Главная страница
Навигация по странице:

  • По дисциплине: Современная история Казахстана

  • СОДЕРЖАНИЕ Введение

  • Партия Кадетов- конституционные демократы

  • 1.3 Партия Үш Жуз и Шуро-и-ислами………………………………………....

  • 1.Политические партии и течения в Казахстане

  • 1.1 Партия Эсеров и Партия Кадетов- конституционные демократы

  • Список использованной литературы

  • Усиление партийного контроля в общественной жизни, направленное. Политические партии большевики, кадеты, эсеры, Алаш, Уш Жуз, Шурои исламия, Шуроиулемия


    Скачать 58.94 Kb.
    НазваниеПолитические партии большевики, кадеты, эсеры, Алаш, Уш Жуз, Шурои исламия, Шуроиулемия
    Дата25.10.2020
    Размер58.94 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаУсиление партийного контроля в общественной жизни, направленное .docx
    ТипРеферат
    #145552

    С этим файлом связано 2 файл(ов). Среди них: Эссе. Эволюция развития казахской государственности.docx, КУРСОВАЯ РАБОТА.docx.
    Показать все связанные файлы
    Подборка по базе: Определить длительность технологического и производственного цик, Современные партии.pptx, Практ. зад. Политические элиты и политическое лидерство 2 и 4 гр, PR и неформальные политические коммуникации.docx, Политические партии в политической системе общества - StudentLib, Политические партии и течения в Казахстане.docx, первые партии.pptx, PR и неформальные политические коммуникации.docx, первые партии.docx, Аграрный и Рабочий вопрос в программе Российской Социал-Демократ




    РЕФЕРАТ

    Тема: Политические партии: большевики, кадеты, эсеры, «Алаш», «Уш Жуз», «Шуро-и- Исламия», «Шуро-и-улемия»

    По дисциплине: Современная история Казахстана

    Подготовили: Аскарова Жулдыз

    (ПЭНГ) -20 ТиПО р/о ДОТ

    Преподователь: Марфуга Нурсултан

    Атырау, 2020

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение…………..……………………………………………………………....……3

    1.Политические партии и течения в Казахстане.…… ………….…………….…4

    1.1 Партия Эсеров и Партия Кадетов- конституционные демократы…..…4

    1.2 Партия "Алаш"………………………………………………………………..6

    1.3 Партия Үш Жуз и Шуро-и-ислами………………………………………....8

    Заключение…………………………………………………………………….……..12

    Список использованной литературы…………………………………………..…13

    Атырау, 2020

    Введение

    Еще в годы первой мировой войны национально-освободительное движение казахов оформляется в три течения, сформировавших политические партии. Вокруг газеты «Қазақ» группируется наиболее значительная часть патриотически-настроенной интеллигенции, выступающей за автономию Казахстана и проведении в крае прогрессивных реформ. Эта группа позже оформилась в партию «Алаш». Духовенство и клерикально-настроенная интеллигенция южных областей Казахстана, входившие в состав туркестанского генерал-губернаторства, образовали партии «Шура-ислам» и «Шура–улема». Следующее течение было порождено революционными группировками. Это течение в 1917 году оформилось в партию «Ұш жүз-Казахская социалистическая партия».

    Начало XX века в Казахстане ознаменовалось ростом классового самосознания казахского народа. Национальное движение в казахском обществе было неоднородным, существовали его различные течения, ядром которых стала национальная интеллигенция. 

    Национальная идея начала ХХ века созревала под влиянием трех факторов. Во-первых, кризиса всей системы жизнеобеспечения традиционного общества, что поставило под сомнение дальнейшую судьбу и исторические перспективы казахского народа. Во-вторых, роста потенциала либерализма в России. В-третьих, расширения географии и масштабов национально-освободительного движения и рост классового самосознания казахского народа. Цель и задачи казахской национальной идеи приобрели конкретные очертания в годы первой русской революции. Схватки между партиями и общественно-политическими течениями метрополии по вопросам государственного строя и демократии, стачки и восстания против самодержавия и социально-экономического неравенства заставили задуматься как национальную интеллигенцию, так и народные массы, служили призывом к действию, стали школой возмужания.


    1.Политические партии и течения в Казахстане

    В последние несколько лет в различных сферах Казахстана можно наблюдать ряд весомых преобразований. При этом следует учитывать, что подобные изменения в экономических и социальных формациях также влекут за собой крупные политические реформы. Именно поэтому невозможно не отметить существующую в настоящее время партийную систему и политические партии Казахстана. Ранее бывшая в прямом подчинении Советского Союза страна постепенно стала самостоятельным суверенным государством, в котором можно наблюдать демократический режим и развитие институтов политической системы.

    Появление различных политических партий и общественных движений в Казахстане дали стране новый виток к развитию, где власть прекратила использовать тоталитарные методы управления и значительно реорганизовала всю систему политической власти. Прежде чем говорить о современном этапе становления и развития политических партий, следует обратить внимание на давно минувшие дни. Политические партии Казахстана в начале 20 века начали образовываться к 1917 году. Особое внимание следует обратить всего на пару из них, которые играли весьма заметную роль в политической жизни страны.

    1.1 Партия Эсеров и Партия Кадетов- конституционные демократы

    В течение XIX–XX вв. одним из основных элементов политической системы стали партии. Их значение в России 1917 года было особенно велико, так как деятельность государственных органов оказалась блокирована революционно настроенными массами.

    На протяжении 1917 г. на политической арене России действовали более 150 общероссийских и национальных партий. По своим программам они делились на либеральные и социалистические (существовавшие к 1917 г. консервативные партии после отречения Николая II потеряли свою идеологическую основу и фактически исчезли). Внутри каждого из этих направлений существовала сложная дифференциация, определяемая доктринальной и организационной спецификой.

    Кадеты представляли собой левое крыло российского либерализма. Деятельность партии нашла отражение в большом количестве источников: в течение 1917 г. года кадеты провели четыре съезда, ряд конференций, выпускали около 20 газет, брошюры, огромное количество плакатов и листовок.

    В.И. Ленин определял эту партию как «буржуазную» и ненавидел ее всеми фибрами души. На самом деле она являлась партией вузовских преподавателей и юристов, врачей и земских служащих. Естественно, она оказалась самой образованной партией России: из 48 членов Центрального комитета, избранного в феврале 1916 г. на 6 съезде партии, 40 имели высшее образование, (из них 1 академик, 10 профессоров), 2 – незаконченное высшее, 1 – среднее, об образовании пятерых историкам не известно. По своему интеллектуальному уровню это была партия, которая более чем какая-либо другая была способна адекватно оценить происходящие в стране процессы. Поэтому именно кадеты сформировали первый состав, программу Временного правительства и получили в нем пять портфелей из 11. Свою задачу они видели в том, чтобы довести страну до Учредительного собрания. Кадеты выступали за введение политических свобод, четкое разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, широкое местное самоуправление и вместе с тем – за сильную центральную исполнительную власть.

    К маю численность партии выросла до 100 тыс. человек. Она развернула широкую агитационную работу. Но ее влияние в правительстве и обществе стремительно таяло.

    В обстановке стремительного распада государства и развала экономики состоявшийся в июле 9-й съезд партии высказался за установление в стране временной военной диктатуры.Среди общероссийских социалистических партий основную роль играли эсеры (партия социалистов-революционеров), меньшевики и большевики.

    Самой большой по численности партией в течение 1917 г. была партия социалистов-революционеров – эсеров. В течение года они провели два съезда, ряд конференций. Делегации эсеров были на всех общероссийских съездах и совещаниях. Социалисты-революционеры в течение года выпускали более сотни различных периодических изданий.

    Эта партия росла быстрее, чем другие: летом 1917 г. она насчитывала около 1 млн. членов. В нее записывались иногда целыми деревнями, фабриками и полками, поэтому в теоретических представлениях таких «членов партии» существовал большой разброс. Впрочем, и среди партийного руководства не было ясности относительно ближайших целей партии. А.Р. Гоц, Н.Д. Авксентьев, А.Ф. Керенский, Б.В. Савинков считали, что вопрос о социалистическом переустройстве общества пока является отдаленной политической целью. По их мнению, даже наиболее развитые страны Запада не имели необходимых предпосылок для перехода к социализму. Поэтому задачу революции они видели в демократизации политического строя, что делало их естественными союзниками кадетов.

    Эсеры рассматривали Советы не как органы власти, а как одну из форм организации масс, как средство обеспечения демократических преобразований. «В Советах рабочих и солдатских депутатов, мы видели не органы, конкурирующие с правительством для захвата власти, а центры сплочения и политического воспитания трудящихся классов, созданных для обеспечения влияния этих классов на ход революции».

    Летом руководство партии начало осознавать пагубность низовой инициативы масс. Однако выступить против этого партия не могла в силу своей революционной природы. Как не могла и занять четкую антибольшевистскую позицию. Из партии выделилось левое крыло. Ее лидеры – Б.Д. Комков, М.А. Спиридонова – видели спасение России в прорыве к социализму с помощью мировой революции. Левые эсеры на полгода стали активными союзниками большевиков.

    1.2 Партия Алаш

    Партия «Алаш» (1917–20 г.г.) – казахская партия, примыкавшая по идеологии к партии кадетов. Председатель партии – Алихан Букейханов. Официальный орган партии – газета «Қазақ». Образована из группы членов партии кадетов – этнических казахов, оформившейся во время событий 1905 года.

    Весной 1917 года во всех казахских областях стали проходить съезды, на которых обсуждалась дальнейшая судьба Казахстана. Проект программы партии «Алаш», опубликован- ный перед выборами в Учереди- тельное собрание России, ставил в качестве первоочередных задач всеобщее избирательное право, пропорциональное национальное представительство, демократическую Российскую федеративную республику с президентом и законодательной Думой, равенство автономий, входящих в состав России, демократические свободы, отделение церкви от государства, равноправие языков и др. В ноябре 1917 г. на выборах в Учредительное собрание партия «Алаш» получила большинство голосов и 43 депутатских места. По количеству голосов, полученных на выборах в Учредительное собрание (262404 голоса), «Алаш» занимала 8 место среди полусотни партий, существовавших в России накануне Октябрьской революции. После длительной подготовки в июле на первом общеказахском съезде (21-28 июля 1917 года) в Оренбурге было принято решение об организации партии, выработке программы и выдвижении кандидатов в Учредительное собрание. 5 октября 1917 года партия получила название «Алаш», а 21 ноября того же года в газете «Казах» был опубликован проект программы партии, написанный А. Букейхановым и другими лидерами национальной демократической интелегенции.

    На втором общеказахском съезде в декабре 1917 г. была провозглашена Алашская автономия и сформирован временный Народный Совет, которому присвоено наименование «Алаш-Орда». Предусматривалось последующее утверждение конституции Алашской автономии Всероссийским Учредительным собранием.

    Партию «Алаш» возглавили – Алихан Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, Халел и Дж. Досмухамедовы, М. Тынышпаев, Елдос Омир, Абдулхамит Жуждыбай, Магжан Жумабаев. Программа партии, принятая на Втором общеказахском съезде в декабре 1917 года. Включала в себя требования национально-территориальной автономии Казахстана в составе демократической России, всеобщего избирательного права, свободы слова, печати, союзов, неприкосновенности личности, изменения аграрной политики в пользу казахов. Региональная конференция в Ташкенте в августе 1917 года выработала более радикальный проект автономии казахов и предложила сделать общенациональным органом газету «Бірлік жуы», редактором которой был Мустафа Шокай.

    Отвергая насилие, алашевцы выступали против диктатуры одного класса над другими, были несогласны с большевиками по вопросу о классово-репрессивной природе государства как орудия классового угнетения. В этом смысле алашевцы солидаризовались с социалистами-демократами России, считавшими, что в демократическом обществе возможна гармонизация интересов различных классов в рамках правового государства.

    Алашевцы в своей программе выступали за наиболее передовую тогда президентскую форму правления и демократический характер выборов, обеспечивающий участие в выборах «всех без различия происхождения», а также неприкосновенность личности, свободу слова, печати и союзов.

    Как трезвые реалисты-прагматики алашевцы не увлекались голым поверхностным популизмом и национализмом и тем более экстремизмом. Этим объясняется их мужественная гражданская позиция, занятая ими вопреки господствовавшим в казахском обществе мнениям и настроениям и поверхностно оцененная некоторыми исследователями как «предательство» ими национальных интересов казахов. А. Букейханов, А. Байтурсынов и М. Дулатов опубликовали в августе 1916 года письмо-обращение «Гражданам Алаша», где они выступили с призывом не сопротивляться приказу российского правительства о призыве на военно-тыловые работы. «Отказаться от этого нельзя, власть нам этого не простит, она на законных основаниях применит репрессивные меры. В степь выйдут войска – народ лишится покоя, одинаково пострадают и люди, и скот, нарушатся основы уклада... Военное положение для народа равносильно катастрофе».

    Партия «Алаш» предполагала устроение обществено-политической жизни в соответствии с европейскими демократическими политическими ценностями. В то же время доминировавшая в культурной элите западническая культурно-цивилизационная ориентация не означала разрыва с тюркским и исламским миром.

    Партии «Алаш» не удалось осуществить национальную консолидацию в 1917–1919 г.г. Причины состояла в наличии ряда противодействовавших факторов.

    1.3 Партия Үш Жуз и Шуро-и-ислами

    «Уш жуз» – казахская социалистическая партия, партия радикально-пробольшевистски настроенных слоев населения.Политические взгляды партии «Уш жуз», возникшей в конце 1917 г., характеризуются противопоставлением партии «Алаш», поскольку «Ушжузовцы» придерживалась политической платформы левых социалистов-революционеров (эсеров), эсеровской концепции объединения рабочих, крестьян, городской мелкой буржуазии в аморфный класс «людей труда». На практике ее активное политическое развитие шло в сторону консолидации с большевиками и к июню 1918 г. большинство «Уш жуз» приняло сторону большевиков. В газете «Революционная мысль» (Омск) 17 ноября 1917 года сообщалось: «Группа киргиз, не удовлетворенных программой национальной киргизской партии «Алаш», организованной известным кадетом Букейхановым, организовала особую социалистическую партию «Уш-Жуз», цель партии – объединение тюрко-татарского племени в России и требование федеративного устройства Российской Республики».

    Предположение А. Букейханова о «западнической» ориентации на оппозиционные российские партии подтвердилось в факте присоединения радикальных элементов казахской интеллигенции к ведущей революционной партии – партии большевиков. С другой стороны, частичное подтверждение его тезиса об ориентации на мусульманские татарские партии проявилось в эклектичности воззрений «Уш жуз». Эта эклектичность проявлялась в сочетании требования тюрко-татарской федерации и популистских лозунгов, близких большевистскому «Вся земля – крестьянам!», включения «справедливых требований шариата в закон казахского суда», хотя согласно программе партии «Алаш», часть гражданских дел и так предполагалось отнести в компетенцию духовных судей-казиев.

    Эта партия сумела распространить свое влияние главным образом в северо-восточных областях Казахстана. ЦК находился в Омске. Основателем ее был Мукан Айтпенов. Но деятельность «Үш жұз» связана, прежде всего, с именем Колбая Тогусова. Этот политический деятель выдвинулся на арену общественной жизни и стал широко известен на исходе 1917 года, хотя в политику вошел еще в период первой российской революции 1905–1907 года. Печатным органом была газета «Үш жұз». Партия «Үш жұз» была политическим объединением мелкобуржуазных демократов, членами «которой было часть мелких чиновников, кустарей, учителей, фельдшеров, учащихся. По мере поляризации политических сил в Казахстане «Уш жуз» все более и более стала смыкаться с большевиками и противопоставляла себя партии «Алаш», выступила против создания «Алаш-Орды». Во время гражданской войны в марте 1919 года был расстрелен, как советский деятель К. Тогусов, также были арестованы и казнены другие лидеры «Уш-Жуз». Лишившись лидера, партия прекратила свое существование.

    «Шура-и-Ислями» (март, 1917г. – январь, 1918г.) (в переводе с арабского «совет Ислама» или «Исламский совет») – организация исламизма и тюркизма, политическая организация Туркестана, основанная 17 марта 1917 г. в Ташкента. В «Шура-и-Ислями» вошли представители национальной буржуазии и интеллигенции, феодалов и мусульманского духовенства. Возглавлял ее лидер джадидизма М. К. Абдурашидзанов.

    Идеология «Шура-и-Ислями» базировалась на трех тесно взаимосвязях между собой элементах. Этнические консолидации тюрко-мусульманских народов в силах достижения ими национальной самоопределения деструктивного влияния (русской революции) установило на общую этническую и религиозную идентичность тюрко-мусульманских народностей.

    Газета «Шура-и-Ислями», а затем замешавшая ее газета «Кешаш» (Совет) выступали в качестве каналов пропаганды и информирования настроя о деятельности и текущих мероприятий партий.

    С 16 по 23 апреля 1917 г. состоялся краевой съезд партии «Шура-и-Ислями» где присутствовали делегаты, от 42 местных отделений. Съезд, выражая интересы местных зажиточных слоев населения выступил за национальную – религиозную автономию Туркестана. В составе буржуазной России высказался в поддержку Туркестанского комитета временного права и наметил проведение некоторых реформ в области просвещения и быта. Съезд высказался за создания «краевого совета Туркестанских мусульман »

    Со временем своего возникновения «Шура-и-Ислями» стремилась к возможно более тесному союзу с политическими партиями национально-демократического характера, в том числе, и которые, выступали за отделение религий от государства. Например, на третьем мусульманском съезде, состоявшийся 2 ноября 1917 г. и принявшим решения о непризнание советской власти, представители «Шура-и-Ислями» приняли участия наравне с делегатами от «Алаш», меньшевистских и эсеровских партий.

    В «Шура-и-Ислями» постоянно шла борьба за руководство между джадимами и улемистами (Высшее духовенство), в июле 1917 г. улемисты вышли из «Шура-и-Ислями» и организовали свою организацию «Шура-и-Улема».После установления советской власти в городе Ташкенте лидеры «Шуры-и-Ислами» переехали в город Коканд, где провели 4-й чрезвычайный краевой мусульманский съезд. На съезде было провозглашено создание Кокандской автономии. Однако в начале 1918г. Кокандская автономия была свернута военным путем.

    В то же время СНК Туркестана и местные советы за антисоветскую деятельность распустили партию «Шура-и-Ислями». В подполье руководителей «Шура-и-Ислями» в союзе с Российскими белогвардейцами, улемистами продолжали борьбу с советскими властями.

    Исламисты стояли на позициях «чистого ислама», а сторонники тюркизма отличались модернизмом и прагматизмом. Это привело к тому, что «Шуро-и-Ислами» первоначально объединяла эти два направления. Но через три месяца после своего образования в июне 1917 года от нее отделилась организация «чистого ислама» «Шуро-и-Улема». Улемисты во главе со своим лидером адвокатом С. Лапиным стояли на позициях «осуществления законных прав мусульман на самоопределение, построенных на чисто мусульманских принципах и началах шариата».

    Заключение

    Начало XX века в Казахстане ознаменовалось ростом классового самосознания казахского народа. Национальное движение в казахском обществе было неоднородным, существовали его различные течения, ядром которых стала национальная интеллигенция.

    Помимо двух главенствующих оппозиций в общественной жизни существовали иные политические партии и движения в Казахстане. Партия "Шуро-и-исламия" предназначалась для защиты прав исключительно коренного населения Туркестана. В основу ее идеологии была положена идея федерализма. Партия "Иттифок-и-муслимин" предлагала воссоздать в составе России автономную страну Туркестан. Данная политическая партия Казахстана опиралась главным образом на представителей мусульманского духовенства, но при этом в партийных документах ярко проявлялись демократические начала - всеобщее бесплатное начальное образование, единый налог и 8 часовой рабочий день. Кадеты в пику всем предлагали создать конституционную монархию, ибо она являлась гарантом единой и неделимой России.

    Также они предлагали продолжить переселенческую политику. Эсеры в начале своего появления в Казахстане имели определенную популярность из-за своего осуждения колониальной политики. Они предлагали раздать всю имеющуюся землю в собственность народа. Именно таким образом выглядела картина политических партий и движений в Казахстане на момент своего начала. К сожалению, после создания СССР идея политической системы практически утратила свой смысл и мало использовалась из-за доминирующего положения всего одной партии.

    Список использованной литературы

      1. Перуашев А.Т., Бабакумаров Е.Ж. Многопартийные выборы в контексте политической стабильности в Казахстане. Алматы, 200г.

      2. Карсаков И. Государство и партии (классификация и правовое регулирование общественно-политических объединений в Казахстане). // Мысль 9, 2005г.

      3. Шмачкова Т.В. Мир политических партий. // Полис 1-2 1992 г.Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980.


    написать администратору сайта