Главная страница

Санитарное просвещение. Принципы и задачи


Скачать 42 Kb.
НазваниеПринципы и задачи
Дата01.08.2020
Размер42 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСанитарное просвещение.doc
ТипДокументы
#135064

Подборка по базе: Ситуационные задачи.docx, СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.doc, Понятия и принципы синергетики при формировании представления об, АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ СИТУАЦИОННОЙ ЗАДАЧИ.docx, гос задачи.docx, Римское, Пименова, решение задачи и казуса..docx, Ситуационные задачи - дерматовенерология.docx, Ответы на экз. задачи по хир.стому (ВСЕ) прям окончательно.pdf, ситуац задачи - общая невролог (2).docx

Санитарное просвещение: принципы, формы, методы и средства Санитарное просвещение – это раздел медицины, разрабатывающий методы гигиенической культуры.

Санитарно-гигиеническое просветительство распространяет среди граждан необходимые знания и навыки с целью охраны и укрепления здоровья населения, профилактики заболеваний, сохранения активности и высокой трудоспособности на протяжении всех периодов жизни, долголетия, воспитания подрастающего поколения.

Принципы и задачи

Санитарное и гигиеническое просветительство – это раздел медицинской науки, занимающийся разработкой и внедрением методов повышения санитарной культуры во всех слоях населения.

В задачи санитарного просвещения входит не только распространение гигиенической культуры, но и стимулирование граждан к внедрению полученных знаний в ежедневную жизнедеятельность, воспитание здоровых гигиенических привычек.

Просветительская работа опирается на опыт не только медицины, как науки, но и опыт социологии, педагогики, психологии.

Основные принципы санитарного просвещения Российской Федерации:

  • Государственное значение.

  • Научный подход.

  • Доступность мероприятий для слоев населения.

  • Массовый охват всех целевых аудиторий.

Формы

Формы санитарного просвещения основываются на действенных методах пропаганды и агитации, которые проводятся в формах:

Устная передача информации (личные и групповые беседы, лекции, дискуссии, прямое общение с пациентами в формате вопросов и ответов, пр.).

Средства массовой информации (телевидение, радио, периодические печатные издания, тематические фильмы, передачи и т. д.).

Наглядная агитация (брошюры, плакаты, листовки, памятки и т. д.).

Комбинация средств (использование нескольких каналов).

Активные методы.

К активным методам распространения гигиенической и санитарной культуры относятся лекции, беседы, семинары, круглые столы, «школы пациента» и т. д. То есть, наиболее действенные методы санитарного просвещения – это те, где у лектора или медработника есть прямой контакт с аудиторией. Получение обратной связи важно тем, что это дает возможность выяснить, насколько понятен был прочитанный материал, помогает ответить на все волнующие публику вопросы, понять, какие темы нуждаются в более полном раскрытии и каких знаний или навыков не хватает целевой аудитории. Для закрепления полученных знаний участникам бесед или лекций раздаются печатные материалы в форме бюллетеней, листовок, памяток и т. д. Часто лекции сопровождаются тематическими выставками, где происходит распространение санитарно-гигиенической литературы.

Лекция – это один из методов активной пропаганды и охватывает значительное количество слушателей. Недостатком такой формы просвещения является ограниченность аудитории и краткосрочность влияния.

Еще одной активной формой распространения знаний и воспитательного процесса является беседа. Для тематической беседы достаточно выделить 15-20 минут. При подготовке этой формы пропаганды опираются на фактический материал, даются конкретные рекомендации по теме беседы, предлагаются методы достижения желаемого результата. В задачу устного метода санитарного просвещения входит передача знаний о предупреждении болезней, здоровом образе жизни, гигиене труда и быта и пр.

Пассивные методы

Пассивные методы имеют меньший эффект в решении тактических задач, но стратегически имеют не меньшее влияние на аудиторию. Средствами этого вида распространения знаний и воспитательной работы выступают: Телевидение (тематические кинофильмы, документальное кино, передачи, тележурналы и т. д.). Печатные средства массовой информации (газеты, журналы, научно-популярная литература, учебная литература и т. д.). Радио (передачи, беседы, радио-постановки и т.д.). Наглядная агитация (плакаты, брошюры, листовки, изобразительное искусство и т. д.). Пассивная передача знаний носит массовый характер и охватывает большие группы населения – районные центры, города, республики или страну в целом.

Направления

Санитарное просвещение преследует несколько целей, одна из них – популяризация здорового образа жизни. Распространение информации и привлечение населения реализуется методами агитации и пропаганды и охватывает все сферы гигиены: Личную, общественную. Трудовую (все виды деятельности – промышленная, гуманитарная, сельскохозяйственная и т. д.). Профессиональных заболеваний. Жилищную, системы питания и воспитания. Борьбу с травматизмом. Второй целью пропагандистской работы в сфере санитарного просвещения населения является внедрение в повседневную деятельность каждого человека мероприятий, направленных на профилактику заболеваний. На современном этапе внимание уделяется предупреждению таких патологий: Сердечно-сосудистые заболевания (гипертоническая болезнь, атеросклероз, ишемия). Онкологические заболевания (ранняя диагностика предраковых состояний). Туберкулез. Заболевания, передающиеся половым путем. Острые простудные заболевания. Просветительская деятельность проводится с учетом особенностей целевой аудитории, к которой она обращена (национальные традиции, пол, возраст, сфера деятельности и т. д.). Учреждения Научным и методическим центром санитарно-гигиенического просвещения является Центральный НИИ медицинских проблем пропаганды здорового образа жизни.

В учреждении проводятся исследования по направлениям: Медицинские и социальные аспекты ЗОЖ. Совершенствование системы и методов санитарного просветительства. Просветительная работа по охране здоровья женщин и детей. Просветительная и воспитательная работа - обязательная часть деятельности каждого медицинского учреждения и всех медработников.

В Российской Федерации все лечебно-профилактические организации обязаны проводить соответствующие мероприятия, направленные на воспитание населения. Основная деятельность по санитарно-гигиеническому просвещению находится в компетенции центров профилактической работы, а также специализированных кабинетов профилактики при амбулаториях и поликлиниках.

Также свою лепту в организацию просветительства вносят международные организации (Общество трезвости, Красного Креста и т.д.). Просветительство в поликлиниках Медицинские учреждения каждого уровня применяют собственные подходы к санитарному просвещению населения.

Для амбулаторий и поликлиник наиболее действенным методом пропаганды ЗОЖ является привлечение здоровых граждан к регулярному прохождению профилактических осмотров.

В периоде диспансеризации здоровым людям рассказывают о преимуществах здорового образа жизни, даются рекомендации о доступных видах физической нагрузки, советы по системе питания, и проводится агитация по борьбе с вредными привычками. Гражданам с выявленной угрозой появления патологии врачами поликлиники даются советы по профилактике заболеваний, рассказывается о первых признаках и симптомах болезни, обязательно вручается памятка с систематизированным материалом о правилах и коррекции гигиенического поведения. Пациентов с хроническими заболеваниями ставят на учет, приглашают на занятия и лекции. В ходе этих мероприятий больным рассказывают о способах доврачебной самопомощи, дают рекомендации по поддержанию здоровья и профилактике обострений болезни.

В поликлиниках активно используется наглядная агитация – уголки здоровья, плакаты с призывами вести здоровый образ жизни, возле кабинетов специалистов размещают материалы с информацией о наиболее распространенных заболеваниях и способах их профилактики. Врачи проводят индивидуальные беседы с пациентами, отвечают на все вопросы, дают персональные рекомендации по коррекции санитарного поведения во всех видах жизнедеятельности.

Просветительство в стационарах Санитарная просветительная работа в условиях стационаров концентрируется на донесении до пациентов знаний о правилах гигиенического поведения в больнице и после выписки из нее. Лечащий врач и медицинская сестра консультируют больного по общим вопросам гигиены, дают рекомендации, способствующие скорейшему выздоровлению.

В стационарах для пациентов организуют лекции, беседы, вечера вопросов и ответов, вовлекают больных в тематические дискуссии. Эти формы пропаганды и агитации проводятся как в индивидуальном порядке, так и в группах, объединенных общей проблематикой одного заболевания, вредных привычек или образа жизни.

Санитарное просвещение в очагах эпидемий направлено на призыв к больным о скорейшей госпитализации, такая же работа проводится с ближайшими родственниками пострадавших лиц. Проводится санитарный инструктаж населения охваченной эпидемией области. Инструктаж и обучение Обязательные курсы санитарного просвещения проходят работники некоторых специальностей: Парикмахеры, банщики. Продавцы продуктовых товаров. Сотрудники прачечных. Работники водопроводных станций и жилсервиса, пр.

Для каждой категории занятости существует определенный курс, зависящий от особенностей, специфики деятельности. Предметами, обязательными к изучению, вне зависимости от сферы деятельности, являются: Охрана окружающей среды. Общественное здоровье (охрана водных источников, атмосферы, утилизация и уборка отходов, профилактика профессиональных заболеваний). Охрана здоровья сотрудника (общие правила гигиенической и санитарной безопасности, соблюдение ТБ на рабочем месте, использование средств индивидуальной защиты на производствах и т. д.).

Знания - путь к здоровью

Роль санитарного просвещения состоит в активном формировании у граждан здорового образа жизни. Методами пропаганды и агитации медицинские и социальные работники убеждают граждан в необходимости соблюдать правила санитарной культуры. Конечной целью санитарно-гигиенического просвещения населения являются твердые убеждения, подкрепленные привычками и поступками, направленными на сохранение здоровья, умственную и физическую активность, участие в профосмотрах, профилактику болезней.


написать администратору сайта