Главная страница
Навигация по странице:

  • Статья 21. Права плательщика

  • Статья 22. Обязанности плательщика

  • МЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ за НЕИСПОЛНЕНИЕ налогового законодательства Административная – регулируется Кодексом РБ Об административных правонарушениях (СМ. НИЖЕ)

  • Уголовная - регулируется Уголовным кодексом РБ (СМ. НИЖЕ) АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

  • Статья 13.1. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

  • Статья 13.2. Осуществление деятельности без постановки на учет в налоговом органе

  • Статья 13.4. Нарушение срока представления налоговой декларации (расчета)

  • Статья 13.5. Отсутствие у налогового агента учета начисленных и выплаченных плательщику доходов

  • Статья 13.6. Неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа

  • Статья 13.7. Невыполнение или выполнение не в полном объеме обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины)

  • Статья 13.8. Непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля либо представление недостоверных сведений

  • Статья 13.9. Нарушение порядка открытия счета плательщику

  • Статья 13.12. Исключена Статья 13.13. Отсутствие при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг документа об уплате единого налога или справки

  • Уголовная Статья 243. Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов

  • Вопрос 60. Разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства


    Скачать 114.5 Kb.
    НазваниеРазъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства
    Дата20.05.2018
    Размер114.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВопрос 60.doc
    ТипРазъяснения
    #44357

    Подборка по базе: _Антидемпинговые механизмы в закупках и правила их применения. (, 08.09.2021 Специфика обращения к исполнению судебных актов по гр, 3.5 Составление актов.docx, Аварийно – спасательное оборудование и инструмент. ПТВ. Порядок , Исследование регулирования и практика применения таможенной проц, Юридическая квалификация понятия и значения в процессе применени, Требования нормативно правовых актов в РФ к порядку раследования, отчет по преддипломной практике разъяснения.doc, Отличия между НПА И актом применения права, отличия между актом , Правовые основы применения и использования оружия сотрудниками О

    Вопрос 60. Права, обязанности и меры ответственности хозяйствующих субъектов по соблюдению действующего налогового законодательства.

    Права и обязанности хозяйствующих субъектов в отношении исполнения налогового законодательства регулируются Налоговым кодексом РБ

    Статья 21. Права плательщика

    1. Плательщик имеет право:

    1.1. получать от налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц;

    1.2. получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства;

    1.3. представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя;

    1.4. использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленных настоящим Кодексом и иными актами налогового законодательства. Для подтверждения права на использование налоговых льгот плательщик может вести раздельный учет объектов налогообложения, по которым имеются основания для применения налоговых льгот;

    1.5. на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней в порядке, установленном настоящим Кодексом;

    1.6. присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

    1.7. получать акт или справку проверки; представлять в налоговые органы и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин), а также возражения по акту или справке проверки;

    1.71. получать от налоговых органов на основании заявления выписку из данных учета налоговых органов об исчисленных и уплаченных суммах налогов, сборов (пошлин), пеней;

    1.72. получать в налоговом органе на основании заявления копию представленной им ранее налоговой декларации (расчета);

    1.73. получать от налоговых органов на основании заявления информацию о реквизитах, необходимых для заполнения платежных инструкций в целях исполнения налогового обязательства, уплаты пеней;

    1.8. требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения актов налогового законодательства при совершении ими действий в отношении плательщиков;

    1.81. не выполнять неправомерные решения налоговых органов и требования их должностных лиц, не соответствующие положениям настоящего Кодекса;

    1.9. требовать соблюдения налоговой тайны;

    1.10. обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц;

    1.11. на возмещение убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов, неправомерными действиями (бездействием) их должностных лиц, в порядке, установленном законодательством.

    11. В отношениях, регулируемых налоговым законодательством Республики Беларусь, плательщики в случаях, установленных настоящим Кодексом, взаимодействуют с налоговыми органами путем использования информационных систем и информационных технологий, в том числе основанных на электронных способах передачи информации, а также средств их обеспечения в порядке, определяемом Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

    2. Плательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и иными актами налогового законодательства.

    3. Плательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов в порядке, определяемом настоящим Кодексом и иными актами законодательства.

    Положение части первой настоящего пункта распространяется также на плательщиков при исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин) на основании письменных разъяснений по вопросам применения актов налогового законодательства, полученных ими от налоговых органов.

    Права плательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями налоговых органов.

    Статья 22. Обязанности плательщика

    1. Плательщик обязан:

    1.1. уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины);

    1.2. стать на учет в налоговых органах в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

    1.3. вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена актами налогового законодательства;

    1.4. представлять в налоговый орган по месту постановки на учет:

    в порядке и случаях, установленных законодательством, налоговые декларации (расчеты), а также другие документы и сведения, необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин);

    не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, годовую индивидуальную бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность, составленную в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

    1.5. вести учет дебиторской задолженности и представлять перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, а также копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности:

    в налоговый орган по месту постановки на учет – не позднее пяти рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней;

    в таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных платежей, – не позднее десяти рабочих дней со дня получения плательщиком (его представителем) решения таможенного органа о взыскании налогов, сборов (пошлин) пеней;

    1.6. представлять, если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 70 настоящего Кодекса, в налоговые органы и их должностным лицам, а в части таможенных платежей – в таможенные органы и их должностным лицам документы и сведения, необходимые для налогообложения, взыскания неуплаченных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней, при проведении проверок, мероприятий по выявлению имущества плательщика (иного обязанного лица), а также его дебиторов. Обеспечивать должностным лицам налоговых и таможенных органов при проведении проверок либо мероприятий по выявлению имущества плательщика (иного обязанного лица), а также его дебиторов возможность осуществления их прав и обязанностей, включая предоставление помещений (в случае их наличия), пригодных для проведения проверки, мероприятий по выявлению имущества плательщика (иного обязанного лица), а также его дебиторов;

    1.7. подписать акт или справку проверки. При наличии возражений по акту или справке проверки возражения по этим акту или справке представляются в срок, установленный пунктом 6 статьи 78 настоящего Кодекса;

    1.8. выполнять законные требования налогового, таможенного органа и их должностных лиц, в том числе требования об устранении выявленных нарушений законодательства;

    1.9. сообщать в налоговый орган по месту постановки на учет:

    1.9.1. об открытии или закрытии белорусскими организациями счета в банке за пределами Республики Беларусь – в срок не позднее пяти рабочих дней со дня открытия или закрытия счета;

    1.9.2. об участии в белорусской или иностранной организации – в течение пяти рабочих дней со дня, когда плательщик стал участником организации. При этом физическое лицо, не являющееся налоговым резидентом Республики Беларусь, или иностранная организация не обязаны сообщать об участии в других иностранных организациях, если такое участие не связано с налогообложением в Республике Беларусь;

    1.9.3. о принятии решения о ликвидации или реорганизации организации, за исключением организации, постановка на учет которой осуществлялась при ее государственной регистрации, – в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия такого решения;

    1.9.4. о создании или ликвидации обособленного подразделения организации – в срок не позднее десяти рабочих дней со дня его создания или ликвидации, а также о возникновении обстоятельства, в связи с которым прекращается обязанность обособленного подразделения юридического лица Республики Беларусь по исполнению налоговых обязательств этого юридического лица, – в срок не позднее десяти рабочих дней со дня возникновения такого обстоятельства;

    1.9.5. об изменении места нахождения организации, за исключением организации, постановка на учет которой осуществлялась при ее государственной регистрации, – в срок не позднее десяти рабочих дней со дня такого изменения;

    1.9.6. иные сведения, обязанность сообщения которых для плательщиков предусмотрена законодательными актами, – в порядке и сроки, установленные такими законодательными актами.

    Сообщения, предусмотренные частью первой настоящего подпункта, могут быть представлены в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в виде электронного документа с учетом требований, установленных пунктом 11 настоящей статьи. Форма и форматы сообщений, предусмотренных частью первой настоящего подпункта, а также порядок их представления в налоговый орган устанавливаются Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь;

    1.10. представлять документы, подтверждающие право на налоговые льготы, в налоговый орган по месту постановки на учет по его требованию либо налоговому агенту, а по налогам, сборам (пошлинам), взимаемым другими государственными органами, иными организациями, должностными лицами, – таким государственным органам, организациям, должностным лицам;

    1.101. представлять в налоговый орган по месту постановки на учет промежуточный ликвидационный и ликвидационный балансы в течение двух рабочих дней со дня их утверждения в соответствии с законодательством;

    1.11. обеспечивать в течение сроков, установленных законодательством, сохранность документов бухгалтерского учета, учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, других документов и сведений, необходимых для налогообложения;

    1.12. обеспечивать, если иное не установлено законодательством, наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами:

    подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, – в местах хранения этих товарно-материальных ценностей и при их транспортировке;

    подтверждающих приобретение товарно-материальных ценностей при их непосредственном поступлении в места реализации или отпуск товаров в места реализации, – в местах реализации;

    1.13. при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством;

    1.14. являясь источником выплаты дохода для других организаций и физических лиц, в случаях, установленных настоящим Кодексом, удерживать и перечислять в бюджет соответствующие налоги, сборы (пошлины);

    1.15. выполнять другие обязанности, установленные настоящим Кодексом и другими актами налогового законодательства.

    11. Документы, представляемые в налоговые органы либо налоговому агенту, таможенный орган в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, а также документы, представляемые в государственные органы, иные организации, должностным лицам в соответствии с подпунктом 1.10 пункта 1 настоящей статьи, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на белорусский или русский язык. Верность перевода или подлинность подписи переводчика должны быть засвидетельствованы нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, либо перевод должен быть заверен Белорусской торгово-промышленной палатой (ее унитарным предприятием, его представительством или филиалом).

    2. Организация или физическое лицо, признаваемые постоянным представительством иностранной организации, через которое иностранная организация осуществляет свою деятельность на территории Республики Беларусь, обязаны в порядке, установленном настоящим Кодексом, стать на учет в налоговых органах соответственно по месту своего нахождения или по месту жительства и удерживать из средств, причитающихся этой иностранной организации, налоги, сборы (пошлины), подлежащие уплате указанной иностранной организацией в соответствии с налоговым законодательством, и перечислять их в бюджет. При неудержании и (или) неперечислении или несвоевременном удержании и (или) перечислении налогов, сборов (пошлин) на постоянное представительство возлагается ответственность, установленная для плательщиков соответствующих налогов, сборов (пошлин).

    3. Плательщик, уплачивающий таможенные платежи, обязан сообщать об обстоятельствах, указанных в подпунктах 1.9.1, 1.9.3 и 1.9.5 пункта 1 настоящей статьи, в таможенный орган, в зоне деятельности которого он находится, а также выполняет обязанности, предусмотренные таможенным законодательством.

    4. Иностранная организация, осуществляющая или собирающаяся осуществлять в Республике Беларусь предпринимательскую деятельность, обязана в порядке, установленном пунктами 2–6 статьи 66 настоящего Кодекса, стать на учет в налоговом органе вне зависимости от того, будет ли в дальнейшем ее деятельность признана деятельностью через постоянное представительство в Республике Беларусь.

    41. Доверительный управляющий обязан в течение десяти рабочих дней со дня заключения договора доверительного управления имуществом проинформировать в письменной форме налоговый орган по месту постановки на учет о заключении такого договора с указанием его номера, даты заключения, срока действия, а также наименования юридического лица или фамилии, имени, отчества физического лица, в интересах которых осуществляется управление имуществом (вверителя или выгодоприобретателя). Положения настоящего пункта не распространяются на доверительного управляющего, заключившего договор доверительного управления находящимися в собственности отдельных государственных должностных лиц долями участия (акциями, правами) в уставных фондах коммерческих организаций.

    5. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на плательщика обязанностей он несет ответственность в соответствии с законодательными актами.

    Привлечение организации к ответственности не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательными актами.

    МЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ за НЕИСПОЛНЕНИЕ налогового законодательства

    Административная – регулируется Кодексом РБ Об административных правонарушениях (СМ. НИЖЕ)

    Уголовная - регулируется Уголовным кодексом РБ (СМ. НИЖЕ)

    АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

    Примечание. 1. Под плательщиком в настоящей главе понимается плательщик налогов, сборов (пошлин), а также иных обязательных платежей в республиканский или местные бюджеты, учет которых осуществляется налоговыми органами.

    2. Под налогом, сбором (пошлиной) в настоящей главе понимаются законно установленные налоги, сборы (пошлины), а также иные обязательные платежи в республиканский или местные бюджеты, учет которых осуществляется налоговыми органами, за исключением таможенных пошлин, таможенных сборов и иных платежей, взимаемых таможенными органами в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.

    21. Под налоговой декларацией (расчетом) в настоящей главе понимаются налоговая декларация (расчет), а также расчет иного обязательного платежа в республиканский или местные бюджеты, учет которого осуществляется налоговыми органами.

    3. Днем назначения проверки (кроме камеральной проверки) для целей настоящей главы является день ознакомления плательщика (иного обязанного лица) или его представителя с предписанием на проведение проверки.

    4. Базовая величина в случаях, не связанных с определением размера штрафа, для целей настоящей главы принимается в размере, установленном на день совершения административного правонарушения (если такой день установить невозможно, – на день выявления факта его совершения).

    5. Административные взыскания, предусмотренные частями 2 и 4 статьи 13.4, частью 1 статьи 13.6, частью 2 статьи 13.7 и частью 2 статьи 13.10 настоящего Кодекса, применяемые к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, налагаются исходя из определенных за весь проверяемый период подлежащих уплате (удержанию и (или) перечислению) сумм налогов, сборов (пошлин), пеней.

    Статья 13.1. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

    Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при наступлении сроков уплаты налогов, сборов (пошлин) и просрочке более двух рабочих дней при совершении административного правонарушения должностным лицом юридического лица, более пяти рабочих дней – иным физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, –

    влечет предупреждение или наложение штрафа в размере пяти десятых базовой величины за каждую полную или неполную неделю просрочки, но не более пяти базовых величин.

    Статья 13.2. Осуществление деятельности без постановки на учет в налоговом органе

    Осуществление деятельности без постановки на учет в налоговом органе лицом, обязанным подать заявление о постановке на такой учет, за исключением физического лица – плательщика, –

    влечет наложение штрафа в размере пяти базовых величин за каждый полный или неполный месяц осуществления деятельности, но не более двадцати базовых величин, а на юридическое лицо – в размере двадцати процентов от доходов, полученных в результате такой деятельности.

     

    Примечание. Под доходами в настоящей статье понимается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, определяемая как выручка за вычетом документально подтвержденных материальных затрат, связанных с извлечением дохода и устанавливаемых для юридических лиц в соответствии с налоговым законодательством.

    Статья 13.4. Нарушение срока представления налоговой декларации (расчета)

    1. Нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) при просрочке не более трех рабочих дней –

    влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере от двух десятых базовой величины до двух базовых величин, а на юридическое лицо – от одной до десяти базовых величин.

    2. Нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) при просрочке более трех рабочих дней, в том числе совершенное должностным лицом юридического лица, –

    влечет наложение штрафа в размере двух базовых величин с увеличением его на пять десятых базовой величины за каждый полный месяц просрочки, но не более десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – в размере десяти процентов от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее двух базовых величин, а на юридическое лицо – в размере десяти процентов от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее десяти базовых величин.

    3. Нарушение физическим лицом, не являющимся должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, – плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) при наличии подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины) и просрочке более трех рабочих дней либо при отсутствии подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины) и просрочке более двенадцати месяцев –

    влечет наложение штрафа в размере двух базовых величин с увеличением его на пять десятых базовой величины за каждый полный месяц просрочки, но не более десяти базовых величин.

    4. Деяния, предусмотренные частями 1–3 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, в том числе должностным лицом юридического лица, –

    влекут наложение штрафа в размере трех базовых величин за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – в размере двадцати пяти процентов от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее трех базовых величин, а на юридическое лицо – в размере двадцати пяти процентов от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее десяти базовых величин.

    Статья 13.5. Отсутствие у налогового агента учета начисленных и выплаченных плательщику доходов

    Отсутствие у налогового агента учета начисленных и выплаченных плательщику доходов, повлекшее за собой доначисление сумм налогов, сборов (пошлин), в том числе совершенное должностным лицом юридического лица, –

    влечет наложение штрафа в размере от одной до пяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от двух до десяти базовых величин, а на юридическое лицо – от пяти до пятидесяти базовых величин.

    Статья 13.6. Неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа

    1. Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) –

    влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере двадцати процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее двух базовых величин, а на юридическое лицо – в размере двадцати процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее десяти базовых величин.

    2. Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица по неосторожности и выявленные в результате камеральных проверок, –

    влекут наложение штрафа в размере от двух до восьми базовых величин.

    3. Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица по неосторожности (за исключением выявленных в результате камеральных проверок), если сумма доначисленных налогов, сборов (пошлин) за период выполнения должностным лицом соответствующих функций (но не более чем за проверенный период) составляет более одного, но не более трех процентов от общей суммы исчисленных плательщиком, иным обязанным лицом за указанный период сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляется налоговыми органами, –

    влекут наложение штрафа в размере от восьми до двенадцати базовых величин.

    4. Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица по неосторожности (за исключением выявленных в результате камеральных проверок), если сумма доначисленных налогов, сборов (пошлин) за период выполнения должностным лицом соответствующих функций (но не более чем за проверенный период) составляет более трех, но не более пяти процентов от общей суммы исчисленных плательщиком, иным обязанным лицом за указанный период сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляется налоговыми органами, –

    влекут наложение штрафа в размере от двенадцати до шестнадцати базовых величин.

    5. Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица по неосторожности (за исключением выявленных в результате камеральных проверок), если сумма доначисленных налогов, сборов (пошлин) за период выполнения должностным лицом соответствующих функций (но не более чем за проверенный период) превышает пять процентов от общей суммы исчисленных плательщиком, иным обязанным лицом за указанный период сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляется налоговыми органами, –

    влекут наложение штрафа в размере от шестнадцати до двадцати базовых величин.

    6. Неуплата или неполная уплата физическим лицом, не являющимся должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, – плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные по неосторожности, если неуплаченная или неполностью уплаченная сумма налога, сбора (пошлины) превышает одну базовую величину, –

    влекут наложение штрафа в размере пятнадцати процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее пяти десятых базовой величины.

    7. Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица умышленно, –

    влекут наложение штрафа в размере от двадцати до шестидесяти базовых величин.

    8. Неуплата или неполная уплата физическим лицом, не являющимся должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, – плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные умышленно, –

    влекут наложение штрафа в размере двадцати процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее пяти базовых величин.

    9. Неуплата или неполная уплата в установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом таможенного платежа на сумму более десяти базовых величин, в том числе совершенные должностным лицом юридического лица, –

    влекут наложение штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – в размере двадцати процентов от неуплаченной суммы таможенного платежа, но не менее двух базовых величин.

     

    Примечание. 1. По административным правонарушениям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, суммы штрафов исчисляются с суммы превышения доначисленных налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляется налоговыми органами, по итогам календарного года (его части, если проверке подлежит часть календарного года) над суммой таких налогов, сборов (пошлин), уменьшенных за тот же период. Настоящее положение не применяется в отношении правонарушений, выявленных в результате камеральных проверок, а также правонарушений, связанных с необоснованным зачетом разницы между суммой налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость и общей суммой этого налога, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, в счет уплаты налогов, сборов (пошлин).

    2. Не являются административным правонарушением, предусмотренным частями 1–6 настоящей статьи, неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), если ими:

    не исполнено налоговое обязательство по причине отсутствия на их счетах средств, достаточных для исполнения своевременно направленных плательщиками (иными обязанными лицами) поручений на перечисление сумм налогов, сборов (пошлин) в полном объеме;

    внесены изменения и дополнения в налоговую декларацию (расчет) и уплачена причитающаяся сумма налога, сбора (пошлины) до назначения проверки, в результате которой могут быть обнаружены такие неуплата или неполная уплата (по административным правонарушениям, выявленным в результате камеральной проверки, – до составления акта проверки), а при отсутствии необходимости внесения в налоговую декларацию (расчет) изменений и (или) дополнений – уплачена причитающаяся сумма налога, сбора (пошлины) до составления акта камеральной проверки.

    3. Административные взыскания, предусмотренные частями 1, 6 и 8 настоящей статьи, в случае частичного добровольного исполнения налогового обязательства налагаются по правилам, установленным статьей 7.9 настоящего Кодекса, в части суммы налога, сбора (пошлины), на которую налоговое обязательство исполнено. В случае, если в соответствии с частями 1, 6 и 8 настоящей статьи штраф подлежит применению в минимальном размере, в два раза уменьшается величина, исчисленная пропорционально уплаченной сумме налога, сбора (пошлины).

    4. Минимальные и максимальные размеры административных взысканий, предусмотренных частями 2–5 и 7 настоящей статьи, в случае частичного добровольного исполнения налогового обязательства уменьшаются по правилам, установленным статьей 7.9 настоящего Кодекса, пропорционально уплаченной сумме налога, сбора (пошлины).

    Статья 13.7. Невыполнение или выполнение не в полном объеме обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины)

    1. Невыполнение или выполнение не в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины), если неудержанная и (или) неперечисленная сумма налога, сбора (пошлины) составляет не более четырех базовых величин для индивидуального предпринимателя, не более десяти базовых величин для юридического лица, а сумма налога, сбора (пошлины), не удержанная и (или) не перечисленная в бюджет, не превышает пяти процентов от удержанных и перечисленных в бюджет за проверенный период сумм налога, сбора (пошлины), –

    влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере от двух десятых до двух базовых величин, а на юридическое лицо – от одной до десяти базовых величин.

    2. Невыполнение или выполнение не в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины), если неудержанная и (или) неперечисленная сумма налога, сбора (пошлины) составляет более четырех базовых величин для индивидуального предпринимателя, более десяти базовых величин для юридического лица либо сумма налога, сбора (пошлины), не удержанная и (или) не перечисленная в бюджет, превышает пять процентов от удержанных и перечисленных в бюджет за проверенный период сумм налога, сбора (пошлины), –

    влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере двадцати процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению, но не менее двух базовых величин, а на юридическое лицо – в размере двадцати процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению, но не менее десяти базовых величин.

    3. Невыполнение или выполнение не в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины), совершенные по неосторожности, в том числе должностным лицом юридического лица, если неудержанная и (или) неперечисленная сумма налога, сбора (пошлины) составляет более десяти базовых величин для должностного лица юридического лица – налогового агента, более четырех базовых величин для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, – налогового агента, либо сумма налога, сбора (пошлины), не удержанная и (или) не перечисленная в бюджет, превышает пять процентов от удержанных и перечисленных в бюджет за проверенный период (для должностного лица юридического лица – за период выполнения им соответствующих функций, но не более чем за проверенный период) сумм налога, сбора (пошлины), –

    влекут наложение штрафа в размере от одной до десяти базовых величин.

    4. Невыполнение или выполнение не в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины), совершенные умышленно, в том числе должностным лицом юридического лица, –

    влекут наложение штрафа в размере от двадцати до шестидесяти базовых величин.

     

    Примечание. 1. Не являются административным правонарушением, предусмотренным частями 1–3 настоящей статьи, невыполнение или выполнение не в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины), если им:

    своевременно направлено без последующего отзыва поручение банку и (или) небанковской кредитно-финансовой организации на перечисление причитающейся суммы налога, сбора (пошлины), не исполненное банком и (или) небанковской кредитно-финансовой организацией по причине отсутствия на счете налогового агента средств, достаточных для исполнения этого поручения в полном объеме;

    до назначения проверки, в результате которой могут быть обнаружены неудержание и (или) неперечисление в установленный срок суммы налога, сбора (пошлины) (по административным правонарушениям, выявленным в результате камеральной проверки, – до составления акта проверки), удержаны и перечислены причитающиеся суммы налога, сбора (пошлины).

    2. Для целей применения частей 1 и 2 настоящей статьи во внимание принимается сумма всех налогов, сборов (пошлин), исчисляемых налоговым агентом, определенная по итогам проверки.

    3. Административные взыскания, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, в случае перечисления части ранее неперечисленной суммы налога, сбора (пошлины) налагаются по правилам, установленным статьей 7.9 настоящего Кодекса, в части перечисленной суммы налога, сбора (пошлины). В случае, если в соответствии с частью 2 настоящей статьи штраф подлежит применению в минимальном размере, в два раза уменьшается величина, исчисленная пропорционально уплаченной сумме налога, сбора (пошлины).

    4. Минимальные и максимальные размеры административных взысканий, предусмотренных частями 1, 3 и 4 настоящей статьи, в случае перечисления части ранее не перечисленной суммы налога, сбора (пошлины) уменьшаются по правилам, установленным статьей 7.9 настоящего Кодекса, пропорционально перечисленной сумме налога, сбора (пошлины).

    Статья 13.8. Непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля либо представление недостоверных сведений

    1. Непредставление в установленный срок плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, в том числе совершенное должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, –

    влечет наложение штрафа в размере двух базовых величин с увеличением его на одну базовую величину за каждые три календарных дня просрочки представления документов и иных сведений, но не более тридцати базовых величин.

    2. Представление плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, содержащих недостоверные данные, в том числе совершенное должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, если это повлияло или в обстоятельствах, при которых нарушение совершено, могло повлиять на правильность применения налоговым органом налогового законодательства, –

    влечет наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин.

     

    Примечание. Не является административным правонарушением, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, непредставление в установленный срок плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством, если установленный срок превышает два рабочих или календарных дня, а просрочка представления документов и иных сведений составила не более одного рабочего дня.

    Статья 13.9. Нарушение порядка открытия счета плательщику

    Открытие банком и (или) небанковской кредитно-финансовой организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии у банка и (или) небанковской кредитно-финансовой организации полученной в установленном порядке информации либо решения органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового или таможенного органа о приостановлении операций по счетам этих лиц, в том числе совершенное должностным лицом юридического лица, –

    влечет наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – от пятидесяти до двухсот базовых величин.

    Статья 13.10. Нарушение порядка и (или) сроков исполнения поручений, решений органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового или таможенного органа о перечислении, взыскании налога, сбора (пошлины), таможенного платежа, пени, а равно неисполнение указанных документов

    1. Нарушение банком и (или) небанковской кредитно-финансовой организацией, другой уполномоченной организацией порядка и (или) сроков исполнения поручений плательщика, налогового агента, иного обязанного лица на перечисление налога, сбора (пошлины), таможенного платежа, пени, а также решений органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового или таможенного органа о взыскании налога, сбора (пошлины), таможенного платежа, пени за счет денежных средств плательщика, налогового агента, иного обязанного лица, дебитора плательщика (иного обязанного лица) – организации на счете в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации при просрочке исполнения не более одного рабочего дня и сумме платежа не более десяти базовых величин либо в случае нарушения порядка исполнения указанных документов при сумме платежа не более десяти базовых величин –

    влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере пяти базовых величин.

    2. Нарушение банком и (или) небанковской кредитно-финансовой организацией, другой уполномоченной организацией порядка и (или) сроков исполнения поручений плательщика, налогового агента, иного обязанного лица на перечисление налога, сбора (пошлины), таможенного платежа, пени, а также решений органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового или таможенного органа о взыскании налога, сбора (пошлины), таможенного платежа, пени за счет денежных средств плательщика, налогового агента, иного обязанного лица, дебитора плательщика (иного обязанного лица) – организации на счете в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации при просрочке исполнения более одного рабочего дня или сумме платежа более десяти базовых величин либо неисполнение указанных документов –

    влекут наложение штрафа на юридическое лицо в размере двадцати процентов от непоступившей суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа, пени, но не менее десяти базовых величин.

    3. Нарушение банком и (или) небанковской кредитно-финансовой организацией, другой уполномоченной организацией сроков исполнения поручений плательщика, налогового агента, иного обязанного лица на перечисление налога, сбора (пошлины), таможенного платежа, пени, а также решений органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового или таможенного органа о взыскании налога, сбора (пошлины), таможенного платежа, пени за счет денежных средств плательщика, налогового агента, иного обязанного лица, дебитора плательщика (иного обязанного лица) – организации на счете в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации, совершенное должностным лицом юридического лица, при просрочке исполнения более одного рабочего дня или сумме платежа более десяти базовых величин –

    влечет наложение штрафа в размере двадцати базовых величин с увеличением его на две базовые величины за каждый календарный день просрочки, но не более пятидесяти базовых величин.

    4. Нарушение банком и (или) небанковской кредитно-финансовой организацией, другой уполномоченной организацией порядка исполнения поручений плательщика, налогового агента, иного обязанного лица на перечисление налога, сбора (пошлины), таможенного платежа, пени, а также решений органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового или таможенного органа о взыскании налога, сбора (пошлины), таможенного платежа, пени за счет денежных средств плательщика, налогового агента, иного обязанного лица, дебитора плательщика (иного обязанного лица) – организации на счете в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации при сумме платежа более десяти базовых величин либо неисполнение указанных документов, совершенные должностным лицом юридического лица, –

    влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

    Статья 13.11. Неисполнение решения органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового или таможенного органа о приостановлении операций по счетам плательщика, налогового агента, иного обязанного лица

    1. Исполнение банком и (или) небанковской кредитно-финансовой организацией при наличии у них решения органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового или таможенного органа о приостановлении операций по счетам плательщика, налогового агента, иного обязанного лица их поручений на выдачу наличных денежных средств или на перечисление средств другому лицу (за исключением поручений о проведении расходных операций, обязанность осуществления которых предусмотрена законодательными актами) при сумме платежа не более четырех десятых базовой величины –

    влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере пяти базовых величин.

    2. Исполнение банком и (или) небанковской кредитно-финансовой организацией при наличии у них решения органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового или таможенного органа о приостановлении операций по счетам плательщика, налогового агента, иного обязанного лица их поручений на выдачу наличных денежных средств или на перечисление средств другому лицу (за исключением поручений о проведении расходных операций, обязанность осуществления которых предусмотрена законодательными актами), в том числе совершенное должностным лицом юридического лица, при сумме платежа более четырех десятых базовой величины –

    влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – в размере двадцати процентов от суммы, выданной и (или) перечисленной в соответствии с поручением плательщика, налогового агента, иного обязанного лица, но не более суммы неисполненного обязательства по уплате налога, сбора (пошлины), таможенного платежа, пени и не менее десяти базовых величин.

    Статья 13.12. Исключена

    Статья 13.13. Отсутствие при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг документа об уплате единого налога или справки

    Отсутствие при реализации товаров (за исключением лекарственных растений, ягод, грибов, орехов, другой дикорастущей продукции), выполнении работ, оказании услуг у индивидуального предпринимателя или физического лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность, в торговых, обслуживающих объектах, на торговых местах на рынке (в случаях, предусмотренных законодательством, – в транспортных средствах или иных местах осуществления деятельности) документа об уплате единого налога (заверенной индивидуальным предпринимателем его копии) или справки, выданной местным исполнительным и распорядительным органом, подтверждающей, что реализуемая этими лицами продукция произведена на находящемся на территории Республики Беларусь земельном участке, предоставленном для строительства и обслуживания жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, огородничества, в виде служебного земельного надела (в отношении продукции пчеловодства – выданного на территории Республики Беларусь ветеринарно-санитарного паспорта пасеки или свидетельства, оформленного на основании этого паспорта), –

    влечет наложение штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.

    Статья 13.14. Необеспечение зачисления выручки от реализации товаров (работ, услуг), иного имущества на счета в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях и неосуществление платежей с них

    Необеспечение должностным лицом юридического лица, имеющего задолженность по налогам и иным обязательным платежам в республиканский и местные бюджеты, включая государственные целевые бюджетные фонды, и (или) по обязательным платежам в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, а также задолженность по штрафам и пеням за нарушения законодательства о налогах и предпринимательстве, зачисления выручки от реализации товаров (работ, услуг), иного имущества, включая ценные бумаги и имущественные права, а также от внереализационных доходов на свои счета в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях в соответствии с правовым режимом таких счетов и неосуществление платежей с этих счетов в порядке, предусмотренном законодательством, –

    влекут наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин.

    Уголовная

    Статья 243. Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов

    1. Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы либо путем уклонения от представления налоговой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений, повлекшее причинение ущерба в крупном размере, –

    наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

    2. То же деяние, повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере, –

    наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

     

    Примечание. Крупным размером ущерба признается уклонение от уплаты сумм налогов, сборов на сумму, в тысячу и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, особо крупным размером – в две тысячи пятьсот и более раз превышающую размер такой базовой величины.


    написать администратору сайта