Главная страница

Рабочая программа. +Рабочая программа 10-11 класс. Рабочая программа по информатике 10,11 А,Б, класса Для 1011 классов базовый уровень 20212022 учебный год


Скачать 346 Kb.
НазваниеРабочая программа по информатике 10,11 А,Б, класса Для 1011 классов базовый уровень 20212022 учебный год
АнкорРабочая программа
Дата30.09.2021
Размер346 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла+Рабочая программа 10-11 класс.doc
ТипРабочая программа
#239111
страница1 из 3

С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: operations.pdf.
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: Рабочая программа по занимательной математике.doc, Рабочая программа по математике 5 класс ФГОС, Мерзляк.docx, 7-ші сабақ Программалық жасақтаманы таңдау.pptx, Питон (Python) тілінде программалау 1 дәріс – Python тіліне кірі, Рабочая программа.pptx, ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ (Школьная программа).doc, Python программалау тіліне кіріспе.docx, 1. Рабочая программа дисциплины_2020.docx, тест по информатике.ppt, ГДЗ по информатике.docx
  1   2   3

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №61 г.Владивостока»

РАССМОТРЕНА «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНА»

на методическом заместитель директора по директор МБОУ «СОШ

объедение УВР №61»

учителей математики ____________Радионенко Ю.А. ____________Осауленко И.В.

________№________ приказ от _____№_________

__________________

Резниченко О.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике

10,11 «А,Б», класса

Для 10-11 классов базовый уровень 2021-2022 учебный год

Составитель учитель________Шаркова К. Л. Учитель информатики, математики

г. Владивосток

Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы по информатике и информационным технологиям среднего (полного) общего образования (базовый уровень)» и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 10-11классов в течение 70 учебных часов (из расчета 1 час в неделю),

Данный учебный курс осваивается учащимися после изучения базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (в 7-9 классах).

Основными нормативными документами, определяющими содержание данного учебного курса, являются: «Стандарт среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ. Базовый уровень» от 2004 года и Примерная программа по информатике и информационным технологиям для 10-11 классов (базовый уровень), утвержденные приказом Минобразования Рос­сии от 09.03.04, № 1312.
Общая характеристика учебного предмета
Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.

Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.

Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка, определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.

Автоматизация информационного процесса, то есть возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме, доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».

Эта общая логика развития курса информатики: от информационных процессов к информационных технологиям, проявляется и конкретизируется в процессе решения информационной задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.

Систематизирующей основой содержания предмета «Информатика и ИКТ», изучаемого на разных ступенях школьного образования, является единая содержательная структура образовательной области, которая включает в себя следующие разделы:

1. Теоретические основы информатики.

2. Средства информатизации (технические и программные).

3. Информационные технологии.

4. Социальная информатика.

Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационной технологии решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этом следует отметить, что в основной школе решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

При таком подходе важнейшая роль отводится методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представление данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.

Это позволяет:

  • обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);

  • систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;

  • заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;

  • сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:

  • линию информация и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации в информационных системах; информационные основы процессов управления);

  • линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей);

  • линию алгоритмизации и программирования (понятие и свойства алгоритма, основы теории алгоритмов, способы описания алгоритмов, языки программирования высокого уровня, решение задач обработки данных средствами программирования);

  • линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии);

  • линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернета, основы сайтостроения);

  • линию социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность).

Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса, являются: информационные процессы, информационные системы, информационные модели, информационные технологии.

Содержание учебника инвариантно к типу ПК и программного обеспечения. Поэтому теоретическая составляющая курса не зависит от используемых в школе моделей компьютеров, операционных систем и прикладного программного обеспечения.
Цели курса
Изучение информатики в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; изучение одного из языков программирования;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицу, схему, график, диаграмму, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • укрепление познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации, к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.


Задачи курса
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики в 10-11классе необходимо решить следующие задачи:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

  • сформировать интерес к изучению информации и информационных процессов в различных сферах – природе, науке и технике;

  • развить умения выделять и проектировать пути работы с информацией;

  • организовать работу в виртуальных лабораториях для получения опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.


Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен:

знать/понимать
10 класс
- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10–11 классах, из каких частей состоит предметная область информатики;

- три философские концепции информации; понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации;

- что такое язык представления информации, понятия «кодирование» и «декодирование» информации;

- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо;

- понятия «шифрование», «дешифрование».

- методы измерения количества информации: алфавитный и содержательный;

- определение бита с позиции алфавитного подхода и с позиции содержания сообщения;

- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов);

- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб;

- основные принципы представления данных в памяти компьютера;

- представление целых и вещественных чисел в памяти компьютера;

- представление текста, изображения и звука в компьютере;

- историю развития носителей информации;

- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики;

- модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи;

- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность;

- понятие «шум» и способы защиты от шума.

- основные типы задач обработки информации;

- понятие исполнителя обработки информации;

- понятие алгоритма обработки информации;

- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов;

- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной;

- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста;

- этапы истории развития ЭВМ;

- что такое фон-неймановская архитектура ЭВМ;

- архитектуру современного персонального компьютера;

- этапы решения задачи на компьютере;

- что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя;

- возможности компьютера как исполнителя алгоритмов;

- систему команд компьютера;

- классификацию структур алгоритмов;

- основные принципы структурного программирования;

- систему типов данных в Паскале, операторы ввода и вывода, правила записи арифметических выражений на Паскале, оператор присваивания, структуру программы на Паскале;

- логический тип данных, логические величины, логические операции;

- правила записи и вычисления логических выражений;

- условный оператор if …then…else (if …then);

- оператор выбора select… case;

- различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием;

- различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом;

- операторы цикла while…do и repeat…until;

- оператор цикла с параметром for…do;

- порядок выполнения вложенных циклов.

- понятие подпрограммы, правила описания и использования подпрограмм-функций, правила описания и использования подпрограмм-процедур;

- правила описания массивов на Паскале, правила организации ввода и вывода значений массива, правила программной обработки массивов;

- правила работы с символьными и строковыми данными.
11 класс
- понятие системы, системного эффекта, системного анализа;

- свойства системы;

- понятие графа, разновидности графов;

- этапы построения структурной модели;

- назначение, состав, разновидности, области применения информационных систем;

- назначение, классификацию баз данных;

- назначение систем управления базами данных;

- понятие запроса, средства формирования запросов;

- понятие условия выбора, основные понятия логики, основные логические операции;

- принципы организации глобальных сетей;

- назначение коммуникационных и информационных служб Интернета;

- назначение и структурные составляющие World Wide Web (WWW);

- принципы технологии «клиент-сервер»;

- средства поиска информации в WWW;

- инструменты для разработки web-сайтов;

- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

- понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины;

- формы представления зависимостей между величинами;

- понятие статистики, статистического прогнозирования;

- принцип метода наименьших квадратов;

- смысл понятий «корреляционная зависимость», «корреляционный анализ», «оптимальное планирование»;

- понятие ресурса, информационного ресурса;

- что представляет собой рынок информационных ресурсов и услуг;

- понятие информационного общества, основные черты информационного общества;

- основы правового регулирования в информационной сфере;

- проблемы информационной безопасности
уметь
10 класс
- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиции алфавитного подхода (в приближении равной вероятности символов);

- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении);

- выполнять пересчет количества информации в разные единицы;

- получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера;

- определять по внутреннему коду значение числа;

- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета;

- вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи;

- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам;

- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;

- по описанию системы команд учебного исполнителя составлять алгоритмы управления его работой;

- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста;

- описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке;

- выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц;

- составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале;

- программировать ветвящиеся алгоритмы с использованием условного оператора и оператора выбора;

- программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, с параметром, итерационные и вложенные циклы;

- выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы;

  • описывать функции и процедуры на Паскале, записывать в программах обращения к функциям и процедурам;

- составлять типовые программы обработки массивов: заполнение массива, поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировки массива и др.;

- решать типовые задачи на обработку символьных величин и строк символов.
11 класс


  • приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.), анализировать состав и структуру систем, различать связи материальные и информационные;

- разрабатывать структурные информационные модели в графической и табличной форме;

- преобразовывать информационные модели в компьютерные;

- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД, реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов, реализовывать запросы со сложными условиями выборки;

- работать с электронной почтой, извлекать данные из файловых архивов, осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.

- создавать несложный web-сайт с помощью редактора сайтов;

- с помощью электронных таблиц получать табличную и графическую форму зависимостей между величинами;

- используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов;

- осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели;

- вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в Microsoft Excel);

- решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (надстройка «Поиск решения» в Microsoft Excel);

- соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности;

- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективной организации индивидуального информационного пространства;

- автоматизации информационно-коммуникационной деятельности;

- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
10 класс

Введение. Структура информатики (1 час)

Правила поведения и ТБ в компьютерном классе. Цели и задачи изучения курса в 10 классе. Понятие об информатике. Структура информатики. Роль российских ученых в развитии информатики. Связь информатики с другими науками. Роль информатики в современной науке.
Информация (10 часов)
Философские концепции информации. Понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации. Представление информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации. Кодирование и декодирование информации. Технические системы кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо. Шифрование и дешифрование информации. Объемный (алфавитный) подход к измерению информации. Определение бита с позиции алфавитного подхода. Связь между размером алфавита и информационным весом символа. Связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб. Сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации. Определение бита с позиции содержания сообщения.

Основные принципы представления данных в памяти компьютера. Представление целых чисел. Диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком. Принципы представления вещественных чисел. Способы кодирования текста в компьютере. Способы представление изображения. Цветовые модели. Растровая и векторная графика. Дискретное (цифровое) представление звука.

Практическая деятельность

Решение задач на измерение информации, заключенной в тексте, с позиции алфавитного подхода (в приближении равной вероятности символов), на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении). Получение внутреннего представления целых чисел в памяти компьютера. Определение по внутреннему коду значения числа. Вычисление размера цветовой палитры по значению битовой глубины цвета. Вычисление объема цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи.

Информационные процессы (5 часов)
История развития носителей информации. Современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики. Модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи. Основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность. Понятие «шум» и способы защиты от шума.

Основные типы задач обработки информации. Понятие исполнителя обработки информации. Понятие алгоритма обработки информации. Алгоритмические машины и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной. Устройство и система команд алгоритмической машины Поста. Этапы истории развития ЭВМ. Фон-неймановская архитектура ЭВМ. Использование периферийных процессоров (контроллеров). Архитектура персонального компьютера. Основные принципы архитектуры суперкомпьютеров.

Практическая деятельность

Вычисление объема информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи. Составление алгоритмов управления учебным исполнителем по описанию системы его команд. Составление алгоритмов решения несложных задач для управления машиной Поста. Описание алгоритма на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке. Выполнение трассировки алгоритма с использованием трассировочных таблиц.
Программирование (19 часов)
Реализация линейных и разветвляющихся алгоритмов (9 часов)
Этапы решения задачи на компьютере. Исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя. Возможности компьютера как исполнителя алгоритмов. Система команд компьютера. Классификация структур алгоритмов. Основные принципы структурного программирования.

Система типов данных в Паскале. Операторы ввода и вывода. Правила записи арифметических выражений на Паскале. Оператор присваивания. Структура программы на Паскале. Логический тип данных. Логические величины. Логические операции. Правила записи и вычисления логических выражений. Условный оператор if …then…else (if …then). Оператор выбора select… case.

Практическая деятельность

Составление программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале. Программирование ветвящихся алгоритмов с использованием условного оператора и оператора множественного выбора.

Реализация циклических алгоритмов. Подпрограммы и массивы (7 часов)
Цикл с предусловием. Оператор цикла с предусловием while…do. Цикл с постусловием. Оператор цикла с постусловием repeat…until . Цикл с параметром (с заданным числом повторений). Оператор цикла с параметром for…do. Вложенные и итерационные циклы.

Понятие подпрограммы, правила описания и использования подпрограмм-функций. Правила описания и использования подпрограмм-процедур. Понятие массива в Паскале. Организация ввода и вывода значений массива. Правила программной обработки массивов. Ввод и вывод данных с использованием файлов.

Практическая деятельность

Программирование на Паскале циклических алгоритмов с предусловием, с постусловием, с параметром, итерационных и вложенных циклов. Выделение подзадачи и описание вспомогательного алгоритма. Описание функций и процедур на Паскале. Использование подпрограмм при составлении программ. Составление типовых программ обработки массивов.
Работа с символьной информацией (3 часа)
Символьный тип данных. Функции обработки символов. Строковый тип данных. Операции над строками. Стандартные функции обработки строк. Правила работы с символьными и строковыми данными.

Практическая деятельность

Решение типовых задач на обработку символьных величин и строк символов.
11 класс
Информационные системы и базы данных (10 часов)
Основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема. Основные свойства систем. Системный подход в науке и практике. Модели систем: модель черного ящика, состава, структурная модель. Использование графов для описания структур систем.

База данных (БД). Основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ. Определение и назначение СУБД. Основы организации многотабличной БД. Схема БД. Целостность данных. Этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД. Структур команды запроса и организация запроса на выборку данных из БД. Основные логические операции, используемые в запросах. Правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов.

Практическая деятельность

Создание многотабличной БД средствами СУБД Access. Реализация простых запросов на выборку данных в конструкторе запросов. Реализация запросов со сложными условиями выборки.
Интернет (10 часов)
Коммуникационные и информационные службы Интернета. Прикладные протоколы. Основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес. Поисковый каталог: организация, назначение. Поисковый указатель: организация, назначение.

Средства создания web-страниц: язык HTML, текстовые редакторы, инструментальные средства (визуальные HTML-редакторы). Проектирование и создание web-сайта. Публикация сайта в Интернете.
Практическая деятельность

Работа с электронной почтой, с файловыми архивами. Поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей. Создание несложного web-сайта с помощью редактора сайтов.
Информационное моделирование (11 часов)
Понятие модели. Понятие информационной модели. Этапы построения компьютерной информационной модели. Понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины. Математическая модель. Формы представления зависимостей между величинами.

Статистика. Табличное и графическое представление статистических данных. Понятие регрессионной модели. Метод наименьших квадратов. Прогнозирование по регрессионной модели.

Понятие корреляционной зависимости. Коэффициент корреляции. Возможности табличного процессора для выполнения корреляционного анализа.

Понятия оптимального планирования, ресурса. Описание ограниченности ресурсов в модели оптимального планирования. Стратегическая цель планирования. Условия достижения стратегической цели. Смысл задачи линейного программирования для нахождения оптимального плана. Возможности табличного процессора для решения задачи линейного программирования.

Практическая деятельность (в среде табличного процессора Microsoft Excel)

Получение табличной и графической формы зависимостей между величинами. Построение регрессионных моделей заданных типов. Осуществление прогнозирования (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели. Вычисление коэффициента корреляционной зависимости между величинами (функция КОРРЕЛ в Microsoft Excel). Решение задачи оптимального планирования (линейное программирование) с небольшим количеством плановых показателей (надстройка «Поиск решения» в Microsoft Excel).

Социальная информатика (4 часа)
Информационные ресурсы общества. Рынок информационных ресурсов. Информационные услуги. Основные черты информационного общества. Причины информационного кризиса и пути его преодоления. Изменения в быту, в сфере образования, происходящие в процессе формирования информационного общества.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ


  1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. «Информатика». Базовый уровень. Учебник для 10 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2014 год.

  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. «Информатика». Базовый уровень. Учебник для 11 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2014 год.

  3. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К. Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний. 2014 год.

  4. Информатика. УМК для старшей школы: 10 – 11 классы (ФГОС). Методическое пособие для учителя. Базовый уровень.

  5. Электронное методическое приложение: открытая сетевая авторская мастерская в форме сайта (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/).

  6. Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru).

Календарно-тематическое планирование.

Информатика и ИКТ. 10 класс




уро-ка

Тема урока

Но-мер урока по теме

Тип уроэжка

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Вид конт-роля. Измери-тели

Элементы дополни-тельного содержа-ния

Д/З

Дата проведения

план

факт

1

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Введение. Структура информатики (1 час)

1

Введение. Структура информатики

1

Урок изучения нового материала

Содержание и структура информатики

Знать, в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10–11 классах; из каких частей состоит предметная область информатики

Фрон-тальный опрос




Введение








Информация (10 часов)

2

Понятие информации

1

Урок изучения нового материала

Основные подходы к определению понятия «информация». Философские концепции информации

Знать: подходы к определению информации, философские концепции информации.

Уметь приводить примеры использования понятия «информация» в различных науках

Фрон-тальный опрос




§ 1, № 2, 6, 7







3

Представление информации

2

Комбини-рованный урок

Естественные, формальные языки. Кодирование. Декодирование.

Технические способы кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо

Знать: назначение естественных и формальных языков; понятия «кодирова-ние», «декодирование», «шифрование», «дешифро-вание» информации; технические способы коди-рования информации, их достоинства и недостатки. Yметь: приводить примеры технических систем кодирования информации

Индиви-дуаль-ный опрос




§ 2, № 6, 7







4

Объемный (алфавитный) подход к измерению информации

3

Комбини-рованный урок

Объём информации. Мощность алфавита. Бит. Информационный вес символа. Информационный объём текста

Знать: сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации; определение бита с позиции алфавитного подхода; связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов); связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб.

Уметь: решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиции алфавитного подхода (в приближении равной вероятности символов); выполнять пересчет количества информации в разные единицы

Индиви-дуаль-ный опрос




§ 3, № 9, 10







5

Содержательный (вероятностный) подход к измерению информации

4

Комбини-рованный урок

Неопределённость знания. Формула Хартли. Количество информации в сообщении

Знать: сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации; определение бита с позиции содержания сообщения.

Уметь: решать несложные задачи на измерение количества информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)

Самос-тоятель-ная работа




§ 4, № 6, 7







6

Практическая работа «Решение задач на измерение информации»

5

Урок закрепле-ния знаний

Объемный и содержательный подходы к измерению количества информации

Уметь: решать задачи на измерение информации, используя объемный и содержательный подходы

Практи-ческая работа




Задание в тетради







7

Представление целых чисел в компьютере

6

Урок изучения нового материала

Компьютерное представление целых чисел (в формате со знаком, без знака). Диапазон целых чисел

Знать: основные принципы представления данных в памяти компьютера; представление целых чисел; диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком.

Уметь: получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера; определять по внутреннему коду значение числа

Индиви-дуаль-ный опрос




§ 5,

с. 34-38,

№ 3, 4







8

Представление вещественных чисел в компьютере

7

Комбини-рованный урок

Компьютерное представление вещественных чисел.

Формат записи вещественных чисел (с фиксированной запятой, с плавающей запятой). Диапазон вещественных чисел

Знать: принципы представления вещественных чисел.

Уметь: записывать вещественные числа в формате с плавающей запятой

Пись-менный опрос




§ 5, с. 38-42







9

Представление текста и изображения в компьютере

8

Комбини-рованный урок

Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы. Дискретное представление графической информации. Дискретное представление цвета. Цветовые модели (RGB, CMYK)

Знать: способы кодирования текста в компьютере; способы представление изображения; цветовые модели; в чем различие растровой и векторной графики.

Уметь: использовать таблицы кодировки при обработке текстовой информации; записывать 8-разрядные коды цветовой палитры компьютера; вычислять размер цветовой палитры по значению битовой глубины цвета

Индиви-дуаль-ный, фрон-тальный опрос




§ 6, с. 43-48







10

Представление звука в компьютере

9

Комбини-рованный урок

Звуковая карта. Частота и разрядность дискретизации. MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы звуковых файлов

Знать: способы представления звуковой информации в компьютере; что такое частота и разрядность дискретизации; форматы звуковых файлов; особенности методов сжатия информации.

Уметь: рассчитывать объёмы звуковых файлов

Фрон-тальный опрос




§ 6, с. 48-51, повторить §§ 1-6







11

Контрольная работа по теме «Информация»

10

Урок контроля и оценива-ния знаний

Основные понятия темы «Информация»

Владеть знаниями и умениями по теме «Информация»

Кон-трольная работа




Не задано







Информационные процессы (5 часов)

12

Хранение и передача информации

1

Урок изучения нового материала

Хранение информации; выбор способа хранения информации. Виды носителей информации. Передача информации в технических системах связи. Пропускная способность канала. Шум, защита от шума

Знать: историю развития носителей информации;

современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики; модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи; основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность; понятие «шум» и способы защиты от шума.

Уметь: сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам;

рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи

Индиви-дуаль-ный опрос




§ 7, № 6, 7; § 8, № 8







13

Обработка информации и алгоритмы

2

Комбини-рованный урок

Виды обработки информации (получение новой информации, изменение формы представления информации, структурирование данных, поиск данных). Исполнитель обработки (человек, машина). Алгоритм обработки. Алгоритмические машины и свойства алгоритмов

Знать: основные виды задач обработки информации;

понятие исполнителя обработки информации;

понятие алгоритма обработки информации.

Уметь: по описанию системы команд учебного исполнителя составлять алгоритмы управления его работой

Индиви-дуаль-ный, фрон-тальный опрос




§ 9, № 1, 2







14

Автоматическая обработка информации

3

Комбини-рованный урок

Модель машины Поста. Свойства алгоритмической машины

Знать: что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов; определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной; устройство и систему команд алгоритмической машины Поста

Фрон-тальный опрос




§ 10







15

Составление алгоритмов решения задач для машины Поста

4

Урок закрепле-ния знаний

Система команд машины Поста

Уметь: составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста

Самос-тоятель-ная работа




§ 10, № 4







16

Информацион-ные процессы в компьютере


5

Комбини-рованный урок

Архитектура ЭВМ. Архитектура фон Неймана. Периферийные процессоры. Архитектура персонального компьютера. Ненеймановские вычислительные системы: архитектура, варианты реализации

Знать: этапы истории развития ЭВМ; что такое фон-неймановская архитектура ЭВМ; для чего используются периферийные процессоры (контроллеры); архитектуру персонального компьютера; основные принципы архитектуры суперкомпьютеров


Индиви-дуаль-ный, фрон-тальный опрос




§ 11, № 2-8







Программирование. Реализация линейных и разветвляющихся алгоритмов (9 часов)

17

Алгоритмы и величины. Структуры алгоритмов

1

Комбини-рованный урок

Этапы решения задачи на компьютере. Понятие алгоритма. Данные и величины. Классификация данных

Знать: этапы решения задачи на компьютере; что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя; какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов; систему команд компьютера;

классификацию структур алгоритмов; основные принципы структурного программирования

Уметь: описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке; выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц

Фрон-тальный опрос




§ 12, § 13

№ 3, 5






  1   2   3


написать администратору сайта