Главная страница

Развитие орфографической зоркости младших школьников статья 29. Развитие орфографической зоркости младших школьников


Скачать 17.35 Kb.
НазваниеРазвитие орфографической зоркости младших школьников
Дата22.03.2021
Размер17.35 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРазвитие орфографической зоркости младших школьников статья 29.1.docx
ТипДокументы
#187010

Подборка по базе: Управление социальным развитием персонала организации_Савина А.А, Экпериментальная работа по интеллектуальному развитию младших шк, Сообщение Развитие фитнеса в России.docx, Курсовая Развитие юриспруденции в Российском государстве.docx, Теоретическое развитие социальной работы в России.docx, клинические дисциплины и их развитие в ссср.ppt, Социально-политическое развитие городов. Магдебургское право. Пл, Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у дете, Физическое и нервно-психическое развитие детей в разные возрастн, 1. Лекция История развитие бадминтона.docx

Развитие орфографической зоркости младших школьников
В современном мире в век ускоренного развития информационных технологий требования к образованию человека стали гораздо выше. В связи с этим, проблема грамотности человека вышла на передний план. Существующие проблемы недостаточной грамотности — это не только заслуга сложной русской орфографии, но и проблема устаревших методик обучения в школе [4, c.20]. Поэтому, в целях решения данной проблемы необходимо менять и совершенствовать методики повышения уровня орфографической зоркости у младших школьников.

Ключевой проблемой низкого уровня орфографической грамотности младшего школьника заключается в неспособности увидеть орфограммы и применить к ним правила написания слова, другими словами отсутствует сформированность орфографической зоркости [1, c.35]. Современный ФГОС ставит перед учителями задачу в формировании у младших школьников навыков безошибочного письма, в развитии способности применять правила орфографии и знаков препинания, а также уметь проверять написанное [3, c.89]. Опираясь на собственный опыт работы педагога в _____________________________________

мною был сделан вывод, что успешное обучение орфографии у младших школьников возможно с помощью умения младшего школьника ставить перед собой орфографические задачи и находить пути их решения, такие умения и называют орфографической зоркостью.

Начиная с первого класса в первую очередь младшие школьники должны научиться наблюдать за словом. Поэтому одним из первых заданий для младших школьников является звуковой анализ слова – «сосна». Необходимо определить следующее:

- количество слогов;

- какой первый слог слова;

- какой второй слог слова:

- произнести и написать первый слог слова.

В процессе работы дети замечают, что слог пишется иначе, чем произносится. Первый слог слова – «сосна» и содержит в себе опасное место. Как только ребята определяют опасное место, совместно с классом делаем вывод о том, что опознавательными признаками орфограммы безударные гласные в корне слова является безударность, т.е. отсутствие ударения; а также, что гласные А, О, И, Е - наиболее опасные. После этого и начинается полноценная работа по формированию орфографической зоркости у младших школьников. Так сперва с детьми проводим игровые упражнения, направленные на развитие фонематического слуха:

Упражнение - «Внимательные покупатели».

Особенность данного упражнения в том, что детям необходимо найти на столе у преподавателя только те игрушки, которые начинаются на звук [к] или [м]. Сложность задания состоит в том, чтобы правильно определить название игрушки и звук, на который она начинается.

После проведения упражнений на развитие фонематического слуха с детьми проводятся упражнения, направленные на развитие навыков самопроверки и орфографической зоркости. К таким упражнениям относятся [2, c.35-36]:

1. Орфографический диктант. Учитель диктует ученикам слова, задача учеников записывать только орфограммы, которые встречаются в них, например: часы – ча, машина – ши и т.д. После диктанта учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют орфограммы, исправляя ошибки.

2. «Куда спрятались слова?». В данном упражнении детям предлагаются слова с недописанными элементами, которые необходимо прочитать и правильно их написать.

3. «Найди опасное место». Ученикам произносятся слова и как только дети слышат звук, которому нельзя доверять необходимо хлопать в ладоши или показывать красную карточку. Если есть в слове безударный гласный звук, то данное слово имеет опасное место.

4. Игра «Кто назовет больше?». На доске записываются орфограммы, ученикам необходимо назвать как можно больше слов по определенной орфограмме.

5. Спиши словосочетания. Ученикам необходимо было найти слова, которые пишутся по-разному, а произносятся одинаково. Например:

Корзина роз – стремительно рос;

Рыжая лиса – хвойные леса;

Вязальная спица – сладко спится.

Учащиеся должны ответить на вопрос «Почему совпадает произношение, но не совпадает правописание?» и что необходимо сделать чтобы избежать ошибки.

Особенность данных упражнений состоит в том, что они преподносятся в образовательном процессе в форме игры, так как младшие школьники наиболее эффективно усваивают материал в процессе игры. Формирование навыков орфографической зоркости зависит от постоянной работы учителя и учеников, поэтому эффективно использовать упражнения в игровой форме.

Таким образом, в формировании орфографической зоркости младших школьников в первую очередь необходимо научить детей слышать звуки и определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные.

Современная проблема орфографической зоркости учащихся связана с особенностями сохранения материала в памяти и его воспроизведением, сложным составом орфографического навыка и длительностью его формирования [5, c.110]. Именно поэтому без знания и учета индивидуальных особенностей младших школьников, организации продуктивной деятельности на уроке нельзя добиться решения основных задач, сформулированных в ФГОС НОО.


Список использованной литературы


  1. Алексеева Н. В. Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе /Н.В. Алексеева//Современная наука. – 2013. – №2. – 35 c.

  2. Бельдина Е. В. Развитие орфографической зоркости /Е.В. Бельдина// Начальная школа. –2013. –№8. – С.35-36

  3. Казанцева А. Н. Формирование орфографической зоркости у учащихся начальных классов /А.Н. Казанцева// Вопросы педагогики. – 2018. – №6. – 89 c.

  4. Калайджян Т. В. Проблема формирования орфографической зоркости у учащихся начальной школы в теории и на практике /Т.В. Калайджян// Гуманитарная парадигма. – 2018. – №1. – 20 c.

  5. Прохорова Е. Н. Развитие орфографической зоркости в начальной школе / Е.Н. Прохорова// Образование и воспитание. – 2017. – № 5 – 110 c.



написать администратору сайта