Главная страница
Навигация по странице:

  • Программа профессиональной переподготовки Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Организация и содержание логопедической работы» (620) newДисциплина

  • Практическое задание 3, Модуль 3. Организация логопедической помощи Выполнил: слушатель Капцова Юлия Михайловна Преподаватель

  • Кишиневская Марина Александровна г. Волгоград – 2022 Практическое задание 3Задание 1.

  • Органическая 3. Причины возникновения

  • Причины органической дислалии

  • Дети с нарушением зрения

  • Дети с ДЦП 1.

  • Практическое задание 3. Практическое задание 3 Капцова Ю.М,. Программа профессиональной переподготовки Специальное (дефектологическое) образование по профилю Организация и содержание логопедической работы


    Скачать 137.85 Kb.
    НазваниеПрограмма профессиональной переподготовки Специальное (дефектологическое) образование по профилю Организация и содержание логопедической работы
    АнкорПрактическое задание 3
    Дата23.01.2022
    Размер137.85 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаПрактическое задание 3 Капцова Ю.М,.rtf
    ТипПрограмма
    #339655

    Подборка по базе: Курс лекций по дисциплине Информационные технологии в профессион, Примерная рабочая программа по предмету структура и содержание.d, Мужество. Шапкина. Рабочая программа -2022 .docx, Рабочая программа деятельности кружка Юные патрионы 2021-2022 уч, Рабочая программа русский яз 5кл.docx, Рабочая программа ID802522.pdf, Требования к программам ДО.docx, Рабочая программа 9 кл.docx, рабочая программа физика 9 кл.odt, о.рабочая программа для колледжа (дизайн).doc

    Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы

    Программа профессиональной переподготовки

    Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Организация и содержание логопедической работы» (620) new

    Дисциплина: Основы логопедии

    Практическое задание 3, Модуль 3. Организация логопедической помощи


    Выполнил:

    слушатель Капцова Юлия Михайловна

    Преподаватель:

    Кишиневская Марина Александровна

    г. Волгоград – 2022

    Практическое задание 3

    Задание 1. 

    Перечисленные ниже задания используются для логопедического обследования. По описанию задания определите:

    - для обследования какого компонента речи оно используется,

    - какова цель задания.

    Для удобства ответа заполните таблицу:

    Образец

    п/п

    Содержание задания

    Обследуемый компонент речи

    Цель

    1.

    Логопед предлагает ребенку прослушать слова и определить, какой звук в слове стоит на первом (последнем) месте

    Фонематический

    Обследование состояния фонематического анализа

     

    Таблица для заполнения

    п/п

    Содержание задания

    Обследуемый компонент речи

    Цель

    1.

    Логопед называет звуки (с, о, к) и предлагает ребенку составить из них слово

    Фонематический

    Обследование состояния фонематического анализа

    2.

    Логопед предлагает ребенку рассмотреть серию картинок, разложить их в правильной последовательности и составь по ним рассказ.

     Формирование связной речи

     Научиться создавать рассказ по серии картинок

    3.

    Логопед предлагает ребенку послушать звукоподражания животных и поднять соответствующую звучанию картинку:

    — кошка — котенок; мяу (низко) мяу (высоко)

    — свинья — поросенок; хрю (низко) хрю (высоко)

    — коза — козленок; мэ (низко) мэ (высоко)

    — корова — теленок му (низко) му (высоко)

     Сформированность фонематического слуха

     Определение силы, тембра, высоты голоса

    4.

    Логопед предлагает ребенку повторить движения или сделать движения по словесной инструкции - открыть/закрыть ром, показать широкий/узкий язык, поднять/опустить язык и т.п.

     Определение состояния артикуляционной моторики

     Оценить анатомическое строение артикуляционного аппарата

    Задание 2. 

    Выберите одно речевое нарушение (дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, заикание, дислексия, дисграфия) и составьте его полную характеристику, заполнив таблицу по каждому указанному параметру:

    Образец

    п/п

    Параметры

    Содержание

    1.

    Речевое нарушение, определение

    Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата

    2.

    Виды (формы)

    Функциональная:

    - Акустико-фонематическая

    - Артикуляторно-фонематическая

    - Артикуляторно-фонетическая

    Органическая

     

    3.

    Причины возникновения

    ·        Причины функциональной дислалии:

    ·        1. Социальные факторы: подражание неправильной речи взрослых (торопливой, косноязычной, диалектной), подражание взрослых детскому лепету («сюсюканье»), билингвизм в семье, педагогическая запущенность.

    ·        2. Биологические факторы: общая физическая ослабленность у часто болеющих детей, минимальная мозговая дисфункция (ММД).

    ·        Причины органической дислалии:

    1.     Короткая уздечка языка или верхней губы

    2.     Макро- или микроглоссия

    3.     Неправильным прикусом

    4.     Аномалии, деформация зубного ряда

    5.     Высокое узкое (готическое) или низкое плоское нёбо

    4.

    Механизм возникновения

    - Несформированность фонематического слуха

    - Несформированность правильного положения артикуляционного аппарата при произнесении звуков

    - Неверное усвоение артикуляционной позиции

    - Дефекты строения артикуляционного аппарата

    5.

    Симптоматика

    Замены, смешения, искажения звуков

    6.

    Направления логопедической работы

    1. Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.

    2. Развития подвижности органов периферического речевого аппарата (артикуляционной моторики).

    3. Формирование произносительных умений и навыков (постановка, автоматизация, дифференциация звуков).

     

    Таблица для заполнения

    п/п

    Параметры

    Содержание

    1.

    Речевое нарушение

     Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка;

    2.

    Виды (формы)

     Моторная

    Сенсорная

    3.

    Причины возникновения

      билатеральные повреждения коры головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесённые ребёнком в доречевой период жизни.

    4.

    Механизм возникновения

     Речевое недоразвитие из-за патологии сенсомоторных функций (слуховой агнозией, апраксией)

    Патология некоторых сторон психической деятельности

    Несформированность языковых операций процесса восприятия и порождения речевых высказываний

    5.

    Симптоматика

     Отсутствие речи

    Разные замены одного и того же звука

    Неадекватное использование слов из-за непонимания их значения

    Ребенок слышит, но не понимает обращенную к нему речь

    Нарушение понимания речи вследствие нарушения работы речеслухового анализатора

    6.

    Направления логопедической работы

     Воспитание речевой активности, формирование пассивного и активного словаря,

    Формирование фразовой речи на фоне усложнения словаря и структуры фразы.

    Формирование связной речи, автоматизация грамматических структур.

    Воспитание сознательного анализа состава речи, развитие фонематического восприятия, понимания речевых структур.

     

    Задание 3.

    Прослушайте 3 аудиофайла с речью детей при дизартрии, ринолалии, заикании. Сопоставьте вид речевого нарушения с номером файла и обоснуйте свой ответ.

    аудиофайла

    Вид речевого нарушения

    Обоснование

    № 1

     Заикание

     Нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Заикание проявляется в остановках в момент высказывания, а так же повторениях отдельных слогов или зуков.

    № 2

     Ринолария

     Органическая закрытая ринолалия вызвана деформацией носовой полости, которая не только препятствует формированию звуков, но и затрудняет дыхание. Особенно искажается произношение носовых звуков: [м], [мь], [н], [нь], кроме того [м] меняется на [б], а [н] на [д]. Данная преграда устраняется с помощью операции

    № 3

     Дизартрия

     Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция.  Дисфункция ЦНС приводит к тому, что нервные импульсы от речевых центров либо вообще не поступают к речевому аппарату, либо сильно искажаются. Вследствие этого речь человека становится невнятной.

    Задание 4. 

    Покажите в сравнении особенности логопедической работы при разных вариантах дизонтогенеза у детей, заполнив таблицу:

    Дети с нарушением зрения

    Дети с умственной отсталостью

    Дети с ДЦП

    1. Работа с детьми по развитию зрительно-пространственных восприятий
    2.Обогащение зрительных представлений (рисунки предметов);
    3.Развитие зрительно-двигательной координации;
    4.Развитие слухового внимания;
    5. Развитие зрительно-познавательной активности;
    6. Включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций (дифференцирование гласных и согласных, звукобуквенный анализ слова);
    7. Развитие зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций (внимания, памяти, мышления, речи).


    1.Особенностями логопедической работы с умственно отсталыми детьми является максимальное включение анализаторов, использование максимальной и разнообразной наглядности
    2.Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.
    3. Общее моторное развитие и преимущественно тонкой ручной моторики
    4. Развитие ритма.
    5. Развитие речевого дыхания и голоса.   
    6.Развитие артикуляторной моторики.
    7. Развитие слухового восприятия и внимания.
    8. Развитие фонетико-фонематической стороны речи.
    9. Коррекция звукопроизносительной стороны речи
    10. Развитие лексики.
    11. Формирование грамматического строя речи
    12 Развитие связной речи


    1. Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;
    2. Развитие речевого дыхания и голоса;
    3. Нормализация темпо-ритмической и интонационной речи;
    4. Развитие зрительного и слухового восприятия;
    5. Развитие эмоциональных реакций;
    6. Развитие функций кистей и пальцев рук;
    7. Формирование подготовительных этапов развития понимания речи.
    8. Формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи;
    9. Развитие лексико-грамматической стороны речи, формирование навыков построения развернутого высказывания.



    написать администратору сайта