Экологические основы природопользования Практическое занятие 3. Практическое занятие 3. Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Экологические основы природопользования Практическое занятие 3
![]()
|
![]() ![]() Подборка по базе: Новая программа по изо 2022 г дополнение.docx, Учебная программа кружка «Художественная лепка из соленого теста, математика программа.docx, планирование профессионального развития.docx, Воспитательная программа .doc, Предпосылки образования государственности у восточных славян.doc, Рабочая программа ID800082 (1).docx, Рабочая программа ID843054 (1).pdf, Рабочая программа ID52041.pdf, Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 августа 2014 г Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж" Программа среднего профессионального образования 44.02.02 Преподавание в начальных классах Дисциплина: Экологические основы природопользования Практическое занятие 3 Выполнил: Обучающийся Микин Константин Александрович Преподаватель: Чащинова Анна Вадимовна Задание 1. Цели и задачи Объект мониторинга Определяемые параметры Выбор расположения и числа постов наблюдения Продолжительность программы Выбор оборудования и методов анализа Методы отбора, консервирования и хранения проб Проведение измерений Документирование измерений Интерпретация результатов Представление информации Задание 2. Виды отходов, опасных для окружающей среды
Задание 3. Мониторинг (от лат. мonitor - предостерегающий) - в широком смысле - специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза. Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - информационная система постоянного наблюдения и регулярного контроля, проводимых по определенной программе для оценки текущего состояния окружающей природной среды, анализа всех происходящих в ней в данный период процессов, а также заблаговременного выявления возможных тенденций ее изменения. Объектами мониторинга могут быть природные, антропогенные или природно-антропогенные экосистемы. Цели экологического мониторинга (ФЗ «Об охране окружающей среды»): - наблюдение за состоянием окружающей среды, в том числе в районах расположения источников антропогенного воздействия; - наблюдение за воздействием антропогенных источников на окружающую среду; - обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды. Основные задачи экологического мониторинга окружающей природной среды. В экологической системе изначально предполагается постоянный и непрерывный круговорот веществ. Но процесс разложения различных отходов по времени происходит не одинаково. Если переработка некоторых отходов (бумага, ткани, органика и т.п.) не сложная или они самостоятельно и быстро разлагаются, то распад отходов, например, из металла, пластика, синтетических материалов, сильно замедлен или практически не происходит. Поэтому необходима их переработка, что в свою очередь требует определённых затрат. Основная задача экологического мониторинга окружающей среды - это максимальное обеспечение систем управления экологической безопасности и природоохранной деятельности достоверной информацией, на основании которой могут быть произведены: - оценка показателей состояния и функциональной целостности окружающей природной среды. - выявление причин отклонения показателей состояния окружающей природной среды и оценка последствий таких изменения показателей. - определение и принятие решений для ликвидации причин отклонения показателей и обеспечение заблаговременного предупреждения негативных ситуаций. Мониторинг охватывает весь широкий спектр анализа наблюдений за меняющейся абиотической составляющей биосферы и ответной реакцией экосистем на эти изменения, включая как геофизические, так и биологические аспекты, что определяет широкий спектр методов и приемов исследований, используемых при его осуществлении. По своему структурно-функциональному составу мониторинг окружающей среды объединяет в себе все необходимые компоненты: приборно-аппаратное обеспечение, систему организации измерений и совокупность методик анализа результатов наблюдений, необходимые для реализации функций, представленных в таблице 1. Таблица 1 - Функции мониторинга состояния окружающей среды
Поскольку сообщества живых организмов замыкают на себя все процессы, протекающие в экосистеме, ключевым компонентом мониторинга окружающей среды является мониторинг состояния биосферы или биологический мониторинг, под которым понимают систему наблюдений, оценки и прогноза любых изменений в биотических компонентах, вызванных факторами антропогенного происхождения и проявляемых на организменном, популяционном или экосистемном уровнях. Существуют различные виды мониторинга, выделяемые в зависимости от масштабов системы мониторинга, — глобальный, национальный, региональный, локальный, от уровня изменённости человеком окружающей среды — фоновый и импактный, от объекта мониторинга — собственно экологический, воздуха, вод, земли (почв), животного мира, опасных отходов, радиационный, социально-гигиенический. Глобальный мониторинг осуществляется в соответствии с международными соглашениями системой станций наблюдения, расположенных в различных точках Земли, путем обмена полученных различными государствами данных в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими в ней изменениями, в том числе изменениями климата, создания системы данных, их распространения, прогноза развития свойств окружающей среды и их влияния на человека. Национальный экологический мониторинг осуществляется отдельными государствами в пределах своей территории. Задачами мониторинга в РФ являются: наблюдение за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, в том числе атмосферы, поверхностных вод, морской среды, почв, околоземного космического пространства, радиационной обстановки на поверхности Земли и в околоземном космическом пространстве, оценка и прогноз изменений климата, водных ресурсов, трансграничного переноса загрязняющих веществ и т. д. Локальный экологический мониторинг осуществляется на обособленном производственном объекте (или его части), объекте правомерного природопользования, отдельном участке территории, постоянно или временно обладающем особым правовым статусом (например, в государственном заповеднике, в зоне экологического бедствия). Фоновый мониторинг означает наблюдение за явлениями и процессами, происходящими в окружающей среде, минимально затронутой вмешательством человека, и осуществляется станциями, расположенными в биосферных заповедниках. Социально-гигиенический мониторинг — государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека (естественной и искусственной), а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания. Он проводится на уровнях: федеральном, субъектов РФ, муниципальных образований для формирования федерального информационного фонда данных на основе многолетних наблюдений за состоянием здоровья населения, физическими, химическими, биологическими и социальными факторами среды обитания, природно-климатическими факторами, за структурой и качеством питания, безопасностью пищевых продуктов учреждениями санитарно-эпидемиологической службы РФ. Мониторинг животного мира — государственная система регулярных наблюдений за распространенностью, численностью, видовым составом объектов животного мира, состоянием среды их обитания, в том числе за миграционными путями, иными факторами в целях сохранения биоразнообразия, научно обоснованного использования и охраны животного мира, предотвращения распространения эпизоотии и иных негативных последствий. Его разновидностью является отраслевой мониторинг водных биологических ресурсов, проводимый во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, в Каспийском и Азовском морях и т. п. Мониторинг атмосферного воздуха -система наблюдения за качеством атмосферного воздуха, количеством и составом содержащихся в нем вредных веществ и оказываемым на него антропогенным воздействием путем выбросов со стационарных и передвижных источников. Осуществляется путем забора проб воздуха и дождевой воды постоянными и мобильными станциями Росгидромета, санэпиднадзора, других субъектов. Мониторинг водных ресурсов — наблюдение за качеством поверхностных вод, составом находящихся в них загрязняющих веществ, составом и количеством сбрасываемых в водные объекты сточных вод, осуществляемое химическими и биологическими (по водной флоре и фауне) методами с помощью проб, отбираемых периодически (ежемесячно) или сезонно. Мониторинг земель — система базовых, периодических и оперативных наблюдений (съемки, обследования и изыскания) за состоянием всех земель в РФ с целью выявления изменений, их оценки, прогноза и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов, информационного обеспечения органов управления земельными ресурсами, а также владельцев земельных участков. Он осуществляется на федеральном, региональном и локальном уровнях Министерством природных ресурсов РФ и его территориальными органами. Радиационный мониторинг осуществляется ЕГАСКРО (Единой государственной автоматизированной системой контроля радиационной обстановки на территории РФ) для определения уровней радиоактивности средообразующих элементов (вод, воздуха, почв, растительности), ионизирующего излучения, количества и состава радиоактивных осадков. Субъекты экологического мониторинга — органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, специализированные организации, уполномоченные на осуществление функций экологического мониторинга, субъекты экономической деятельности, общественные объединения. При объединении систем детального мониторинга в более крупную сеть (например, в пределах района и т.п.) образуется система мониторинга локального уровня. Первый (локальный) уровень экологического мониторинга – отслеживание санитарно-эпидемиологических и биоэкологических условий природной среды. Объекты наблюдения – приземной слой атмосферы, реки и грунтовые воды, почва, промышленные и коммунально-бытовые сточные воды, дым из труб, фоновая радиация и др. Показатели этих наблюдений - ядовитые вещества, предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязнителей и разного рода биологические возбудители (аллергены). Локальный мониторинг предназначен обеспечить оценку изменений системы на большей площади: территории города, района. Локальные системы могут объединяться в еще более крупные – системы регионального мониторинга, охватывающие территории регионов в пределах края или области, или в пределах нескольких из них. Следующий (региональный) уровень мониторинга – наблюдение за геоэкологическими или природно-хозяйственными условиями среды. Объекты слежения: исчезающие виды растений и животных, экосистемы и геосистемы, агросистемы, лесные полосы и рекреационные системы. Основные показатели – биологическая продуктивность, вещественный и энергетический баланс, чистота среды, степень загрязненности геосистем и другие отличительные характеристики не отдельно взятых компонентов, а совместных комплексных показателей, т.е. ландшафтов. На региональном уровне экологический мониторинг и (или) контроль обычно вменяется в обязанность: 1)Комитету по экологии (наблюдения и контроль за выбросами и сбросами действующих предприятий); 2)Комитету по гидрометеорологии и мониторингу (импактный, региональный и отчасти фоновый мониторинг); 3)Санитарно-эпидемиологической службе Минздрава (состояние рабочих, рекреационных зон, качество питьевой воды и продуктов питания); 4)Министерству природных ресурсов (прежде всего, геологические и гидрогеологические наблюдения); 5)Предприятиям, осуществляющим выбросы и сбросы в окружающую среду (наблюдение и контроль за собственными выбросами и сбросами); 6)Различным ведомственным структурам (подразделениям Минсельхозпрода, МинЧС, Минтопэнерго, предприятиям водно-канализационного хозяйства и прочее). На федеральном уровне экологического мониторинга наблюдается еще большее обобщение пространственно распределенной информации. В качестве локальных источников эмиссии на этом уровне могут играть роль промышленные районы, достаточно крупные территориальные образования. При переходе от одного иерархического уровня к другому обобщается не только информация об источниках эмиссии, но и другие данные, характеризующие экологическую обстановку. Системы регионального мониторинга могут объединяться в пределах одного государства в единую национальную (или государственную) сеть мониторинга, образуя, таким образом, национальный уровень системы мониторинга. Примером такой системы являлась Единая государственная система экологического мониторинга Российской Федерации (ЕГСЭМ) и ее территориальные подсистемы. В рамках экологической программы ООН поставлена задача объединения национальных систем мониторинга в единую межгосударственную сеть – Глобальную систему мониторинга окружающей среды (ГСМОС). Самый высокий уровень, охватывает глобальные условия. Основные показатели – радиационный баланс, тепловой баланс атмосферы, баланс влаги, газовый состав атмосферы и степень ее загрязненности, общее состояние почвы, растительного и животного мира, загрязненность крупных озер, рек, океанов и морей. Его назначение в осуществлении мониторинга за изменениями в окружающей среде на Земле и ее ресурсами в целом, в глобальном масштабе. Глобальный мониторинг – это система слежения за состоянием и прогнозирование возможных изменений общемировых процессов и явлений, включая антропогенные воздействия на биосферу Земли в целом. Объекты слежения – атмосфера, озоновый слой, диоксиды углерода, гидросфера, растительный и животный мир в целом. Пока создание такой системы в полном объеме, действующей под эгидой ООН, является задачей будущего, так как многие государства не имеют пока собственных национальных систем. Глобальная система мониторинга окружающей среды и ресурсов призвана решать общечеловеческие экологические проблемы в рамках всей Земли, такие как глобальное потепление климата, проблема сохранения озонового слоя, прогноз землетрясений, сохранение лесов, глобальное опустынивание и эрозия почв, наводнения, запасы пищевых и энергетических ресурсов и др. Примером такой системы является глобальная наблюдательная сеть сейсмомониторинга Земли, действующая в рамках Международной программы контроля за очагами землетрясений и др. Пермь - 2021 |