Главная страница
Навигация по странице:

  • Учитель. Ребята, к нам в гости напрашивается одно вещество. Вы должны отгадать, кто это

  • Учитель. К какому классу веществ относится вода

  • 1) Как надо обращаться с химическими веществами при выполнении работ 2) Что надо делать при попадании кислот и щелочей на кожу 3) Как правильно нужно разбавлять кислоты

  • Ребята, вы посмотрели два опыта. Какой же вывод напрашивается по ним

  • Учитель. Какие вещества называются основаниями

  • Кто-то стер часть записи, что же делать

  • Учитель. Дайте определение солям. Как классифицируются соли

  • 4) Какой металл не реагирует с соляной кислотой а) Натрий; б) серебро; в) цинк. 5) Вещества какой пары могут реагировать между собой

  • 4) Что из перечисленного не подходит для характеристики соляной кислоты

  • Учитель. С какой трудностью вы столкнулись и как вы решили эту проблему Что понравилось и не понравилось на уроке Почему

  • Как Кислота подсудимой стала В чем преступленье ее заключается Иль в наказании она не нуждается

  • Может, меня он все ж оправдает

  • химия. Оксиды.Кислоты.Соли.Основания-Бекенова Азалия. План урока по теме Оксиды. Кислоты. Соли. Основания


    Скачать 195.82 Kb.
    НазваниеПлан урока по теме Оксиды. Кислоты. Соли. Основания
    Анкорхимия
    Дата08.10.2020
    Размер195.82 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОксиды.Кислоты.Соли.Основания-Бекенова Азалия.docx
    ТипПлан урока
    #141709

    Подборка по базе: 8. ПЛАН-КОНСПЕКТ.doc, Задание на практическое занятие по теме 5.2.rtf, Эссе по теме Система российского права.docx, Учебный план по джазовой импровизации .docx, Макроэкономическое планирование и прогнозирование.doc, AKHD Бизнес план kursovaya_Moskvitin_.docx, Материалы по теме 1.5. Правоотношение.doc, Конспект урока по математике для детей с ТНР (2 класс) Тема Табл, ЖД план.pdf, Практикум по теме Мораль и нравственность.docx

    План урока по теме:
    «Оксиды. Кислоты. Соли. Основания»

    ХОД УРОКА
    1. Организационный момент, вступительное слово учителя о целях урока
    Учитель.
    Химия – такая есть наука,

    Учить ее по книжкам – скука:

    Формулы, законы, элементы,

    Уравнения... И прочие моменты.

    Из нее, однако, можем мы узнать,

    Что и как, и надо ли взрывать,

    Что нельзя нам с вами есть и пить,

    Чтоб потом себя не хоронить,

    Из чего все вещи, что вокруг…

    Они возникают просто вдруг!

    Чтобы это знать и более,

    Учат химию в нашей школе.
    На доске записана тема:
    «Важнейшие классы неорганических соединений»



    Учитель. Целью сегодняшнего урока является повторение и обобщение знаний по этой теме в занимательной форме.
    Ребята, если вы обратили внимание на доску, то, наверное, заметили, что от названия темы вниз идут четыре стрелки. Пустые места под стрелками мы будем заполнять по мере отгадывания загадок.

    • «Их получают путем горения

    Или сложных веществ разложения.

    В них два элемента, один – кислород.

    Я отнесу к ним и известь, и лед».


    Какие это вещества?
    (О т в е т. Оксиды.)
    • «Они имеют кислый вкус.

    В них изменяет цвет лакмус.

    А если активный металл попадет,

    Получим мы соль и еще водород».
    (О т в е т. Кислоты.)
    • «В каких веществах у фенолфталеина

    Бывает не жизнь, а сплошная малина?»
    (О т в е т. Щелочи.)
    • «Хлориды и нитраты,

    Сульфаты, карбонаты

    Я без труда и боли

    Объединю в класс...»
    (О т в е т. Соли.)
    2. Повторение свойств оксидов

    Учитель. Ребята, к нам в гости напрашивается одно вещество. Вы должны отгадать, кто это?
    Сценка «Кто я?»
    Я у древних химиков самым главным веществом считалась. «Начало всех начал», – говорил греческий ученый Фалес, живший в VI в. до н.э. и утверждавший, что окружающий мир возник из меня – «первичной материи». Я в древности считалась матерью жизни и смерти. Мне поклонялись, а по преданиям древней Руси во мне жили русалки и водяные.
    Я у древних народов Азии в прошлом служила причиной войн и борьбы.
    Я являюсь вечным двигателем, который не ломается, не ржавеет, не горит, не гниет и никем не уничтожается.
    Кто я?
    (О т в е т. Вода.)

    Учитель. К какому классу веществ относится вода?
    Какие вещества называются оксидами?
    Приведите классификацию оксидов.
    Несколько учеников приглашаются к доске.
    Учитель. Ваши знания об оксидах мы проверим экспериментально. Заглядывая в опорную схему (схема 1), вам надо доказать, что СuО и СаО – основные оксиды, а СО2 – кислотный оксид. Но перед тем как выполнять эту работу, мы проведем экзамен по технике безопасности. На чью голову я буду надевать переходящую корону ТБ, тот будет задавать вопросы.
    Схема 1.Оксиды




    1) Как надо обращаться с химическими веществами при выполнении работ?
    2) Что надо делать при попадании кислот и щелочей на кожу?

    3) Как правильно нужно разбавлять кислоты?
    4) Как правильно держать пробирку при нагревании жидкости?
    Пока ученики у доски размышляют над своими экспериментами, мы с вами проведем игру «Как получить оксид?»
    Самостоятельная работа
    Формулы каких оксидов вы должны вписать в клеточки с вопросительными знаками? (По принципу «крест-накрест», например формулу оксида углерода(IV) пишут в нижней правой клетке, а марганца – в верхней второй клетке.)
    После завершения работы – устная проверка ответов.
    К а р т о ч к а № 1

    К а р т о ч к а № 2



    Учитель. Ну а теперь, будущие химики, расскажите о своих экспериментах.
    Учащиеся у доски демонстрируют и комментируют опыты.
    3. Повторение свойств оснований
    Учитель. А теперь, ребята, понаблюдаем за моими действиями.
    (Проводит опыт взаимодействия натрия с водой и одновременно читает стих.)
    «Я очень маленького роста

    И получаюсь очень просто:

    Берут стакан, а в нем вода;

    Теперь кладут металл сюда.

    Хлопок! И взрыв! И сноп огня!

    И вы получите меня.

    Хоть польза от меня огромная,

    Натура я довольно скромная.

    Вот индикатор влей сюда,

    И я краснею от стыда…»


    О чем идет речь?
    (О т в е т. NaOH.)
    А теперь, ребята, проведем лабораторную работу. Перед вами вода, оксид кальция, фенолфталеин. Вы должны доказать, что СаО – основной оксид. Что при этом получается? О чем говорит изменение цвета фенолфталеина?

    Ребята, вы посмотрели два опыта. Какой же вывод напрашивается по ним?
    Ученик. Основания получаются при взаимодействии активного металла с водой и оксидов активных металлов с водой.
    Учитель. Когда-то вы сочиняли стишки о разных веществах. Вспомните, пожалуйста, стишок, посвященный основанию.
    Ученик.
    Если в формуле заметишь –

    Впереди металл стоит

    И своей ОН-подвеской

    Как большим хвостом вертит,

    Ты не думая ответишь:

    «Знаю, это – гидроксид».

    Но гидроксид – начало названия,

    А класс веществ – основания.

    Учитель. Какие вещества называются основаниями?
    Вспомните классификацию оснований (схема 2).
    Схема 2



    Основания и их свойства
    Ребята, растворимые основания или щелочи у нас есть в лаборатории, нам их присылают. А вот нерастворимых оснований готовых нет. Мы их получаем сами, проводим опыты. Ваша задача – получить Cu(ОН)2.
    Я, конечно, могу вам немного подсказать теоретически... У меня здесь спрятана запись уравнения реакции получения Cu(ОН)2.

    Кто-то стер часть записи, что же делать?
    ... + ... = Сu(ОН)2 + ...
    Восстановите запись в тетрадях. И получите практически из веществ, данных в пробирках, Сu(ОН)2.
    Один ученик восстанавливает запись на доске, другой проводит опыт взаимодействия CuSO4 с NaOH на демонстрационном столе.
    В это же время с классом проводится с а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а.
    Самостоятельная работа
    Из предложенного списка веществ выбрать основания и отдельно расположить щелочи и нерастворимые основания.
    К а р т о ч к а № 3
    NaOH, HCl, LiOH, Cu(OH)2, H2SO4, Fe(OH)3, CaO, CO2, Ca(OH)2, Al(OH)3.
    К а р т о ч к а № 4
    KОН, H2SO4, Ba(OH)2, Fe(OH)2, CuO, SO2, Zn(OH)2, Pb(OH)2, Al2O3, HNO3.
    Ученики вместе с учителем проверяют правильность выполнения работы.
    4. Повторение свойств кислот
    Учитель. Ребята, немного прервемся и послушаем в вашем исполнении стихотворную пьесу «Суд над кислотой» (см. приложение).
    Ученики декламируют заранее подготовленную мини-пьесу.
    Учитель. Дайте определение кислотам. Как классифицируются кислоты? (Схема 3; таблица)
    Схема 3
    Свойства кислот



    Проведем небольшую исследовательскую работу. Перед вами три пронумерованные пробирки. Вам надо определить, в какой пробирке находится кислота. (Набор реактивов NaOH, H2SO4, Н2О, метилоранж.)
    А теперь проведем конкурс «Вращающиеся круги». Вы должны совместить эти диски (рис. 1) таким образом, чтобы формулы кислот в окошках соответствовали названиям их солей.



    Рис. 1. «Вращающиеся круги». Круг «а» соединен с кругом «б» так, чтобы, вращая их, можно было увидеть в окошках формулы кислот

    Учитель. Если в кислоте атом водорода я заменю на атом металла, то что я получу? Напишите формулы веществ, которые получаются при взаимодействии натрия и кальция со всеми кислотами из таблицы (см. таблицу).
    Таблица
    Состав кислот. Соли
    (Учащиеся пишут формулы солей, затем все вместе их проверяют.)
    Мы получили с вами соли.
    5. Повторение свойств солей

    Учитель. Дайте определение солям. Как классифицируются соли?
    А теперь пять человек отправляются в путешествие в царство Солей (схема 4 «Лабиринт»). Если формула вещества соответствует приведенному под ней названию, то вы переходите к следующему пункту по стрелке «да», если не соответствует – по стрелке «нет». Можно войти в любой «вход». Но правильный «выход» только один – «пункт Г». Остальные работают со мной. Назовите мне соль, с которой мы ежедневно сталкиваемся дома. (Ученики отвечают, что это поваренная соль.)
    Схема 4

    Лабиринт



    Ученые подсчитали, что человек в день употребляет 12–15 г поваренной соли. Сосчитайте, сколько соли вы потребляете за месяц, за год. Сколько соли вы съели за свою жизнь (14 лет).
    Ученики проводят подсчеты, проверяют вместе с учителем.
    За месяц: 15 г•30 = 450 г, за год: 450 г•12 = 5,4 кг,
    за 14 лет: 5,4 кг•14 = 75,6 кг.
    6. Подведение итогов
    Учитель. Теперь мы с вами подведем итоги. Перед вами опорная схема «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений» (схема 5).
    Схема 5
    Генетическая связь между основными классами неорганических соединений



    Повторяя свойства и способы получения этих веществ, мы пришли к выводу, что они между собой взаимосвязаны.


    Рис. 2. Забавная рожица для ответов на вопросы теста. Верхний ряд кружков соответствует ответу «а», средний – «б», нижний – «в». Если ответы верные, то получается улыбка, как показано на рисунке

    И для закрепления того, что мы с вами прошли, выполним тест. В задании по вариантам выберите правильный ответ и обведите красной ручкой или фломастером соответствующие точки на рисунке (рис. 2). А теперь эти точки соедините линией. Затем поднимите свои работы, и я увижу ваши улыбки.
    Т е с т
    В а р и а н т 1.
    1) Из предложенного перечня выберите основной оксид:
    а) Na2O; б) SO3; в) Р2О5.
    2) В результате взаимодействия оксида серы(VI) с водой образуется:
    а) основание; б) кислота; в) соль.
    3) В растворах щелочей фенолфталеин имеет цвет:
    а) бесцветный; б) синий; в) малиновый.

    4) Какой металл не реагирует с соляной кислотой?
    а) Натрий; б) серебро; в) цинк.

    5) Вещества какой пары могут реагировать между собой?
    а) NaOH + HCl; б) NaCl + Zn; в) Аu + H2SO4.
    В а р и а н т 2.
    1) Из предложенного перечня выберите кислотный оксид:
    а) СО2; б) СаО; в) K2О.
    2) В результате взаимодействия оксида натрия с водой образуется:
    а) кислота; б) щелочь; в) соль.
    3) В растворах щелочей лакмус имеет цвет:
    а) бесцветный; б) фиолетовый; в) красный.

    4) Что из перечисленного не подходит для характеристики соляной кислоты?
    а) Сильная;
    б) двухосновная;
    в) бескислородная.

    5) Вещества какой пары могут реагировать между собой?
    а) Zn + НСl;
    б) Fe(OH)3 + SiО2;
    в) Ag + H2SO4 (разб.).
    7. Домашнее задание
    Учитель. Пришла телеграмма: «Пропали вещества А и В, вместо них появилось неизвестное вещество С».
    Вам надо разыскать эти вещества. Итак, вы отправляетесь на поиски:
    SО3 + H2O —> А;
    СаО + H2O —> В;
    А + В —> С.
    О ходе вашего путешествия и поисков напишите или нарисуйте (в виде какой-нибудь творческой работы), а на следующем уроке мы подведем итоги ваших работ.
    8. Заключение и критерии выставления итоговой оценки

    Учитель. С какой трудностью вы столкнулись и как вы решили эту проблему? Что понравилось и не понравилось на уроке? Почему?
    (Выслушивается мнение одного-двух учеников. Подводятся итоги.)
    1) Если все задания выполнены и бо'льшая часть оценок «5» – поставьте «5»;
    2) если все задания выполнены, но преобладает оценка «4» – поставьте «4»;
    3) если задания сделаны на оценку «3» или «4», или есть прочерки – поставьте «3»;
    4) если вы не справились с двумя и более заданиями – поставьте прочерк.
    Урок заканчивается гимном:
    «Мы рождены пролить все то, что льется.

    Просыпать то, чего нельзя пролить.

    Наш класс химическим не зря зовется,

    Мы будем вечно химию любить.

    Все выше, и выше, и выше!

    К вершинам науки идем,

    Когда мы все школу закончим,

    Смелее по жизни пойдем!»
    ПРИЛОЖЕНИЕ
    Суд над кислотой
    СУДЬЯ.
    Суд мы начнем. Дело здесь непростое.

    Суд мы вершим над самой Кислотою.

    Скажет пусть речь Прокурор наш сначала:


    Как Кислота подсудимой стала?


    В чем преступленье ее заключается?


    Иль в наказании она не нуждается?
    ПРОКУРОР.
    С жалобой многие в суд обращались,

    Что при общении с ней обжигались.

    Скажут еще – при ее попадании

    Гибнет металл, разрушаются здания.

    Мрамор, гранит украшают строения,

    Их разрушает она, к сожалению.

    Язву желудка она вызывает,

    Если в избытке в нем пребывает.

    Зубы крошатся, ожоги на коже...

    На преступление это похоже.

    Если вдруг дождик кислотный прольется,

    Многим тогда от нее достается:

    Травы пожухнут, лес высыхает,

    Рыба в озерах порой исчезает.

    Губит природу она без сомненья,

    Очень тяжелое то преступление.

    Надо сказать, что особенно скверная

    Та кислота, что зовем мы все cерная.

    Если уж где-то она и прольется,

    То чернота лишь вокруг остается.

    И, обращая слово к суду,

    Требую я наказать Кислоту!
    СУДЬЯ.
    Итак, господа, суд продолжается,

    Слово Защитнику предоставляется.
    АДВОКАТ.
    Я заявляю, что это шантаж!

    Кого подвергала она опасности,

    Тот никогда не учил инструктаж

    По технике безопасности!

    Чтоб с кислотой без опаски общаться,

    Надо лишь знать, как с ней обращаться…

    Так, например, чтобы жертвой не стать,

    Надо вам знать, что к чему приливать.

    Только незнайки не помнят, наверное,

    Как разбавляют кислоту серную.

    Если решили ее разбавлять,

    В воду должны вы ее приливать.

    Она тяжелее, на дно оседает,

    Между молекул воды проникает,

    Не будет ожогов и тяжких последствий,

    Не будет причин для судов и следствий.

    Если незнайка, наоборот,

    На кислоту вдруг воду польет,

    То, чуть коснувшись, вода закипает –

    Брызги летят и в глаза попадают.

    Если пролил кислоту на одежду,

    Сам виноват, потому что невежда,

    Свойства кислот не учил ты прежде,

    И результат вот – дыра на одежде.
    СУДЬЯ.
    Свидетели дело сейчас прояснят,

    Вызывается фармацевт-гомеопат.
    ФАРМАЦЕВТ-ГОМЕОПАТ.
    Я расскажу вам о пользе кислот,

    Может, не знает о них наш народ.

    Если ты проглотил аскорбинку,

    Твой организм получил витаминку.

    Знай, закрывает болезням врата

    Аскорбиновая кислота!

    Если простыли, болит голова,

    Вас аспирин выручает сперва.

    Яблоко ешь – кислый вкус красота,

    В яблоке – яблочная кислота.

    Яблочный уксус по ложечке пейте,

    И обязательно вы похудеете.

    Уксус столовый на кухне хранится –

    Для консервации он пригодится.

    Но и компресс из него помогает,

    Быстро он жар при простуде снижает.

    Фрукты и овощи, щавель, крапива

    Кислоты содержат – и это не диво.

    Есть в муравьях и крапиве невинная

    С виду совсем кислота муравьиная.

    Жжет она кожу, но есть в ней и прок –

    Ваш ревматизм она вылечит в срок.

    Лучше не жуйте косточки вишни

    И абрикосов – это все лишнее.

    Будет вам плохо – диагноз такой:

    Синильной отравлены вы кислотой.

    Думаю, что совсем не приукрашу,

    Если хвалить буду я простоквашу,

    Есть в ней молочная кислота –

    Молодость ваша и красота.

    Аминокислот в организме полки,

    В цепях они образуют белки.

    А без белков нет ни мышц и ни кожи,

    Скажите, на что же мы будем похожи?!

    СУДЬЯ. Директор завода – свидетель второй,

    С серной давно он знаком с кислотой.
    ДИРЕКТОР.
    Вам известно уже, наверное,

    Очень важна кислота серная.

    И без нее нам, как ни крутись,

    Верьте не верьте, не обойтись

    При производстве красок и лаков;

    Нефть очищает прекрасно от шлаков.

    Аккумуляторы автомобилей

    Без кислоты бы нам не послужили.

    Надо нам ее не судить,

    А по достоинству оценить.
    СУДЬЯ. Ну а теперь подсудимой слово.
    КИСЛОТА.
    Я объяснить все вам готова,

    Если права я, суд пусть решает,


    Может, меня он все ж оправдает?

    В чем виновата я? Не понимаю...

    Что я умею, то выполняю.

    Беды все там от меня случаются,

    Где люди со мною не так обращаются.

    Построили заводы разные,

    Летят из труб вещества газообразные,

    С водой образуют кислот целый ряд,

    Ну а потом нас во всем винят.

    Кто виноват в этом? Человек!

    Сам сокращает прекрасный свой век!
    СУДЬЯ.
    Слово защитнику предоставляем,

    Как поступить с кислотой – решаем!
    АДВОКАТ.
    Много свидетели здесь говорили,

    Думаю я, что всех убедили,

    Что осуждать кислоту не стоит:

    Что-то разрушит, а больше построит.

    Надо учесть все это суду.

    Требую я оправдать кислоту!
    СУДЬЯ.
    Так, господа, суд прекращаем,

    И кислоту мы сегодня прощаем.

    Стоит совет всем хороший дать:

    Свойства кислот продолжать изучать!
    Л и т е р а т у р а
    Лычкова Г.Е. Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений. 8 класс. Химия (ИД «Первое сентября»), 2003, № 23; Зайковский И.И. Занимательная химия. М.: Учпедгиз, 1961; Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 8 класс. М.: Просвещение, 1998; Тыльдсепп А.А., Корк В.А. Мы изучаем химию. М.: Просвещение, 1988; Устяк В.В., Федотова Л.Г. Химия в схемах и тестах. Для абитуриентов и учащихся 11-х классов. Чебоксары, 2001; Хомченко Г.П. Химия: для подготовительных отделений вузов. М.: Высшая школа, 1981.


    написать администратору сайта