Главная страница

Государственная власть. Понятие и формы государственной власти 5 понятие и особенности государственной власти 5


Скачать 48.26 Kb.
НазваниеПонятие и формы государственной власти 5 понятие и особенности государственной власти 5
Дата10.06.2019
Размер48.26 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаГосударственная власть.docx
ТипГлава
#81165

С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: Алина ПДФ.pdf.
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: Презентация Понятие Прокурорского надзора,его отрасли.pptx, эссе выбор организационно-правовой формы.docx, Конспект Понятие культуры.docx, Лекция 2. Понятие конфликта. Факторы его возникновения.docx, Этические правила взаимоотношений руководителя с подчиненными на, Контрольные работы для студентов заочной формы обучения ППМЮ.pdf, 6.Психология власти..docx, Модульное программирование. Понятие программного модуля..rtf, Лекция - понятие и виды цен.doc, Тестовые задания для подготовки к итоговой государственной аттес

Содержание
Введение 3

Глава 1. Понятие и формы государственной власти 5

1.1. понятие и особенности государственной власти 5

1.2. формы и методы осуществления государственной власти 10

1.3. методы государственной власти 12

Глава 2. Органы государственной власти 17

2.1. понятие и признаки органа государственной власти 17

2.2. принципы системы органов государственной власти 19

Заключение 25

Список использованной литературы 27

Введение
Систему органов государственной власти Российской Федерации образует совокупность государственных органов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе осуществления государственной власти.

Государственным органом является гражданин или коллектив граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, уполномочены государством на осуществление его задач и функций и действуют в установленном государством порядке.

Государственная власть в России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей. В соответствии с этим принципом система органов государственной власти Российской Федерации состоит из органов законодательной, исполнительной и судебной властей (ст. 10 Конституции РФ). В связи с федеративным государственным устройством России в данную систему входят органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Федерации.

Федеральные органы государственной власти (прокуратура, федеральные суды, федеральные органы налоговой полиции и др.), функционирующие на территории субъекта федерации, не входят в систему органов государственной власти соответствующего субъекта. По отношению к этим федеральным органам субъекты федерации могут обладать определенными полномочиями, но в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Актуальность данной темы заключается в том, что от правильного построения органов государственной власти зависит эффективность управления государством, а значит и социальное, экономическое, политическое и т.п. положение нации.

Объект исследования: система отношений, связанных с осуществлением государственной власти.

Предметом исследования являются особенности и система форм и методов осуществления государственной власти.

Целью исследования является уточнение сущности государственной власти.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- раскрыть основание и виды власти;

- рассмотреть понятие и особенности государственной власти;

- изучить методы и вещественные признаки государственной власти;

- определить особенности органов государственной власти.

Теоретико-методологическую и информационную основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам сущности государственной власти. Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение.

Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Понятие и формы государственной власти

1.1. понятие и особенности государственной власти



Феномен такого вида власти, как государственная власть, является одним из наиболее употребляемых в гуманитарных исследованиях. Вместе с тем в науке отсутствует единообразие в подходах к определению указанного понятия, выделению его отличительных черт.

В целях выявления сущности государственной власти полагаем необходимым выявить, проанализировать и обобщить имеющиеся в науке подходы к свойствам и признакам настоящего феномена.

Исследователями в разное время выделялись различные черты власти государственной.

Учёным и богословом Фомой Аквинским исследуемый феномен хоть и не дефинировался специально, но фактически структурировался для нужд проводимого им исследования.1

Так, под государственной властью им понимается совокупность трёх элементов: сущности власти, то есть имеющие божественную природу отношения господства и подчинения, при которых воля лиц, занимающих вершину социальной иерархии, движет низшими слоями населения; формы власти, то есть происхождение власти, способы её приобретения, и пользование государственной властью.

Л.И. Петражицкий в начале XX века писал, что господствующим пониманием государственной власти является понимание её как единой, обладающей принудительной, непреодолимой силой воли государства как особой личности. Некоторые, впрочем, продолжает автор, сравнивают государственную власть с волей правителей, снабжённой принудительной силой, а некоторые - просто с силой.2

Сам автор с таким подходом не согласен, считает, что современное ему государствоведение ошибается относительно сферы нахождения и природы исследуемых феноменов, а такого рода дефиниции, по его мнению, носят наивно-проекционный, а отчасти и фантастический характер. Сущность же явления, по мнению Л.И. Петражицкого следует искать в сфере «эмоциональных проекций».

Политологами Л.В. Сморгуновым и В.А. Семеновым указывается, что государственная власть - это отношения руководства и подчинения, устанавливаемые на всей территории страны с помощью особых государственных органов. Государственная власть универсальна, зачастую обладает законными институтами насилия, публична, суверенна, осуществляется профессиональными управленцами на подконтрольной государству территории.3

И.А. Ильин в своих работах выделяет следующие основоположения власти: государственная власть не может принадлежать никому, кроме правомочных; государственная власть должна быть едина; государственная власть всегда должна осуществляться лучшими людьми, удовлетворяющими этическому и политическому цензу; программа власти может включать в себя только осуществимые меры или реформы; государственная власть принципиально связана распределяющей справедливостью, но она имеет право и обязанность отступать от нее и только тогда, когда этого требует поддержание национально-духовного и государственного бытия народа.4

Водворение справедливости в общественной жизни людей является, подчеркивает И.А. Ильин, одной из основных задач государственной власти.

М.И. Абдулаев, анализируя феномен государственной власти указывает на то, что важным признаком государства является наличие публичной, или говоря иначе - государственной, власти, которая учреждается народом и выступает от его имени. Функцией государственной власти является упорядочение общественной жизни и отношений, то есть управление. Последнее предопределяет наличие группы лиц, призванных осуществлять задачи и функции государства.5

Вместе с тем, подчёркивает автор, не каждая власть является управленческим благом - известно много случаев, когда государственная власть нарушала права и свободы личности. Власть эффективна, когда действует в согласии с управляемыми.

Автор подчёркивает, что государственная власть ограничена, во-первых, правами и свободами, принадлежащими его гражданам и, во-вторых, властными полномочиями других государств, а также неразрывна связана с правом. Последнее является основой власти, основой деятельности государства, то есть организация государственной власти должна быть основана только на правовых началах, а ее деятельность - в рамках правового закона.

Государственная власть, по мнению автора, характеризуется следующими признаками: во-первых, государственная власть для осуществления своих функций и задач обладает аппаратом управления, призванным осуществлять функции управления обществом с помощью специальных государственных органов; во-вторых, государственная власть является представительной, которая осуществляет свою деятельность от имени народа; в-третьих, признаком государственной власти является ее легитимность - то есть признание народом права управлять им и согласие подчиняться этой власти.

В.И. Власов пишет, что воплощённая в государственных органах публичная власть, обязательно обладающая особыми аппаратами управления и принуждения, трансформируется в государственную власть и её реализация обеспечивается всей мощью государственного аппарата. Главными признаками государственной власти является суверенность - то есть её верховенство на территории государства и общеобязательность для лиц, проживающих на территории - и легитимность - то есть принятие её населением.6

Автором фактически ставится знак равенства между феноменами государства и государственной власти.

А.В. Мичкевич ставит знак равенства между государственной и публичной властью и, обращает внимание на то, что государственная власть представляется особыми отрядами вооружённых людей, тюрьмами, судами и другими принудительными учреждениями, а также аппаратом чиновников.7

В.Н. Хропанюк указывает, что механизм государства является материальным выражением государственной власти. «Через целую систему своих органов и учреждений государство осуществляет непосредственное руководство обществом, закрепляет и реализует определённый режим политической власти, защищает неприкосновенность своих границ».8

С.С. Алексеев определяет феномен государственной власти как систему властеотношений, реализующая функции государства, основанную на аппарате принуждения.9

Государственная власть, по мнению С.С. Алексеева, есть система подчинения, характерная для государства, тогда как государство - организация политической публичной власти.10

Признаками государственной власти являются: публичность государственной власти, поскольку она выступает от имени всего общества, всего народа и имеет «публичную» основу для своей деятельности - казенные имущества, собственные доходы, налоги; аппаратность власти, так как она концентрируется в аппарате, системе органов государства и через эти органы осуществляется; законность власти, под чем автор понимает поддержку власти законом и потому позволяющей ей при помощи аппарата и юридических норм делать свои веления обязательными для населения всей страны; суверенность власти, то есть независимость от иных властей; легитимность власти - то есть юридически обоснованная и общественно признанная, в том числе мировым сообществом.

Известный исследователь и теоретик права В.В. Лазарев определяет государственную власть как руководство обществом при помощи государственного аппарата при опоре на особые отряды вооруженных людей, на специальные принудительные учреждения.11

Таким образом, по результатам исследования установлено, что большинством исследователей выделяются следующие черты государственной власти:

- Во-первых, в основе государственной власти лежат отношения господства и подчинения;

- Во-вторых, государственная власть основывается на праве;

- В-третьих, государственная власть осуществляется для управления (руководства) народом (обществом).
1.2. формы и методы осуществления государственной власти
Любая форма управления - это осуществление органами власти разными способами конкретных практических действий с целью решения задач, которые перед ними стоят.12 Одни из них несут юридическую ответственность, другие - нет.

Формы государственного управления обусловливаются теми правовыми предписаниями, опираясь на которые, государство контролирует деятельность органов власти. Они закреплены в законах, статьях Конституции, в стандартах и положениях. В определенных условиях должностные лица по своему усмотрению, но, не выходя за рамки законодательства, выбирают те формы, которые наиболее подходят к сложившейся ситуации.

Это касается той части деятельности органов власти, которая имеет правовой статус. Но большая часть их действий не имеет юридического значения, то есть административное право во время их выполнения не претерпевает никаких изменений. Это организационная форма деятельности органов власти. В то же время неправовые формы и методы государственного управления служат основой для осуществления в будущем действий, имеющих юридическую значимость. И, наоборот, данные формы управления могут возникать после правовых.

Действия должностных лиц, находящихся при власти, являются формами управления. Они не должны превышать пределов их компетенции. Данные формы государственного регулирования делятся на неправовые и правовые.

Органы власти, как правило, выполняют действия, которые можно по определенным признакам сгруппировать. Проблема выделения форм управления полностью не решена. Но теоретически все же принято разграничивать четыре формы государственного управления:

1) Издание актов управления (нормативных). Оно предполагает деятельность, которая направлена на соблюдение закона с помощью установления в области регулирования конкретных правил. Создание новых актов связано с тем, что уже существующие общие законы не могут охватить все сферы общественной жизни.

2) Издание актов управления ненормативных (индивидуальных, административных). Они отличаются от актов нормативных тем, что ими прекращаются, изменяются или устанавливаются административные правовые отношения. Кроме того, они обращены к конкретным участникам управленческой деятельности. После разового применения прав и обязанностей участниками данных отношений действие индивидуальных актов прекращается.

И нормативные управленческие акты, и индивидуальные вторичны по отношению к закону, они подвластны ему.

3) Проведение мероприятий организационного характера. Оно осуществляется стабильно, систематически. Их цель - обеспечить эффективную, четкую работу органов управления. Их проведение никак не влияет на изменения в административных правовых отношениях. Мероприятия по организации управленческой деятельности никак не связаны с созданием новых законов, правил, не имеют юридической значимости. Использование конкретных форм мероприятий зависит от особенностей объектов, которыми нужно руководить, от их правового статуса.

4) Осуществление действий, решающих материально-технические вопросы. Они носят дополнительный характер. Их предназначение - обслуживать процесс управления. Они создают необходимые условия для использования органами власти других форм управления. Сюда входит составление отчетов, справок, решение вопросов делопроизводства, проведение мероприятий, подготовка материалов для создания законов.

Так как формы государственного управления не имеют классификации, признанной всеми правоведами, то и это разделение следует считать довольно схематичным и условным. Существуют и другие его виды. Например, следующие формы государственного управления:

5) неправовые, когда для проведения управленческой деятельности не нужны юридические акты;

6) правовые формы, когда управленческие действия связаны с нормами права.13

1.3. методы государственной власти
Одними из важнейших индикаторов, характеризующих демократический институт государственной власти, являются применяемые ею методы, направленные на регулирование отношений между обществом и государственными органами. В связи с этим исследование государственной власти через призму применяемых ею методов представляет существенный интерес.

Реализация государственной власти должна основываться на использовании социально оправданного, нравственно допустимого инструментария, так как объектом воздействия выступает «человеческий материал» и иезуитский принцип «цель оправдывает средства» здесь объективно не уместен. Достижение цели любым путем, игнорируя понесенные издержки в сфере деятельности государства, недопустимо, так как это дискредитирует саму идею осуществления государственной власти, отдаляет публичные государственные институты от населения. Это может привести к тому, что государственная власть, ее потенциал будет функционировать только для государства, а не для реализации интересов граждан, что повлечет за собой конфликт между государством и обществом.14 В связи с этим рассмотрение методов осуществления государственной власти приобретает первостепенное значение.

На наш взгляд, для более глубокого понимания назначения методов осуществления государственной власти необходимо обозначить их особенности.

Основное назначение метода государственной власти состоит в оказании управленческого воздействия на управляемые субъекты. Общей целью деятельности государственных органов выступает обеспечение поступательного развития общества, создание должных условий самореализации граждан. Метод выступает тем инструментом, которым пользуется орган государственной власти, осуществляя свою деятельность. К сожалению, на практике часто встречаются случаи, когда неразумные, некомпетентные указания органов государственной власти или их должностных лиц приводят к дезорганизации деятельности целых управляемых комплексов. Примером тому может служить жилищно-коммунальное хозяйство ряда субъектов Российской Федерации, где систематически возникают чрезвычайные ситуации во время отопительного сезона, а органы государственной власти не справляются с устранением возникших негативных последствий.

Методы государственной власти имеют определенный объект воздействия. Применение метода осуществляется как в отношении индивидуального объекта, так и в отношении целых групп однородных объектов. В первом случае речь чаще всего идет о методах нормативного регулирования (правотворческая деятельность), во втором случае - о даче конкретных предписаний (правоприменение).15 Это свойство методов свидетельствует о неразрывном единстве между субъектом (органом государственной власти) и объектом управления. Применение нормативных или индивидуальных методов обусловлено характером решаемых задач, продолжительностью управленческих отношений, качественным составом участников и другими факторами.

Юридическая регламентация методов государственной власти придает им большую значимость, обязательность, повышает эффективность управленческого воздействия. Это достигается путем нормативного правового закрепления последствий, наступающих в результате осуществления такого воздействия. Совершенно очевидно, что правовое опосредование методов государственной власти дисциплинирует субъектов, которые их применяют, минимизирует негативные последствия данной деятельности.

В то же время отдельные методы осуществления государственной власти реализуются и в рамках внеправовых форм (организационные действия и материально-технические операции). Выбор формы осуществления метода в конечном итоге обусловлен характером решаемых задач и тем результатом, который желает получить субъект управления.

Методы государственной власти реализуются в определенных условиях. В данном случае речь идет об управленческой среде, предопределяющей выбор методов воздействия для организации эффективной деятельности системы управления. Проблема выбора всегда вызывает определенные трудности для властвующего субъекта.

Метод осуществления государственной власти является собственным инструментарием государственных органов для реализации ими государственно-властных полномочий, в то время как другие методы используются большим числом участников общественных отношений и могут распространяться в том числе и на указанные субъекты. Поэтому к числу признанных большинством ученых стоит относить такие методы осуществления государственной власти, как убеждение и принуждение, которые являются универсальными методами государственно-властной деятельности.16

Убеждение как метод властного воздействия носит с позиции объекта управления относительно-позитивную нагрузку, является упреждающим средством реализации управленческих задач и функций, призвано стимулировать проведение мероприятий преимущественно морального воздействия. Убеждение является либеральным приемом воздействия на сознание подвластного субъекта, поскольку предполагает на основе вербального, воспитательного, организованного, поощрительного или иного созидательного акта добровольное и сознательное восприятие им целесообразности императивно-предписываемого характера деятельности. С этих позиций заслуживает внимания характеристика некоторыми учеными метода убеждения как лишь психического воздействия, в результате которого властная и подвластная воли будут совпадать, не найдя открыто выраженного ни психологического, ни физического противодействия со стороны подвластного.

В российской правовой доктрине всегда взыскательно относились к вопросу о методах осуществления государственной власти. В этой связи обращалось внимание на недолговечность власти, основанной исключительно на насилии и акцентировали внимание на нравственную обусловленность власти. Так, С.Л. Франк писал: «Власть, основанная на авторитете, есть власть над душами, в ее основании лежит свободный акт веры в годность и признанность властвующего в правомерность его полномочий. В этом отношении, как всякий социальный институт, есть отношение двухстороннее: властвующий и подчиненный совместно входят в отношение и активно его строят».17

Рассмотрев характеристику методов осуществления государственной власти, мы приходим к выводу о том, что существует объективная необходимость их изучения. С учетом высокой динамики общественных отношений существует объективная необходимость выработки рекомендаций, направленных на повышение эффективности функционирования государственных институтов посредством реформирования методов осуществления государственной власти.

Глава 2. Органы государственной власти

2.1. понятие и признаки органа государственной власти
Признаки государственной власти:

- является властью публичной (официально управляет делами всего общества в целом) и политической, т.е. она регулирует отношения между большими и малыми социальными группами и, будучи относительно обособлена от общества (социально неоднородного в лице классов, этносов, наций, национальных меньшинств и т.п.), руководит им в интересах той его части, большей или меньшей, которая овладела этой властью (служит инструментом реализации воли политических сил, стоящих у власти);

- является суверенной властью, т.е. в сфере государственных дел обладает верховенством, самостоятельностью и независимостью по отношению к какой-либо иной власти как внутри государства, так и за его пределами;

- осуществляется на постоянной основе специальным аппаратом власти (государственным аппаратом);

- обладает монопольным правом применять принуждение на территории своего действия (территории государства);

- обладает монопольным правом налогообложения определенных лиц, находящихся на территории государства (для формирования бюджета - казны государства);

- распространяется на всех лиц (физических, юридических), находящихся на территории государства (исключение: например, иностранные дипломаты);

- издает нормативно-правовые акты.18

Государство осуществляет свои функции при помощи государственного аппарата, определенной совокупности органов государственной власти. В сфере конституционно-правового регулирования находятся порядок образования (формирования) органов государственной власти, их система, конституционный статус, основы взаимоотношений различных звеньев государственной организации и гражданского общества.

Орган государственной власти характеризуют следующие признаки:

- Орган государственной власти - это в традиционном понимании, как правило, организация, коллектив, объединенный общностью целей и родом деятельности, ибо организация есть прежде всего управляемое единство людей. Сюда входят и представительные (законодательные) органы государственной власти, и исполнительные органы, и органы судебной власти, и органы прокуратуры.

- Орган государственной власти наделен частью единого фонда государственной собственности. Материальные средства выделяются ему для реализации конкретных функций. Он имеет свою смету, фонд заработной платы, помещения, оборудование и т.д. Государство уделяет укреплению материально-финансовой базы своих органов постоянное внимание.

- Орган государственной власти отличают государственно-властные полномочия, позволяющие ему выступать от имени и по поручению государства, наиболее эффективно осуществлять творческую организаторскую деятельность. Ядром государственно-властных полномочий является его компетенция, т.е. закрепленные в законе права и обязанности, позволяющие выступать от имени государства и издавать обязательные веления.

- Государственно-властные полномочия реализуются присущими только конкретному органу власти методами, средствами и способами, в которых наиболее отчетливо выражаются его созидательная роль и социальное назначение. Это методы организации, убеждения, поощрения. Однако государство на современном этапе не может отказаться и от принуждения, применяемого после того, как исчерпаны иные методы.

- Орган государственной власти отличается своей структурой, со - подчиненностью его отдельных подразделений, что позволяет различать коллегиальные и единоначальные органы, а служащих органа подразделять на представителей власти, специалистов и вспомогательный технический персонал.19

Порядок возникновения органа государственной власти, его компетенция и структура определяются вышестоящим государственным органом или населением на референдуме.
2.2. принципы системы органов государственной власти
Система органов государственной власти в России базируется на определенных принципах, выражающих сущность государственной организации, ее содержание. Таковыми принципами являются:

- единство системы;

- разделение властей;

- демократизм.

Эти принципы закреплены в Конституции РФ.

Единство системы органов государственной власти обусловлено государственной волей народа. Конституция РФ, принятая на референдуме, закрепляет систему органов государственной власти и их наименования (ст.11). В ней также определено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст.3).20 Он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать себе власть в Российской Федерации. Подчеркнем, что государственная воля народа первична по отношению к воле всех иных субъектов. Она обеспечивает и единство российского многонационального государства, и единство органов государственной власти.

Разделение властей - теоретическая и законодательная основа системы органов государственной власти государства. В теории конституционного права этот принцип рассматривается в широком смысле - в качестве основы конституционного строя и подлинной свободы человека, показателя демократичности государства. Советское государственное право, как известно, отрицало принцип разделение властей, рассматривало его как проявление теории буржуазной государственности. Конституция РФ закрепляет, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (статья 10).21

Принцип разделения властей базируется на функциях государства, которое, осуществляя свое социальное предназначение, создает для этого специальные органы и наделяет их соответствующей компетенцией. Разделение властей проявляется и в запрете для органа осуществлять функции, принадлежащие другому органу государственной власти. Необходимы также взаимный контроль и ограничение власти. При соблюдении названных условий система органов государственной власти будет работать слаженно. Разделение властей, однако, не следует рассматривать как самоцель. Оно является условием не только организации и функционирования органов государственной власти, но и плодотворного сотрудничества всех ветвей власти. Отказ от такого сотрудничества неминуемо приведет к краху всей системы государственной власти.

Демократическая сущность Российского государства определяет целевую программу деятельности всей системы органов государственной власти. Каждый орган государства и их система в целом призваны служить интересам человека и общества. При этом общечеловеческие ценности должны иметь приоритетное значение перед ценностями региональными, этническими или групповыми. Демократизм системы органов государственной власти государства проявляется и в порядке их формирования, и в принципах деятельности. В современных условиях наиболее демократичным способом создания того или иного органа государственной власти являются свободные выборы. Так, Президент РФ, высшие должностные лица субъектов Федерации, депутаты всех представительных (законодательных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления избираются посредством свободных выборов, которые согласно Конституции РФ и действующему законодательству проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Демократизм системы органов государственной власти выражается и в отчетности должностных лиц государственных органов, депутатов перед избирателями, населением. Конституционное законодательство предусматривает правовую ответственность органов государственной власти и должностных лиц перед населением. Так, законодательно закреплена возможность отзыва избирателями депутатов, выборных должностных лиц.

Система органов государственной власти - это обусловленная функциями государства и национальными традициями совокупность органов государственной власти и их подразделение на отдельные виды.

Органы государственной власти многообразны и могут быть разделены на виды по ряду оснований.

По месту в системе разделения власти можно выделить законодательные, исполнительные, судебные органы, органы прокуратуры, избирательные органы (комиссии), а также органы глав государства, субъектов Федерации.

По месту органов в иерархии власти выделяются: высшие (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ); центральные (министерства, ведомства); территориальные (региональные и местные органы федеральной власти). На высшие, центральные и территориальные также делятся органы власти субъектов Федерации.

По способу формирования состава выделяются: выборные (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Президент РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации); назначаемые путем избрания (Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека); формируемые на основании законодательства о государственной службе и трудового законодательства (министерства, ведомства); смешанные (Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации).

По первичной нормативной основе деятельности выделяются: учреждаемые конституциями, уставами (высшие органы государственной власти); учреждаемые в силу закона (избирательные комиссии); учреждаемые актами Президента РФ, Правительства РФ, главами субъектов Федерации (министерства, ведомства).

По кадровому составу выделяются: единоличные (Президент РФ, главы субъектов Федерации); коллективные (правительство, министерства).

По способу волеизъявления существуют: единоначальные (единоличные, министерства); коллегиальные (представительные (законодательные) органы, правительство, избирательные комиссии).22

В зависимости от формы государственного устройства выделяются: федеральные органы государственной власти; органы государственной власти субъектов Федерации. Система федеральных органов государственной власти Российской Федерации включает Президента РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу), Правительство РФ, министерства, федеральные службы, агентства. В эту систему входят также Центральный банк РФ с его отделениями на местах, органы прокуратуры РФ, судебные органы (за исключением конституционных (уставных) судов субъектов Федерации и мировых судей). К общефедеральной системе относятся также администрации федеральных округов. Но они имеют статус не органов государственной власти, а государственных органов.23

Система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Эту систему составляют: представительные (законодательные) органы; главы (руководители высших исполнительных органов власти) субъектов Федерации; исполнительные органы власти (администрации, министерства, комитеты, управления); конституционные (уставные) суды, мировые судьи.

По объему компетенции все органы делятся на органы обшей компетенции (представительные (законодательные) органы, глава государства, Правительство); органы специальной компетенции (министерства, ведомства, Счетная палата).

Несмотря на то, что органы государственной власти весьма разнообразны, в своей совокупности они представляют собой единую систему, олицетворяющую государственную власть. Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех властных органов возложено на Президента РФ (ч.2 ст.80 Конституции РФ).24

Заключение
Государственная власть - это средство управления обществом, которое опирается на авторитет силы. Она является публичной и политической. Публичная власть государственная имеет возможность управлять всем общество в целом, а являясь одновременно политической, она реализует волю политических сил, которые стоят у власти.

Выражаясь иначе, государственная власть - это возможность государства подчинять себе составляющие элементы общества, принимая за основу методы государственного принуждения.

Государственная власть считается развитой в случае, если ее формирование и осуществление носит правовой характер, если она признает и обеспечивает права и свободы человека, которые формируются обществом, если государственная власть включена в систему культуры права общества.

Государственная власть - это, прежде всего, всеобщность. То есть, в данном случае государственная власть должна распространяться на все слои общества. Понятие развитого состояния государственной власти используется как критерий оценки ее других состояний, в том случае, если учитывается уровень развития правовой культуры и правосознания субъектов власти.

Кроме этого, государственная власть - это публичность, суверенность, легитимность, легальность.

Современное понимание государственной власти выделяет ее первичные и вторичные субъекты. Под первичными субъектами подразумевается гражданское общество, на котором основывается легитимность государственной власти. Только оно наделено правами учреждать или изменять государственную власть. Присвоение этих прав любым другим субъектом с правовой точки зрения является преступлением и рассматривается как произвол.

Вторичным субъектом государственной власти является любой орган государственной власти. Им может быть руководитель государства, национальное собрание, правительство. Данные органы государственной власти невозможно создать без непосредственного участия первичных субъектов государственной власти, то есть народа. Органами государственной власти являются также министерства, комитеты, ведомства, посредством которых осуществляются конкретные полномочия, реализующие функции государства. Каждый субъект государственной власти выполняет ее особую функцию, что является важным условием, которое обеспечивает системность власти.

Таким образом, первичные субъекты осуществляют учредительную власть, а вторичные субъекты - исполнительную, законодательную, контрольную и судебную государственную власть.

Совокупность органов, которые свободно осуществляют государственную власть, называется система государственной власти.

Каждый орган государственной власти - это достаточно сложная организация, которая имеет разветвленную структуру.

Список использованной литературы


  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс»

  2. Беляева О. М. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие / О. М. Беляева. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2018. – 311 с.

  3. Бошно С.В. Теория государства и права: учебник / С. В. Бошно. - 3-е изд., переработанное. – М.: Юстиция, 2016. - 406 с.

  4. Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник / А. Б. Венгеров. – М.: Омега–Л, 2016. – 607 с.

  5. Вишневский, А. Ф. Общая теория государства и права: курс лекций / А. Ф. Вишневский. – Минск: Тесей, 2017. – 369 с.

  6. Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие для бакалавриата / Н. А. Власенко. – М.: Норма, Инфра-М, 2018. - 478 с.

  7. Войтович В.Ю. Теория права и государства: учебное пособие / В. Ю. Войтович. – Ижевск: Удмуртия, 2014. – 287 с.

  8. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко – М.: Проспект, Издательство Московского университета, 2018. - 636 с.
    Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. – М.: Норма, Инфра-М, 2017. - 463 с.

  9. Марченко, М. Н. Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко. – М.: Проспект, 2016. – 636 с.

  10. Общая теория государства и права: учебник / А. Ф. Вишневский, Н. А. Горбаток, В. А. Кучинский. – Минск: Академия МВД, 2018. – 478 с.
    Смоленский М. Б. Теория государства и права: учебник / М. Б. Смоленский. – М.: Дашков и К°: Академцентр, 2016. – 318 с.

  11. Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник / В. Д. Перевалов. – М.: Юрайт, 2015. – 428 с.

  12. Радько, Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров / Т. Н. Радько. - Москва: Проспект, 2016. - 495 с.

  13. Рассказов Л. П. Теория государства и права: учебник/ Л. П. Рассказов. – М.: РИОР: Инфра–М, 2014 – 473 с.

  14. Теория государства и права: курс лекций: учебник / А. А. Воротников и др. – М.: Норма: Инфра–М, 2018. – 639 с.

  15. Теория государства и права: пособие / Е. А. Зорченко, Н. А. Полящук, Н. М. Юрашевич. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2016. – 307 с.

  16. Теория государства и права: схемы с комментариями: учебное пособие / М. Н. Марченко, Е. М. Дерябина. – М.: Проспект, 2015. – 198 с.

  17. Теория государства и права: курс лекций: учебник / [А. А. Воротников и др.]. – М.: Норма, Инфра-М, 2017. - 639 с.

  18. Теория государства и права: учебник / [А. В. Малько и др.]. – М.: КноРус, 2016. - 400 с.

  19. Теория государства и права: учебник / А. В. Малько, В. В. Нырков, К. В. Шундиков. – М.: Норма, 2012. – 431 с.

  20. Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко, Е. М. Дерябина. – М.: Проспект, 2016. – 432 с.

  21. Теория государства и права: учебник / О. В. Старков, И. В. Упоров. – М.: Дашков и Кº, 2015. – 370 с.

  22. Теория государства и права: учебное пособие / В. И. Власов, Г. Б. Власова. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2018. – 331 с.

  23. Теория государства и права: учебное пособие для высших учебных заведений / А. А. Иванов и др. – М.: КноРус, 2015. – 381 с.

  24. Теория государства и права: элементарный курс: учебное пособие / А. В. Малько, В. В. Нырков, К. В. Шундиков. – Москва: КноРус, 2017. – 239 с.

  25. Теория государства и права: схемы с комментариями: учебное пособие / М. Н. Марченко, Е. М. Дерябина. – Москва: Проспект, 2017. – 198 с.

  26. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: учебник / В. Н. Хропанюк. – Москва: Омега–Л, 2015. – 323 с.





1 Теория государства и права: пособие / Е. А. Зорченко, Н. А. Полящук, Н. М. Юрашевич. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2016. – с. 202


2 Теория государства и права: учебник / О. В. Старков, И. В. Упоров. – М.: Дашков и Кº, 2015. – с. 102

3 Теория государства и права: учебник / О. В. Старков, И. В. Упоров. – М.: Дашков и Кº, 2015. – с. 104

4 Теория государства и права: учебник / А. В. Малько, В. В. Нырков, К. В. Шундиков. – М.: Норма, 2012. – с. 105


5 Теория государства и права: схемы с комментариями: учебное пособие / М. Н. Марченко, Е. М. Дерябина. – Москва: Проспект, 2017. – с. 77


6 Теория государства и права: схемы с комментариями: учебное пособие / М. Н. Марченко, Е. М. Дерябина. – Москва: Проспект, 2017. – с. 98.


7 Теория государства и права: курс лекций: учебник / А. А. Воротников и др. – М.: Норма: Инфра–М, 2018. – с.90

8 Теория государства и права: курс лекций: учебник / А. А. Воротников и др. – М.: Норма: Инфра–М, 2018. – с. 76

9 Теория государства и права: курс лекций: учебник / [А. А. Воротников и др.]. – М.: Норма, Инфра-М, 2017. – с. 90


10 Хропанюк В. Н. Теория государства и права: учебник / В. Н. Хропанюк. – Москва: Омега–Л, 2015. – с. 203

11 Рассказов Л. П. Теория государства и права: учебник/ Л. П. Рассказов. – М.: РИОР: Инфра–М, 2014 – с. 102

12 Беляева О. М. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие / О. М. Беляева. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2018. – 3с. 102


13 Войтович В.Ю. Теория права и государства: учебное пособие / В. Ю. Войтович. – Ижевск: Удмуртия, 2014. – с. 201


14 Войтович В.Ю. Теория права и государства: учебное пособие / В. Ю. Войтович. – Ижевск: Удмуртия, 2014. – с. 206


15 Марченко, М. Н. Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко. – М.: Проспект, 2016. – с. 519


16 Теория государства и права: схемы с комментариями: учебное пособие / М. Н. Марченко, Е. М. Дерябина. – М.: Проспект, 2015. – с. 77


17 Теория государства и права: схемы с комментариями: учебное пособие / М. Н. Марченко, Е. М. Дерябина. – М.: Проспект, 2015. – с. 82

18 Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник / В. Д. Перевалов. – М.: Юрайт, 2015. – с. 98


19 Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник / В. Д. Перевалов. – М.: Юрайт, 2015. – с. 98

20 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс»

21 Радько, Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров / Т. Н. Радько. - Москва: Проспект, 2016. – с. 212


22 Радько, Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров / Т. Н. Радько. - Москва: Проспект, 2016. – с. 129

23 Радько, Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров / Т. Н. Радько. - Москва: Проспект, 2016. – с. 138


24 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс»




написать администратору сайта