Главная страница
Навигация по странице:

  • КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Русский язык и культура речи»на тему: «Публицистический стиль»Выполнил(а)

  • Проверил(а) : Доцент кафедры СГНГорячева О.ННабережные Челны 2020г.Содержание

  • Теоретическая часть Характеристика публицистического стиля Публицистический стиль

  • Сфера употребления и основные функции стиля

  • Список использованных источников

  • Рашн теле. Русский язык, реферат Фатихов Д.Ф. гр.2162109. Публицистический стиль


    Скачать 48.02 Kb.
    НазваниеПублицистический стиль
    АнкорРашн теле
    Дата03.04.2021
    Размер48.02 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРусский язык, реферат Фатихов Д.Ф. гр.2162109.docx
    ТипКонтрольная работа
    #190958

    Подборка по базе: Ксенофонтов Данил лд 20-05 реферат — копия.docx, ОКСИОН реферат мой.doc, Фролова реферат.docx, Русский реферат Способы образование терминов.docx, ИП Реферат 909-0410-60.docx, кибер реферат.docx, Культурология реферат .docx, 10 русский язык.pptx, геодезия реферат.docx, Семина гр 821 Реферат 3.docx

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

    НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИУТ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    Кафедра «Социально–гуманитарных наук»

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по дисциплине «Русский язык и культура речи»

    на тему: «Публицистический стиль»

    Выполнил(а):

    Фатихов Д.Ф.

    Студент группы №:2162109

    Зачетная книжка №:2162109-23

    Проверил(а):

    Доцент кафедры СГН

    Горячева О.Н

    Набережные Челны

    2020г.

    Содержание
    Введение.......................................................................................................................3

    Теоретическая часть....................................................................................................4

    1. Характеристика публицистического стиля...........................................................4

    2. Сфера употребления и основные функции стиля.................................................6

    3. Языковые черты стиля.............................................................................................9

    4. Жанровые разновидности.....................................................................................14

    Практическая часть....................................................................................................22

    Заключение.................................................................................................................26

    Список использованных источников.......................................................................27

    Введение
    Целью данной работы является изучение публицистического стиля речи и его особенностей.

    Задачи: рассмотреть характеристику публицистического стиля; определить его сферу употребления и основные функции; изучить языковые черты стиля, относящиеся к публицистическому стилю и, наконец, раскрыть жанровые разновидности.

    Публицистика тесно вплетена в жизнь любого современного общества, которое трудно представить без средств массовой информации (СМИ), рекламы, политических воззваний и выступлений. Кроме того, именно публицистические тексты являются индикатором языковой культуры всего общества в целом.

    Рассмотрим ниже особенности публицистического стиля речи.

    Теоретическая часть


    1. Характеристика публицистического стиля


    Публицистический стиль (от лат. publicus – общественный) обслуживает сферу общественных отношений: политико-идеологических, общественно-экономических, культурных и других. Данный стиль является наиболее популярным их всех книжных стилей, поскольку его распространению способствуют средства массовой информации: его образцы представлены на страницах газет, журналов, в оперативно издаваемых книгах и брошюрах, в материалах радио-, кино- и тележурналистов, а также в Интернете.

    Публицистический стиль служит для воздействия на людей через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, побудительностью. В нём широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений, рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы, восклицания, повторы и др. На языковых особенностях данного стиля сказывается широта тематики: возникает необходимость включения специальной лексики, требующей пояснений. С другой стороны, ряд тем находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску.

    Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской. Этот стиль употребляется в сфере политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.

    Название публицистического стиля тесно связано с понятием публицистики, которое является уже не лингвистическим, а литературным, поскольку характеризует содержательные особенности относимых к ней произведений.

    Публицистика – род литературы и журналистики; рассматривает актуальные политические, экономические, литературные, правовые, философские и другие проблемы современной жизни с целью повлиять на общественное мнение и существующие политические институты, укрепить или изменить их в соответствии с определенным классовым интересом или социальным и нравственным идеалом.

    В другом энциклопедическом издании находим следующее определение.

    Публицистика – род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Играет важную политическую и идеологическую роль, влияет на деятельность социальных институтов, служит средством общественного воспитания, агитации и пропаганды, способом организации и передачи социальной информации. Публицистика существует в следующих формах:

    • в словесной (письменной и устной)

    • графически изобразительной (плакат, карикатура)

    • фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение)

    • театрально-драматургической

    • словесно-музыкальной

    Публицистика нередко используется в художественных и научных произведениях. Понятия публицистики и публицистического стиля, как видно из этих определений, совпадают не полностью. Публицистика - это род литературы, публицистический стиль - функциональная разновидность языка. Произведения иных стилей могут отличаться публицистической направленностью, например научные статьи, посвященные актуальным экономическим проблемам. С другой стороны, текст, публицистический по стилю, может оказаться не принадлежащим к данному роду литературы вследствие сугубо информационного характера или неактуальности обсуждаемых проблем.

    1. Сфера употребления и основные функции стиля


    Основными функциями публицистического стиля (публицистики) являются информирование (сообщение) и воздействие, причём первичной функцией является информирование. Публицистика позволяет массовой аудитории получать оперативную информацию о событиях в стране и мире, о новостях политики, науки, спорта и т. д. Таким образом, информация, содержащаяся в публицистических текстах, специфична. Её отличают:

    • как правило, злободневность и актуальность проблематики;

    • разнообразие содержания, поскольку публицистика отражает разные аспекты нашей жизни: политический, экономический, нравственный и т. д.;

    • предназначенность массовой, весьма неоднородной и чаще всего рассредоточенной аудитории: ведь мы читаем газету, слушаем радио чаще всего в одиночку (исключение составляют кинозрители и отчасти телезрители, а также слушатели публичного выступления оратора, хотя интересы этой аудитории также могут быть весьма разнообразны;

    • стилистическая неоднородность речевого и визуального оформления.

    Не менее важна для публицистики функция воздействия (волюнтативная). Ведь в коммуникативное намерение автора входит не только сообщение на ту или иную тему, но надежда на отклик читателя (слушателя), на общественный резонанс. Наряду с информацией фактологического плана, публицистическое произведение содержит и её авторскую интерпретацию, оценку, комментарий. Оно воздействует на наши чувства и разум, и это влияние осуществляется за счет не только эмоциональности, экспрессивности, но и продуманной логики изложения материала. Поэтому для аналитических жанров публицистики система аргументов, логических суждений является обязательной. Следует отметить также, что воздействовать в публицистике можно как открыто, «прямолинейно», так и завуалировано. В последнем случае точка зрения автора (СМИ) может быть выражена, например, через порядок расположения (последовательность) журналистских материалов, через изобразительный ряд, интонацию радио- или телеведущего и т. д.

    Функция воздействия публицистики традиционно тесно связана с такими понятиями, как агитация и пропаганда.

    Агитация – это распространение оперативной информации по поводу текущих событий, активно формирующих жизненную позицию массового адресата по конкретным ситуациям. Агитационные материалы передают идейно-эмоциональное отношение автора и СМИ к фактам, событиям, процессам и др. Типичным образцом агитации являются предвыборные листовки и видеоролики кандидатов.

    Пропаганда – это деятельность по распространению фундаментальных идей, знаний, формирующих массовое сознание, а также миросозерцание конкретного человека, дающая массовому адресату ценностные ориентиры для понимания процессов, происходящих в обществе. В первую очередь популяризируются взгляды, которых придерживается владелец и/или редакция СМИ (а также стоящие за ней общественно-политические силы), по кардинальным вопросам жизни. Так, например, «глянцевыми» изданиями последовательно пропагандируется буржуазный образ жизни.

    Названные выше функции в равной степени характерны и для публицистического стиля, и для журналистики, однако эти термины не следует отождествлять. Первый термин значительно шире, поскольку к публицистике, помимо жанров, представленных в средствах массовой информации, относятся также литературно-критические произведения, а также общественные (публичные) выступления на собраниях, митингах, пленумах и др. Публицистические произведения издаются в виде книг; да и многие школьные сочинения и эссе также носят публицистический характер. Таким образом, создать публицистический текст, выражая в нём собственное мнение по поводу тех или иных событий и явлений, способен любой человек, владеющий публицистическим стилем. Однако в нашем обыденном сознании термин публицистика прежде всего ассоциируется всё же с журналистикой (журналистами) и политикой (политиками).

    Публицистика существует как в письменной, так и в устной форме. Поскольку смотрят и слушают сегодня гораздо больше, чем читают и пишут, особое значение в современных условиях приобретает радио- и телепублицистика. Кроме того, существуют публицистические жанры, совмещающие словесный и визуальный компоненты: плакат, карикатура, теле- и радиопередачи, театрально-драматические постановка и др.



    1. Языковые черты стиля


    Для публицистического стиля характерно использование следующих языковых средств:

    • лексический

    • морфологический

    • словообразовательный

    • синтаксический

    Лексика публицистического стиля отличается тематическим многообразием и стилистическим богатством. Широко представлена общеупотребительная, нейтральная книжная и разговорная лексика и фразеология. Выбор словесного материала определяется темой. Скажем, при обсуждении общественно-политических проблем находят применение слова конвенция, приватизация, маркетинг, менеджмент, биржа, бизнес, демократия, популизм, политиканство и пр. При решении вопросов повседневной жизни используются другие слова: пенсия, зарплата, инфляция, потребительская корзина, безработица, уровень жизни, рождаемость и т.п.

    На общем нейтральном фоне обращают на себя внимание оценочные лексико-фразеологические средства. Здесь можно встретить не только разговорно-просторечные (прихватизация, тусовка, крутой, махануть, дойная корова, загребущие руки, Дядя Сэм), но и книжные слова и выражения (держава, Отчизна, восторжествовать, миссия, свершить, низводить, шоковая терапия, вавилонское столпотворение, соломоново решение и др.). Публицисты часто используют термины в образном значении (эпидемия болтовни, вирус экстремизма, раунд переговоров, политический фарс, предвыборный марафон, пародия на демократию, финишная прямая и т.п.), что, прочем, не исключает их употребления в точном значении в соответствующем контексте.

    Публицистический стиль открыт для использования интернациональной политической лексики, расширение круга которой особенно характерно для последнего времени (парламент, электорат, инаугурация, спикер, импичмент, департамент, муниципалитет, легитимный, консенсус, рейтинг, эксклюзивный, коррупция, презентация и др.). Пополняется и словарь научной терминологии, быстро выходящей за рамки узкоспециального употребления (Интернет, принтер, виртуальный мир, стагнация, дефолт, холдинг, инвестиция, дилер, спонсор и др.). Публицистический стиль мгновенно усваивает новые понятия и соответствующие слова и словосочетания, отражающие социальные и политические процессы в стране и мире (финансовое оздоровление, альтернативные выборы, экономическое пространство, двойные стандарты, баланс интересов, многополярный мир, политика диалога, гражданское общество и т.д.). Закрепляются необычные сочетания, в которых оценочные имена прилагательные характеризуют социальные и политические процессы (бархатная, оранжевая революция, гибридная война, хрупкое перемирие, партия зеленых).

    Для публицистического стиля характерно соединение контрастных по стилистической окраске слов: в нем используется лексика книжная и разговорная, высокая и сниженная. Обращение к разноплановой лексике и фразеологии зависит от жанра и должно быть подчинено принципу эстетической целесообразности. Если, например, в фельетоне возможно употребление просторечия, смешение стилей для достижения комического звучания, то в информационных жанрах такая пестрота языковых средств не оправдана.

    Особого внимания заслуживает использование в публицистическом стиле речевых стандартов, клише. К ним, в частности, относятся выражения, получившие устойчивый характер: незащищенные слои населения, работники бюджетной сферы, международная гуманитарная помощь, коммерческие структуры, силовые ведомства, ветви власти, информированные источники; словосочетания типа служба быта (занятости, питания, здоровья, отдыха и т.д.). Эти речевые единицы широко употребляются журналистами.

    От речевых стандартов, закрепившихся в публицистическом стиле, следует отличать речевые штампы – шаблонные обороты речи, имеющие канцелярскую окраску: на данном этапе, в данный отрезок времени, на сегодняшний день, подчеркнул со всей остротой и т.п. Как правило, они ничего не вносят в содержание высказывания, а лишь засоряют предложения. Например, в следующих газетных текстах исключение выделенных выражений ничего не изменит в смысле информации:

    В данный отрезок времени трудное положение сложилось с ликвидацией задолженности предприятиями-поставщиками; В настоящее время взята под контроль выплата заработной платы горнякам; На данном этапе икромёт у карася проходит нормально...

    Словообразование в публицистическом стиле отличается большей но сравнению с другими стилями активностью словопроизводства посредством суффиксов иноязычного происхождения. Например, для отражения новых социально значимых процессов действительности здесь используются имена существительные на -изация со значением 'наделение теми или иными свойствами того, что обозначает базовая основа': американизация, компьютеризация, автономизации, регионализация и др.[3] В начале XXI в. продуктивными в публицистическом стиле остаются номинации, образованные посредством иноязычных суффиксов -изм, -инг: попул-изм, инфантил-изм, экстрем-изм, шовин-изм, бриф-инг, лиз-инг, рейт-инг, сёрфинг, инжинир-инг и др.

    Что касается употребления префиксальных (либо префиксоидных) производных, то в современной публицистике актуальными являются словообразовательные модели с приставками и префиксоидами анти-, квази-, контр-, лже-, меж-, недо-, псевдо-, например: антиконституционный, антирыночный, антисоциальный, квазиавторитет, квазиспециалист, контрмарш, контрконцепция, лжепредприниматель, лжеакадемизм, межнациональный, межфракционный, недоиспользование, недорынок, недовершенность, псевдодемократия, псевдопарламентаризм, псевдопатриотизм, псевдоцентрист.

    В качестве производящих основ в публицистике часто используются имена лиц (например, политических деятелей, бизнесменов): ельцинизм, ельцинский, путинский, пропутинский, зюгановец, жириновец, жириновство, чубайсовский – античубайсовский и др.

    Морфологический строй публицистической речи также имеет свою специфику. Отдавая предпочтение книжным вариантам словоизменения, журналисты нередко используют и разговорные окончания, добиваясь непринужденного, доверительного звучания речи. Особенно это характерно для художественно-публицистических жанров, где разговорные окончания (в цеху, трактора) могут способствовать индивидуализации речи героев очерков.

    В аналитических жанрах обращает на себя внимание частое употребление наиболее отвлеченных и обобщенных языковых единиц. Имена существительные в единственном числе здесь обычно получают собирательное значение (читатель, студент, пенсионер, избиратель). Редко используются личные местоимения я, мои; вместо них употребляются мы, наш в обобщенном значении. Для глагола показательно предпочтение форм настоящего времени (Боевики проходят обучение за границей', Похищают даже грудных детей). В художественно-публицистических жанрах, напротив, увеличивается употребление наиболее конкретных по значению языковых единиц, в том числе местоимений и глаголов в форме 1-го лица единственного числа (Я спросил; Мой собеседник отвечает сразу, Никогда не забуду эти глаза). Здесь глаголы реализуют все свое многообразие видовременных форм и значений.

    Синтаксис публицистических произведений отличается правильностью и четкостью построения предложений, простотой и ясностью конструкций. Используются монологическая речь (преимущественно в аналитических жанрах), диалог (например, в интервью), прямая речь. Журналисты мастерски применяют различные синтаксические приемы экспрессии: необычный порядок слов (инверсия), риторические вопросы, обращения, побудительные и восклицательные предложения. В публицистическом стиле представлены все виды односоставных предложений: номинативные, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные (Весна; Провинция; Бездорожье; Спешу поздравить; Нам сообщают; Простишь, когда поймешь; В заметке говорится).

    Важную стилеобразующую функцию выполняют необычные по синтаксическому оформлению заголовки и зачины текстов, получающие также и рекламную функцию: от них во многом зависит, прочтет ли читатель публикацию или не обратит на нее внимания. В заголовках и зачинах активизируется новизна выражения. В частности, в них используются те разновидности словосочетаний и синтаксических конструкций, которые не употребительны в других стилях, ср.: Изыскать резервы!; Студент; какой он!; За какую парту садится ученик!; Учить дисциплине! (заголовки); Кавказ! Кто, заслышав это слово, не пытался представить...?; Можно ли планировать прошлое!., (зачины).

    Как видим, своеобразие публицистического стиля наиболее ярко и многогранно выражается именно в экспрессивных средствах всех уровней языковой системы.


    1. Жанровые разновидности


    Жанры публицистического стиля – определенные "относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы" произведений" (М.М. Бахтин), функционирующие в средствах массовой информации.

    Обычно выделяют три группы жанров:

    • информационные (заметка, репортаж, интервью, отчет);

    • аналитические (беседа, статья, корреспонденция, рецензия, обзор, обозрение)

    • художественно-публицистические (эссе, очерк, фельетон, памфлет).

    Информационным жанрам в большей степени присуща функция сообщения, тогда как аналитическим – функция воздействия.

    Модифицируется в жанрах выражение авторского начала. Например, жанр заметки не предполагает открытого проявления авторского присутствия, тогда как в жанре репортажа событие передается через восприятие его автором. Вариативно в разных жанрах действие конструктивного принципа. Так, например, экспрессия возрастает от информационных материалов к художественно-публицистическим, при этом, соответственно, стандарт сокращается. 

    Рассмотрим стилистические особенности наиболее распространенных жанров газетной публицистики.

    Хроника – жанр новостной журналистики, вторичный текст, представляющий собой подборку сообщений, констатирующих наличие события в настоящем, ближайшем прошлом или ближайшем будущем. Хроникальное сообщение – текст объемом от одного до трех-четырех предложений с общим смыслом "где, когда, какое событие произошло, происходит, будет происходить". Основные показатели времени – наречия "сегодня", "вчера", "завтра", позволяющие соотнести событие с датой сообщения о нем. Временной сигнал может быть имплицитным: смысл "только что, сейчас, скоро" задается самим жанром, его констатирующим содержанием. Точно так же может быть имплицитным указание места, например, в хронике городских событий нет нужды в каждом сообщении упоминать название города (выражение типа "Сегодня состоится велопробег" будет однозначно понято как "состоится в нашем городе", если в сообщении есть еще одно-два предложения, может появиться более конкретное указание на место действия). Наличие события фиксируется бытийным глаголом в разных формах (состоялось, состоится, открыт, запланировано, происходит, собирается, соберется, работает и т.д.). Типичные формулы в начале хроникального сообщения: "Вчера в Москве открылась выставка", "Сегодня в Екатеринбурге проходит собрание", "Завтра в Перми состоится открытие".

    Подборка хроникальных сообщений составляется по тематическому или временному принципу, напр.: "Криминальная хроника", "Актуально", "Официальная хроника", "Новости в середине часа" и др. Заголовок очень часто представляет собой название рубрики и переходит из номера в номер, из выпуска в выпуск.

    Жанр хроники используется во всех средствах массовой информации, т.е. в газетах, на радио и на телевидении. В форме этого жанра оформляются анонсы и заключения теле-, радионовостей. Констатирующие сообщения часто вводятся в заголовочный комплекс газетных материалов, поэтому газетная страница может быть прочитана как некая рассыпанная хроника, фиксирующая основные актуальные события.

    Репортаж – в узком смысле слова это жанр новостной журналистики, в котором рассказ о событии ведется (в электронных СМИ) или как бы ведется (в прессе) одновременно с развертыванием действия. В радио- и телерепортаже при этом все средства, передающие присутствие говорящего на месте события, используются естественным образом, как единственно возможные, например: "мы находимся в зале областного музея", "сейчас спасатель прикрепляет лестницу", "прямо передо мной" и др. В письменной речи те же средства используются для имитации одновременности события и рассказа о нем: это наст. время глагола в сочетании с перфектом, типа "я вижу, что спасатель уже поднялся на третий этаж", эллиптические и односоставные предложения (мы на каменистом плато, сегодня пасмурно), авторское "я" или "мы" в значении "я и мои спутники".

    Композиция репортажа предусматривает фиксацию естественного хода события. Однако очень мало событий, да и то только в электронных СМИ передаются в режиме реального времени от начала и до конца (футбольный матч, военный парад, инаугурация Президента). В других случаях время приходится сжимать за счет отбора эпизодов. При этом возникает проблема монтажа эпизодов. Сложное событие, состоящее из ряда параллельно протекающих действий типа Олимпиады в режиме реального времени передается как последовательность эпизодов разных действий, напр.: "сейчас у российских гимнасток вольные упражнения, на ковер выходит…", "а сейчас нам показывают выступления румынских гимнасток на брусьях". В записи событие также передается как последовательность смонтированных эпизодов, за счет монтажа здесь можно добиться четких акцентов на важных моментах события и расширить авторский комментарий. Письменный текст в принципе не способен отразить событие целиком, поэтому автору репортажа приходится излагать только самые яркие эпизоды события, стараясь эту яркость передать в слове за счет отбора самых значимых деталей. И чем больше роль монтажа, тем все более возрастает возможность включения в текст подробного и развернутого авторского комментария, в результате чего может появиться особая разновидность жанра – аналитический репортаж.

    Такой текст представляет собой чередование по репортажному поданных фрагментов события и различного рода комментирующих вставок, рассуждений, которые, однако, не должны заслонять от читателя момент присутствия журналиста на месте события. Репортер может передоверить комментарий специалисту – участнику события, тогда в репортаже появляется элемент интервью по поводу текущего события в целом или по поводу отдельных его моментов. Это важный способ динамизации изложения, обогащения содержания и формы текста. С помощью языковых средств в изложение может вовлекаться адресат, напр.: "мы с вами сейчас…".

    В современной журналистике репортажем часто называется такой текст аналитического характера, в котором подчеркнуты активные действия журналиста, предпринятые им для выяснения вопроса, – даже если нет никаких попыток языковыми средствами создать эффект присутствия говорящего на месте действия. Такое произведение включает интервью со специалистами, изложение и анализ документов, часто с сообщением о том, как автору удалось их получить, рассказы о поездке на место события, о встречах с очевидцами. Поскольку репортаж предполагает активные действия автора, композиционным стержнем оказываются событийные элементы, хотя содержательно текст направлен на анализ проблемы. Такой прием динамизации в подаче проблемы обогащает арсенал способов представления аналитического материала читателю.

    Статья – аналитический жанр, в котором представлены результаты исследования события или проблемы. Основной стилистический признак жанра – логизированность изложения, рассуждение, развертывающееся от главного тезиса к его обоснованию через цепочку промежуточных тезисов с их аргументами или же от посылок к выводам, также через цепь второстепенных тезисов и их аргументов.

    В языковом плане на уровне синтаксиса выделяется обилие средств, выражающих логические связи высказываний: союзы, вводные слова логического характера, слова и предложения, обозначающие вид логической связи, типа "приведем пример", "рассмотрим причины" и др. На уровне морфологии жанр характеризуется грамматическими средствами, позволяющими выразить формулировки закономерностей: настоящее абстрактное, единственное число с собирательным значением, абстрактные существительные. На уровне лексики наблюдается употребление терминов, в том числе и узкоспециальных с пояснениями, а также слов, называющих отвлеченные понятия. Используются, таким образом, средства языка, позволяющие оформить результат аналитической деятельности автора, который вскрывает закономерности развития явления, его причины и следствия, его значение для жизни общества.

    Публицистические статьи – это произведения, форма которых разнообразна. Основные источники варьирования формы газетной статьи  – композиция и стилевая ориентация текста. Статья может строиться как рассуждение от тезиса к доказательству или от посылок к выводам. Композиционно статью обогащают различные вставки в виде ярко выписанных эпизодов события, включаемых на правах фактологических аргументов и поводов для рассуждения, или в виде мини-интервью, также выполняющего аргументирующую функцию, ср., например, аргумент "к авторитету".

    Особенно разнообразны статьи по стилевой ориентации. Статьи, ориентированные на научный стиль, выдерживают эту направленность чаще всего только в плане логизированности текста. Рассуждение в них может эмоционально окрашиваться. В соответствии с общим книжным характером изложения появляются фигуры ораторского синтаксиса, но не ради нагнетания пафоса, а ради подчеркивания мысли. Включается и книжная эмоционально-оценочная лексика.

    Широко используется ориентация на разговорный стиль. При этом в статье резко возрастает количество приемов, имитирующих дружеское, заинтересованное устное общение с читателем по серьезному вопросу. В синтаксисе появляются конструкции, имитирующие разговорную речь: бессоюзные предложения, передающие причинно-следственные связи, разговорного типа присоединение. Уменьшается длина предложений. Текст насыщается разговорной лексикой, выражающей эмоциональную оценку предмета речи.

    Аналитические статьи критического характера могут сочетать ораторский синтаксис и иронию, элементы разговорного синтаксиса и сниженную эмоционально-оценочную лексику, приемы комического (каламбуры, пародирование известных текстов и др.) 

    Очерк – художественно-публицистический жанр, требующий образного, конкретно-чувственного представления факта и проблемы.

    Тематически очерки весьма разнообразны: они могут быть, напр., проблемными, портретными, путевыми, событийными. Поскольку очерк – это произведение с высокой степенью обобщения жизненного материала, герой и событие рисуются автором в процессе анализа актуальной общественной проблемы. В тексте очерка гармонично сочетаются ярко, выразительно переданные события, убедительно нарисованные образы героев и глубокие, доказательные рассуждения. Объединение событийных, предметных и логических элементов очеркового содержания зависит от ряда факторов. Прежде всего, оно определяется тем, какой тип композиции избран очеркистом. Если используется событийная композиция, тогда очерк строится как рассказ о событии, в изложении которого, как и в художественном рассказе, выделяются завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Авторские рассуждения, описание героев прерывают действие на какое-то время, но потом развертывание текста вновь подчиняется ходу события. Если используется логическая композиция, построение текста определяется развитием авторского рассуждения, эпизоды одного события или несколько разных событий включаются в изложение как повод для рассуждения, аргумент тезиса, ассоциация по сходству или контрасту и т.д. Изредка используется в очерке эссеистская композиция, при которой развертывание текста осуществляется за счет ассоциаций, резких переходов от одного предмета речи к другому. Надо, однако, учитывать, что внешне хаотичное изложение скрывает целеустремленное развитие авторской мысли, ход которой читатель должен уяснять за счет интерпретации ассоциативных связей текстовых элементов.

    Помимо типа композиции на объединение, а также на языковое оформление содержательных элементов очерка влияет тип повествователя. Используется повествование в форме третьего и в форме первого лица. В форме третьего лица повествователь может выступать как закадровый наблюдатель или закадровый комментатор. В первом случае событие, о котором ведется рассказ, предстает перед читателем протекающим как бы само по себе, авторское присутствие обнаруживается только косвенно – в выборе слов, обозначающих детали очеркового мира и оценивающих их, в приостановке повествования для введения формулировок, раскрывающих журналистскую концепцию. Повествователь – закадровый комментатор более активен. Не раскрывая себя в форме "я", он может энергично вмешиваться в действие, прерывая его отступлениями в прошлое (ретроспекциями) или забеганием вперед (проспекцией, т.е. изложением будущих событий, о которых герой пока знать не может). Такой повествователь часто весьма пространно комментирует происходящее и выносит ему оценку.

    Наиболее разнообразны функции повествователя в форме первого лица. Иногда журналист использует "я" героя, т.е. очерк строится как рассказ героя о самом себе. Но чаще всего используется авторское "я", при котором повествователь выступает как текстовое воплощение реальной личности журналиста. Функции такого повествователя разнообразны. Так, он может выступать как участник события, анализу которого и посвящен очерк. Больше же всего привлекает журналистов форма повествователя-исследователя. В этом случае в основу компоновки очеркового материала кладется рассказ об исследовании события, которое в результате развертывается перед читателем не так, как оно происходило на самом деле, а в том порядке, как о нем узнавал исследователь.

    Таким образом, очерк может строиться, во-первых, как рассказ о реальном событии, которое развертывается в своей естественной последовательности или с ее нарушением в виде ретроспекций и проспекций и которое прерывается или обрамляется авторскими рассуждениями, доносящими до читателя журналистскую концепцию. Автор при этом может выступать как закадровый наблюдатель, закадровый комментатор, участник события, собеседник героя, рассказывающего о событии. Во-вторых, очерк может строиться как рассказ о журналистском расследовании, и в форме изложения бесед с героями, содержания прочитанных документов и соображений по поводу увиденного читатель узнает о событиях и людях, в них участвовавших, а также о проблеме, которую журналист усматривает в приводимых фактах. В-третьих, очерк может представлять собой эмоционально окрашенное рассуждение журналиста о проблеме. По ходу рассуждения излагаются события, описываются герои, что позволяет такому размышляющему повествователю раскрыть проблему на наглядном жизненном материале.

    Очерк характеризуется изобразительным письмом: для представления героя и события требуются конкретные, яркие, наглядные детали, которые в ряде случаев и рисуются как реально наблюдаемые повествователем в ходе исследования, путешествия, встречи с героем и т.д.

    И наблюдающий, и комментирующий, и участвующий в событии, и исследующий ситуацию повествователь не может быть бесстрастным. Актуальная общественная проблема, события и люди предстают перед читателем в свете эмоциональной авторской оценки, в результате чего очерковый текст бывает окрашен той или иной тональностью.

    При разных типах повествователей по-разному строится общение с читателем. Изложение в форме третьего лица или в форме "я" героя обходится без прямого обращения к читателю. Напротив, авторское "я" чаще всего сочетается с активным общением с читателем, особенно в форме "мы" со значением "я, автор, и мой читатель".

     Различные сочетания типов композиции, типов повествователя, тональности и способов общения с читателем создают большое.

    Практическая часть
    Задание 1. Вставьте пропущенные буквы в данных словах.

    Темы: Правописание безударных гласных в корне. Непроверяемые безударные гласные в корне. Чередующиеся гласные в корне. Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня.

    Разрядить обстановку, роптать на судьбу, увядание красоты, угнетение, интеллект, галерея, компромисс, расстилающаяся равнина, комментарий.

    Образец: разрядить обстановку

    Задание 2. Вставьте пропущенные буквы в данных словах.

    Тема: Правописание приставок и гласных после приставок.

    Подданный, подытожить, безынициативный, пресытиться, преуспевать, предаваться мечтам, беспристрастный.

    Образец: подданный

    Задание 3.

    Вставьте пропущенные буквы в данных словах.

    Темы:Правописание Н и НН в полных и кратких прилагательных, причастиях.

    Двупланное изображение, выкачанная из бака нефть, выкачанная из подвала бочка, склеенный конверт, ветреный день.

    Образец: двупланное изображение

    Задание 4. Вставьте пропущенные буквы в данных словах.

    Темы: Правописание предлогов .Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи.

    Недосмотрел за ребенком; не скрывая удивления; нецветной; стоит недорого; книга небольшая, но интересная. Образец: недосмотрел за ребенком

    Задание 5. Вставьте пропущенные буквы в данных словах.

    Тема: Правописание гласных после шипящих и ц в разных частях слова и частях речи.

    Нарцисс, новые циновки, цигейковая шуба, встать на цыпочки, болеть цингой, твердый панцирь, громко цокнуть, цитрусовые деревья, курить цигарки, куцый хвост, дать.

    Образец: нарцисс

    Задание 6. Вставьте пропущенные буквы в данных словах.

    Темы:Правописание имен сущ. Правописание имен прилаг..

    Со стороны деревни, мечта о счастье, возникать в воображении, нищенка, изюминка.

    Образец: по снеговой пустыне

    Задание 7. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы в данных словах.

    Темы:Правописание предлогов.Правописание союзов и частиц.

    В течение дня; вследствие положения; сговорились насчет завтрашнего; ввиду предстоящей командировки; в продолжение часа; в отличие от товарищей; несмотря на недомогание. Образец: вследствие положения

    Задание 8. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы в данных словах.

    Тема: Правописание имен существительных с приставкой пол-.

    Полкилометра; полвторого; пол-огурца; пол-листа; пол-Москвы; поллитровка; пол граненого стакана; пол фруктового сада.

    Образец: полвторого

    Задание 9. Расставьте ударения.

    Тема: Нормы орфоэпии

    Агрономия, аналог, апостроф, балованный, баловать, газопровод, дозвонишься, жалюзи, завидно.

    Образец: агрономия

    Задание 10. Определите и запишите значения слов.

    Тема: Лексическое значение слова.

    антропогенез, биллборд, брифинг, бренд, девиация, имидж, импичмент, идеология, инсинуация, парадокс, мораторий, лизинг, репрезентативный, эгалитаризм.

    Образец: презумпция – предположение, признаваемое истинным, пока не доказано обратное.

    Антропогенез часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного, отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих.

    Биллборд – щит большого размера для размещения наружной рекламы, устанавливаемый вдоль трасс, улиц и в других многолюдных местах.

    Брифинг – мероприятие, в ходе которого до присутствующих организатором доводится некая информация. В случае работы со СМИ, брифинг это краткая пресс-конференция, посвящённая одному вопросу.

    Бренд – комплекс представлений, мнений, ассоциаций, эмоций, ценностных характеристик о продукте либо услуге в сознании потребителя. Ментальная оболочка продукта или услуги.

    Девиация – отклонение движущегося тела (корабля, самолета, снаряда и т. п.) от заданного направления движения (расчетной траектории) под влиянием каких-либо случайных внешних причин.

    Имидж – совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом.

    Импичмент – процедура судебного обвинения, в том числе и уголовного, лиц муниципального или государственного исполнения, чиновников, вплоть до главы государства, с возможным последующим их отстранением от должности.

    Идеология – это система концептуально оформленных представлений и идей, которая выражает интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики и служит формой или санкционирования и закрепления существующего в обществе господства и власти, или радикального их преобразования.

    Инсинуация – злостный вымысел, внушение негативных мыслей, тайное подстрекательство, нашептывание, преднамеренное сообщение ложных отрицательных сведений, выставление мыслей и поступков своего противника в таком свете, который может ему навредить и имеющее целью опорочить кого-либо исподтишка, подаваемое намёком или тайно.

    Парадокс – ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.

    Мораторий – право на отсрочку платежа по долговому обязательству, предоставляемое в административном или судебном порядке (в отличие от договорной отсрочки).

    Лизинг – вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим и юридическим лицам за определенную плату на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.

    Репрезентативный – дающий объективное представление о чём-либо; являющийся типичным представителем большого количества, совокупности чего-либо.

    Эгалитаризм – концепция, в основе которой лежит идея, предполагающая создание общества с равными политическими, экономическими, социальными и гражданскими правами всех членов этого общества, как идеал — равенство возможностей. Противоположность элитаризма.

    Заключение
    Таким образом, публицистический стиль является сложным стилем с разнообразными языковыми особенностями, различными сферами применения и обладающим разными функциями. Он в различной степени перекликается с каждым из остальных функциональных стилей русского языка: художественным официально-деловым, научным. При этом публицистический стиль широко распространен как в устной форме, так и в письменной и телевизионной. Вмешиваясь в социальную жизнь каждого человека, публицистика глубоко проникает в современное общество - и тенденция эта только растет со временем.
    Список использованных источников


    1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи : учеб. пособие. – М.: Универсальная книга, Локос. – 2006. – 432 с.

    2. Солганик Г.Я. «Стилистика русского языка». - М.: Дрофа, 1996 г.

    3. Греков В. Ф. Русский язык: 10-11 классы/ В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. - М.: Просвещение, 2008. - 368

    4. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык : грамматика. Текст. Стили речи: учеб. общеобразовательных учреждений. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 350 с.

    5. Романова Н.Н., Филиппов А.В. Стилистика и стили : учеб. пособие; - М.: «Флинта»: МПСИ, 2006 – 416 с.


    написать администратору сайта