Главная страница

влияние физических упражнений на мышечную систему. Практическое задание по дисциплине Проектная деятельность


Скачать 185.01 Kb.
НазваниеПрактическое задание по дисциплине Проектная деятельность
Дата24.12.2021
Размер185.01 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлавлияние физических упражнений на мышечную систему.docx
ТипДокументы
#316563
страница1 из 3

С этим файлом связано 17 файл(ов). Среди них: 2.docx, Ипз .docx, кроссворд.docx, элек (копия).docx, ипз социология.docx, информатика прак1.docx, Реферат .docx, физ Лимма.docx, философия прак2.docx, философия прак 1.docx, ипз по физкультуре.docx, Экономика.docx, Документ.docx, Латынь прак 2.docx, Прав .doc, латынь инз.docx, латынь 3.docx и ещё 7 файл(а).
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: Практическое задание4.История.Скарлыгина С.Д.docx, Подготовка к ЕГЭ-2022. Задание 21..docx, Практическое задание2.История.Скарлыгина С.Д.docx, 12 задание на ОГЭ по обществознанию.docx, Практическое задание 1.doc, Практическое задание (1).docx, комплексное задание.docx, курсовая задание 1.docx, Практическое задание деньги кредит банки.doc, Практическое задание по логистике.docx
  1   2   3




Российский государственный социальный университет





ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ___

по дисциплине «Проектная деятельность»

Влияние физических упражнений на мышечную систему

_____________________________________________________

(тема практического задания)

ФИО студента

Махмаханова Лимма Руслановна

Махмаханова Лиммана Руслановна

Направление подготовки

Лечебное дело

Группа

ЛЕЧ-С-0-Д-2021-2


Москва

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности. Не случайно все последние годы все чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. Тем не менее, феномен физической культуры личности изучен далеко не полностью, хотя проблемы культуры духа и тела ставились еще в эпоху древних цивилизаций.

Физическая культура как феномен общей культуры уникальна. Именно она является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека. Более того она является самым первым и базовым видом культуры, который формируется в человеке. Физическая культура с присущим, ей дуализмом может значительно влиять на состояние организма, психики, статус человека.

По определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Крепкое здоровье способствует успешности занятий любым видом деятельности. Специальные исследования показали, что основной причиной низкой успеваемости у 85% учащихся общеобразовательных школ является слабое здоровье, а ведь от общего состояния здоровья и физических возможностей человека во многом зависит память, внимание, усидчивость и результативность умственной деятельности.

Наибольший интерес для нашего исследования представляет влияние физических упражнений на здоровье и формирование физических качеств обучающихся. Однако, как показывает проведённый анализ педагогических исследований и образовательной практики, существует противоречие между:

- предъявляемыми требованиями ФГОС НОО и недостаточным уровнем сформированности и развития физического здоровья у учащихся.

Указанное противоречие и определило тему исследования «Влияние физических упражнений на здоровье и формирование физических качеств обучающихся».

Объект исследования: физические упражнения.

Целью исследования является - исследование влияния физических упражнений на здоровье обучающихся.

Для решения изложенной проблемы и достижения цели были решены следующие задачи:

  • изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

  • раскрыть влияние физкультуры и спорта на работу органов и систем органов;

  • провести экспериментальную работу по влиянию физических упражнений на здоровье и формированию физических качеств обучающихся;

  • разработать методические рекомендации для учащихся начальных классов по укреплению физического здоровья.

Для решения задач использованы следующие методы исследования:

  • изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;

  • эксперимент;

  • наблюдение;

  • анализ продуктов деятельности учащихся.

Гипотеза исследования: если выявить положительное влияние физических упражнений на сохранение и укрепление здоровья, то у учащихся повысится мотивация к ведению ЗОЖ, выработаются привычки систематически заниматься физкультурой и спортом.

Этапы исследования:

1 этап - организационно – подготовительный: изучение и теоретический анализ литературы по проблеме исследования; осмысление и теоретический анализ проблемы. Определение цели, рабочей гипотезы, конкретизация задач исследования, концептуальных подходов к разработке темы. Разработка экспериментальных материалов для опытно – экспериментальной работы.

2 этап – опытно-экспериментальный: проведение констатирующего и формирующего экспериментов; диагностическое исследование и анализ первичного материала.

3 этап - заключительно - обобщающий: анализ, интерпретация, систематизация и обобщение полученных результатов, уточнение положений и выводов, оформление результатов в ходе исследования.


ГЛАВА 1.

1.1 Роль физической культуры в сохранении и укреплении здоровья человека

В настоящее время одной из важнейших проблем человечества является сохранение и укрепление здоровья. Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических 
дефектов». 

Жизнедеятельность человека определяется уровнем его здоровья. 
Здоровье зависит от следующих факторов: образ жизни – 49-53 % (условия 
труда и быта, стрессовые ситуации, последствия гипокинезии, несбалансированное питание, вредные привычки и др.), наследственность – 18-22 %, экология и окружающая среда – 17-20%, эффективность здравоохранения – 8-10%. 

Таким образом, наше здоровье на 50 % зависит от самого человека, 
его образа жизни. Основными элементами здорового образа жизни являются: соблюдение режима труда и отдыха, сна и питания; выполнение требований гигиены и закаливания, профилактика вредных привычек, организация режима двигательной активности и др.

Недостаточная двигательная активность приводит к гиподинамии, 
которая возникает вследствие малоподвижного образа жизни. Велика здесь 
роль физической культуры, как одной из составляющей здоровья и совершенствования двигательной активности. 

Физическая культура – это часть общей культуры общества, которая 
способствует сохранению и укреплению здоровья человека, его физическому развитию и формированию здорового образа жизни. Физическая 
культура повышает устойчивость организма к действиям неблагоприятных 
факторов окружающей среды (стрессов, гипоксии, травм и др.). Велика ее 
роль в повышении иммунитета организма человека, а именно сопротивляемость простудным заболеваниям и инфекциям. 

Спорт является частью физической культуры. Он имеет большое 
значение в воспитании волевых и специальных прикладных качеств 
(устойчивость к гипоксии, к низким и высоким температурам или их перепадам, способность к длительному концентрированному вниманию и т. д), корректирует недостатки физического развития (длины и массы тела, 
окружности бедер, грудной клетки) и способствует улучшению психофизической подготовленности, то есть развитию физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости). 

Одним из средств физической культуры являются физические 
упражнения. Это такие движения, которые используются для формирования и совершенствования двигательных умений и навыков, развития физических качеств. Систематические занятия физическими упражнениями 
способствуют предупреждению преждевременного старения, а также увеличивают продолжительность жизни. 

Установлено, что школьники, систематически занимающиеся спортом,
физически более развиты, чем их сверстники, которые не занимаются
спортом. Они выше ростом, имеют больший вес и окружность грудной клетки, мышечная сила и жизненная емкость легких у них выше. (Жизненная емкость легких - наибольший объем выдохнутого воздуха после наиболее глубокого вдоха.)

Занятия физкультурой и спортом тренируют сердечнососудистую систему, делают ее выносливой к большим нагрузкам. Физическая нагрузка
способствует развитию костно-мышечной системы. Физические упражнения окажут положительное воздействие, если при занятиях будут соблюдаться определенные правила.

При выполнении физических упражнений организм человека реагирует на заданную нагрузку ответными реакциями. Активизируется деятельность всех органов и систем, в результате чего расходуются энергетические ресурсы, повышается подвижность нервных процессов, укрепляются мышечная и костно-связочная системы. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся и в результате этого достигается такое состояние организма, когда нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой.

Особенно большое значение физкультура и спорт приобретают сейчас, в век технической революции, когда бурными темпами в промышленность и сельское хозяйство внедряются механизация и автоматизация.

Поток информации постоянно растёт, и увеличение эмоциональных нагрузок неизбежно. Обязательные физические нагрузки постоянно сокращаются (механизация труда). Для создания условий поддержания своего здоровья на необходимом уровне нужна физическая культура. Человек должен сам выработать в себе постоянную привычку заниматься физической культурой, чтобы обеспечить гармоничное равновесие между умственными и физическими нагрузками. Это одна из основных частей индивидуальной системы здорового образа жизни. Самое благоприятное время для её выработки — подростковый возраст, когда ещё нет больших жизненных проблем.

С малых лет родители, педагоги, средства массовой информации - радио и телевидение - внушают ребенку уникальную полезность физической активности и побуждают детей активно заниматься спортом. В этом возрасте занятия спортом проходя, как правило, под наблюдением опытных тренеров и специалистов, следящих за правильным и гармоничным развитием растущего организма. В школьном возрасте эту роль в основном выполняют учителя физической культуры.

Труд многих рабочих постепенно сводится к управлению машинами. Это снижает мышечную деятельность рабочих, а без нее многие органы человеческого тела работают на пониженном режиме и постепенно ослабевают. Такую мышечную недогрузку возмещают человеку занятия физической культурой и спортом.

Ученые установили, что занятия физкультурой и спортом оказывают благотворное влияние на производительность труда. У работников физического и умственного труда, занимающихся спортом, утомление наступает значительно позже, чем у не занимающихся.

Многолетние научные исследования показали, что люди, занимающиеся спортом, в определенных профессиях быстрее приобретают высокую квалификацию.

1.2 Влияние физических упражнений на сердечно - сосудистую систему

Общеизвестно, что любые отклонения в состояние здоровья нарушают деятельность центральной нервной системы, от которой зависит согласованная работа различных органов и систем человеческого организма.

Вовремя выполнения физических упражнений у занимающихся значительно улучшаются эмоциональное состояние. Физические упражнения вызывают чувство бодрости, способствуют устранению тревоги и создают уравновешенное нервно- психическое состояние.

Одной из первых на мышечную деятельность реагирует сердечно- сосудистая система, которая, закономерно изменяясь при адекватных раздражениях рационально построенными физическими раздражениями, способствует к прочному переходу к состоянию компенсации и полному восстановлению функции сердечно- сосудистой системы.

Во время занятий физическими упражнениями, при правильном подборе значительно увеличивается приток крови в коронарные сосуды, увеличивается число функционирующих капилляров, активизируются окислительно - восстановительные процессы, в результате улучшается трофика в сердечной мышце.

При оптимальной физической нагрузке сердце приспосабливается к условиям работы: оно расширяется и увеличивает силу отдельных сокращений, если такая нагрузка часто повторяется, толщина стенок миокарда увеличивается за счет увеличения масс мышечных волокон, причем эти волокна становятся более крепкими. Тренированность миокарда повышает его сократительную функцию и ведет к более экономной деятельности сердца в покое, сокращения становятся более редкими, при этом диастола увеличивается, сердце получает больше времени для отдыха, а вся его работа совершается в результате увеличения ударного объема, т. е. того количества крови, которое оно выбрасывает в каждое свое сокращение.

Физические упражнения активизируют капиллярную сеть, спавшиеся капилляры, не полностью участвуют в процессе кровообращения, открываются, увеличивается их поперечник, и они пропускают большой объем крови с большей скоростью.

При выполнении физических упражнений облегчается переход кислорода и всех питательных веществ из крови капиллярной сети в тканевые клетки и выход продуктов клеточного обмена и углекислого газа из клеток в кровоток. Следовательно, систематические занятия физическими упражнениями, активизируя тканевый обмен, облегчают работу аппарата кровообращения, к концу стандартной физической нагрузки у тренированных лиц пульс и артериальное давление меньше повышается, чем у нетренированных.

1.3 Влияние физических упражнений на опорно-двигательный аппарат

Скелетная мускулатура - главный аппарат, при помощи которого совершаются физические упражнения. Хорошо развитая мускулатура является надежной опорой для скелета. Например, при патологических искривлениях позвоночника, деформациях грудной клетки (а причиной тому бывает слабость мышц спины и плечевого пояса) затрудняется работа легких и сердца, ухудшается кровоснабжение мозга и т. д. Тренированные мышцы спины укрепляют позвоночный стол, разгружают его, беря часть нагрузки на себя, предотвращают «выпадение» межпозвоночных дисков, соскальзывание позвонков.

Физические упражнения действуют на организм всесторонне. Так, под влиянием физических упражнений происходят значительные изменения в мышцах. Если мышцы обречены на длительный покой, они начинают слабеть, становятся дряблыми, уменьшаются в объеме. Систематические же занятия физическими упражнениями способствуют их укреплению. При этом рост мышц происходит не за счет увеличения их длины, а за счет утолщения мышечных волокон. Сила мышц зависит не только от их объема, но и от силы нервных импульсов, поступающих в мышцы из центральной нервной системы. У тренированного, постоянно занимающегося физическими упражнениями человека эти импульсы заставляют сокращаться мышцы с большей силой, чем у нетренированного. Под влиянием физической нагрузки мышцы не только лучше растягиваются, но и становятся более твердыми. Твердость мышц объясняется, с одной стороны, разрастанием протоплазмы мышечных клеток и межклеточной соединительной ткани, а с другой стороны - состоянием тонуса мышц.

Занятия физическими упражнениями способствуют лучшему питанию и кровоснабжению мышц. Известно, что при физическом напряжении не только расширяется просвет бесчисленных мельчайших сосудов (капилляров), пронизывающих мышц, но и увеличивается их количество. Так, в мышцах людей, занимающихся физической культурой и спортом, количество капилляров значительно больше, чем у нетренированных, а следовательно, у них кровообращение в тканях и головном мозге лучше. Еще И. М. Сеченов - известный русский физиолог - указывал на значение мышечных движений для развития деятельности мозга.

Как говорилось выше, под воздействие физических нагрузок развиваются такие качества как сила, быстрота, выносливость.

Лучше и быстрее других качеств растет сила. При этом мышечные волокна увеличиваются в поперечнике, в них в большом количестве накапливаются энергетические вещества и белки, мышечная масса растет.

Регулярные физические упражнения с отягощением (занятия с гантелями, штангой, физический труд, связанный с подъемом тяжестей) достаточно быстро увеличивает динамическую силу. Причем сила хорошо развивается не только в молодом возрасте, и пожилые люди имеют большую способность к развитию.

Физические тренировки также способствуют развитию и укреплению костей, сухожилий, связок. Кости становятся более прочными и массивными, сухожилия и связки крепкими и эластичными. Толщина трубчатых костей возрастает за счет новых наслоений костной ткани, вырабатываемой надкостницей, продукция которой увеличивается с ростом физической нагрузки.

В костях накапливается больше солей кальция, фосфора, питательных веществ. А ведь чем более прочность скелета, тем надежнее защищены внутренние органы от внешних повреждений.

Увеличивающаяся способность мышц к растяжению и возросшая эластичность связок совершенствуют движения, увеличивают их амплитуду, расширяют возможности адаптации человека к различной физической работе.

1.4 Влияние физических упражнений на дыхательную систему

Легкие тренированных людей значительно отличаются от легких людей, не занимающихся спортом.

Во-первых, в легких спортсмена бронхи расширяются и открываются дополнительные альвеолы (воздушные мешочки), благодаря чему увеличивается жизненная емкость легких.

Во-вторых, легкие тренированного человека гораздо лучше кровоснабжены. Благодаря этому увеличивается насыщение крови кислородом, а, следовательно, и снабжение кислородом всех органов и тканей организма. Благодаря улучшению вентиляции легких люди, занимающиеся спортом, гораздо реже болеют бронхитом и воспалением легких.

1.5 Влияние физических упражнений на обмен веществ

Умеренные физические нагрузки оказывают благоприятное влияние на процессы обмена веществ в организме.

Обмен белков у спортсменов характеризуется положительным азотным балансом, то есть количество потребляемого азота (главным образом азот содержится в белках) превосходит количество выделяемого азота. Отрицательный азотный баланс наблюдается во время болезней, похудания, нарушения обмена веществ. У людей, занимающихся спортом, белки используются главным образом для развития мышц и костей. В то время как у нетренированных людей - для получения энергии (при этом выделяется ряд вредных для организма веществ).

Обмен жиров у спортсменов ускоряется. Гораздо больше жиров используется во время физической активности, следовательно, меньше жиров запасается под кожей. Регулярные занятия спортом снижают количество, так называемых, атерогенных липидов, которые приводят к развитию тяжелой болезни кровеносных сосудов - атеросклероз.

Обмен углеводов во время занятий спортом ускоряется. При этом углеводы (глюкоза, фруктоза) используются для получения энергии, а не запасаются в виде жиров. Умеренная мышечная активность восстанавливает чувствительность тканей к глюкозе и предупреждает развитие диабета 2 типа. Для выполнения быстрых силовых движений (поднимание тяжестей) тратятся в основном углеводы, а вот во время продолжительных несильных нагрузок (например, ходьба или медленный бег), - жиры.


1.6 Влияние физических упражнений на нервную систему

На слаженную работу сердечно - сосудистой и эндокринной систем огромное влияние оказывает нервная система, деятельность которой также во многом зависит от физической активности человека. Установлено, что направленная физическая тренировка способствует расширению функциональных возможностей центральной нервной системы.

Так, спортсмены, использующие в своих занятиях упражнения, которые совершенствуют скорость, силу или выносливость, развивают не только эти качества, но и различные свойства нервной системы: у одних увеличивается сила нервных процессов, у других их подвижность, а у третьих изменяются тормозно - возбудительные соотношения в коре головного мозга. Следовательно, используя различные упражнения, можно направленно влиять и на состояние нервной системы, расширять ее функциональные возможности.

Человека, занимающегося физическими упражнениями и спортом, отличает большая выносливость, работу он выполняет более координированно, быстрее приспосабливается к меняющейся обстановке.

В результате использования физических упражнений совершенствуются все звенья нервной системы - зрение, слух, пространственная ориентация и другие. Человек, занимающийся физкультурой или спортом, образно говоря, лучше видит, больше слышит и тоньше чувствует пространство. У спортсмена точнее глазомер, он четче воспроизводит движение, совершает все действия более экономно, чем не занимающийся физическими упражнениями.
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ

В настоящее время физическая культура стала основой в формировании здорового образа жизни человека, который следует рассматривать как активную и целенаправленную форму поведения, обеспечивающего сохранение и длительное поддержание психического и физического здоровья. Именно регулярные занятия физической культурой формируют правильное отношение к своему телу, способствуют активности в различных областях жизнедеятельности человека. 

Таким образом, можно говорить о необходимости физических упражнений в жизни каждого человека. При этом очень важно учитывать состояние здоровья человека и его уровень физической подготовки для рационального использования физических возможностей организма, чтобы физические нагрузки не принесли вреда здоровью.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

2.1 Выявление исходного уровня развития физических качеств обучающихся

Экспериментальное исследование проводили в 3-4 классах МОУ СОШ пос. Титово Пачелмского района Пензенской области. В исследовании принимали участие 16 человек.

Цель этапа – выявить исходный уровень развития физических качеств обучающихся.

Тестирование проводили, используя диагностические методики. Представленные здесь методики позволяют определить у младших школьников уровень развития следующих умений:

  • выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения осанки;

  • выполнять упражнения на развитие силы мышц;

  • выполнять упражнения на развитие быстроты движений;

  • выполнять упражнения на развитие выносливости;

  • выполнять упражнения на развитие координации движений;

  • выполнять упражнения на развитие гибкости;

  • измерять частоту пульса при выполнении упражнений на развитие физических качеств и оценивать по таблице величину нагрузки.

Методика оценки физического развития по антропометрическим данным

Измерение роста с помощью ростомера

Для определения роста надо встать на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Рассчитайте свой рост (для среднего типа телосложения) для своего возраста и пола по формуле (рост в сантиметрах, возраст в годах).

Для девочек от 3 до 14 лет: рост= 6 х возраст + 77

Для мальчиков от 3 до 16 лет: рост= 6 х возраст+ 77

Обработка результатов и интерпретация

Отклонение от средних величин не должно превышать 3- 3,5 см для девочек и 2,5 см для мальчиков. Если результаты измерений отличаются от расчетных более чем на 20%, то это может указывать на эндокринные нарушения.
Определение массы тела.

Для контроля массы тела удобно использовать индекс Брока. Должная масса тела (кг) = (рост (в см)- 100) + 5 кг. Если ваша масса соответствует параметрам индекса Брока, поставьте балл (+1). Если масса тела избыточна (превышает значения должной) или недостаточна (меньше значения должной массы), поставьте балл (-1). Избыточная или недостаточная массы тела свидетельствуют о нарушениях функционального состояния различных систем органов, обмена веществ, неправильном образе жизни.

Весоростовой индекс (ВРИ) -

это соотношение между ростом человека (Р) и его весом (М). Он рассчитывается по формуле:

М (r)

ВРИ=Р (см)

Норма упитанности составляет 280-350 г/см. Рассчитайте свой весо-ростовой индекс, сравните с нормой.

Измерение окружности грудной клетки.

Испытуемый поднимает руки, экспериментатор накладывает сантиметровую ленту так, чтобы она проходила по нижним углам лопаток сзади и по средне грудинной точке спереди. Окружность измеряется в трех фазах: во время паузы при обычном спокойном дыхании, при максимальном вдохе и максимальном выдохе.

Экскурсия грудной клетки - это разница между величинами окружностей на вдохе и выдохе. У здоровых молодых людей экскурсия должна быть 6-9 см. Теоретический расчет окружности грудной клетки (ОГ, в см) для лиц 13-17 лет, не занимающихся спортом, проведите по формулам:

для мальчиков ОГ= 4,1 х возраст + 20,

для девочек ОГ= 2,2 х возраст + 45. Сравните расчетные данные с результатами ваших измерений.

Определение пропорциональности телосложения.

Вариант 1. Воспользуйтесь формулой:

А= (рост стоя-рост сидя) х 100%

(рост сидя)

где А- показатель пропорциональности телосложения.

Оценка полученных результатов: 87-92% - пропорциональное физическое развитие, меньше 87%- относительно малая длина ног, более 92%- большая длина ног.

Методика оценки опорно-двигательного аппарата

Оценка гибкости позвоночника

Школьник становится на кушетку или на стул и руками старается дотянуться до сиденья, которое поднимают за нулевую отметку. Ноги сгибать нельзя. Расстояние от нулевой отметки до кончиков пальцев рук измеряются линейкой, и служит мерой гибкости. Если человек не может дотянуться до нулевой отметки, то гибкость имеет отрицательное значение. Благоприятным считается результат с положительным значением.

Проверка на равновесие (проба Ромберга).

Испытуемый встает на одну ногу, закрывает глаза, вторую ногу сгибает в колене и упирает в бедро другой ноги. Хорошим считается результат, когда испытуемый сохраняет равновесие около 30 с.

Прыжок в длину с места.

Длина прыжка должна быть не менее 90 см.

Проверка координации движений.

С расстояния 3 м надо ударить теннисным мячом о стенку и поймать отскочивший мяч 3 раза правой и 3 раза левой. Кидая мяч правой рукой надо поймать его правой, кидая левой- левой. Отличный показатель- 6 раз, хороший- 5 раз.

Правильность осанки.

Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки казались стены. Попробуйте между стеной и поясницей просунуть кулак. Если он проходит- нарушение осанки есть. Если проходит ладонь - осанка нормальная.

Определение наличия плоскостопия.

Испытуемый встает мокрыми ногами на лист чистой бумаги. Получившийся отпечаток обводится карандашом. С помощью линейки измеряются (в см) ширина плюсневой части ноги (Р) и ширина стопы в ее средней части (К). Расчет производится по формуле:

К

А= Р Х 100%

Оценка результатов: При отсутствии плоскостопия А меньше 33%.

Методика Оценки состояния сердечно-сосудистой системы

Подсчет пульса в разных условиях.

Подсчитать пульс в разных условиях: сидя, стоя, после 20 приседаний.

Оценка результатов: При стандартной нагрузке результаты считаются хорошими, если после 20 приседаний частота сердечных сокращений увеличивается менее чем на 1/3 от частоты в состоянии покоя и нормализуется не позже 3 минут после ее окончания.
Измерение артериального давления.

Артериальное давление (АД) измеряется с помощью тонометра. Вычислите ваше давление по формуле и сравните с измеренным.

АД систолическое = 1,7 х возраст + 83,

АД диастолическое = 1,6 х возраст + 42.

Степень тренированности сердца вычисляется по формуле:

П2 - П1

Т= П1 Х 100%

где П,- частота пульса в положении сидя, П2- частота пульса после 10 приседаний.

Оценка результатов: менее 30%- хорошая тренированность сердца, 30- 45%- недостаточная тренированность сердца, более 45%- низкая тренированность сердца.

Методика оценки состояния дыхательной системы.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) измерялась спирометром.

Расчет (ДЖЕЛ) для девочек при росте до 1,5м= 3,75х Р — 3,15

Расчет (ДЖЕЛ) для мальчиков при росте до 1,65м= 4,53 х Р — 3,9, где Р- это рост в метрах.

Дыхательные движения.

Средняя частота дыхания составляет 15 дыхательных движений за 1 минуту, а у тренированных людей 10-15 за 1 минуту (подсчитываются либо вдохи, либо выдохи). Нагрузку надо регулировать так, чтобы частота дыхания после нагрузки должно происходить за 7-9 минут.

Определение времени задержки дыхания до и после нагрузки

По команде учителя все задерживают дыхание. Через каждые 5 сек. Учитель громко объявляет время с момента начала опыта, отмечая 5, 10, 15 и последующее число секунд. После непроизвольного восстановления дыхания

каждый из учащихся записывает первое из услышанных после этого чисел, которое соответствует времени максимальной задержки дыхания в состоянии покоя. После 5-7 минутного отдыха, учащиеся делают 10 приседаний. После выполнения приседаний испытуемые быстро садятся на место и опыт с задержкой дыхания повторяется. Результаты записываются в таблицу. После этого вычисляется, какой % составляет максимальное время задержки дыхания после работы относительного его задержки в состоянии покоя.

Оценка результатов: Результаты считаются хорошими, если в состоянии покоя удается задержать дыхание на 35-45 секунд. Более низкие результаты следует оценивать как слабые, более высокие как отличные. Если после нагрузки время задержки дыхания составило 70% и больше от результатов в покое, то тренированность человека можно считать высокой, если от 50 до 70% - удовлетворительной, а если менее 50%- то слабой.

Методика определения работоспособности

1. Если дома при выполнении домашнего задания вы можете легко сосредоточиться, не отвлекаться на посторонние раздражители, пока не завершите работу, и при этом не ощущаете сильной усталости- значит, у вас высокая умственная работоспособность. Балл (+1)

Если вы с трудом заставляете себя сделать домашнее задание, часто отвлекаетесь, не можете собраться с мыслями, быстро устаете, то у вас низкая умственная работоспособность. Балл (-1).

2. Определите свою физическую работоспособность. Для этого в среднем темпе, без остановок поднимитесь на 2 этаж 2 раза типового жилого дома. Отсутствие отдышки указывает на хорошую физическую работоспособность и тренированность вашего организма. Поставьте балл (+1), если вы не обнаружили у себя отдышки. Присутствие отдышки говорит о низкой работоспособности и тренированности вашего организма. Балл (-1).

Выводы об исходном уровне развития физических качеств сделаны в зависимости от суммарного балла:

5-4 баллов – высокий уровень;

3-2 балла – средний уровень;

1-0 балл – низкий уровень.

После выполненных всех методик каждый ребёнок имеет свой уровень: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень.

В процессе наблюдений все данные вносились в протокол. После обработки протокола результаты наблюдений сведены в таблицу 1 (см Приложение). Исходный уровень развития физических качеств приведены в таблице 2.

Таблица 2

ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ (ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ) ОБУЧАЮЩИХСЯ 3-4 КЛАССОВ МОУ СОШ ПОС. ТИТОВО

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Средний суммарный балл

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

3

18,75

8

50

5

31, 25

39

Общий уровень: СУ

Анализ таблицы 2 показывает, что уровень развития физических качеств у обучающихся средний, так как в классах есть дети с низким уровнем развития физических качеств.
2.2 Формирование физических качеств обучающихся

В соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС НОО, учебный материал курса физической культуры создаёт условия не только для формирования предметных умений, но и для реализации формирования универсальных (метапредметных) учебных действий.

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:

  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

  • организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

  • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

  • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.


Вышеназванные ключевые компетенции могут развиться в процессе формирования физических качеств обучающихся. Рассмотрим содержание и определим, какие компетенции могут быть реализованы.

Примеры заданий

  1   2   3


написать администратору сайта