вошли с грузом проблем:
    - отсутствие финансовых резервов на период кризиса;
    - высокими издержками на ведение деятельности, прежде всего в части оплаты труда, уплаты обязательных платежей, высокой арендной платой и ставками по кредитам;
    - постоянно увеличивающимися транзакционными издержками на ведение бизнеса, в том числе за счет возрастания регуляторных требований к операционной деятельности;
    - относительно невысоким уровнем проектных компетенций, не позволяющих оперативно реагировать на изменение внешней среды, гибко изменять бизнес- модели.
    Для уволенных сотрудников может наступить трагедия, а для государства — социальная катастрофа.
    Он отметил, что по решению властей отложен, но не отменен сбор налогов и страховых взносов, а также арендной платы за городские помещения. Банки будут выдавать бизнесу беспроцентные кредиты, исходя из минимального размера оплаты труда, а не фактической зарплаты сотрудников.
    Предприятия, которые закрываются из-за эпидемии, вынуждены будут сократить минимум 50–75% персонала, а может быть, закрыться вообще, если государство не придет на помощь. При этом из-за высоких издержек на сокращение персонала многие предприятия будут вынуждены начать этот процесс как можно раньше, пока не закончились финансовые резервы.
    В результате половинчатости мер, предлагаемым Правительством может вызвать отрицательную обратную связь: полученных ресурсов окажется недостаточным для продолжения деятельности и они с высокой вероятностью уйдут на массовое увольнение работников.
    При этом произойдет отрицательный отбор: в лучшем состоянии окажутся менее социально ответственные работодатели, которые не отозвались на призывы властей и не провели легализацию оплаты труда наемных
    3
    https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10922552
    работников. Все результаты борьбы за «белую зарплату» окажутся утраченными на многие годы вперед.
    Предприниматели выражают потребность в расширенных мерах спасения малого бизнеса, в том числе:
    —приостановка уплаты арендных платежей, а также освобождение от налог на землю и на имущество для арендодателей с условием предоставления встречных льгот по арендной плате для восстановления бизнеса;
    - компенсация части убытков от простоя, прежде всего МСП в сфере оказания образовательных и медицинских услуг;
    - освобождение от уплаты налогов за тот период, когда субъект МСП не мог осуществлять деятельность;
    - предоставление льготных кредитов и грантов на возобновление бизнеса;
    - снижение стоимости патента;
    - введение механизма льготного факторинга под заключенные контракты с иными хозяйствующими субъектами, в том числе системообразующими;
    - перенос выплат и процентов кредитов.
    - организация поддержки по изменению модели бизнеса, с целью применения онлайн форматов, которые будут настолько же востребованы у широкой аудитории.
    - решение проблемы несвоевременных оплат и потерь документов в условиях удаленной работы сотрудников.
    - обеспечение информационной поддержки и стимулирование программ партнерства со стороны лидеров онлайн-рынка («Нетология», Skillbox,
    Skyeng, «Яндекс.Практикум», «Учи.ру», «Викиум» и др.).
    - временная приостановка дорогостоящих требований технического регулировани;
    - сокращение на 50% стоимости тарифов коммунальных услуг с даты введения ограничительных мер на период до шести месяцев.
    - финансовые интервенции в бюджетную сферу с обеспечением того, что поток средств, устремившись по вертикали вниз, будет достаточным для поддержания МСП.
    Существуют альтернативные точки зрения, что поддерживать надо не конкретные бизнеса, а спрос населения путем выдачи субсидий и компенсаций утраченного из-за последствий эпидемии дохода.

    Также выходят на первый план иные вопросы: какие рабочие места будут востребованы в новых реалиях, какую альтернативу получат люди в случае ухода с рынка их работодателей, кто и как будет создавать бизнес после окончания пандемии.
    Поэтому одновременно с принятием чрезвычайных мер по выживанию МСП и сохранению рабочих мест требуется разработать перечень мер, позволяющий снять существующие ограничения и барьеры, а также расширить возможности использования отдельных институтов, ранее не рассматривавшихся как значимых для малого бизнеса, таких как коммерческая концессия, долгосрочная аренда имущества, венчурное финансирование,
    Высказываются точки зрения, коронакризис может привести к ряду новых возможностей, в том числе сформировать конструктивный «посткризисный консенсус».
    Коррекция стоимости активов в период спада снимет с рынка некую часть спекулятивного навеса, образовавшегося в 2010-2019 гг.; как следствие,
    «ситуативный» кризис 2020 г. будет воспринят рынком в качестве давно ожидавшегося циклического спада, а массированные программы государственной поддержки бизнеса, количественного смягчения и очередной период низких ставок могут обусловить наступление нового периода устойчивого роста. мировой экономики, который растянется на все 2020-е годы.
    Важное место в переконфигурации малого бизнеса занимает проблема соответствия существующих бизнес-моделей и компетенций требованиям цифрового мира, создания сетевых структур взаимодействия, позволяющих на новой технологической основе снизить транзакционные издержки и повысить гибкость и устойчивость, а также помочь малым компаниям конкурировать с крупными игроками на рынке, дистанционно формировать целевую потребительскую аудиторию, рекламировать услуги с минимальным количеством финансовых издержек. Такие цифровые системы складываются из зависимых и независимых интернет-сервисов, которые в совокупности являются инструментом поддержки малого бизнеса, инструментом социально- экономического развития муниципального образования или региона, инструментом взаимодействия всех экономических акторов.
    Очевидной становится необходимость акселерации не только инновационных, но и предпринимательских проектов.
    Необходимо решить ряд проблем инфраструктуры акселерации:
    - неадекватность потребностям инвесторов;

    - недостаточный объем консолидируемых средств, не соответствующий потребностям развития страны;
    - отсутствие связи отдельных элементов акселерации в единую экосистему;
    - высокая стоимость услуг;
    - высокие пороги для входа как проектов, так и инвесторов;
    - как следствие – высокие транзакционные издержки всех субъектов инвестиционных отношений.
    Уровень подготовленности российских проектов к инвестициям больше половины инвесторов (59%) оценивают как средний. 35% инвесторов, считают, что большинство российских проектов не готовы и не упакованы для инвестиций.
    Большинство стартапов сегодня не доживают до второй стадии. Стартаперам редко удается выйти на второй уровень инвестиций (стадия А, $1–2 млн, по российским меркам). При этом на российском рынке большинство претендующих на инвестиции – стартапы на ранней стадии, по отношению к которым инвесторы применяют те же требования, что и к проектам на поздних стадиях.
    В России не сформирован спрос на стартапы со стороны крупных компаний.
    Существует дефицит менторов и опытных трекеров. По данным экспертов, в акселераторах с опытными менторами и экспертами на вторую стадию финансирования выходит до 80% стартапов, а в их отсутствии – всего 5–7%.
    Острее всего в менторстве нуждаются b2b-стартапы – модель функционирования этого сегмента сложна и интуитивно менее понятна, чем в b2с
    Особенно остро обстоит ситуация в субъектах Федерации – зачастую учить предпринимателей в регионах попросту некому. Вузы не воспитывают предпринимателей: студентам не рассказывают, откуда взять стартовый капитал, как начать бизнес и как искать инвесторов.
    Треки иностранных акселераторов необходимо адаптировать к российским реалиям, но университеты не могут этого сделать без привлечения экспертов с опытом практической работы с проектами.
    Отданный в России приоритет банковскому кредитованию малого и среднего бизнеса сопровождается высокими требованиями к финансовому положению заемщика и предоставляемому обеспечению, что значительно затрудняет привлечение кредитных ресурсов на момент открытия и восстановления бизнеса. Практически не развиты альтернативные банковским или биржевым технологиям методы краудфандинга –привлечения денежных средств на
    проекты от большого количества людей с помощью специального онлайн- сервиса (краудфандинговая платформа).
    Сложно представить, какие области роста откроются перед МСП после неизбежной пересборки после кризиса 2020 года, однако с высокой степенью вероятности можно прогнозировать, что бизнес не откажется от тех наработок, которые он сделает в период самоизоляции.
    В первую очередь это касается применения техноэкономических подходов в части расширения использования цифровых платформ и сетевых форм организации бизнеса.
    Заслуживает внимание опыт США, реализующих начиная с 60-х годов программу SBIC – создание фондов рискового капитала, защищённых гарантиями федерального правительства, которые в момент становления венчурной индустрии составляли значительную часть общего объема венчурного капитала.
    Как и в современной
    России, многочисленные перспективные предприниматели в те годы в США были не в состоянии собрать капитал, необходимый для коммерческого воплощения их идей.
    Законодатели США осознали, что государственные чиновники (пусть даже с самыми благими намерениями) - это не те люди, которые подходят для принятия сложных решений о том, каким коммерческим предприятиям выделять инвестиции. Эта обязанность была вручена частному сектору.
    В 1958 г. широкие полномочия инвестиционных компаний участников программы SBIC приобрели силу закона по двум вопросам: они могли брать в долг вплоть до половины своего капитала у федерального правительства, а также они получили широкий набор благоприятных налоговых стимулов. В свою очередь, инвестиционные компании - участники программы должны были ограничиться инвестированием в малый бизнес.
    Некоторые из наиболее динамичных американских компаний, включая Apple
    Computer, Compaq (ныне вошла в состав Hewlett-Packard), Intel, получали поддержку от программы SBIC, прежде чем выйти на фондовый рынок.
    Подобные уроки можно было бы извлечь из программ, смоделированных по образцу SBIC, в других странах - Китае и Сингапуре.
    Существующая система государственной поддержки предпринимательства, таким образом, характеризуется:
    - раздробленностью мероприятий и отсутствием единого координирующего центра;

    - отсутствием сбалансированности по субъектам, ресурсам и территориальной отнесенности;
    - несоответствием предлагаемых мероприятий глубинным проблемам, тормозящим развитие предпринимательства, отсутствием мероприятий, направленных на изменение институционального дизайна.
    Недостатки системы государственной поддержки предпринимательства в инновационной сфере являются следствием игнорирования следующего:
    - целью государственной системы поддержки инновационного предпринимательства должно стать достижение мультипликативных внешних эффектов, направленных на увеличение нормы эффективности инвестиций;
    - такие мультипликативные эффекты достижимы только при условии оказания государственной поддержки по всей цепочке создания стоимости;
    - эффективность такой поддержки может быть, в свою очередь, достигнута только в результате согласованной программы развития перспективной области деятельности, которая находит свое практическое выражение в программе акселерации группы проектов, обеспечивающих диффузию инноваций и вторичные эффекты от их применения.
    Анализ показывает следующее:
    - отсутствует единый методологический подход, который позволил бы создать единую онтологию проблемной области развития предпринимательства;
    - не осуществлена классификация проблем по степени влияния на состояние системы, по степени сбалансированности интересов, ресурсов, целей и ценностей стейкхолдеров и субъектов инвестиционной деятельности;
    - существуют значительные противоречия между различными группами заинтересованных сторон относительно целей, потенциала, методов и инструментов развития инвестиционной системы.
    Сложно предугадать направления, которые могут выработать предприниматели, однако несомненно, что необходимо создать условия для творческого поиска новых областей роста для МСП.
    В этих условиях одной из форм поддержки могут стать усилия региональных властей по разработке программ развития на основе рефлексивных моделей, задействующие в максимальной степени креативный потенциал предпринимательских сообществ, выявление и снятие ограничений и ребалансировку институтов, регулирующих предпринимательскую деятельность.

    Содержание полной версии
    Основные выводы
    ................................................................................................................................. 3
    Особенности российских кризисов
    ..................................................................................................... 11
    Кризис 1989-1991 годов
    .................................................................................................................. 11
    Кризис 1998 года
    ............................................................................................................................. 23
    Кризис 2008-2009 годов
    .................................................................................................................. 25
    Последствия кризиса 2008 для МСП – особенности и уроки
    ........................................................ 30
    Основные последствия кризисных событий 2008 года для МСП.
    ............................................. 30
    Основные болезненные и уязвимые точки малого предпринимательства в кризис 2008-2009 гг.
    .................................................................................................................................................. 33
    Государственная поддержка предпринимательства в период кризиса 2008 года
    ..................... 34
    Парадоксы прохождения кризиса 2008-2009 гг. для МСП
    ......................................................... 38
    Особенности кризиса 2008-2009 годов для МСП в реальном секторе экономике
    .................... 43
    Меры самосохранения и развития бизнеса в 2008-2009 годах.
    .................................................. 51
    Возможности, открывшиеся в период кризиса 2008-2009 гг.
    .................................................... 51
    Восстановление МСП после кризиса 2008-2009гг.
    .................................................................... 52
    Возможность использования опыта кризиса 2008-2009 гг.
    ........................................................ 54
    Роль малого и среднего предпринимательства в создании рабочих мест
    ......................................... 56

    Насколько устойчиво было положение МСП до кризиса, вызванного коронавирусом?
    .................. 60
    Государственная поддержка МСП в Российской Федерации до короновируса
    ............................... 65
    Симптомы проблем в организации государственной поддержки развития предпринимательства.
    .......................................................................................................................................................... 69
    Симптомы проблем в развитии инновационного предпринимательства
    ...................................... 76
    Меры экономической поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях распространения коронавирусной инфекции
    ..................................................................................... 81
    Меры, предпринятые Правительством Российской Фнедерации
    .............................................. 81
    Меры, реализуемые Банком России
    ............................................................................................ 87
    Рассматриваемые дополнительные меры поддержки
    ................................................................ 89
    Региональные меры поддержки
    .................................................................................................. 90
    Доступность государственной поддержки
    .................................................................................. 92
    Оценки последствий карантинных мероприятий для МСП
    ............................................................... 93
    Прогнозы
    ...................................................................................................................................... 96
    Реакция бизнеса
    ......................................................................................................................... 102
    Риски кризиса
    ............................................................................................................................ 110
    Мнение бизнеса о необходимости дополнительных мер поддержки
    ...................................... 112
    Международный опыт поддержки МСП в условиях пандемии коронавируса
    ............................... 115
    Европа
    ............................................................................................................................................ 116
    Великобритания.
    ........................................................................................................................ 116

    Германия.
    ................................................................................................................................... 117
    Кипр
    ........................................................................................................................................... 117
    Италия.
    ....................................................................................................................................... 117
    Испания.
    ..................................................................................................................................... 118
    Польша.
    ...................................................................................................................................... 118
    Франция.
    .................................................................................................................................... 118
    Швеция
    ....................................................................................................................................... 119
    Португалия
    ................................................................................................................................. 119
    Греция
    ........................................................................................................................................ 119
    Нидерланды
    ............................................................................................................................... 119
    Америка
    ......................................................................................................................................... 120
    США.
    .......................................................................................................................................... 120
    Бразилия.
    .................................................................................................................................... 120
    Чили.
    .......................................................................................................................................... 121
    Австралия, Азия
    ............................................................................................................................ 121
    Австралия.
    .................................................................................................................................. 121
    Индия.
    ........................................................................................................................................ 121
    Китай.
    ......................................................................................................................................... 121
    Республика Корея.
    ..................................................................................................................... 122
    Турция.
    ....................................................................................................................................... 122
    Ближний Восток, Африка
    .............................................................................................................. 122
    Саудовская Аравия.
    ................................................................................................................... 122
    ОАЭ.
    ........................................................................................................................................... 122
    Египет.
    ........................................................................................................................................ 122
    ЮАР.
    .......................................................................................................................................... 123
    Поддержка малого и среднего предпринимательства после пандемии
    ........................................... 123
    Возможные области роста
    ......................................................................................................... 124
    Институциональные изменения
    ................................................................................................ 126
    Стимулирующие налоги
    ............................................................................................................ 128
    Финансовые инструменты и краудфандинговые платформы
    .................................................. 128
    Развитие сетевого взаимодействия и поддержки в подготовке кадров
    ................................... 133
    Развитие системы «Фондов фондов»
    ........................................................................................ 135
    Адаптация институтов к новым областям деятельности, нуждающимся в поддержке
    .......... 137
    Развитие акселерации.
    ................................................................................................................... 140
    Обновляемые интернет ресурсы по теме экономических последствий коронакризиса
    147


    написать администратору сайта