Главная страница
Навигация по странице:

  • Программа профессиональной переподготовки

  • Дисциплина: Афазия. Особенности коррекционно-логопедической работы по восстановлению речевых и неречевых функций

  • Логопедическое заключение: эфферентно- моторная афазия средней степени выраженности. План восстановления речи (с наглядным материалом)

  • Логопедическое заключение: акустико-мнестическая афазия средней степени выраженности.

  • 5. ФИО ХХХХ Дата рождения 20. 10.1941г.

  • Логопедическое заключение: семантическая афазия средней степени выраженности. План работы (с наглядным материалом)

  • Вставить пропущенный предлог с или из

  • Вставить пропущенный предлог к или по

  • Практическое задание 3 Бачалова А.Г. Практическое задание 3, Модуль 3


    Скачать 0.58 Mb.
    НазваниеПрактическое задание 3, Модуль 3
    Дата12.08.2022
    Размер0.58 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактическое задание 3 Бачалова А.Г.docx
    ТипПрограмма
    #644697

    С этим файлом связано 5 файл(ов). Среди них: Документ Microsoft Word.docx, Документ Microsoft Word.docx, НОВЫЙ БЛАНОК на Чахкиева.docx, по доплате Цечоеву Б.doc, г.docx.
    Показать все связанные файлы
    Подборка по базе: Практическое задание4.История.Скарлыгина С.Д.docx, Подготовка к ЕГЭ-2022. Задание 21..docx, Практическое задание2.История.Скарлыгина С.Д.docx, 12 задание на ОГЭ по обществознанию.docx, Практическое задание 1.doc, Практическое задание (1).docx, комплексное задание.docx, курсовая задание 1.docx, Практическое задание деньги кредит банки.doc, Практическое задание по логистике.docx

    Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы

    Программа профессиональной переподготовки

    Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы по устранению различных нарушений речевой деятельности (1080)_ new

    Дисциплина: Афазия. Особенности коррекционно-логопедической работы по восстановлению речевых и неречевых функций

    Практическое задание 3, Модуль 3. Общая методическая организация восстановительного обучения при различных формах афазии

    Выполнил:

    слушатель Бачалова Айна Гирихановна

    Преподаватель:

    Шопина Светлана Андреевна

    Москва 2022

    Задание 1. 

    Определите нарушение и составьте план восстановления речи (с наглядным материалом) 1,3,5 или 2,4,6.
    1. ФИО ХХХХ

    Дата рождения 9.09.1974г.

    Ведущая рука Правая

    Жалобы не предъявляет в силу речевых нарушений.

    Объективно на момент обследования: контактен.

    Ориентирован во времени, пространстве и в себе.

    Отмечается неполное понимание речевых конструкций, в которых грамматические элементы несут существенную смысловую нагрузку. Собственная речь: в состоянии передать в общих чертах свою мысль.

    Фразовая речь практически отсутствует. Словарь представлен в основном существительными, частотными глаголами в инфинитиве. Интонационный рисунок речи бедный. В высказывании отсутствует плавность, оно носит разорванный характер. Способен участвовать в ситуативном диалоге. Может наблюдаться стереотипность ответов, персеверации.

    Автоматизированная речь сохранна (смог посчитать до 10, перечислил дни недели, месяцы).

    Повторная речь нарушена не грубо. Смог повторить отдельные слова, короткие фразы. Имеются артикуляционные трудности при произнесении сложных слов. Функция называния сохранна.

    Трудности объединения слов одной группы. Справился с составлением фразы по сюжетной картинке с помощью наводящих вопросов. При составлении фразы встречаются отдельные аграмматизмы.

    Читает отдельные слова различной слоговой структуры. От прочтения текста отказался. Пересказ текста недоступен. Под диктовку пишет (левой рукой) с ошибками. Списывает без ошибок. Движения органов артикуляции замедленны. Асимметрия оскала справа. Язык по средней линии. Трудности переключения с одной артикуляционной позы на другую.

    Логопедическое заключение: эфферентно- моторная афазия средней степени выраженности.

    План восстановления речи (с наглядным материалом)

    1. Преодоление расстройств произносительной стороны речи

    - выработка артикуляторных переключений в пределах слога:

     - с контрастными по артикуляционному рисунку гласными («а»–«у» и т.п.);

    - с различными гласными, в том числе и мягкими; Одновременное складывание слогов из букв разрезной азбуки.

    - выработка артикуляторных переключений в пределах слова: слияние слогов в слова с простой структурой слова (вода, рука, молоко). При этом, составляются личные схемы слова, ритмически отбивается (отхлопывается) слоговая структура слова.



    -работа по автоматизации слов с определенной ритмической структурой. Чтение серии слов с одной слоговой структурой написанной столбиком. Постепенное усложнение слоговой структуры слова.

    - чтение разделенных на слоги рифмующихся слов сопряженно с логопедом, а затем самостоятельное.

    2. Восстановление фразовой речи

    Одновременно с восстановлением звуковой и слоговой структуры слова начинается работа по восстановлению фразовой речи.

    1.Восстановление так называемого чувства языка, улавливания созвучия, рифм в стихах, пословицах и поговорках.

    2. Преодоление аграмматизма на формально-грамматическом уровне: -дифференциация значений единственного и множественного числа, - родовых значений, - значений настоящего, прошедшего и будущего времени глагола; - ответы на вопросы простой фразой, оформленной грамматически правильно; -пересказ простого текста.

    Восстановление словаря: а) восстановление глаголов.

    б) работа по накоплению глагольного словаря: подбор нескольких глаголов к существительному или нескольких существительных к одному глаголу.

     

     в) составление фраз по сюжетным картинкам.





    3. Восстановление чтения и письма

    1.Этапы восстановление письма

    - нормализация мышечного тонуса: - упражнения, направленные на восстановление способности удерживать в руке ручку или карандаш, манипулировать с ними пальцами вне процесса письма а) большим, указательным и средним пальцами (как при письме), производить их одновременное сгибание и разгибание; б) пальцами перебирать палочку от верхнего конца к нижнему и обратно;

    - развитие координированных движений рук: (тетрадь Останиной Е.В. «Буквы запоминаю сам….»)

    а) списывание элементов букв: точки, прямые, круги



    б) списывание отдельных прописных букв (по целой строке на каждую букву);



    в) по мере улучшения списывания отдельных букв переходят к списыванию простых слов (из 3—4 букв);



    г) письмо слов по памяти (вначале он читает слово, написанное на карточке, затем перевертывает карточку и пишет несколько раз это слово в тетради. Начинают с самых простых слов (например, «дом», «кот», «лес»), затем предъявляют более сложные («виноград», «путешествие», «электричество»), а в дальнейшем целые фразы.;

    2. Этапы восстановления чтения:

    - составление слов с помощью разрезной азбуки: слоги, односложные слова, затем двухсложные, трехсложные и т. д.

    - задания на заполнение пропущенных гласных и согласных букв в простых словах под картинками; заполнение букв в фразах и текстах.

    3. Освоение чтения и письма.

    Складывание слов из разрезной азбуки и запись его в тетради. При этом проводится звуко-буквенным анализ состава слова с помощью наводящих вопросов, анализ слогов.

    4.Слуховой диктант из легких фраз. При этом больной должен проговаривать каждое слово по звукам, иногда предварительно складывать особенно трудные слова из букв разрезной азбуки.

    3. ФИО ХХХХ

    Дата рождения 23.10.1954г.

    Ведущая рука Правая.

    На момент обследования правосторонний гемипарез

    Жалобы на снижение памяти, на трудность нахождения нужных слов.

    Объективно на момент обследования: контактен. Ориентирован во времени, пространстве и в себе. Обращенную речь понимает. Показывает предметы отдельные предметы по заданию. Выполняет простые короткие инструкции. Затрудняется в выполнении сложных инструкций. Требуется неоднократное повторение вопросов.

    Собственная речь представлена короткими фразами. В речи часты персеверации и паузы из-за поиска нужного слова. Диалогическая речь сохранна. Автоматизированные ряды называет правильно.

    Повторяет отдельные слова. При повторении фразы, часть выражения оказывается забытым. Поэтому в речи появляются паузы. Функция называния нарушена. Затруднения преимущественно возникают при назывании предметов. Подсказка первого слога не помогает. Обобщение нарушено частично.

    Функция чтения сохранна. Пересказ затруднен из-за трудности удержания фрагментов текста. При письме под диктовку присутствуют пропуски слов и вербальные парафазии. Счетные операции выполняет правильно.

    Логопедическое заключение: акустико-мнестическая афазия средней степени выраженности.

    1. Восстановление предметной отнесенности слова. Предлагаем следующие виды заданий.

    - посмотреть на предметные картинки и разложить к ним соответствующие подписи.

    Процедура: выкладываем перед больным ряд предметных картинок, озвучиваем их, просим показать какую-либо одну, а затем ее подписать.

    Инструкция: «Покажите, где...» (далее озвучивается слово-подпись).

    1.  Лестница – холодильник.

    2.  Светофор – ножницы.

    3.  Туфли – собака.

    4.  Кастрюля – лампа.



    - определить предметы, которые изображены на недорисованных картинках.

    Процедура: показываем больному лист, на котором изображены недорисованные предметы. Затем просим определить каждый предмет и назвать его. Если у больного возникают затруднения, оказываем ему помощь наводящими вопросами.

    Инструкция: «Посмотрите на эти картинки. Назовите предметы, которые на них нарисованы».



    - объяснить функциональное назначение предметов, изображенных на предметных картинках.

    Процедура: предлагаем больному назвать какой-либо предмет на картинке или в комнате, а затем просим объяснить его функциональное назначение.

    Инструкция: «Назовите…» (специалист показывает какой-либо предмет). «Объясните его значение»



    - рисование предмета по памяти.

    - работать над схемой тела. Показывать по инструкции части тела у себя и на картинке. Где у Вас живот? Где затылок? Покажите запястье.



    2. Восстановление ситуативно обусловленной речи. Рекомендуем больному следующие типы заданий.

    - выполнять серию речевых инструкций:

    Откройте рот – покажите язык – оближите губы.

    Возьмите со стола ручку – положите на тетрадь – отодвиньте стул.

    Возьмите чашку – налейте в чашку воды – выпейте воды.

    - отвечать на ситуативные вопросы:

    Как Вас зовут?

    Вы работаете?

    Чем Вы занимаетесь?

    Какое у Вас хобби?

    Вы на пенсии?

    Какой номер Вашей палаты?

    3. Расширяем объем слухо-речевой памяти и восстанавливаем фонематическое восприятие. Рекомендуем больному выполнить следующие действия.

    - дописывать словосочетания при опоре на слова-подписи, различающиеся первыми буквами.

    Пошел проливной дождь, вождь У каждого племени есть свой Для пирога нужна мука, рука К двери потянулась ее.По лесу бродит дикий дверь, зверь Чтобы войти в квартиру, нужно отпереть входную

    - составлять слова из отдельных букв.

    - составлять слова из слогов.

    - дописывать фразы словами, содержащими оппозиционные фонемы: Был жаркий… Чтобы укрыться от жары, я спрятался в…

    - запоминать адреса и номера телефонов вымышленных героев.

    Процедура: называем больному имена и адреса героев. Далее отвлекаем его и затем просим вспомнить адрес какого-либо героя.

    Инструкция: «Сейчас я Вам назову двух героев, а потом скажу их адреса и телефоны. Слушайте внимательно. Нужно запомнить адрес и телефон каждого героя». Елена Полякова, г. Москва, улица Кировская, дом 5, кв. 25. Телефон: 525 25 05. Виктор Иванов, г. Санкт-Петербург, улица Советская, дом 3, кв. 30. Телефон: 300 10 03.

    - составлять и записывать рассказы по сериям сюжетных картинок.

    Инструкция: «Посмотрите на эти картинки. Составьте по ним рассказ, перескажите его».





    4. Обучение пересказу. Процедура: зачитываем больному сатирический текст. Задача больного – ответить на ключевые вопросы.

    Инструкция 1: «Сейчас я Вам прочитаю рассказ. Слушайте внимательно. Потом буду задавать вопросы».

    Инструкция 2: «Перескажите рассказ».



    Точный портрет В квартиру к Пикассо забрался вор. Пикассо заметил его, и вор убежал. В полиции хотели составить фоторобот, но Пикассо заявил, что он все-таки художник и сам нарисует портрет преступника. На основании этого портрета на следующий день были арестованы пятнадцать человек, две лошади, четыре автобуса, фонарный столб, тарелка жареной рыбы и рубанок... Вопросы: Что произошло в квартире Пикассо? Что полицейский предложил сделать Пикассо? Кого арестовали?

    5. Решать логические и математические задачи. Петров и Сидоров работают на одной фирме. Зарплата у них поначалу была одинаковой, но через год директор решил, что Петров работает хорошо, а Сидоров не очень, и увеличил зарплату Петрова на 10%, а зарплату Сидорова уменьшил на 10%.

    Еще через год директор понял, что ошибся, и уменьшил зарплату Петрова на 10%, а зарплату Сидорова повысил на 10%. Кто теперь больше зарабатывает? (зарплата стала равной).

    5. ФИО ХХХХ

    Дата рождения 20. 10.1941г.

    Ведущая рука Правая.

    На момент обследования правосторонний гемипарез

    Жалобы на трудности понимания логико-грамматических конструкций.

    Объективно на момент обследования: контактен.

    Испытывает трудности в ориентации во времени и в себе. Обращенную речь понимает. Тексты, содержащие логико-грамматические конструкции, понимаются с трудом. Нарушено понимание значений пространственных предлогов и отдельных морфем. Собственная речь логически и грамматически правильная. Способен участвовать в ситуативном диалоге. Автоматизированная речь сохранна. Повторная речь доступна. Функции называния и обобщения сохранны. Испытывает затруднения при назывании чисел после 100. Пишет, читает, пересказывает. Трудности в выполнении вычислительных операций с переходом через 10.

    Логопедическое заключение: семантическая афазия средней степени выраженности.

    План работы (с наглядным материалом):

    1. Преодоление основных, первичных дефектов пространственного гнозиса, лежащих в основе нарушений речи.

    - работа начинается с самых простых заданий по узнаванию нарисованных геометрических фигур. Например, среди множества предъявленных геометрических фигур предлагалось найти фигуру в форме круга, квадрата, треугольника и т.п.



    - срисовывание заданные фигуры, рисование фигур по памяти, восполнение недостающие в рисунке элементы.

    - конструирование по образцу фигуры из палочек, кубиков. Сначала вся работа ведется без оречевления, позже присоединяется и речевая инструкция («Положите спичку вверх… вниз, одну спичку направо, другую налево и т.д.). При конструировании проводится сопоставительный анализ фигур, отрабатывались понятия больше – меньше, выше – ниже, толще – тоньше и тому подобное.

    - работа по осознанию схемы своего тела, его положения в пространстве и передвижения в пространстве. На данном этапе предлагаются такие задания как складывание фигур животных и человека из частей, дорисовывание недостающих частей, самостоятельное рисование людей.

     

       

    - выполнение упражнений на ориентировку в пространстве. Начинается с обращения внимания больногона правую руку как на точку отсчета в пространственной ориентировке, затем переходим к пониманию наличия и роли левой руки, левой и правой половины тела, левой и правой части пространства. Потом предъявляется макет комнаты и фигура человека и даются различные инструкции: «Поставить фигуру лицом к окну, повернуть к себе, от себя». Даются задания по прохождению пути на макете, в кабинете, в поликлинике, затем даются схематическое изображение с речевым обозначением направлений движения («вперед, направо, налево, назад»). Затем предлагается выполнить движения по речевой инструкции: «Идите вперед. Поверните направо. Идите назад. Поверните налево» и т.д.

    На следующем этапе сначала предлагается нарисовать схему прохождения знакомого пути по мысленному образу, а затем ее реализовать. Уточняются значения слов с пространственным значением (далеко, близко, рядом, сбоку и т.д.).

    - работа со схемами, изображающими пространственное изображение предметов. Обучение начинается с манипуляций с конкретными предметами в пространстве по заданному образцу. Например, логопед моделирует положение карандаша в пространстве (карандаш на тетради, карандаш под тетрадью), больной воспроизводит образцы. Образец постоянно меняется, меняется и положение предметов. Позже выполняются операции нахождения нужных положений пар предметов по заданным схемам:

     

    - работа с географической картой.

    - нахождение сторон света и географических объектов (реки, моря, города, страны и др.) на обычной географической карте.

    На этих занятиях на наглядном примере больному предъявляются логико-грамматические обороты речи типа: «Санкт-Петербург дальше от Москвы, чем Тула» — Какой город ближе к Москве, какой дальше? «Санкт-Петербург дальше от Москвы, чем Тула, но ближе чем Таллинн». Города отыскивались на карте, их взаимоотношения изображаются схемой с помощью стрелок.

    Москва — Тула — Санкт-Петербург — Таллинн.

    - самостоятельное заполнение немой карты с предварительным ознакомлением с данной местностью на обычной карте.

    2. Восстановление способности понимания слов с пространст­венным значением (предлогов, наречий, глаголов с приставками «движения» и т.д.):

    - наглядное изображение простых пространственных ситуа­ций, обозначаемых предлогами и другими частями речи;

    - заполнение пропущенных «пространственных» элементов в слове и фразе;

    Примеры упражнений:

    Вставить пропущенные предлоги и зарисовать схемы этих предлогов:

    Щенок спрятался / конуре.
    Тапочки стоят / кроватью.
    Тарелки стоят / столе.
    Самолет летит / морем.
    Дети идут / школу.
    Письмо опустили / почтовый ящик.
    Пассажиры вышли / автобуса.
    Человек идет / дороге.
    Крот прорыл ход / землей.
    Люди собрались / митинг.
    Огурцы солят / бочках.
    Пароход плыл / реке.
    Густой туман поднимался / рекой .
    Сено сложили / навес.
    Ястреб парил / небе.
    Плакучая ива склонилась / водой
    Цветы поставили / вазу.
    Новую мебель занесли / комнату.

    - составление фраз со словами, имеющими пространственное значение.

    на, в

    где изготовляют? (лекарства, ткани, станки, ключи, мебель);

    где смотрят? (фильмы, спектакли, картины, зверей, клоунов);

    где растут? ( ягоды, грибы, орехи, клюква, одуванчики, земляника, кувшинки);

    где покупают? (лекарства, молоко, газеты, овощи и фрукты, билеты);

    где работает? (продавец, учитель, экскурсовод, ткачиха, библиотекарь, артист, строитель, почтальон).

    с

    с чем пекут пироги? ( с капустой, с мясом, с творогом, с картошкой, с вареньем, с яблоками, с ягодами, с рыбой);

    с чем ты любишь бутерброд? (с колбасой, с сыром, с маслом, с ветчиной, с икрой, с рыбой);

    с чем пьют чай? ( с конфетами, с сахаром, с вареньем, с медом, с молоком, с тортом, с пирогами, с вафлями, с шоколадом);

    с кем ты любишь гулять? (с сестрой, с братом, с другом, с подругой, с отцом, с матерью, с внуком, с внучкой, с дедушкой, с бабушкой, с собакой);

    из

    Откуда?

    вышел из ….
    выпал из ….
    приехал из …
    вернулся из ….

    Из чего?

    варенье из ….
    выстрел из ….
    слепил из ….
    связал из …
    блюдо приготовил из ….
    смастерил из ….

    Вставить пропущенный предлог с или из:

    Куклу вынули … коробки.
    Туристы сошли … теплохода.
    Бельё достали … шкафа.
    Ворона слетела … дерева.
    Бабушка слезла … печки.
    Пироги вынули … печи.
    Молоко вынули … холодильника.
    Ворона слетела … дерева.
    Пассажиры вышли … троллейбуса.
    Упал … дерева, … кармана, … крыши, …дупла, …окна, …гнезда, … крыльца
    Вернулся … школы, …магазина, …улицы, … театра, … завода, … фабрики.

    по, к

    бежал по …
    плыл по …
    погладил по ….
    ползла по ….
    бродили по ….
    сходил к ….
    подошли к ….
    приехали к ….
    подкрался к ….
    подплыл к ….

    Вставить пропущенный предлог к или по:

    Путники шли … пыльной дороге. Скоро они подошли … реке, … реки росли

    ивы, … реке плыла лодка. Она пристала … берегу. Охотники шли … узкой тропинке и вышли … лесному озеру. … берегам озера плавали дикие утки. Охотники стали подкрадываться … уткам. Утки услышали их и улетели.

    3. Восстановление        способности        понимания       логико-грамматических ситуаций.

    - картинное изображение сюжета конструкции;

    Например, предъявляются картинки и фразы: женщина режет морковь ножом. Мужчины пилят дрова пилой. Мальчик пишет письмо ручкой. Логопед каждый раз спрашивает: «чем режут морковь? Чем пилят дрова? Чем пишут письмо?» Таким образом формируется обобщенное представление о творительном падеже орудия действия.



    - введение логико-грамматических конструкций в разверну­тый смысловой контекст;

    Для этого проводится серия упражнений, в которых от больного требуется составить предложение, соответствующее заданным связям между словами. Для этого дается например, такая структура предложения в форме взаимосвязанных вопросов: Кто? ——- что делает? ——- что? ——- чем? («Женщина подметает пол веником»).

    - введение дополнительных слов, обеспечивающих смысло­вую избыточность («отец моего брата», «письмо от любимой подру­ги» и т.д.). Для этого используются следующие упражнения. Например дано: «хозяин собаки». Вводится дополнительное слово, получается «хозяин охотничьей собаки», «отец брата» – «отец моего брата», «дочкина мама» – «мама маленькой дочки»; «мамина дочка» — «любимая дочка у мамы» Так с помощью описанной методики восстанавливается понимание и других сложных логико-грамматических конструкций речи.

    Восстановительное обучение, направленное на внутрисистемную перестройку нарушенной речи путем перевода ее с одного уровня реализации на другой, более высокий, осознанный и произвольный, является продуктивным при данной форме афазии.

    4. Работа над развернутым высказыванием:

    - изложения, сочинения;

    - импровизация на заданную тему по серии сюжетных карнок.





    - толкование сложных по смысловой структуре слов.

    Поровоз



    Самовар



    Скалолаз



    написать администратору сайта