Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Учебные и воспитательные цели, мотивация для усвоения темы, требования к исходному уровню знаний. 1.1. Цель занятия.

  • 1.2. Мотивация для усвоения темы.

  • 2. Контрольные вопросы из смежных дисциплин.

  • Контрольные вопросы по теме занятия.

  • 4. Практическая часть занятия.

  • 5. Ход занятия. В ходе занятия проводится обсуждение темы по контрольным вопросам.1. Определение понятий «внутренние болезни», «терапия», «пропедевтика внутренних болезней».

  • 2. Краткая история развития учения о внутренних болезнях. Отечественные и русские терапевтические школы.

  • 3. Медицинское обслуживание терапевтических больных в Республике Беларусь.

  • 4. Структура и организация работы терапевтического отделения больницы.

  • 5. Врачебная этика и деонтология.

  • 6. Структура и основные задачи пропедевтики внутренних болезней. Пропедевтика внутренних болезней как дисциплина состоит из 2 разделов.

  • Задачи пропедевтики внутренних болезней._2011-12. Протокол методическая разработка для проведения занятия со студентами iii курса по пропедевтике внутренних болезней


    Скачать 0.55 Mb.
    НазваниеПротокол методическая разработка для проведения занятия со студентами iii курса по пропедевтике внутренних болезней
    Дата10.06.2020
    Размер0.55 Mb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаЗадачи пропедевтики внутренних болезней._2011-12.rtf
    ТипПротокол
    #129312
    страница1 из 4

    С этим файлом связано 4 файл(ов). Среди них: svet_otvety3.docx, англ на 20,04.docx, Курсовая работа Ткаченко 38гр П.docx, бж.docx.
    Показать все связанные файлы
    Подборка по базе: Вопросы для эссе по лекции Исследовательский протокол.docx, Коммуникациялық протоколдардың стандартты стектері. Қазіргі комп, КП. Разработка программы на языке C++.docx, Основной целю данной работы является разработка предложений по п, Методическая разработка урока производственного обучения «Опилив, Методичка по курсовику_2020 Разработка кода ИС.docx, Фототаблица и протокол осмотра места происшествия.docx, Задания по ЛР №3_Верификация комм. протоколов (1).doc, Форма протокола.docx, методическая разработка по теме вода.docx
      1   2   3   4

    Министерство здравоохранения Республики Беларусь

    Учреждение образования

    «Гомельский государственный медицинский университет»

    Кафедра пропедевтики внутренних болезней


    Обсуждено на заседании кафедры пропедевтики внутренних болезней

    « » 201
    Протокол №


    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
    для проведения занятия со студентами

    III курса

    по пропедевтике внутренних болезней

    Тема: Врачебная этика, деонтология. Задачи пропедевтики внутренних болезней. Методы клинического исследования терапевтического пациента: субъективный, объективный и лабораторно – инструментальный.

    Схема истории болезни. Расспрос как метод исследования. Расспрос пульмонологического пациента.

    Время: 3 часа

    1. Учебные и воспитательные цели, мотивация для усвоения темы, требования к исходному уровню знаний.

    1.1. Цель занятия.

    Ознакомиться с учением о внутренних болезнях, медицинским обслуживанием терапевтических больных в Республике Беларусь. Получить знания о структуре и основных задачах пропедевтики внутренних болезней, общих принципах диагностики заболеваний внутренних органов. Ознакомиться с общим планом обследования больного, схемой истории болезни. Научиться проводить расспрос больного: уточнение паспортных данных, методика собирания жалоб, анамнеза заболевания и анамнеза жиз­ни.
    1.2. Мотивация для усвоения темы.

    Наука о внутренних болезнях (терапия, «интернология») является важнейшим разделом практической медицины. Внутренние болезни – область клинической медицины, изучающая этиологию, патогенез и клинические проявления болезней внутренних органов и разрабатывающая методы их диагностики, лечения и профилактики. «Пропедевтика внутренних болезней» - это введение или вводный курс во внутренние болезни. Учение о внутренних болезнях является ведущей клинической дисциплиной для каждого врача. «Изучение внутренних болезней формирует клиническое мышление, включая подход к проблемам патологии с позиций функционального единства организма, понимания роли среды, а так же социальных факторов в развитии болезни» (Кедров А.А., Бородулин В.И., БМЭ, 1976).

    Своевременное распознавание заболевания возможно только путем выяв­ления его признаков, получаемых с помощью методического обследования больного человека. Центральное место в этом занимает специальный расспрос больного анамнез - совокупность сведений об исследуемом, полученных методом расспроса и получения дополнительной информации из медицинской документации. Непринужденный рассказ больного о его страданиях, внимательно выслу­шанный исследующим, является незаменимым условием для создания атмо­сферы доверия, которая необходима для успешного хода лечения. В неко­торых случаях анамнез позволяет сразу выявить истинную природу забо­левания. Особенно важное значение имеет правильно собранный анамнез для распознавания заболевания в самых ранних его стадиях, когда в по­раженных органах ещё не отмечается грубых органических изменений, доступных выявлению объективными методами исследования.
    1.3. Требования к исходному уровню знаний.

    Студент должен знать.

    1. Термины «внутренние болезни», «терапия», «пропедевтика внутренних болезней».

    2. Историю развития учения о внутренних болезнях.

    3. Организацию медицинского обслуживания терапевтических больных в Республике Беларусь, структуру и организацию работы терапевтического отделения больницы.

    4. Структуру и основные задачи пропедевтики внутренних болезней.

    5. Методологию диагностического процесса.

    6. Общий план обследования больного.

    7. Основные разделы медицинской карты стационарного больного (истории болезни).

    8. Порядок расспроса общих сведений о больном (паспортных данных), диагностическое значение.

    9. Методику собирания жалоб больного, анамнеза заболевания и анамнеза жизни.


    Студент должен уметь.

    1. Выделять симптомы, синдромы и симптомокомплексы у больных любого терапевтического профиля.

    2. Ставить предварительный, клинический и заключительный диагнозы.

    3. Выделять составные части заключительного диагноза.

    4. Проводить расспрос больного:

    а) выяснить паспортные данные;

    б) собирать, детализировать и систематизировать жалобы больного;

    в) собирать анамнез болезни и жизни больного.

    1. Систематизировать данные, полученные путем расспроса больного, и давать им оценку.


    2. Контрольные вопросы из смежных дисциплин.

    1. Анатомия органов дыхания, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной и эндокринной систем, системы кроветворения, опорно-двигательного аппарата.

    2. Паспортный и биологический возраст.

    3. Генетические основы наследования заболеваний. Заболевания, сцепленные с полом.

    4.Эндемические заболевания.

    5.Аллергические реакции.


    1. Контрольные вопросы по теме занятия.




    1. Определение понятий «внутренние болезни», «терапия», «пропедевтика внутренних болезней».

    2. Краткая история развития учения о внутренних болезнях. Отечественные терапевтические школы.

    3. Медицинское обслуживание терапевтических больных в Республике Беларусь.

    4. Структура и организация работы терапевтического отделения больницы.

    5. Врачебная этика и деонтология.

    6. Структура и основные задачи пропедевтики внутренних болезней.

    7. Методы исследования больных: классификация, характеристика.

    8. Симптом, определение. Классификация симптомов. Определение понятий «синдром» и «симптомокомплекс».

    9. Диагноз: определение, виды. Прогноз.

    10. Методология диагностического процесса.

    11. Последовательность (общий план) обследования больного.

    12. Основные разделы карты стационарного больного (истории болезни). Медицинское и юридическое значение истории болезни.

    13. Расспрос как метод исследования. Значение расспроса паспортных данных больного.

    14. Методика сбора жалоб больного. Основные (главные) и дополнительные (второстепенные) жалобы.

    15. Методика и последовательность выяснения истории настоящего заболевания (анамнеза болезни).

    16. Методика сбора анамнеза жизни. Какие вопросы включаются в анамнез жизни, последовательность их выяснения?

    17. Назовите основные жалобы больных заболеваниями органов дыхания.

    18. Кашель, отделение мокроты: патогенез, характеристика, диагностическое значение.

    19. Кровохарканье, легочное кровотечение: патогенез, диагностическое значение.

    20. Боли в грудной клетке, характеристика, диагностическое значение.

    21. Одышка, приступы удушья: патогенез, диагностическое значение.

    22. Изменение голоса, нарушения носового дыхания. Диагностическое значение.


    4. Практическая часть занятия.

    1. Знакомство со структурой и особенностями функционирования базового лечебного учреждения.

    2. Знакомство со структурой и организацией работы терапевтического отделения.

    3. Знакомство с историей болезни (медицинской картой стационарного больного).

    4. Демонстрация преподавателем методики расспроса больного.
    5. Ход занятия.

    В ходе занятия проводится обсуждение темы по контрольным вопросам.
    1. Определение понятий «внутренние болезни», «терапия», «пропедевтика внутренних болезней».

    Внутренние болезни – это одна из наиболее крупных отраслей теоретической и практической медицины, научная дисциплина, имеющая своей целью изучение распознавания заболеваний внутренних органов в их различных клинических формах, причин происхождения этих болезней, их профилактики и лечения.

    Внутренние болезни характеризуются 2 признаками:

    1. локализация патологического процесса – внутренние болезни включают в себя заболевания внутренних органов (дыхательные пути и легкие, сердце и сосуды, пищевод, желудок и кишечник, печень, поджелудочная железа, почки, эндокринные железы, органы кроветворения, опорно-двигательный аппарат);

    2. методы лечения, которые используются врачами этой специальности - используются консервативные (нехирургические) методы.

    Консервативные методы лечения – это методы, не сопряженные со значительным нарушением целостности тканей организма. При этом не принимается в расчет повреждение тканей, обусловленное инъекционным введением лекарственных средств, пункцией полостей организма.

    Значение термина «терапия» (от греч. «therapeia» - лечение) двоякое - с одной стороны – это синоним понятия «внутренние болезни», с другой стороны - синоним понятия «лечение».

    Пропедевтика (от греч. «propaideuo» - «предварительно обучаю») – это введение в какую-либо науку, предварительный, вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме.

    Пропедевтика внутренних болезней - это введение или вводный курс во внутренние болезни.
    2. Краткая история развития учения о внутренних болезнях. Отечественные и русские терапевтические школы.

    Значительный вклад в развитие диагностики и общей терапии внутренних болезней внесли русские клиницисты М.Я. Мудров, Г.А.Захарьин, С.П. Боткин, А.А. Остроумов, В.П. Образцов, Н.Д. Стражеско, М.П. Кончаловский, Г. Ф. Ланг, А.Л.Мясников и др.

    Матвей Яковлевич Мудров (1776-1831) - создатель русской терапевтиче­ской школы, впервые ввел в кли­нику опрос больного, основав анамнестический метод, разработал схему кли­нического исследования и ведения истории болезни, организовал практические занятия для студентов в клинике, создал специальные кабинеты, лаборатории. М.Я. Мудров призывал лечить не болезнь, а больного, придавал большое значение гигиеническим мероприятиям.

    Григорий Антонович Захарьин (1829-1897) детально разработал анамнести­ческий метод в диагностике заболеваний. Крупнейший француз­ский клиницист Юшар писал: «Школа Захарьина опиралась на наблюдение, на точное знание анамнеза и этиологии, расспроса, воздвигнутого на высоту искусства». Г. А. Захарьин описал зоны повышенной чувствительности кожи при забо­леваниях внутренних органов.

    Сергей Петрович Боткин (1832-1889) создал физиологическое направление в медицине и заложил основы экспериментальной фармакологии, терапии и па­тологии в России. С. П. Боткин создал теорию развития болезней, придавая веду­щее значение нервной системе, что позволило доказать роль нервных центров в регуляции кроветворения, температуры тела.

    Боткин С. П. считается основоположником военно-полевой терапии. Также он внес большой вклад в изучение патологии сердечно-сосудистой системы (установил различия меж­ду гипертрофией и дилатацией сердца, открыл постсистолический шум при стенозе левого венозного (предсердно-желудочкового) отверстия, описанный позже как протодиастолический, описал точку выслушивания диастолического шума при недостаточности клапана аорты, впервые диагностировал тром­боз воротной вены), печени (впервые указал на инфекционную этиологию желтухи, названной позднее его именем). Главной задачей практической медицины С. П. Боткин считал предупрежде­ние болезней.

    Алексей Александрович Остроумов (1844-1906) активно пропагандировал важность сочетания теории с практикой и придавал большое значение физи­ке, химии, биологии для развития клинической медицины. А. А. Остроумов доказал важное значение ЦНС в жизнедеятельности человека, разработал основные положения о рефлек­торных нарушениях в органах под влиянием расстройств нервной системы. А.А. Остроумов указывал на индивидуальные особенности различных вариантов течения одного и того же заболевания. Особое внимание он уделял взаимоотношениям организма с внешней средой, наследственности. A.А Остроумовым детально изучена клиника раннего туберкулеза.

    Василий Парменович Образцов (1849-1920) - разрабатывал и совершенствовал методы клинического исследования больного, создал и обосновал метод пальпации орга­нов брюшной полости. Им была предложена непосредственная пер­куссия органов грудной и брюшной полостей, непосредственная аускультация сердца для распознавания ритма галопа и III тона сердца, описана клини­ческая картина тромбоза коронарных артерий.

    Николай Дмитриевич Стражеско (1876-1952) был учеником и преемником B.П. Образцова, продолжил разработку методов исследования внутренних органов, изложенные в книге «Основы физической диагностики заболеваний брюшной полости». Н. Д. Стражеско разработал учение о недостаточности кровообращения, создал совместно с Василенко В. X. классификацию хронической сердечной недостаточности. Н. Д. Стражеско описал «пушечный тон» при полной поперечной блокаде, обосновал теорию ревматизма как инфекционно-аллергического заболевания стрептококковой этиологии.

    Владимир Харитонович Василенко (1897-1987) - крупнейший отечествен­ный терапевт, изучил па­тогенез нарушений обмена веществ при хронической недостаточности крово­обращения, разработал (совместно с Н. Д. Стражеско) классификацию недос­таточности кровообращения, применяющуюся в настоящее время. В. X. Василенко внес большой вклад в развитие гастроэнтерологии (занимался изучением клинической картины и лечения язвенной болезни, ранней диагностики рака желудка и поджелудочной железы, печени, кли­ники и лечения постгастрорезекционных синдромов, диагностики заболеваний толстой кишки).

    Максим Петрович Кончаловский (1875-1942) расширил значение синдромного подхода в диагностике заболеваний, создал новую инфекционно-аллергическую теорию ревматизма, описал его клинические формы и особенно­сти течения, разработал показания и противопоказания к переливанию крови в клинике внутренних болезней, описал клиническую картину позднего хлороза, симптом «жгута» при тромбоцитопениях, развил учение о гемопоэтической функции желудка.

    Георгий Федорович Ланг (1875-1948) впервые выделил гипертоническую болезнь в самостоятельное заболевание, разработал классификацию болезней системы кро­вообращения. Г. Ф. Ланг рассматривал ряд заболеваний системы крови в связи с нарушением регуляции крово­образования и кровообращения, дал классификацию заболеваний печени, разрабатывал методы функциональной диаг­ностики заболеваний сердечно-сосудистой системы и печени.

    Александр Леонидович Мясников (1899-1965) - известнейший отечест­венный терапевт, изучал проблемы атеросклероза, ишемической болезни сердца, инфаркта миокарда, гипертонической болезни. Им и возглавляемым им коллективом заложены научные основы профилактики ишемической болезни сердца и гипертони­ческой болезни.

    Евгений Михайлович Тареев (1895-1986) - крупнейший отечественный терапевт, обосновал (совместно с П. Г. Сергиевым) вирусную природу сывороточного гепатита, описал внепеченочные проявления гепатита В, де­тально изучил алкогольные гепатиты и циррозы печени, ост­рые и хронические нефриты, нефропатию при подагре, ревматизме, ревматоид­ном артрите, так называемой периодической болезни, геморрагическом васкулите. Изучены болезни соединительной ткани (так называемые коллагеновые болезни).

    Огромный вклад в развитие внутренней медицины, в частности диагностики, внесли такие отечественные клиницисты как С. С. Зимницкий, Д. Д. Плет­нев, В. Ф. Зеленин, Ф. Г. Яновский, М. Г. Курлов, Б. С. Шкляр, М. В. Черноруцкий, М. С. Вовси, Н. С. Молчанов, Г. П. Шулыцев и многие другие.
    3. Медицинское обслуживание терапевтических больных в Республике Беларусь.

    В Республике Беларусь выделяют 4 группы учреждений здравоохранения:

    1 группа - лечебно-профилактические учреждения:

    • амбулаторно-поликлинические учреждения;

    • больницы;

    • диспансеры;

    • учреждения скорой и неотложной помощи, переливания крови;

    • санаторно-курортные учреждения.

    2 группа – санитарно-гигиенические учреждения:

    • центры гигиены и эпидемиологии.

    3 группа – учреждения судебно медицинской экспертизы.

    4 группа – аптечные учреждения.

    Как правило, обслуживание терапевтических больных (обследование, лечение) начинается на поликлиническом звене.

    Принципы организации работы поликлиники:

    - участково-территориальный – на 1 терапевтический участок 1 участковый врач, 1700 жителей;

    - двухзвеньевая система обслуживания – ежедневно участковый врач осуществляет прием в поликлинике в 2 этапа – 3 часа – прием, 3 часа – обслуживание вызовов на дом;

    - скользящий график работы – прием ведется в разные часы;

    - преемственность в оказании медицинской помощи обследования между поликлиникой и стационаром и другие.

    При необходимости, пациент направляется для дальнейшего обследования и лечения в стационар. Обслуживание терапевтических больных с учетом сложности (тяжести) заболевания может выполняться на районном, городском, областном, республиканском уровнях.
    4. Структура и организация работы терапевтического отделения больницы.

    Структура терапевтического отделения больницы:

    - кабинет заведующего отделением;

    - кабинет врачей (ординаторская);

    - кабинет старшей медицинской сестры;

    - пост медицинской сестры;

    - процедурный кабинет;

    - кабинет для среднего медицинского персонала (сестринская);

    - кабинет для младшего медицинского персонала;

    - кабинет сестры-хозяйки;

    - столовая (буфет);

    - клизменная;

    - подсобные помещения;

    - палаты.

    Организация работы терапевтического отделения больницы:

    Существуют 2 степени обслуживания больного:

    - врач;

    - медсестра.

    Функции заведующего отделением: составление графика работы, следит за правильностью диагностики и лечения, решает вопросы выписки, экспертизы трудоспособности, консультирует врачей, организовывает консилиумы, делает обходы больных, осматривает вновь поступивших и тяжелобольных, проводит производственные совещания, проводит патологоанатомические конференции, осуществляет специализацию врачей-интернов.

    Функции ординатора: участвует в выше перечисленных мероприятиях, ведет установленное число больных, диагностирует заболевания, лечит больных, участвует в обходах заведующего отделением, представляет больных на ВВК и МРЭК.

    Функции старшей медицинской сестры: контролирует организацию ухода за больными, внутренний распорядок, доставку медикаментов, их хранение, составляет график работы среднего медперсонала.

    Функции палатной медицинской сестры: выполняет врачебные назначения, уход за больными, режим кормления тяжелобольных, наблюдает за состоянием палат, связь с родственниками, санпросвет работа, забота о культурном времяпровождении больных, ведение меддокументации, контроль за работой санитарок, измерение температуры тела, наблюдение за пульсом, дыханием, артериальным давлением, суточным диурезом, обеспечивает лечебно-охранительный режим, знакомит вновь поступивших с правилами внутреннего распорядка.

    В отделении должен соблюдаться лечебно-охранительный режим, санитарно-противоэпидемический режимы.
    5. Врачебная этика и деонтология.

    Этика (от греч. ethika, от ethos - обычай, нрав, характер) - наука, изучающая мораль, нравственность.

    Наука о взаимоотношениях врача и больного, о долге и обязанностях врача носит название врачебной деонтологии (от греч. deon, deontos - долж­ное, logos - учение). Медицинскую деонтологию можно также определить как совокупность этических норм выполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей.

    Представления о нравственном облике и профессиональном долге врача на протяжении прошедших столетий менялись в зависимости от социально-эко­номических и классовых отношений, политического строя, уровня развития национальной культуры, наличия определенных религиозных традиций и дру­гих факторов. Одним из основных деонтологических требований являются высокая квалификация врача, постоянное стремление к совершенствованию своих знаний и профессионального искусства.

    Авторитет врача в значительной степени основывается на его отношении к больному, чуткости, участии. Хорошо известно, что равнодушие врача сни­жает доверие к нему больного, уменьшает эффективность лечения. Врач пользуется большим авторитетом и уважением, если больной видит участие с его стороны, желание помочь, избавить от страданий, и лечение, нередко, оказывается гораздо более эффективным.

    Врачебная деонтология включает необходимость сохранения вра­чебной тайны. Все сведения о больном, характере заболевания и т. д. врач должен держать в тайне, иначе он может повредить больному, причинив ему моральный и материальный ущерб. Это требование не включает, однако, случаев, когда сохранение врачебной тайны может причи­нить вред окружающим (н.п. человек болен инфекционной болез­нью).

    Вопросы врачебной деонтологии также тесно соприкасаются с профес­сиональной этикой. Между врачами отношения должны быть товарищескими, основываться на взаимной поддержке и помощи. Если врач обнаружил ошибку или неточность в назначениях своего коллеги, он может и должен их исправить в такой форме, чтобы не подорвать у больного веру в медицину и успех лечения. Правила врачебной этики с самого начала своей работы должны усвоить и студенты — будущие врачи.
    6. Структура и основные задачи пропедевтики внутренних болезней.

    Пропедевтика внутренних болезней как дисциплина состоит из 2 разделов.

    1. Диагностика.

    2. Частная патология.

    Диагностика (от греч. слова diagnosticos- «способный распознавать») - раздел медицины, отдельная наука, изучающая методы исследования для распознавания заболевания и состояния больного с целью назначения необходимого лечения и профилактических мероприятий.

    Диагностика как наука включает следующие разделы.

    I. Врачебная диагностическая техника (собственно диагностика) - это раздел диагностики, изучающий методы получения информации о больном.

    II. Семиотика или семиология (от греч. semeion - «признак») - это раздел диагностики, изучающий симптомы, выявляемые при исследовании больного, учение о значимости и происхождении отдельных симптомов и синдромов.

    III. Методология диагноза (врачебная логика) - это раздел диагностики, включающий изучение особенностей мышления врача при построении диагностических заключений на основе данных, полученных на этапах врачебной техники и семиотики.

      1   2   3   4


    написать администратору сайта