Главная страница
Навигация по странице:

  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по ФГОС «ЭТИКА: АЗБУКА ДОБРА» направленность - общекультурная

  • Основная

  • Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»

  • В ходе реализации программы «Этика – азбука добра» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

  • Первый уровень результатов

  • Второй уровень результатов

  • Третий уровень результатов

  • В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся

  • Выпускник получит возможность для формирования

  • Регулятивные универсальные учебные действия

  • Познавательные универсальные учебные действия

  • Коммуникативные универсальные учебные действия

  • Формы и виды деятельности

  • Критерии Показатели Измерители

  • Учебно-тематический план 1 класс (33 ч.)

  • Раздел №1 Культура общения

  • Раздел № 3 Общечеловеческие нор­мы нравственности

  • Внеурочная деятельность 1 класс Азбука добра. Рабочая программа по внеурочной деятельности по фгос этика азбука добра


    Скачать 148 Kb.
    НазваниеРабочая программа по внеурочной деятельности по фгос этика азбука добра
    Дата17.07.2022
    Размер148 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВнеурочная деятельность 1 класс Азбука добра.doc
    ТипРабочая программа
    #632134

    С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: 5_рабочая программа_математика 5.docx.
    Показать все связанные файлы
    Подборка по базе: 5 класс Рабочая программа ID563428.pdf, 2 класс. Рабочая программа по Музыке ФГОС 3.docx, Рабочая программа учителя-логопеда _Коррекция нарушений устной и, ИПЗ. программа лояльности.pdf, Примерная программа воспитания для ООДО - 2022.pdf, положение о формах периодичности порядке текущего контроля и про, РП внеурочной деятельности От простого к сложному.pdf, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ЛМ.docx, Рабочая программа 9.docx, кооперативная программа.docx

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Новобрянская средняя общеобразовательная школа»

    671325, РБ, Заиграевский р-он, с. Новая Брянь, ул. Пирогова,20, 83013653597, novbrsosh@yandex.ru


    Программа рассмотрена

    и одобрена на заседании МО учителей начальных классов МБОУ «Новобрянская сош»

    ___________/И.Г.Кожевникова

    Протокол № _____

    от «___» _________ 2022г.


    СОГЛАСОВАНО

    Заместитель директора по УВР

    МБОУ «Новобрянская сош»

    ________ / С.Н.Грищёва

    «_____»_________2022 г.


    УТВЕРЖДАЮ

    Директор МБОУ «Новобрянская сош»

    ________ / Н.С.Чернышова

    Приказ № ______

    от «___» _________ 2022г.



    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по внеурочной деятельности по ФГОС

    «ЭТИКА: АЗБУКА ДОБРА»

    направленность - общекультурная

    для обучающихся 1 классов

    2022 - 2023 учебный год

    Содержание

    1.Пояснительная записка

    2.Планируемые результаты изучения программы

    3.Содержание программы

    4. Тематическое планирование

    1.Пояснительная записка

    Рабочая программа кружка для 1 -4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

    1. Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, формирование основ нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
    Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

    Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

    Программа «Азбука добра» реализуется учителем начальной шко­лы в сотрудничестве с родителями, а также, по возможности, с привлечением педагогов дополнительного образования.

    Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, за­ставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.



    1. Планируемые результаты освоения обучающимися

    программы внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»

    Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

    В ходе реализации программы «Этика – азбука добра» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

    Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

    Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

    Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

    Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общ - ной среде.

    С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

    • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

    • на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

    • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.


    Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому проходит последовательно, постепенно при организации воспитания и социализации младших школьников.

    В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

    Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

    Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
    В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся

    должны знать:

    1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.

    2. Каким должен быть воспитанный человек.

    3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.

    4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убежде­ний.

    5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, добро­те, благодарности.

    6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращать­ся к разным людям.
    Уметь:

    1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

    2. На практике применять методы самовоспитания и са­моконтроля.

    3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.

    4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

    5. Проявлять тактичность и доброжелательность в обще­нии.

    6. Быть сострадательными к чужому горю.

    7. Не обижать животных и птиц.

    8. Различать добро и зло, давать правильную оценку по­ступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

    9. Проявлять положительные моральные качества в дос­тойном поведении, поступках.

    Выпускник получит возможность для формирования:

    - морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

    - эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

    • Регулятивные универсальные учебные действия:

    Выпускник научится:

    - принимать и сохранять учебную задачу;

    - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

    - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

    - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

    - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

    • Познавательные универсальные учебные действия:

    Выпускник научится:

    - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

    - строить сообщения в устной и письменной форме;

    - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

    • Коммуникативные универсальные учебные действия:

    Выпускник научится:

    - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

    - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

    - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    - формулировать собственное мнение и позицию;

    - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
    Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».


    1. Содержание программы:

    Программа составлена на основе следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:

    Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

    Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

    Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

    Принцип диалогического общения.В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

    Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

    Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

    Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
    Формы и виды деятельности

    Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

    Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

    • игровая;

    • познавательная;

    • краеведческая;

    • сюжетно - ролевые игры;

    • просмотр мультфильмов;

    • посещение выставочных залов и музеев;

    • конкурсы;

    • посещение библиотек;

    • праздники.

    • общественно – полезные дела




    Критерии

    Показатели

    Измерители

    Сформированность моральных норм и правил поведения

    Знает основные моральные нормы и правила поведения

    Диагностика нравственной воспитанности:

    -диагностика нравственной самооценки;

    - диагностика этики поведения;

    - диагностика отношения к жизненным ценностям;

    -диагностика нравственной мотивации.

    Наблюдения педагогов и родителей.

    Соблюдает моральные нормы и правила поведения

    Методика изучения уровня воспитанности.

    Наблюдения педагогов и родителей

    Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей

    Анкета «Оцени поступок»

    (дифференциация конвенцио-нальных и моральных норм,

    по Э.Туриэлю в модифика-ции Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004).

    наблюдения педагогов и родителей.



    Содержание программы



    1 класс (33 часа)

    Раздел 1: Культура общения (9ч)

    Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.

    Раздел 2: Самовоспитание (7ч)

    Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.

    Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)

    Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

    Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (7ч)

    Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.





    1. Учебно-тематический план

    1 класс (33 ч.) Задачи:

    1. Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома.

    2. Научить различать добро и зло, да­вать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним.

    3. Раскрыть сущность правильного веж­ливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадание к чужому горю.



    п/п

    Наименование разделов и тем.

    Кол-во

    часов

    Теоретичес-ких

    Прак-тичес-ких

    По плану

    По факту




    Раздел №1 Культура общения

    9













    1.

    Этикет разговора.

    1

    +










    2.

    Обращение к разным лю­дям.

    1

    +










    3.

    Обращение к разным лю­дям.

    1

    +










    4.

    Вежливый отказ, несогла­сие.

    1

    +










    5.

    Этикетные ситуации.

    1




    +







    6.

    Этикетные ситуации.

    1




    +







    7.

    Афоризмы.

    1




    +







    8.

    Разговор по телефону.

    1




    +







    9.

    Играем роль воспитанного человека.

    1




    +










    Раздел № 2 Самовоспитание

    7













    10.

    Что значит быть вежли­вым?

    1




    +







    11.

    Мои достоинства и недос­татки.

    1




    +







    12.

    Мои достоинства и недос­татки.

    1




    +







    13.

    Большое значение малень­ких радостей.

    1

    +










    14.

    О хороших и дурных при­вычках.

    1




    +







    15.

    О хороших и дурных при­вычках.

    1




    +







    16.

    Афоризмы о самовоспита­нии.

    1




    +










    Раздел № 3 Общечеловеческие нор­мы нравственности

    10













    17.

    Заповеди: как мы их ис­полняем.

    1

    +










    18.

    О сострадании и жестоко­сердии.

    1

    +










    19.

    О сострадании и жестоко­сердии.

    1

    +










    20.

    Лгать нельзя, но если...?

    1

    +










    21.

    Лгать нельзя, но если...?

    1

    +










    22.

    Всегда ли богатство сча­стье?

    1




    +







    23.

    Всегда ли богатство сча­стье?

    1




    +







    24.

    Спешите делать добро.

    1




    +







    25.

    Спешите делать добро.

    1




    +







    26.

    Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

    1




    +










    Раздел № 4 Как сердцу высказать себя.

    Другому как по­нять тебя?

    8













    27.

    «Как сердцу высказать себя?»

    1




    +







    28.

    В трудной ситуации, по­пытаемся разобраться.

    1




    +







    29.

    «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».

    1




    +







    30.

    «Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».

    1

    +










    31.

    Диалоги о хороших мане­рах, добре и зле.

    1




    +







    32.

    Афоризмы.

    1




    +







    33.

    Чему мы научились на уроках этики.

    1

    +











    Список литературы

    1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.

    2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

    3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравст­венности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.

    4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

    5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.

    6. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.

    7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

    8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

    9. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.

    10. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.



    написать администратору сайта